Рабочая учебная программа по физической культуре для «пилотных» 5а,5б класса МБОУ «Хову-Аксынская СОШ» на 2012-2013 учебный год
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему

Узун-оол Руслан Валерьевич

Физическая культура

 

 Программа по физической культуре предназначена для 5–6 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в соответствии с объ­емом времени, которое отводится на изучение физической культуры по базисному учебному плану.

Программа содержит следующие разделы:

– пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи обучения по данному предмету;

– общая характеристика курса;

– место в учебном плане;

– требования к результатам обучения;

– основное содержание курса по физической культуре, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам;

– примерное тематическое планирование с описанием ви­дов учебной деятельности и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

– рекомендации по оснащению учебного процесса.

 

Пояснительная записка

        Главной целью изучения физической культуры в 5-6 классах является создание основы   реализации личных и социальных потребностей в сфере физической культуры, характеризующиеся  способностью осуществлять  оптимальный выбор и применение средств физической культуры для расширения двигательных возможностей человека, умения бережно относится  к здоровью, всестороннего психофизического развития, определения эффективных способов организации здорового образа жизни.

Задачи:

1.      укрепление здоровья, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, расширение функциональных возможностей основных систем организма;

2.      развитие основных двигательных способностей, повышение индивидуальной физической подготовленности;

3.      формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей, специально-подготовительной  и коррегирующей направленностью;

4.      воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

5.      освоение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании индивидуального здорового образа жизни, воспитании волевых, нравственных и эстетических качеств личности;

6.      создание представления об основных видах спорта, правилах соревнований, спортивных снарядах и инвентаре, профилактики травматизма;

7.      приобретение первичных умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность, самостоятельно определять содержание и использовать средства физической культуры в условиях учебной деятельности, активного отдыха и досуга.

 

Общая характеристика курса

Курс физической культуры в 5 классах является самостоятельным этапом обучения, связанным, с одной стороны, с предшествующим ему курсом «Физическая культура» в начальной школе, имеющего  общеразвивающую направленность, а, с другой, непосредственно предваряющим дальнейшее углубленное изучение данного курса в 7-11 классах.

Предметом образования в области физической культуры является физкультурная  деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность и индивидуальность в единстве многообразия своих двигательных, психических, личностных и социально-психологических способностей. В соответствии со структурой двигательной деятельности учебный предмет физической культуры строится по трем основным направлениям: знания (информационный компонент деятельности), способы физкультурной  деятельности (операциональный компонент деятельности) и физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности).

Основой образования по физической культуре в школе является формирования самостоятельного и творческого применения полученных знаний и умений в индивидуальной жизнедеятельности учащихся. Разнообразность и разносторонность средств и задач, которые решаются с их помощью, обуславливают сложность структуры и различие форм организации занятий.

Курс предусматривает освоение теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретение умений применять разнообразные средства для осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, достигать соответствующего уровня развития актуальных психофизических способностей. Учащиеся активно вовлекаются в организацию, проведение и контроль различных аспектов двигательной деятельности: судейства игр и соревнований, планирования и проведение комплексов упражнений, управления группой и командой, подготовке мест занятий, обеспечения безопасного выполнения заданий. Обеспечение изучения учебного материала в различных внешних условиях осуществляется за счет проведения занятий  в следующих местах: спортивные  залы, пришкольные спортивные площадки и стадионы, бассейны, занятия в естественных условиях природы.

В отличие от начальной школы, где предметами обучения являлись простые естественные двигательные действия, в 5-6 классах осуществляется начальное разучивание сложных технических и тактических приемов различных видов спорта. В методике обучения, развития и воспитания превалируют методы, активизирующие самостоятельность, сознательность, поисковый характер учебной деятельности.

В 5-6 классах начинается дифференциация учебных заданий с учетом  половых различий учащихся. При соответствующих условиях целесообразно раздельно обучать мальчиков и девочек. 

Для достижения поставленной цели необходимо осуществлять работу в следующих формах организации занятий: уроки физической культуры – планируется и осуществляется преподавателем, внеклассные занятия и физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия – обеспечиваются совместными действиями преподавателя физической культуры с администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения,  физкультурным активом учащихся, родителями и др.

Преподаватель физической культуры, осмысливая содержание программы должен в первую очередь определить материально-технические  и свои индивидуальные  возможности по реализации учебного материала. Важными факторами выбора являются потребности, интересы и уровень подготовленности учащихся, а также, климатические и национальные особенности того региона, в котором находится образовательное учреждение.

Содержание курса «Физическая культура» в 5-6 классах включает начальное изучение «базовых» видов спорта: гимнастики с элементами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр, плавания. Также  в курс включены современные средства физической культуры, входящие в систему фитнеса.

Содержание курса обеспечивает реализацию межпредметных связей в общем образовании учащихся. Изучение курса позволяет на практическом уровне закреплять знания  по естественнонаучным и гуманитарным  дисциплинам и решать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

 

 

 

Место предмета в учебном плане

Данная программа основана на примерном учебном плане, который отводит 204 часов для обязательного изучения предмета «Физическая культура» из расчета 3 часов в неделю. В 5 классе - 102 ч., в 6  классе - 102 ч.

 

Требования к результатам обучения

 

Личностными результатами изучения предмета «Физическая культура» в 5-6 классах являются умения:

- активно поддерживать и расширять мотивацию и познавательный интерес  к физкультурной деятельности;

- определять место и значение физической культуры в целостном мировоззрении человека;

- осуществлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, вне зависимости от его возможностей и особенностей на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

- проявлять дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность в принятии и реализации личностно и социально значимых решений;

- сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими, проявляя положительные качества личности   при решении учебных задач

- демонстрировать чувства и поступки, характеризующие нравственное поведение, реализовывать компетентные решения моральных проблем;

 

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- выбирать направление и вид физкультурной или спортивной деятельности в соответствии   со своими интересами;

- организовывать свой режим жизни для обеспечения занятий физкультурной и спортивной деятельностью;

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности, сохранности мест занятий, оборудования и инвентаря;

-  осуществлять контроль своих действий и действий других людей, определять причины возникновения ошибок и способы их исправления;

- корректировать  свои действия  в соответствии с изменяющимися условиями и обстоятельствами, объективно и спокойно оценивать свои возможности, адекватно реагировать на успех и неудачу;

- анализировать  и излагать в речевом и письменном виде технику выполняемых физических упражнений, конструировать комплексы средств и методических приемов для решения  разнонаправленных задач физической культуры;

- использовать изученные физические упражнения в игровой, соревновательной, рекреативной, оздоровительной деятельности с учетом закономерностей работоспособности организма человека в соответствии с возрастными особенностями.

 

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- раскрывать значение физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья:

- сообщать исторические факты развития физической культуры, характеризовать ее роль в различные периоды жизнедеятельности человека, её связь с трудовой и военной деятельностью;

- определять и  применять количественные и качественные критерии оценивания технической, физической  и функциональной подготовленности;

- характеризовать содержание различных форм занятий физическими  упражнениями, проводить утреннюю и вводную гимнастику, игры на прогулках, комплексы упражнений на уроках физической культуры;

- определять отличительные и общие признаки средств физической культуры, использовать их для обеспечения разнообразного эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, образовательного, тренирующего);

- оценивать текущее состояние организма, контролировать и дозировать нагрузку и отдых:

- обеспечивать технику безопасности  мест занятий физическими упражнениями, применять способы профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи при легких травмах;

- демонстрировать основные технические приемы из базовых видов спорта и современных систем физических упражнений;

- управлять действиями сверстников при выполнении физических упражнений;

- выбирать экипировку, соответствующую характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям и индивидуальным эстетическим представлениям.

 

Содержание курса

 

Содержание

Основные действия учащихся

Знания о физической культуре

Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании.

 

Сбор и воспроизведение  сведений о содержании индивидуальных занятий физическими упражнениями и влиянии их на развитие функций основных систем организма.

Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха.

Описание способов организации и правил  подвижных игр и соревнований, выполнения физических упражнений на прогулках, в семье, пеших туристических походов.

Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование культуры тела, культуры движений, развитие функций систем организма.

 

Составление комплексов упражнений по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).

Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок.

Описание способов контроля физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).

Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями.

Составление комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, содержания занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации, закаливания организма способом обливания.

Правила ведение дневника самонаблюдения.

Ведение дневника самонаблюдения за состоянием здоровья (по показателям самочувствия) и уровнем физического развития и физической подготовленности

История зарождения древних и современных Олимпийских игр. Олимпийское движение в России.

 

Сбор и воспроизведение  сведений по мифам и легендам, выяснение  роли Пьера де Кубертена в  становлении и развитии мирового Олимпийского движения. Сообщение  сведений   о выдающиеся успехах отечественных спортсменов по различным источникам информации

Классификация и техника физических упражнений, значение выбора средств физической культуры для  разнообразного эффекта воздействия на организм человека.

Отбор и описание упражнений по различным признакам и эффекту воздействия (оздоровительному, коррекционному, образовательному, тренирующему)

Физические способности и их связь с физической подготовленностью человек.

 

Описание способов  контрольных измерений уровня проявления основных физических способностей.

Профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи.

Определение ситуаций, требующих применения правил предупреждения травматизма, описание способов оказания первой доврачебной помощи.

Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в физкультурной деятельности.

Описание функций судьи, групповода, капитана команды помощника учителя при организации и проведении упражнений, игр, соревнований.

Способы физкультурной  деятельности

Гимнастика с элементами акробатики

Строевые упражнения

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре; из колонны по два, по четыре, по восемь в колонну по одному в движении; строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

 

 

Различение и выполнение   строевых команд. Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления.

Акробатические упражнения и комбинации

Кувырок вперед и назад в группировке; стойка на лопатках; два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью.

Опорные прыжки – вскок в упор присев, соскок прогнувшись; прыжок ноги  врозь

(козел в ширину).

Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и  количество до 4 элементов. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия. Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.  Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания качества действий.

Упражнения и комбинации на спортивных снарядах

Гимнастическое бревно – девушки: ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами в правую и левую стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); упор присев и полушпагат; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек.

Брусья разной высоты - девушки: наскок в упор прыжком на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев.

Гимнастическая перекладина (низкая и высокая) – юноши: висы согнувшись и прогнувшись; махом одной толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; из седа на бедре соскок поворотом.

Подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.                        

 

 

 

Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и  количество до 4 элементов. Демонстрирование выразительности, красоты движений. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия. Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.  Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания при сочетании количественных и качественных показателей.

Легкоатлетические упражнения

 Старты (высокий, с опорой на одну руку) с последующим ускорением 15-30 м.

Бег: спринтерский до 60 м.; эстафетный; длительный.

Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание»).

Метание малого мяча: на дальность отскока от стены, в коридор в горизонтальную и вертикальную цель.

Броски набивного мяча: двумя руками с места,  то же с шага, снизу вверх на заданную и максимальную высоту; ловля после броска партнера.

 

Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Преодоление с заданной скоростью коротких дистанций. Преодоление дистанций до 1200 м.  Самостоятельное использование легкоатлетических упражнений для обеспечения активизирующего, адаптационного и  тренировочного воздействия на функции систем организма. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей, координации движений. Проявление волевых качеств: настойчивости, упорства, целеустремленности. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях максимальной результативности деятельности, сдача контрольных нормативов. 

Спортивные игры

Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении; ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия свободного нападения; игра по правилам мини-баскетбола

Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; нижняя прямая подача мяча; прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по упрощенным правилам.

Футбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча; удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу); остановка катящегося мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам мини-футбола.

 

Выполнение упражнений с мячом в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Выполнение правил соответствующей спортивной игры. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, командах. Применение технических приемов в простых тактических действиях. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: быстроты, скоростно-силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых и личностных качеств: настойчивости, инициативности, смелости, решительности, сообразительности, находчивости, честности и справедливости. Проявление умения управлять эмоциональным состоянием. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Физическое совершенствование

Развитие координационных способностей

Гимнастика с элементами акробатики

Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; общеразвивающие упражнения с предметами (девушки); упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, стенке; прыжки в глубину; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; прохождение полосы препятствий; комплексы ритмической гимнастики. Легкоатлетические упражнения

Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания различных снарядов из различных и.п. в цел и на дальность (обеими руками).

 Спортивные игры

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом; игра по упрощенным правилам; игры и игровые задания 2:1,3:1, 3:2, 3:3; типы бега с изменением направления и скорости; челночный бег с ведением и без ведения мяча; жонглирование, метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями.

 

 

Применение отбора упражнений с учетом соответствия форме проявления способности и эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, тренирующему). Применение способов  контрольных измерений уровня проявления координационных способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Выполнение действий индивидуально и в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно. Выполнение роли проводящего упражнений, оказание помощи и страховки. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление эмоциональной сдержанности, настойчивости, смелости,  аккуратности, сообразительности. Организация и проведения подвижных игр и соревнований.

Развитие выносливости

Гимнастика с элементами акробатики

Комплексы аэробной и ритмической гимнастики.

Легкоатлетические упражнения

Кросс; бег с препятствиями на местности; минутный бег; эстафеты; круговая тренировка

 Спортивные игры

Эстафеты; подвижные игры с мячом; двусторонняя игра

 

Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя.  Выполнение заданий продолжительностью до 12–15 мин. не снижая эффективности. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия. Применение способов  контрольных измерений уровня проявления выносливости. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности.  Проявление волевых качеств, честности и эмоциональной устойчивости. Составление и проведение простейших комплексов ритмической и аэробной гимнастики. Организация и проведения подвижных игр и соревнований.

Развитие быстроты

Легкоатлетические упражнения

Эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением, с максимальной скоростью.

Спортивные игры

Бег с ускорением, с изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п.; ведение мяча в различных стойках с максимальной частотой движений; подвижные игры и эстафеты с мячом.

 

Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению быстроты. Выполнение заданий за минимальное время (7-10с). Применение способов  контрольных измерений уровня проявления быстроты. Определение по объективным и субъективным  показателям степени восстановления работоспособности. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Организация и проведения подвижных игр, эстафет и соревнований.

Развитие скоростно-силовых способностей

Гимнастика с элементами акробатики Опорные прыжки; прыжки со скакалкой; броски набивного мяча.

Легкоатлетические упражнения

Всевозможные прыжки и многоскоки; метания и броски на дальность и в цель разных снарядов из разных и.п.; толчки и броски набивных мячей.

Спортивные игры

Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками на дальность и в цель.

 

Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя. Выполнение упражнений с отягощениями  до 3 кг. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов  контрольных измерений уровня проявления скоростно-силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно.

Развитие силовых способностей и силовой выносливости

Гимнастика с элементами акробатики Лазание по канату, гимнастической лестнице.

Юноши: общеразвивающие упражнения с набивными мячами, гантелями; висы согнувшись, прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; комплексы атлетической гимнастики.

Девушки: смешанные висы; подтягивание в висе лежа; общеразвивающие упражнения с набивными мячами; комплексы упражнений шейпинга.

 

Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя с учетом возрастных и половых особенностей. Выполнение упражнений с отягощениями  до 3 кг. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Применение способов  контрольных измерений уровня проявления силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Определение по объективным и субъективным  показателям степени восстановления работоспособности. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Отбор и применение упражнений по  эффекту локального воздействия на мышечные группы и режиму работы мышц. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости.

Развитие гибкости

Гимнастика с элементами акробатики Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой; упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке; с предметами; комплексы стретчинга.

Легкоатлетические упражнения

Комплексы специально-развивающих упражнения с большой амплитудой

 

Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению гибкости. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов  контрольных измерений уровня проявления гибкости. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление терпеливости и настойчивости, эмоциональной устойчивости. Использование инвентаря и снарядов, помощи партнера для достижения максимального результата при выполнении упражнений, осуществление доверительного  взаимодействия  с партерами. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата.

Формирование правильной осанки и телосложения (для всех видов программного материала)

Упражнения на формирование навыка правильной осанки без предметов и с предметами; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышечных групп, обеспечивающих поддержание положения правильной осанки; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц, обеспечивающих профилактику плоскостопия, развития равновесия; упражнения на напряжение и расслабление мышц; игры с использование гимнастических и акробатических упражнений; комплексы стретчинга, шейпинга.

 

Определение индивидуальных особенностей осанки и телосложения, понимание специфики влияния упражнений на процессы, происходящие в организме. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Выполнение изученных действий индивидуально и в группах. Применение способов  контрольных измерений положения осанки, состояния свода стопы и особенностей телосложения. Фиксирование результатов и определение динамики изменений состояния. Составление и проведение простейших комплексов оздоровительной гимнастики и стретчинга. Организация и проведения подвижных игр.

Совершенствование адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды

Упражнения с разным типом дыхания в разных положениях; упражнения в воде, на открытом воздухе, в различных погодных и температурных  условиях; комплексы утренней гимнастики и физкультпауз; приемы самомассажа, закаливания способом обливания; релаксационные упражнения; игры на прогулках; пешие походы; комплексы упражнений из ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

 

Проведение комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом,  лыжной подготовкой, купание,  простейшие способы и приемы самомассажа и релаксации, закаливающих водных и воздушных процедур, дыхательной гимнастики. Консультирование с врачом по содержанию и дозированию упражнений лечебного и оздоровительного воздействия. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия. Использование формы одежды, соответствующей индивидуальным особенностям, характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fk_5a5b.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Рассмотрено на заседании ШМО                                   Утверждено экспертной группой

Руководитель ШМО  Узун-оол Е.Ч.                               школы______________

От______________________                                           Приказ от____________________      

Согласовано экспертной

группой Управления образованием

От______________________

                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Рабочая учебная программа по физической культуре

для «пилотных» 5а,5б класса МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

на 2012-2013 учебный год.

                       

                                                                                                               

                                                                                                                                                             

                                                                            Разработал:  Узун-оол Е.Ч.

                                                                                 учитель физической культуры

2012-2013 учебный год.

Физическая культура

 Программа по физической культуре предназначена для 56 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение физической культуры по базисному учебному плану.

Программа содержит следующие разделы:

– пояснительная записка, в которой определяются цели и задачи обучения по данному предмету;

– общая характеристика курса;

– место в учебном плане;

– требования к результатам обучения;

– основное содержание курса по физической культуре, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам;

– примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала;

– рекомендации по оснащению учебного процесса.

Пояснительная записка

                Главной целью изучения физической культуры в 5-6 классах является создание основы   реализации личных и социальных потребностей в сфере физической культуры, характеризующиеся  способностью осуществлять  оптимальный выбор и применение средств физической культуры для расширения двигательных возможностей человека, умения бережно относится  к здоровью, всестороннего психофизического развития, определения эффективных способов организации здорового образа жизни.

Задачи:

  1. укрепление здоровья, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, расширение функциональных возможностей основных систем организма;
  2. развитие основных двигательных способностей, повышение индивидуальной физической подготовленности;
  3. формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей, специально-подготовительной  и коррегирующей направленностью;
  4. воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;
  5. освоение знаний о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании индивидуального здорового образа жизни, воспитании волевых, нравственных и эстетических качеств личности;
  6. создание представления об основных видах спорта, правилах соревнований, спортивных снарядах и инвентаре, профилактики травматизма;
  7. приобретение первичных умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность, самостоятельно определять содержание и использовать средства физической культуры в условиях учебной деятельности, активного отдыха и досуга.

Общая характеристика курса

Курс физической культуры в 5 классах является самостоятельным этапом обучения, связанным, с одной стороны, с предшествующим ему курсом «Физическая культура» в начальной школе, имеющего  общеразвивающую направленность, а, с другой, непосредственно предваряющим дальнейшее углубленное изучение данного курса в 7-11 классах.

Предметом образования в области физической культуры является физкультурная  деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность и индивидуальность в единстве многообразия своих двигательных, психических, личностных и социально-психологических способностей. В соответствии со структурой двигательной деятельности учебный предмет физической культуры строится по трем основным направлениям: знания (информационный компонент деятельности), способы физкультурной  деятельности (операциональный компонент деятельности) и физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности).

Основой образования по физической культуре в школе является формирования самостоятельного и творческого применения полученных знаний и умений в индивидуальной жизнедеятельности учащихся. Разнообразность и разносторонность средств и задач, которые решаются с их помощью, обуславливают сложность структуры и различие форм организации занятий.

Курс предусматривает освоение теоретических и методических знаний в области физической культуры, приобретение умений применять разнообразные средства для осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, достигать соответствующего уровня развития актуальных психофизических способностей. Учащиеся активно вовлекаются в организацию, проведение и контроль различных аспектов двигательной деятельности: судейства игр и соревнований, планирования и проведение комплексов упражнений, управления группой и командой, подготовке мест занятий, обеспечения безопасного выполнения заданий. Обеспечение изучения учебного материала в различных внешних условиях осуществляется за счет проведения занятий  в следующих местах: спортивные  залы, пришкольные спортивные площадки и стадионы, бассейны, занятия в естественных условиях природы.

В отличие от начальной школы, где предметами обучения являлись простые естественные двигательные действия, в 5-6 классах осуществляется начальное разучивание сложных технических и тактических приемов различных видов спорта. В методике обучения, развития и воспитания превалируют методы, активизирующие самостоятельность, сознательность, поисковый характер учебной деятельности.

В 5-6 классах начинается дифференциация учебных заданий с учетом  половых различий учащихся. При соответствующих условиях целесообразно раздельно обучать мальчиков и девочек.  

Для достижения поставленной цели необходимо осуществлять работу в следующих формах организации занятий: уроки физической культуры – планируется и осуществляется преподавателем, внеклассные занятия и физкультурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия – обеспечиваются совместными действиями преподавателя физической культуры с администрацией и педагогическим коллективом образовательного учреждения,  физкультурным активом учащихся, родителями и др.

Преподаватель физической культуры, осмысливая содержание программы должен в первую очередь определить материально-технические  и свои индивидуальные  возможности по реализации учебного материала. Важными факторами выбора являются потребности, интересы и уровень подготовленности учащихся, а также, климатические и национальные особенности того региона, в котором находится образовательное учреждение.

Содержание курса «Физическая культура» в 5-6 классах включает начальное изучение «базовых» видов спорта: гимнастики с элементами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр, плавания. Также  в курс включены современные средства физической культуры, входящие в систему фитнеса.

Содержание курса обеспечивает реализацию межпредметных связей в общем образовании учащихся. Изучение курса позволяет на практическом уровне закреплять знания  по естественнонаучным и гуманитарным  дисциплинам и решать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.

Место предмета в учебном плане

Данная программа основана на примерном учебном плане, который отводит 204 часов для обязательного изучения предмета «Физическая культура» из расчета 3 часов в неделю. В 5 классе - 102 ч., в 6  классе - 102 ч.

Требования к результатам обучения

Личностными результатами изучения предмета «Физическая культура» в 5-6 классах являются умения:

- активно поддерживать и расширять мотивацию и познавательный интерес  к физкультурной деятельности;

- определять место и значение физической культуры в целостном мировоззрении человека;

- осуществлять осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, вне зависимости от его возможностей и особенностей на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

- проявлять дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность и ответственность в принятии и реализации личностно и социально значимых решений;

- сотрудничать со сверстниками, старшими и младшими, проявляя положительные качества личности   при решении учебных задач

- демонстрировать чувства и поступки, характеризующие нравственное поведение, реализовывать компетентные решения моральных проблем;

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- выбирать направление и вид физкультурной или спортивной деятельности в соответствии   со своими интересами;

- организовывать свой режим жизни для обеспечения занятий физкультурной и спортивной деятельностью;

- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований её безопасности, сохранности мест занятий, оборудования и инвентаря;

-  осуществлять контроль своих действий и действий других людей, определять причины возникновения ошибок и способы их исправления;

- корректировать  свои действия  в соответствии с изменяющимися условиями и обстоятельствами, объективно и спокойно оценивать свои возможности, адекватно реагировать на успех и неудачу;

- анализировать  и излагать в речевом и письменном виде технику выполняемых физических упражнений, конструировать комплексы средств и методических приемов для решения  разнонаправленных задач физической культуры;

- использовать изученные физические упражнения в игровой, соревновательной, рекреативной, оздоровительной деятельности с учетом закономерностей работоспособности организма человека в соответствии с возрастными особенностями.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

- раскрывать значение физической культуры в формировании здорового образа жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья:

- сообщать исторические факты развития физической культуры, характеризовать ее роль в различные периоды жизнедеятельности человека, её связь с трудовой и военной деятельностью;

- определять и  применять количественные и качественные критерии оценивания технической, физической  и функциональной подготовленности;

- характеризовать содержание различных форм занятий физическими  упражнениями, проводить утреннюю и вводную гимнастику, игры на прогулках, комплексы упражнений на уроках физической культуры;

- определять отличительные и общие признаки средств физической культуры, использовать их для обеспечения разнообразного эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, образовательного, тренирующего);

- оценивать текущее состояние организма, контролировать и дозировать нагрузку и отдых:

- обеспечивать технику безопасности  мест занятий физическими упражнениями, применять способы профилактики травматизма и оказания первой доврачебной помощи при легких травмах;

- демонстрировать основные технические приемы из базовых видов спорта и современных систем физических упражнений;

- управлять действиями сверстников при выполнении физических упражнений;

- выбирать экипировку, соответствующую характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям и индивидуальным эстетическим представлениям.

Содержание курса

Содержание

Основные действия учащихся

Знания о физической культуре

Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании.

Сбор и воспроизведение  сведений о содержании индивидуальных занятий физическими упражнениями и влиянии их на развитие функций основных систем организма.

Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха.

Описание способов организации и правил  подвижных игр и соревнований, выполнения физических упражнений на прогулках, в семье, пеших туристических походов.

Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания, направленно воздействующих на формирование культуры тела, культуры движений, развитие функций систем организма.

Составление комплексов упражнений по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).

Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок.

Описание способов контроля физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).

Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями.

Составление комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, содержания занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации, закаливания организма способом обливания.

Правила ведение дневника самонаблюдения.

Ведение дневника самонаблюдения за состоянием здоровья (по показателям самочувствия) и уровнем физического развития и физической подготовленности

История зарождения древних и современных Олимпийских игр. Олимпийское движение в России.

Сбор и воспроизведение  сведений по мифам и легендам, выяснение  роли Пьера де Кубертена в  становлении и развитии мирового Олимпийского движения. Сообщение  сведений   о выдающиеся успехах отечественных спортсменов по различным источникам информации

Классификация и техника физических упражнений, значение выбора средств физической культуры для  разнообразного эффекта воздействия на организм человека.

Отбор и описание упражнений по различным признакам и эффекту воздействия (оздоровительному, коррекционному, образовательному, тренирующему)

Физические способности и их связь с физической подготовленностью человек.

Описание способов  контрольных измерений уровня проявления основных физических способностей.

Профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи.

Определение ситуаций, требующих применения правил предупреждения травматизма, описание способов оказания первой доврачебной помощи.

Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в физкультурной деятельности.

Описание функций судьи, групповода, капитана команды помощника учителя при организации и проведении упражнений, игр, соревнований.

Способы физкультурной  деятельности

Гимнастика с элементами акробатики

Строевые упражнения

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре; из колонны по два, по четыре, по восемь в колонну по одному в движении; строевой шаг, размыкание и смыкание на месте.

Различение и выполнение   строевых команд. Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления.

Акробатические упражнения и комбинации 

Кувырок вперед и назад в группировке; стойка на лопатках; два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью.

Опорные прыжки – вскок в упор присев, соскок прогнувшись; прыжок ноги  врозь

(козел в ширину).

Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и  количество до 4 элементов. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия. Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.  Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания качества действий.

Упражнения и комбинации на спортивных снарядах

Гимнастическое бревно – девушки: ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами в правую и левую стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); упор присев и полушпагат; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек.

Брусья разной высоты - девушки: наскок в упор прыжком на нижнюю жердь; соскок с поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев.

Гимнастическая перекладина (низкая и высокая) – юноши: висы согнувшись и прогнувшись; махом одной толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; из седа на бедре соскок поворотом.

Подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.                        

Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Выполнение упражнений в различных связках и несложных комбинациях, варьируя их последовательность и  количество до 4 элементов. Демонстрирование выразительности, красоты движений. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности, оказание взаимной страховки и помощи. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых качеств: смелости, решительности, трудолюбия. Использование формы одежды, соответствующей характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.  Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях проверки и оценивания при сочетании количественных и качественных показателей.

Легкоатлетические упражнения

 Старты (высокий, с опорой на одну руку) с последующим ускорением 15-30 м.

Бег: спринтерский до 60 м.; эстафетный; длительный.

Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги», в высоту с разбега способом «перешагивание»).

Метание малого мяча: на дальность отскока от стены, в коридор в горизонтальную и вертикальную цель.

Броски набивного мяча: двумя руками с места,  то же с шага, снизу вверх на заданную и максимальную высоту; ловля после броска партнера.

Выполнение упражнений в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Преодоление с заданной скоростью коротких дистанций. Преодоление дистанций до 1200 м.  Самостоятельное использование легкоатлетических упражнений для обеспечения активизирующего, адаптационного и  тренировочного воздействия на функции систем организма. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей, координации движений. Проявление волевых качеств: настойчивости, упорства, целеустремленности. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях максимальной результативности деятельности, сдача контрольных нормативов.  

Спортивные игры 

Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении; ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия свободного нападения; игра по правилам мини-баскетбола

Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; нижняя прямая подача мяча; прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по упрощенным правилам.

Футбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча; удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу); остановка катящегося мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам мини-футбола.

Выполнение упражнений с мячом в соответствии с техническими требованиями, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Выполнение правил соответствующей спортивной игры. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, командах. Применение технических приемов в простых тактических действиях. Определение значения выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: быстроты, скоростно-силовой выносливости, координации движений. Проявление волевых и личностных качеств: настойчивости, инициативности, смелости, решительности, сообразительности, находчивости, честности и справедливости. Проявление умения управлять эмоциональным состоянием. Демонстрирование умения выполнять изученные упражнения в условиях игровой и соревновательной деятельности.

Физическое совершенствование

Развитие координационных способностей

Гимнастика с элементами акробатики

Общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; общеразвивающие упражнения с предметами (девушки); упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, стенке; прыжки в глубину; эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря; прохождение полосы препятствий; комплексы ритмической гимнастики. Легкоатлетические упражнения

Бег с преодолением препятствий и на местности; бег с изменением направления и скорости, способа перемещения; прыжки через препятствия на точность приземления и в зоны; метания различных снарядов из различных и.п. в цел и на дальность (обеими руками).

 Спортивные игры 

Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом; игра по упрощенным правилам; игры и игровые задания 2:1,3:1, 3:2, 3:3; типы бега с изменением направления и скорости; челночный бег с ведением и без ведения мяча; жонглирование, метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями.

Применение отбора упражнений с учетом соответствия форме проявления способности и эффекта воздействия (оздоровительного, коррекционного, тренирующему). Применение способов  контрольных измерений уровня проявления координационных способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Выполнение действий индивидуально и в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно. Выполнение роли проводящего упражнений, оказание помощи и страховки. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление эмоциональной сдержанности, настойчивости, смелости,  аккуратности, сообразительности. Организация и проведения подвижных игр и соревнований.

Развитие выносливости

Гимнастика с элементами акробатики

Комплексы аэробной и ритмической гимнастики.

Легкоатлетические упражнения

Кросс; бег с препятствиями на местности; минутный бег; эстафеты; круговая тренировка

 Спортивные игры 

Эстафеты; подвижные игры с мячом; двусторонняя игра

 

Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя.  Выполнение заданий продолжительностью до 12–15 мин. не снижая эффективности. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия. Применение способов  контрольных измерений уровня проявления выносливости. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности.  Проявление волевых качеств, честности и эмоциональной устойчивости. Составление и проведение простейших комплексов ритмической и аэробной гимнастики. Организация и проведения подвижных игр и соревнований.

Развитие быстроты

Легкоатлетические упражнения

Эстафеты; старты из различных положений; бег с ускорением, с максимальной скоростью.

Спортивные игры 

Бег с ускорением, с изменением направления, темпа, ритма, из различных и.п.; ведение мяча в различных стойках с максимальной частотой движений; подвижные игры и эстафеты с мячом.

Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению быстроты. Выполнение заданий за минимальное время (7-10с). Применение способов  контрольных измерений уровня проявления быстроты. Определение по объективным и субъективным  показателям степени восстановления работоспособности. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Организация и проведения подвижных игр, эстафет и соревнований.

Развитие скоростно-силовых способностей

Гимнастика с элементами акробатики Опорные прыжки; прыжки со скакалкой; броски набивного мяча.

Легкоатлетические упражнения

Всевозможные прыжки и многоскоки; метания и броски на дальность и в цель разных снарядов из разных и.п.; толчки и броски набивных мячей.

Спортивные игры 

Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками на дальность и в цель.

Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя. Выполнение упражнений с отягощениями  до 3 кг. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов  контрольных измерений уровня проявления скоростно-силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Выполнение изученных действий индивидуально, в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно.

Развитие силовых способностей и силовой выносливости

Гимнастика с элементами акробатики Лазание по канату, гимнастической лестнице.

Юноши: общеразвивающие упражнения с набивными мячами, гантелями; висы согнувшись, прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе; комплексы атлетической гимнастики.

Девушки: смешанные висы; подтягивание в висе лежа; общеразвивающие упражнения с набивными мячами; комплексы упражнений шейпинга.

Определение индивидуальных особенностей физического развития, двигательной и функциональной подготовленности, понимание специфики влияния упражнений на организм исполнителя с учетом возрастных и половых особенностей. Выполнение упражнений с отягощениями  до 3 кг. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Применение способов  контрольных измерений уровня проявления силовых способностей. Фиксирование результатов и определение динамики развития способностей. Определение по объективным и субъективным  показателям степени восстановления работоспособности. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Отбор и применение упражнений по  эффекту локального воздействия на мышечные группы и режиму работы мышц. Проявление волевых качеств и эмоциональной устойчивости.

Развитие гибкости

Гимнастика с элементами акробатики Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой; упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке; с предметами; комплексы стретчинга.

Легкоатлетические упражнения

Комплексы специально-развивающих упражнения с большой амплитудой

Определение уровня индивидуальных возможностей к проявлению гибкости. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности. Применение способов  контрольных измерений уровня проявления гибкости. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности. Проявление терпеливости и настойчивости, эмоциональной устойчивости. Использование инвентаря и снарядов, помощи партнера для достижения максимального результата при выполнении упражнений, осуществление доверительного  взаимодействия  с партерами. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние опорно-двигательного аппарата.

Формирование правильной осанки и телосложения (для всех видов программного материала)

Упражнения на формирование навыка правильной осанки без предметов и с предметами; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышечных групп, обеспечивающих поддержание положения правильной осанки; упражнения для развития силы и силовой выносливости мышц, обеспечивающих профилактику плоскостопия, развития равновесия; упражнения на напряжение и расслабление мышц; игры с использование гимнастических и акробатических упражнений; комплексы стретчинга, шейпинга.

Определение индивидуальных особенностей осанки и телосложения, понимание специфики влияния упражнений на процессы, происходящие в организме. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями. Выполнение изученных действий индивидуально и в группах. Применение способов  контрольных измерений положения осанки, состояния свода стопы и особенностей телосложения. Фиксирование результатов и определение динамики изменений состояния. Составление и проведение простейших комплексов оздоровительной гимнастики и стретчинга. Организация и проведения подвижных игр.

Совершенствование адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды

Упражнения с разным типом дыхания в разных положениях; упражнения в воде, на открытом воздухе, в различных погодных и температурных  условиях; комплексы утренней гимнастики и физкультпауз; приемы самомассажа, закаливания способом обливания; релаксационные упражнения; игры на прогулках; пешие походы; комплексы упражнений из ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.

Проведение комплексов утренней гимнастики и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом,  лыжной подготовкой, купание,  простейшие способы и приемы самомассажа и релаксации, закаливающих водных и воздушных процедур, дыхательной гимнастики. Консультирование с врачом по содержанию и дозированию упражнений лечебного и оздоровительного воздействия. Определение соответствия степени воздействия нагрузки на функциональное состояние систем и органов, регулирования показателей нагрузки в соответствии с уровнем работоспособности, оперативного состояния и самочувствия. Использование формы одежды, соответствующей индивидуальным особенностям, характеру двигательной деятельности, условиям занятий, гигиеническим требованиям.

 Тематическое планирование

5 класс, 102 ч.

Содержание, часы

Деятельность учащихся

Результаты учебной деятельности

Легкая атлетика, 27 ч.

Старты

Высокий старт с ускорением до 10–15 м, старт с опорой на одну руку.

Челночный бег.

Развитие быстроты реакции и  координации движений.

Знание истории развития легкой атлетики, выдающихся спортсменов, рекордные результаты в различных дисциплинах. Умение описывать е и выполнять  технические требований, выявлять  и исправлять типичные ошибки.

Спринтерский,  эстафетный бег

Бег с ускорением 30–40 м, скоростной бег до 40 м, бег на результат 60 м. Встречная эстафета, специальные беговые упражнения.

Развитие быстроты и скоростно-силовых способностей.  

Выполнение заданий за минимальное время. Проявление максимального темпа движений. Умение организовывать  и проводить  эстафеты. Соблюдение правил безопасного поведения. Проявление целеустремленности. Сдача контрольных нормативов. Участие в соревнованиях.

Длительный бег

Преодоление дистанций до 1000 м, бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин.

Бег с препятствиями.

Развитие выносливости, адаптационных возможностей организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Знание сущности оздоровительного и тренировочного эффекта бега. Определение значения выполняемых упражнений. Проявление настойчивости, и упорства. Выполнение заданий до конца, преодолевая утомление. Уметь определять ЧСС, знать ее показатели при различной мощности работы. Фиксирование результатов и определение динамики развития способности.

Прыжки

В длину с разбега способом «согнув ноги» с 7-9 шагов разбега, в высоту способом «перешагивание» с 3-5 шагов разбега, всевозможные прыжки и многоскоки, эстафеты и подвижные игры. Развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Описание и выполнение технических требований, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Соблюдение правил поведения. Применение способов  контрольных измерений. Организация и проведения подвижных игр и соревнований.

Метания

Малого мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность и заданное расстояние, в  коридор 5-6 м, в коридор в горизонтальную и вертикальную цель (1×1 м) с расстояния 6-8 м, с 4-5 бросковых шагов.

Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, стоя грудью и боком по направлению броска с места,  то же с шага, снизу вверх на заданную и максимальную высоту; ловля набивного мяча после броска партнера вверх, с хлопком ладонями после приседания. Развитие скоростно-силовых и координационных способностей.

Знание правил поведения и безопасности. Описание и выполнение технических требований, выявление типичных ошибок и нахождение способов их исправления. Точное соблюдение количественных и качественных показателей в соответствии с предъявляемыми требованиями Проявление скоростно-силовых и координационных способностей. Применение способов  контрольных измерений. Сдача контрольных нормативов. Выполнение действий индивидуально и в парах.

Гимнастика с элементами акробатики, 20 ч.

Строевые упражнения

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному сведением и слиянием, по восемь в движении. Развитие координационных способностей.

Точное и своевременное выполнение строевых команд. Выполнение упражнений в соответствии с заданными параметрами. Взаимодействие в группе. Использование соответствующей формы одежды и обуви.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)  без предметов

Сочетания различных положений рук, ног, туловища. Сочетания движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, приседаниями, поворотами. Простые связки. ОРУ в парах. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. Прохождение полосы препятствий. Комплексы ритмической гимнастики, шейпинга.  Развитие гибкости и координационных способностей, формирование правильной осанки и телосложения.

Знание истории развития гимнастики, выдающихся спортсменов, олимпийские дисциплины в гимнастике. Умение отбирать и описывать (в письменной и устной форме) упражнений с учетом соответствия форме проявления координационных способностей. Выполнение действий индивидуально и в группах, под руководством товарищей по классу и самостоятельно. Выполнение роли проводящего упражнений. Соблюдение правил поведения, личной гигиены и безопасности.

Общеразвивающие упражнения  с  предметами

Юноши: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3 кг).

Девушки: с обручами, большим мячом, палками. Комплексы атлетической гимнастики. Развитие мышечной силы, гибкости и координационных способностей.

Акробатические упражнения и комбинации

Кувырок вперед  и назад в группировке; стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев; кувырок назад в упор присев; кувырок вперед с последующим прыжком вверх и мягким приземлением; кувырок вперед в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев; мост из положения стоя с помощью.

Опорные прыжки: вскок в упор присев, соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см). Прыжки в глубину. Комплексы упражнений шейпинга,

атлетической гимнастики. Развитие гибкости, мышечной силы, силовой выносливости, координации движений, формирование правильной осанки и телосложения.

Знание названий упражнений и снарядов, гимнастической терминологии. Умение описывать  и выполнять  упражнения в соответствии с техническими требованиями, исправлять типичные ошибки. Умение выполнять упражнения в различных связках. Соблюдение правил поведения, безопасности. Умение оказывать  страховку и помощь. Уметь определять значение выполняемых упражнений для развития психофизических способностей: Смело и  решительно выполнять трудные упражнения. Умение подбирать правильную форму одежды. Участие в показательных выступлениях.

Выразительность, красота движений. Умение объяснить практическое значение упражнений. Умение демонстрировать высокое качество действий в условиях высокого напряжения сил. Умение выполнять обязанности командира отделения. Умение устанавливать и убирать снаряды и инвентарь.

Упражнения и комбинации на спортивных снарядах

Гимнастическое бревно – девушки: ходьба с различной амплитудой движений; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); упор присев; соскок прогнувшись толчком ног из стойки поперек.

Брусья разной высоты - девушки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа.

Гимнастическая перекладина (низкая) – юноши: висы согнувшись и прогнувшись. Гимнастическая перекладина (высокая) – юноши: подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе.

Лазание по канату в два приема, лазание по гимнастической лестнице. Развитие силовых, координационных способностей, гибкости.

Спортивные игры, 24 ч.

Баскетбол

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.  

Ловля и передача мяча двумя руками. От груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения и ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,6 м.

Вырывание и выбивание мяча.

Комбинации из освоенных элементов.

Тактика игры: свободное нападение, позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков, нападение быстрым прорывом (1:0), взаимодействие двух игроков «отдай и выйди».

Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Знание истории развития одной спортивной игры, успехов российских спортсменов в мировом и олимпийском движении. Знание и применение терминологии, правил и организации спортивной игры, особенностей инвентаря и оборудования. Соблюдение правил поведения и безопасности, профилактики травматизма. Умение провести подвижную игру. Умение подобрать членов команды для обеспечения равных возможностей с соперником. Умение проявлять эмоциональную сдержанность, уважение к сопернику, партнеру по команде различного пола и подготовленности. Участие в товарищеских играх и соревнованиях.

Волейбол

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба и бег с заданием (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.).

Передача мяча двумя руками на месте и после перемещений вперед. Передачи мяча над собой и через сетку.

Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки.

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.

Комбинации из освоенных элементов.

Позиционное нападение без изменения позиций игроков.

Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игровые задания с ограниченным количеством игроков (2:2, 3:2, 3:3).

Футбол

Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений.

Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары по воротам на точность попадания мячом в цель.

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой.

Ведение мяча по прямой, с изменением направления и скорости без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой.

Вырывание и выбивание мяча.

Игра вратаря.

Комбинации из освоенных

 элементов.

Тактика игры: свободное нападение. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.

Игра по упрощенным правилам на площадках разного размера.

Для всех видов спортивных игр

Челночный бег с ведением и без ведения мяча; жонглирование, метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями.

Челночный бег с ведением и без ведения мяча; жонглирование, метания в цель различными мячами; упражнения на быстроту и точность реакции; упражнения с мячом в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями.

Эстафеты,  подвижные игры с мячом, двусторонняя игра до 12 мин.

Развитие скоростных и координационных способностей, выносливости, формирование правильной осанки и телосложения.

*При наличии материально-технических и климатических условий, если их нет, часы пропорционально распределяются по другим видам учебного материала.

Рекомендации по оснащению учебного процесса

Для проведения занятий по физической культуре в 5 классах необходимы:

  1. Спортивные сооружения: спортивный зал с разметкой игровых площадок, пришкольная спортивная площадка или стадион, бассейн, зал для занятий ЛФК, при возможности – место для занятий в естественных условиях природы.
  2. Спортивное оборудование: баскетбольные щиты, волейбольная сетка, футбольные ворота.
  3. Спортивные и гимнастические снаряды: гимнастическое бревно, высокая и низкая перекладины, брусья разной высоты, канат для лазания, гимнастический козел, конь, гимнастические скамейки (жесткие, длиной 4 м) и стенки, подкидной мостик.
  4. Спортивный и гимнастический  инвентарь: волейбольные, баскетбольные, футбольные, малые и набивные (от 1 до 3 кг) мячи, лыжный инвентарь (лыжи, палки, ботинки), плавсредства, гимнастические палки, скакалки,  обручи разного диаметра, гантели.
  5. Инвентарь для обеспечения безопасности, самоконтроля и личной гигиены: гимнастические маты, зеркала, яма с песком, душ.
  6. Инвентарь для сигнализации и регулирования параметров выполнения упражнений: стойки и планка для прыжков в высоту, фишки, средства для воспроизведения музыкального сопровождения.
  7. Инвентарь для фиксирования результатов выполнения упражнений: секундомер, рулетка измерительная.
  8. Учебники.
  9. Справочные издания.
  10. Сайты поддержки.

Методические пособия для учителя включают: программно-нормативные документы, тематическое планирование, методические пособия и рекомендации по изучению отдельных вопросов.

Планируемые результаты  изучения учебного предмета, курса.

          Для общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС, в данном разделе указываются результаты реализации предмета «Физическая культура», выраженные в знаниях, умениях выпускников и их способности использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Для общеобразовательных учреждений, реализующих ФГОС, указываются личностные, метапредметные и предметные итоговые результаты, которые будут демонстрировать обучающиеся при завершении обучения по программе предмета «Физическая культура».

В данном разделе в требованиях, предъявляемых к результатам реализации предмета «Физическая культура», уровню подготовки обучающихся, особое внимание должно быть направлено на содержательный контроль и оценку достижений обучающихся с учетом их физиологических и возрастных особенностей, а не на нормативы по физической культуре.

Учитель физической культуры в условиях реализации ФГОС осуществляет оценку качества образовательной деятельности обучающихся как системный процесс, включающий следующие компоненты:

определение объема теоретических знаний в структуре информационной компетентности (количество вопросов контролирующих заданий, система их оценивания);

определение объема и качественных характеристик практических действий, видов деятельности (коммуникативная, игровая, учебная, контрольно-оценочная, тренировочная и др.), реализующих освоенные знания;

обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения учебного предмета, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;

обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения учебного предмета;

оценка готовности реализовывать способы физкультурной деятельности, степени освоенности (самостоятельности), систематичности;

определение предпочтительных качеств и способностей, например, динамики развития объема и степени сформированности двигательных умений и навыков, динамики показателей физической подготовленности и др., при этом учитываются индивидуальные первичные результаты;

оценка степени направленности личности на физическое совершенство, формирование готовности к коррекционной и развивающей деятельности в различных видах двигательной активности;

определение требований, позволяющих оценивать освоение обучающимся дополнительных технических элементов, вариативных способов двигательной деятельности, основ техники, избранных видов спорта и т.д.;

оценка сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой. Данные критерии выстраиваются в логике преемственного развития (от 1 до 11 класса), от элемента действия к целостному действию и от него - к мотивированной, относительно самостоятельной деятельности.

В разделе могут быть представлены диагностические материалы для организации текущего и промежуточного контроля и определения интереса у обучающихся к уроку физической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2012/2013 учебный год ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Рабочая программа по физической культуре для 1-4 классов разработана на основе:«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.З...

Рабочая учебная программа по физической культуре на 2012-2013 уч.г. для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов. Автор: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова "Учитель", Волгоград 2011....

Рабочая учебная программа по физической культуре на 2012-2013 уч.г. для учащихся 10-11 классов

Рабочая программа разработана на основе программ для общеобразовательных учреждений по физической культуре для 1-11 классов. Автор: А.Н. Каинов, к.п.н. Г.И. Курьерова "Учитель", Волгоград 2011....

ПЛАН- ГРАФИК прохождения учебной программы по физической культуре с учащимися 5 класса на 2012 – 2013 учебный год.

ПЛАН- ГРАФИКпрохождения учебной программы по физической культурес учащимися 5 класса на 2012 – 2013 учебный год....

учебная программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений VIII вида

В программу входит: пояснительная записка, учебные нормативы, распределение учебного времени на различные виды программы, компоненты УМК, тематическое планирование, программный материал, поурочное пла...

Пояснительная записка к рабочей образовательной программе по физической культуре для учащихся 1-4 классов

Пояснительная записка   к рабочей образовательной программе по физической культуредля учащихся 1-4 классов...

Рабочая программа по учебному предмету «Физкультура» предметная область «Физическая культура» для 8е/9г/10б класса с легкой умственной отсталостью на 2020-2021 учебный год

Содержание1.Паспорт рабочей программы2.Введение3.Пояснительная записка4.Требования ЗУН5.Содержание рабочей программы6.Учебно-тематическое планирование7.Перечень материально-технического обеспечения8. ...