Рабочая программа для 5 класса по физической культуре
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Рабочая прогрмма по физической культуре Лях 105 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura_5_klassy.doc | 343.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА для 5 класса
Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. Цель программы состоит в том, чтобы обеспечить формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, приложение (календарно-тематическое планирование).
1.1. Цели и задачи рабочей программы.
Цель данной программы предусматривает формирование подготовки к предстоящей жизнедеятельности, развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно важными и прикладно - ориентированными двигательными навыками и умениями.
Задачи физического воспитания обучающихся 5 классов направлены:
– на содействие гармоническому развитию личности, укрепление здоровья учащихся, закрепление навыков правильной осанки, содействие гармоническому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;
– обучение основам базовых видов двигательных действий;
– дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
– формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособности и развитие двигательных способностей на основе знаний о системе организма;
– углубленное представление об основных видах спорта;
– приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятием любимым видом спорта в свободное время;
– формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.
1.2. Нормативно-правовое обеспечение программы.
Настоящая рабочая программа по физической культуре для 5 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 05.03.2004 №1089"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
-Устав МБОУ СОШ с.Большая Поляна;
- Основная Образовательная Программа МБОУ СОШ с.Большая Поляна;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.Большая Поляна;
- Учебный план МБОУ СОШ с.Большая Поляна на 2014-2015 учебный год.
1.3. Сведения о программе.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по физической культуре ( «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М: Просвещение, 2010г. и является частью федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
1.4. Обоснование выбора программы.
Выбор данной программы мотивирован тем, что материал соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, придерживается дидактического правила «от простого к сложному», при этом принимается во внимание повышающийся уровень физической подготовленности обучающихся в процессе занятий.
Учитывается взаимосвязь различных разделов программы, используются средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие и подготовленность учащихся.
Выделяются основные теоретические сведения, которые должны усвоить учащиеся, включаются в каждый урок с учётом разделов программного материала и задач (общих и частных) подвижные и спортивные игры (элементы спортивных игр). Конструировать домашние задания с учётом решения задач, направленных на укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного на уроках, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни.
Запланированы зачетные требования, учебные нормативы, контрольные упражнения и тесты, определяющие успешность освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.
Программа выбрана в соответствии с ФК ГОС, в полном объёме соответствует образовательным целям МБОУ СОШ с.Большая Поляна.
1.5. Информация о внесенных изменениях в программу.
Все разделы рабочей программы полностью соответствуют примерной программе ( В.И. Лях, А.А. Зданевич Физическая культура 5 класс. / Сост. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2006. ). Согласно учебному плану МБОУ СОШ с.Большая Поляна изучение физической культуры в 5 классах предусматривается в объеме 105 часов, 3 часа в неделю. Содержание программного материала уроков в планировании состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Для освоения базовых основ физической культуры, которые необходимы и обязательны для каждого ученика, отведено 75 часов, на вариативную часть – 30 часов. Для ознакомления с теоретическими сведениями можно выделять время, как в процессе уроков, так и при выделении одного часа в четверти, специально отведенного для этой цели.
1.6. Место и роль учебного курса в овладении учащимися требований к уровню подготовки .
Учебный курс позволяет заложить у учащихся основы практического мышления, силы воли, внутреннего спокойствия, эмоционального благополучия.
В результате ученики получают возможность совершенствовать необходимые умения и навыки, развивать физические качества.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как биология, физика, психология, математика, история.
Данный учебный курс по физической культуре в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и является логическим продолжением изучения физической культуры 4-х классов.
Название |
5 класс | |
1 | Основы физической культуры и здорового образа жизни | интегрировано |
2 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | интегрировано |
3 | Спортивно – оздоровительная деятельность | интегрировано |
Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определённой темы средствами разных видов деятельности.
1.7. Информация о количестве учебных часов.
Программа предназначена для изучения в 5 классе, составлена на 105 часов (из расчета 3 ч. в неделю в соответствии с Учебным планом МБОУ СОШ с.Большая Поляна на 2014-2015 учебный год, Годовым календарным учебным графиком).
1.8. Формы организации образовательного процесса
Урок физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи). Основные формы организации образовательного процесса в основной школе — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
1.9. Технологии обучения.
Поскольку сохранение здоровья является главной задачей, то здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми по степени влияния на здоровье учащихся.
Здоровьесберегающие технологии. На классно-урочных занятиях, внеклассной оздоровительной работе, где направленность целей и технологий занятий соответствует гигиеническим требованиям, повышается уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни; повышается уровень мотивации к занятиям физической культурой.
Технологии дифференцированного обучения. Учет индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности детей, определение дозированной нагрузки, возможность наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала
Технология личностно-ориентированного подхода в обучении. Эта технология направлена на удовлетворение потребностей и интересов ребенка.
Технология игрового моделирования. Применяется на каждом уроке в каждом классе, на дополнительных спортивных занятиях по волейболу, при проведении внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий.
Тестовая технология. Применяется на уроке текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, умений и навыков.
1.10. Механизмы формирования.
В ходе преподавания учебного предмета используется компетентностный подход к физкультурному образованию.
Компетентностный подход имеет следующий состав: мотив, знания, умения, рефлексия. Опираясь на предложенный компонентный состав, выделили следующие составляющие ценностно-смысловой компетенции:
-мотивационный компонент предполагает наличие внутренних мотивов личности для занятий физической культурой. Школьник должен проявлять интерес к собственной деятельности;
- под деятельностным компонентом понимаются способы деятельности, которыми должен овладеть учащийся для достижения поставленной цели: укрепления здоровья, достижения высоких спортивных результатов;
- рефлексивный компонент заключается в осознании учеником необходимости тех способов деятельности, которыми он овладел.
1.11. Виды и формы контроля.
Основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года). Формами контроля может быть - зачет, тест, практическая работа, теоретическая работа.
1.12. Требования к уровню подготовки на конец учебного года.
В результате освоения содержания программного материала учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся должны достигнуть предусмотренного образовательным минимумом уровня развития физической культуры.
Знать основы физической культуры и здорового образа жизни:
- влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры;
- решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий;
- гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности;
- предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах;
- основы истории возникновения Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта;
- воздушные ванны, солнечные ванны;
- терминология игры в волейбол, баскетбол;
- терминология лёгкой атлетики;
- значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости;
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности.
Уметь:
Физкультурно – оздоровительная деятельность
- управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции упражнений утренней гимнастики;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
Спортивно – оздоровительная деятельность
- выполнять акробатические, гимнастические упражнения и комбинации; легкоатлетические упражнения; уметь играть в волейбол и баскетбол по упрощенным правилам;
Демонстрировать:
- Бег 60м
- Бег 2000м
- Прыгать в длину и высоту
- Метать мяч в цель
- Выполнять перестроения в колонне
- Выполнять различные висы
- Подтягивания (мал.)
- Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (мал. и дев.)
- Опорный прыжок
- Кувырок вперёд и назад
- Стойку на лопатках
- Стойку и передвижения волейболе
- Передача мяча двумя руками сверху в волейболе
- Передача мяча двумя руками снизу в волейболе
- Прием мяча снизу в волейболе
- Нижняя прямая подача
- Стойку и передвижения в баскетболе
- Ведение мяча на месте, с изменением направления
- Броски мяча в кольцо в баскетболе
- Передачи мяча различными способами
1.13. Информация об используемом учебнике, учебно-методическом комплексе
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника:
- Физическая культура 5 класс. / Сост. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА
Знания о физической культуре
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в
древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведе-
ния. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и
победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные по-
казатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее ха-
рактеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факто-
ры, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и по-
ложению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристи-
ка основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления
комплексов упражнений.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила плани-
рования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к
проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составле-
ния комплексов упражнений. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилак-
тики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкультпауз),
правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их
планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания,
обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими
упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований
безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одеж-
ды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений
и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки,
физкультминуток и физкультпауз.
Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкульт-
пауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для форми-
рования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение
дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показате-
лям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физически-
ми упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для развития
гибкости и координации движений, для формирования правильной осанки с учетом индивиду-
альных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физ-
культминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы: перестроение в
движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в
движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим
поворотом на 180°; кувырок назад из стойки на лопатках в полушпагат.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчи-
ки); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной
амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гим-
настической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку; преодоление
прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Расхождение при
встрече на гимнастическом бревне (низком и высоком —1 м).
Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика. Высокий старт. Бег с ускорением. Бег на короткие дистанции (30 м и
5
60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулирует-
ся учителем или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание
малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега.
Упражнения общей физической подготовки.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами
с изменением направления движения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя ру-
ками от груди с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину двумя
руками от груди с места.
Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом
вправо и влево; выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием
и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении
приставными шагами).
Упражнения общей физической подготовки.
Футбол (мини-футбол). Упражнения без мяча: бег с изменением направления движения;
бег с ускорением; бег спиной вперед; бег «змейкой» и по кругу. Упражнения с мячом: ведение
мяча носком ноги и внутренней частью подъема стопы; удар с места и небольшого разбега по
неподвижному мячу внутренней стороной стопы; остановка катящегося мяча внутренней сто-
роной стопы.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (мальчики). Организующие команды и приемы: пе-
рестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; пе-
рестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Кувырок вперед (назад) в группировке; кувырок вперед ноги скрестно с последующим
поворотом вперед; кувырок назад через плечо из стойки на лопатках в полушпагат. Акробати-
ческая комбинация (мальчики): кувырок вперед прыжком с места, перекат назад в стойку на
лопатках, перекат вперед в упор присев.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчи-
ки); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок с поворотом (девочки).
Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие в себя стили-
зованные общеразвивающие упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и при-
ставной шаги, шаг галопа и польки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной
амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Упражнения на низкой и средней перекладине (мальчики): махом одной, толчком дру-
гой перемах в вис согнувшись, переворот назад в вис сзади со сходом на ноги.
Упражнения на брусьях: наскок в упор, сед ноги врозь, перемах внутрь; соскок из седа
на бедре (мальчики); смешанные висы и упоры (стоя, лежа, с поворотами); вис на верхней жер-
ди, размахивание, соскок с поворотом вправо и влево (девочки).
Вольные упражнения (девочки): комбинации из стилизованных общеразвивающих уп-
ражнений с элементами хореографии (основные позиции рук в сочетании с движением туло-
вища; передвижения мягким, высоким и широким шагом; пружинистые движения руками и
ногами; волнообразные движения руками и туловищем в положении стоя, стоя на коленях с
опорой на руки; прыжок выпрямившись; прыжок шагом).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гим-
настической скамейке; спрыгивание и запрыгивание на ограниченную площадку; преодоление
прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку; передвижения по
гимнастической стенке (вверх и вниз, по диагонали, по горизонтали на разной высоте). Расхо-
ждение при встрече на гимнастическом бревне.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Легкая атлетика. Низкий и высокий старт с последующим ускорением. Прыжки: в
6
длину с разбега способом «согнув ноги» и в высоту способом «перешагивание». Метание ма-
лого мяча с разбега на дальность и в цель. Бег на короткие (30 м и 60 м) и средние учебные
дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися); бег с преодоле-
нием искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега
Спортивные игры
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной стойке;
передвижения приставным шагом с изменением направления движения, с чередованием скоро-
сти передвижения; переход с передвижения правым боком на передвижение левым боком;
прыжок вверх толчком одной и приземлением на другую; остановка в шаге и прыжком после
ускорения. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди в парах, трой-
ках (стоя на месте, при передвижении приставным шагом левым и правым боком); ведение мя-
ча стоя на месте, в движении по прямой, по кругу, «змейкой»; бросок мяча в корзину двумя ру-
ками от груди с места, двумя руками снизу (выполнение штрафного броска); бросок мяча в
баскетбольный щит одной (двумя) руками от груди после ведения. Игра в баскетбол по прави-
лам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: стойка волейболиста; передвижения шагом в правую и
левую стороны, вперед и назад; прыжки с места в правую и левую стороны, вверх; прыжок
вверх толчком двумя с небольшого разбега. Упражнения с мячом: прямая нижняя и верхняя
подача через сетку; прием и передача мяча снизу и от груди в парах (на месте и в движении
приставными шагами); передача мяча из зоны в зону. Тактические действия игроков передней
линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Футбол (мини-футбол). Упражнения без мяча: бег «змейкой» и «восьмеркой»; бег с че-
редованием передвижения лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: удар с разбега по не-
подвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы; остановка катящегося мяча внут-
ренней стороной стопы; ведение мяча носком ноги, внутренней и внешней частью подъема
стопы. Тактические действия: взаимодействие игроков в нападении и защите. Игра в мини-
футбол по правилам.
Упражнения специальной физической и технической подготовки.
Упражнения культурно-этнической направленности. Сюжетно-образные (подвиж-
ные) и обрядовые игры. Элементы техники национальных видов спорта.
По окончании 5 класса обучающиеся должны:
знать
основы истории развития физической культуры в России;
психофункциональные особенности собственного организма;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи
при занятиях физическими упражнениями;
уметь
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей,
коррекции осанки и телосложения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими
упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий
физической культурой:
ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
п/ № | Тема беседы | На каком уроке |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 | Техника безопасности во время занятий физической культурой Дыхание во время выполнения физических упражнений Питание и питьевой режим Двигательный режим Пагубность вредных привычек Режим дня школьника Значение правильной осанки в жизнедеятельности человека Значение напряжения и расслабления мышц Личная гигиена Правила выполнения д/з, утренней гимнастики, физкультминуток Основные причины травматизма Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, на выносливость Виды легкой атлетики Основные требования к одежде и обуви Значение здорового образа жизни для человека Мир Олимпийских игр Требования к температурному режиму Понятие об обморожении Профилактика плоскостопия Профилактика близорукости Профилактика простуды Поведение в экстремальных ситуациях Элементы самомассаж Основы аутогенной тренировки Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита Значение занятия лыжами для здоровья человека | 1,2,28,49,79 10,20,54,83 12,21,55,84 11,22,56,80 13,23,57,81 3,24,58,85 29,42,48 14,25,59,86 15,26,60,87 4,27,71,100 5,32,61,88 6,92,101 7,93,102 33,43,51,70 8,34,44,62,89 16,35,45,63,90 50,64,72 52,65,73 17,36,46,74,94 18,37,47,76,95 53,66,77,81 19,38,68,78,96 30,39,69,97 31,40,98 9,41,82,99 67,75 |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
№ п/п | Виды домашнего задания | На каком уроке |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. | Комплекс утренней гимнастики Комплекс упражнений на коррекцию осанки Комплекс упражнений на профилактику плоскостопия Комплекс упражнений на профилактику зрения Упражнения на снятие усталости Равномерный бег Прыжки со скакалкой Приемы саморегуляции связанные с умениями обучающихся напрягать и расслаблять мышцы Специальные дыхательные упражнения Способы самоконтроля ( масса, ЧСС ) Прыжки на одной, двух ногах, выпрыгивания, многоскоки Метания в горизонтальную цель Прыжки через небольшие вертикальные (до 40см) и горизонтальные (до 100см) препятствия Броски легких предметов на дальность и цель Комплекс упражнений на развитие гибкости Комплекс упражнений на развитие координации Приседания на одной ноге Комплекс упражнений на развитие брюшного пресса Сгибание и разгибание рук в упоре лежа Танцевальные шаги Акробатические упражнения Ступающий шаг без палок и с палками Скользящий шаг без палок и с палками Подъемы и спуски с небольших склонов Катание на санках Передвижение на лыжах до 3 км Комплекс упражнений на развитие силы Комплекс упражнений на развитие выносливости Комплекс упражнений для профилактики обморожений Ловля и передача мяча на месте Ведение мяча на месте Упражнения на развитие реакции Упражнения на развитие быстроты Упражнения на развитие ловкости Верхняя и нижняя передачи мяча над собой | 1,2,21,49 11,22,43,44,68,82 12,27,45,67,83,102 13,24,46,66,84,85 14,25,47,64,65 3,5,10,98,99 4,6,7,26,41,42,48,62, 63,72,73,94 15,27,69,89,101 16,59,60,70,90 17,61,71,91 9,92 96 93,95 8,97 28,29 30,31 32,33 34,35 36,37 38,39 40 52,74 53,75 55,56 57,58 77,78 76 50,51,54 81 79,80 18 20 86 87,88 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ВИДЫ
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Базовая часть | 78 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Легкая атлетика | 24 |
1.3 | Спортивные игры | 18 |
1.4 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
1.5 | Лыжная подготовка | 18 |
2 | Вариативная часть | 27 |
2.1 | Спортивные игры | 12 |
2.2 | Гимнастика с элементами акробатики | 3 |
2.3 | Лыжная подготовка | 12 |
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ДЛЯ 5 КЛАССА
п/№ | Вид программного материала | Кол-во часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | ||
1 | Основы знаний | В процессе урока | ||||||
2 | Легкая атлетика | 24 | 10 | 14 | ||||
3 | Спортивные игры | 30 | 17 | 13 | ||||
4 | Гимнастика с элементами акробатики | 21 | 21 | |||||
5 | Лыжная подготовка | 30 | 30 | |||||
Всего часов: | 105 | 27 | 21 | 30 | 27 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧАСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/№ | № урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |
план | факт | |||||
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 10 | |||||
1 | 1 | Техника безопасности во время занятий физической культурой. Старт с опорой на одну руку. Высокий старт 10-15м. | 1 | |||
2 | 2 | Закрепить старт с опорой на одну руку и совершенствовать высокий старт. Бег 30 м. | 1 | |||
3 | 3 | Совершенствовать технику старта с опорой на одну руку. Прыжок в длину с места. | 1 | |||
4 | 4 | Учить метанию мяча с 2-3 шагов разбега. Техника старта с опорой на одну руку. Прыжок в длину. | 1 | |||
5 | 5 | Бег 60 м. Совершенствовать прыжок в длину с разбега и метание мяча. Бег в медленном темпе до 9 мин. | 1 | |||
6 | 6 | Совершенствовать метание мяча. Прыжок в длину с разбега. | 1 | |||
7 | 7 | Полоса препятствий. Метание мяча с разбега на дальность. Эстафеты. | 1 | |||
8 | 8 | Повторить старты. Преодоление полосы препятствий. Бег в медленном темпе до 10 мин. | 1 | |||
9 | 9 | Повторить технику метания мяча и прыжка в длину с разбега. Бег до 11 мин. | 1 | |||
10 | 10 | Тактика бега на длинные дистанции. Бег 500м, 1000м. | 1 | |||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 17 | |||||
11 | 1 | Учить передвижениям и остановке прыжком в баскетболе. Комплекс УГГ. Эстафеты. | 1 | |||
12 | 2 | Закрепить технику передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами. | 1 | |||
13 | 3 | Учить передачам мяча в парах и тройках со сменой мест. Совершенствовать передвижение и остановку. | 1 | |||
14 | 4 | Закрепить передачи мяча со сменой мест. Эстафета с ведением мяча. | 1 | |||
15 | 5 | Учить технике броска по кольцу одной рукой. Совершенствовать передачи мяча. | 1 | |||
16 | 6 | Закрепить технику броска по кольцу одной рукой. Передача мяча со сменой мест. Игра «Перестрелка». | 1 | |||
17 | 7 | Учить ведению мяча правой и левой рукой в шаге. Совершенствовать технику изученных элементов. | 1 | |||
18 | 8 | Закрепить технику ведения мяча правой и левой рукой в шаге. Бросок по кольцу одной рукой. | 1 | |||
19 | 9 | Тренировка в подтягивании. Баскетбол по упрощённым правилам. | 1 | |||
20 | 10 | Стойка игрока. Перемещения в стойке приставным шагом боком, лицом, спиной вперед. | 1 | |||
21 | 11 | Верхняя и нижняя передачи мяча над собой на месте. | 1 | |||
22 | 12 | Нижняя прямая подача. | 1 | |||
23 | 13 | Верхняя и нижняя передачи мяча через сетку в парах. | 1 | |||
24 | 14 | Передачи мяча сверху на месте и после перемещения вперед. | 1 | |||
25 | 15 | Игра по упрощенным правилам. Игра «Передал – садись». | 1 | |||
26 | 16 | Подтягивание. Игра «Мяч капитану» | 1 | |||
27 | 17 | Игровые задания с ограниченным числом игроков. | 1 | |||
ГИМНАСТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ АКРОБАТИКИ | 21 | |||||
28 | 1 | Техника безопасности на уроках гимнастики. Повторение акробатических элементов IV класса. | 1 | |||
29 | 2 | Учить кувырку назад в группировке. Совершенствовать кувырки вперёд. | 1 | |||
30 | 3 | Перестроение из одной шеренги в две-три. Закрепить кувырок назад. Лазание по канату. | 1 | |||
31 | 4 | Совершенствовать кувырки вперёд и назад. Повторить стойку на лопатках перекатом назад. | 1 | |||
31 | 5 | Проверка техники 2-3 кувырков вперёд. Совершенствовать технику кувырка назад и стойки на лопатках. | 1 | |||
33 | 6 | Совершенствовать лазание по канату. Разучить акробатическое соединение. | 1 | |||
34 | 7 | Учёт техники кувырка назад. Совершенствовать лазание по канату в 2 приёма. | 1 | |||
35 | 8 | Учить передвижению по рейке гимнастической скамейки приставными шагами. | 1 | |||
36 | 9 | Проверить стойку на лопатках перекатом назад. Игра – эстафета с мячом. Подтягивание. | 1 | |||
37 | 10 | Лазание по канату в два приёма. Акробатическое соединение. | 1 | |||
38 | 11 | Учить соскоку прогнувшись. Лазание по канату – количество метров. Эстафета со скакалками. | 1 | |||
39 | 12 | Упражнения в равновесии. Перестроения в две и четыре шеренги. Эстафеты с мячом. | 1 | |||
40 | 13 | Строевые упражнения. Висы согнувшись и прогнувшись. Упражнения в равновесии: приставной шаг, повороты. | 1 | |||
41 | 14 | Учить опорному прыжку: вскок в упор присев и соскок прогнувшись. Игры с набивными мячами. | 1 | |||
42 | 15 | Повороты в приседе, соскок прогнувшись с рейки скамейки. Закрепить опорный прыжок. | 1 | |||
43 | 16 | Опорный прыжок. Упражнения в равновесии. Повторить висы. | 1 | |||
44 | 17 | Совершенствовать опорный прыжок. Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | |||
45 | 18 | Техника выполнения упражнений в равновесии, висах. Полоса препятствий. | 1 | |||
46 | 19 | Повторить строевые упражнения. Лазание по канату – количество метров. | 1 | |||
47 | 20 | Техника опорного прыжка. Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | |||
48 | 21 | Полоса препятствий. Подтягивание. Игры – эстафеты, подведение итогов четверти. | 1 | |||
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА | 30 | |||||
49 | 1 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Учить одновременный бесшажный ход. Пройти 1000м. | 1 | |||
50 | 2 | Температурный режим, одежда и обувь. Закрепить бесшажный ход. Повторить двухшажные ходы. | 1 | |||
51 | 3 | Техника попеременного двухшажного хода. Совершенствовать изученные лыжные ходы в эстафете. | 1 | |||
52 | 4 | Совершенствовать одновременный бесшажный ход. Техника одновременного двухшажного хода. | 1 | |||
53 | 5 | Прохождение дистанции 1км. с использованием ходов. Эстафеты с этапом до 120м. | 1 | |||
54 | 6 | Техника одновременного бесшажного хода. Ходьба в медленном темпе 1500м. | 1 | |||
55 | 7 | Учить подъёму ёлочкой на склон. Повторить технику спуска в средней стойке. Пройти 2км. | 1 | |||
56 | 8 | Закрепить подъём ёлочкой на склон, спуск в средней стойке. Пройти 2км. со средней скоростью. | 1 | |||
57 | 9 | Повторить подъём и спуск. Пройти 2км. со средней скоростью. | 1 | |||
58 | 10 | Учить торможению плугом. Совершенствовать подъём и спуск в средней стойке. Пройти 2км с переменной скоростью. | 1 | |||
59 | 11 | Закрепить торможение плугом. Пройти 2км с применением изученных ходов. | 1 | |||
60 | 12 | Техника подъёма и спуска. Совершенствовать торможение плугом. | 1 | |||
61 | 13 | Совершенствовать торможение. Пройти 2,5км. | 1 | |||
62 | 14 | Катание с горки. Техника торможения плугом. | 1 | |||
63 | 15 | Катание с горки. Пройти дистанцию 2,5км. | 1 | |||
64 | 16 | Совершенствовать технику изученных ходов. Пройти дистанцию до 3км. | 1 | |||
65 | 17 | Пройти 3км с переменной скоростью, использованием ходов. | 1 | |||
66 | 18 | Контрольные соревнования: 1(км)-девочки, 2(км)-мальчики. | 1 | |||
67 | 19 | Совершенствовать технику лыжных ходов, подъёмов и спусков. | 1 | |||
68 | 20 | Учить поворотам плугом вправо и влево. Развитие скоростной выносливости. | 1 | |||
69 | 21 | Прохождение дистанции до 3км со средней скоростью. | 1 | |||
70 | 22 | Повороты переступанием в движении на лыжах. | 1 | |||
71 | 23 | Спуски с пологих склонов. Эстафеты. | 1 | |||
72 | 24 | Прохождение дистанции до 3 км. | 1 | |||
73 | 25 | Поворот плугом вправо и влево. Развитие скоростной выносливости. | 1 | |||
74 | 26 | Прохождение дистанции до 3 км
| 1 | |||
75 | 27 | Совершенствовать технику лыжных ходов, подъёмов и спусков. | 1 | |||
76 | 28 | Прохождение дистанции до 3км со средней скоростью. | 1 | |||
77 | 29 | Игра «Быстрый лыжник» | 1 | |||
78 | 30 | Игра «Шире шаг», «Накаты». | 1 | |||
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ | 13 | |||||
79 | 1 | Учить ведению мяча змейкой правой и левой рукой. | 1 | |||
80 | 2 | Бег до 3мин. Повторить элементы баскетбола. | 1 | |||
81 | 3 | Эстафеты баскетболистов с ведением мяча змейкой, передачей двумя руками от груди. | 1 | |||
82 | 4 | Эстафеты баскетболистов. Поднимание туловища-30с. | 1 | |||
83 | 5 | Учить передаче мяча одной рукой от плеча на месте и в движении, после ведения. Эстафеты. | 1 | |||
84 | 6 | Учить передаче мяча двумя руками после ведения. | 1 | |||
85 | 7 | Закрепить передачу от плеча. | 1 | |||
86 | 8 | Закрепить передачу двумя руками. Игра «Мяч ловцу». | 1 | |||
87 | 9 | Челночный бег 3х10 м. Игра «Мяч ловцу». | 1 | |||
88 | 10 | Передача мяча двумя руками после ведения. | 1 | |||
89 | 11 | Совершенствовать передачу от плеча. | 1 | |||
90 | 12 | Игра «Мяч капитану». Совершенствовать передачи мяча | 1 | |||
91 | 13 | Повторить элементы баскетбола. Итоги четверти. | 1 | |||
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА | 14 | |||||
92 | 1 | Учить перестроению дроблением и сведением. Медленный бег до 2мин. | 1 | |||
93 | 2 | Прыжки через скакалку за 1мин. Игра «Перестрелка». | 1 | |||
94 | 3 | Бег 60м со старта с опорой на одну руку. Игра «Перестрелка». | 1 | |||
95 | 4 | Высокий старт, ускорения 15м. Эстафеты. | 1 | |||
96 | 5 | Бег 60 м. Эстафеты с этапом до 30м. | 1 | |||
97 | 6 | Метание мяча на дальность с 4-5 шагов. Игра «Перестрелка» | 1 | |||
98 | 7 | Прыжки в длину с разбега. Эстафета с палочкой с этапом до 50м. | 1 | |||
99 | 8 | Медленный бег до 15 мин | 1 | |||
100 | 9 | Бег 1000 м. Эстафеты с предметами. | 1 | |||
101 | 10 | Комплексы физкультминуток. Бег в медленном темпе. | 1 | |||
102 | 11 | Равномерный бег на 800 м, ОРУ на развитие выносливости. | 1 | |||
103 | 12 | Эстафеты с предметами. Медленный бег до 10 мин | 1 | |||
104 | 13 | Комплексы физкультминуток. Бег в медленном темпе. | 1 | |||
105 | 14 | Эстафеты с предметами. | 1 |
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
При выполнении минимальных требований к подготовленности учащиеся получают положительную оценку по предмету «Физическая культура». Градация положительной оценки («3», «4», «5») зависит от полноты и глубины знаний, правильности выполнения двигательных действий и уровня физической подготовленности.
По основам знаний.
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Оценка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта.
Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
Оценку «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
С целью проверки знаний используются различные методы.
Метод опроса применяется в устной и письменной форме в паузах между выполнением упражнений, до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
Программированный метод заключается в том, что учащиеся получают карточки с вопросами и веером ответов на них. Учащийся должен выбрать правильный ответ. Метод экономичен в проведении и позволяет осуществлять опрос фронтально.
Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением конкретного комплекса и т.п.
По технике владения двигательными действиями (умениями, навыками).
Оценка «5» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Оценка «4» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Оценка «3» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный.
Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать учитель. Скрытое наблюдение состоит в том, что учащимся известно лишь то, что учитель будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.
Вызов как метод оценки используется для выявления достижений отдельных учащихся в усвоении программного материала и демонстрации классу образцов правильного выполнения двигательного действия.
Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.
Суть комбинированного метода состоит в том, что учитель одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения техники соответствующих двигательных действий.
Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа или класс в целом.
По уровню физической подготовленности.
Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги учащихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств учитель должен принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных учащихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.
При оценке темпов прироста на отметку «5», «4», «3» учитель должен исходить из вышеприведенных аргументов, поскольку в каждом конкретном случае прогнозирование этих темпов осуществить невозможно. Задания учителя по улучшению показателей физической подготовленности должны представлять для учащихся определенную трудность, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления учащимся высокой оценки.
Итоговая оценка успеваемости по физической культуре складывается из суммы баллов, полученных учащимся за все составляющие: знания, двигательные умения и навыки, умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность, сдвиги в показателях физической подготовленности. При этом преимущественное значение имеют оценки за умение осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.
Учащиеся, отнесенные к специальной медицинской группе, оцениваются по овладению ими разделом «Основы знаний», умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и доступные им двигательные действия.
(Приложение 1)
№ п/п | Темы при изменении климатических условий | Кол-во часов | Дата | Примечания |
1 | Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | ||
2 | Игры с набивными мячами. | 1 | ||
3 | Ходьба по рейке гимнастической скамейки | 1 | ||
4 | Повороты в приседе, соскок прогнувшись с рейки скамейки. | 1 | ||
5 | Гимнастическая полоса препятствий. | 1 | ||
6 | Выполнение упражнений в равновесии | 1 | ||
7 | Эстафеты с мячом | 1 | ||
8 | Упражнения в равновесии: приставной шаг, повороты. | 1 | ||
9 | Лазанье по канату. Игра «Слушай сигнал» | 1 | ||
10 | Эстафеты с набивными мячами | 1 | ||
11 | Эстафета с ведением мяча. | 1 | ||
12 | Игры – эстафеты с палочкой. | 1 | ||
13 | Игра « Мяч капитану» | 1 | ||
14 | Игра «Перестрелка» | 1 | ||
15 | Передвижения и остановка прыжком | 1 | ||
16 | Эстафеты с баскетбольными мячами. | 1 | ||
17 | Игра « Мяч капитану» | 1 | ||
18 | Игра «Перестрелка» | 1 | ||
19 | Игра «Охотники и утки» | 1 | ||
20 | Эстафеты с баскетбольными мячами. | 1 | ||
21 | Игра « Мяч капитану» | 1 | ||
22 | Эстафета с ведением мяча. | 1 | ||
23 | Ведение мяча правой и левой рукой в шаге. | 1 | ||
24 | Эстафеты с баскетбольными мячами. | 1 | ||
25 | Игра « Мяч капитану» | 1 | ||
26 | Ведение мяча правой и левой рукой в шаге. | 1 | ||
27 | Эстафета с ведением мяча. | 1 | ||
28 | Игра «Охотники и утки» | 1 | ||
29 | Передвижения и остановка прыжком | 1 | ||
30 | Эстафеты с мячом | 1 |
Литература и средства обучения.
Литература:
- Физическая культура 5 класс. / Сост. А.П. Матвеев. – М.: Просвещение, 2006.
- Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов»2007г.
- Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М: Просвещение, 2010.
- «Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5- 9 классы). Профильный уровень» (А. П. Матвеев, - М.; Просвещение 2007);
Учебно-практическое оборудование:
Мячи волейбольные Мячи футбольные Мячи баскетбольные Скакалки детские Щит баскетбольный тренировочный Рулетка измерительная Мишень для метания
| Скамейка гимнастическая мягкая Скамейка гимнастическая жесткая Маты гимнастические Бревно гимнастическое напольное Стенка гимнастическая Сетка волейбольная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...