Пояснительная записка к адаптивной программе 3-его часа по физической культуре 5-9 классов в коррекционной школе VIII вида
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме
Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Особенности физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности детей с недостатками в умственном развитии обусловили необходимость включения в учебный план дополнительного факультативного часа по физической культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_adaptivnoy_programme_3_chas_fizicheskoy_kultury.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.
Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.
Особенности физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности детей с недостатками в умственном развитии обусловили необходимость включения в учебный план дополнительного факультативного часа по физической культуре.
ЦЕЛЬ:
Содействие укреплению и сохранению здоровья школьников посредством соревновательно-игровой деятельности и занятиям в тренажерном зале.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением основных задач, направленных на:
- Укрепление и улучшение уровня физического здоровья учащихся;
- Формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков;
- Воспитание чувства коллективизма, товарищества, устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умение преодолевать трудности;
- Коррекция нарушений общего физического развития, психомоторики;
- Привитие интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой.
Программа состоит из двух разделов.
Раздел № 1: Соревновательно-игровая деятельность, которая включает подразделы:
1.1.- спортивные игры;
1.2.- подвижные игры;
1.3.- эстафеты.
Раздел № 2: Занятия в тренажерном зале, которые включают подразделы:
2.1.- упражнения на тренажерах;
2.2.- дыхательные упражнения;
2.3.- упражнения на ориентировку в пространстве;
2.4.- упражнения на координацию движений;
2.5.- упражнения на коррекцию правильной осанки.
В каждом подразделе, кроме рекомендуемых упражнений, указан перечень умений и навыков, которыми должны владеть учащиеся к окончанию каждого класса. На каждом уроке желательны (но не обязательны) упражнения из всех подразделов программы. Они должны проводиться в аналогичной изложению в программе последовательности. В зависимости от задач урока педагог может варьировать поэтапную структуру урока и время, отводимое для упражнений того или иного подраздела, также контролировать дозировку физической нагрузки и отдыха, имея в виду, что в конце урока должны быть проведены упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Весь материал изложен концентрически (с постепенным усложнением, повторением и наращиванием физической нагрузки).
Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети со специальной группой здоровья, инвалиды детства. Это обуславливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении этих детей.
Ожидаемые результаты:
- Снижение заболеваемости;
- Увеличение двигательной активности;
- Повышение уровня физической подготовленности;
- Умение самостоятельно заниматься физической культурой.
Основные разделы программы.
Соревновательно-игровая деятельность.
Под соревновательно-игровой деятельностью в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Её характерной особенностью, отличающей от другой двигательной деятельности, является обязательное присутствие двух противоборствующих сторон.
Комбинирование соревновательно-игровой деятельности позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях.
Суть соревновательно-игровой деятельности сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол, волейбол), подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные признаки несут в себе как игра, так и соревнования.
Использование соревновательно-игровой деятельности способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса, то есть координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают усвоение программного материала.
Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания.
Поэтому с оздоровительной, образовательной и коррекционной точек зрения широкое применение соревновательно-игровой деятельности в физическом воспитании просто необходимо.
Занятия в тренажерном зале.
Занятия в тренажерном зале включают в себя комплексы упражнений на тренажерах, комплексы дыхательной гимнастики, упражнения на ориентировку в пространстве, координацию движений, упражнения на коррекцию правильной осанки. Можно выделить две стороны оздоровительного воздействия занятий в тренажерном зале. Во-первых, это общетренерующее воздействие, способствующее улучшению функционального состояния основных систем организма и резервов здоровья. Во-вторых, это локальное и дозированное воздействие на состояние сердечно-сосудистой системы организма, опорно-двигательного аппарата, на соматическое и психологическое состояние детей.
Тренажерный зал включает в себя две зоны: зону силовых тренажеров и зону кардиотренажеров.
Задача тренажерного зала – адресное воздействие на группы мышц и отдельные мышцы. Вовлекая в работу все мышцы тела, тем самым, увеличивая энергозатраты организма, заставляем его пользоваться отложенным подкожным жиром. Тренажеры позволяют фиксировать необходимую конфигурацию и равномерно распределять нагрузку на каждый участок тела. Занятия на тренажерах разработаны с учетом индивидуальных возможностей и уровня физической подготовленности организма ребенка.
Силовые тренировки на блочных тренажерах, со свободными весами: гантелями, штангами, различными амортизаторами целенаправленно изменяют телесную конструкцию, делают организм более выносливым, развивают способность мышц восстанавливаться после нагрузок повседневной жизни, предотвращают негативные возрастные изменения. Силовые тренировки – это эффективный способ избежать гипотонии (ослабления) мышц и жалоб на суставы. Необходимость сохранять равновесие снаряда способствует улучшению координации. Занятия на механических тренажерах обеспечивают силовую нагрузку на все мышечные группы. Они помогают решать задачи укрепления мышц, развития мышечной силы и силовой выносливости, а также укрепление сухожилий, связок, исправление осанки.
Предназначения кардиотренажеров достаточно широко. Их используют для разминки перед силовой тренировкой и по окончанию занятий для укрепления сердечно-сосудистой системы и увеличения мышечной выносливости.
К кардиотренажерам относятся вертикальный и горизонтальный велотренажеры, беговые дорожки, степперы, эллиптические и гребные тренажеры, которые дают кардио- или аэробную нагрузку на весь организм и тем самым воздействуют на все функциональные системы. Данные тренажеры в основном нагружают мышцы ног, коленные суставы и позвоночник, поэтому на каждом занятии необходимо выполнять упражнения для групп мышц туловища и рук. Кардиотренажеры способствуют решению задач по подъему общего физического состояния ребенка и тренируют выносливость. Кардиоупражнения укрепляют сердце и легкие, снимают стресс. Плавные биоэргономические движения, моделируемые тренажерами, способствуют оптимальному воздействию на организм без вреда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физической культуры "Спортивные игры - баскетбол" 7 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.
Урок физической культуры направлен на обучение передачи и ловли мяча; ведению мяча; бросок мяча в кольцо....
Урок физической культуры "Лёгкая атлетика - прыжок в высоту способом "перешагивание" 9 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.
Урок физической культуры направлен на обучение и совершенствование прыжка в высоту способом "перешагивание"....
Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."
Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Пояснительная записка к адаптивной программе по Ритмике 1-5 классов в коррекционной школе VIII вида.
Основной контингент школ для детей с умственной отсталостью, это дети, страдающие психическими расстройствами, заиканием, дизартрией, алалией в сочетании с общим недоразвитием речи. В силу того,...
Тематическое планирование воспитательских часов в группе продленного дня для 2 класса в коррекционных школах VIII вида
Тематическое планирование воспитательских часов 2 класс...
Интегрированный, открытый урок (биология- физическая культура ) в 9 классе (специальная (коррекционная) школа VIII вида) ( в рамках дней здоровья в школе)
план - конспект интегрированного урока (биология, физическая культура) - 2 академических часа...
Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс для коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Для учащихся 1-4 классов корркционной школы VIII вида....