НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ»
методическая разработка по физкультуре на тему

   Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооружение новые тактические комбинации, совершенствует технические приёмы. Чтобы их правильно и с наибольшей эффективностью выполнять, школьникам необходим достаточный уровень развития специальных физических качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pryguchesti.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

                                    средняя общеобразовательная школа № 7

                            НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ ПУБЛИКАЦИЯ

         НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ»

                                                                      Составитель:

                                                        учитель физической культуры МАОУ СОШ № 7

                                                                    Семушина Е.Н.

Морской А. А.

                                                         ст. Полтавская

                                                           

                                                                 -1-

                                                         СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  1. Глава 1. Литературный обзор.

  1. Глава 2. Задачи, методы и организация исследований.

  1. Глава 3. Результаты исследований и их обсуждение.

  1. Выводы.

  1. Библиография.

  1. Приложение.

                                                               -2-

                                                             Введение.

   Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооружение новые тактические комбинации, совершенствует технические приёмы. Чтобы их правильно и с наибольшей эффективностью выполнять, школьникам необходим достаточный уровень развития специальных физических качеств.

   Особенно важным для волейболиста является развитие скоростно- силовых качеств, в частности прыгучести, без которых невозможны эффективные действия при игре в нападении. Развитию этих качеств необходимо уделять должное внимание уже на начальном этапе подготовки волейболистов.

   Это позволяет говорить о необходимости правильного выбора и умелого применения методов и средств развития скоростно – силовых качеств, в частности, прыгучести.

   Рабочая гипотеза: Эффективность любого двигательного действия зависит от уровня определённых физических способностей. Применяя определённые средства и методы тренировки, мы предлагаем повысить уровень развития скоростно – силовых качеств у школьников МАОУ СОШ № 7.

   В ходе применения разработанного нами комплекса упражнений для развития прыгучести, может быть рекомендован тренерам команд в подготовке девочек к соревнованиям.

   В ходе исследования нами получены данные, характеризующие  уровень развития скоростно – силовых качеств у юных спортсменов. Отработаны и систематизированы средства развития прыгучести у школьников.

   В этом научная новизна моей работы.

                                                              -3-

                                  Глава 1. Литературный обзор.

   По мнению многих специалистов значительное место в процессе физического воспитания юных спортсменов должно быть отведено воспитанию скоростно – силовых качеств. (В.Ф. Лолийко, В. Филин 1968г.; В Фомин, 1968 и др.), так как высокий уровень развития этих качеств во многом способствует достижению высоких спортивных результатов.

   Скоростно – силовые способности совершенствуются на базе общей силовой подготовки, приобретённой на общеподготовительном этапе. (Ю. Д. Железняк, А.В. Ивайлов, 1991г., В.Е. Хапко, В.И. Белоус, 1988г., Д.Д. Плюзо 1991 и др.).

   Скоростно – силовые качества – это способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в кратчайшее время, при сохранении оптимальной амплитуды движений. (В. М. Дьячков 1961г.). Проявление этих качеств зависит не только от величины мышечной силы, но и от способности спортсмена к высокой концентрации нервно- мышечных усилий.

   Спортивные игры предъявляют высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и др. действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения.

  Прыжок вверх в возрасте 14-15 лет увеличивается на 9,6 %, а в 16-17 лет на 11,6 %.

  Скромны результаты исследований, относящихся к женским волейбольным командам. Лишь немногие учёные выбрали объектом исследований девушек. Однако для повышения спортивных достижений девушек нельзя использовать на тренировочных занятиях методы и средства, характерные для подготовки мужских команд.

  Содержание и время проведения занятий по специальной физической подготовке зависят от периода подготовки и задач.

Исходя из этого, желательно их строить следующим образом. Физической подготовкой волейболисты занимаются в течении 45 минут основным занятием вне зависимости от периода. Занимающиеся подготавливаются к предстоящей работе, выполняют упражнения, способствующие развитию физических качеств, необходимых волейболистам. Главное внимание уделяется таким физическим качествам, как быстрота, ловкость и гибкость. В дни соревновательных игр эти занятия можно сократить до 30-35 минут. (Белоус В.И. 1988Г.). В основном периоде учебно- тренировочного процесса подготовки волейболистов желательно проводить полуторачасовые занятия по специальной подготовке – одно или два в предельном цикле. На них, главным образом, решаются такие задачи, как выработка физических качеств: прыгучести, быстроты, гибкости, координации движений в пространстве и чувство пространства ( В.Д. Ковалёв, 1980; М Перельман, 1969г.).

Содержание полуторачасовых занятий должно соответствовать задачам, поставленным тренером перед игроками в игровой части занятия. (И.П. Ратов. 1971).

В подготовительном периоде помимо 45 минутных и полуторачасовых занятий желательно проводить самостоятельные занятия по специальной физической

                                                             

                                                               -4-

подготовке продолжительностью 2-2,5 часа. Так как такие занятия проводятся 1-2

раза в неделю в них важное место отводится развитию скоростно-силовой и прыжковой выносливости, а также совершенствованию качеств, недостаточно развитых у большинства школьников. (М.Перельман, 1969г.).

   Как выше указано, для проявления прыгучести необходима «взрывная сила» - способность проявлять величины силы в наименьшее время скоростно-силовые качества. (Ю.Д. Железняк, 1988г.).

   Рассмотрим ряд методов, применяемых для развития прыгучести:

  • приседание со штангой на руках;
  • выжимание штанги ногами;
  • подъём гири, стоящей между двух скамеек, хватом руки из положения приседа на скамейке;

Голеностопные колодки. Состоят из полосового железа и двух  колодок, свободно соединяющихся с кронштейном. Ступни прикрепляются к колодкам с помощью ремней. Это приспособление монтируется на гимнастической стенке. За счёт силы обеих силы обеих ног (или одной) тело поднимается вверх. Упражнение на этом снаряде оказывает сильное воздействие на икроножные суставы.

   Наклонный держатель. Изготавливается из лёгкой металлической трубы и крепится к гимнастической стенке посредством зацепов. К нижней конечности поверхности наклонной части кронштейна привариваются крючки, к которым подвешиваются теннисные мячи. Держатель можно укреплять на различной высоте. Волейболисты толчком одной или двумя ногами в прыжке с места или с разбега стараются снять мяч с крючка.

   Подвесные слетающие мячи. Над сеткой или вблизи неё на натянутый трос подвешиваются волейбольные мячи, которые слетают от удара рукой. Трос можно натянуть горизонтально или наклонно. С помощью этого приспособления отрабатываются не только прыгучесть, но и техника нападающих ударов и блокирования. (М.Перельман, 1969г; Железняк Ю.Д., 1991г).

   Роль специального оборудования в подготовке волейболистов становится понятна, если учесть специфику этого вида спорта, особенности формирования навыков и другие факторы. Специальное оборудование необходимо для создания объективных условий в процессе лабораторных и педагогических исследований (в качестве инструментальных методик регистрации показателей). Оно важно для упражнений, направленных на развитие специальных физических способностей, необходимых в волейболе. С помощью тренажёрных устройств и других приспособлений создают условия для избирательного воздействия на отдельные группы мышц с учётом структуры технических приёмов игры. Это, с одной стороны, облегчает и ускоряет начальное овладение техническими приёмами, с другой – способствует устранению ошибок, если причина ошибки – недостаточный уровень развития специальных физических качеств.

                                                               -5-

               Глава 2.      Цель и задачи исследования.

                                  Объект и организация исследования.

2.1. Цель,_задачи_и_методы_исследования.

Цель_работы: повысить уровень развития скоростно – силовых качеств, в частности прыгучести у девушек.

  В ходе исследований решались следующие задачи:

1. Определить уровень развития скоростно – силовых качеств у волейболисток школы. 

2. Разработать и экспериментально обосновать комплекс упражнений для развития прыгучести у юных волейболисток.

  Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследований:

  1. Анализ научно – методической литературы.
  2. Педагогическое тестирование.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Методы математической статистики.

Целью теоретического анализа литературы явилось изучение места и значение скоростно – силовой подготовки спортсменов в современных условиях игры, а также ряда факторов, определяющих успешность действий волейболистов в атаке.

Особое внимание  уделялось рассмотрению средств и методов развития специальных физических качеств юных волейболистов.

   Одним из основных методов наших исследований явился педагогический эксперимент. Последовательный сравнительный эксперимент был организован с целью подтверждения целесообразности и эффективности применения специально разработанной методики развития прыгучести юных волейболисток.

  Метод педагогического тестирования характерен для современных исследований и используется с целью получения объективных показателей физической, технической и тактической подготовленности по определённой программе. Мы использовали тесты и программные нормативы по СФП, разработанные Ю.Д. Железняком (1988г).

По разделу был составлен комплекс тестов:

  1. Челночный бег 6*5 (30м).
  2. Прыжок в длину с места.
  3. Прыжок вверх с разбега.
  4. Прыжок вверх с места.

2.2 Объект_ и_организация_исследования.

  Педагогический эксперимент был организован на базе МАОУ СОШ №7 ст. Полтавской. В нём приняли участие 12 девушек МАОУ СОШ №7, возраст испытуемых 13 – 14 лет.

   Перед началом педагогического эксперимента 9 -10 сентября 2009 года проводилось тестирование волейболисток по четырём, выбранным нами тестов.

                                                               -6-

Девушкам давалось по две попытки на выполнение каждого из них, и фиксировался лучший результат.

   Педагогический эксперимент проводился с 11 сентября 2009 года по 2 января

2010 года. Практическая часть эксперимента связана с применением в учебно – тренировочном процессе специального комплекса упражнений на развитие прыгучести волейболисток. Средства были подобраны с учётом материалов изученной научно – методической литературы и обобщения опыта ведущих тренеров Краснодарского края и России. Тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю, продолжительностью 2 часа в вечернее время.

   По окончании педагогического эксперимента мы провели повторное тестирование. Контрольные испытания проводились в стандартных условиях, в одно и тоже время суток – во второй половине дня.

   Используемые нами тесты подробно описаны в учебном пособии для тренеров «Юный волейболист» (Железняк Ю.Д., 1988г).

   Результаты, полученные в ходе исследований, обработаны статистическими методами (Ашмарин Б.А., 1978г).

                                                                -7-

               Глава 3.  Результаты_исследований_и_их_обсуждение.

   В соответствии с целью работы нами был проведён педагогический эксперимент, основной задачей которого явилось научное обоснование эффективности предложенного нами комплекса упражнений на развитие прыгучести.

   Как известно, для удобства планирования учебно – тренировочного процесса юных волейболисток годовой цикл делится на два полугодовых цикла: осеннее – зимний и весеннее – летний, каждый из которых состоит из трёх периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Каждый период подразделяется на этапы подготовки и недельные микроциклы, где имеется своя последовательность развития специальных физических качеств. (Ю.Д. Железняк, 1988ш; Клещёв Ю.Н., 1985г).

   В соответствии с основными периодами спортивной тренировки развитие специальных физических качеств, к которым относится прыгучесть, является задачей этапов общей и специальной подготовки.

   Если говорить о наших испытуемых, то педагогический эксперимент проводился в осеннее – зимнем полугодовом цикле, который продолжался с октября 2009 года по март 2010 года. В марте 2009 года девушкам предстояло участие в зональных соревнованиях на первенство Краснодарского края. Таким образом, подготовительный период начался с 11 сентября 2009 года и закончился 27 февраля 2010 года; этапу общей подготовки соответствуют сроки 11 сентября – 1 ноября 2009 года, этапу специальной: 2 ноября – 2 января 2010 года; этапу предсоревновательной подготовки: 2 января – 27 февраля 2010 года.

   В  начале педагогического эксперимента нами проводилось тестирование волейболисток, результаты которого приведены в приложении (таблица № 1). Сравнивая полученные результаты с разработанными нормативами по СФП  для девушек 13 лет (Ю.Д. Железняк, 1988г), можно сделать некоторые выводы об уровне специальной физической подготовленности спортсменок.

На общеподготовительном этапе 11 сентября – 1 ноября 2009 года в первых двух тренировочных занятиях недели мы преимущественно развивали силу мышц ног, туловища. Для этого применялся специально разработанный комплекс упражнений. Основу этого комплекса составили упражнения для развития силы мышц  приседания с отягощениями, разгибание ног с выпрыгиванием из положения приседа, прыжки на месте и в движении с отягощениями и специальные упражнения изометрического характера работы мышц.

   Третье занятие недельного микроцикла – в подготовительную часть включаем, в основном, упражнения для развития скорости сокращения мышц (комплекс упражнений № 2): серийные прыжки на одной, двух ногах через скамейку, запрыгивания на предметы различной высоты, прыжки с места и с разбега с касанием метрической разметки (возможно выше), имитация нападающего удара и блокирования с разбега и с места.

   В основном применялись повторный и интервальный методы тренировки.

   При проведении перечисленных упражнений использовались следующие методы: -   метод до отказа (3-5 подходов);

                                                              -8-

-   метод больших усилий (3-6 подходов);

-   повторный метод (5-6 подходов);

Количество подходов и повторений упражнений увеличивалось от занятия к занятию.

   На специально – подготовительном этапе большее внимание уделялось развитию взрывной силы ( 2 ноября – 2 января 2010 года).

  В недельном микроцикле на первом тренировочном занятии мы продолжали развивать силу мышц ног и туловища с использованием комплекса упражнений. На втором и третьем занятиях развивали силу и скорость сокращения мышц параллельно. Для этого использовали комплекс упражнений № 2 и комплекс специальных упражнений № 3 с ударным характером развития усилий. В основном, это прыжки в глубину с последующим отталкиванием вверх. Эти упражнения должны проводиться с непременным соблюдением следующих методических указаний: так, средний показатель в беге 6*5 метров составил 11,6 сек., что на 0,1 выше нормы; средний показатель прыжка вверх с разбега с места 42,3 см – это  на 3,7 см ниже норматива (46см); прыжок вверх с разбега также на 5,6см ниже нормы (52см) – среднее значение 46,4см. Следует указать на более высокие результаты прыжка вверх с места и с разбега у нападающих игроков. Результаты тестирования подтверждают необходимость развития прыгучести у испытуемых волейболисток.

  В изученной нами научно – методической литературе даются рекомендации по развитию специальных физических качеств в недельном микроцикле, поскольку он является основным элементом годичного цикла.

   Так, в первый день микроцикла у девочек рекомендуется развивать быстроту и прыгучесть, во второй – скорость или прыжковую выносливость; а в третий день – игровую выносливость (А.В. Беляев, 1974г.). После одного дня отдыха с учётом текущего состояния волейболисток и целей тренировки эта последовательность повторяется.

  Однако, при составлении программы педагогического эксперимента нам приходилось учитывать особенности учебно – тренировочного режима команды девушек.

  Тренировочные занятия проводились три раза в неделю продолжительностью по 2 часа в вечернее время. Примерно по 20-25 минут в подготовительной части каждого занятия отводилось на развитие прыгучести.

   Как известно, прыгучесть волейболисток зависит от силы мышц и скорости сокращения мышечных волокон. Для проявления прыгучести необходима взрывная сила. Развитие прыгучести начинают с развития силы мышц на общеподготовительном этапе подготовительного периода, а в дальнейшем силу и скорость сокращения мышц рекомендуется развивать параллельно (Ю.И.Клещёв, 1985г.).

- исходная поза в момент касания опоры должна соответствовать положению, при котором начинаются отталкивания в прыжках в волейболе;

- приземление следует на переднюю часть стопы, глубина амортизации не должна быть значительной, отталкивания выполнять быстро;      

                                                             

                                                               -9-

  - начинать прыжки надо с небольшой высоты, постепенно доводя её до оптимальной. Оптимальная высота спрыгивания равна 90% от максимальной высоты прыжка волейболистки.

   Ориентируясь на среднее значение высоты прыжка наших испытуемых 42,33 высота спрыгивания равна 38см.

  Особое место в упражнениях с ударным характером развития усилий уделялось имитации нападающего удара после прыжков в глубину, а также выполнению нападающего удара после прыжка в глубину.

   По окончании педагогического эксперимента нами было проведено повторное педагогическое тестирование по СФП. Результаты тестирования указывают на положительные сдвиги по всем показателям. Так, средняя скорость пробегания отрезка 6*5 метров увеличилась на 0,41 м/сек; прыжок в длину с места – среднее значение увеличилось на 6,4 см; значительно увеличились результаты прыжка вверх с места и с разбега – на 3,5 и 3,3 см соответственно.

  Математическая обработка данных показала достоверные сдвиги по показателям всех тестов (р+0,01). Таблица № 1.

   Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтвердили нашу рабочую гипотезу и доказали эффективность предложенной методики развития прыгучести у волейболисток 13 лет.

Таблица № 1. Показатели скоростно – силовой подготовленности волейболисток 13 -14 лет до и после педагогического эксперимента.

п/п

Упражнения

Статистические

параметры

До

эксперимента

После

эксперимента

 1.

Бег 30м – 6*5 (с)

             x

             t

             p

        11,6                          11,2

                         4,0

                         0,01

 2.

Прыжок в длину с места (см)

             x

             t

             p

        194,6                         201,0

                         3,6

                         0,01

 3.

Прыжок вверх с места (см)

             x

             t

             p

         42,3                           45,8

                         3,4

                         0,01

 4.

Прыжок вверх с разбега (см)

             x

             t

             p

         46,4                           49,7

                          3,2

                         0,01

                                                              -10-

                                              Выводы:

  1. Результаты тестирования указывают на недостаточный уровень развития прыгучести у девушек 13 -14 лет. Показатели прыжка вверх с места и с разбега соответственно на 3,7 см и 5 см ниже разработанных нормативов для девушек этого возраста.
  2. результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность и целесообразность применения в учебно – тренировочном процессе предложенной нами методики развития прыгучести у девушек 13 -14 лет.
  3. Достоверное улучшение результатов зафиксировано по всем показателям скоростно – силовой подготовленности волейболисток.

Достоверное улучшение результатов зафиксировано по всем показателям скоростно – силовой подготовленности волейболисток.

(p 0,01).

                                                                 

                                                             -11-                          

                                                       Библиография:

  1. В.И. Белоус. Волейбол, 1988 год.
  2. Беляев А.В. Методика воспитания физических качеств волейболистов. М:

           Изд – во ГЦОЛЛИФК, 1990 год.

  1. Волейбол. Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести и гибкости.

     Метод. рекомендации для студентов АФК. Изд – во ГЦОЛИФК, 1978 год.

  1. Дукальская А.В. Современное представление о развитии физических качеств волейболистов. М, 1993 год.
  2. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсмена. М: Фи С, 1961 г., 36 с.
  3. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. М: Фи С, 1988 год.
  4. Железняк Ю.Д., Ивайлов А.В. Волейбол: Учебник физкультуры. М: Физкультура и спорт, 1991 год.
  5. Иорданская Ф.А., Карполь И.В. Значение функциональной подготовки в процессе тренировки высококвалифицированных волейболисток. Теория и практика физической культуры, 1995 г.
  6. Ковалёв В.Д. Напрыгивание – ключ к прыгучести волейболиста.

     Физ. Культура в школе. 1980 год.

  1.  Крауя А.А. Оценка функционального состояния высококвалифицированных волейболисток. Рига, 1991 год.
  2.  Ломейко В.Ф. Исследование прыгучести в связи с возрастом и занятиями физическими упражнениями. Минск 1968 год.
  3.  Ломейко В.Ф. Как оценивать прыгучесть. Физкультура в школе, 1964 год.
  4.  Перельман М. Специальная физическая подготовка волейболиста.

Физическая культура и спорт, 1969 год.

  1.  Плюдо Д.Д., Ничин Д.А. Двигательная деятельность волейболистов в  

соревновательных условиях. Харьков, 1990 год.

  1.  Потечев М.И. Чтобы выше прыгнуть: Методическое пособие. М: Тренер,1992
  2.  Потечев М.И. Развитие прыгучести у волейболистов 14 – 15 лет с учётом индивидуальных морфофункциональных особенностей. Теория и практика физической культуры, 1991 год.
  3.   Ратов И.П. Исследование спортивных движений и возможностей, управление изменениями их характеристик с использованием технических средств: Докторская диссертация М: 1971 год.
  4.  Слупский Л. Разошлись … наука с практикой. Спортивные игры, 1989 год.
  5.  Фидлер М. Волейбол – М: Фи С, 1974 год.
  6.  Филин В.П. Скоростно – силовая подготовка юных спортсменов. М: Фи С, 1968 год.
  7.  Фомин Е.В. Специальная физическая подготовка юных волейболистов.

Методические разработки. М: ГЦОЛИФК, 1986 год.

  1.  Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов. – Минск 1976 год.
  2.  Ханков В.Е., Белоус В.И. Волейбол Киев, 1988 год
  3.  Специальная физическая подготовка волейболистов: Методические указания для студентов заочных факультетов. Омск: Издательство ОГИФК, 1992 год.

                                                         -12-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно – методические принципы формирования навыков развития речи учащихся школьными музейными средствами

Важным аспектом  решения задачи модернизации российского образования является введение государственного стандарта регионального компонента. Требования времени и задачи модерниз...

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы о проблеме развития теоретического мышления

   В настоящее время идет реформа школьного образования. Особое значение для школ приобретает проблема выявления  средств развития мышления учащихся. В системе обучени...

2018 г.-Мои научно-методические публикации (2014-2018г.г.)

Мои научно-методические публикации за 2014-2018 гг.....

Научно-методическая работа на тему "Развитие скоростных способностей у школьников на уроках физической культуры"

Научно-методическая работа на тему "Развитие скоростных способностей у школьников на уроках физической культуры"...

Конспект урока для 6-го класса по теме: Развитие прыгучести. Прыжок в высоту с разбега способом "перешагивание".

Данный материал может быть использован при проведении урока по физической культуре раздела "легкая атлетика". Представлен развернутый конспект урока по теме....