Адаптивная физкультура
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа
Иванова А.А
по направлению «Адаптивная физкультура»
для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант Д)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptivnaya_fizicheskaya_kultura.docx | 63.04 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора УВР ______________ /Соцкова О.Н./ | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГКУ ДДИ ________ /Шпитальская И.Ю./
|
Рабочая программа
Иванова А.А
по направлению «Адаптивная физкультура»
для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант Д)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету « Адаптивная физическая культура» составлена на основании проекта адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариантD)
Коррекционно-образовательная область «Физическая культура» представлена в «Программе» предметом «Адаптивная физическая культура».
В группах до 5 детей. Все дети с диагнозом: тяжёлая умственная отсталость. У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера, вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое. Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные звуки.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая воспитанников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью обучения данному предмету является освоение воспитанниками системы двигательных координаций, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных изменений в природе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с преподавателем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что дети этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Особенности развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств), нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение коммуникации, взаимодействия, социального поведения).
Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами жизни, доступными другим людям.Основным средством поддержки детей с тяжёлыми и множественными нарушениямиявляется специальная психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией нарушений имеют общие черты, которые позволяют нам разделить детей на три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы детей.
Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Интеллектуальное развитие детей первой группы различно. Степень умственной отсталости колебался от умеренной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитиемимеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом» поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не выражают интерес к деятельности других и не проявляют ответные реакции на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Дети часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме. Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребностной стороной деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление степени нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности эмоционально-волевого развития детей второй группы, их аутистические черты поведения обуславливали трудности обучения этих детей в условиях группы. Такие особенности детей второй группы требуют организации с ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей адаптации к обучению в условиях группы.
Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы. Их моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе, несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и другие аутистические черты, свойственные в более выраженной степени детям второй группы. Большинство детей третьей группы имеют сформированные элементарные навыки общения. Среди диагнозов детей третьей группы – умственная отсталость от легкой до глубокой степени. По сравнению с детьми первой и второй групп у детей третьей обычно проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться. Дети данной группы, владеющие вербальной речью, могут обратиться и выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова, словосочетания или нераспространенного предложения. Некоторые дети данной группы не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов, вокализации и отдельных слогов. Дети третьей группы могут выполнить отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания, непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению действия целиком. В отличие от детей второй группы большинство детей третьей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом у детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и второй группами) уровень развития социально значимых представлений, умений и навыков.
Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально развивающемуся сверстнику. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по физическому воспитанию. Встречаются дети с явными параличами или парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными нарушениями.
Учитывая вышесказанное, под физическим развитием воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных двигательных представлений и связанных с ними логических операций.
Цели программы:
- Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для воспитанников , способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей .
- Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
- Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Задачи программы:
В ходе обучения учебному предмету «Адаптивная физическая культура» должны решаться следующие основные задачи:
- Создание условий для всестороннего гармонического развития и социализации воспитанников;
- Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двигательной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного отношения к их использованию;
- Создание условий для совершенствования двигательных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
- Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дисциплинированности, организованности, ответственности, элементарной самостоятельности.
Основные педагогические требования, соответствующие формированию личности воспитанника с выраженным недоразвитием интеллекта на занятиях адаптивной физической культуры:
- учет индивидуальных особенностей каждого ребенка (морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и координационных способностей, уровень физической подготовленности, способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки, сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи, обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим требованиям относятся:
- создание комфортного психологического климата на занятиях по предмету «Адаптивная физическая культура» (позитивный настрой, положительная мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма, комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые функции);
- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому ученику);
- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия, перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий, эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.), концентрация внимания учащихся на положительном, позитивном, переориентировка внимания на саморегуляцию, самоконтроль, установление равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами поведения.
Следует понимать, что адаптивное физическое воспитание, продолжаясь в течение длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее влияние на организм учащихся-инвалидов, но и формирует новое осознание собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания, которое выступает как средство саморазвития природных свойств, компенсации двигательной недостаточности, укрепления здоровья, телесных сил, расширения психомоторных возможностей для нормальной жизнедеятельности.
Наряду с конкретными задачами, значимыми для коррекционно-образовательной области «Физическая культура», в ходе реализации задач учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в «Программе» рассматривается и более широкая задача — социализация учащихся. Игровой метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках по предмету "Адаптивная физическая культура». Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику, координацию движений, точность и другие физические и интеллектуальные способности учащихся.
Именно для этой категории учащихся наиболее значимо, чтобы в процессе реализации задач предмета «Адаптивная физическая культура» обучение было тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Из этого следует, что их решение нельзя рассматривать в отрыве отрешения задач целостного развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны. Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста учащегося.
Эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше, если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических и психических особенностей того или иного периода индивидуального развития. Подбор упражнений в «Программе» позволяет воздействовать не только на весь организм, но и на определенные группы мышц.
Организационная структура занятий:
Каждое занятие должно планироваться в соответствии со следующими принципами:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию воспитанников.
Занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. В работе с воспитанниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию, плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.
Обязательным требованием является обеспечение систематического медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья воспитанников. Помещение, отведенное для занятий адаптивной физической культурой, должно соответствовать установленным санитарно-гигиеническим нормам, быть оборудовано современным спортивным инвентарем, пособиями и аптечкой первой помощи.
На всех занятиях должны быть предприняты меры для предупреждения несчастных случаев.
Чтобы дети усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений. Мы уже отмечали, что характерной особенностью воспитанников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью является инертность нервных процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них обстановку, воспитанники не могут воспроизвести даже хорошо знакомые физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных условиях.
Поскольку дети этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.
На занятиях по предмету «Адаптивная физическая культура» детей и подростков учат:
- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к выполнению движений;
- согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные усилия для закрепления формируемых навыков;
- дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и элементарными видами спорта.
В процессе обучения адаптивной физической культуре детей
- знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат (название движений, действий);
- учат последовательности движений без предметов, с предметами (мячами, гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;
- учат адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с элементами спортивных;
- учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время занятий.
Каждое занятие должно планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход в конце к успокоительным упражнениям; чередование различных видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям воспитанников.
В процессе физического воспитания решаются конкретные задачи обучения детей и подростков:
- Создание условий для подготовки к занятиям физкультурой;
- Создание условий для обучения правильному построению и знанию своего места в строю;
- Создание условий для обучения правильному передвижению из группы на занятие;
- Создание условий для обучения ориентировке в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
- Создание условий для обучения простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движения в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- Создание условий для обучения овладению приемами правильного дыхания
- Создание условий для обучения выполнению простейших заданий по словесной инструкции педагога
- Создание условий для обучения выполнению ходьбы и бега в строю, в колонне по одному;
- Создание условий для обучения овладению навыками координации толчка двумя ногами в различных видах прыжков и умению мягко приземляться в прыжках;
- Создание условий для формирования умений прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги);
- Создание условий для овладения навыками правильного захвата различных предметов, передачи и переноски их;
- Создание условий для формирования умений метать, бросать и ловить мяч;
- Создание условий для формирования умений ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
- Создание условий для формирования умений выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
- Создание условий для формирования умений сохранять равновесие в процессе движения по гимнастической скамейке и сенсорным тропам и дорожкам;
- Создание условий для формирования умений преодолевать различные препятствия;
- Создание условий для обучения переноске различных грузов и коллективным действиям при переноске тяжелых вещей;
- Создание условий для формирования целенаправленных действий под руководством преподавателя в подвижных играх.
Обучение предмету «Адаптивная физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания .
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
…№… | Тема |
| Сентябрь - ноябрь |
Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. | |
2. | Построение и перестроение |
3. | Ходьба и упражнения в равновесии |
4. | Бег |
5. | Прыжки |
6. | Катание, бросание, ловля округлых предметов. |
7. | Ползание и лазание |
| Декабрь - февраль |
1. | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. |
2. | Построение и перестроение |
3. | Ходьба и упражнения в равновесии |
4. | Бег |
5. | Прыжки |
6. | Катание, бросание, ловля округлых предметов. |
7. | Ползание и лазание |
| ИТОГО |
| Март - май |
1. | Построение и перестроение |
2. | Ходьба и упражнения в равновесии |
3. | Бег |
4. | Прыжки |
5. | Ползание и лазание |
6. | Подготовка к спортивным играм |
7. | Игры на улице |
| Июнь - август |
1. | Построение и перестроение |
2. | Ходьба и упражнения в равновесии |
3. | Бег |
4. | Прыжки |
5. | Ползание и лазание |
6. | Подготовка к спортивным играм |
7. | Игры на улице |
СОДЕРЖАНИЕ.
….№… | …………………..Темау занятий…………… |
1. | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. |
| Знакомство учащихся с оборудованием для занятий физкультурой Правила поведения в спортивном зале |
| Знакомство и совместный выбор спортивного оборудования для занятий. |
| Знакомство с физкультурным залом. Совместное рассматривание с преподавателем оборудования спортивного зала. |
| Совместные с каждым воспитанником игры с мячом. |
| Демонстрация того, что можно делать с физкультурными снарядами. |
2. | Построение и перестроение |
| Упражнение в построении парами. |
| Упражнение в построении по одному в ряд. |
| Упражнение в построении в колонну друг за другом. |
| Упражнение в построении в круг. |
3. | Ходьба и упражнения в равновесии |
| Ходьба стайкой за преподавателем |
| Ходьба стайкой за преподавателем, держась за руки. |
| Ходьба в заданном направлении (к игрушке). |
| Ходьба между предметами. |
4. | Бег |
| Бег вслед за преподавателем. |
| Бег по сигналу вслед за направляющим. |
| Бег в направлении к преподавателю. |
| Бег в разных направлениях. |
5. | Прыжки |
| Выполнение подскоков на месте совместно с преподавателем, держась за руки. |
| Выполнение подскоков на двух ногах на месте самостоятельно по сигналу. |
| Подскоки на мячах – фитболах. |
6. | Катание, бросание, ловля округлых предметов. |
| Учить прокатывать мяч двумя руками учителю. |
| Прокатывание мяча под дугу. |
| Прокатывание мяча между предметами. |
| Ловля мяча, брошенного преподавателем |
7. | Ползание и лазание |
| Ползание на животе по прямой. |
| Ползание на четвереньках в заданном направлении. |
| Ползание по прямой линии по указанному жесту преподавателя в заданном направлении. |
1. | Ознакомительно-ориентировочные действия в предметно-развивающей среде. |
| Повторение знаний об оборудовании спортивного зала и материалов для занятий физкультурой. Правила поведения в спортивном зале. |
| Организация преподавателем взаимодействия воспитанников с оборудованием для физкультурных занятий. |
| Организация пассивного участия воспитанников в спортивных праздниках и рекреативных играх. |
2. | Построение и перестроение |
| Совершенствование построения в ряд |
| Совершенствование построения парами |
| Совершенствование построения в колонну друг за другом |
3. | Ходьба и упражнения в равновесии |
| Ходьба по дорожке в заданном направлении |
| Ходьба с предметом в руке |
| Упражнение в перешагивании через незначительные препятствия |
4. | Бег |
| Упражнение в беге в заданном направлении с игрушкой в руках |
| Бег за преподавателем с ленточкой в руках |
| Бег по сигналу врассыпную |
5. | Прыжки |
| Выполнение подскоков на месте совместно с преподавателем, держась за одну руку. |
| Подскоки на мячах- прыгунах |
| Прыжки на мягком модуле- лошадка |
6. | Катание, бросание, ловля округлых предметов. |
| Учить прокатывать мяч двумя руками друг другу. |
| Прокатывание цилиндров из полуфункциональных наборов « Собери пирамидку». |
| Игровые упражнения с шариками в сухом бассейне. |
7. | Ползание и лазание |
| Упражнение в пролезании на четвереньках под дугой. |
| Пролезание в воротца, составленные из мягких модулей. |
| Упражнения и игры в сухом бассейне. |
1. | Построение и перестроение |
| Упражнение в построения в ряд по сигналу |
| Упражнение в построения парами по сигналу |
| Совершенствование построения в колонну друг за другом |
| Совершенствование построения в шеренгу по сигналу |
2. | Ходьба и упражнения в равновесии |
| Закрепление умения ходить стайкой за преподавателем. |
| Ходьба по сенсорной тропе. |
| Ходьба по коврику « ГОФР» |
| Обучение вслед за преподавателем переходить от ходьбы к бегу. |
3. | Бег |
| Закрепление умения бегать вслед за преподавателем по сигналу. |
| Закрепление бегать по сигналу в заданном направлении к игрушке. |
| Обучение бегу в медленном и быстром темпе. |
4. | Прыжки |
| Самостоятельное выполнение подскоков на ногах попеременно. |
| Прыжки, слегка продвигаясь вперед. |
| Выполнение подскоков на двух ногах с продвижением до отмеченной черты вперед. |
5. | Ползание и лазание |
| Закрепление умения ползать на животе по прямой. |
| Обучение ползать на животе и на четвереньках по прямой по словесной инструкции. |
| Обучение пролезанию на четвереньках под дугой, рейкой. |
6. | Подготовка к спортивным играм |
| Коррекционные подвижные игры: « Стой прямо» |
| Игры с элементами общеразвивающих упражнений: « Мы солдаты» |
| Игры с бегом: « Веселая эстафета». |
| Игры с прыжками: « Мячик кверху». |
| Игры с метанием, ловлей: « Метко в цель». |
7. | Игры на улице |
| Правила поведения при проведении физкультурных занятий на улице. Форма одежды в зимний период времени для занятий физкультурой. |
| Построение с санками в шеренгу. |
| Катание на санках друг за другом. |
| Катание друг друга на санках. |
| Катание на санках- ледянках с небольшой горки. |
| Катание на санках по двое. |
1. | Построение и перестроение |
| Обучение простейшим перестроениям из колонны в шеренгу |
| Обучение простейшим перестроениям из колонны по одному в колонну по два. |
| Обучение простейшим перестроениям из колонны по два в колонну по одному. |
| Обучение простейшим перестроениям из шеренги в колонну. |
2. | Ходьба и упражнения в равновесии |
| Ходьба по дорожкам из ковролина. |
| Ходьба по кругу, взявшись за руки. |
| Перешагивание через незначительные препятствия. |
| Формирование умения двигаться под музыку с прихлопыванием. |
3. | Бег |
| Бег в заданном направлении с предметом в руках. |
| Бег в медленном темпе по сигналу в заданном направлении. |
| Бег в быстром темпе по сигналу в заданном направлении. |
4. | Прыжки |
| Выполнение подскоков на двух ногах с продвижением вперед. |
| Прыжки на игрушках- прыгунах со страховкой. |
| Подпрыгивание на надувном мяче - фитболе. |
5. | Ползание и лазание |
| Лазание на гимнастическую стенку на три ступеньки с поддержкой преподавателя. |
| Упражнение в лазании по лестнице- стремянке. |
| Ползание по поверхности шариков в сухом бассейне в разных направлениях, стараясь не погружаться в них. |
6. | Подготовка к спортивным играм |
| Коррекционные подвижные игры: « По канату» |
| Игры с элементами общеразвивающих упражнений: « Слушай сигнал» |
7. | Игры на улице |
| Подвижная игра « Метко в цель». |
| Подвижная игра « Кого назвали, тот и ловит». |
| Подвижная игра « Мыши и кот». |
| Подвижная игра « Догони мяч». |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ.
Предполагается то, что воспитанники будут знать:
- Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой;
- Название предметов одежды;
- Что значит « шеренга», « колонна», « круг»;
- Правила поведения в спортивном зале;
- Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
- Правила поведения во время подвижных игр;
Предполагается то, что воспитанники будут уметь:
- Выполнять команду « Становись!»;
- Строиться в шеренгу, в колонну;
- Держать мячи, обручи;
- Выполнять инструкции и команды учителя;
- Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по гимнастической скамейке, выполнять ОРУ;
- Чередовать ходьбу с бегом;
- Подпрыгивать на одной и двух ногах;
- Метать мячи одной рукой с места;
- Мягко приземляться при прыжках;
- Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством учителя;
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
Флажки.
Дорожка-змейка из каната (длина 2,0 м, диаметр каната 6 см),
Дорожки с различным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая поверхность, меховая поверхность и др.).
Зонтики разных размеров.
Игрушки мелкие пластмассовые (рыбки, шарики, лягушки) с магнитами.
Игрушки со съемными деталями.
Игрушки мелкие резиновые, пластмассовые.
Игрушки музыкальные.
Игрушки сборно-разборные: матрешки (трех-четырех-составные), пирамидки с одинаковыми и разными кольцами, брусками разных размеров, одного цвета и разноцветные и др.
Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях.
Колокольчики.
Коляски с рукоятками.
Контейнер для хранения мячей передвижной.
Кубики, кегли и шары пластмассовые.
Кубы и кирпичи деревянные, из полимерных материалов.
Ленточки разных цветов и размеров (25 х 3 см, 12 х 3 см, 8 х 25 см, 2 х 25 см).
Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики.
Массажные кольца, валики, мячи (диаметр 5, 6, 7, 8, 9, 10, 55, 65, 75 см).
Материалы и приспособления для постановки правильного дыхания.
Маты: детские напольные.
Мешочки с наполнителем малые (масса 150-200 г).
Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и тяжелые, в том числе набивные (сенсорные) трех размеров).
Набор для бадминтона.
Обручи разных цветов и размеров.
Полифункциональное игровое оборудование (Наименование оборудования указано по каталогу ООО «ПКФ АЛЬМА», СПб): «Дидактическая черепаха» с пятью чехлами, змейка, игровая дорожка, «Пирамида», набор «Набрось колечко»; коврики «Гофр», «Топ-топ», со следочками; напольная дорожка «Гусеница», детская сенсорная дорожка, сухой бассейн, полифункциональный модульный набор «Гномик» («Радуга и др.), игровое панно «Ежик», игровой набор «Бросайка», «Лента- гусеница» (красная, желтая, синяя, зеленая), «Часики», «Весы напольные» и др.
Многофункциональные тренажеры.
Батут детский.
Многофункциональный набор спортивного оборудования « Кузнечик» Фирмы « Альма».
Шведская стенка.
Лавочки.
Детские стулья.
Набор для игры в « Бочче».
Мягкие крупные модули.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Аксенова О. Э. Адаптивная физическая культура в школе. Начальная школа/ О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев// Под общей редакцией С. П. Евсеева, СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СП., 2003.
- Андрющенко Н. В.Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.: Речь, 2010.
- Баряева Л.Б. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Спб ЦДК. 2011.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2007.
- Горская и. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта. Учебное пособие / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск, Сиб ГАФК, 1999
- Григорьев Д. В.Совершенствование двигательных способностей школьников в условиях общеобразовательной школы. — СПб.: Наука-Питер, 2005.
- Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002
- Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В.Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
- Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
- Музыкальная гимнастика для пальчиков / Сост. М. Ковалевская, худ. А. Веселов. — СПб.: Союз художников, 2007.
- Потапчук А. А. Фитбол- гимнастика в дошкольном возрасте: Учебное пособие / А. А. Потапчик, Г. Г. Лукина- СПб.: СПб ГАФК им. П. ФЙ. Лесгафта, 1999
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Основные направления и содержание обучения детей и подростком с особыми образовательными потребностями в ЛПЦ г. Пскова / Под ред. С. В. Андреевой. — Псков, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптивная физкультура
АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЦП. Адаптивная физкультура для детей с ДЦП необходима:- для нормализации мышечного тонуса...
Конспект урока по адаптивной физкультуре:Зимние и летние виды спорта (обзор), развитие равновесия, коррекция походки.
Конспект урока написан для учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: ДЦП, спастическая диплегия, самостоятельно передвигающиеся. В разделе урока "Теоретические сведения" используется компью...
Программа по адаптивной физкультуры для учащихся с проблемами в развитии
В данной программе по АФК отражены образовательные, оздоровительные коррекционно-компенсаторные и воспитательные задачи. Программа предусматривает обучение школьников с 1 по 9...
Адаптивная физкультура
Презентация предназначена в качестве приложения к родительскому собранию...
Программа дополнительного образования детей "Гармония"(адаптивная физкультура)
Данная программа была написана мной с учётом особенностей учащихся нашей школы и на основании ранее уже имеющегося опыта. Программа включает в себя материал , доступный детям с отклонениями в физическ...
Интегрированное занятие по адаптивной физкультуре и логопедии
Интегрированное занятие...
Статья на тему адаптивная физкультура в школе
Адаптивная физкультура...