Адаптированная рабочая программа по борьбе самбо
рабочая программа по теме
Адаптированная рабочая программа по борьбе самбо
Тренера-преподавателя Евтых М.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_po_borbe_sambo.docx | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа Теучежского района
Республики Адыгея»
Согласовано: Согласовано:
Зам. директора по УВР Директор МБОУ ДО «ДЮСШ
МБОУ ДО «ДЮСШ Теучежского района»
Теучежского района» _________ Х.М. Дзыбов
___________ А.Г. Заремук
Адаптированная рабочая программа по борьбе самбо
Тренера-преподавателя Евтых М.М.
Борьба самбо
(наименование учебной дисциплины)
6 лет
(срок реализации программы)
От 10 до 16 лет
(возраст обучающихся)
ПОНЕЖУКАЙ
Пояснительная записка
Борьба самбо (самозащита без оружия) возникла в России. Она впитала в себя огромный практический опыт, накопленный всеми видами борьбы народов нашей страны, да и не только нашей. Каждая национальная борьба внесла в самбо определенный вклад, пополнила ее арсенал характерными приемами, которые с незапамятных времен передавались от поколения к поколению. Комплексное использование этих приемов и составляет отдельную, непохожую на другие виды спортивной борьбы - борьбу самбо.
Борьба самбо – прекрасное средство физического развития и закаливания – представляет собой чрезвычайно ценный по многообразию технический вид спорта. По к5оличеству технических и тактических действий и возможностей борьба самбо является самой богатой из всех видов борьбы, в настоящее время культивируемых в мире. В борьбе самбо разрешается применять все приемы, используемые во всех видах спортивной борьбы, в том числе и болевые. Кроме того, в боевой части самбо изучаются и в случае необходимости применяются приемы защиты от всевозможных ударов, способы обезоруживания, действия при задержании.
Борьбой самбо сейчас занимаются сотни тысяч молодых людей во всем мире, поэтому очевидна актуальность данной программы как формы организации полезного досуга и физического развития подрастающего поколения.
Самбо состоит из трех дополняющих друг друга разделов: спортивного, боевого и приемов самозащиты. В спортивном разделе самбо разрешено применять броски, захваты, удержания, болевые приемы, перевороты. В этом виде самбо насчитывается около пяти тысяч приемов защиты и нападения (используются многие приемы дзю-до, сумо, канарской, лаккаширской, турецкой, вольной, классической борьбы).
Спортивная часть развивает физические, морально-волевые и интеллектуальные качества борца, прививает основные навыки, необходимые для самозащиты.
Боевой раздел и приемы самозащиты дополняют этот вид борьбы более эффективными спортивными приемами, применяемыми в сложной обстановке. Все три части самбо взаимосвязаны и не могут обходиться одна без другой.
Программа направлена на раскрытие и развитие способностей, приобретение знаний, умений и навыков борьбы самбо; развитие двигательных качеств: ловкости, силы, выносливости, координации движений. Данная программа реализуется на углубленном уровне, расширяя полученные ранее базовые знания, умения и навыки. В ходе реализации программы используются личностно-ориентированные технологии обучения, позволяющие осуществить разностороннее развитие учащихся на основе индивидуальной работы с каждым ребенком.
Настоящая образовательная программа разработана на основании следующих нормативных документов:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Типовое положение об учреждении дополнительного образования;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.1249-03);
- Письмо МО РФ «О подготовке детей к школе» № 990/14-15 от 22.07.1997г.
- Письмо МО РФ «Организационное и программно-методическое обеспечение новых форм дошкольного образования» № 271/23-16 от 13.07.2002г.;
Цель программы: развитие гармоничной, физически и духовно-нравственной личности, воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных учащихся, воспитание активной жизненной позиции посредством приобщения к здоровому образу жизни и самосовершенствованию на основе всестороннего изучения боевых искусств, их философских, исторических, этических, социально-культурных, медицинских и других аспектов.
Задачи первого года обучения:
Обучающие:
1. Введение учащихся в мир спортивной борьбы, усвоение значения наследуемых ценностей.
2. Изучение истории борьбы, основных достижений спортсменов.
3. Изучение и отработка основных движений и приемов.
Развивающие:
1. Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию как основы формирования образовательных запросов и потребностей.
Воспитательные:
Формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, воспитание осмысленного отношения к ним как к способу самореализации и личностно значимому проявлению способностей.
Задачи второго года обучения:
Обучающие:
1. Дальнейшее изучение техники борьбы, совершенствование техники и тактики.
2. Изучение теоретических основ борьбы, ее истории.
3. Получение знаний об анатомии и физиологии человека.
Развивающие:
Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию как основы формирования образовательных запросов и потребностей.
Воспитательные:
Формирование потребности в регулярных занятиях физкультурой и спортом, воспитание морально-волевых качеств борца.
Задачи третьего года обучения:
Обучающие:
1. Дальнейшее изучение техники борьбы, совершенствование техники и тактики.
2. Изучение тактики борьбы.
3. Получение знаний по гигиене, врачебному контролю и самоконтролю, правильному образу жизни.
Развивающие:
1. Развитие физических и морально-волевых качеств борца.
2. Развитие познавательной активности на занятиях по теории борьбы.
3. Развитие мотивации личности к самосовершенствованию.
Воспитательные:
1. Воспитание морально-волевых качеств борца.
2. Воспитание патриотизма на основе регионального компонента.
3. Воспитание «здорового духа», чувства здорового соперничества на основе участия в соревнованиях.
Задачи четвертого года обучения:
Обучающие:
1. Дальнейшее совершенствование техники и тактики борьбы.
2. Изучение правил судейства,
3. Истории проведения соревнований, видов соревнований.
- Соревновательная подготовка: физическая и психическая.
Развивающие:
1. Развитие мотивации к профессионально-ориентированной деятельности, связанной с занятиями спортом.
2. Развитие и совершенствование морально-волевых качеств борца.
Воспитательные:
1. Воспитание нравственно-патриотического духа на основе проведения соревнований, чувства здорового соперничества.
2.Личностно-ориентированная работа с учащимися на основе индивидуализированного обучения.
Режим занятий
Количество детей в группе – 8-10 человек.
Возраст учащихся – 10-18 лет.
Количество часов в год – 210.
Количество часов в неделю – 6
Количество занятий в неделю – 3
Длительность занятия – 2 часа.
Этапы реализации программы
Учебный курс программы рассчитан на 4 года:
1 год обучения (возраст детей 10-12 лет) – 210 часов
2 год обучения (возраст детей 13-14 лет) – 210 часов
3 год обучения (возраст детей 15-16 лет) – 210 часов
4 год обучения (возраст детей 17-18 лет) – 210 часов
Основные принципы реализации данной программы
1. Многообразие и вариативность форм организации спортивной деятельности детей и подростков.
2. Приоритет интересов каждого учащегося, учет его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей.
3. Непрерывность обучения, развития и воспитания.
- Учет специфических региональных особенностей культуры, экологии и жизни.
- Обеспечение учащемуся комфортной эмоциональной среды – создание «ситуации успеха».
- Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
Основные определения и понятия, которыми оперирует данная программа
- спортивная борьба
- здоровый образ жизни
- техника безопасности и профилактика травматизма
- самоконтроль
- техника и тактика борьбы
- соревнования, правила соревнований
- общая физическая подготовка
- специальная физическая подготовка
- судейская практика
Ожидаемые результаты
Учащиеся к концу первого года обучения должны
Знать:
- историю возникновения и развития самбо;
- значение гигиенических навыков для спортсмена;
- основные показатели состояния здоровья;
- простейшие элементы борьбы;
- технику безопасности при занятиях в спортивном зале;
Уметь:
- мягко кувыркаться вперед, назад и в стороны;
- сохранять равновесие при различных положениях тела;
- правильно падать;
- выполнять строевые приемы и упражнения;
- участвовать в соревнованиях внутри объединения.
Учащиеся к концу второго года обучения должны
Знать:
- технику безопасности при работе с партнером;
- основные функции организма;
- приемы первой помощи при травмах;
- основные расположения и положения стоя и лежа;
Уметь:
- свободно работать на татами;
- выполнять приемы борьбы;
- выполнять переходы;
- участвовать в соревнованиях на уровне учреждения.
Учащиеся к концу третьего года обучения должны
Знать:
- технику безопасности во время учебных боев, на соревнованиях;
- технику и тактику борьбы;
- правила соревнований;
Уметь:
- совмещать элементы борьбы стоя и лежа;
- свободно работать на татами;
- выполнять приемы;
- разрабатывать тактику схватки;
- участвовать в соревнованиях городского и районного уровня;
- судить соревнования.
Учащиеся к концу четвертого года обучения должны
Знать:
- все приемы техники и тактики борьбы;
- правила проведения соревнований;
- правила судейства;
- основы функционирования организма;
Уметь:
- свободно работать на татами;
- самостоятельно проводить тренировку;
- выполнять все приемы борьбы;
- разрабатывать тактику схватки;
- анализировать проведенный бой;
- участвовать в соревнованиях регионального и федерального уровня;
- судить соревнования.
Механизм оценки получаемых результатов
Результаты работы отслеживаются с помощью следующих методов контроля и оценки:
- стартовая, итоговая и промежуточная аттестация;
- мониторинги личностного развития, воспитанности и обученности;
- выполнение контрольно-переводных нормативов;
- участие в соревнованиях;
- показательные выступления.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
- проведение итоговых занятий по итогам изучения курса;
- участие учащихся в соревнованиях, турнирах разного уровня (объединения, учреждения, района, области).
- Учебно-тематический план
Первый год обучения (возраст детей 10-12 лет)
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | 0 |
2. | Спортивная борьба в России | 1 | 1 | 0 |
3. | Влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена | 1 | 1 | 0 |
4. | Гигиена, закаливание, питание и режим борца | 1 | 1 | 0 |
5. | Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях борьбой | 2 | 2 | 0 |
6. | Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж | 2 | 2 | 0 |
7. | Основы техники и тактики борьбы | 2 | 2 | 0 |
8. | Основы методики обучения и тренировки борца | 1 | 1 | 0 |
9. | Планирование и контроль тренировки борца | 1 | 1 | 0 |
10. | Физическая подготовка борца | 1 | 1 | 0 |
11. | Моральная и специальная психическая подготовка | 2 | 2 | 0 |
12. | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | 1 | 0 |
13. | Оборудование и инвентарь | 1 | 1 | 0 |
14. | Установка перед соревнованием, анализ проведения соревнований | В соответствии с планом проведения соревнований | ||
15. | Зачет | 1 | 1 | 0 |
16. | Общая физическая подготовка | 52 | 0 | 52 |
17. | Специальная физическая подготовка | 22 | 0 | 22 |
18. | Изучение и совершенствование техники и тактики борьбы | 112 | 0 | 112 |
19. | Участие в соревнованиях | В соответствии с планом | ||
20. | Инструкторская и судейская практика | 6 | 0 | 6 |
Итого: | 210 | 18 | 192 |
Второй год обучения (возраст детей 13-14 лет)
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 8 | 8 | 0 |
2. | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | 0 |
3. | Спортивная борьба в России | 1 | 1 | 0 |
4. | Влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена | 1 | 1 | 0 |
5. | Гигиена, закаливание, питание и режим борца | 1 | 1 | 0 |
6. | Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях борьбой | 2 | 1 | 1 |
7. | Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж | 2 | 1 | 1 |
8. | Основы техники и тактики борьбы | 2 | 2 | 0 |
9. | Основы методики обучения и тренировки борца | 1 | 1 | 0 |
10. | Планирование и контроль тренировки борца | 1 | 1 | 0 |
11. | Физическая подготовка борца | 1 | 1 | 0 |
12. | Моральная и специальная психическая подготовка | 2 | 2 | 0 |
13. | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | 1 | 0 |
14. | Установка перед соревнованием, анализ проведения соревнований | В соответствии с планом проведения соревнований | ||
15. | Общая физическая подготовка | 50 | 0 | 50 |
16. | Специальная физическая подготовка | 26 | 0 | 26 |
17. | Изучение и совершенствование техники и тактики борьбы | 100 | 0 | 100 |
18. | Участие в соревнованиях | В соответствии с планом | ||
19. | Инструкторская и судейская практика | 2 | 0 | 2 |
20. | Переводные испытания, выполнение контрольных нормативов | 8 | 0 | 8 |
Итого: | 210 | 22 | 188 |
Третий год обучения (возраст детей 15-16 лет)
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 8 | 8 | 0 |
2. | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | 0 |
3. | Спортивная борьба в России | 1 | 1 | 0 |
4. | Влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена | 1 | 1 | 0 |
5. | Гигиена, закаливание, питание и режим борца | 1 | 1 | 0 |
6. | Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях борьбой | 2 | 1 | 1 |
7. | Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж | 2 | 1 | 1 |
8. | Основы техники и тактики борьбы | 2 | 2 | 0 |
9. | Основы методики обучения и тренировки борца | 1 | 1 | 0 |
10. | Планирование и контроль тренировки борца | 1 | 1 | 0 |
11. | Физическая подготовка борца | 1 | 1 | 0 |
12. | Моральная и специальная психическая подготовка | 2 | 2 | 0 |
13. | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | 1 | 0 |
14. | Установка перед соревнованием, анализ проведения соревнований | В соответствии с планом проведения соревнований | ||
15. | Общая физическая подготовка | 50 | 0 | 50 |
16. | Специальная физическая подготовка | 26 | 0 | 26 |
17. | Изучение и совершенствование техники и тактики борьбы | 100 | 0 | 100 |
18. | Участие в соревнованиях | В соответствии с планом | ||
19. | Инструкторская и судейская практика | 2 | 0 | 2 |
20. | Переводные испытания, выполнение контрольных нормативов | 8 | 0 | 8 |
Итого: | 210 | 22 | 188 |
Четвертый год обучения (возраст учащихся 17-18 лет)
№ | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 8 | 8 | 0 |
2. | Физическая культура и спорт в России | 1 | 1 | 0 |
3. | Спортивная борьба в России | 1 | 1 | 0 |
4. | Влияние занятий борьбой на строение и функции организма спортсмена | 1 | 1 | 0 |
5. | Гигиена, закаливание, питание и режим борца | 1 | 1 | 0 |
6. | Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях борьбой | 2 | 1 | 1 |
7. | Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж | 2 | 1 | 1 |
8. | Основы техники и тактики борьбы | 2 | 2 | 0 |
9. | Основы методики обучения и тренировки борца | 1 | 1 | 0 |
10. | Планирование и контроль тренировки борца | 1 | 1 | 0 |
11. | Физическая подготовка борца | 1 | 1 | 0 |
12. | Моральная и специальная психическая подготовка | 2 | 2 | 0 |
13. | Правила соревнований, их организация и проведение | 1 | 1 | 0 |
14. | Установка перед соревнованием, анализ проведения соревнований | В соответствии с планом проведения соревнований | ||
15. | Общая физическая подготовка | 50 | 0 | 50 |
16. | Специальная физическая подготовка | 26 | 0 | 26 |
17. | Изучение и совершенствование техники и тактики борьбы | 100 | 0 | 100 |
18. | Участие в соревнованиях | В соответствии с планом | ||
19. | Инструкторская и судейская практика | 6 | 0 | 6 |
20. | Выполнение контрольных нормативов | 6 | 0 | 6 |
21. | Подведение итогов | 2 | 0 | 2 |
Итого: | 210 | 22 | 188 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спортивного кружка по борьбе самбо
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3591669","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"WIDTH: 109px; FLOAT: left; HEIGHT: 133px","width":"403"}}]]Борьба...
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь...
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА НА УЧЕБНО- ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО БОРЬБЕ САМБО
Игровой метод в силу присущих ему особенностей используется в учебно- тренировочном процессе не столько для начального обучения движениям или избирательным воздействиям на отдельные способности, сколь...
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ БОРЬБЕ САМБО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Программа содержит учебный материал для обучения приемам борьбы самбо для общеобразовательных учереждений в системе дополнительного образования....
Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо
Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо ...
Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо Тренера-преподавателя Евтых М.М.
Экспериментальная рабочая программа спортивной подготовки по борьбе самбо Тренера-преподавателя Евтых М.М....
Рабочая программа по физической культуре на основе национального и приоритетного вида спорта борьба САМБО для учащихся 8 - 11 классов.
Программа раскрывает методические особенности обучения борьбы САМБО в общеобразовательном учреждении....