Баскетбол
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) на тему

Шушарина Людмила Вячеславовна

Урок по физкультуре из раздела "Баскетбол" для учащихся 5 "Б" класса МБОУ СОШ №43 г. Архангельска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект урока85.5 КБ
Файл prilozhenie_k_uroku_5_klass_basketbol.docx238.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное    бюджетное    общеобразовательное  учреждение

                                  «Средняя  общеобразовательная школа № 43»

                                  РОССИЯ,163012,Г. Архангельск,УЛ.Кировская,13.

                                   

                                   ПЛАН–КОНСПЕКТ

                                  ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ   (ФГОС)

                                                                5      класс

               

                                   УЧИТЕЛЬ:  Шушарина Людмила Вячеславовна

                                                          г. Архангельск, 2014.

                             Открытый урок по физической культуре

                                        для учащихся 5 «Б» класса

ФИО учителя: Шушарина Людмила Вячеславовна

Учебный предмет: физическая культура

Класс: 5 «Б»

Раздел: Баскетбол

Тема урока:  Элементы баскетбола

Цель урока: Создать условия для совершенствования техники баскетбола посредством игры.

Время урока: 45 минут

Дата проведения : 25.11.2014

Задачи урока:

    Образовательные:

  1. совершенствовать технику ведения баскетбольного мяча правой и левой руками;
  2. совершенствовать технику передачи баскетбольного мяча двумя руками от груди с отскоком об пол, двумя руками из-за головы, одной рукой от плеча без удара об пол;
  3. совершенствовать технику перемещения приставным шагом в стойке баскетболиста.
  4. Совершенствовать технику бросков мяча в баскетбольное кольцо.
  5. Обучать  детей подбору и организации подвижных игр с элементами баскетбола.

   Физиологические: 

  1. содействовать развитию физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости) и координационных способностей.

     Воспитательные: 

  1. воспитывать потребность к развитию физических качеств;
  2. содействовать развитию нравственно-волевых качеств;
  3. формировать сознательное отношение при выполнении упражнений;
  4.  воспитывать взаимопомощь, самостоятельность.
  5. формирование навыков самостоятельной организации простейших соревнований по баскетболу;

     Предметные умения:

  1. Моделировать технику базовых способов передвижения с баскетбольным мячом
  2. Осваивать универсальные умения контролировать скорость движения с мячом
  3. Выявлять характерные ошибки в технике ведения, передачи и защиты мяча.
  4. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в  совершенствовании  техники баскетбола и играх с баскетбольным мячом
  5.  Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности

УУД:

Личностные универсальные учебные действия:

  1. Научить ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «настоящий друг».
  2. формирование положительного  отношения к занятиям двигательной деятельностью,  достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
  3. оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы

Познавательные учебные действия:

  1. Уметь владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе  подвижных игр;
  2.  Играть в подвижные игры на основе баскетбола;
  3. Объяснять  свой  двигательный опыт и технику  выполнения  разучиваемых  упражнений и заданий;
  4.  Осознавать  важность освоения универсальных умений , связанных с выполнением упражнений с баскетбольным мячом;
  5. Понимать важность  выполнения строевых упражнений разученных ранее;
  6. Учиться  игровым заданиям и играм на основе баскетбола;
  7.  Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

Регулятивные учебные действия:

1.    Содействовать развитию быстроты реакции, координации движений, ловкости, силы.

2.    Развивать творчество, инициативу в двигательных действиях.

3.    Прививать интерес к здоровому образу жизни.

4.    Способствовать повышению общего функционального состояния организма.

5.    Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата и правильной осанки

Коммуникативные учебные действия:

1.     Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в совместной

        двигательной деятельности.

2.     Прививать детям стойкий интерес к подвижным играм, поддерживать в них жизненный оптимизм и здоровый соревновательный дух, поощрять творчество и разнообразную двигательную деятельность.

3.     Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Тип урока: обучающий

Методы проведения: Поточный, фронтальный, групповой, индивидуальный, игровой.

Место проведения: спортивный зал  школы.

Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи, стойки, свисток, секундомер  .

Методическая карта урока:

1. Организация класса. Введение в ситуацию общения (подготовительная часть урока):

1.Сообщение цели и  задач урока, настроить учащихся на деятельность.

2.Подведение учащихся к определению темы урока

            3.Упражнять в выполнении строевых упражнений, изученных ранее

4.Совершенствование техники выполнения упражнений

5.Совершенствование техники выполнения комплекса ОРУ

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (основная часть урока):

1.Совершенствование  выполнения упражнений с баскетбольным мячом

2.Совершенствование техники передвижения с баскетбольным мячом

3.Закрепление и совершенствование навыков ведения, передачи, бросков и защиты  мяча в игре с элементами баскетбола

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке (заключительная часть урока):

1.Учить игровым заданиям, игре на внимание.

2.Способствовать понижению нагрузки, проверка внимания.

3.Подведение итогов урока.

Ход урока:

Часть урока

Содержание учебного материала

Дозировка

Методические замечания

Примечание

1. Подготовительная часть.

1. Подготовка класса к уроку          (надеть тренировочные костюмы и спортивную обувь)

1 мин.

Подготовить организм функционально к работе.

 Цель:

 Мотивация деятельности обучающихся.

Организовать коллектив класса, овладеть вниманием.

2. Построение класса в шеренгу, раппорт физорга, приветствие учащихся

3.Проверка домашнего задания.

 

Сообщение задач на уроке.

3 мин.

Дети строятся в одну шеренгу, 0,3. Впереди мальчики по росту, за ними девочки по росту.

Вопросы:

1. Родина  баскетбола?

2.Кто придумал игру?

3. Сколько человек играет в команде?

4. Входит ли баскетбол в состав Олимпийских игр.

Руки вдоль тела, спины прямые, ноги вместе.

Физорг:

- Класс! Равняйсь! Смирно! По порядку рассчитайсь!

Ученики выполняют.

Раппорт физорга:  «Товарищ учитель физкультуры, на уроке присутствует 3 ”В” класс в количестве  …….     Отсутствуют………… Не готовы ………    Освобождены……..Раппорт сдан!»

Учитель:

Раппорт принят.

Физорг:

- Класс! Вольно!

Учитель:

-Здравствуйте ребята!

Ученики:

-Здрасть!

- США

- Джеймс Нейсмит

- 5 человек.

- входит.

 Вопрос ученикам:

- Кто из вас может сформулировать тему нашего урока?

Ребята! В течении нескольких уроках мы с вами изучали технику ведения, бросков, передачи и защиты мяча в баскетболе. Теперь мы знаем некоторые правила игры в баскетбол. Давайте вместе назовем задачи урока.

-Сегодня на уроке мы будем совершенствовать умения и навыки полученные на предыдущих уроках.

Учитель:

- Кто из вас сможет назвать физические качества, которые развивает игра баскетбол? Обоснуйте.

Дети поднимают руку и по жесту учителя по очереди дают ответы.

 

3. Динамическая и статическая разминка.

10 мин.

 

 

За направляющим по залу:

Передвижения:

- ходьба обычная;

- ходьба на носках руки на пояс;

- ходьба на пятках  руки за голову;

- ходьба в полуприсяде.

Специальные беговые упражнения:

- медленный бег;

- бег с изменением направления;

- бег змейкой: приставными шагами попеременно правым и левым боком, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени.

Специальные упражнения баскетболиста:              -передвижения приставным шагом, чередование видов приставных шагов по звуковому сигналу;                    - бег с остановкой, разворотом и сменой направления,                - прыжки на обеих ногах с продвижением вперед и другие задания.

Упражнения на восстановление дыхания:

-Руки вверх вдох,  -Низ выдох.

 

Упражнения выполняются в движении по кругу с соблюдением дистанции.

Ходьба как упражнение для укрепления стопы

Ходьба и бег с одновременным выполнением упражнений по заданию учителя (на внимание, укрепление стопы, формирование осанки)

Темп постепенно увеличить.

 Динамическая разминка выполняется без счета по команде учителя (словесной или звуковой)

 

Строевые упражнения по команде учителя:

- За направляющим шагом марш! Через центр в колонны по три!

- На месте стой!

- Налево! На вытянутые руки разомкнись!

 

Все строевые команды и упражнения изучены ранее на уроках.

 По команде учителя строевые упражнения выполняются четко под счет.

 

Статическая разминка (проводит учащийся). От шейного отдела вниз до стоп. Заканчивается разминка приседаниями и прыжками.

 

 Учащийся, который проводит разминку должен знать последовательность и правила проведения разминки. Разминка проводится на оценку.

 Статическая разминка проводится учащимися класса по назначению физоргом.

 

Упражнения на дыхание.

- На три счета медленно вдыхаем, задерживаем дыхание, на счет четыре выдох.

-Руки вперед, в стороны (ладошки показали солнышку), головушки поднять вверх, глазки закрыли, на носочки встали.

Упражнения выполняются медленно. Повторить 2-3 раза.

 Наблюдать, чтоб учащиеся выполняли дыхательные упражнения строго  и правильно. Упражнения помогают восстановить силы потраченные на прыжки и восстановить дыхание.

2. Основная часть.

 25мин.

 

 

1. Инструктаж по технике безопасности.

2. Напоминание  способов            ловли мяча:                         

 - двумя руками, одной.              

- высокого, на уровне груди, низкого, катящегося, с низкого отскока.

3. Классификация передач двумя руками:

- сверху, от плеча, от груди, снизу.  

4.Классификация передач одной рукой:

- сверху, от головы, от плеча, снизу.

   

15сек.

5мин.

Следить, чтобы дети:

-не выставляли пальцы вперед навстречу передачи.

- не передавали  мяч резко с близкого расстояния.

- передавали  мяч точно с оптимальной силой.

- не передавали  мяч, если его не видит партнер.

Встречать летящий мяч, нужно выпрямить руки вперед. Кисти с широко расставленными пальцами образуют воронку.

В момент касания ладоней:

- мяч захватывается кончиками пальцев.

- локти сгибаются.

- мяч подтягивается к груди.

- одновременно сгибаются ноги.

Упражнения начинают выполнять  и заканчивают по сигналу  учителя.

Сохранять стойку баскетболиста. Обратить внимание. Чтобы кисти рук располагались на поверхности мяча, Исключить шлепки по мячу вместо активных его толчков.

 

3.Передача и ведение  баскетбольного мяча в парах на месте и с передвижением:

а)Стоя на месте передача мяча в колонне в одну и другую сторону

б) вращение мяча вокруг тела, передача мяча  двумя руками от груди.

в) передача мяча с двумя руками с отскоком от пола.

г) передача мяча с двумя руками от головы

д) передача мяча от  плеча (правой и левой рукой).

е) Броски мяча из-за спины вперед-вверх с дальнейшей передачей.

ж) ведение мяча вокруг партнера, возвращаясь на свое место, передают мяч по воздуху.

з) передвижение змейкой с броском в кольцо.

и) передача мяча без ударов с продвижением в перед одного партнера и спиной другого.

5 мин.

Смотрим вверх, на мяч. Шагаем вперед попеременно правой и левой ногой.

Не отрываем пятки от земли, стараемся держать спину ровно.

 Словесный, наглядный,  метод упражнений.

Следить за правильностью выполнения упражнений, оказывать индивидуальную консультацию.

Следить за точностью передачи.

 

Совершенствование техники баскетбола посредством игр.

  1. подвижная игра«Ненасытный баскетболист»  (приложение)

 2.Подвижная игра           «Нет мяча – защищайся!»

(приложение)

3.Подвижная игра «Мини-баскетбол» (приложение)

               

                     

5 мин.

5мин

5мин

Игра проводится в парах: первый участник – баскетболист, второй – судья. По сигналу руководителя первый начинает выполнять броски в кольцо, стараясь за 1 мин. или за 30 сек. забросить как можно больше мячей.

Игра проводится в парах. Участники выполняют передачи на скорость.

Методы мотивирования соревновательной деятельности:

Проигравший  приседает или отжимается 5 раз.

Судьи - освобожденные дети.

3. Заключительная часть.

Рефлексия:

-Возьмитесь за руки и закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох 3 раза.  

 Ответьте:

Что было самым интересным на уроке? Что было самым  трудным? Как вы смогли преодолеть? Что бы я пожелал другим в конце урока?

-Оцените себя за урок.

Организованный уход из зала.

2 мин.

Упражнения выполняют в спокойном темпе, с закрытыми глазами.

Восстановление дыхания и оптимизация ЧСС.

Приведение организма в оптимальное для следующей деятельности состояние.

Подведение итогов.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

- поднимание туловища из положения лежа. Девочки -15 раз, мальчики – 20 раз

4 мин.

 Построение в одну шеренгу по одному. Выставление оценок.

Поблагодарить обучающихся за совместную деятельность.

« Урок закончен. Спасибо за урок! До свидания!  Направо, в раздевалку шагом марш!»

Проанализировать и оценить работу обучающихся на уроке.

Указать на типичные ошибки. Пригласить ребят на дополнительные занятия.

-  сознательная, активная деятельность обучающегося,

- правильность выполнения упражнений,

-творческое отношение к своей деятельности.



Предварительный просмотр:

Передача и ведение  баскетбольного мяча в парах на месте и с передвижением:

а)Стоя на месте передача мяча в колонне в одну и другую сторону

б) вращение мяча вокруг тела, передача мяча  двумя руками от груди.

в) передача мяча с двумя руками с отскоком от пола.

г) передача мяча с двумя руками от головы

д) передача мяча от  плеча (правой и левой рукой).

е) Броски мяча из-за спины вперед-вверх с дальнейшей передачей.

ж) ведение мяча вокруг партнера, возвращаясь на свое место, передают мяч по воздуху.

з) передвижение змейкой с броском в кольцо.

и) передача мяча без ударов с продвижением в перед одного партнера и спиной другого.

Приложение

«Нет мяча – защищайся!»

Игра проводится в парах. Участники выполняют передачи на скорость. Расположение игроков показано на рис. 7. В момент сигнала (звукового или зрительного) игрок, оказавшийся без мяча, становится защитником, а игрок с мячом – нападающим. Если в момент сигнала оба игрока были без мяча, то нападающим считается тот, к кому он летит.

7

Рис. 7

Вариант 1. Нападающий атакует корзину, расположенную за его спиной (см. рис. 8), а защитник пытается догнать его и помешать попасть в кольцо. Если нападающему это все же удается, то он зарабатывает 1 очко, а если нет, то очко получает защитник, но только в том случае, если он побежал за нападающим, т.е. выполнял свою функцию.

Бросок в кольцо можно выполнять с места (с остановкой после ведения), в движении или любым из этих способов (условия заранее определяет преподаватель).

8

Рис. 8

Вариант 2. Нападающий атакует корзину, расположенную за спиной защитника, т.е. должен его обойти.

Четные и нечетные номера

Игра проводится в парах. Все игроки располагаются в две шеренги вдоль средней линии поля на расстоянии 3–4 м друг от друга. Между ними на одинаковом расстоянии от игроков противоположных команд лежат мячи (одна шеренга – четные номера, другая – нечетные) (рис. 13). Руководитель называет число – от 1 до 10: если четное, то четные номера подбегают к мячу, берут его и стараются забросить в любое игровое кольцо. Разрешается выполнить только один бросок. Нечетные номера в этом случае выступают в роли защитников; если число нечетное – все наоборот.

13

Рис. 13

«Ненасытный баскетболист»

Вариант 1. Игра проводится в парах: первый участник – баскетболист, второй – судья. По сигналу руководителя первый начинает выполнять броски в кольцо, стараясь за 1 мин. или за 30 сек. забросить как можно больше мячей. За каждый правильно заброшенный мяч он получает 1 очко. Второй игрок отмечает ошибки и подсчитывает очки (ошибками считаются нарушение правил ведения, пробежки, броски с дальнего расстояния и т.п.). Затем игроки меняются ролями. Побеждает тот, кто наберет больше очков.

Вариант 2 аналогичен первому, но мяч у каждого игрока. Он подсчитывает очки и соревнуется сам с собой, стараясь забросить как можно

                                                Игра «Мини-баскетбол»

Игра проводится на баскетбольной площадке. Играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды и выстраиваются одна против другой у боковых линий в правом углу. Стартовой чертой служит лицевая линия. Впередистоящие игроки встают у стартовой черты и получают по мячу. Остальные стоят сбоку от них за боковой линией (рис. 1).

По команде учителя  «Старт!» первые игроки бегут вперед, при этом ударяя мяч об пол, а добежав до щитов, стоящих на противоположной стороне, немедленно ударяют мячом о щит или забрасывают мяч в корзину, возвращаются обратно, ведя мяч так же, ударами об пол, до середины поля, откуда передают мяч очередному игроку. Следующие игроки в командах переходят на стартовую черту (у лицевой линии) и, поймав мяч, выполняют то же задание. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не выполнят установленного задания.

Выигрывает команда, быстрее закончившая игру, допустившая меньше ошибок или не имеющая их совсем. Если команда закончила игру позже, но допустила значительно меньше ошибок, то она считается победительницей.

Первым игрокам не разрешается выбегать со стартовой черты до сигнала, а последующим — до ловли мяча от предыдущего. С мячом бежать нельзя, его следует вести,  ударяя об пол. Если по договоренности надо попасть мячом в корзину, то игрок не имеет права бежать до тех пор, пока не выполнит это задание; может быть, ему придется сделать несколько бросков. Возвращаясь обратно, игрок может передать мяч игроку своей команды только с установленного места. Штрафные очки за допущенные ошибки подсчитываются в конце игры.

Задания в эстафете с элементами баскетбола могут быть разнообразными:

- на пути бегущего ставятся стойки, и игрок должен, ударяя мяч о пол, обойти вокруг них, а затем бросить мяч в корзину или щит;

-игрок, добежавший до щита,  может попытаться один раз бросить мяч в корзину;

- попадание засчитывается как очко (в этом случае выигрывает команда, заработавшая больше очков);

 -пары из каждой команды, передавая мяч на бегу друг другу, добегают до щита, попадают один раз в корзину и возвращаются обратно, так же передавая мяч друг другу (в данном случае засчитывается и попадание, и правильность передач без пробежек). Возможны и другие задания

http://zaz.gendocs.ru/tw_files2/urls_28/1620/d-1619173/1619173_html_m1b83001e.jpgрис.1

                                                                                                    -  первая команда

                                                                                                    -  вторая  команда  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку по баскетболу для 7 класса с использованием ИКТ. "Обучение технике нападения в баскетболе"

В конспекте и презентации урока отражён материал обучения игре баскетбол. В ходе урока применяются различные методы. С их помощью учащиеся закрепляют умение выполнять передачу мяча двумя руками  ...

Приемы и правила игры в баскетбол "Мы играем в баскетбол"

В помощь учителям физкультуры для использования в качестве наглядного пособия на уроках...

Технологическая карта урока для учащихся 7 класса. «Баскетбол. Правила поведения на уроках баскетбола. Терминология элементов баскетбола. Основная стойка игрока»

Цель урока: Обучающая: Обучение техники выполнения стойки игрока в баскетболе;                     Развивающая: Дать представление о занятия...