Рабочая программа для 1 классов
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа по физической культуре[1] разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
[1] Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 1 класс (ФГОС) | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №34
Ленинского района г. Воронеж
РАСМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
На заседании МО Директор МБОУ школа №34
Протокол №1 от____________ __________ Леппик С.А.
«Проверено»
зам. директора по УВР
рабочая программа учебного курса
по физической культуре
для 1 классов
2014 – 2015 учебный год
Учитель _________________________
Класс ___________________________
Предмет Физическая культура
Количество часов в неделю 3 часа
Всего: ___________________________
1.Пояснительная записка
к рабочей программе по физической культуре 1 классы
Рабочая программа по физической культуре[1] разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование; примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию - М.: Просвещение, 2010; авторской программы «Физическая культура». Рабочие программ. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1 – 4 классы: М.: Просвещение, 2012, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования; учебного издания из серии «Стандарты второго поколения»: Примерные программы начального общего образования - в 2 частях, часть 2.
Предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, целью предлагаемой программы в первую очередь является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в проведении разнообразных форм занятий физической культурой. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем;
− совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанье, метании;
−обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
− развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
− формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
− развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
− обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и уровнем физической подготовленности.
Содержание программного материала состоит из трех основных учебных разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел способствует освоению обучающимися жизненно важными навыками и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а так же общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
При сохранении определенной традиционности в изложении практического материала школьных программ по видам спорта в программе жизненно важные навыки и умения распределяются по соответствующим тематическим разделам программы: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», («Лыжная подготовка» и «Плавание» (при наличии условий)).
При этом подвижные игры, исходя из предметности содержания и направленности, также соотносятся с этими видами спорта. Предлагаемые общеразвивающие упражнения согласуются с базовыми видами спорта и сгруппированы внутри их предметного содержания по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Эти упражнения объединены в относительно самостоятельный раздел. Такое изложение материала в разделе «Физическое совершенствование» позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной деятельности.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Основная медицинская группа
В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), которые имеют достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой в полном объеме; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта).
Подготовительная медицинская группа
В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму. Занятия физической культурой в подготовительной группе проводятся совместно с основной группой по учебной программе. При этом дети и подростки, отнесенные к подготовительной медицинской группе, нуждаются в некоторых ограничениях нагрузок и постепенном освоении комплекса двигательных навыков и умений. Соответственно школьники данной группы нуждаются в дополнительных тренировочных занятиях для повышения уровня физической подготовленности. Для этого учителя физической культуры могут использовать секции общей физической подготовки, организуемые во внеучебное время, и другие формы занятий.
Специальная медицинская группа
В нее включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями [необратимыми заболеваниями]).
Занятия по физической культуре со школьниками подгруппы «А» должны проводиться по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья (подгруппа «Б») нуждаются в занятиях лечебной физической культурой (ЛФК) под руководством и наблюдением врача ЛФК.
Ниже перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия ФК в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.
№ п/п | Заболевания | Противопоказания и ограничения | Рекомендации |
1 | Сердечнососудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.) | Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса, ускорением темпа движений | Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя, ходьба, дозированный бег в медленном темпе |
2 | Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.) | Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса | Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха |
3 | Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз) | Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела | При проведении ОРУ особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин – первый год обучения, 10-15 мин второй и последующие годы обучения) |
4 | Нарушения нервной системы | Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д. | Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения |
5 | Органы зрения | Исключаются прыжки с разбега, кувырки, упражнения со статическим напряжением мышц, стойки на руках и голове | Упражнения на пространственную ориентацию, точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз |
6 | Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени | Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки | Водные процедуры, дыхательная гимнастика |
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, учитывалась специфика заболеваний, умения использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развития устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Для обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, учитывались противопоказания и ограничения для занятий физической культурой с учетом специфики заболеваний. Разрабатывались умения и навыки в использовании физических упражнений для укрепления их здоровья, коррекцию физического развития и повышение физической подготовленности.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются на уроке вместе с основной группой, но освобождаются от выполнения заданий и сдачи учебных нормативов в противопоказанных им видах деятельности. Данная категория учащихся не освобождается от выполнения контрольных упражнений для определения уровня физической подготовленности. Если учащийся не в состоянии выполнить какое-либо упражнение или данный вид ему противопоказан, то уровень подготовленности определяется как очень низкий.
Обучающимся, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, оценка успеваемости выставляется на общих основаниях. Исключением является выполнение контрольных упражнений в противопоказанных им видах физических упражнений.
Для учащихся, имеющих отклонения в физическом развитии, предусматривается индивидуальный подход по части требований к выполнению ими учебных нормативов. В работе с такими учащимися, следует руководствоваться письмом Минобразования РФ от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» и программой для учащихся специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений. 1–11 класс (ав.-сост. А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007 – 76 с.).
В связи с отсутствием материально-технической базы по лыжной подготовке, снарядов для гимнастики время, данное на эти разделы, равномерно распределить на другие разделы учебной программы.
2. Общая характеристика курса
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:
• требованиях к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;
• Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
• Законе «Об образовании»;
• Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;
• Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
• примерной программе начального общего образования;
• приказе Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889
3. Место курса в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч в неделю: в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 105 ч, в 3 классе— 105 ч, в 4 классе— 105 ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 414 ч на четыре года обучения (по 3 ч в неделю).
4. Личностные, метапредметные
и предметные результаты
освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
* овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
5. Содержание учебного предмета
1 – 2 классы
1.1. Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) | |
Класс | |||
1 | 2 | ||
1 | Базовая часть | ||
1.1 | Знания о физической культуре | ||
Физическая культура, из истории ФК, физические упражнения | 5 | ||
Физическое совершенствование | |||
Спортивно-оздоровительная деятельность | |||
1.2 | Легкая атлетика, кроссовая подготовка | 21/9 | |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики, прикладная гимнастика, ритмика[2] | 20 | |
1.4 | Подвижные и спортивные игры[3] | 22 | |
Физкультурно-оздоровительная деятельность | |||
1.5 | ОРУ, комплексы упражнений на развитие физических качеств, упражнения по профилактике и коррекции нарушений осанки, дыхательные упражнения. ОФП. | в процессе уроков | |
Способы физкультурной деятельности | |||
1.6 | Самостоятельные занятия, самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, самостоятельные игры и развлечения | в процессе уроков | |
Вариативная часть | |||
2.1 | Элементы волейбола | 10 | |
2.2 | Элементы баскетбола | 12 | |
Итого: | 99 |
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
по четвертям
№ | Вид программного материала | 1 класс | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Лёгкая атлетика | 21 | 12 | 9 | ||
2 | Волейбол | 10 | 10 | |||
3 | Гимнастика с элементами акробатики, прикладная гимнастика, ритмика | 20 | 14 | 6 | ||
4 | Баскетбол | 12 | 12 | |||
5 | Подвижные и спортивные игры | 22 | 5 | 5 | 8 | 4 |
6 | Основы знаний | 5 | 1 | 2 | 1 | 1 |
7 | Кроссовая подготовка | 9 | 9 | |||
Количество часов | 99 | 27 | 21 | 27 | 24 |
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд. Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд (с помощью).
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания.
Ритмическая гимнастика: комплексы упражнений по РГ, специально-двигательные упражнения, танцевальные, прикладные упражнения (ходьба, бег, прыжки и т. д.)
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорениемv с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
6. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физической культуры ученик должен
знать/понимать:
- роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека;
- правила и последовательность выполнения простейших комплексов для развития физических качеств и формирования правильной осанки;
- правила поведения на занятиях физической культуры;
уметь:
• передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки);
- выполнять простейшие гимнастические упражнения;
- выполнять комплексы утренней зарядки и дыхательной гимнастики;
- осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх;
- выполнять общеразвивающие упражнения (без предметов) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения ежедневной утренней гимнастики;
- преодоления безопасными способами естественных и искусственных препятствий;
- соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;
- наблюдения за собственным физическим развитием и физической подготовленностью;
Планируемые результаты | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) |
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры; – излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека; – представлять физическую культуру как средство укрепления ; – оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; – организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры; – бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; – характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса; – взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; | Метапредметные: – характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; – находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; – общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; – обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; – организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; – анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; – видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; – оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; – управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; – технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Личностные: – активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; – проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; – проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; – оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. |
7. Уровень физической подготовленности учащихся 7–10 лет
№ п/п | Физические способности | Контрольное упражнение (тест) | Возраст, лет | Уровень | ||||||
Мальчики | Девочки | |||||||||
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий | |||||
1. | Скоростные | Бег 30 м, сек | 7 | 7,5 и более | 7,3-6,2 | 5,6 и менее | 7,6 и более | 7,5-6,4 | 5,8 и менее | |
8 | 7,1 | 7,0-6,0 | 5,4 | 7,3 | 7,2-6,2 | 5,6 | ||||
9 | 6,8 | 6,7-5,7 | 5,1 | 7,0 | 6,9-6,0 | 5,3 | ||||
10 | 6,6 | 6,5-5,6 | 5,0 | 6,6 | 6,5-5,6 | 5,2 | ||||
2. | Координацион-ные | Челночный бег 3х10 м, сек | 7 | 11,2 и более | 10,8-10,3 | 9,9 и менее | 11,7 и более | 11,3-10,6 | 10,2 и менее | |
8 | 10,4 | 10,0-9,5 | 9,1 | 11,2 | 10,7-10,1 | 9,7 | ||||
9 | 10,2 | 9,9-9,3 | 8,8 | 10,8 | 10,3-9,7 | 9,3 | ||||
10 | 9,9 | 9,5-9,0 | 8,6 | 10,4 | 10,0-9,5 | 9,1 | ||||
3. | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 7 | 100 и менее | 115-135 | 155 и более | 90 и менее | 110-130 | 150 и более | |
8 | 110 | 125-145 | 165 | 100 | 125-140 | 155 | ||||
9 | 120 | 130-150 | 175 | 110 | 135-150 | 160 | ||||
10 | 130 | 140-160 | 185 | 120 | 140-155 | 170 | ||||
4. | Выносливость | 6-минутный бег, мин | 7 | 700 и менее | 730-900 | 1100 и более | 500 и менее | 600-800 | 900 и более | |
8 | 750 | 800-950 | 1150 | 550 | 650-850 | 950 | ||||
9 | 800 | 850-1000 | 1200 | 600 | 700-900 | 1000 | ||||
10 | 850 | 900-1050 | 1250 | 650 | 750-950 | 1050 | ||||
5. | Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 7 | 1 и менее | 3-5 | 9 и более | 2 и менее | 6-9 | 11,5 и более | |
8 | 1 | 3-5 | 7,5 | 2 | 6-9 | 12,5 | ||||
9 | 1 | 3-5 | 7,5 | 2 | 6-9 | 13,0 | ||||
10 | 2 | 4-6 | 8,5 | 3 | 7-10 | 14,0 | ||||
6 | Силовые | Подтягивание: на высокой перекладине из виса (мал.), на низкой перекладине из виса лежа (дев.), кол-во раз | 7 | 1 | 2-3 | 4 и выше | 2 и ниже | 4-8 | 12 и выше | |
8 | 1 | 2-3 | 4 | 3 | 6-10 | 14 | ||||
9 | 1 | 3-4 | 5 | 3 | 7-11 | 16 | ||||
10 | 1 | 3-4 | 5 | 4 | 8-13 | 18 |
8. Учебно-методическое обеспечение предмета «Физическая культура»
- Учебник: Физическая культура 1-4 классы/под редакцией Ляха В.И.- М.: Просвещение,2012.
Учебник по предмету включён в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образованном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 (Приказ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
- Методические пособия для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
«Физическая культура». Рабочие программ. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1 – 4 классы: М.: Просвещение, 2012
Приказ Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Письмо Минобразования РФ от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2011. – 103
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2012.
Физическая культура. Входные и итоговые проверочные работы: 1 – 4 классы / Авт.-сост. В.Н. Верхлин, К.А. Воронцов. – М.: ВАКО, 2012.
- Спортивное оборудование:
- Гимнастика с основами акробатики - козел гимнастический, мост гимнастический подкидной, канат для лазания (с механизмом крепления), перекладина пристеночная, маты гимнастические, стенка гимнастическая, скамейки гимнастические, гимнастические палки, скакалки, обручи, мячи малые (теннисные), мячи для художественной гимнастики, набивные мячи, мешочки насыпные для упражнений на координацию и осанку, коврики гимнастические.
- Лёгкая атлетика - секундомер, конусы разметочные, мячи для метания, набивные мячи массой от 1 до 3 кг, гантели, рулетка измерительная, сектор для прыжков в длину с разбега, лопата, грабли, флажки разметочные на опоре, планка для прыжков в высоту, стойки для прыжков в высоту, легкоатлетическая дорожка.
- Подвижные и спортивные игры - свисток, кегли, ворота (улица) для мини-футбола, мячи футбольные, мячи волейбольные, мячи баскетбольные, сетка волейбольная, стойки, щиты баскетбольные с корзинами, сетки баскетбольные, компрессор для накачивания мячей, биты для лапты, теннисные мячи.
Рекомендации
Формы организации образовательного процесса в основной школе характеризуются уроками физической культуры, разнообразными физкультурно-оздоровительными мероприятиями в течение учебного дня, спортивными соревнованиями и праздниками, занятиями в спортивных секциях и кружках и самостоятельными занятиями физическими упражнениями (домашнее задание).
Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется подразделять уроки на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-обучающей и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью обучающимся дают необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебную и учебно-методическую литературу по физической культуре (особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физических упражнений), различные дидактические материалы и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью характеризуются следующими особенностями:
- небольшой продолжительностью подготовительной части урока (до 5-6 мин), в которую включены как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, на гибкость, координацию, осанку), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активизации процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована;
- необходимостью выделять в основной части урока образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент основной части урока включает в себя теоретические знания и способы физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала его продолжительность может составлять от 3–4 до 10–12 мин. В свою очередь, в двигательный компонент входит обучение двигательным действиям и развитие физических качеств. Его продолжительность будет зависеть от того, сколько времени потребуется на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. При разработке содержания двигательного компонента необходимо включить в него обязательную разминку, которая по своему характеру должна соотноситься с поставленными педагогическими задачами двигательного компонента;
- зависимостью продолжительности заключительной части урока от суммарной величины физической нагрузки, выполненной школьниками в его основной части, но не более 5-7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжной подготовки. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.). Отличительными особенностями в построении и планировании этих уроков являются:
- планирование задач обучения в логике поэтапного формирования двигательного навыка: этап начального обучения; этап углубленного разучивания и закрепления; этап совершенствования;
- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки - с закономерностями постепенного развития утомления, возникающего в процессе их выполнения. В начало основной части урока в зависимости от задач обучения могут включаться упражнения на развитие гибкости, координации и быстроты, не связанные со значительными энерготратами и не приводящие к интенсивному и относительно глубокому утомлению. Затем постепенно добавляются упражнения на развитие силы и выносливости, характеризующиеся значительными энерготратами и определенными стадиями относительно глубокого утомления организма.
В подготовительной части урока, продолжительность которой может достигать 8-10 мин, проводится обязательная разминка. Она включает в себя бег, прыжки, комплексы общеразвивающих упражнений на гибкость и координацию. Разрабатывая содержание подготовительной части урока, необходимо обеспечить постепенное повышение нагрузки на организм школьников, что достигается за счет включения в работу все большего количества мышечных групп, увеличения темпа и амплитуды выполнения упражнений. В связи с этим при проведении разминки необходимо контролировать функциональное состояние школьников. Контроль можно осуществлять как по внешним признакам (изменение цвета кожи, обильное потоотделение и т. д.), так и по внутренним ощущениям (появление усталости или боли в мышцах, головокружение и подташнивание). Кроме того, можно выборочно замерять частоту сердечных сокращений.
В основной части урока (продолжительностью до 20 мин) учитель решает базовые педагогические задачи. При обучении двигательным действиям рекомендуется использовать подводящие упражнения, опираться на имеющийся у ребенка двигательный опыт. В то же время во избежание травматизма при развитии физических качеств не допускается использование плохо освоенных школьниками упражнений или их выполнение в не подготовленном для этого зале или на площадке. Здесь, как и в подготовительной части урока, необходимо контролировать функциональное состояние школьников.
В заключительной части урока (продолжительностью до 5 мин) целесообразно давать специальные упражнения на дыхание, подвижные игры на внимание и мышление, упражнения на координацию, упражнения на формирование правильной осанки, упражнения на укрепление свода стопы, упражнения на релаксацию.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части.
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью проводятся как целевые уроки и планируются с учетом принципов спортивной тренировки:
- соблюдение соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке;
- постепенная динамика повышения объема и интенсивности нагрузки;
- ориентация на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).
Отличительными особенностями этих уроков являются:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки за счет определенной последовательности в планировании физических упражнений, имеющих разные характеристики по энерготратам;
- сохранение определенного постоянства конструкции включения физических упражнений от начала урока до окончания его основной части: на развитие быстроты - силы - выносливости;
- более продолжительная по сравнению с другими типами уроков физической культуры заключительная часть. Она должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками значительных физических нагрузок.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, освоенного ими не только на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебной и учебно-методической литературе по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление педагогического процесса, направленного на формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, устойчивого интереса к укреплению собственного здоровья.
[1] Содержание данной программы предназначено для учащихся основной и подготовительной медицинских групп. Занятия с учащимися специальной медицинской группы должны вестись по специальным программам в соответствии со степенью заболевания и состоянием здоровья каждого ученика.
[2] Из учёта материально-технической базы
[3] Из учёта материально-технической базы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...