Рабочая программа дополнительного образования детей "Мастерица"
рабочая программа по теме

Глубокая Галина Николаевна

Краткое содержание моей программы.Буду рада любому совету и комментарию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_programma_tsdo.odt25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа дополнительного образования детей

«МАСТЕРИЦА»

Тип программы: дополнительная .

Вид: модифицированная.                                                                          

Направленность: художественно- эстетическое.

Для обучающихся 8-14 лет.

Срок реализации: 3 года обучения.

                                                                           

Муниципальное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования Детей

                                    «Центр Дополнительного Образования»

Автор: Глубокая Галина Николаевна

Койгородок2011г.


                       Пояснительная записка.

Концепция программы.  Из всего многообразия творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связанно с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановке дома, на работе и в общественных местах.

     С давних времён огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремёслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремёсел новых, а некоторые забывались навсегда.

Главная идея программы- это свобода выбора, свобода творчества обучающихся, в его самопроявлении природных дарований. Разнообразие техник позволяет каждому обучающемуся попробовать свои силы в том или другом видах творчества, расширить кругозор поиска своих интересов, своего увлечения, индивидуальности.

Использование образцов различных видов техник, знакомство с книгами и журналами, изучение самих техник, их истории и традиции усиливают интерес к творческой деятельности и эмоциональное воздействие на обучающихся.

Программа неразрывно связана с уроками трудового обучения в школе. Знания позволяют обучающимся среднего звена укрепить навыки и знания, приобретенные на уроках трудового обучения. А обучающимся младшего звена- сформировать эти навыки для дальнейшего  применения в школьной программе.

   В дальнейшем обучающиеся могут продолжить своё обучение в группе «Мастер-класс». Эту группу дети могут посещать не один год, программа этого года не изменяется, меняются лишь изделия и степень их сложности. Так же ребята учатся проектной работе, учатся организовать свой досуг от начала до конца, оценить и реализовать свой изготовленный продукт.

             

                       Характеристика программы.

     Тип - дополнительная.

Вид-модифицированная.

Направленность-художественно-эстетическое.

Классификация:

по характеру деятельности-профессионально-прикладная;

по возрасту - разновозрастная;

по масштабу действия - учрежденческая;

по сроку реализации - трёхгодичная.

Цель программы – создать условия для творческой самореализации ребёнка, овладение теоретическими и практическими навыками работы с разными материалами направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

Задачи программы.

Обучающие:

 - сформировать систему знаний по изучаемым техникам;

-познакомить с основными приёмами и научить работать с тканью, бумагой, бисером;

-научить самостоятельно планировать свою работу;

-способствовать развитию владения изученными техниками и совершенствованию.

Развивающие:

-развивать самостоятельность мышления, творческих способностей, воображение, фантазию, художественный вкус;

-развить мотивацию и творческое отношение детей к делу.

-развить зрительное восприятие, координацию и мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

-воспитать интерес к культуре и искусству;

-воспитать такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уверенность в себе, уважение к труду;

-вовлекать обучающихся в активную творческую деятельность;

-создать в коллективе обучающихся атмосферу творчества и взаимопонимания;

-воспитать стремление к здоровому образу жизни, к социальному и профессиональному самоопределению.

Основные разделы программы:

-вводное занятие;

-изготовление поделок из бумаги;

-изготовление поделок из ткани;

-изготовление сувениров, подарков к праздникам;

-изготовление фигурок из бисера;

-традиционная вышивка;

-изготовление кукол;

-выставки, конкурсы — заключительное занятие.

Заинтересовать учащихся предстоящим трудом постоянно, начиная с вводного занятия. На вводном занятии дети знакомятся с организацией труда, правилами безопасной работы, с образцами, привлекательность которых играет важную роль в заинтересованности. Интерес к занятиям у некоторых учащихся может падать. Чтобы этого не случилось, необходимо достаточно часто менять вид работы или изделия. Таким образом, неустойчивость интересов можно использовать для осуществления на практике многостороннего развития. Не случайно занятии в кружке начинаются с изготовления поделок из бумаги, именно эта работа требует разнообразия деятельности. Занимаясь изготовлением поделок из бумаги, учащиеся приобретают навык работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, развивают воображение, чувство формы и цвета. Цель раздела работа с тканью заключается в отработке умений вырезания деталей, набивка, пришивание пуговиц,  оформление. Изготовление аппликации и мягкой игрушки развивают воображение, глазомер, точность и аккуратность, трудолюбие и фантазию. Не меньшее удовольствие доставляет изготовление подарков, сувениров для учителей, друзей, родных. Изготовление сувениров является своеобразным тренировочным периодом, в процессе которого учащиеся закрепляют умения и навыки выполнения ручных швов, необходимых для изготовления более сложных видов изделия. Один из самых интересных видов работы – плетение фигурок из бисера и пайеток. Подбор изделий, техника выполнения могут меняться в зависимости от возможностей, умений и навыков учащихся. Целесообразно привлекать к этой работе учащихся с целью развития их творческих способностей.

За время обучения блока «Волшебная ниточка» учащиеся овладевают  разными видами вышивки: тамбур, крестик, гладь, вышивка лентами, креативная вышивка. В соответствии  с программой учащиеся 1-го года выполняют поделки из ниток и вышивают салфетку используя простейшие швы. Для следующего года обучения техника вышивки усложняется: добавляется вышивка лентами, гладь, крестик. В дальнейшем дети учатся совмещать все изученные виды вышивки в одной работе.

Раздел «Кукла» позволяет учащимся познакомится   с историей народной куклы. В течение всего курса обучения дети могут проследить за изменением внешнего вида куклы. Учащиеся первого года изготавливают куклы-закрутки и куклы на конусной основе. В последующие годы обучения  дети учатся шить текстильную куклу, учатся моделировать одежду простого покроя. А в группе «Мастер-класс» обучающиеся пробуют создать свою авторскую куклу, применяя навыки прошлых лет.

Очень важно, чтобы изделия учащихся нашли практическое применение в быту, школьной жизни, оформлении интерьера, чтобы учащиеся могли видеть результат своего труда. Это способствует поддержанию их интереса к работе, развитию самостоятельности.

Наглядное представление  о результатах работы, проводимой в кружках, дают  выставки детского творчества. Выставка – это не только отчёт  о работе, но и праздник для юных участников и её посетителей. Экскурсии, выставки, демонстрация моделей, конкурсы – всё это повышает интерес к знаниям, увеличивает чувство собственной значимости, укрепляет веру в свои силы, улучшает настроение.

                     

                                   Ожидаемый результат.

В соответствии с поставленными задачами по окончании учебного курса обучающиеся умеют:

-выполнить поэтапно работу в любой технике, изучаемой программой (коллективно или индивидуально);

-разбираться в схемах и чертежах, работать по шаблону;

-ориентироваться на качество работы;

-планировать, организовывать свой досуг через творческую деятельность.

Знают:

-основные приёмы и технологии изготовления изделий;

-терминологию;

Технику безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками, утюгом, бисером, проволокой, леской, резаком.

-исторические сведения о возникновении той или иной техники.

                         Учебно – тематический план

                                 1-ый год обучения

                   ТЕМА

 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вводное занятие

      2

     1

     1

2.

«Бумажный бум»

-изготовление поделок из журнальных трубочек;

-изготовление поделок в технике Квиллинг.

    22

   

    10

   

    12

     4

     

     2

     

     2

     18

     

       8

     

      10

3.

«Работа с тканью»

-аппликация разными способами;

-изготовление мягкой игрушки.

    22

    10

    12

     4

     2

     2

      18

       8

      10

4.

«Сувениры»

-новогодние подарки;

-Валентинки для любимых;

-сувениры для папы;

-подарки к 8 Марта;

-Светлая Пасха.

    30

     6

     6

     6

     6

     6

     5  

     1

     1

     1

     1

     1

      25

       5

       5

       5

       5

       5

5.

«Бисероплетение»

-изготовление плоских фигурок;

-изготовление объёмных фигурок.

   22

   10

   12

     4

     2

     2

      18

        8

      10

6.

«Волшебная ниточка»

-изготовление поделок из ниток;

-вышивка разными способами.

    22

     8

    14

     4

     1

     3

      18

        7

      11

7.

«Кукла»

-русская самодельная кукла;

-кукла на картоновом конусе.

    22

    12

    10

     4

     2

     2

     18

     10

       8

8.

Заключительное занятие

     2

      1

     1

   Итог:

   144

     27

    117

                         Учебно – тематический план

                                 2-ый год обучения

 

                   ТЕМА

 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вводное занятие

      3

     1

     2

2.

«Бумажный бум»

-изготовление поделок в технике папье-маше;

-изготовление поделок в технике Квиллинг.

    36

   

    18

   

    18

     6

     

     3

     

     3

     30

     

     15

     

     15

3.

«Работа с тканью»

-аппликация на пенопластовой основе;

-изготовление мягкой игрушки с каркасом.

    36

   

    18

   

     18

     6

     

     3

     

     3

      30

       

      15

     

      15

4.

«Сувениры»

-новогодние подарки;

-Валентинки для любимых;

-сувениры для папы;

-подарки к 8 Марта;

-Светлая Пасха.

    30

     6

     6

     6

     6

     6

     5  

     1

     1

     1

     1

     1

      25

       5

       5

       5

       5

       5

5.

«Бисероплетение»

-изготовление сложных фигурок;

-изготовление цветов из бисера и пайеток.

   36

   18

   

    18

     6

     3

     

     3

      30

      15

     

      15

6.

«Волшебная ниточка»

-вышивка лентами;

-вышивка крестиком;

-креативная вышивка.

    36

    12

    12

    12

     6

     2

     2

     2

      30

      10

      10

      10

7.

«Кукла»

-изготовление текстильных кукол;

-изготовление кукол на подставке.

    36

    18

    18

     6

     3

     3

     30

     15

       5

8.

Заключительное занятие

     3

      1

     1

   Итог:

   216

     37

    179

                  Учебно – тематический план

                               «Мастер-класс»

 

                   ТЕМА

 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Вводное занятие

      3

     1

     2

2.

«Авторская кукла»

    30

     1

     

     20

3.

Изготовление работ на выставки и конкурсы.

    30

     10

      20

       

4.

«Сувениры»

    30

     10

      20

5.

Работа с тканью.

    30

     10

      20

6.

«Бисероплетение»

    30

     10

      20

7.

«Новые техники».

    30

      10

     20

8.

«Вышивка»

    30

      10

     20

9.

Заключительное занятие

     3

      1

     2

   Итог:

   216

     72

    144

                                                          Литература.

  1. «Вышивка лентами»/Перевод с англ.-М; Издательский дом «Ниола 21-век»; 2005г.
  2. «Лоскутное шитьё»;Джоана Валли Берти,Рикольфи Россана.; 2004г.
  3. Мейстер А.Г. «Бумажная пластика»-М.;ООО «Издательство Астрель»,2001г.
  4. Чиотти Донателла «Оригинальные поделки из бумаги»/ Пер. с итал. Г.В.Кирсановой.-ООО ТД «Издательство Мир книги»;2009г.
  5. «Лучшие техники.Для любителей вышивки»-М.; Издательство «Альбом»; 2006г.
  6. Уолтер Х. «Узоры из бумажных лент»./Пер. с англ.-М.Издательство «Ниола-Пресс». 2006г.
  7. Энн Кокс «Вышивка шёлковыми ленточками».; Издательство «Кристина-Новый век»; 2006г.
  8. Хелен Гибб «Изысканные цветы из лент».;Издательство «Кристина-Новый век, 2007г.
  9. Люсиль Туми «Фантазии из ткани»./Пер. с англ.-М.ЗАО «Издательская группа «Контэнт»;2008г.
  10. Д.Чиотти; «Фантазии из бисера»/Пер.с итал. М,С,Меньшиковой.-М.:ООО ТД «Издательство Мир Книги», 2009г.
  11. Серия «Мастер-класс по бисеру»-М.; ООО ТД «Издательство Мир Книги»; ООО Издательство «Ниола-Пресс»,2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.

Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность.       Индивидуальное обу...