РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГАНДБОЛ
рабочая программа по физкультуре на тему

Программа предназначена для ДЮСШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_gandbol.doc667 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа «Родина»

станица Бесскорбная

          УТВЕРЖДЕНА

решением педагогического совета МОБУДОД ДЮСШ «Родина»

протокол от 01.09.2012 г. № 1

Директор ________М. Х. Тамазов

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ГАНДБОЛ

ВИД ПРОГРАММЫ - МОДИФИЦИРОВАННЫЙ

E:\фотки\1999-2000 г\IMG_1450.JPG

Составитель:

Серёгин М. В. – тренер-преподаватель МОБУДОД ДЮСШ «Родина»

ст. Бесскорбная, 2012 г.

Пояснительная записка.

          Программа разработана на основе директивных и нормативных документов, регламентирующих работу спортивных школ, в соответствии с Законом Российской Федерации « Об образовании , Федеральном законе от 13.01.96 № 12-ФЗ и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, а также использовались «Гандбол. Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва» /Игнатьева В.Я.,  Максимов В.С.,  Петрачева И.В. – М.; Советский спорт, 2004., «Гандбол. Примерная программа для спортивно-оздоровительных групп ДЮСШ»/ Тхорев В. И., Максимов В. С., Анисимова Н. Ю., Проскура А. В., Патокова Е. С. – М.: Еврошкола, 2012.

          Программа предназначена для тренеров – преподавателей, педагогов и руководителей дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности и является основным государственным документом, регламентирующим учебно-тренировочную и воспитательную работу. Она раскрывает весь комплекс параметров обучения и тренировки в спортивной школе.

           Подготовка гандболистов от новичка до спортсмена высокого класса представляет собой единую систему, все составные части которой взаимосвязаны и обусловлены достижением главной цели, которая заключается в подготовке гандболистов высокой квалификации.

            При системном подходе процесс подготовки рассматривается в многолетнем аспекте с учётом единства тренировки, соревнований и усиливающих их эффект восстановительных воздействий.

           Основными задачами поэтапной спортивной подготовки является следующие :

  - привлечение максимального количества детей и подростков к систематическим занятиям спортом;

  - обеспечение всестороннего физического развития и укрепления здоровья;

  - воспитания волевых, морально стойких граждан страны;

  - подготовка спортсменов высокой квалификации – резерва в сборные команды России.

           Программа содержит разделы, в которых освещен материал по видам подготовки (теоретической, физической, технической, тактической, игровой, психологической), средства и формы подготовки, система контрольных нормативов и упражнений, восстановительные и воспитательные мероприятия.

          Программа обеспечивает строгую последовательность и непрерывность всего процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов.

Организационно-методические указания.

          Подготовка гандболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и подготовленность детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки.

          На этап спортивно-оздоровительный зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники гандбола.

           На этап начальной подготовки зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этом этапе  осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки.

          Учебно-тренировочный этап. Коллектив учащихся формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых юношей и девушек, прошедших необходимую подготовку в течение года и более и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Из учащихся, выполнивших первый спортивный разряд и разряд кандидата в мастера спорта, формируются группы спортивного совершенствования.

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по спортивной подготовленности

Этап

подготовки

Срок

обучения

Примерный

возраст для

зачисления

Кол-во

часов

в неделю

Требования по

спортивной

подготовке

Спортивно-оздоровительный

Весь период

7-15

6

Прирост показателей ОФП

Начальная

подготовка

До 1 года

9-11

6

Выполнение

нормативов ОФП

Свыше 1 года

10-12

9

Учебно-тренировочный

1-й год

10-13

12

Выполнение

III юношеского разряда

2-й год

11-14

14

3-й год

12-15

16

Выполнение

 II юношеского разряда

4-й год

13-16

18

Выполнение

I юношеского

разряда

5-й год

14-17

18

   Многолетняя подготовка гандболистов строится на основе методических положений, которые и составляют комплекс задач, решаемых в учебно-тренировочном процессе:

- целевая направленность подготовки юных спортсменов по отношению к высшему спортивному мастерству;

- освоение определённых объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок;

- комплексное решение задач обучения, тренировки и всестороннего физического развития;

- соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов;

- реализация качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей;

- перспективное опережение формирования спортивно-технического мастерства.

  Строить подготовку юных игроков необходимо с учётом неравномерного нарастания их физических способностей в процессе развития. Эти периоды наиболее благоприятны для совершенствования соответствующих двигательных качеств, и тренер должен способствовать их воспитанию, давая нагрузку специальной направленности.

Примерные сенситивные (благоприятные)  периоды развития двигательных качеств

Морфофункциональные показатели, физические качества

Возраст , лет

7

8

9

10

11

12

Длина тела

*

Мышечная масса

*

Быстрота

*

*

*

*

*

Скоростно-силовые качества

*

*

*

Сила

*

Выносливость

*

*

*

Анаэробные возможности

*

*

*

*

*

Гибкость

*

*

*

*

Координационные способности

*

*

*

*

*

*

Равновесие

*

  Преждевременное разделение игроков по игровым функциям значительно сужает перспективы их дальнейшего совершенствования. На этапе начальной подготовки юные спортсмены должны научиться выполнять любые функции в команде.

  Каждый занимающийся обязан научиться в равной степени точно передавать мяч, вести его, бросать  в ворота с места и в движении, стремительно атаковать, опекать нападающих и цепко защищаться. Только после того как юных гандболист овладеет этим комплексом навыков и умений и определятся его индивидуальные качества, можно переходить к специализации по амплуа.

  Выбор вратаря лучше всего осуществлять, просматривая игру в воротах всех занимающихся. Специализацию вратаря следует начинать со второго года обучения в учебно-тренировочных группах.

 

Учебный план.

  На протяжении всего периода обучения в спортивной школе гандболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая :

- постепенный переход от обучения приёмам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

- планомерное прибавление вариативности выполнения приёмов игры и широты взаимодействий с параметрами;

- переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированных для гандболиста;

- увеличение объёма тренировочных нагрузок;

- повышение интенсивности занятий и , следовательно , использование восстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных гандболистов.

Задачи спортивно-оздоровительного этапа

      1. Привлечение максимально возможного количества детей и подростков            

         к систематическим занятиям.

     2. Утверждение здорового образа жизни.

      3. Всестороннее  гармонического развитие физических способностей,  

         укрепление здоровья, закаливание организма.

     4. Овладение основами гандбола.

Задачи этапа начальной подготовки

  1. Отбор  способных к занятиям гандболом детей.
  2. Формирование стойкого интереса к занятиям.
  3. Всестороннее  гармонического развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
  4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
  5. Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям.
  6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-гандбола.

Общие задачи учебно-тренировочного этапа

     1. Повышение общей физической подготовленности  (особенно гибкости,

         ловкости, скоростно-силовых способностей).

     2. Совершенствование специальной физической подготовки.

     3. Овладение всеми приемами техники на уровне  умений и навыков.

     4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

     5. Индивидуализация подготовки.

     6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа.

     7. Овладение основами тактики командных действий.

     8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по гандболу.

    Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить ещё на два по некоторой общности задач.

Задачи начальной специализации

(1-2-й годы для девушек, 1-3-й годы для юношей)

     1. Воспитание физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости и

        специальной тренировочной выносливости.

     2. Обучение приемам игры (школа техники), совершенствование их в

        тактических действиях.

     3. Обучение тактическим действиям (в основном индивидуальным и

         групповым) и совершенствование их в игре. Гандболисты выполняют

         различные функции во взаимодействиях. Четкой специализации по

         амплуа ещё нет.

     4. Приобщение к соревновательной деятельности. Участие в первенстве

         района, города.

Задачи углубленной специализации

(3-5-й годы для девушек, 4-5-й годы для юношей)

     1. Воспитание физических качеств: быстроты, силы,  специальной    

         тренировочной и соревновательной выносливости.

     2. Обучение приемам игры, совершенствование их и ранее изученных в

         условиях, близких к соревновательным.

     3. Обучение индивидуальным и групповым действиям, совершенствова-

         ние их и ранее изученных в различных комбинациях и системах

         нападения и защиты.

     4. Специализация по амплуа. Совершенствование приемов игры и

         тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и

         игрового амплуа юного гандболиста.

     5. Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях

         (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед

         игрой, во время игры, независимо от ее исхода, проводить комплекс

         восстановительных мероприятий.

Примерный учебный план на 46 недель учебно-тренировочных занятий

Вид подготовки

Спортивно-оздоровительный этап

Этап начальной

подготовки

Учебно – тренировочный этап

Год обучения

Весь период

1-й

2-й

3-й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Теоретическая

10

10

24

24

24

32

45

40

70

ОФП

60

60

93

93

120

110

110

120

120

СФП

40

40

56

56

80

100

113

113

124

Техническая

70

78

81

81

100

110

110

111

84

Тактическая

28

30

54

54

70

90

100

110

110

Игровая

60

50

60

60

60

76

100

140

140

Контрольные и

календарные игры

-

-

30

30

36

47

63

86

86

Восстановительные мероприятия

-

-

-

-

40

51

55

60

46

Инструкторская и судейская подготовка

-

-

-

-

6

12

20

20

20

Медицинское обследование

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Контрольные испытания

4

4

12

12

12

12

16

24

24

Всего часов за 46 недель

276

276

414

414

552

644

736

828

828

Программный материал для практических занятий

Техническая подготовка

Учебный материал для спортивно-оздоровительного этапа, этапа начальной подготовки и 4 лет учебно-тренировочного этапа

Техника нападения

Приёмы игры

Спортивно -

оздоровитель-

ный этап

Начальная

подготовка

Учебно- тренировочный этап

Год обучения

Весь период

1-й

2-3-й

1-й

2-й

3-й

4-й

Стойка нападающего

*

*

*

*

Бег с изменением направления

*

*

*

Бег с изменением скорости

*

*

*

*

Бег спиной вперёд

*

*

*

Смена бега спиной вперёд на бег лицом вперёд и наоборот

*

*

*

*

Бег челночный

*

*

*

*

Бег зигзагом (с выпадом в стороны)

*

*

Бег с подскоками

*

*

Прыжки вверх . в стороны, вперёд, отталкиваясь одной и двумя ногами

*

*

*

*

Падение на руки с переходом на грудь

*

*

*

Падение на бедро с переходом на спину

*

*

*

Ловля мяча двумя руками на месте

*

*

*

Ловля двумя руками в прыжке

*

*

*

*

Ловля мяча справа и слева

*

*

Ловля с недолётом и с перелётом мяча

*

*

*

Ловля мячей высоких, низких

*

*

*

*

Ловля катящегося мяча

*

*

*

*

Ловля с отскока от площадки

*

*

Ловля мяча в движении шагом

*

*

*

Ловля в движении бегом

*

*

*

*

Ловля мяча, летящего навстречу

*

*

*

Ловля мяча двумя руками при активном сопротивлении

*

*

*

Ловля мяча одной рукой без захвата

*

*

*

*

Ловля одной рукой захватом пальцами

*

*

Ловля мяча двумя руками с полуотскока на месте и в движении

*

*

*

Передача толчком двумя руками с места

*

*

Передача мяча одной рукой хлёстом сверху с места

*

*

*

Передача мяча хлёстом сверху с последующим перемещением

*

*

*

*

Передача мяча с разбега обычными шагами

*

*

*

*

Передача мяча со скрестным шагом в разбеге

*

*

*

Передача мяча при движении партнёров в одном направлении

*

*

*

*

Передача по прямой траектории

*

*

*

Передача по навесной траектории

*

*

Передача кистевая за спиной

*

*

*

Передача кистевая, держа мяч хватом сверху

*

*

*

Передача с отскоком от площадки

*

*

Передача мяча с преодолением помех (стойки, ширмы, игроки)

*

*

*

Ведение мяча одноударное на месте

*

*

Ведение многоударное на месте

*

*

*

Ведение мяча многоударное в движении по прямой

*

*

*

Ведение мяча многоударное с изменением направления

*

*

*

*

Ведение мяча многоударное с изменением скорости

*

*

*

Ведение мяча с высоким отскоком

*

*

*

Ведение мяча с низкими отскоками

*

*

*

*

*

Ведение подбрасыванием

*

*

*

Бросок хлестом сверху с места

*

*

*

Бросок с разбега обычными шагами  в опорном положении

*

*

*

*

*

*

*

Бросок с разбега с горизонтальной траекторией полёта мяча

*

*

*

Бросок с отражённым отскоком

*

*

*

*

Бросок со скользящим отскоком

*

*

*

*

Бросок с нисходящей траектории

*

*

*

*

Бросок с восходящей траектории

*

*

Бросок с вращением

*

*

Бросок с разбега со скрестным шагом (вперёд)

*

*

Бросок хлёстом сбоку с места

*

*

Бросок сбоку с разбега со скрестным шагом

*

*

*

*

*

Бросок в прыжке, отталкиваясь одноимённой ногой

*

*

*

*

*

*

*

Бросок в прыжке, отталкиваясь разноимёнными ногами

*

*

*

*

Бросок в падении с приземлением на ногу и руки

*

*

Бросок в падении с приземлением на руки

*

*

*

*

Штрафной бросок в двухопорном положении

*

*

*

*

*

*

*

Штрафной бросок в одноопорном положении

*

*

*

*

Штрафной бросок в  падении

*

*

*

*

Штрафной бросок в падении с двух ног

*

*

*

Совершенствование приемов и их сочетаний, характерных для конкретных игровых амплуа

*

*

*

*

Техника защиты

Стойка защитника

*

*

*

Перемещение приставным шагом боком

*

*

*

Перемещение вперёд-назад в стойке защитника

*

*

*

*

*

*

*

Выбивание при одноударном ведении на месте

*

*

*

Выбивание при многоударном ведении шагом и бегом

*

*

*

*

*

Выбивание при ведении в параллельном движении

*

*

*

*

*

Блокирование мяча двумя руками сверху на месте

*

*

*

Блокирование мяча двумя руками сверху в прыжке

*

*

*

*

*

Блокирование мяча одной рукой сбоку, снизу

*

*

*

*

*

*

Блокирование игрока без мяча

*

*

*

*

*

*

*

Блокирование игрока с мячом

*

*

*

*

*

Блокирование игрока туловищем

*

*

*

*

Отбор мяча при броске в опорном положении

*

*

*

Отбор мяча при броске в прыжке

*

*

Техника вратаря

Стойка вратаря

*

*

*

Передвижение в воротах

*

*

*

Задержание двумя руками на месте

*

*

*

Задержание одной рукой сверху в прыжке

*

*

*

*

*

Задержание одной рукой сбоку без замаха

*

*

*

*

*

Задержание одной рукой снизу

*

*

*

Задержание ногой в  выпаде

*

*

*

*

Задержание мяча двумя ногами смыканием ног

*

*

*

*

*

Задержание мяча одной ногой махом

*

*

*

*

*

Отбивание мяча в площадку двумя руками

*

*

*

*

*

Ловля мяча с отскока от площадки

*

*

*

Техника полевого игрока

*

*

*

*

*

*

*

Тактическая подготовка

Индивидуальные действия

Уход от защитника

*

*

*

Открытый уход для стягивания защитников

*

*

*

*

*

Скрытый уход для создания численного преимущества

*

*

*

*

*

Применение передачи при встречном движении партнёров

*

*

*

Применение передачи при движении в одном направлении

*

*

*

Применение сопровождающей передачи

*

*

*

Применение броска с открытой позиции

*

*

*

*

*

*

*

Финт перемещением без мяча при встречном движении (показать уход в сторону одним шагом- выполнить уход в другую сторону)

*

*

*

*

Финт перемещением без мяча при встречном движении  (показать уход вправо. Влево- выполнить уход вправо)

*

*

*

*

*

Финт перемещением без мяча при параллельном движении (остановка – изменить направление движения)

*

*

*

Финт перемещением без мяча при параллельном движении (показать уход – выполнить ведение в другую сторону)

*

*

*

*

Финт броском- выполнить уход

*

*

*

Выбор места для взаимодействия

*

*

*

Уход скрытый для защитника

*

*

Уход скрытый и выбор места для взаимодействия

*

*

Групповые действия

Действия двух нападающих против одного защитника

*

*

*

Действия трёх нападающих против двух защитников

*

*

*

Параллельное взаимодействие двух нападающих без «стягивания» защитников

*

*

*

Параллельное взаимодействие трёх нападающих без «стягивания» защитников

*

*

*

*

Параллельное взаимодействие двоих на «стягивание» защитников

*

*

*

Скрестное внутреннее действие

*

*

*

*

Скрестное внешнее взаимодействие трёх игроков

*

*

*

*

*

Заслон внешний для ухода партнёра и для его броска

*

*

*

*

*

Заслон с уходом линейного игрока

*

*

*

*

*

Взаимодействие при вбрасывании из-за боковой линии

*

*

*

Взаимодействия при свободном броске

*

*

*

*

*

Командные действия

Позиционное нападение  3:3 с крайними у 6-метровой линии

*

*

*

*

*

Позиционное нападение  3:3 с крайними у 9-метровой линии

*

*

*

*

*

*

*

Стремительное нападение - отрыв

*

*

*

*

*

*

*

Индивидуальные действия

Опека игрока без мяча неплотная

*

*

*

Опека игрока без мяча плотная

*

*

*

*

*

Опека игрока с мячом неплотная

*

*

*

*

*

Опека нападающего далеко от ворот

*

*

*

Опека в зоне ближних бросков

*

*

*

*

*

Групповые действия

Подстраховка партнёра при личной защите

*

*

*

*

*

*

*

Подстраховка при зонной защите

*

*

*

*

*

Переключение передачей игрока партнёру

*

*

*

*

*

Переключение на опеку другого нападающего сменой подопечных

*

*

*

*

*

*

*

Противодействие заслону : отступание и проскальзывание

*

*

*

*

*

Разбор при боковом броске

*

*

*

*

*

Командные действия

Зонная защита 6:0 без выхода на игрока с мячом

*

*

*

*

*

*

*

Зонная защита 6:0 с выходом

*

*

*

*

*

Смешанная защита 5+1

*

*

*

*

*

*

*

Защита в меньшинстве

*

*

*

*

*

Защита в большинстве

*

*

*

*

*

Личная защита в зоне ближних бросков без переключения

*

*

*

Личная защита по всему полю

*

*

*

*

*

*

Тактика вратаря

Выбор позиции в воротах

*

*

*

*

Выбор позиции в поле

*

*

*

*

*

Задержание мяча с отраженного отскока

*

*

*

Взаимодействие с нападением при контратаке

*

*

*

*

*

Взаимодействие с защитой при свободном броске

*

*

*

Взаимодействие с нападением и защитой в конкретных игровых ситуациях

*

*

Тактика полевого игрока

*

*

*

*

*

Физическая подготовка

  Общеподготовительные упражнения

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости.

Специально- подготовительные упражнения

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

Теоретическая подготовка

Примерный учебный план по теоретической подготовке

Тема

Спортивно-оздоровительный этап

Этап начальной

подготовки

Учебно-тренировочный этап

Год обучения

Весь период

1-й

2-й

3-й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Физическая культура и спорт в России

1

1

2

-

1

-

1

1

-

Состояние и развитие гандбола в России

1

1

2

2

1

1

1

1

2

Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена

1

1

2

2

1

1

4

4

4

Влияние физических упражнений на организм спортсмена

1

1

2

-

1

1

2

2

4

Гигиенические требования к занимающимся спортом

2

2

1

-

1

1

2

2

-

Профилактика травматизма в спорте

1

1

2

-

1

1

2

2

4

Общая характеристика спортивной подготовки

-

-

2

2

1

1

1

-

-

Планирование и контроль подготовки

-

-

2

2

1

1

1

2

4

Основы техники игры и техническая подготовка

1

1

2

3

1

1

2

2

4

Основы тактики игры и тактическая подготовка

-

-

-

3

1

1

2

2

4

Физические качества и физическая подготовка

1

1

2

3

1

1

1

1

4

Спортивные соревнования

1

1

1

2

1

1

1

1

2

Установка на игру и разбор результатов игры

-

-

4

5

20

20

26

30

40

Всего часов

10

10

24

24

32

32

46

50

70

Учебный материал для 5-го года тренировочного этапа

-Тактика нападения Индивидуальные действия
  Применение бросков с открытых и закрытых позиций, выбор направления броска с учётом сильных и слабых сторон в подготовленности вратаря. Выбор и применение финта против конкретного защитника на основе изучения слабых и сильных сторон в его
 подготовленности.

-Групповые действия
     Взаимодействия партнёров в определённых игровых звеньях: взаимодействия игроков задней линии между собой для завершения атаки, взаимодействия игроков второй линии с линейными, с крайними, взаимодействия крайнего игрока с линейным.
-Командные действия
   Позиционное нападение по системе расстановки 2:4. Совершенствование нападения против защиты 6:0 с выходом и 3:3. Совершенствование стремительного нападения
 прорывом.
-Тактика защиты
-Индивидуальные действия
    Уметь разрушать замыслы противника своей активной игрой.
Групповые действия
    Взаимодействия партнёров в определённых игровых звеньях в зависимости от применяемой командой системы защиты.
-Командные действия
    Зонная защита по системе расстановки 3:3. Совершенствование ранее изученных систем. Защита в меньшинстве 5:6, 4:6.
                                          Тактика вратаря.
-Индивидуальные действия
    Совершенствование выбора позиции в воротах и в зоне вратаря.
 
Финты вратаря: выбором позиции (выйти вперёд; сместиться в сторону в воротах), стойкой (широко расставить ноги; согнуть ноги и опустить руки и т.п.).  
-Командные действия
      Совершенствование взаимодействий с нападением и защитой.


ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП)


-Общеподготовительные упражнения
-Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в одну, две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Построение, выравнивание строя, расчет по строго, повороты на месте. Переход на ходьбу и бег, на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной стойке, на коленях, сидя, лежа) -
 сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и бега.
-Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног (вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных висах и упорах; прыжки.
-Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине; из положения лежа на спине переход в положение сидя; смешанные упоры в положении лицом и спиной вниз; угол из исходного положения лежа, сидя и в положении виса; различные сочетания этих движений.
-Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
-Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Переноска и перекладывание груза. Лазанье по канату, шесту, лестнице. Перетягивание каната. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.  Упражнения на тренажере типа «геркулес». Борьба.
 Гребля.
-Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег по наклонной плоскости вниз. Бег за лидером (велосипедист, более быстрый спортсмен). Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
-Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнера (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост, шпагат). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперед, вниз, за голову, на спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
-Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперед, назад, в стороны с места, с разбега и с прыжка. Перевороты вперед, в стороны, назад. Стойки на голове, руках и лопатках. Прыжки опорные через козла, коня. Прыжки с подкидного мостика. Прыжки на батуте. Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне; равновесие при катании на коньках, спусках на лыжах с гор. Жонглирование двумя-тремя теннисными мячами. Метание мячей в подвижную и неподвижную цель. Метание после кувырков, поворотов.
Упражнения типа «полоса препятствий»: с перелезанием, пролезанием, перепрыгиванием, кувырками, с различными перемещениями, переноской нескольких предметов одновременно (четырех баскетбольных мячей), ловлей и метанием мячей. Игра в мини-футбол, в теннис большой и малый (настольный), в волейбол, в бадминтон.
-Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки в высоту через препятствия, планку, в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Перепрыгивание предметов (скамеек, мячей и др.), «чехарда». Прыжки в глубину. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз. Бег по мелководью, по снегу, по песку, с отягощениями с предельной интенсивностью. Игры с отягощениями. Эстафеты комбинированные, с бегом, прыжками, метаниями. Метание гранаты, копья, диска, толкание ядра. Групповые упражнения с гимнастической скамейкой.
-Упражнения для развития общей выносливости. Бег равномерный и переменный на 500, 800, 1000 м. Кросс на дистанции для девушек до 3 км, для юношей до 5 км. Дозированный бег по пересеченной местности от 3 мин до 1 ч (для разных возрастных
 групп). Плавание с учетом и без учета времени. Ходьба на лыжах с подъемами и спусками с гор, прохождение дистанции от 3 до 10 км на время. Спортивные игры на время: баскетбол, мини-футбол (для мальчиков и девочек). Марш-бросок. Туристические походы.

                   Специально-подготовительные упражнения
-Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40 м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; па количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой нога. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад. Бег и прыжки с отягощениями (пояс, манжеты на голенях, набивные мячи, гантели).
-Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах,  круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Из упора лежа «подпрыгнуть», одновременно толкаясь руками и ногами, сделать хлопок руками. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Имитация броска с амортизатором (резиновым бинтом), гантелями. Поднимание и опускание, отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа, на спине, на скамейке. Метание мячей различного веса и объема (теннисного, хоккейного, мужского и женского баскетбольного набивного мяча весом 1-5 кг) на точность, дальность, быстроту. Метание камней с отскоком от поверхности воды. Метание палок (игра в «городки»). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель). Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания. Падение на руки вперед, в стороны с места и с прыжка. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность, попадания в мишени на полу и на стене, в ворота.
-Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей,
 со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии).
Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
-Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).

                          ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
    Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах.
Профилактика травматизма всегда являлась неотъемлемой задачей тренировочного процесса. Частые травмы нарушают нормальное течение учебного процесса и свидетельствуют о нерациональном его построении.
Чаще всего травмы в баскетболе бывают при скоростных нагрузках, которые предъявляют максимальные требования к мышцам, связкам, сухожилиям. Основные причины -
 локальные перегрузки, недостаточная разносторонность нагрузок, применение их при переохлаждении и в состоянии утомления, а также недостаточная разминка перед скоростными усилиями.
Во избежание травм рекомендуется:
-Выполнять упражнения только после разминки с достаточным согреванием мышц.
-Надевать тренировочный костюм в холодную погоду.
-Не применять скоростные усилия с максимальной интенсивностью в ранние утренние часы.
-Не бегать продолжительно по асфальту и другим сверхжестким покрытиям.
-Прекращать нагрузку при появлении болей в мышцах.
-Применять упражнения на расслабление и массаж.
-Освоить упражнения на растягивание -
 «стретчинг».
-Применять втирания, стимулирующие кровоснабжение мышц, но только по совету врача.
Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.
В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высшей квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприятий в спортивных школах.
Восстановительные средства делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.
-Педагогические средства являются основными, так как при нерациональном построении тренировки остальные средства восстановления оказываются неэффективными. Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующего стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.
-Специальное психологическое воздействие, обучение приемам психорегулирующей тренировки осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера-преподавателя в управлении свободным временем учащихся, в сня тии эмоционального напряжения и т.д. Эти факторы оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов.
Особо важное значение имеет определение психической совместимости спортсменов.
-Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требования к режиму дня, труда, учебных занятий, отдыха, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.
-Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя рациональное питание, витаминизацию, физические средства восстановления.
При организации питания на сборах следует руководствоваться рекомендациями Института питания РАМН, в основу которых положены принципы сбалансированного питания, разработанные академиком А.А. Покровским. Дополнительное введение витаминов осуществляется в зимне-весенний период, а также в период напряженных тренировок. Во избежание интоксикации дополнительный прием витаминов целесообразно назначать в дозе, не превышающей половины суточной потребности.
Физические факторы представляют собой большую группу средств, используемых в физиотерапии. Рациональное применение физических средств восстановления способствует предотвращению травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В спортивной практике широко используются различные виды ручного и инструментального массажа, души (подводный, вибрационный), ванны, сауна, локальные физиотерапевтические воздействия (гальванизация, ионофорез, соллюкс и др.), локальные баровоздействия, электростимуляция и др. Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) следует назначать по показаниям, но не чаще 1-2 раз в неделю.
Медико-биологические средства назначаются только врачом и осуществляются под его наблюдением.
Средства восстановления используются лишь при снижении спортивной работоспособности или при ухудшении переносимости тренировочных нагрузок. В тех случаях, когда восстановление работоспособности осуществляется естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности
.

ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА


   В течение всего периода обучения тренер должен готовить себе помощников, привлекая учащихся к организации занятий и проведению соревнований. Инструкторская и судейская практика приобретается на занятиях и вне занятий. Все занимающиеся должны освоить некоторые навыки учебной работы и навыки судейства соревнований.
По учебной работе необходимо
 последовательно освоить следующие навыки и умения:
-Построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
-Составить конспект и провести разминку в группе.
-Определить и исправить ошибки в выполнении приемов у товарища по команде.
-Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
-Составить конспект урока и провести занятие с командой в общеобразовательной школе.
-Провести подготовку команды своего класса к соревнованиям.
-Руководить командой класса на соревнованиях.
-Для получения звания судьи по спорту каждый занимающийся должен освоить следующие навыки и умения:
-Составить положение о про
ведении первенства школы по баскетболу.
-Вести протокол игры.
-Участвовать в судействе учебных игр совместно с тренером.
-Провести судейство учебных игр в поле (самостоятельно).
-Участвовать в судействе официальных соревнований в роли судьи в поле и в составе секретариата.
-Судить игры в качестве судьи в поле.
-Выпускник спортивной школы должен получить звания «Инструктор-общественник» и «Судья по спорту».
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


     Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психическим восстановлением спортсменов.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
    Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
    В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируются высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера, предсоревновательная и соревновательная эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю и саморегуляции в соревновательной обстановке.
  В ходе подготовки к конкретным соревнованиям формируется специальная (предсоревновательная) психическая боевая готовность спортсмена к выступлению,
 характеризующаяся уверенностью в своих силах, стремлением к обязательной победе, оптимальным уровнем эмоционального возбуждения, устойчивостью к влиянию внутренних и внешних помех, способностью произвольно управлять действиями, эмоциями и поведением, умением немедленно и эффективно выполнять во время выступления действия и движения, необходимые для победы.
  В процессе управления нервно-психическим восстановлением спортсмена снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
Нервно-психическое восстановление осуществляется с помощью словесных воздействий, отдыха, переключения на другие виды деятельности и прочих средств. С этой целью также используются: рациональное сочетание средств ОФП в режиме дня, средства культурного отдыха и развлечения, система аутогенных воздействий.
  Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.
На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитии спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированного восприятия, создании общей психической подготовленности к соревнованиям.
 В круглогодичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий:
- в подготовительном периоде подготовки выделяются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с морально-психологическим просвещением спортсменов, развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психологической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированного восприятия, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психологической подготовленности;
- в соревновательном периоде по
дготовки упор делается на совершенствовании эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижении специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности к состязаниям;
- в переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.
В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.
  Разумеется, акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей спортсменов, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА


    Личностное развитие детей - одна из основных задач учреждений дополнительного образования. Высокий профессионализм педагога способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
   Специфика воспитательной работы в спортивной школе состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно на тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях, где используется и свободное время.
  На протяжении многолетней спортивной подготовки тренер формирует у занимающихся прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, аккуратность, трудолюбие).
  Воспитательные средства:
-личный пример и педагогическое мастерство тренера;
-высокая организация учебно-тренировочного процесса;
-атмосфера трудолюбия, взаимопомощи, творчества;
-дружный коллектив;
-система морального стимулирования;
-наставничество опытных спортсменов. 
      Основные воспитательные мероприятия:
-Торжественный прием вновь поступивших в школу;
-проводы выпускников;
-просмотр соревнований (и видео, и телевидение) и их обсуждение;
-регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
-проведение тематических праздников;
-встречи со знаменитыми спортсменами;
-экскурсии, культпоходы в театры и на выставки;
-тематические диспуты и беседы;
-трудовые сборы и субботники;
-оформление стендов и газет.
    Важное место в воспитательной работе должно отводиться соревнованиям. Кроме воспитания у учеников понятия об общечеловеческих ценностях, необходимо серьезное внимание обратить на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Здесь важно сформировать у занимающихся должное отношение к запрещенным приемам и действиям в баскетболе (допинг, неспортивное поведение, взаимоотношения игроков, тренеров, судей и зрителей). Перед соревнованиями необходимо настраивать игроков не только на достижение победы, но и на проявление в поединке морально-волевых качеств. Соревнования могут быть средством контроля за успешностью воспитательной работы в команде. Наблюдая за особенностями поведения и высказываниями учеников во время игр, тренер может сделать вывод о сформированности у них необходимых качеств.

Контрольно-переводные нормативы

 

Этап начальной подготовки (юноши)

Виды упражнений

Год обучения

1-й

2-й

3-й

Общая подготовленность

Бег по дистанции 30 м, с

5.6 – 6.8

5.5 – 6.7

5.4 – 6.5

Прыжок в длину с места, см

150-180

160-185

170-200

Челночный бег 3 х 10 м, с.

9.2

9.0

8.8

Специальная подготовка

Ведение мяча 30 м, с

5.8-6.4

5.6-5.9

5.5-5.7

Бросок набивного мяча 1 кг. из положения сидя , м

300

310

320

Передача игрового мяча в парах расстояние 10 м , кол-во за 30 с

10-12

11-15

12-16

Этап начальной подготовки (девушки)

Виды упражнений

Год обучения

1-й

2-й

3-й

Общая подготовленность

Бег по дистанции 30 м, с

5.9 – 6.8

5.8 – 6.7

5.7 – 6.6

Прыжок в длину с места, см

140-180

150-185

160-190

Челночный бег 3 х 10 м, с.

9.4

9.2

9.0

Специальная подготовка

Ведение мяча 30 м, с

6.3-7.3

6.1-7.1

6.0-7.0

Бросок набивного мяча 1 кг. из положения сидя , м

290

300

310

Передача игрового мяча в парах расстояние 10 м , кол-во за 30 с

8-10

9-13

10-15

Тренировочный этап подготовки (юноши)

Виды упражнений

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Общая подготовленность

Бег по дистанции 30 м, с

5.3–6.6

5.0–6.3

4.7–6.0

4.4–5.9

4.2–5.7

Прыжок в длину с места, см

150-180

160-185

170-200

170-200

170-200

Челночный бег 3 х 10 м, с.

9.0

8.8

8.6

8.4

8.2

Специальная подготовка

Ведение мяча 30 м, с

5.5-6.8

5.2-6.5

4.9-6.2

4.6-6.1

4.4-5.9

Бросок набивного мяча 1 ; 2 кг. из положения сидя , м

310

340

380

500

550

Передача игрового мяча в парах расстояние 10 м , кол-во за 30 с

13-16

14-18

15-20

16-22

18-24

Тренировочный этап 1 год подготовки (девушки)

Виды упражнений

Год обучения

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

Общая подготовленность

Бег по дистанции 30 м, с

5.6 – 7.0

5.3 – 6.8

5.0 - 6,5

4.8 - 6,0

4.5 - 6,0

Прыжок в длину с места, см

150-180

160-190

175-205

180-210

200-230

Челночный бег 3 х 10 м, с.

9.2

9.0

8.9

8.7

8.5

Специальная подготовка

Ведение мяча 30 м, с

5.8-7.2

5.5-7.0

5.2-6.7

5.0-6.2

4.6-6.2

Бросок набивного мяча 1 кг. из положения сидя , м

300

340

380

420

460

Передача игрового мяча в парах расстояние 10 м , кол-во за 30 с

12-15

13-17

14-19

15-21

17-23

Литература:

  1. Гандбол: примерная программа для системны дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва./Игнатьева В.Я., Максимов В. С., Петрачева И. В. - М.: Советский спорт, 2004.
  2. Гандбол: примерная программа для спортивно-оздоровительных групп детско-юношеских спортивных школ системы дополнительного образования детей./Тхорев В. И., Максимов В. С., Анисимова Н. Ю., Проскура А. В., Патокова Е. С. – М.: Еврошкола, 2012.
  3. Игнатьева В.Я. , Петрачева И.В. Многолетняя подготовка гандболистов в ДЮСШ. –М.:Советский спорт,2003.
  4. Правила по мини-гандболу, гандболу 7*7 и пляжному гандболу.
  5. Игнатьева В. Я. Гандбол. Азбука спорта. – М.; ФиС, 2001.

     6.  Клусов Н.П. Ручной мяч в школе: Пособие для учителя. - М.:    

         Просвещение, 1986.
    7.  Клусов Н.П. Тактика гандбола. - М.: ФиС, 1986.
    8.  Кнышев А.К. Организация и судейство соревнований по гандболу. - М.:    

          ФиС, 1986.
    9. Кожухов А.Б., Плотников Л.А. Организация и проведение массовых    

         соревнований по ручному мячу в коллективах физической культуры

         районных и городских спортивных организаций. - М.: Госкомспорт    

         СССР,  1988.
  10. Корх А.Я. Тренер: деятельность и личность. - М.: Терра-спорт, 2000.
       Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. -М.:  

        Спортакадемпресс, 2000.
  11. Никитушкин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-

          М.: ИКА, 1998. - 320 с.
  12. Правила по мини-гандболу, гандболу 7x7 и пляжному гандболу.
  13. Ратианидзе А.Л., Марищук В.В. Игра гандбольного вратаря. - М. ФиС,

         1981.
  14. Тхорев В.И. Рейтинговая методика оценки соревновательной

        деятельности квалифицированных гандболистов: Учебно-методическое

       пособие. - Краснодар, 1992.

                                                                                                     

                                               

                                                                                                   

                                                                                                        Приложение 1

                                                                                                   к рабочей программе

                                                                                                  ДЮСШ «Родина» от 30.08.2012г.

                                                                                                  Гандбол

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Вид подготовки

Количество часов

теория

практика

46 недель

1

Теоретическая подготовка

- Физическая культура и спорт в РФ

- Состояние и развитие гандбола в России

- Гигиена, закаливание

- Самоконтроль и врачебный контроль

- Методы спортивной тренировки

- Установка и разбор игры

10

1

1

2

3

2

1

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости

60

2

5

5

3

5

7

8

8

2

5

10

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

40

5

15

10

10

4

Технико-тактическая подготовка

108

- Стойки игрока

- Передача и ловля мяча на месте, в движении, со сменой мест

- Перемещения шагом, бегом, приставным и скрестным шагом, зигзагом, с

    изменением направления и скорости, лицом и спиной вперед      

- Подвижные игры

- Ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления и скорости

- Бросок мяча согнутой рукой сверху, снизу, в прыжке, из опорного  

  положения

- Индивидуальные и групповые действия в нападении

- Индивидуальные и групповые действия в защите, системы защиты

- Действия в быстром прорыве

- Техника игры вратаря

4

17

10

20

10

17

7

7

11

5

5

Игровая подготовка

50

8

Медицинский контроль

4

9

Зачетные и переводные требования и соревнования

4

Всего часов

10

266

276

Директор МОБУДОД

ДЮСШ «Родина»                                                М. Х. Тамазов

Исп.М. В. Серегин

                                                                                              Приложение 2

                                                                                                   к рабочей программе

                                                                                                  ДЮСШ «Родина» от 30.08.2012г.

                                                                                                  Гандбол

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

2-3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Вид подготовки

Количество часов

теория

практика

46 недель

1

Теоретическая подготовка

- Физическая культура и спорт в РФ

- Состояние и развитие гандбола в России

- Гигиена, закаливание

- Самоконтроль и врачебный контроль

- Методы спортивной тренировки

- Установка и разбор игры

24

1

1

5

5

6

6

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости

93

3

9

9

5

9

9

9

9

4

14

13

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

56

20

12

12

12

4

Технико-тактическая подготовка

135

- Стойки игрока

- Передача и ловля мяча на месте, в движении, со сменой мест

- Перемещения шагом, бегом, приставным и скрестным шагом, зигзагом, с

    изменением направления и скорости, лицом и спиной вперед      

- Подвижные игры

- Ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления и скорости

- Бросок мяча согнутой рукой сверху, снизу, в прыжке, из опорного  

  положения

- Индивидуальные и групповые действия в нападении

- Индивидуальные и групповые действия в защите, системы защиты

- Действия в быстром прорыве

- Техника игры вратаря

5

20

15

10

15

15

15

15

15

10

5

Игровая подготовка

60

6

Контрольные и календарные игры

30

7

Медицинский контроль

4

8

Зачетные и переводные требования и соревнования

12

Всего часов

24

390

414

Директор МОБУДОД

ДЮСШ «Родина»                                                М. Х. Тамазов

Исп.

М. В. Серегин

                                                     Приложение 3

                                                                                                   к рабочей программе

                                                                                                  ДЮСШ «Родина» от 30.08.2012г.

                                                                                                  Гандбол

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Вид подготовки

Количество часов

теория

практика

46 недель

1

Теоретическая подготовка

- Физическая культура и спорт в РФ

- Состояние и развитие гандбола в России

- Гигиена, закаливание

- Самоконтроль и врачебный контроль

- Методы спортивной тренировки

- Установка и разбор игры

24

1

1

5

5

6

6

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости

120

5

10

10

10

15

10

10

10

5

15

20

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

80

20

20

20

20

4

Технико-тактическая подготовка

170

- Передача и ловля мяча на месте, в движении, со сменой мест

- Перемещения шагом, бегом, приставным и скрестным шагом, зигзагом, с

    изменением направления и скорости, лицом и спиной вперед  

- Техника постановки заслонов    

- Двухсторонняя игра

- Односторонняя игра (с различными вариантами продолжения)

- Подвижные игры

- Ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления и скорости

- Бросок мяча согнутой рукой сверху, снизу, в прыжке, из опорного  

  положения, с уклоном, в падении

- Техника финтов

- Тактические действия в нападении при различных системах защиты

- Индивидуальные и групповые действия в нападении

- Индивидуальные и групповые действия в защите, системы защиты

- Действия в быстром прорыве

- Опека игрока без мяча, с мячом, далеко от ворот, в зоне ближних бросков

- Взаимодействие параллельное и скрестное, двух и трёх нападающих

- Позиционное нападение с крайними игроками у 6-тиметровой линии (у

  9-тиметровой линии)

- Техника игры вратаря

- Тактика игры вратаря

15

13

8

10

8

10

6

12

8

7

7

8

9

8

8

8

17

8

5

Игровая подготовка

60

6

Контрольные и календарные игры

36

7

Восстановительные мероприятия

40

  8

Инструкторская и судейская подготовка

6

9

Медицинский контроль

4

10

Зачетные и переводные требования и соревнования6

12

Всего часов

24

436

552

Директор МОБУДОД

ДЮСШ «Родина»                                                М. Х. Тамазов

Исп.

М. В. Серегин

                                                                                            Приложение 4

                                                                                                   к рабочей программе

                                                                                                  ДЮСШ «Родина» от 30.08.2012г.

                                                                                                  Гандбол

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Вид подготовки

Количество часов

теория

практика

46 недель

1

Теоретическая подготовка

- Физическая культура и спорт в РФ

- Состояние и развитие гандбола в России

- Гигиена, закаливание

- Самоконтроль и врачебный контроль

- Методы спортивной тренировки

- Установка и разбор игры

32

1

1

5

5

10

10

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости

110

1

9

11

8

11

11

12

9

7

16

15

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

100

30

20

25

25

4

Технико-тактическая подготовка

200

- Передача и ловля мяча на месте, в движении, со сменой мест

- Перемещения шагом, бегом, приставным и скрестным шагом, зигзагом, с

    изменением направления и скорости, лицом и спиной вперед  

- Техника постановки заслонов    

- Двухсторонняя игра

- Односторонняя игра (с различными вариантами продолжения)

- Подвижные игры

- Ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления и скорости

- Бросок мяча согнутой рукой сверху, снизу, в прыжке, из опорного  

  положения, с уклоном, в падении

- Техника финтов

- Тактические действия в нападении при различных системах защиты

- Индивидуальные и групповые действия в нападении

- Индивидуальные и групповые действия в защите, системы защиты

- Действия в быстром прорыве

- Опека игрока без мяча, с мячом, далеко от ворот, в зоне ближних бросков

- Взаимодействие параллельное и скрестное, двух и трёх нападающих

- Позиционное нападение с крайними игроками у 6-тиметровой линии (у

  9-тиметровой линии)

- Техника игры вратаря

- Тактика игры вратаря

15

11

9

10

10

11

7

15

9

11

10

12

10

10

12

12

15

11

5

Игровая подготовка

76

6

Контрольные и календарные игры

47

7

Восстановительные мероприятия

51

8

Инструкторская и судейская подготовка

12

9

Медицинский контроль

4

10

Зачетные и переводные требования и соревнования

12

Всего часов

32

532

664

Директор МОБУДОД

ДЮСШ «Родина»                                                М. Х. Тамазов

Исп.

М. В. Серегин

                                                                                               Приложение 5

                                                                                                   к рабочей программе

                                                                                                  ДЮСШ «Родина» от 30.08.2012г.

                                                                                                  Гандбол

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Вид подготовки

Количество часов

теория

практика

46 недель

1

Теоретическая подготовка

- Физическая культура и спорт в РФ

- Состояние и развитие гандбола в России

- Гигиена, закаливание

- Самоконтроль и врачебный контроль

- Методы спортивной тренировки

- Установка и разбор игры

45

1

1

9

10

12

12

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости

110

1

9

10

10

10

11

12

10

6

16

15

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

113

30

35

13

35

4

Технико-тактическая подготовка

250

- Передача и ловля мяча на месте, в движении, со сменой мест

- Перемещения шагом, бегом, приставным и скрестным шагом, зигзагом, с

    изменением направления и скорости, лицом и спиной вперед  

- Техника постановки заслонов    

- Двухсторонняя игра

- Односторонняя игра (с различными вариантами продолжения)

- Подвижные игры

- Ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления и скорости

- Бросок мяча согнутой рукой сверху, снизу, в прыжке, из опорного  

  положения, с уклоном, в падении

- Техника финтов

- Тактические действия в нападении при различных системах защиты

- Индивидуальные и групповые действия в нападении

- Индивидуальные и групповые действия в защите, системы защиты

- Действия в быстром прорыве

- Опека игрока без мяча, с мячом, далеко от ворот, в зоне ближних бросков

- Взаимодействие параллельное и скрестное, двух и трёх нападающих

- Позиционное нападение с крайними игроками у 6-тиметровой линии (у

  9-тиметровой линии)

- Техника игры вратаря

- Тактика игры вратаря

20

13

11

12

12

13

9

22

11

13

12

13

14

15

14

14

19

13

5

Игровая подготовка

100

6

Контрольные и календарные игры

63

7

Восстановительные мероприятия

55

8

Инструкторская и судейская подготовка

20

9

Медицинский контроль

4

10

Зачетные и переводные требования и соревнования

16

Всего часов

45

691

736

Директор МОБУДОД

ДЮСШ «Родина»                                                М. Х. Тамазов

Исп.

М. В. Серегин

                                                                                     

                                                                                                  Приложение 6

                                                                                                   к рабочей программе

                                                                                                  ДЮСШ «Родина» от 30.08.2012г.

                                                                                                  Гандбол

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Вид подготовки

Количество часов

теория

практика

46 недель

1

Теоретическая подготовка

- Физическая культура и спорт в РФ

- Состояние и развитие гандбола в России

- Гигиена, закаливание

- Самоконтроль и врачебный контроль

- Методы спортивной тренировки

- Установка и разбор игры

40

1

1

9

9

10

10

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости

120

5

11

10

12

10

10

10

12

10

15

14

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

113

30

35

13

35

4

Технико-тактическая подготовка

269

- Передача и ловля мяча на месте, в движении, со сменой мест

- Перемещения шагом, бегом, приставным и скрестным шагом, зигзагом, с

    изменением направления и скорости, лицом и спиной вперед  

- Техника постановки заслонов    

- Двухсторонняя игра

- Односторонняя игра (с различными вариантами продолжения)

- Подвижные игры

- Ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления и скорости

- Бросок мяча согнутой рукой сверху, снизу, в прыжке, из опорного  

  положения, с уклоном, в падении

- Техника финтов

- Тактические действия в нападении при различных системах защиты

- Индивидуальные и групповые действия в нападении

- Индивидуальные и групповые действия в защите, системы защиты

- Действия в быстром прорыве

- Опека игрока без мяча, с мячом, далеко от ворот, в зоне ближних бросков

- Взаимодействие параллельное и скрестное, двух и трёх нападающих

- Позиционное нападение с крайними игроками у 6-тиметровой линии (у

  9-тиметровой линии)

- Техника игры вратаря

- Тактика игры вратаря

21

14

12

13

13

14

10

23

12

14

13

15

16

16

14

15

20

14

5

Игровая подготовка

140

6

Контрольные и календарные игры

86

7

Восстановительные мероприятия

60

8

Инструкторская и судейская подготовка

20

9

Медицинский контроль

4

10

Зачетные и переводные требования и соревнования

20

Всего часов

40

788

828

Директор МОБУДОД

ДЮСШ «Родина»                                                М. Х. Тамазов

Исп.

М. В. Серегин

                                                                                                  

                                                                                                          Приложение 7

                                                                                                   к рабочей программе

                                                                                                  ДЮСШ «Родина» от 30.08.2012г.

                                                                                                  Гандбол

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п

Вид подготовки

Количество часов

теория

практика

46 недель

1

Теоретическая подготовка

- Физическая культура и спорт в РФ

- Состояние и развитие гандбола в России

- Гигиена, закаливание

- Самоконтроль и врачебный контроль

- Методы спортивной тренировки

- Установка и разбор игры

70

1

1

9

9

10

40

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости

120

5

11

10

12

11

10

10

12

11

14

13

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

124

33

37

16

38

4

Технико-тактическая подготовка

242

- Передача и ловля мяча на месте, в движении, со сменой мест

- Перемещения шагом, бегом, приставным и скрестным шагом, зигзагом, с

    изменением направления и скорости, лицом и спиной вперед  

- Техника постановки заслонов    

- Двухсторонняя игра

- Односторонняя игра (с различными вариантами продолжения)

- Подвижные игры

- Ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления и скорости

- Бросок мяча согнутой рукой сверху, снизу, в прыжке, из опорного  

  положения, с уклоном, в падении

- Техника финтов

- Тактические действия в нападении при различных системах защиты

- Индивидуальные и групповые действия в нападении

- Индивидуальные и групповые действия в защите, системы защиты

- Действия в быстром прорыве

- Опека игрока без мяча, с мячом, далеко от ворот, в зоне ближних бросков

- Взаимодействие параллельное и скрестное, двух и трёх нападающих

- Позиционное нападение с крайними игроками у 6-тиметровой линии (у

  9-тиметровой линии)

- Техника игры вратаря

- Тактика игры вратаря

18

11

11

12

11

13

9

20

11

12

12

14

13

15

13

14

19

14

5

Игровая подготовка

140

6

Контрольные и календарные игры

86

7

Восстановительные мероприятия

46

8

Инструкторская и судейская подготовка

20

9

Медицинский контроль

4

10

Зачетные и переводные требования и соревнования

20

Всего часов

70

758

828

Директор МОБУДОД

ДЮСШ «Родина»                                                М. Х. Тамазов

Исп.

М. В. Серегин

                                                                                                  Приложение 8

                                                                                                   к рабочей программе

                                                                                                  ДЮСШ «Родина» от 30.08.2012г.

                                                                                                  Гандбол

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ДЛЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП

п/п

Вид подготовки

Количество часов

теория

практика

46 недель

1

Теоретическая подготовка

- Физическая культура и спорт в РФ

- Состояние и развитие гандбола в России

- Гигиена, закаливание

- Самоконтроль и врачебный контроль

- Методы спортивной тренировки

- Установка и разбор игры

10

1

1

2

3

2

1

2

Общая физическая подготовка (ОФП)

- строевые упражнения

- упражнения для рук и плечевого пояса

- упражнения для ног

- упражнения для шеи и туловища

- упражнения для всех групп мышц

- упражнения для развития силы

- упражнения для развития быстроты

- упражнения для развития ловкости

- упражнения типа «полоса препятствий»

- упражнения для развития скоростно - силовых качеств

- упражнения для развития общей выносливости

60

2

5

5

3

5

7

8

8

2

5

10

3

Специальная физическая подготовка (СФП)

- упражнения для быстроты движений и прыгучести

- упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска

- упражнения для развития игровой ловкости

- упражнения для развития специальной выносливости.

40

5

15

10

10

4

Технико-тактическая подготовка

158

- Стойки игрока

- Передача и ловля мяча на месте, в движении, со сменой мест

- Перемещения шагом, бегом, приставным и скрестным шагом, зигзагом, с

    изменением направления и скорости, лицом и спиной вперед      

- Подвижные игры

- Ведение мяча правой и левой рукой, с изменением направления и скорости

- Бросок мяча согнутой рукой сверху, снизу, в прыжке, из опорного  

  положения

- Индивидуальные и групповые действия в нападении

- Индивидуальные и групповые действия в защите, системы защиты

- Действия в быстром прорыве

- Техника игры вратаря

8

25

15

20

20

25

10

10

20

5

5

Медицинский контроль

4

6

Зачетные и переводные требования и соревнования

4

Всего часов

10

266

276

Директор МОБУДОД

ДЮСШ «Родина»                                                М. Х. Тамазов

Исп.

М. В. Серегин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

     Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)

Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...

Рабочая программа дополнительного образования детей «Экология, Охрана, Спасение»

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средст...

Рабочая программа дополнительного образования детей "Мастерица"

Краткое содержание моей программы.Буду рада любому совету и комментарию....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...