Рабочая программа по борьбе Куреш
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
« Согласовано» Зам.директора по УВР ____________ Абдрахимов Р.Т. «____»_________2013г. | «Утверждаю» Директор МБОУ ДОД ДЮСШ с. Аскино ____________Маснавиев Р.М. __________________ 2013г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» С. АСКИНО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА АСКИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
БОРЬБЕ «КУРЕШ»
на 2013-2014 учебный год
с. Аскино
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 2013-2014 учебный год.
Весь учебный материал программы распределен в соответствии с возрастным принципом комплектования групп кружка и рассчитана на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков. Ребенок на занятиях по борьбе развивает умение владеть своим телом, умение координировать свои движения, а также пластику тела и динамичность.
Работа ведется по группам первого года обучения: (5-6, 7-9 классы). Занятия проводятся в спортзале.
Спортивная борьба — один из популярнейших среди молодежи видов спорта, имеющий огромное воспитательное, оздоровительное й прикладное значение, Занятия борьбой в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов и их физической подготовленности; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и оборонной деятельности; вооружение юных спортсменов специальными знаниями; формирование мировоззрения; нравственное воспитание юных спортсменов; воспитание основных психических качеств; привитие навыков личной и общественной гигиены, подготовку инструкторов-общественников и судей по борьбе, педагогического и врачебного контроля.
В кружки спортивной борьбы принимаются мальчики, желающие систематически заниматься борьбой, прошедшие обязательный медицинский контроль и допущенные к занятиям врачом. Начальный возраст занятий борьбой 10—12 лет.
Прием начинающих в кружок производится в сентябре каждого года, а занятия начинаются с октября. Однако это не исключает возможности приема и комплектования учебных групп на протяжении календарного года. Для проведения занятий создаются группы, количество которых зависит от общего числа занимающихся, их возраста, спортивной подготовленности и наличия материально-технической базы.
Теоретические занятия проводятся самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10—20 мин в начале практического урока). При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками и другими наглядными пособиями.
В процессе учебно-тренировочных занятий не только разучивают новый материал и закрепляют пройденный ранее, но большое внимание уделяют повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности выполнения ранее изученных движений и повышению работоспособности. Контрольные занятия проводятся в форме соревнований с целью проверки уровня готовности юных спортсменов, На таких занятиях принимаются зачеты по технике и физической подготовке, проводятся контрольные схватки и квалификационные соревнования на присвоение очередного разряда. Контрольные занятия позволяют оценить качество проведенной учебно-тренировочной работы, успехи и недостатки отдельных борцов в уровне психической, физической и технико-тактической подготовленности. Контрольные занятия обычно завершают изучение определенного раздела учебной программы, а также применяются для коррекции состава команды или проверки качества работы тренера.
Проведение занятий борьбой возлагается на опытных тренеров и инструкторов, имеющих специальную подготовку. Во время организации и проведения занятий следует особое внимание обратить на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию и спортивному инвентарю.
Основные средства тренировки
Строевые упражнения. Общие понятия о строе, строевых упражнениях и командах. Действия в строю, на месте и в движении: построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкание строя, перемена направления движения, остановка во время движения шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения.
Общеподготовительные координационные и развивающие упражнения. Выполняются в условиях различной опоры (твердой, мягкой, подвижной, воздушной, водной) и в разных плоскостях пространства (фронтальной, продольной, поперечной).
Ходьба обычная, спиной вперед, боком, на носках, на пятках, в полуприседе, спортивная, на лыжах разными способами.
Бег на короткие дистанции из различных стартовых. положений, на средние и длинные дистанции, по пересеченной местности, с преодолением различных препятствий, по песку, по воде, вперед, назад, боком, с подниманием ноги, касаясь пятками ягодиц, е поворотами, с ускорениями.
Прыжки в длину и высоту, с места и с разбега, на одной и на двух ногах, вперед, назад, боком, с вращениями, простые и опорные через козла, коня, на батуте, в воду с тумбы, с трамплина.
Переползания на скамейке вперед, назад, на животе вперед, назад, в стороны, боком, на руках в положении лежа на спине, ногами вперед, назад, лежа на боку, сидя в положении руки перед грудью с помощью ног.
Упражнения без предметов: сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение руки вперед и вверх, вращение вперед и внутрь; круговые движения в лучезапястных, локтевых, плечевых,
голеностопных, коленных, тазобедренных суставах; наклоны туловища вперед, назад, в сторону; повороты головы и туловища. Комплексы утренней гигиенической гимнастики.
Упражнения с предметами: скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями, резиновым амортизатором, гирями, штангой и другими отягощениями.
Упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах: на гимнастической стенке, канате, перекладине, кольцах, брусьях, шесте, гимнастической скамейке.
Акробатические упражнения: кувырки вперед и назад, кувырок назад с выходом в стойку на руках, кувырок-полет в длину, в высоту, через препятствие (манекен, стул и т. п.), кувырок из исходного положения основная стойка, одна нога впереди; кувырок через левое (правое) плечо; кувырок, скрестив голени; кувырок из стойки на голове и руках, из стойки на руках; перевороты вперед, боком; подъем разгибом из положения лежа на спине; сальто вперед с разбега.
Метания теннисного мяча, гранаты, набивного мяча вперед из-за головы, из положения руки внизу, от груди, назад, толкание ядра, набивного мяча и других отягощений.
Передвижения на велосипеде по пересеченной местности, по незнакомым лесным тропам и т. д.
Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол, регби,
гандбол.
Подвижные игры, и эстафеты с элементами бега, прыжков, кувырков, переползаний, с переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.
Имитационные упражнения с включением элементов приемов и защит без партнера, с манекеном, с партнером, подсечки по набивному и теннисному мячу (неподвижному, падающему, отскакивающему от земли), на тренажере «резиновый самбист», с резиновым амортизатором.
Упражнения с манекеном: поднимание, переноска на руках, на плече, на голове, на спине, на бедре, на стопе и т.п., повороты, перетаскивания через себя из положения лежа на Спине, перекаты в сторону в захвате туловища с рукой, приседание, наклоны, бег, броски толчком рук вперед, назад (через голову), в сторону;
Парные упражнения: кувырки вперед и назад, перевороты назад, приседания, вращения, прыжки, наклоны, ходьба и бег с партнером, сидящим на плечах, в захвате на «мельницу», лежащим на руках впереди, на одной ноге, с захватом ног, сидящим на спине; поднимание партнера из разных исходных положений захватом ног спереди, захватом на «мельницу», обхватом туловища, обхватом туловища сзади, захватом сзади под коленки, под плечи, обратным захватом ног и др., отрывы партнера от ковра в захвате на «крест», переползание с партнером, сидящим на спине, лежащим на спине поперек и продольно.
Подвижные игры с элементами единоборств. Игры в касание, направленные на формирование умений маневрировать, сохранять различные позы и дистанции. Игры на формирование умений осуществлять блокирующие (взаимоисключающие) захваты и освобождаться от них. Игры на формирование умений осуществлять обоюдные одноименные захваты и освобождаться от них. Игры с блокировкой захватов партнера посредством уходов. Игры на формирование умений теснить, выталкивать партнера и противостоять теснению при взаимных одноименных захватах, при блокирующих захватах. Игры с отрывом партнера от ковра и противодействие этому при взаимных одноименных захватах. Игры на формирование умений быстро находить и осуществлять дебютные атакующие решения из неудобных исходных положений (лежа на спине, на животе, ногами друг к другу и т. п.).
Упражнения на расслабление: из полунаклона туловища вперед— приподнимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны — свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленных рук; из полунаклона туловища в стороны — встряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти; махи свободно висящими руками при поворотах туловища; из стойки на одной ноге на скамейке — махи, свободные покачивания, встряхивания другой ноги; из основной стойки или стойки ноги врозь, руки вверху — расслабление мышц рук, туловища и ног, до положения присев согнувшись.
Исходные положения: в начале и конце тренировки, соревновательной схватки, формы приветствия в стойке, стоя на коленях.
Стойки: левосторонняя, правосторонняя, фронтальная, высокая, средняя, низкая, атакующая, защитная.
Дистанции: ближняя, дальняя, средняя, вне захвата.
Передвижения: вперед, назад, влево, вправо, шагами, с подставлением ноги.
Повороты: налево-вперед, направо-назад, направо-кругом (с поворотом на 180°).
Подготовка к броскам: выведением из равновесия назад, влево-назад, влево — в сторону, влево-вперед, вперед, вправо-вперед, вправо —в сторону, вправо-назад.
Положения борьбы лежа: стойка на одном колене, на четвереньках; высед, лежа на животе, лежа на спине.
Перемещений в борьбе Лежа: в стойке на одном колене; выседы вправо, влево в упоре «лежа» подтягивание лежа на животе; в упоре лежа отжимания волной; повороты на боку вокруг вертикальной оси, лежа на спине вращение ноги (ног) в коленном суставе, движения на мосту, лежа на спине перевороты сгибанием ног в тазобедренном суставе.
Взаиморасположения борцов при проведении приемов в стойке: атакующий в высокой стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках; атакующий в средней стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках; атакующий в низкой стойке, атакуемый в высокой, средней, низкой стойках.
Взаиморасположения борцов при проведении приемов в партере: атакуемый на животе—атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом; атакуемый На спине — атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом; атакуемый на четвереньках — атакующий сбоку, со стороны головы, со стороны ног, верхом.
Цели и задачи программы:
-Учить правильно координировать свои движения.
-Развивать самостоятельность
-Воспитывать интерес к совершенствованию своего физического здоровья.
- приобретение крепкого здоровья
Основные направления и содержание деятельности:
Направленность общей и специальной физической подготовки. ОФП - как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена, повышение работоспособности.
Использование общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта в различных периодах и этапах подготовки. Значение средств ОФП в повышении уровня тренированности, в восстановлении организма борца в период непосредственной подготовки к соревнованиям.
СФП борца и её значение для совершенствования координации движений, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, в развитии специальных качеств силы, скорости, ловкости и гибкости, выносливости.
Направленность специальных упражнений на развитие качеств отдельных частей тела, групп мышц с учетом индивидуальных особенностей борца. Взаимосвязь средств ОФП и СФП, изменение их соотношения в зависимости от уровня подготовленности различных групп занимающихся, уровня их спортивного мастерства, периодов и этапов подготовки к соревнованиям.
Определение уровня общей и специальной подготовленности борца по результатам выполнения контрольно-нормативных требований.
Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют его содержание, выбор методов средств обучения и воспитания, способов организации учащихся.
На каждом уроке решается комплекс взаимосвязанных развивающих, образовательных оздоровительных и воспитательных задач. На уроках основное внимание уделяется развитию двигательных качеств координационных скоростных способностей и выносливости силы, гибкости и ловкости.
Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделить воспитанию учащихся таких нравственных и эстетических качеств, как дисциплинированность, доброжелательность, коллективность, умение самовыражаться , а также содействовать развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и.т.д.) Каждый кружок – это звено системы уроков, проводимых учителем в определенный последовательности и направленных на освоение учебного материала конкретных тем, которые в свое очередь, должны быть согласованы между собой. Кроме того, должны быть определены объем учебного материала, степень постепенного повышения нагрузок при развитии двигательных способностей с учетом переносимости их учащимися. Важнейшее требование современного урока- обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Кружки проводятся в основном в спортзале. Учащиеся занимаются в соответствии с требованиями для проведения занятий в спортзале.
Прогнозируемые результаты:
После работы кружка у детей должны формулироваться стремления к совершенствованию своего физического здоровья и идеала.
Формы обучения:
Используются традиционные и нетрадиционные формы обучения, на первых этапах обучения активно используются игровые методики, просмотр литературы.
Занятия осуществляются по нескольким формам:
1.Теоретические занятия ( анализ литературных источников).
2. Практические общие занятия
3. Индивидуальные занятия.
Общие занятия строятся по определенной структуре:
1. Вводная часть (подготовка детей к основной части, ОФП )
2. Основная часть (изучение технических элементов)
3. Заключительная часть (выполнение технических элементов)
Требования к знаниям и умениям обучающихся:
1. ОФП
2. Ознокомление приемами борьбы
3. Разработка приемов с маникеном
Краткие сведения о коллективе:
Набор детей: свободный
Состав групп: постоянный
Форма занятий: индивидуальная
Количество детей: 15 человек
Возраст детей: от 11 до 15
Количество часов в год: 252
Место проведения занятий: спортивный зал МБОУ СОШ №2
Список использованной литературы.
1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры. – азань, 2002.
2. Сто уроков борьбы самбо. Под.ред. Е.М.Чумакова. – М.: ФиС, 1977.
3. Смами Шиванада. Йога и сила мысли. – СПб., 2000.
4. Пирогов И. Оздоровительное дыхание. – М.: РИПОКЛАССА, 2000.
5. Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца. Учебное пособие. – М., 1996.
6. Давлетшин В.Т., Ахмадиев М.Г. Национальная спортивная борьба«Көрәш». Методическое пособие. – азань,
2003.
7. Давлетшин В.Т. Упражнения с кушаком как средство спортивной подготовки борца. Методическое пособие. –
азань, 2005.
8. Ахмадиев М.Г., Кадиров М.К. Татаро-башкирская спортивная борьба«Көрәш». Правила соревнований. – Казань,
2005.
9. Ахмадиев М.Г. Базовые приёмы татаро – башкирской спортивной борьбы. – азань, 2000.
10. Ахмадиев М.Г. Специальные упражнения к татаро-башкирской спортивной борьбе. – азань, 2000.
11. Ахмадиев М.Г. Основные термины в татаро-башкирской спортивной борьбе // Сб. научно-метод. статей – азань,
1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по борьбе дзюдо 1 год обучения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1-го года обучения (8 – 9 лет) 1. Возникновение и развитие дзюдо. История жизни Дзигоро Кано (28 октября 1860 – 4 мая 1938).Влияние занятий...
Рабочая программа по борьбе Куреш
В помощь начинающему тренеру...
Рабочая программа по борьбе дзюдо
Данная программа по дзюдо является модифицированной и составлена на основе программы «Дзюдо» - разработанной педагогом дополнительного образования Половниковым Р. А. для ДЮЦ в 2002 году, учебной...
Рабочая программа по борьбе "Курэш"
Рабочая программа для тренеров по борьбе "Курэш", для воспитанников с 8 до 18 лет....
Адаптированная рабочая программа по борьбе самбо
Адаптированная рабочая программа по борьбе самбо Тренера-преподавателя Евтых М.М....
Рабочая программа "Вольная борьба"
Программа по вольной борьбе...
Рабочая программа "Вольная борьба"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ...