Упражнения с мячами для развития координационных способностей и ловкости младших школьников
учебно-методический материал по физкультуре на тему
Упражнения с мячами для развития координации и ловкости младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»
Упражнения с мячами для развития координационных способностей младших школьников
учитель физической культуры:
Леонов С. В.
Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом. Вот поэтому включение в программу физического воспитания учащихся 1 – 4 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывают. Как показали исследования, младший школьный возраст является одним из благоприятных для развития координационных способностей.
Овладение учащимися начальных классов рациональной техникой метания малых мячей положительно сказывается в будущем при освоении метания гранаты, копья, диска, толкании ядра. Более того, упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказывается на формировании учащихся разнообразных навыков при письме, рисовании, конструировании, резьбе, лепке и т.д.
Уже первые попытки в ловле, передаче и ведении мяча требуют от первоклассника проявления необходимых координационных способностей. Однако упражнения с мячом можно лишь тогда рассматривать как координационные, когда они на этапе начального и углублённого разучивания предъявляют повышенные требования к проявлению у занимающихся основных свойств координационных способностей - точности, быстроты, рациональности, а на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования – ещё и двигательной находчивости, т.е. умения применять навыки работы с мячом в различных условиях игровой деятельности.
Также, координационные упражнения должны содержать элементы новизны или являться для исполнения новыми и необычными.
И наконец, упражнения с мячами будут только тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся и в то же время выполняются:
- при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетании);
- при изменении привычного способа двигательного действия;
- в непривычных сочетаниях;
- при различных внешних условиях.
Далее будут приведены упражнения с большими мячами. Они направлены на развитие координационных способностей, относящихся к группе спортивно игровых двигательных действий. Вместе с тем на уроках в начальной школе эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали воздействие преимущественно на одну или несколько специфических координационных способностей. Это, например способность:
- к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий;
- способность точно воспроизводить, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений;
- способность к ритму и реакции.
Из данных упражнений можно подобрать и составить комплексы, определить число повторений с учётом возраста занимающихся и уровня их физической подготовки.
Примерные упражнения для развития координационных способностей на этапе начального разучивания двигательных действий с мячами:
- Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево) перед грудью, за спиной.
- Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки над головой, между ногами.
- В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча одной и двумя руками. То же стоя на полу ноги врозь на расстоянии 3-4 метров.
- Стоя в двух шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь. Первые игроки перекатывают двумя руками свои мячи партнёрам, стоящим напротив. Те, наклонившись вперёд, ловят мячи двумя руками и поднимают над головой. После этого накланяются вперёд и перекатывают мячи по полу первым номерам.
- Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
- Броски мяча вниз и ловля его двумя руками, а затем одной рукой.
- Мяч в правой (левой) руке. 1-подбросить мяч вверх; 2-поймать его той же рукой; 3-ударить мяч об пол; 4-поймать мяч.
- Мяч впереди в правой руке. Подбросить мяч вверх влево, поймать его левой рукой. Подбросить мяч вверх - вправо, поймать его правой рукой. В такт броскам и ловле мяча можно сгибать и разгибать ноги.
- Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу. Расстояние между партнёрами 2-4 метра. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.
- Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.
- Стоя в парах. Передача двумя руками из-за головы и ловля двумя руками.
- Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля двумя руками.
- Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и наоборот).
- Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его. То же после отскока мяча от пола и ловля его.
- Ведение мяча на месте.
- Ведение мяча вокруг партнёра.
- Ведение мяча правой левой рукой в ходьбе.
- Броски мяча поочерёдно правой (левой) рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками.
- Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую на высоте 1,5 – 2 метра.
- Броски мяча снизу, сверху, из-за головы в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2-3 метров.
- Броски мяча в корзину или круг на точность попадания.
Примерные упражнения для совершенствования координационных способностей на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий с мячом.
- Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.
- В парах во время ходьбы передача мяча при сближении и удалении партнёров.
- Передача мяча в парах при противодействии одного защитника.
- В парах на расстоянии 2 метров друг от друга. По сигналу учителя партнёры начинают передавать мяч друг другу заданным способом. Побеждает пара, сделавшая раньше всех 10 передач не уронив мяча.
- То же стоя в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки.
- Броски мяча в цель, установленную на высоте 1,5 – 2 метров, разными способами: после ловли, после ведения с фиксацией остановки.
- То же, но броски в горизонтальную мишень обруч, кольцо.
Методические указания к применению упражнений с мячами.
Чтобы учащиеся 1 – 4 классов успешно овладевали умениями и навыками в бросках и ловле больших и малых мячей демонстрировали высокий уровень развития координационных способностей учителю необходимо учитывать некоторые особенности использования упражнений. Так на уроке, в который включено обучение двигательным действиям с мячами, учащимся рекомендовано выполнять по 4-6 приведённых выше упражнений. При этом общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно быть достаточно большим – до 30-40 раз. Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.
При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых и доступных упражнений, к более сложным. Это надо учитывать при составлении комплексов.
В овладении двигательными действиями с большими мячами дети 7-10 лет показывают ярко выраженные индивидуальные особенности. Одни быстро и легко осваивают эти действия, другие обучаются им значительно дольше. Поэтому упражнения с мячами предоставляют хорошие возможности для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в обучении и совершенствовании.
Эстафеты и подвижные игры с мячами.
«Школа мяча». Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих по мячу. Перед каждой колонной на полу размечен круг диаметром 60-70 сантиметров. По сигналу направляющий, ударив мячом в круг двумя руками, уходит в конец колонны. После отскока мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание и т.д. Побеждает команда первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.
«Мяч в корзину». Команды стоят в колонны по одному перед линией броска за которой н расстоянии 2-4 метров установлены большие корзины или ящики. По сигналу первые номера в руках, которых по мячу, поочерёдно выполняют броски двумя руками снизу, стараясь забросить мяч в корзину. Игрок, выполнивший бросок становится в конец колонны. Побеждает команда, у которой больше попаданий.
Передвижения с мячом». Играющие строятся в колонны по одному. В руках у направляющих мячи. По сигналу участники поочерёдно выполняют различные задания. Пробегая с мячом указанное расстояние (6-10 метров). Способы передвижения с мячом: Держа мяч на ладони; ударяя мячом об пол с ловлей двумя руками; Ведение мяча одной рукой; ведя мяч ногами и т.д.
«Играй, но мяч не теряй». Каждый учащийся самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте зала. По сигналу все как можно быстрее должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают учащиеся, которые во время игры не получили штрафных очков.
Развивая координационные способности можно давать детям ещё ряд игр и эстафет: «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч», «Передача мяча», «Мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом» и т.д.
Эстафеты и подвижные игры можно включать в урок физкультуры лишь в том случае, когда применяемые в них действия достаточно хорошо освоены учащимися. В противном случае использование эстафет и подвижных игр может повлечь за собой образование неправильных навыков и умений.
Для совершенствования координационных способностей, проявляемых в упражнениях с мячами на уроках в 1-4 классах, проводится 1-2 эстафеты или подвижные игры.
Продолжительность этапов начального обучения и углублённого разучивания зависит от ряда обстоятельств: индивидуальные особенности школьников, наличия необходимого инвентаря, мастерства учителя. Однако в среднем на этап начального разучивания упражнений уходит примерно 6-8 уроков, а на этап углубленного разучивания 8-10 уроков. На этап закрепления и дальнейшего совершенствования до14 уроков. На этом освоение и совершенствование данных двигательных действий не заканчивается. Оно продолжается в 5-6 классах с использованием более сложных в координационном отношении упражнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"
Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...
«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»
Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования подвижных игр и упражнений для развития координационных способностей у младших школьников. В подобранных подвижных играх и упражнениях для уча...
План-конспект 5 класс." Закрепление техники перемещения,владение мячом и развитие координационных способностей",УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.
План-конспект 6 класс." Закрепление техники перемещения,владение мячом и развитие координационных способностей",УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях....
Развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У НЕСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА .……......1.1.Характеристика психофизического развития детей с нарушением слуха &helli...
Статья на тему: Использование элементов легкой атлетики, как средство развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом на уроках адаптивной физической культуры.
развитие координации у детей мл. шк. возраста...
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯКАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВОРАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НАЗАНЯТИЯХ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ К...