Проблема сохранения здоровья и повышения функциональных возможностей студентов
статья по физкультуре на тему

Прокофьев Сергей Петрович

Анализ и некоторые факты из истории данного вопроса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема сохранения здоровья и повышения функциональных возможностей студентов.

Преподаватель физической культуры ООАУ СПО «Елецкий медицинский колледж» Прокофьев С.П.

Забота о здоровье - одна из важнейших задач каждого человека, а на сегодняшний день - забота государства. Среди земных благ здоровье - ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.

Что такое здоровье? По определению античного римского врача К.Галена, «это состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности...» Здоровье есть сама жизнь, с ее радостями и тревогами. Здоровое поколение является прочной основой развития государства.

Современный ритм жизни, недостаточный уровень культуры, отсутствие необходимых социально-экономических условий, неблагополучие многих семей, ослабление иммунитета, генетические нарушения, плохая экологическая обстановкой в стране и отдельных регионах и многие другие факторы не способствуют формированию у населения устойчивой привычки к систематическому сохранению и укреплению своего здоровья.

Исследования состояния здоровья учащихся показали, что за время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4-5 раз и к окончанию школы у 70% учащихся выявляются те или иные хронические заболевания. Абсолютно здоровыми могут быть признаны только 10-12% школьников. Уже у 70% детей, поступающих в первый класс, отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных расстройств до хронических заболеваний.

Факторы, отрицательно сказывающиеся на здоровье в процессе обучения:

-   форсированное изучение материала. Это приводит к стойкому утомлению, неврозам и возникновению хронических заболеваний;

-   перегруженность учебного расписания, увеличение времени для домашних занятий, что в результате отрицательно отражается на качестве образования и на здоровье;

-   авторитарный стиль взаимоотношений между учителем и учащимися, особенно при оценивании знаний, также может явиться одной из причин, вызывающих отрицательное отношение к учебной деятельности.

Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.

Если философия образования отвечает на вопрос "зачем учить?", а содержание образования - "чему учить?", то педагогические технологии отвечают на вопрос "как учить?" С точки зрения здоровьесбережения это будет звучать так: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов.

Эффективность обучения во многом зависит от состояния здоровья. Здоровые люди творчески активны, самостоятельны, работоспособны, но, к сожалению, статистика сегодняшнего дня говорит о катастрофическом снижении уровня здоровья детей и молодежи. Только 15% детей сегодня рождаются практически здоровыми.

Обострились противоречия между физическим и нравственным здоровьем подрастающего поколения и отсутствием условий, необходимых для формирования этих приоритетов в образовательных учреждениях. Ослабла физкультурно-спортивная база, ликвидирована система летних баз отдыха, ухудшилась организация питания, увеличилась нагрузка на учащихся в связи с вводом множества необязательных курсов и дисциплин в ущерб обучению основам наук и здоровью. Результат - физиологическая усталость и психо-эмоциональные перегрузки.

Стремительные непрогнозируемые новации, несовершенство системы обучения и рост социально-педагогических требований еще в большей степени оказывают отрицательное воздействие на здоровье.

Физические упражнения, движения, подвижные игры должны прочно войти в быт каждого человека, а по возможности, и каждой семьи. Мышечная работа влияет на эмоциональное состояние человека, организм, включая головной мозг, способствует развитию умственных способностей. Регулярные занятия физическими упражнениями укрепляет сердце, улучшает функцию дыхательной системы.

Двигательная активность является и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер жизнедеятельности.

При существующем положении дел каждый учитель должен строить свой учебный процесс с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, с использованием информации по сохранению и укреплению здоровья. Академик Д.В.Колесов отметил, что «только при таком подходе может быть реализован принцип здоровье через образование». Однако стоит отметить, что научить человека быть здоровым может только здоровый человек.

Основная задача в данных условиях - научить учащихся самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни. Чтобы научить быть здоровыми, педагогам и родителям необходимы знания о формировании здорового образа жизни.

На сегодняшний день доказано негативное влияние на здоровье учебного процесса, особенно в ситуации инновационного бума. Естественно, возникает необходимость тщательно осмысленного и корректного подхода при оценке той или иной педагогической системы, изучения влияния учебного процесса на организм учащихся.

Целесообразно включение в образовательный процесс и использование следующих аспектов:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке;

- повышение двигательной активности (физкультпаузы, обучение в режиме динамических поз);

- профилактику нарушения зрения, гимнастика для глаз;

- профилактику плоскостопия.        

 Для соблюдения гигиенических требований необходимо регулярно проветривать помещение на переменах между уроками, а также после учебного дня, соблюдать световой режим, использовать чистую питьевую воду.

Проблема сохранения здоровья в процессе обучения очень многогранна. Бесспорно: ребёнку, который на уроке падает в голодный обморок, который дышит отравленным воздухом и пьёт отравленную воду, который живёт не в доме, а в “жилье”, не до учёбы. Но не всегда же Россия была мусорной свалкой. Профессор В.В. Кумарин приводит такой пример. В последней четверти 19 века и у нас природа была как в Новой Зеландии, гимназисты вволю питались, не дышали отравой, могли без риска пить из любой “лужи”. Казалось бы, ничто и никому не мешало ходить в “отличниках учёбы” и веселиться на Красной площади, любовно поглаживая золотую медаль. Но не тут-то было.

В 1873 году в 63 российские гимназии были приняты 57.917 неоперившихся охотников за знаниями. Спустя 7 лет, до финиша, отдав последние силы, кое как дотянули 6.511 выжатых как лимон, тщедушных юношей. Потери в пути 51.406 человек! 90%! Эту статистику приводит и комментирует известный публицист и социолог С.М.Степняк-Кравчинский. Все, кому не повезло, “либо не выдержали испытаний и были исключены, либо, отчаявшись, отказались от попытки продолжать учение”.

Поколению молодых людей, которые хотят всего и сразу, не просто объяснить, что учёба – это тяжёлый труд и награда за него покажет себя не для всех и не сразу.

Нынешнее образование, задушенное “государственным образовательным стандартом”, не имеет даже маленькой отдушины для собственно воспитания. Всё рабочее и “свободное” время детей сжирает неподъёмное обучение. У А.С.Макаренко главным было другое: не “знания, навыки и умения”, а характер, нравственность, привычки социально ценного поведения, и, самое главное – ПРОФПРЕДНАЗНАЧЕННОСТЬ.

Можно долго дискутировать о творческом подходе преподавания к вопросам здоровьесбережения, однако ясно одно – до тех пор, пока наличные условия не будут соответствовать предъявляемым требованиям, ни о каком «скачке» к здоровью, не может быть и речи. Каждый из нас и есть сам творец собственного здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа педагогического коллектива над решением проблемы сохранения здоровья школьников

Наша школа уже не один год работает над  решением проблемы сохранения здоровья учеников и педагогов, поскольку важной задачей современного образовательного учреждения выступает поиск таких ...

Доклад "Проблема сохранения здоровья учащихся"

В статье раскрываются факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся....

Проблема сохранения здоровья обучающихся на уроках французского языка в школе

В статье затрагивается проблема сохранения здоровья учащихся  в процессе обучения. Проблема острая, очень актуальная. Как сделать процесс обучения легким, мотивированным, интересным для детей....

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики.

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения здоровья обучающихся во время образовательного процесса на уроках математики....

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...