Адаптивная физкультура
рабочая программа по физкультуре на тему

 Рабочая программа

 

Иванова А.А

по направлению «Адаптивная физкультура»

 

для детей с  умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант Д)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.docx63.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

                                                                                                                                      

Заместитель директора УВР

______________ /Соцкова  О.Н./

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГКУ ДДИ

                                                                                                      ________ /Шпитальская И.Ю./

                                                                                       

                   Рабочая программа

Иванова А.А

по направлению «Адаптивная физкультура»

для детей с  умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант Д)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Рабочая программа по предмету « Адаптивная физическая культура» составлена на основании проекта адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариантD)

Коррекционно-образовательная область «Физическая культура» представлена в «Программе» предметом «Адаптивная физическая культура».

В группах до 5 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как  самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки.

Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая воспитанников  с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками  системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с преподавателем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.

В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что дети этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков. 

Особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.

Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).

Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям.Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениямиявляется специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.

Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют нам разделить детей на три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы детей.

Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Интеллектуальное развитие детей первой группы различно. Степень умственной отсталости колебался от умеренной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитиемимеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.

Особенности развития  детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не выражают  интерес к деятельности других и не проявляют ответные реакции на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Дети часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме. Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребностной стороной деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление степени нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности эмоционально-волевого развития детей второй группы, их аутистические черты поведения обуславливали трудности обучения этих детей в условиях группы. Такие особенности детей второй группы требуют организации с ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей адаптации к обучению в условиях группы.

Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, свойственные в более выраженной степени детям второй группы. Большинство детей третьей группы имеют сформированные элементарные навыки общения. Среди диагнозов детей третьей группы – умственная отсталость от легкой до глубокой степени. По сравнению с детьми первой и второй групп у детей третьей обычно проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться. Дети данной группы, владеющие вербальной речью, могут обратиться и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или нераспространенного предложения. Некоторые дети данной группы не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов. Дети третьей группы могут выполнить отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению действия целиком. В отличие от детей второй группы большинство детей третьей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.

Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально развивающемуся сверстнику. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию. Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными нарушениями.

Учитывая вышесказанное, под физическим развитием воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных двигательных представлений и связанных с ними логических операций.

Цели программы:

  • Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для воспитанников , способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей .
  • Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
  • Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

 

Задачи программы:

В ходе обучения учебному предмету «Адаптивная физическая культура» должны решаться следующие основные задачи:

- Создание условий для всестороннего гармонического развития и социализации воспитанников;

-  Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;

- Создание условий для совершенствования двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;

- Создание условий для  воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.

Основные педагогические требования, соответствующие формированию личности воспитанника с выраженным недоразвитием интеллекта на занятиях  адаптивной физической культуры:

- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка  (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);

- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;

- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);

- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;

- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;

- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.

К психологическим требованиям относятся:

- создание комфортного психологического климата на занятиях  по предмету «Адаптивная физическая культура» (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;

- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);

- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику);

- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания учащихся на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.

Следует понимать, что адаптивное физическое воспитание, продолжаясь в течение длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее влияние на организм учащихся-инвалидов, но и формирует новое осознание собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания, которое выступает как средство саморазвития природных свойств, компенсации двигательной недостаточности, укрепления здоровья, телесных сил, расширения психомоторных возможностей для нормальной жизнедеятельности.

Наряду с конкретными задачами, значимыми для коррекционно-образовательной области «Физическая культура», в ходе реализации задач учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в «Программе» рассматривается и более широкая задача — социализация учащихся. Игровой метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках по предмету "Адаптивная физическая культура». Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику, координацию движений, точность и другие физические и интеллектуальные способности учащихся.

Именно для этой категории учащихся наиболее значимо, чтобы в процессе реализации задач предмета «Адаптивная физическая культура» обучение было тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Из этого следует, что их решение нельзя рассматривать в отрыве отрешения задач целостного развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны. Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста учащегося.

Эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше, если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических и психических особенностей того или иного периода индивидуального развития. Подбор упражнений в «Программе» позволяет воздействовать не только на весь организм, но и на определенные группы мышц.

                                            Организационная структура занятий:

Каждое  занятие должно  планироваться в соответствии со следующими принципами:

-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;

- чередование различных видов упражнений;

- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию воспитанников.

Занятие   состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с воспитанниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.

Обязательным требованием является обеспечение систематического медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья воспитанников. Помещение, отведенное для занятий адаптивной физической культурой, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, быть оборудовано современным спортивным инвентарем, пособиями и аптечкой первой помощи.

На всех занятиях должны быть предприняты меры для предупреждения несчастных случаев.

Чтобы дети  усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Мы уже отмечали, что характерной особенностью воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них обстановку, воспитанники не могут воспроизвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.

Поскольку дети  этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.

На занятиях  по предмету «Адаптивная физическая культура» детей и подростков учат:

- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений;

- согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные усилия для закрепления формируемых навыков;

- дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами спорта.

В процессе обучения адаптивной физической культуре  детей

- знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат (название движений, действий);

- учат последовательности движений без предметов, с предметами (мячами, гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;

- учат адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с элементами спортивных;

- учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время занятий.

Каждое занятие должно  планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце  к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям воспитанников.

В процессе физического воспитания решаются конкретные задачи обучения детей и подростков:

- Создание условий для подготовки к занятиям  физкультурой;

- Создание условий для обучения правильному построению и знанию своего места в строю;

- Создание условий для обучения правильному  передвижению из группы  на  занятие;

- Создание условий для обучения ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

-        Создание условий для обучения  простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движения в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);

- Создание условий для обучения  овладению приемами правильного дыхания

- Создание условий для обучения  выполнению простейших заданий по словесной инструкции педагога

- Создание условий для обучения  выполнению ходьбы и бега в строю, в колонне по одному;

- Создание условий для обучения  овладению навыками координации толчка двумя ногами в различных видах прыжков и умению мягко приземляться в прыжках;

- Создание условий для   формирования умений прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);

- Создание условий для овладения навыками правильного захвата различных предметов, передачи и переноски их;

- Создание условий для   формирования  умений метать, бросать и ловить мяч;

- Создание условий для   формирования умений ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;

- Создание условий для   формирования умений выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;

- Создание условий для   формирования умений сохранять равновесие в процессе движения по гимнастической скамейке и сенсорным тропам и дорожкам;

- Создание условий для   формирования умений преодолевать различные препятствия;

- Создание условий для   обучения переноске различных грузов и коллективным действиям при переноске тяжелых вещей;

- Создание условий для   формирования  целенаправленных действий под руководством преподавателя в подвижных играх.

Обучение предмету «Адаптивная физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания .

 

 

 

 

 

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

…  

Тема

 

Сентябрь - ноябрь

  1.  

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

2.

Построение и перестроение

3.

Ходьба и упражнения в равновесии

4.

Бег

5.

Прыжки

6.

Катание, бросание, ловля округлых предметов.

7.

Ползание и лазание

 

Декабрь - февраль

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

2.

Построение и перестроение

3.

Ходьба и упражнения в равновесии

4.

Бег

5.

Прыжки

6.

Катание, бросание, ловля округлых предметов.

7.

Ползание и лазание

 

ИТОГО

 

Март - май

1.

Построение и перестроение

2.

Ходьба и упражнения в равновесии

3.

Бег

4.

Прыжки

5.

Ползание и лазание

6.

Подготовка к спортивным играм

7.

Игры на улице

 

Июнь - август

1.

Построение и перестроение

2.

Ходьба и упражнения в равновесии

3.

Бег

4.

Прыжки

5.

Ползание и лазание

6.

Подготовка к спортивным играм

7.

Игры на улице

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

 

….№…

…………………..Темау занятий……………

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

 

Знакомство учащихся с оборудованием для занятий физкультурой Правила поведения в спортивном зале

 

Знакомство и совместный выбор спортивного оборудования для занятий.

 

Знакомство с физкультурным залом. Совместное рассматривание с преподавателем оборудования спортивного зала.

 

Совместные с каждым воспитанником игры с мячом.

 

Демонстрация того, что можно делать с физкультурными снарядами.

2.

Построение и перестроение

 

Упражнение в построении парами.

 

Упражнение в построении по одному в ряд.

 

Упражнение в построении в колонну друг за другом.

 

Упражнение в построении в круг.

3.

Ходьба и упражнения в равновесии

 

Ходьба стайкой за преподавателем

 

Ходьба стайкой за преподавателем, держась за руки.

 

Ходьба в заданном направлении (к игрушке).

 

Ходьба между предметами.

4.

Бег

 

Бег вслед за преподавателем.

 

Бег по сигналу вслед за направляющим.

 

Бег в направлении к преподавателю.

 

Бег в разных направлениях.

5.

Прыжки

 

Выполнение подскоков на месте совместно с преподавателем, держась за руки.

 

Выполнение подскоков на двух ногах на месте самостоятельно по сигналу.

 

Подскоки на мячах – фитболах.

6.

Катание, бросание, ловля округлых предметов.

 

Учить прокатывать мяч  двумя руками учителю.

 

Прокатывание мяча под дугу.

 

Прокатывание мяча между предметами.

 

Ловля мяча, брошенного преподавателем

7.

Ползание и лазание

 

Ползание на животе по прямой.

 

Ползание на четвереньках в заданном направлении.

 

Ползание по прямой линии по указанному жесту преподавателя в заданном направлении.

1.

Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде.

 

Повторение знаний об оборудовании спортивного зала и материалов для занятий физкультурой. Правила поведения в спортивном зале.

 

Организация преподавателем взаимодействия воспитанников с оборудованием для физкультурных занятий.

 

Организация пассивного участия воспитанников в спортивных праздниках и рекреативных играх.

2.

Построение и перестроение

 

Совершенствование построения в ряд

 

Совершенствование построения парами

 

Совершенствование построения в колонну друг за другом

3.

Ходьба и упражнения в равновесии

 

Ходьба по дорожке в заданном направлении

 

Ходьба с предметом в руке

 

Упражнение в перешагивании через незначительные препятствия

4.

Бег

 

Упражнение в беге в заданном направлении с игрушкой в руках

 

Бег за преподавателем с ленточкой в руках

 

Бег по сигналу врассыпную

5.

Прыжки

 

Выполнение подскоков на месте совместно с преподавателем, держась за одну руку.

 

Подскоки на мячах- прыгунах

 

Прыжки на мягком модуле- лошадка

6.

Катание, бросание, ловля округлых предметов.

 

Учить прокатывать мяч  двумя руками друг другу.

 

Прокатывание цилиндров из полуфункциональных наборов « Собери пирамидку».

 

Игровые упражнения с шариками в сухом бассейне.

7.

Ползание и лазание

 

Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой.

 

Пролезание в воротца, составленные из мягких модулей.

 

Упражнения и игры в сухом бассейне.

1.

Построение и перестроение

 

Упражнение в построения в ряд по сигналу

 

Упражнение в построения парами по сигналу

 

Совершенствование построения в колонну друг за другом

 

Совершенствование построения в шеренгу по сигналу

2.

Ходьба и упражнения в равновесии

 

Закрепление умения ходить стайкой за преподавателем.

 

Ходьба по сенсорной тропе.

 

Ходьба по коврику « ГОФР»

 

Обучение вслед за преподавателем переходить от ходьбы к бегу.

3.

Бег

 

Закрепление умения бегать вслед за преподавателем по сигналу.

 

Закрепление бегать по сигналу в заданном направлении к игрушке.

 

Обучение бегу в медленном и быстром темпе.

4.

Прыжки

 

Самостоятельное выполнение подскоков на ногах попеременно.

 

Прыжки, слегка продвигаясь вперед.

 

Выполнение подскоков на двух ногах с продвижением до отмеченной черты вперед.

5.

Ползание и лазание

 

Закрепление умения ползать на животе по прямой.

 

Обучение ползать на животе и на четвереньках по прямой по словесной инструкции.

 

Обучение пролезанию на четвереньках под дугой, рейкой.

6.

Подготовка к спортивным играм

 

Коррекционные подвижные игры: « Стой прямо»

 

Игры с элементами общеразвивающих упражнений:

« Мы солдаты»

 

Игры с бегом:  « Веселая эстафета».

 

Игры с прыжками: « Мячик кверху».

 

Игры с метанием, ловлей: « Метко в цель».

7.

Игры на улице

 

Правила поведения при проведении физкультурных занятий на улице. Форма одежды в зимний период времени для занятий физкультурой.

 

Построение с санками в шеренгу.

 

Катание на санках друг за другом.

 

Катание друг друга на санках.

 

Катание на санках- ледянках с небольшой горки.

 

Катание на санках по двое.

1.

Построение и перестроение

 

Обучение простейшим перестроениям из колонны в шеренгу

 

Обучение простейшим перестроениям из колонны по одному в колонну по два.

 

Обучение простейшим перестроениям из колонны по два в колонну по одному.

 

Обучение простейшим перестроениям из шеренги в колонну.

2.

Ходьба и упражнения в равновесии

 

Ходьба по дорожкам из ковролина.

 

Ходьба по кругу, взявшись за руки.

 

Перешагивание через незначительные препятствия.

 

Формирование умения двигаться под музыку с прихлопыванием.

3.

Бег

 

Бег в заданном направлении с предметом в руках.

 

Бег в медленном темпе по сигналу в заданном направлении.

 

Бег в быстром темпе по сигналу в заданном направлении.

4.

Прыжки

 

Выполнение подскоков на двух ногах с продвижением вперед.

 

Прыжки на игрушках- прыгунах со страховкой.

 

Подпрыгивание на надувном мяче - фитболе.

5.

Ползание и лазание

 

Лазание на гимнастическую стенку на три ступеньки с поддержкой преподавателя.

 

Упражнение в лазании по лестнице- стремянке.

 

Ползание по поверхности шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них.

6.

Подготовка к спортивным играм

 

Коррекционные подвижные игры: « По канату»

 

Игры с элементами общеразвивающих упражнений:

«  Слушай сигнал»

7.

Игры на улице

 

Подвижная игра « Метко в цель».

 

Подвижная игра « Кого назвали, тот и ловит».

 

Подвижная игра « Мыши и кот».

 

Подвижная игра « Догони мяч».

 

 

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ.

 

Предполагается то, что воспитанники  будут знать:

 

  1. Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой;
  2. Название предметов одежды;
  3. Что значит « шеренга», « колонна», « круг»;
  4. Правила поведения в спортивном зале;
  5. Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
  6. Правила поведения во время подвижных игр;

 

 

Предполагается то, что воспитанники будут  уметь:

  1. Выполнять команду « Становись!»;
  2. Строиться в шеренгу, в колонну;
  3. Держать мячи, обручи;
  4. Выполнять инструкции и команды учителя;
  5. Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять ОРУ;
  6. Чередовать ходьбу с бегом;
  7. Подпрыгивать на одной и двух ногах;
  8. Метать мячи одной рукой с места;
  9. Мягко приземляться при прыжках;
  10. Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;

 

 

 

  

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Флажки.

Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см),

Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.).

Зонтики разных размеров.

Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.

Игрушки со съемными деталями.

Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые.

Игрушки музыкальные.

Игрушки сборно-разборные: матрешки (трех-четырех-составные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одного цвета и разноцветные и др.

Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.

Колокольчики.

Коляски с рукоятками.

Контейнер для хранения мячей передвижной.

Кубики, кегли и шары пластмассовые.

Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов.

Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см).

Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики.

Массажные кольца, валики, мячи (диаметр 5, 6, 7, 8, 9, 10, 55, 65, 75 см).

Материалы и приспособления для постановки правильного дыхания.

Маты: детские напольные.

Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г).

Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).

Набор для бадминтона.

Обручи разных цветов и размеров.

Полифункциональное игровое оборудование (Наименование оборудования указано по каталогу ООО «ПКФ АЛЬМА», СПб): «Дидактическая черепаха» с пятью чехлами, змейка, игровая дорожка, «Пирамида», набор «Набрось колечко»; коврики «Гофр», «Топ-топ», со следочками; напольная дорожка «Гусеница», детская сенсорная дорожка, сухой бассейн, полифункциональный модульный набор «Гномик» («Радуга и др.), игровое панно «Ежик», игровой набор «Бросайка», «Лента- гусеница» (красная, желтая, синяя, зеленая), «Часики», «Весы напольные» и др.

Многофункциональные тренажеры.

Батут детский.

Многофункциональный набор спортивного оборудования « Кузнечик» Фирмы « Альма».

Шведская стенка.

Лавочки.

Детские стулья.

Набор для игры в « Бочче».

Мягкие крупные модули.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
  2. Андрющенко Н. В.Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
  3. Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.
  4. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
  5. Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
  6. Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.
  7. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
  8. Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В.Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
  9. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
  10. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
  11. Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
  12. Потапчук  А. А. Фитбол- гимнастика в дошкольном возрасте: Учебное пособие / А. А. Потапчик, Г. Г. Лукина- СПб.: СПб ГАФК им. П. ФЙ. Лесгафта, 1999
  13. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
  14. Основные направления и содержание обучения детей и подростком с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2000.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптивная физкультура

АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП.         Адаптивная физкультура для детей с ДЦП необходима:- для нормализации мышечного тонуса...

Конспект урока по адаптивной физкультуре:Зимние и летние виды спорта (обзор), развитие равновесия, коррекция походки.

Конспект урока написан для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: ДЦП, спастическая диплегия, самостоятельно передвигающиеся. В разделе урока "Теоретические сведения" используется компью...

Программа по адаптивной физкультуры для учащихся с проблемами в развитии

В данной программе по АФК отражены образовательные, оздоровительные коррекционно-компенсаторные и воспитательные задачи. Программа предусматривает обучение школьников с 1 по 9...

Адаптивная физкультура

Презентация предназначена в качестве приложения к родительскому собранию...

Программа дополнительного образования детей "Гармония"(адаптивная физкультура)

Данная программа была написана мной с учётом особенностей учащихся нашей школы и на основании ранее уже имеющегося опыта. Программа включает в себя материал , доступный детям с отклонениями в физическ...