Обобщение опыта внеклассной работы по физическому воспитанию
статья по физкультуре на тему

Описание опыта внеклассной работы по физическому воситанию: направления деятельности, работа спортивного кружка, участие в соревнованиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по физической культуре

Подготовила учитель физкультуры Зимина Е.А.

Введение

Физкультура является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в коррекционных школах 8 вида. Находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, эта дисциплина занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду, способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.  

Следовательно, говоря о социализации выпускника специальной коррекционной школы VIII вида как главной цели, нужно учитывать, что одной из основных составляющих его самостоятельной жизни является физическое здоровье, поэтому физическое воспитание необходимо рассматривать в числе приоритетных задач и создавать все необходимые условия для их успешного решения.

В нашей школе физическому воспитанию школьников уделяется достаточно внимания, и созданы все условия для занятий спортом. Кроме уроков физкультуры в школе ведется внеклассная работа, которая реализуется в трех направлениях:

  • организация и проведение спортивных праздников и мероприятий для учащихся разных возрастных категорий;
  • работа спортивного кружка;
  • подготовка и участие в спортивных соревнованиях различных уровней (городских, зональных, областных).

Имея небольшой опыт работы по физической культуре уже сегодня можно подвести некоторые итоги и сделать выводы.

  1. Организация и проведение спортивных праздников и мероприятий

Спортивные праздники и мероприятия проводятся согласно плану и обычно включают спортивные эстафеты и соревнования между участниками. Такие мероприятия являются действенным инструментом для развития индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков, они позволяют не просто выявить лучших спортсменов среди учащихся нашей школы, но и раскрывают внутренний потенциал каждого ребенка, стимулируют его к достижению лучших спортивных результатов. С большим удовольствием в спортивных мероприятиях принимают участие дети младшего и среднего школьного возраста.

За 2 года работы мной были проведены такие спортивные мероприятия как:

  • спортивный марафон, посвященный здоровому образу жизни;
  • спортивный праздник, посвященный В.М. Матвеевичу;
  • спортивно-игровые соревнования, посвященные 23 февраля, «Мужчины во все времена»;
  • веселые старты для малышей;
  • семейно-спортивная игра «Я, ты, он, она – наша дружная семья» и др.

Особое внимание мне хотелось бы обратить на мероприятия, которые имеют наибольший интерес среди школьников, в которых все без исключения учащиеся принимают активное участие.

1.1 День Здоровья

Стало традицией устраивать для детей «День Здоровья». Вот уже второй год подряд осенью все учащиеся нашей школы после торжественного открытия праздника выходят на спортивные площадки и демонстрируют свою физическую подготовку.

Учащиеся 6-9 классов показывают свои результаты, проходя этапы и выполняя контрольные упражнения – бег на 60 м, метание мяча на дальность, прыжки с разбега в длину, броски мяча в баскетбольное кольцо и другие.  Количество этапов соответствует количеству классов, а каждому классу выдается протокол, где фиксируются результаты участников. Чтобы на этапах не было путаницы и толкотни, в протоколе четко прописано: какому классу на какой этап следует идти. При подведении итогов ребята, имеющие лучшие результаты, награждаются грамотами и подарками. С учащимися среднего и старшего звена также проводится беговая эстафета, так выявляются победители не только среди школьников, но и среди классов.

С учащимися 5-4 классов проводятся веселые старты, поскольку прохождение нескольких этапов для них достаточно тяжелое испытание, также как и для учащихся 1-3 классов. В прошлом году они не привлекались к участию в соревнованиях, но участвовали в конкурсе рисунков «Если хочешь быть здоров – спортом занимайся!», в этом учебном году между самыми маленькими учащимися школы – второклассниками, была проведена спортивная игра «Здоровячок», имеющая соревновательный характер.

Надо сказать, что ребята с удовольствием принимают участие в соревнованиях, устанавливают свои личные рекорды, причем, в частых случаях выдают результаты, которые выше результатов, достигаемых на обычном уроке. Еще один плюс проведения Дней Здоровья состоит в том, что они являются первой ступенью в формировании ответственного и бережного отношения к своему здоровью, прививают практические навыки ЗОЖ, развивают двигательную активность учащихся на свежем воздухе.

1.2 Военно-патриотическая игра «Зарница»

В 2012-2013 учебном году с целью гражданского и патриотического воспитания детей и подростков посредством вовлечения их в военизированную игру-соревнование с учащимися нашей школы была организована и проведена игра «Зарница», посвященная празднованию Дня Победы. Данное мероприятие включало:

  • торжественную часть, на которой ребята вспомнили о великом подвиге русского народа, почтили память павших в годы ВОВ и ознакомились с ходом игры;
  • основную часть – прохождение учащимися 4-8 классов этапов, участие учащихся 1-3 классов в конкурсе рисунков «Пусть всегда будет солнце и мирное небо над головой!»;
  • подведение итогов, где награждались классы, набравшие наибольшее количество баллов.

В отличие от Дня Здоровья, игра «Зарница» включала этапы, целью которых было не только проверить физическую подготовку учащихся (например, «Снайперы» (метание в цель), «Марш-бросок» (эстафета 4 х 100 с грузом на скорость), «Минное поле» (прыжки), строевая подготовка), но и этапы, на которых нужно было продемонстрировать имеющиеся знания, умения и смекалку. «Шифровальщики» – на данном этапе нужно было расшифровать фразу. «Эксперты» – из разорванных частей восстановить «вражеское донесение». «Медсанбат» – суметь сделать перевязку.

Игра ребятам понравилась, они с увлечением и интересом выполняли предлагаемые им задания. В ходе игры помимо развития и укрепления физической подготовки, ребята воспитывают в себе морально-психологические качества, учатся взаимопомощи и взаимовыручки, быстрой реакции в решении нестандартных ситуаций. Я считаю, что и в будущем нужно проводить подобного рода мероприятия, которые, в первую очередь, нацелены на нравственное воспитание школьников, приобщение их к историческому, культурному и духовному наследию нашей страны.

Хочу добавить, что организуя спортивные мероприятия, я всегда учитываю возможности детей, их возраст, предлагаю выполнять физические упражнения, которые они знают и выполняют на уроках физкультуры, но немного в другой форме. Это делается для того, чтобы увлечь детей и придать мероприятию соревновательный характер.  

1.3 Прогулка на лыжах в лес

Говоря об организации внеклассной работы нельзя не сказать о прогулке на лыжах в лес, которая  была организована и проведена в феврале 2013 года. Участниками прогулки стали учащиеся 8-х классов. Предварительно с ними был проведен инструктаж по ТБ и правилам поведения в лесу. Но проблем с поведением  не возникло: ребята с удовольствием катались на лыжах в лесу, совершенствовали свои умения на спусках и подъемах, помогали и подбадривали друг друга. В результате, все участники прогулки, в том числе и мы с Жбанковой М.А. получили заряд бодрости, хорошего настроения и массу положительных эмоций. В будущем году данное мероприятие планируется повторить.

  1. Работа спортивного кружка «Спортивный ералаш»

Другой формой внеклассной работы по физической культуре является работа на базе школы спортивного кружка. Два года подряд на базе школы функционировала секция по мини-футболу, главной целью которой являлось повышение общего уровня здоровья, а стратегическими задачами – повышение спортивного мастерства и подготовка к соревнованиям. Надо сказать, что ребята, занимающиеся в секции – это те ребята, которые участвуют в соревнованиях не только по мини-футболу, но и другим видам спорта. По этой причине у меня возникла идея перепрофилировать секцию и создать спортивный кружок, где ребята планомерно могли бы готовиться к спортивным соревнованиям по различным видам спорта – волейболу, баскетболу, футболу, настольному теннису, лыжным гонкам, легкой атлетике, совершенствовать свои двигательные умения. Мной был предложен проект программы кружка «Спортивный ералаш».

Данная программа разработана на основе типовой программы для спортивных кружков и секций под редакцией С.М.Зверева и рабочей программы                                        по физическому воспитанию для общеобразовательных специальных (коррекционных) школ VIII вида. По своему содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному предназначению – досуговой, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.

Учитывая потребности учащихся нашей школы и желание посещать спортивную секцию с младшего школьного возраста, заниматься в секции может каждый ребенок 10 – 16 лет, прошедший медицинский осмотр и допущенный к занятиям врачом. К каждой возрастной группе (младшей и старшей) практикуется индивидуальный подход. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа. На данный момент кружок «Спортивный ералаш» посещают 30 детей (5-9 классы), разделенные на две группы по 15 человек в каждой. Младшая группа – учащиеся 5-6 классов занимаются по четвергам, старшая группа – учащиеся 7-9 классов – по средам.

Ожидаемые в ходе реализации программы результаты, это, в первую очередь:

  • оздоровление и физическое развитие детей;
  • формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
  • развитие волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, самообладания, что так необходимо для участия в спортивных соревнованиях.

Посещая кружок «Спортивный ералаш» в силу своих личностных интересов, у ребят повышается мотивация к здоровому образу жизни, сохранению и укреплению здоровья, формируется чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимоподдержки. Кроме того, учащиеся учатся решать следующие жизненно-практические задачи: уважительно вести себя по отношению к другим членам кружка и доброжелательно относиться к сопернику, правильно организовывать свой досуг, что, в свою очередь, способствует профилактике негативных явлений в свободное от уроков время.

  1. Подготовка и участие в спортивных соревнованиях различных уровней

Еще одним направлением внеклассной работы в школе является участие в соревнованиях различного уровня – школьных, городских, зональных, областных по самым разнообразным видам спорта, в которых  принимают участие воспитанники нашей школы. Участие в соревнованиях – это своего рода показатель того, каких результатов смогли добиться ребята, а над чем еще нужно поработать.

Традиционно воспитанники школы-интерната принимают активное участие в соревнованиях в зачет областной Спартакиады среди обучающихся и воспитанников образовательных и специальных (коррекционных) школ-интернатов. Результаты за 2 года выглядят следующим образом:

 п/п

Вид соревнований

Уровень

соревнований

Место

2011/12

2012/13

 1.

Шашки

Зональные

3

3

2.

 Волейбол

Зональные

3

2

3.

Баскетбол

Зональные

3

3

4.

Лыжные гонки

Областные

-

-

5.

Настольный теннис

Зональные

2

3

6.

Мини-футбол

Зональные

2

3

7.

Легкая атлетика

Областные

г.Н.Новгород

2

-

В городских соревнованиях результаты следующие:

Вид соревнований

2011-2012

2012-2013

1.

Лыжные гонки

3 место – Потехина Ирина

2 место – Малышев Дмитрий

3место – Шаманов Роман

2.

Веселые старты среди малышей

        3 место

2 место

3.

Спортивный туризм

1место – Ушаков Владислав

2 место – Шаманов Роман

3 место – Скобцов Даниил

4.

Легкая атлетика

1 место – Кирюхин Евгений

2 место –  Потехина Ирина

3 место – Шарков Дмитрий

Мохноногова Виктория

Не всегда нашим ребятам удается добиться желаемого результата. Победа – это, конечно, хорошо, но горечь поражения побуждает наших воспитанников к новым попыткам добиться успеха и утвердиться в собственном и общественном мнении. В этом году у ребят еще все впереди, над многим предстоит поработать, но имеющиеся результаты говорят о том, что в них есть внутренний потенциал, нужно только приложить усилия, чтобы его раскрыть. Внеклассная работа по физической культуре в этом отношении является приоритетным направлением, но многое зависит от самих ребят, их желании работать над собой и своими слабостями.

Заключение.

Подводя итог, хотелось бы сказать следующее. В должности учителя физкультуры я работаю всего третий год, но со своей стороны при поддержке руководства школы стараюсь создавать для учащихся все условия, позволяющие помочь каждому ребенку реализоваться, наметить свою высоту, увидеть даже самый малейший успех.

Моя личная позиция состоит в поиске активных форм и методов формирования здорового образа жизни  учащихся, включении каждого ученика в активную двигательную деятельность, создания среди учащихся атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки. Основными в моей работе считаю такие категории, как доброта, справедливость и требовательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Внеклассная работа по физическому воспитанию (баскетбол)"

Планирование работы секции баскетбола для трех возрастных групп.В приложении дается подробная сетка занятий для каждой возрастной группы....

«Формирование валеологической культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе по физическому воспитанию»

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста учащегося. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно,...

Образовательная программа "Внеклассная работа по физическому воспитанию". Флорбол.

Направленность деятельности: физкультурно-спортивнаяПродолжительность освоения программы: 3 годаВозраст учащихся: 5-11 классы...

Обобщение опыта "Внеклассная работа по немецкому языку"

В данной статье представлено обобщение опыта "Проведение внеклассных мероприятий о немецкому языку"....

Обобщение опыта. Внеклассная работа по русскому языку и литературе

Обобщение опыта. Внеклассная работа по русскому языку и литературе....

Обобщение опыта по работы по патриотическому воспитанию

28 ноября 2022 года в Саратове, на базе лицея «Солярис», состоялись соревнования по военно-спортивному многоборью среди юнармейских отрядов Саратовской области. Первое место в этом престиж...

Обобщение опыта по работы по патриотическому воспитанию

28 ноября 2022 года в Саратове, на базе лицея «Солярис», состоялись соревнования по военно-спортивному многоборью среди юнармейских отрядов Саратовской области. Первое место в этом престиж...