Проблемы создания здоровьесберегающей территории в образовательных учреждениях разного уровня
статья по физкультуре на тему

Миляев Юрий Иванович

В последние годы в России наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. Одной из причин сложившейся ситуации стала система школьного образования, ориентированная на интеллектуализацию и интенсификацию учебного процесса. Информационная перегруженность, психоэмоциональная напряжённость учебного процесса, его нерациональная с гигиенической точки зрения организация, недостаточный учёт учителями индивидуальных возможностей учащихся, приводят к потерям здоровья школьников. В этих условиях повышается роль учителя физической культуры в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           Ю.И. Миляев,

                                                                                                              учитель физической культуры,

                                                                                                                    МБОУ СОШ №3 (г. Бийск)

Проблемы создания здоровьесберегающей территории в образовательных учреждениях разного уровня

"...Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность".

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

В последние годы в России наметилась устойчивая тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников. Одной из причин сложившейся ситуации стала система школьного образования, ориентированная на интеллектуализацию и интенсификацию учебного процесса. Информационная перегруженность, психоэмоциональная напряжённость учебного процесса, его нерациональная с гигиенической точки зрения организация, недостаточный учёт учителями индивидуальных возможностей учащихся, приводят к потерям здоровья школьников. В этих условиях повышается роль учителя физической культуры в решении проблемы сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся.

Урок физической культуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. В самом деле, учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки – и всё это, с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися. Для ученика, состояние здоровья - показатель его общекультурного уровня развития, удовлетворения его физического и духовного интересов в учебе, быте, отдыхе, представление его будущности.

Совершенно чётко видится корреляционная взаимосвязь между состоянием здоровья, здоровым образом жизни и здоровым стилем жизни. По мнению современных учёных, под здоровьем понимается гармоническое единство обмена между организмом и окружающей средой, результат которого - нормальная работа всех органов и систем человека. Критериями здоровья можно считать нормальное состояние нервной, сердечнососудистой систем, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного и эндокринного аппаратов, мобильность, высокий уровень адаптации к отрицательному влиянию факторам внешней среды. Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества. Физическая культура - часть общей культуры.

Ни одно образовательное учреждение не может считаться успешным, если учебные достижения в нём получены за счёт здоровья детей, поэтому приоритетные национальные проекты «Образование» и «Здоровье», призваны решать одну двуединую задачу. Ведь если ЕГЭ и другие методики служат контролю за уровнем полученных школьникам знаний, то не менее необходимы методики, с помощью которых можно ответить на вопрос: как организация учебного процесса может способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся?

С введением 3-ого часа физической культуры в школе появилось много сложностей, связанных с местом, временем и организацией его проведения. Дополнительный третий час физической культуры только тогда будет эффективным, когда будут созданы все условия для качественных занятий. Проведение занятий на свежем воздухе не уменьшает проблем, так как погодные условия в Алтайском крае зачастую меняют все календарные планы.

Так как одни уроки физкультуры в школе не смогут решить проблему укрепления здоровья, очень важным фактором является состояние внеурочной работы по физической культуре. Сложившаяся в школе система внеклассной физкультурно-оздоровительной работы направлена на укрепление здоровья и воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни обучающихся и коллективизм, улучшение уровня физической подготовленности, совершенствование морально-волевых качеств, привлечение максимального количества учащихся к занятиям в спортивных секциях, организацию активного досуга учащихся.

Опросы учащихся, об отношении к урокам физической культуры, ежегодно проводимые в школе, стали причиной в изменении рабочей программы. Занятия различными видами спорта стали возможны благодаря достаточной вариативной части и регионального компонента. Строительство площадки для пляжного волейбола, бадминтона, пляжного футбола, оборудование беговой дорожки и эксплуатация современного катка кардинально изменили отношение детей к здоровому образу жизни в положительную сторону. Массовые катания на коньках в свободное время и на уроках физической культуры с каждым годом закаляют детей. На данный момент, этот вариант развития и сохранения здоровья детей, возможен только в тех учебных заведениях, где коллектив и администрация заинтересованы в будущем нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении

Из опыта работы школы №168 по созданию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении ...

Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Здоровье детей – важный показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее. В специальной (коррекционной) школе VIII вида № 13 г. Кирова обучается 220 воспитанников. Все у...

Поиск эффективных здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.

Данная статья поможет руководителям и учителям образовательного учреждения в реализации здоровьесберегающих технологий процесса обучения и воспитания...

Проект "Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении"

В публикации представлен проект "Создание здоровьесберегающей среды в ОУ". Презентация....

Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"

В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...

Статья "Роль совместных спортивных мероприятий в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня"

Статья "Роль совместных спортивных мероприятий в развитии сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня"...