Стратегия и тактика учителя физической культуры в процессе социализации личности
статья по физкультуре на тему
Модель социализации личности в нашей школе формируется через учебный процесс, Культуротворческую школу, воспитательный процесс класса.
Социализация личности – это процесс принятия норм общества ребёнком, соответственно его возрасту, его сознанию, его потребностей, его возможностям.
Фундаментальным и основами этого сложного процесса социализации, за которыми будущее, от которого зависит будущее наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_dlya_interneta.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегия и тактика учителя физической культуры
в процессе социализации личности
Модель социализации личности в нашей школе формируется через учебный процесс, Культуротворческую школу, воспитательный процесс класса.
Социализация личности – это процесс принятия норм общества ребёнком, соответственно его возрасту, его сознанию, его потребностей, его возможностям.
Фундаментальным и основами этого сложного процесса социализации, за которыми будущее, от которого зависит будущее наших детей, на наш взгляд следующее:
1.Четко видеть модель социализации личности, т.е. цель, к чему стремимся.
Целью моей деятельности, как учителя физической культуры – не только создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников на уроках физической культуры, но и привитие норм здорового образа жизни. Ориентировать сознание ребёнка на сохранение своего здоровья, ориентировать мышление на принятие норм, вырабатывать привычку к правильному питанию, к занятию спортом, к здоровому проведению досуга.
2. Четко проанализировать ресурсы ( что и кто мне поможет в достижении цели).
Ресурсами выступают: правильно организованный процесс (три часа физической культуры по учебному плану в каждой параллели, выстроенные индивидуальные занятия( 1час в неделю), часы на работу со СМГ, секции); стандарт РФ, комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов, автор В.И.ЛЯХ, нормативы по физической культуре Барышевой Н.В.; программа развития личности, составленная классными руководителями в каждом классе с указанием особенностей ребёнка в физическом плане, психологическом, его потребностей и интересов, что помогает нам, учителям предметникам четко выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждому ребёнку; материальное оснащение спортивного зала (снаряды, тренажеры, спортивные площадки около школы, рядом прибрежная зона, бассейн, стадион, лес).
3. Направления своей деятельности (как я выстраиваю процесс достижения цели)
Наша деятельность осуществляется по следующим направлением: валеологическое, спортивное, эстетическое, психологическое. Все эти направления прослеживаются на каждом учебном уроке. Изучаем, например, с учащимися 5 классов на занятиях Культуротворческой школы – эпоху Античности, в рамках урока физической культуры 1 раз в две недели уделяем внимание теоретическим вопросам – изучаем историю развития спорта. Это помогает воздействовать на сознание ребёнка через образы эпосов, легенд, олимпийских чемпионов нашей страны – валеологическое и эстетическое направление. Одной из значимых составляющих является сохранение психологического здоровья, если ребёнок в гармонии со своими эмоциями, ещё Л.С. Выготский, говорил, что это и есть интерес, мотивация к обучению. С этой целью уроки сопровождает музыка, есть минуты танца, упражнения для снятия эмоционального напряжения, например, бег с нарастающим криком, всё это даёт психологическую разгрузку. Каждый ребёнок имеет свою роль в учебном процессе на уроке: теоретик, координатор группы, член жюри, руководитель разминки (в стиле фитнес, аэробики и т.д.), ответственный за готовность к уроку. Каждый имеет своё поручение и отвечает за его исполнение. Это даёт возможность реализовать себя каждому ребёнку.
4. Формы, методы, приёмы (за счет чего идёт достижение цели)
В модели социализации личности наряду с управлением мы отводим особую роль используемым технологиям, формам и методам. В своей педагогической практике я использую следующие методы и приёмы. На теоретических моментах: метод дискуссионности ( он направлен на определение своего собственного личного взгляда на мировые достижения в области спорта, на развитие и формирование своего здоровья и т.д.), метод сравнения ( направлен на создание ситуации, где сравниваются и анализируются норматив какой я должен достичь, мой результат на данный момент, что я смогу изменить), метод проблемно-творческого обучения ( направлен на развитие творческого мышления, воображения, фантазии. Например, подготовь разминку в стиле Древнего Египта, в современном стиле на развитие таких-то мышц или подготовь теоретическую пятиминутку по проблеме « Я есть то, что я ем»), метод наглядности ( выполнил упражнение так как показано на рисунке и т.д.), различные приёмы по формированию и отработки техники того или иного упражнения, например делай по алгоритму.
5. Результаты деятельности (что я получил и почему такие результаты)
В этом году классные руководители совместно с учителями предметниками на педагогическом консилиуме составили Программу развития личности, т.е. модель социализации личности каждого класса в отдельности. Сегодня нас интересует аналитический подход классного руководителя и учителя существующей модели на основе результатов деятельности ( успехи, проблемы, перспективы). Я как учитель хочу продемонстрировать результаты процесса социализации личности на конкретном классе. Увидеть, как меняется ученик в процессе социализации личности. Ежегодно проводим мониторинг физической подготовленности среди учащихся школы. На примере двух классов 5 «А» и 5«В», где ученики 5 «А» учатся по программе Культуротворческой школы. Мониторинг проходит 2 раза в год – это сентябрь и май месяцы. В сентябре 5 «А» - в классе 25 человек, низкий уровень подготовки- 34%, с высоким – 10%, в 5 «В» - соответственно 43%, 5% . В мае картина меняется в 5 «А» - с низким уровнем 0 % , с высоким 35 %, в 5 «В» соответственно 17%, 15%.
От чего зависит сегодня процесс социализации личности? Конечно , вариантов ответов будет много. Но согласитесь, что фундаментальным процессом в этом общем процессе обучения и воспитания является и педагогическое взаимодействие , насколько я как учитель четко сработала с классным руководителем, с родителями ребёнка, с медицинским работником, валеологом школы, социальным педагогом, психологом, администрацией, насколько я создала ситуацию успеха для ученика, насколько я получила результат. В перспективе нам необходимо строить работу так, чтобы процесс взаимодействия был в широком масштабе, включая возможности социума.
Всё это и есть составляющие процесса социализации личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....
Авторская концепция учителя физической культуры. "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе".
Данная концепция была представлена на конкурс "Учитель года-2012"...
Роль школьной газеты в процессе социализации личности, формировании нравственного облика современного ученика
Современная жизнь быстро увеличивает объем информации. Человеку трудно иногда даже уследить за ней. В связи с этим одна из задач современной школы – научить ребенка владеть информацией, осмыслять и...
Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями»
Данная работа рассматривает вопросы личной и общественной гигиены влияющего на здоровье человека....
Статья по теме: Роль учителя физической культуры в формировании гармонично развитой, социально активной личности.
Активная физическая деятельность - одно из обязательных условий гармонично развитого человека.Физическая культура является средством укрепления здоровья человека, его физического совершенствован...
Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Педагогика и психология профессиональной деятельности...