Развитие познавательных процессов
рабочая программа по физкультуре на тему

Бурдакова Татьяна Михайловна

Развитие познавательных процессов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей | Внеклассная работа

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения. Ни в коей мере не отрицая этого, мы хотели бы взглянуть на школьную физкультуру с психологической точки зрения. Такой подход позволяет обогатить общепринятое представление о назначении уроков физического воспитания.

С этой точки зрения оказывается, что развитие физических качеств – это внешний результат. Однако существует ещё и не менее важный внутренний результат – это психологический, существование которого в практике физического воспитания еще не полностью осознано, а потому целенаправленная педагогическая деятельность на его достижение в подавляющем большинстве случаев отсутствует.

Остановимся на двух психологических аспектах физического воспитания. Первый отражает активизирующее влияние физической культуры на протекание различных психических процессов человека, второй связан с формированием психологических основ двигательного развития, в частности с развитием психомоторики учащихся: в этом аспекте физическое воспитание направлено на подготовку двигательной сферы учащихся к овладению двигательными навыками в будущей трудовой деятельности.

Рассмотрим первый психологический аспект физического воспитания. Хорошо известно, какую важную роль играет двигательная активность в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления и в силу этого как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности.

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение интеллектуальных элементарных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Проиллюстрируем это на примере из нашей педагогической практики.

Подвижная игра “Вызов номеров”.

Содержание игры. Играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне – команде. Руководитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым, записывается выигрышное очко.

Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.

Правила игры.1.Если играющие стоят в шеренгах, то их можно поставить в положение высокого или низкого старта, и из этого положения они должны выбегать по вызову руководителя. 2. Если игрок нарушает правила, у его команды вычитается очко. Это правило рекомендуется применять, начиная с третьего класса, когда учащиеся познакомятся с низким стартом. (Подвижные игры, М.Н.Жуков, Москва 2002г.)

Использование межпредметных связей, психологического аспекта, наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача.

Вот несколько вариантов этой же игры, от простого к сложному:

1. По сигналу учителя участники (начиная с первого номера в колоннах) добегают до кегли, возвращаются назад в свою команду и передают эстафету следующему. Варианты; можно использовать скакалки, флажки - как эстафетную палочку.

2. В колоннах команды рассчитываются по порядку номеров, каждый участник запоминает свой номер. Ребята работают по номерам, которые называет учитель. Названный номер, выполняя задание, например, бежит до обруча берет баскетбольный мяч, который там находится, бежит до баскетбольного щита и должен забросить мяч в кольцо, каждое результативное попадание приносит очко команде. Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Возможны варианты.

Отрабатывается двигательное действие, координация движений, внимание, память.

3. Этафета продолжается, но участники вызываются не по порядку, а в разном порядке номеров, задание меняем. Например, участник под номером 3 должен добежать до стены, на которой находится школьная доска (меньших размеров) и вычеркнуть 5 четных чисел, от10 до 100, (зависит от количества участников), ассистент (освобожденный ученик) следить за правильностью выполнения задания и подсчитывает очки. Сразу найти в веренице цифр нужное число трудновато, ребята торопятся, делают ошибки, затем даётся время на их исправление и подводятся итоги. Определяется математическое мышление участников.

Внимание, мышление, память, двигательное действие. Возможны варианты.

4. Этафета продолжается. Задание: Для каждой команды кладем два обруча, в одном лежит волейбольный мяч, в другом баскетбольный. Обручи разных цветов, мячи получаются разных размеров.

Названный номер добегает до первого обруча, берет волейбольный мяч, перекладывает его во второй обруч, со второго берет баскетбольный мяч и с ведением работает до кегли, установленной на определенном расстояние. Возвращается назад с ведением, мячи кладет в первоначальное положение.
Координация движений, внимание, память, мышление. Возможны варианты.

5. Эстафета, только учитывая количество учащихся их номеров в каждой команде, вместо номера учитель предлагает решить пример на сложение или вычитание, умножение или деление, ученики решают пример, находят ответ. Например, 36:6=6. Это значит, что игроки обеих команд под номером 6 должны быстро устремиться к обручам. Игрок, выполнивший первым задание, приносит команде очко. Двигательное действие, внимание, мышление, память.

6. Эстафета с правилами о здоровье. Учащиеся работают последовательно.

Каждой команде предлагается набрать набор карточек, где напечатаны правила, сохраняющие наше здоровье. Карточки следующего содержания.

а) Чтобы быть здоровым,

– надо питаться разнообразной пищей,
– меньше есть мучного и сладкого, отдавая предпочтение овощам, фруктам, кисломолочным продуктам.

б) Чтобы сохранить зубы здоровыми,

– чистить 2 раза в день, утром, вечером,
– не грызите орехи,
– не увлекайтесь сахаром, шоколадом, мучными изделиями.
– для профилактики болезней зубов посещайте врача-стоматолога 1-2 раза в год.

в) Чтобы кожа была здорова,

– содержите её в постоянной чистоте,
– ежедневно принимайте душ,
– раз в неделю мойтесь с мылом в ванне или бане.

г) Чтобы органы дыхания были здоровы,

– занимайтесь физкультурой, спортом, дыхательной гимнастикой.
– никогда не курите и не дышите табачным дымом.

Такие же карточки на осанку, чтобы сохранить хорошее зрение, чтобы во время занятий физическими упражнениями не было травм, обязательно о правилах честной игры.
Улыбка и добрый смех – те частички радости, которые помогают жить, учиться, справляться с трудностями
.

Это тоже составляющие нашего здоровья, перед ребятами ставиться проблема, начинаются рассуждения “а как улыбка влияет на здоровье, причем тут правила честной игры”. Дети в ходе беседы находят сами ответы на свои вопросы. И меня это радует.

Последним двум разделам уделяю больше времени, так как считаю, что добро правит миром.

7. Комбинированная эстафета.

Использую четыре обруча, кубик, два мяча разного цвета.

Первый берет малый мяч и переносит его в пустой обруч, который находится на противоположной стороне площадки, назад возвращается просто без задания. Второй берет кубик, добегает до обруча, кубик оставляет, а мяч забирает и несет его в первый обруч. Третий берет большой мяч и добегает до обруча, кубик забирает, большой мяч оставляет, кубик кладет во второй обруч. Четвертый берет малый мяч, несет его в обруч, а большой мяч забирает, несет его в пустой обруч. Так эстафета продолжается до последнего номера.

Учитель следит за правильным исполнением задания, скорость не столь важна, как четкое выполнение. Развитие памяти, внимания, мышления, а также чувство коллективизма. Ребята могут подсказывать друг другу.

В этих эстафетах можно импровизировать, есть много вариантов, разной сложности. В зависимости от возраста и подготовленности учащихся.

Нешаблонность, разнообразие урока воспитывает интерес к занятиям физической культурой. Используя соревновательный способ выполнения задания, активизирую деятельность учащихся на уроке.

Для эстафет с использованием межпредметных связей характерна широкая постановка задач – это развитие интереса учеников и умственное развитие, эстетическое развитие.

Создание проблемной ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм.

Внеклассное мероприятие

“Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас” или игра с клоунами.

Основная цель. Развитие силы, ловкости, быстроты, волевых способностей личности, внимания, решительности, чувства товарищества.

С помощью этих незатейливых, но весьма эффективных специализированных эстафет, игр можно осуществить необходимую физическую подготовку, регулировать межличностные отношения. Веселые клоуны используются как судьи, инструкторы, для каждой команды свои клоуны. Дети улыбаясь получают эмоциональную разрядку и одновременно учатся проигрывать и выигрывать, что не мало важно в спортивных играх.

Эстафеты для младшего школьного возраста.

“Если ты поставил целью, быть сильнее многих.

Здесь совершенствуй волю и талант,

Чтоб сразиться в честной схватке,

Чтобы стать героем, принимай участье – это твой ЗВЁЗДНЫЙ СТАРТ”.

Ход спортивного праздника.

I. Построение, представление команд.

II. Ведущий представляет жюри: президент школьного олимпийского комитета (старшеклассник, спортсмен на которого равняются все юные спортсмены-малыши), директор школы, главный судья праздника (учитель физической культуры), судьи на отдельных видах соревнований (ребята из спортивного комитета школы).

III. Разминка с клоунами под фонограмму “Танец утят”.

Конкурсы. Все эстафеты выполняются после того как прошло объяснение, и клоуны продемонстрировали задание. Клоуны мало того, что показывают эстафету они еще и ребятам помогают, подбадривают, исправляют ошибки, если таковые имеются.

  1. Играющие строятся в колонны, начинают эстафету капитаны команд. По сигналу судьи они с высокого старта бегут до стоек, на которых прикреплены “матрешки” (большие нарисованные фигуры, выполненные из картона), обегают их, возвращаются к своей команде, передают эстафету касанием рукой ладони следующего игрока, сам уходит в конец колонны.
  2. Бег в обруче по два человека мальчик, девочка.

Рекламная пауза; клоуны приглашают зрителей, болельщиков и вместе танцуют “Лебединое озеро”

  1. “Прыгуны” Начиная с капитанов, участники по очереди выполняют прыжок с места, т. е. 1-------2-------3---------4-------5 и так до последнего. Выигрывает та команда, у которой будет большее расстояние. Клоуны смотрят, чтобы не было заступов, обязательно подбадривают участников.
  2. “Бег в мешках” с клоунами. Ребята-“клоуны” страхуют участников.
  3. “Наборщик” слов. Ребятам предлагается вариант слов, например “движение – жизнь”. Участники по одному добегают до стула, на котором лежат по порядку буквы, участник берет и прикрепляет на стенд. Когда последний участник прикрепил букву, прибежал в команду, команда хором читает предложение. Возможны варианты.
  4. “Пингвины”. Ребята работают по очереди. Клоуны показывают эстафету и следят за точным её выполнением. Участник зажимает волейбольный мяч между колен и в таком положении совершает движение (шагом) до “матрешки”, назад возвращается бегом, держа мяч в руках. Передает мяч как эстафету и так до последнего.
  5. “Кенгуру”. Та же эстафета, только движение шагом меняем на прыжки.

Участники отдыхают. Клоуны предлагают болельщикам загадки, правильно отгаданная загадка приносит команде очко.

Загадки:

Две новые кленовые, подошвы двухметровые.
На них поставишь две ноги, и по большим снегам беги. (Лыжи)

Кто на льду меня догонит?
Мы бежим в перегонки, и несут меня не кони
А блестящие …….(коньки)
Льётся речка мы лежим
Лёд на речки мы бежим.

Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки
Обе по снегу бегут
Обе песенки “поют”
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу.

Загадка эта не легка:
пишусь всегда я через два “К”
и мяч, и шайбу клюшкой бей
и называюсь я (хоккей).

Силачом я стать хочу прихожу я к силачу
“Расскажите вот о чём: как вы стали силачом?”
Улыбнулся он в ответ: “Очень просто, много лет
Ежедневно встав с постели, поднимаю я (гантели).

8. Комбинированная эстафета. Начинают эстафету капитаны команд.

Задание таково:

1) Бег.
2) Кувырок вперед на гимнастическом мате.
3) Преодоление гимнастической скамейки вдлину, лежа на животе, перехватывая одновременно две руки и подтягивая туловище.
4) Бросок баскетбольного мяча в баскетбольную корзину (до попадания).
5) Бег к месту старта.

9. Традиционное перетягивание каната. Клоуны помогают своим командам.

 НАГРАЖДЕНИЕ.

 Литература

  1. Использование журналов “Физическая культура в школе”
  2. Приложение 1 сентября “Спорт в школе и здоровье детей”
  3. Приложение 1 сентября “Школьный психолог”
  4. Научно-методический журнал “Физическое воспитание”
  5. Свой опыт.

Всем участникам “Фестиваля” желаю удачи и творческих успехов.

Сохраняйте своё здоровье и беспокойтесь о здоровье наших детей, не только о физическом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сибогатулина Н.И. КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Из опыта работы учителя технологии Сибогатулиной Н. И. "КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ  ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА...

Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов учащихся

Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике  развития познавательных процессов учащихся...

Компьютерное обучение как средство развития познавательных процессов школьников на уроках изобразительного искусства

Применение компьютерной технологии на уроках изобразительного искусства делает их привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов ...

развитие познавательных процессов и мелкой моторики

данный материал можно использовать  ежедневно на занятии с младшим звеном...

Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольников

Презентация педагога дополнительного образования по теме самообразования: «Формирование мотивационного компонента готовности к обучению в школе через развитие познавательных процессов дошкольник...

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...