программа по адаптивной физической культуре с детьми овз
рабочая программа по физкультуре на тему

Белослюдова Юлия Олеговна

Травмы шейного отдела позвоночника (и позвоночника в целом) относятся к наиболее тяжелым повреждениям опорно-двигательного аппарата. Задачи и последовательность оздоровительных мероприятий определяются давностью, степенью, характером повреждения и выраженностью неврологических расстройств. Одним из важнейших методов реабилитации при травмах позвоночника является АФК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_adaptivnoy_fizicheskoy_kulture_s_detmi_ovz.docx40.97 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Куратор инклюзивного образования

МБОУ СОШ  № 3 г. Стрежевого

________________/Л. П. Петрова/

«___» _________        2014г.

«Утверждаю»

директор

МБОУ СОШ № 3 г. Стрежевого

_______________        /О. В.  Пугачева/

Приказ №        ______ от

«___» _________        2014года

        

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. СТРЕЖЕВОГО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  

по адаптивной физической культуре

с  Владом Ворфоломеевым

Составитель:

Андросова Ю.О.

учитель физической культуры

2014 - 2015 учебный год

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………………………...…………..…...3

2. Планируемые результаты………………………………………………………………………………....6

3. Содержание программы………………………………………………………...………………………....7

4. Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………..9

6. Перечень информационно-методического обеспечения……………...……………...………………..10

7. Приложение…………….……………………...……………………………………………………...….11

Пояснительная записка

Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной активности. Поэтому инвалиды в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии.

Гиподинамия и гипокинезия характеризуются низким уровнем двигательной активности. При этом повседневные морфофункциональные изменения малозаметны. Однако отрицательное кумулятивное воздействие приводит к негативным изменениям в организме, которые выражаются в следующем:

а) снижении функциональной активности органов и систем и нарушении их регуляторных функций:

- снижении активности сердечной деятельности и силы сокращения миокарда;

- изменении функции дыхания, что характеризуется уменьшением жизненной емкости легких и легочной вентиляции как в покое, так и при физической нагрузке;

- нарушении функции пищеварительной системы, проявляющемся в расстройстве пищеварения;

б) атрофических дегенеративных изменениях опорно-двигательного аппарата и особенно нервно-мышечного аппарата;

в) нарушении обменных процессов, увеличении объема жировых тканей.

У детей наблюдаются нарушения дыхательной функции, особенно при мышечной гипотонии. Дыхание может быть затруднено из-за слабости (гипотоничности) межреберных мышц. При нарушении регуляции мышечного тонуса вдох и выдох неполноценны и дыхание оказывается поверхностным. Задержка двигательного развития приводит к нарушению дыхательной функции. ЖЕЛ может значительно ограничиваться, что, в свою очередь, приводит к частым застойным явлениям в легких, заболеваниям дыхательных органов, недостатку кислорода в организме, что оказывает отрицательное влияние на развитие двигательных, речевых и психических функций. Поэтому в практике физического воспитания аномальных детей большое значение придается умению правильно дышать во время выполнения упражнений, т.е. взаимосвязи дыхания и мышечной деятельности. 

"Неэкономичность" функционирования различных систем приводит в конечном итоге к истощению компенсаторных возможностей организма, снижению его функциональных резервов. Кумулятивное воздействие гипокинезии и гиподинамии как факторов, способствующих расстройству жизнедеятельности организма, является причиной гиподинамической болезни. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что гиподинамия и гипокинезия не только служат причиной снижения функциональных возможностей и сокращения сроков профессиональной пригодности, но и имеют высокую корреляционную связь с сокращением продолжительности жизни. Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния этих факторов у инвалидов подчеркивают особую актуальность разработки и внедрения специальных комплексов адекватных средств, форм и методов оздоровительной физической культуры. Специфика данной проблемы связана в основном с ограничением возможности реализации широкого спектра средств физической культуры и спорта инвалидов.

Среди факторов, отражающих степень двигательной активности, решающее значение имеет функциональное состояние нервно-мышечного аппарата. Нарушения со стороны физического развития, моторики также обусловлены поражением центральной нервной системы (Р.Д. Бабенкова, 1963).

Мышечные движения имеют решающее значение в процессе становления умственно-рефлекторной деятельности ребенка. Формирование предметного мышления, мышления действии - основа нервно-психического развития детей.

Задачи программы: 

1. Повышение интереса подростков к занятиям спортом; 
2. Создание положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья воспитанников; 
3. Адаптация организма обучающихся к физическим нагрузкам. 

Роль и место физического воспитания и спорта в системе физической реабилитации инвалидов

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам разных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом.

Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. Это сложное и многофункциональное явление. Оно состоит из органически взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет свою цель, задачи, функции. К таким частям относятся физическое воспитание, спорт, физическая рекреация.

Физическое воспитание отражает общественную необходимость общества в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке подрастающего поколения - инвалидов с детства к практической жизнедеятельности. Оно является необходимой предпосылкой для занятий массовым спортом и непременным условием формирования физической культуры личности, которая включает в себя целостную ориентацию, организованность, целенаправленность в деятельности инвалидов.

Основной задачей физической культуры является восстановление врожденной потребности в двигательной активности. Двигательная активность в сочетании с правильным питанием является важным элементом режима, положительно влияющего на выносливость и работоспособность. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, усиливают деятельность лейкоцитов.

Особенности рабочей программы

Основной функцией преподавателя по адаптивной физической культуре является индивидуальное сопровождение развития ребёнка, направленное на преодоление проблем, связанных с двигательной функцией организма. Для правильной работы необходима оценка образовательных потребностей ребёнка и разработка индивидуального учебного плана с учётом его возможностей и состояния здоровья. 

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. 

Травмы шейного отдела позвоночника (и позвоночника в целом) относятся к наиболее тяжелым повреждениям опорно-двигательного аппарата. Задачи и последовательность оздоровительных мероприятий определяются давностью, степенью, характером повреждения и выраженностью неврологических расстройств. Одним из важнейших методов реабилитации при травмах позвоночника является АФК.

В периоде реабилитации травма шейного отдела позвоночника предполагает направление основных усилий на повышение силы и выносливости мышц шеи и туловища, а в дальнейшем и на увеличение мобильности позвоночника.

Данная особенность объясняется тем, что адаптивная физкультура выполняет разнообразные функции, в том числе является профилактикой образования пролежней, уменьшает явления общего астенического синдрома, способствует профилактике тромбообразования, помогает нормализовать процессы пищеварения.

В частности, своевременное и достаточное по продолжительности выполнение комплекса АФК при травмах шейного отдела позвоночника предотвращает присоединение таких опасных осложнений как застойная пневмония или нарушение функций тазовых органов.

Травмы шейного отдела позвоночника – противопоказания к АФК

Противопоказаниями к проведению лечебной физкультуры при повреждениях шейного отдела позвоночника служат:

  1. Общее тяжелое состояние больного.
  2. Стойкий болевой синдром.
  3. Стойкое повышение температуры тела (37,5°С и выше).
  4. Стойкое повышение или понижение артериального давления.
  5. Прогрессивное нарастание неврологической симптоматики (ухудшение двигательной активности в конечностях, нарушение чувствительности).
  6. Выраженный астенический синдром в ближайший после выполнения комплекса адаптивной физкультуры период.

Планируемые результаты:

- повышение реабилитационного потенциала через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. 

В ходе реализации программы оценивается уровень физического развития, развитие координации движений.

 Формами подведения итогов реализации программы являются: 

- включенное наблюдение за обучающимися в процессе занятий;

 - проверка выполнения отдельных упражнений;

- выполнение установленных заданий. 

Для более успешной и эффективной работы по программе устанавливаются связи с сотрудниками Центра и родителями. Программа «Адаптивная физкультура» включает методические рекомендации по ЛФК и разделы образовательной программы «Общая физическая подготовка», для детей с особыми образовательными потребностями.

К специфическим принципам работы по программе «Адаптивная физкультура» относятся:

 1. Создание мотивации; 

2. Согласованность активной работы и отдыха; 

3. Непрерывность процесса; 

4. Необходимость поощрения; 

5. Социальная направленность занятий; 

6. Активизации нарушенных функций; 

7. Сотрудничество с родителями;

 8. Воспитательная работа.

Содержание программы

Раздел. 1. Профилактика заболеваний и травм рук

При поражении спинного мозга и параличе у большинства детей с ОВЗ, особенно у тех, кого несчастье постигло в детстве, и у детей, перенесших родовую травму, как бы восполняя утрату подвижности и силы ног, компенсаторно развивается плечевой пояс. В то же время постоянная опора на руки предрасполагает к заболеваниям и травмам. Они вызываются в большинстве случаев мышечным перенапряжением, несбалансированностью движений разных групп мышц и потерей их эластичности. Как известно, любое движение в суставе обязано работе двух противодействующих групп мышц, называемых мышцами-антагонистами. Например, разгибание локтевого сустава требует одновременного сокращения трицепса и растяжения бицепса, а сгибание руки в локте — наоборот. Мышечная несбалансированность как раз и возникает, когда мышцы-антагонисты развиты не в равной степени. Это ставит под угрозу целостность суставов и усиливает риск получить другие травмы, в том числе растяжение сухожилий.

Раздел 2. Дыхательные упражнения

Болезни органов дыхания относят к наиболее частой патологии. При этих заболеваниях не только развиваются соответствующие изменения в дыхательных путях и легочной ткани, но и существенным образом изменяется функция дыхания, а также наблюдаются нарушения деятельности других органов и систем. Всем известно, что важным средством тренировки дыхательного аппарата являются дыхательные упражнения. На своих уроках адаптивной физической культуры, чтобы достичь высокой эффективности и экономичности дыхательного аппарата при выполнении упражнений, я использую метод управления дыханием. Нужно, чтобы каждая фаза дыхания (вдох или выдох) строго соответствовала определенной фазе движения. Задача сложная, но необходимая.

     Под специальными навыками понимается:

  1. умение управлять актами вдоха и выдоха по длительности и скорости их выполнения, т.е. произвольно удлинять или укорачивать, ускорять или замедлять вдох и выдох;
  2. хорошее владение навыком прерывистого дыхания;
  3. умение задерживать дыхание на определенное время;
  4. умение воспроизводить заданную величину жизненной емкости легких, т. е. произвольно управлять объемом вдоха и выдоха;
  5. владение навыками различных типов дыхания - грудным, брюшным или диафрагмальным и смешанным.      

Раздел 3. Элементы спортивных игр

Необходимо включать в разработку программы адаптивной физической культуры элементы спортивных игр.

Выполнение элементарных движений:

 -подачи и передачи мяча в волейболе;

- отбивание мяча кулаком, коленями, ногами в футболе

- метание мяча на дальность и меткость и др.

п/п

темы

Количество часов по программе

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Теория

Практика

Раздел 1. Введение

1

1.1.Техника Безопасности. Здоровый образ жизни.

Теоретические основы

В процессе уроков

Раздел 2. Профилактика заболеваний и травм рук

2

2.1. Упражнения на расслабление мускулатуры плечевого пояса.

2.2. Упражнения на тонизацию и активную работу плечевым поясом

2.3. Упражнения на согласованность работы рук и ног.

-

30

10

     

10

10

Следить за тонусом мускулатуры.

3

Дыхательные упражнения.

-

18

4

Элементы спортивных игр

- футбол;

-волейбол.

-

20

10

10

Выполнение подачи и передачи мяча.

Отбивание мяча руками, коленями, стопами

ВСЕГО 68 ч

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия: 

Список использованных источников:

1. Болезни нервной системы. Руководство для врачей в двух томах. Том 2. / Под ред. Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульмана, П.В. Мельничука. - М.: «Медицина», 1995. 

2. Большая медицинская энциклопедия. Гл. ред. академик Б.В. Петровский. Том 7. Издание третье. - М.: «Советская энциклопедия», 1977. 

3. Бортфельд С.А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при параличе. – М.: «Медицина», 1971. 

4. Возрастная и педагогическая психология / Сост. М.О. Шуаре. - М., 1992.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991. 

6. Гончарова М.Н., Гринина А.В., Мирзоева И.И. Реабилитация детей с заболеваниями и повреждениями опорно-двигательного аппарата. - Л.: «Медицина», 1974. 

7. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990. 

8. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. - М.: 1969.

 9. Дубровский В.И. Детские церебральные параличи. – В кн.: Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

10. Кесарев Е.Д., Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. — Спб., 1997. 

11. Куничев Л.А. Лечебный массаж. – К.: Вища школа. Головное изд-во, 1981. 

12. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учебное пособие. Издательство «ACADEMA», М., 2001.

 13. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. М.: Медицина, 2004. 

14. Литош Н.Л., Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.

 15. Макович З.Х., Жуховицкий М.С., Дементьева Р.К. Двигательные расстройства при церебральных параличах у детей и методика лечебной гимнастики. - М.: «Советская Россия», 1969. 

16. Массаж и гимнастика для самых маленьких. Методическое пособие для родителей. - Нижний Новгород, 1991. 

17. Матвеев Л.П., Теория и методика физической культуры: Учеб. Для институтов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 

18. Меженина Е.П. Церебральные спастические параличи и их лечение. – Киев,: «Здоровье», 1966. 

19. Мошков В.Н. Лечебная физическая культура в клинике внутренних болезней. – М.: Медицина, 1982.

 20. Немов Р.С. Психология: Кн. 2. - М., 1997. 

21. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1991. 22. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М., 2002.

 23. Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Учебно-методическое пособие. – СПб: «Речь» 2007. 

24. Практическая психология для преподавателей / Сост. М.К. Тушкина и др. - М., 1997. 

25. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. 

26. Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детских церебральных параличах. Методические рекомендации для родителей. – СПб.: «Медицина»,1977. 
27. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. - М.: «Медицина», 1968. 
28. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Н. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. - М.: «Медицина», 1972.

29. Тетюков В.Ю. Основы педагогической технологии. - М., 1997. 
30. Физическая реабилитация. Учебник. Под ред. проф. С.Н. Попова. Издание второе.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.

31. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. - М., 2001. 

32. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997.

Видео-, аудиоматериалы:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=wa_qOcavv0E

Цифровые ресурсы:

  1. http://pedsovet.su/publ/73-1-0-4099
  2. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=136
  3. http://www.myshared.ru/slide/783729/
  4. http://sport-dinsk.ru/programmy/61-rabochaya-programma-po-adaptivnoj-fizkulture

Оборудование:

  1. Футбольный мяч
  2. Волейбольный мяч

Приложения

Примерный комплекс дыхательных упражнений

  1. Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка все больше выдавалась вперед (набирать воздух свободно, не напрягаясь). При этом диафрагма уплощается, увеличивая объем легких, грудная клетка расширяется. Вдыхать и выдыхать плавно, избегая толчков.
  2. Сделать выдох и, когда появится желание вдохнуть, с закрытым ртом сделать глубокий, без напряжения вдох носом. Затем пауза (задержать грудную клетку в расширенном состоянии). Сделать полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через нос. Пауза.
  3. После выдоха начать дыхание через нос, следя, правильно ли работают диафрагма, нижние ребра и мышцы живота, спокойны ли плечи. Выдержав паузу, начать постепенный, плавный выдох через узкое отверстие, образованное губами. При этом должно возникнуть ощущение, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего от диафрагмы. Необходимо следить за тем, чтобы не было напряжения в верхней части грудной клетки и шее. При ощущении напряжения следует, расслабившись, медленно покачать головой вправо-влево, вперед-назад, по кругу.
  4. Исходное положение (далее – и. п.) – лежа на спине. По инструкции ребенок медленно поднимает одну руку (правую, левую), ногу (левую, правую), затем две конечности одновременно на вдохе и удерживает в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы. После этого упражнение выполняется лежа на животе.
  5. И. п. – сидя, спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом.

Примерный комплекс упражнений адаптивной физической культуры №1

Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища.

  1. Диафрагмальное дыхание. Выполняется 4-6 раз.
  2. Тыльное и подошвенное сгибание стоп.
  3. Сжимание и разжимание пальцев кисти.
  4. Круговые движения стопами.
  5. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.
  6. Попеременное сгибание ног в коленных суставах, скользя стопой по плоскости постели.
  7. Диафрагмальное дыхание.
  8. Сгибание и разгибание кистей рук в лучезапястных суставах.
  9. Попеременное отведение и приведение ног, не отрывая их от плоскости постели.
  10. Круговые движения в лучезапястных суставах.
  11. Диафрагмальное дыхание.

Примечание. Упражнения выполняют в спокойном темпе с паузами для

Примерный комплекс упражнений

  1. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание (8-10 раз).
  2. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Ослабление мышечного спазма кистей рук. Сгибание и разгибание кистей рук в лучезапястных суставах (6-10 раз).
  3. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах (6-10 раз).
  4. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. (6-10 раз).
  5. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Попеременное отведение и приведение ног (6-10 раз).
  6. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание (8-10 раз).
  7. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Отведение руки в сторону. Поднять руку – вдох, опустить – выдох (4-6 раз).
  8. Исходное положение – лежа на спине, руки на бедрах. Движения ногами попеременно. Повторяют 6-8 раз.
  9. Исходное положение – сидя на стуле. Сгибание-разгибание пальцев ног.
  10. Исходное положение – сидя, руки на коленях. Диафрагмальное дыхание (8-10 раз).
  11. Исходное положение – лежа. Попеременное отведение и приведение ног (4-6 раз).
  12. Диафрагмальное дыхание (8-10 раз).

Изометрические упражнения

  1. Исходное положение – лежа на спине. Медленно сжать пальцы рук на 2-10 секунд (4-6 раз), затем медленно разжать.
  2. Исходное положение – лежа на спине. Медленное напряжение мышц спины на 2-10 секунд (4-6 раз).
  3. Исходное положение – лежа на спине. Медленное напряжение мышц бедра на 2-10 секунд (4-6 раз).
  4. Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе. Медленное напряжение мышц груди и живота на 2-10 секунд (4-6 раз).
  5. Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе. Медленное напряжение ягодичных мышц на 2-10 секунд (4-6 раз).

Примерный комплекс упражнений №2.

 Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища.

  1. Диафрагмальное дыхание (8-10 раз).
  2. Медленно сгибать руки в локтевых суставах, приводя кисти к плечам (6-8 раз).
  3. Поднять прямую ногу (на 45º), удержать в течение 2-3 секунд, опустить (6-8 раз).
  4. Движения руками как при плавании стилем «брасс».
  5. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание (8-10 раз).

Исходное положение – сидя на стуле.

  1. Руки к плечам. Поднимая руки вверх, прогнуться в грудном отделе позвоночника (4-6 раз).
  2. Попеременное разгибание в коленном суставе ноги (6-8 раз).
  3. Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль туловища. Диафрагмальное дыхание (8-10 раз).
  4. «Ножницы» горизонтальные - (8-10 раз)
  5. «Ножницы» вертикальные – (8-10 раз)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны...

Адаптивная физическая культура с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптивная физическая культура - это часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченны...

Развивающая программа «Пауэрлифтинг» (адаптивная физическая культура)

Данная программа  позволяет решать ключевую проблему: повышения уровня внутренней культуры, улучшения уровня физического развития и формирования личности ребёнка. Программа отвечает запросам подр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по адаптивной физической культуре 3 «В» класс

Содержание предмета Содержание предмета адаптивная физическая культура отражено в трех разделах: «Физическая подготовка», «Лыжная подготовка», «Коррекционные подвижн...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре

Рабочая программа по адаптивной физической культуре...

Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Особенности проведения занятий адаптивной физической культурой с детьми с расстройством аутистического спектра

Адаптивная физическая культура (АФК) – это специализированная форма физической активности, ориентированная на людей с различными ограниченными возможностями, включая детей с расстройством аутист...