Образовательная программа по физической культуре для дошкольной группы в школе, детей 6-7 лет
рабочая программа по физкультуре по теме
Рабочая программа образовательной области «Физическая культура» составлена в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. с использованием пособий Л.И.Пензулаевой «Физкультурные занятия в детском саду» , Л.И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3-7 лет», пособия Пензулаевой Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» подготовительная к школе группа. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез, 2009, Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 2010г. Содержание образовательной области «Физическая культура», направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Гармоничное физическое развитие -через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями), формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_dou_tuvaeva1.doc | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира «Средняя общеобразовательная школа №32»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам.директора МБОУ «СОШ №32» Директор МБОУ «СОШ №32»
__________ Туваева Т.Н. _____________ Санина Е.М. __________Шашурина А.Г.
Протокол № от «____»___________________ «____»____________________
«___»____________
Образовательная программа по физической культуре,
для дошкольной группы
детей 6-7 лет
срок реализации программы 1 год
Разработана на основе программы « От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Учитель физкультуры
Туваева Т.Н.
2013г.
г. Владимир
Пояснительная записка
Рабочая программа образовательной области «Физическая культура» составлена в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. с использованием пособий Л.И.Пензулаевой «Физкультурные занятия в детском саду» , Л.И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3-7 лет», пособия Пензулаевой Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» подготовительная к школе группа. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез, 2009, Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 2010г. Содержание образовательной области «Физическая культура», направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Гармоничное физическое развитие -через решение следующих специфических задач: развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями), формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании).
Данная рабочая программа является нормативным документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности, инструктора по физкультуре школы. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста, воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста. Составляющими этих условия являются:
- содержательные
- организационные условия;
- технологические условия (принципы, методы, приемы);
- материально-технические условия (развивающая среда);
- социо - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
- контрольно-диагностические условия.
Основой для разработки рабочей программы по физической культуре является:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез, 2009..
- Приказ Минобрнауки России №655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
- Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 12 2012 года № 273 – ФЗ.
- Конвенция ООН о правах ребёнка, 1989.
- СанПиН 2.4.1.2660 – 10.
Физическая культура – одно из важнейших направлений работы инструктора по физкультуре, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Новизна данной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка), как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В инструментарий мониторинга физического развития детей к традиционным диагностикам добавлены тестирование психомоторного развития и обследование уровня освоения позиции, субъекта двигательной деятельности.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.
Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы: укрепление здоровья воспитанников, активизация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами игры.
Задачи:
Оздоровительные:
- охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального
- Функционирования всех органов и систем организма;
- всестороннее физическое совершенствование функций организма;
- повышение работоспособности и закаливание
Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме,
- роли физических упражнений в его жизни,
- способах укрепления собственного здоровья
Воспитательные:
- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
- разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
Средства физического развития:
Наглядные:
- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция
Практические:
- повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- проведение упражнений в игровой форме;
- проведение упражнений в соревновательной форме
Здоровьесберегающие технологии в образовательной области «Физическая культура»
- Медико-профилактические технологии;
- Физкультурно-оздоровительные технологии;
Валеологического просвещения родителей и родителей.
Формы работы:
- физкультурные занятия (групповые, подгруппами и индивидуальные),
- физкультурные занятие на воздухе
- гимнастическая разминка
Основным видом учебной работы являются физкультурные занятия. Именно на физкультурных занятиях дети получают первоначальные знания о правилах выполнения того или иного основного движения, развивает и совершенствует все разнообразие физических упражнений. Систематические занятия физической культурой и спортом способствуют непрерывному совершенствование органов и систем организма человека. В занятия включаются физические упражнения,
направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье). А также общие развивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и мышц ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья:
- Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов ЦНС. При этом важно, чтобы физические нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.
- Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают деятельность желез внутренней секреции: щитовидной, половых, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии растущего организма.
- Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведет к ее функциональному совершенствованию. Кроме того, во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам.
- Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается жизненная емкость легких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того, полное расправление легких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
- Легкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объеме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для их вентиляции.
- Кроме того, занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.
Таким образом, достаточная двигательная активность — необходимое условие гармонического развития личности. Для развития физической культуры необходимо создавать предметно развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от двигательной деятельности. Подбор и размещение физкультурного инвентаря, создание обстановки осуществляется с учетом педагогических, гигиенических и эстетических требований, предъявляемых к ним, а также нормативных правовых актов. Большое значение имеет эстетическое оформление предметно развивающей среды; удачный подбор инвентаря для занятий, удобное и рациональное размещение, доброжелательное отношение педагога к каждому ребенку – это эмоционально – положительная атмосфера занятий. Благодаря этому дети приучаются проявлять находчивость, решительность, смелость, самостоятельность.
Формирование физической культуры необходимо на занятиях, которые имеют специфические дошкольные формы организации. При организации работы по физическому воспитанию используются следующие типы занятий учебной деятельности: сюжетные, предметные, по сказкам, игровые, с элементами акробатики, контрольные, с использованием эстафет.
Раздел физическая культура проводится как занятие 2 раза в неделю по 30 минут. Занятия проводятся в игровой форме. В ходе занятий дети знакомятся с новыми упражнениями, навыками и умениями их выполнять, соблюдения правил игры, подготовка к занятию, применение полученных навыков в жизни. Каждое занятие в рабочей программе заканчивается подведением итогов, очень важно, чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов; чтобы каждый ребенок видел свои достижения среди других детей. На всех занятиях необходимо развивать самостоятельность и двигательную активность детей.
Занятия с детьми проводятся фронтально, поточно, по подгруппам, в форме круговой тренировки и индивидуально.
На занятиях по физической культуре используются следующие методы и приемы: показ, объяснения, словесные указания, подражательные действия, обыгрывание сказочных образов. Длительность 1 занятия составляет не более 30 минут.
Образовательная область «Физическая культура» интегрирует с образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Самообслуживание», «Социализация». Все это помогает решать в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового, и эстетического воспитания.
В данной рабочей программе представлено перспективное планирование, разработанное на основе значений о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
Физическое развитие (основные показатели физического развития - рост и масса тела) - это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. В этом возрасте происходит первое изменение пропорций тела. Большеголовый и относительно коротконогий человечек с большим туловищем превращается к 6-7 годам в пропорционально сложенного мальчика или девочку, у которых за этот период значительно увеличивается длина рук и ног, и соотношение головы и туловища становится почти таким же, как у взрослых. Это свидетельствует об определенном этапе созревания организма.
У детей 6-7 лет интенсивно идёт развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из 206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннему строению. Не завершивший своё развитие опорно-двигательный аппарат ребёнка испытывает большие нагрузки, когда (в период учёбы) приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу, сразу становится ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Понятно и то, почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
У детей 6-7 лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но только начинается окостенение. Поэтому они достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках и т.д. В этом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, ещё не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев. Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность совершения движений по сигналу.
У ребенка повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняет усвоенные нормы и правила, в том числе и этические. Однако только некоторые дети могут регулировать ими свое поведение независимо от их отношения к другим участникам взаимодействия и от своих желаний и интересов. Отстаивает усвоенные нормы и правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.
При выполнении графических движений у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. В этот период ещё не завершены процессы развития и преобразования систем дыхания и эндокринной системы, то есть организм ребёнка растёт, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнее именно в этом возрасте, а другие процессы и системы сформируются несколько позже.
Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, ухудшая состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости. Кроме того, наиболее тяжёлыми для растущего организма являются неблагоприятные макросоциальные условия воспитания: конфликтные ситуации в семье, безнадзорность или, наоборот, излишняя опека.
К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но произвольность всё ещё продолжает формироваться, и поэтому ребёнку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он ещё легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом, дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству, и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игр требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление,
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер общений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
Память. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаний
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
В подготовительной группе ведущей формой организованной двигательной деятельности является физкультурное занятие. В процессе обучения используются объяснение, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов.
В целях повышения двигательной активности необходимо использовать разные способы организации. Вводную часть занятий включаются: задания на внимание, строевые и обще развивающее упражнения.
Умения
На седьмом году жизни дети должны уметь самостоятельно и быстро строиться в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо, в две шеренги, в несколько кругов; делать повороты направо, налево, кругом; равняться; производить размыкание и смыкание; производить расчёт на первый – второй.
Педагог должен использовать приёмы, развивающие осмысленное выполнение упражнений.
На одном занятии дети выполняют восемь – десять обще развивающих упражнений из разных исходных положений, повторяя их шесть – восемь раз преимущественно в среднем и быстром темпе, в зависимости от степени их новизны и трудности.
В целях поддержания у детей интереса к обще развивающим упражнениям следует изменять исходные положения, темп и амплитуду движений. Большое значение имеет так же оценка качества выполнения упражнений.
Основные виды движения:
- Ходьба. Дети совершенствуют технику ходьбы с разным положением рук.
- Бег. Происходит отработка легкости, ритмичности, закрепление умения непринужденно держать руки, голову, туловище. Со второй половины года вводится бег с сильным сгибанием ног в коленях и выбрасыванием прямых ног вперёд.
- Прыжки. В этой группе дети должны прыгать на двух ногах вверх легко, мягко приземляясь, выполняя дополнительные задания, с зажатым между ног набивным мячом, вверх из глубокого приседа. При обучении прыжкам в длину отрабатываются разбег с ускорением, энергичное отталкивание маховой ногой с резким взмахом рук, правильное приземление с сохранением равновесия. Следует также отрабатывать технику разбега с ускорением на последних шагах перед отталкиванием в прыжках с разбега в высоту.
- Бросание, метание, ловля. В подготовительной к школе группе необходимо использовать резиновые, теннисные, волейбольные, набивные мячи разных размеров. На седьмом году жизни у ребёнка продолжают формировать умение бросать и ловить мяч из разных положений, выполнять бросок набивных мячей разными способами.
- Ползание, лазанье. Эти упражнения целесообразно проводить в сочетании с другими видами движений. В течении года следует варьировать условия, менять высоту пособий и способы выполнения упражнений. Воспитатель должен обеспечить умеренную страховку.
- Упражнения в равновесии. Формированию чувства равновесия способствуют приседания, прыжки на одной ноге, резкое изменение направления бега. В процессе упражнений на равновесие детей учат сохранять правильное положение туловища, головы, действовать уверенно; при этом воспитатель использует показ, практическую помощь детям, зрительные ориентиры, упражнения с переносом предметов.
- Подвижная игра. На каждом физкультурном занятии проводится игра, при этом особое внимание уделяется воспитанию выдержки, настойчивости, формированию умения проявлять волевые и физические усилия. Следует организовывать подвижные игры в которых от результата каждого зависит общий результат команды. Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях.
В подготовительной к школе группе значительное место на физкультурных занятиях отводится спортивным упражнениям.
Педагог должен хорошо знать методику обучения этим упражнениям и своевременно регулировать нагрузку.
Упражнения для утренней гимнастики в данной группе наиболее интенсивны. Дозировка и темп задаются воспитателем с учётом сложности упражнения. У детей важно выработать положительное отношение к утренней гимнастике и потребность в ежедневном её выполнении.
Воспитателю следует чередовать разные виды деятельности в течении дня, предоставляя детям возможность выбирать занятия по душе.
На прогулке поощряются спортивные, народные игры (лапта, салочки, классы). Особое внимание надо обращать на физкультурный инвентарь, атрибуты для игр, содержания занятий, физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей.
Особенности образовательного процесса
Линия развития
В процессе образовательной деятельности по физическому развитию одновременно решаем задачи других образовательных
областей.
Виды интеграции образовательной области «Физическая культура»:
• формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);
• создание на физкультурных занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);
• участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);
• активизация мышления детей, через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр. Специальные упражнения на ориентировку в пространстве, подвижные игры и упражнения, закрепляющие знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых), построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования), просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни («Познание»);
• проговаривание действий и называние упражнений, поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);
• игры и упражнения под тексты стихотворений, «потешек», считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);
• привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и инструктора, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой.Изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное
творчество»);
• ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, пение; проведение
спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических
способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).
Интегративное качество «Физически развитый», овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Самостоятельно выполняет доступные гигиенические процедуры. Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания. Знаком с понятиями «здоровье» и «болезнь».Имеет элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: правильном питании, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
Оборудование зала для физических упражнений и занятий:
- Мат гимнастический (10шт.)
- Кегли-20 шт
- Скамейка гимнастическая – 4шт.
- Клюшки хоккейные-12 шт.
- Канат
- Стенка гимнастическая - 1
- Шиты баскетбольная - 6
- Сетка волейбольная-1 шт.
- Вело-тренажер-1
- Мячи баскетбольные и волейбольные для спортивных занятий (разного диаметра)– 40шт
- Обручи - 10
- Скакалки – 25
- Конусы-10 шт
- Музыкальный центр
Учебно-тематическое планирование
Учебно – тематический план на 1 полугодие
№/п | Время проведения | Учебно – тематический план | Тема занятия | Количество занятий | Время |
1. | Сентябрь | Спортсмены Бассейн Морское царство Гимнастика | Скамейка – скамейкова Бассейн Морское царство Гимнастика | 2222 2 2 2 2 1 | 60мин 60мин 60мин 60мин 30мин |
2. | Октябрь | Морское царство Занятие с элементами акробатики Времена года Эстафеты | Морское царство Занятие с элементами акробатики Времена года Эстафеты | 2 2 2 2 1 | 60мин 60мин 60 мин 60 мин 30мин |
3. | Ноябрь | Спортсмены Игровое занятие Контрольное занятие | Школа мяча С гантелями Игровое занятие Охота за оленями | 2 2 2 2 | 60мин 60мин 60мин 60мин |
4. | Декабрь | Зима Занятие с элементами акробатики Магазин игрушек. Эстафеты | Зимние забавы Занятие с элементами акробатики Магазин игрушек. Эстафеты | 2 2 2 2 1 итого 35 | 60мин 60мин 60мин 60мин 30мин итого 1050м |
Содержание тем учебного курса
№/п | Темы учебного курса | Содержание темы | Время проведения |
1. | Спортсмены | Развивать умение сохранять равновесие, стоя на скамейке на одной ноге. Приучать самостоятельно использовать все виды спортивных упражнений. | сентябрь, ноябрь, январь - март |
2. | Бассейн | Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость. | сентябрь |
3. | Морское царство | Закреплять умение правильно принимать и. п. при выполнении О.Р.У. Формировать правильную осанку. | октябрь |
4. | Занятие с элементами акробатики | Воспитывать привычку сохранять осанку, развивать пластичность, гибкость. Совершенствовать ходьбу, бег, прыжки, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений | октябрь, декабрь, январь, май |
5. | Времена года | Развивать умение подбрасывать мяч и ловить его, хлопнув в ладоши. Учить отбивать мяч об пол, учиться работать в паре. | октябрь |
6. | Эстафеты | В игровой форме совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать умение подбрасывать мяч и ловить его, хлопнув в ладоши. Учить отбивать мяч об пол, учиться работать в паре. | октябрь, декабрь, апрель |
7. | Игровое занятие | Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость. | ноябрь, январь, март |
8. | Контрольное занятие | Воспитывать привычку сохранять правильную осанку. Совершенствовать ходьбу, бег, прыжки, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений. | ноябрь, февраль, май |
9. | Зима | Продолжать развивать выносливость при ползании на спине по скамейке, ориентировку в пространстве, отбивая мяч между предметами | декабрь |
10. | Магазин игрушек. | Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп. Совершенствовать равновесие, координацию движений и ориентировку в пространстве. | декабрь, февраль |
11. | Айболит | Совершенствовать умение лазать по гимнастической стенке и переходить на соседний пролет, удерживать равновесие при прыжках | февраль |
12. | Рассказ о неизвестно герое | Развивать умение подбрасывать мяч и ловить его, хлопнув в ладоши. Учить отбивать мяч об пол, учиться работать в паре. | февраль |
13. | Весна | Развивать умение входить в воображаемую ситуацию, искать новые сюжетные линии, новые формы движений. | апрель |
14. | Полет на Луну | Развивать меткость при метании предметов в горизонтальную цель. Закрепить умение прокатывать набивные мячи друг другу. | апрель |
15. | Защитники отечества | Развивать меткость, умение принимать правильное исходное положение при метании правой и левой рукой. | февраль |
Промежуточные результаты освоения в подготовительной группе программы;
Образовательная область «Физическая культура»:
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы в подготовительной к школе группе совпадают с итоговыми результатами освоения Программы.
- Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками».
- Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.
- Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает
элементарные правила здорового образа жизни.
Сферы | Области | Подготовительная группа |
Физическое развитие | Физическая культура |
|
Здоровье |
|
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов освоения программы
В соответствии с образовательной программой ДОУ обследование уровня физической подготовленности детей проводиться два
раза в год: начальное - в сентябре месяце, итоговое в мае месяце. Для детей с низким уровнем развития проводится промежуточное диагностическое обследование в январе месяце, с ними проводится индивидуальная работа на занятиях и в группе. Дети, показавшие высокий уровень физической подготовленности по результатам диагностики зачисляются в спортивный кружок.
Результаты диагностики предоставляются в форме справки на педагогическом часе ДОУ и совещании при заведующем: справка по результатам обследования детей дошкольного возраста с 4-7 лет и справка по результатам обследования детей подготовительных к школе групп.
Обследование проходит по методике: «Двигательная активность ребенка в детском саду» Рунова М.А., 2000
Обследование уровня развития физических качеств:
Тесты для определения скоростных качеств;
Бег на 10м с хода (тест позволяет оценить скоростные качества ребенка и его реакцию).
Бег на 30 м со старта (тестируются скоростные качества).
Тесты для определения скоростно-силовых качеств
Прыжок в длину с места
Бросок набивного мяча весом 1 кг способом из-за головы двумя руками стоя (тестируются уровень физического развития детей, их ориентировочные реакции и координационные способности).
Тесты для определения ловкости и координационных способностей
Челночный бег 3 раза по 10м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки).
Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей).
Подбрасывание и ловля мяча (тест на ловкость и координацию).
Отбивание мяча от пола (тестируется ловкость, скорость реакции, устойчивость позы).
Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).
Тесты для определения силы и силовой выносливости
Подъем из положения лежа на спине (тест для определения силовой выносливости).
Ориентировочные показатели физической подготовленности детей
№ | Наименование показателя | Пол | 5 лет | 6 лет | 7 лет |
1 | Время бега на 10 м с ходу (сек.) | мал. дев. | 2,8 – 2,7 3,0-2,8 | 2,5 – 2,1 2,6-2,2 | 2,3 – 2,0 2,5-2,1 |
2 | Время бега на 30 м со старт (сек.) | мал. дев. | 8,5-8,1 8,5-8,2 | 8,0-6,5 8,1-6,5 | 7,2-6,0 7,2-6,1 |
3 | Время челночного бега (3х10)(сек) | Мал дев. | 12,8-11,1 12,9-11,1 | 11,2-9,9 13,3-10,0 | 9,8-9,5 10,0-9,9 |
4 | Длина прыжка с места ( см) | мал. дев. | 85-130 85-125 | 100-150 90-140 | 130-155 125-150 |
5 | Дальность броска набивного мяча весом 1 кг из – за головы, стоя (см) | мал. дев. | 160-230 150-225 | 175-300 170-280 | 220-350 190-330 |
6 | Подбрасывание и ловля мяча (кол-во) | мал. дев. | 15-25 15-25 | 26-40 26-40 | 45-60 40-55 |
7 | Отбивание мяча от пола (кол-во) | мал. дев. | 5-10 5-10 | 11-20 10-20 | 35-70 35-70 |
8 | Подъем из положения лежа на спине (кол-во) | мал. дев. | 11-17 10-15 | 12-25 11-20 | 15-30 14-28 |
9 | Наклон из положения стоя (см) | мал. дев. | 3-6 6-9 | 4-7 7-10 | 5-8 8-12 |
Оформление результатов проведенной диагностики
№ | Ф.И. ребенка | Прыжки в длину с места | Челночный бег | Подъем из положения лежа | Бросок набивного мяча | Гибкость | Подбрасывание и ловля мяча | Отбивание мяча от пола | Бег * | Уровень | ||||||||
результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень | результат | уровень |
* бег на 30 м со старта проводится с детьми
Литература
1.«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, М. Мозаика-Синтез, 2012г 2. Пензулаевой Л.И «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста 3-7 лет»,М. 2010г.
3. Пензулаевой Л.И. «Физкультурные занятия в детском саду» подготовительная к школе группа. Конспекты занятий.- М.: Мозаика – Синтез, 2014г.
4.Степаненкова Э. Я. «Физическое воспитание в детском саду» М; Мозаика-Синтез, 2009г. Методика физического воспитания. — М., 2005.
5.Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по физической культуре в старшей группе «Снежок – мой дружок»
Интегрированное физкультурное занятие по физической культуре на тему: "Зима"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в старшей группе
Программное содержание: 1. Разучить с детьми поворот по сигналу воспитателя во время ходьбы в колонне по одному. 2. Упражнять в беге с перешагиванием через бруски. 3. Закрепить на...
Индивидуальная образовательная программа по физической культуре для обучающихся специальной медицинской группы
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной группе
Занятие направленно на:а) укрепление здоровья, повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двига...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся профессиональных образовательных учреждений, в зависимости от состояния здоровья, делятся на ...
Индивидуальная образовательная программа по Физической культуре « Школа здоровья»
Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации образовательного процесса является разработка...
Программа социального партнерства в рамках реализации образовательной программы по физической культуре в начальной школе «Партнёрство»
Пояснительная записка.Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества, отражая характерные признаки нашего времени. При этом социальное партнерство ...