Пояснительная записка к адаптивной программе 3-его часа по физической культуре 5-9 классов в коррекционной школе VIII вида
рабочая программа по физкультуре (5 класс) по теме

Мухина Мария Андреевна

Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Особенности физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности детей с недостатками в умственном развитии обусловили необходимость включения в учебный план дополнительного факультативного часа по физической культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Физическое воспитание – неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта). Оно направлено на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и лечебно-оздоровительных задач.

Физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и производственному труду. Физическое воспитание способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в общество.

Особенности физического развития, моторики, соматического состояния, нервно-психического статуса и познавательной деятельности детей с недостатками в умственном развитии обусловили необходимость включения в учебный план дополнительного факультативного часа по физической культуре.

ЦЕЛЬ:

 

Содействие укреплению и сохранению здоровья школьников посредством соревновательно-игровой деятельности и занятиям в тренажерном зале.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением основных задач, направленных на:

  1. Укрепление и улучшение уровня физического здоровья учащихся;
  2. Формирование и совершенствование разнообразных двигательных умений и навыков;
  3. Воспитание чувства коллективизма, товарищества, устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости, умение преодолевать трудности;
  4. Коррекция нарушений общего физического развития, психомоторики;
  5. Привитие интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Программа состоит из двух разделов.

Раздел № 1: Соревновательно-игровая деятельность, которая включает подразделы:

1.1.- спортивные игры;

1.2.- подвижные игры;

1.3.- эстафеты.

Раздел № 2: Занятия в тренажерном зале, которые включают подразделы:

2.1.- упражнения на тренажерах;

2.2.- дыхательные упражнения;

2.3.- упражнения на ориентировку в пространстве;

2.4.- упражнения на координацию движений;

2.5.- упражнения на коррекцию правильной осанки.

В каждом подразделе, кроме рекомендуемых упражнений, указан перечень умений и навыков, которыми должны владеть учащиеся к окончанию каждого класса. На каждом уроке желательны (но не обязательны) упражнения из всех подразделов программы. Они должны проводиться в аналогичной изложению в программе последовательности. В зависимости от задач урока педагог может варьировать поэтапную структуру урока и время, отводимое для упражнений того или иного подраздела, также контролировать дозировку физической нагрузки и отдыха, имея в виду, что в конце урока должны быть проведены упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение. Весь материал изложен концентрически (с постепенным усложнением, повторением и наращиванием физической нагрузки).

Следует отметить, что среди учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеются дети со специальной группой здоровья, инвалиды детства. Это обуславливает необходимость учета и реализации строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении этих детей.

Ожидаемые результаты:

  1. Снижение заболеваемости;
  2. Увеличение двигательной активности;
  3. Повышение уровня физической подготовленности;
  4. Умение самостоятельно заниматься физической культурой.

Основные разделы программы.

Соревновательно-игровая деятельность.

Под соревновательно-игровой деятельностью в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально-волевых качеств в условиях игры или соревнования. Её характерной особенностью, отличающей от другой двигательной деятельности, является обязательное присутствие двух противоборствующих сторон.

Комбинирование соревновательно-игровой деятельности позволяет решать широкий круг задач в самых различных условиях.

Суть соревновательно-игровой деятельности сводится к тому, что для решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач на практике, в учебно-тренировочном процессе реально могут использоваться разнообразные физические, технические и тактические упражнения, спортивные игры (пионербол, баскетбол, футбол, волейбол), подвижные игры, эстафеты или комбинации их, когда учащиеся играют и соревнуются одновременно. И часто различие между игрой и соревнованием исчезает, так как двигательные признаки несут в себе как игра, так и соревнования.

Использование соревновательно-игровой деятельности способствует успешному накоплению двигательного опыта, основанного на временных связях, которые вследствие положительного переноса,  то есть координационной общности с изучаемым видом физической деятельности, облегчают усвоение программного материала.

Соревновательно-игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который является эффективным средством не только физического развития учащихся, но и их духовного воспитания.

Поэтому с оздоровительной, образовательной и коррекционной точек зрения широкое применение соревновательно-игровой деятельности в физическом воспитании просто необходимо.

Занятия в тренажерном зале.

Занятия в тренажерном зале включают в себя комплексы упражнений на тренажерах, комплексы дыхательной гимнастики, упражнения на ориентировку в пространстве, координацию движений, упражнения на коррекцию правильной осанки. Можно выделить две стороны оздоровительного воздействия занятий в тренажерном зале. Во-первых, это общетренерующее воздействие, способствующее улучшению функционального состояния основных систем организма и резервов здоровья. Во-вторых, это локальное и дозированное воздействие на состояние сердечно-сосудистой системы организма, опорно-двигательного аппарата, на соматическое и психологическое состояние детей.

Тренажерный зал включает в себя две зоны: зону силовых тренажеров и зону кардиотренажеров.

Задача тренажерного зала – адресное воздействие на группы мышц и отдельные мышцы. Вовлекая в работу все мышцы тела, тем самым, увеличивая энергозатраты организма, заставляем его пользоваться отложенным подкожным жиром. Тренажеры позволяют фиксировать необходимую конфигурацию и равномерно распределять нагрузку на каждый участок тела. Занятия на тренажерах разработаны с учетом индивидуальных возможностей и уровня физической подготовленности организма ребенка.

Силовые тренировки на блочных тренажерах, со свободными весами: гантелями, штангами, различными амортизаторами целенаправленно изменяют телесную конструкцию, делают организм более выносливым, развивают способность мышц восстанавливаться после нагрузок повседневной жизни, предотвращают негативные возрастные изменения. Силовые тренировки – это эффективный способ избежать гипотонии (ослабления) мышц и жалоб на суставы. Необходимость сохранять равновесие снаряда способствует улучшению координации. Занятия на механических тренажерах обеспечивают силовую нагрузку на все мышечные группы. Они помогают решать задачи укрепления мышц, развития мышечной силы и силовой выносливости, а также укрепление сухожилий, связок, исправление осанки.

Предназначения кардиотренажеров достаточно широко. Их используют для разминки перед силовой тренировкой и по окончанию занятий для укрепления сердечно-сосудистой системы и увеличения мышечной выносливости.

К кардиотренажерам относятся вертикальный и горизонтальный  велотренажеры, беговые дорожки, степперы, эллиптические и гребные тренажеры, которые дают кардио- или аэробную нагрузку на весь организм и тем самым воздействуют на все функциональные системы. Данные тренажеры в основном нагружают мышцы ног, коленные суставы и позвоночник, поэтому на каждом занятии необходимо выполнять упражнения для групп мышц туловища и рук. Кардиотренажеры способствуют решению задач по подъему общего физического состояния ребенка и тренируют выносливость. Кардиоупражнения укрепляют сердце и легкие, снимают стресс. Плавные биоэргономические движения, моделируемые тренажерами, способствуют оптимальному воздействию на организм без вреда.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физической культуры "Спортивные игры - баскетбол" 7 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Урок физической культуры направлен на обучение передачи и ловли мяча; ведению мяча; бросок мяча в кольцо....

Урок физической культуры "Лёгкая атлетика - прыжок в высоту способом "перешагивание" 9 класс специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Урок физической культуры направлен на обучение и совершенствование прыжка в высоту способом "перешагивание"....

Статья на тему: "Актуальность курса «История и культура Санкт-Петербурга» в специальных (коррекционных) школах VIII вида."

Необходимость краеведческого образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....

Пояснительная записка к адаптивной программе по Ритмике 1-5 классов в коррекционной школе VIII вида.

Основной контингент школ для детей с умственной отсталостью, это дети, страдающие психическими расстройствами,  заиканием, дизартрией, алалией в сочетании с общим недоразвитием речи. В силу того,...

Рабочая программа по физической культуре 1-4 класс для коррекционной школы VIII вида в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Для учащихся 1-4 классов корркционной школы VIII вида....