Доклад "Проблема сохранения здоровья учащихся"
статья по теме

Шакирова Лариса Владимировна

В статье раскрываются факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zdorove_2.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКДАД

Тема: Проблема сохранения здоровья учащихся.

Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы,  80%   имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не  готовы к обучению в школе.

Здоровье школьника находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Приведем перечень общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников.

1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

2. Сужение понятия здоровья.

3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических, антропогенных и техногенных факторов.

4.Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения, в том числе:

- отсутствие системы обучения по сохранению здоровья;

- низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы;

- отсутствие моды на здоровье;

- мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха.

5.Несформированность культуры здоровья у преподавателей, неблагополучие их состояния здоровья.

Группа факторов, так называемых «внутришкольные» имеют непосредственное отношение к проблеме здоровьесберегающих образовательных технологий.

С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относятся интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п. специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Вот основные проблемы.

Интенсификация образовательного процесса идет  с одной стороны через увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий, факультативов, элективных  и т.п.). Фактическая учебная нагрузка (по данным Института возрастной физиологии РАО) в школах, а в особенности в лицеях и гимназиях, в классах с углубленным изучением ряда предметов, составляет в начальной школе 6,2-6,7 часа в день; в основной школе-7,2-8,3 часа в день; и в старшей школе – 8,6-9,2 часа в день.

 А вместе с приготовлением домашнего задания рабочий день современного школьника составляет 9-10 часов в день в начальной; 10-12 в основной; 13-15 в старшей школе!

 слайд 3. Такое увеличение учебной нагрузки не проходит бесследно: у детей отмечается большая распространенность  нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными и гормональными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням. Среди учащихся эти цифры чуть меньше, хотя тоже далеко не все благополучно. А добавьте к этой нагрузке еще и дополнительное образование в других учреждениях. В большинстве случаев отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности нагрузки.

Другой вариант интенсификации учебного процесса - реальное уменьшение часов при сохранении или увеличения объема материала. По данным Минобразования за последние 50 лет сократилось количество часов на образовательную область «филология» (на 49%), и на образовательную область «математика» (на 62%). Ясно, что столь резкое уменьшение часов при таком же объеме программного содержания неизбежно привело к увеличению объема домашних заданий и интенсификации учебного процесса. Слайд стр.7

Частое следствие интесификации – возникновение у детей состояния усталости, утомления, переутомления. Это создает предпосылки для развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических заболеваний. Еще один фактор, который в общественном мнении традиционно связывают с неблагоприятными последствиями для здоровья детей - экзаменационный  стресс. Особо пристальное внимание к этому вопросу связано  с введением ЕГЭ (Щуркова Н.Е.)

Приведем развернутый перечень внутришкольных факторов  небезразличных для здоровья школьников.

1.Гигиенические условия:

- уровень шума, освещенность, воздушная среда;

-  размер помещения (кубатура);

- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы), качество строительных материалов;

- мебель: размеры, размещение в помещении;

- видеоэкранные средства – компьютеры, телевизоры;

- пищеблок: ассортимент, качество пищи и воды

-экологическое состояние прилегающей к ОУ территории;

- состояние сантехнического оборудования.

2.Учебно-организационные факторы (зависящие в большой степени от администрации)

-объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника;

-организационно-педагогические условия проведения занятия (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физ. пауз)

- объем физической нагрузки – по дням, за неделю, месяц (на занятиях, уроки физической культуры, на переменах, во внеучебное время)

- медицинское обеспечение учреждение, наличие психология;

-участие родителей в жизни учреждения;

- психологический климат в педагогическом коллективе;

- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни;

-позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3.Психолого-педагогические факторы (зависящие от педагога)

- психологический климат в классе, группе, наличие эмоциональных разгрузок;

- стиль педагогического общения, характер проведения опросов, экзаменов,

- индивидуальный подход;

- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- степень ограничений в свободе телесных, эмоциональных проявлениях;

-личностные психические особенности педагога, степень обременения собственными проблемами;

- подготовленность педагога по вопросам здоровьесберегающих технологий.

Перечисленные факторы - это поле педагогической деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения.

Охрана здоровья является приоритетным направлением деятельности всего общества. Существует более 300 определений понятия «здоровья». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия», а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Понятие здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях:

- благоприятное социальное окружение;

- духовно-нравственное благополучие;

- оптимальный двигательный режим (культура движений);

- закаливание организма;

- рациональное питание;

-личная гигиена;

- отказ от вредных пристрастий;

- положительные эмоции.

Теперь обратимся к терминологии.

Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая благоприятные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья всех участников образования (учащихся, педагогов).

В эту систему входит: слайд 7

- условия обучения учащихся (отсутствие стресса, адекватность требований, методик обучения),

-рациональная организация учебно-воспитательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными и гигиеническими требованиями);

-соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям детей

- создание благоприятного эмоционально-психологического климата;

-использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся.

Типы технологий слайд 8

1. Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

2. Оздоровительные (физ. подготовка,   физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

3. Технологии обучению здоровью (включение соответствующих тем в образовательный процесс).

4. Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия, внеклассные мероприятия, конкурсы, соревнования, дни здоровья…)

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть узкоспециализированными  и комплексными.

Среди технологий, применяемых в системе образования  можно выделить несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а следовательно,  разные методы и формы работы.

Медико-гигиенические  технологии. Эти технологии относятся больше к компетенции медицинских работников. Кроме этого сюда относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на развитие физического здоровья. Реализуются на занятиях физической культуры, спортивных секциях.

Экологические здоровьесберегающие технологии направлены на создание  экологически оптимальных условий жизни и деятельности участников образовательного процесса - например: обустройство прилегающей территории, озеленение кабинетов, рекреаций, живой уголок, участие в экологических акциях.

Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности их реализуют специалисты по охране труда, защите в  чрезвычайных ситуациях, инженерно-технических служб, пожарной инспекции т.д. Требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному исполнению и учету. А за обеспечение безопасности условий пребывания в учреждении отвечает директор.

Здоровьесберегающие образовательные технологии определяют структуру учебного процесса, согласно нормам СанПиНа, стиль работы на уроке педагога и его воздействие на обучающихся во время 45 минут, просветительское - разъяснительная работа с детьми родителями, проведение воспитательных мероприятий.

Социально-адаптирующие технологии обеспечивают укрепление психического здоровья. Сюда относят социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную педагогику и лечебную физкультуру.

Таким образом, обучение вопросам здоровья, воспитания культуры здоровья, использование здоровьесберегающие технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...

Обобщение опыта по теме: «Использование фитболгимнастики и акупрессуры на уроках физической культуры как средство укрепления и сохранения здоровья учащихся специальной медицинской группы»

Работу  над этой темой я начала в 2002 году в должности учителя физической культуры в МОУ «СОШ № 28» г. Мурома. В 2010-2011 учебном году в нашей школе обучается 554 учащихся, что составляет...

Работа классного руководителя по сохранению здоровья учащихся

Работа классного руководителя по сохранению здоровья учащихся...

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики как условие сохранения здоровья учащихся"

Учеба – тяжелый труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. Изучение пр...

Проект "Сохранение здоровья учащихся через организацию здорового питания"

Тема: «Сохранение здоровья  учащихся через организацию здорового питания»Цели проекта: 1. Формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни.2. Укрепление нрав...

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся....

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы. В нашей школе, на наш взгляд, со...