Развитие ловкости у учащихся 5 классов с использованием народных. спортивных и подвижных игр.
статья по физкультуре (5 класс) на тему
Народные и спортивные игры очень интересны детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_milakova_m.v.doc | 49 КБ |
statya_milakova_m.v.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У УЧАЩИХСЯ
ПЯТЫХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НАРОДНЫХ, СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Милакова М.В.,учитель физкультуры
МОУ СОШ №12 «с углубленным
изучением отдельных предметов» г.Губкин.
Задача физического воспитания детей – правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также обучение важными двигательными навыками.
Вот уже третий учебный год, с 2008-2009 учебного года для повышения эффективности уроков физической культуры и модернизации содержания физического образования в современных условиях, в Белгородской области проводится региональный эксперимент: «Содержание и организация занятий физической культуры в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр». Эксперимент предусматривает включение в уроки физической культуры в 5-8 классах народных подвижных игр.
Учащиеся пятых классов, преемственно развиваясь, после начальной школы, с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного рода игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д
Воспитание физических качеств в переходном - от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения, физические знания. Физическое развитие ребенка подразумевает под собой овладение основными физическими качествами, такими как: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Физические качества ребенка совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
В период занятий в школе развитие ловкости у детей идет по пути образования новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучаю широкому кругу разнообразных двигательных действий.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями.
Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы.
С целью воспитания ловкости, как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их применения, мы широко используем на уроках подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их применения. Здесь учителям физкультуры нашего города огромным подспорьем является созданный межведомственный физкультурно -оздоровительный центр на базе СК «Горняк». Использование базы спортивного комплекса как нельзя лучше обеспечивает достижение цели воспитания ловкости детей.
Систематическое разучивание с детьми новых упражнений приводит к развитию ловкости. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Для учащихся пятых классов наиболее подходящим средством развития ловкости является игра, т.к. игровой метод делает более доступным изучение сложных упражнений. Подвижные игры помогают оживить и разнообразить упражнения по развитию ловкости.
Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Игра – признанное средство общей физической подготовки учащихся. Освоение техники спортивных движений полноценно только при системном использовании подвижных игр.
Для развития ловкости можно использовать следующие виды игр:
1. Игры преимущественно с бегом.
“Салки”.
Выбирают одного водящего. Водящий называется салкой. Условно устанавливают границы площадки, на которой будут играть. Все разбегаются в пределах площадки, а водящий объявляет: “Я -салка!”– и начинает ловить играющих. Кого догонит и осалит, тот становится салкой и объявляет об этом остальным. Теперь начинает ловить новая салка, а все вместе с бывшим водящим убегают от нее в пределах площадки.
2. Игры с различными предметами (мячи, скакалки).
“Охотники и утки”.
Одна команда располагается по кругу диаметром 15-20 м. В середине круга произвольно располагаются игроки другой команды. Участники первой команды стараются попасть мячом в соперников. “Осаленные” игроки выходят из круга. Через определенное время команды меняются местами. Побеждает команда, “осалившая” больше соперников или сделавшая это раньше.
“Перестрелка”.
Игроки занимают пополам зал с пустым коридором на задней линии. Ведущий подбрасывает мяч между капитанами двух команд. Получив мяч, игрок должен попасть в противника. “Осаленные” уходят в противоположный коридор. Поймав мяч от своих он может вернуться на площадку. Выигрывает та команда, у кого останется больше игроков.
3. Игры с быстрой сменой движений.
“Гуси-лебеди”.
На расстоянии 15-20 м от линии старта, на которой находятся играющие, чертиться круг диаметром 2 м. Дети идут от линии старта по направлению к кругу, в котором располагается водящий. По сигналу они убегают за линию старта, а водящий старается кого-нибудь “осалить”. “Осаленные” помогают водящему.
“Тропинка”.
Играющие делятся на команды по 8-10 человек и образуют колонны. По команде “тропинка”– игроки приседают в колонне; “кочка”– делятся на 2 подгруппы и образуют два круга с поднятыми вверх руками. “Горка”– первая пара в колонне поднимает руки вверх, вторая– руки на пояс, остальные– на корточках. Выигрывает самая быстрая и точная команда.
4. Игры-соревнования (эстафеты).
“Бег пингвинов”.
Проводится как линейная эстафета. По сигналу игроки прыжками передвигаются по дистанции, зажав мяч коленями.
Эти упражнения и игры на ловкость используем не только на уроках физкультуры, но организуем в спортивном комплексе межшкольные соревнования между учащимися МОУ СОШ №12, №13, №3.
Включая школьников в соревновательную деятельность, проводимых в спортивном комплексе, мы активизируем их деятельность и повышаем эффективность обучения, делая уроки более разнообразными и интересными.
Список литературы:
1.Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. (Психология: Классические труды).
2.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.,
3.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. - №8. – с.134-136
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ У УЧАЩИХСЯ
ПЯТЫХ КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
НАРОДНЫХ, СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР.
Милакова М.В.,учитель физкультуры
МОУ СОШ №12 «с углубленным
изучением отдельных предметов» г.Губкин.
Задача физического воспитания детей – правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также обучение важными двигательными навыками.
Вот уже третий учебный год, с 2008-2009 учебного года для повышения эффективности уроков физической культуры и модернизации содержания физического образования в современных условиях, в Белгородской области проводится региональный эксперимент: «Содержание и организация занятий физической культуры в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр». Эксперимент предусматривает включение в уроки физической культуры в 5-8 классах народных подвижных игр.
Учащиеся пятых классов, преемственно развиваясь, после начальной школы, с большим удовольствием занимаются физической культурой. Особенный интерес вызывают у них различного рода игры: начиная от народных игр, заканчивая спортивными - баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис, бадминтон и т. д
Воспитание физических качеств в переходном - от младшего к среднему школьному возрасту имеет свои особенности. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее неизвестные упражнения, физические знания. Физическое развитие ребенка подразумевает под собой овладение основными физическими качествами, такими как: сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость. Физические качества ребенка совершенствуются в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
В период занятий в школе развитие ловкости у детей идет по пути образования новых форм координации движений. Чтобы успешно решить эти задачи, детей обучаю широкому кругу разнообразных двигательных действий.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Показателем ловкости является координационная сложность движений. Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями.
Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы.
С целью воспитания ловкости, как умения преобразовывать движения в связи с меняющейся обстановкой их применения, мы широко используем на уроках подвижные игры, бег и другие упражнения на местности, связанные с преодолением препятствий и ориентированием, при этом очень важно постоянно обновлять упражнения, менять условия их применения. Здесь учителям физкультуры нашего города огромным подспорьем является созданный межведомственный физкультурно -оздоровительный центр на базе СК «Горняк». Использование базы спортивного комплекса как нельзя лучше обеспечивает достижение цели воспитания ловкости детей.
Систематическое разучивание с детьми новых упражнений приводит к развитию ловкости. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Для учащихся пятых классов наиболее подходящим средством развития ловкости является игра, т.к. игровой метод делает более доступным изучение сложных упражнений. Подвижные игры помогают оживить и разнообразить упражнения по развитию ловкости.
Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
Игра – признанное средство общей физической подготовки учащихся. Освоение техники спортивных движений полноценно только при системном использовании подвижных игр.
Для развития ловкости можно использовать следующие виды игр:
1. Игры преимущественно с бегом.
“Салки”.
Выбирают одного водящего. Водящий называется салкой. Условно устанавливают границы площадки, на которой будут играть. Все разбегаются в пределах площадки, а водящий объявляет: “Я -салка!”– и начинает ловить играющих. Кого догонит и осалит, тот становится салкой и объявляет об этом остальным. Теперь начинает ловить новая салка, а все вместе с бывшим водящим убегают от нее в пределах площадки.
2. Игры с различными предметами (мячи, скакалки).
“Охотники и утки”.
Одна команда располагается по кругу диаметром 15-20 м. В середине круга произвольно располагаются игроки другой команды. Участники первой команды стараются попасть мячом в соперников. “Осаленные” игроки выходят из круга. Через определенное время команды меняются местами. Побеждает команда, “осалившая” больше соперников или сделавшая это раньше.
“Перестрелка”.
Игроки занимают пополам зал с пустым коридором на задней линии. Ведущий подбрасывает мяч между капитанами двух команд. Получив мяч, игрок должен попасть в противника. “Осаленные” уходят в противоположный коридор. Поймав мяч от своих он может вернуться на площадку. Выигрывает та команда, у кого останется больше игроков.
3. Игры с быстрой сменой движений.
“Гуси-лебеди”.
На расстоянии 15-20 м от линии старта, на которой находятся играющие, чертиться круг диаметром 2 м. Дети идут от линии старта по направлению к кругу, в котором располагается водящий. По сигналу они убегают за линию старта, а водящий старается кого-нибудь “осалить”. “Осаленные” помогают водящему.
“Тропинка”.
Играющие делятся на команды по 8-10 человек и образуют колонны. По команде “тропинка”– игроки приседают в колонне; “кочка”– делятся на 2 подгруппы и образуют два круга с поднятыми вверх руками. “Горка”– первая пара в колонне поднимает руки вверх, вторая– руки на пояс, остальные– на корточках. Выигрывает самая быстрая и точная команда.
4. Игры-соревнования (эстафеты).
“Бег пингвинов”.
Проводится как линейная эстафета. По сигналу игроки прыжками передвигаются по дистанции, зажав мяч коленями.
Эти упражнения и игры на ловкость используем не только на уроках физкультуры, но организуем в спортивном комплексе межшкольные соревнования между учащимися МОУ СОШ №12, №13, №3.
Включая школьников в соревновательную деятельность, проводимых в спортивном комплексе, мы активизируем их деятельность и повышаем эффективность обучения, делая уроки более разнообразными и интересными.
Список литературы:
1.Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с. (Психология: Классические труды).
2.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. – 192с.,
3.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. - №8. – с.134-136
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Аннотация. Методическая разработка, представленная Рожковой М.А., учителем английского языка ГБОУ ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...
Презентация обобщения опыта по теме "Развитие познавательной активности учащихся на основе использования приемов, методов и форм обучения активизирующих деятельность учащихся"
Обобщение опыта представлено в модульном варианте....
«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»
Презентация к методической разработке на тему: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка» ...
Методическая разработка "«Использование импровизации в развитии техники у учащихся класса общего фортепиано»
В музыкально-исполнительском обучении целенаправленное развитие техники - одна из важнейших сторон комплексного развития художественных и пианистических способностей.Данная импровизация очень проста, ...
Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования «Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)»
СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей…………………………………………..51.2. Особенности развития координационны...