Программа дополнительного образования "Бодибилдинг"
рабочая программа по физкультуре по теме
Основная направленность программы физкультурно-оздоровительная по уровню освоения программа предполагает развитие у обучающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Цель программы: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий бодибилдингом.
Данная программа составлена на основе программы «Система строения тела» известного тренера по бодибилдингу Джо Вейдера 2004 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
«Бодибилдинг» |
Руководитель Фомин Сергей Владимирович, учитель физической культуры |
направление | Физкультурно-оздоровительное |
Срок реализации | 2 года |
Надым
2012
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы «Система строения тела» известного тренера по бодибилдингу Джо Вейдера 2004 года.
Актуальность программы
В настоящее время развитие силовых видов спорта, в частности бодибилдинга, получило невиданный размах. Сотни тысяч людей участвуют в конкурсах силачей, десятки тысяч регулярно занимаются бодибилдингом, культуризмом и пауэрлифтингом в секциях под руководством профессиональных тренеров и самостоятельно, используя доступную методическую литературу. Безусловно, бодибилдинг нельзя назвать народным видом спорта, но не было на Руси, ни одного праздника, где не выступали бы силачи-самородки. Для них ничего не стоило сломать подкову, взвалить на спину лошадь, взять на плечи столб и катать на нем, как на карусели, с десяток человек.
Популярность бодибилдинга объясняется простотой, доступностью этого вида спорта, быстрым ростом результатов и благотворным влиянием на здоровье спортсмена. Занятия бодибилдингом способствуют увеличению мышечной силы, укрепляют связки и суставы, помогают выработать выносливость, гибкость и другие физические качества, воспитывают волю, уверенность в своих силах, повышают работоспособность всего организма.
Все это делает бодибилдинг одним из важных средств воспитания всесторонне развитых людей, готовых к высокопроизводительному труду и защите интересов своей Родины.
Достижение высоких спортивных показателей бодибилдинга, как и в любом другом виде спорта, возможно только при условии систематических занятий, направленных на всестороннее физическое развитие, выработку волевых качеств, стремления к постоянному совершенствованию техники выполнения разного рода упражнений. Бодибилдинг в силу своей доступности является одним из эффективных средств развития физических качеств и укрепления здоровья занимающихся.
Новизна программы: заключается в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться Бодибилдингом с «нуля», так как такого раздела нет в школьной программе по физической культуре, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.
Основная направленность программы физкультурно-оздоровительная по уровню освоения программа предполагает развитие у обучающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.
Цель программы: создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий бодибилдингом.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучить обучающихся технике выполнения упражнений;
- дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
- дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта и силовой подготовки;
- обучить учащихся составлять индивидуальные комплексы;
- научить правильно, регулировать свою физическую нагрузку.
Оздоровительные:
- развить силовые и основные физические качества;
- способствовать повышению работоспособности обучающихся;
- укрепить здоровье;
- формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время досуга.
Воспитательные:
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
- воспитывать дисциплинированность;
- способствовать снятию стрессов и раздражительности;
- воспитание морально-волевых качеств;
- подготовка к службе в рядах Российской армии.
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 2 года обучения.
Объём программы: 1 год обучения 144 часа, которые распределяются следующим образом:
- теоретические занятия – 10 часов;
- общая физическая подготовка- 58 часов;
- специальная физическая подготовка- 36 часов;
- технико-тактическая подготовка- 32 часа;
- контрольные испытания- 4 часа;
- контрольные соревнования.
2 год обучения 216 часов, которые распределяются следующим образом:
- теоретические занятия – 14 часов;
- общая физическая подготовка- 95 часов;
- специальная физическая подготовка- 45 часов;
- технико-тактическая подготовка- 54 часа;
- контрольные испытания- 4 часа;
- контрольные соревнования- 4 часа.
Возраст обучающихся
В секции «Бодибилдинг» принимаются все желающие мальчики, юноши в возрасте 13 - 17 лет, 7-11 класс не имеющие противопоказаний врача для данного вида деятельности. Общее состояние здоровья должно быть подтверждено медицинской справкой. Количество обучающихся составляет 10 человек в каждой группе.
В процессе обучения используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- деятельный;
- исследовательский.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы занятий:
- комбинированное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);
- типовое занятие;
- групповые;
- индивидуальные;
- круговая тренировка;
- тестирование;
- консультация;
- практикум;
- учебная игра.
Основной формой организации и проведения учебно-тренировочного процесса является групповой занятие. Занятие по бодибилдингу состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия определяются свои задачи и средства их решения.
Подготовительная часть (20% времени всего занятия): организация занимающихся, изложение задач и содержание занятия, разогрев и подготовка организма к выполнению специальных нагрузок, формирование осанки, развитие координации движений и др.
Рекомендуются средства: строевые и порядковые упражнения, разные виды ходьбы, бега, прыжков, обще развивающие упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости, специальные подготовительные упражнения с предметами и без предметов, имитация техники упражнений.
Основная часть (70% времени занятия) изучение или совершенствование техники упражнений или отдельных элементов, дальнейшее развитие силовых, скоростно-силовых и других физических качеств.
Средства. Классические и специально-вспомогательные упражнения, подбираемые с учётом первостепенности скоростно-силовых упражнений, а в последующем – силовые упражнения, также чередование упражнений, выполняемых в быстром и медленном темпе, упражнения в изометрическом и уступающем режимах работы мышц. Вес отягощения должен быть вариантным: применяются отягощения малые, средние и максимальные, основная тренировка со средними и большими весами.
Заключительная часть (10% времени занятия): приведение организма занимающихся в состояние относительного покоя, подведение итогов занятия.
Средства. Различная ходьба, прыжки, упражнения для мышц брюшного пресса, висы, размахивания и раскачивания, упражнения для расслабления и успокоения дыхания. Уборка инвентаря, подведение итогов урока, замечания и задания на дом.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
- текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме;
- рубежный, который проводится после завершения изучения каждого раздела;
- итоговый, проводимый после завершения всей дополнительной образовательной программы.
Контроль осуществляется в следующих формах:
- контрольные испытания;
- тестирование физических качеств;
- контрольные соревнования.
Критерии оценивания
Уровень «отлично»
- занимающийся знает, как составлять персональную программу тренировок;
- занимающийся знает и применяет на практике теоретические сведения;
- занимающийся умеет самостоятельно составлять и реализовывать персональную программу тренировок, индивидуальные программы укрепления здоровья, составлять программу развития воли, решительности, выдержки, самообладания;
- занимающийся применяет на практике ЗУН.
Уровень «хорошо»
- занимающийся знает, как составлять персональную программу тренировок;
- занимающийся умеет самостоятельно составлять и реализовывать персональную программу тренировок, индивидуальные программы укрепления здоровья, составлять программу развития воли, решительности, выдержки, самообладания
Уровень «удовлетворительно»
- занимающийся знает, как составлять персональную программу тренировок.
Режим занятий:
Вторник-Четверг
14.40-16.20
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- контрольные испытания сентябрь, май учебного года;
- контрольные соревнования декабрь, апрель учебного года;
- тестирование физических качеств каждый месяц;
участие в школьных соревнованиях согласно календарного плана.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
I год обучения
Общая физическая подготовка:
- подтягивание на высокой перекладине (не менее 6-8 раз);
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (не менее 25 раз).
Специальная физическая подготовка:
- жим штанги, лёжа 50 кг;
- приседание со штангой 60 кг;
- становая тяга 70 кг.
II год обучения
Общая физическая подготовка:
- подтягивание на высокой перекладине (не менее 8-10 раз);
- сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (не менее 30 раз).
Специальная физическая подготовка:
- жим штанги, лёжа 60 кг;
- приседание со штангой 70 кг;
- становая тяга 80 кг.
Способами проверки результатов являются: контрольные испытания, тестирование, контрольные соревнования.
Материально-техническая база для реализации программы:
1. Спортивный зал.
2. Тренажёрный зал.
3. Тренажёры.
4. Штанги большие.
5. Штанги маленькие.
6. Диски для штаги разного веса.
7. Гири 16,24,32 кг.
8. Гантели разного веса.
9. Обручи гимнастические.
10. Скакалки гимнастические.
11. Мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные.
12. Секундомер.
13. Рулетка.
Учебно-тематический план секции «Бодибилдинг»
1 год обучения
Первый год обучения проходит в 3 этапа и направлена на наработку базовой техники упражнений и подготовку сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц и связок для более интенсивных занятий.
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Теоретические занятия | |||
1. | Техника безопасности при занятиях бодибилдингом. | Техника безопасности при занятиях атлетической гимнастикой. Техника безопасности при работе с оборудованием и снарядами в зале атлетической гимнастики. | 2 |
2. | История развития силовых видов спорта. | История развития атлетической гимнастики. История развития тяжелой атлетики. История развития бодибилдинга. История развития пауэрлифтинга. Выдающиеся атлеты и их спортивные достижения. | 1 |
3. | Физическая культура и спорт в России. | Понятие о физической культуре. Значение занятий физической культурой. Распорядок дня и двигательный режим обучающегося. | 1 |
4. | Техника выполнения базовых упражнений. | Техника выполнения жимов (лежа, сидя, стоя). Техника выполнения тяги (стоя, сидя). Техника выполнения приседаний. | 1 |
5. | Гигиена спорта. | Режим питания, калорийность отдельных продуктов. Питьевой режим. Закаливание. Режим дня. Вредные привычки | 1 |
6. | Правила работы с оборудованием в тренажерном зале. | Конструкция тренажеров. Назначение тренажеров. Принцип и правила работы. | 1 |
7. | Анатомия человека. Строение и функционирование мышечного волокна. | Основные мышечные группы и их строение. Назначение мышц. Строение мышечного волокна. Сократимость мышечного волокна. | 1 |
8. | Основные правила построения тренировки. | Значение разминки. Постепенное наращивание нагрузки. Проработка больших и мелких мышечных групп. Значение стрейчинга. | 1 |
9. | Самоконтроль при занятиях бодибилдингом. | Объективный самоконтроль. Субъективный самоконтроль. Дневник самоконтроля. | 1 |
ИТОГО: | 10 | ||
Практические занятия | |||
1. | Общая физическая подготовка. | Общая подготовка, как основа развития различных качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Требования к общей физической подготовке троеборцев. Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Общеразвивающие упражнения с предметом. Упражнения из акробатики. Лёгкая атлетика. Спортивные игры. Подвижные игры. | 58 |
2. | Специальная физическая подготовка. | Освоение жима лежа на горизонтальной скамье, жима сидя из-за головы, с груди. Жим гантелей двумя руками сидя. Становая тяга. Тяга двумя руками сидя (спина). Тяга штанги к подбородку стоя. Разведение рук с гантелями лежа. Подъем гантелей через стороны (плечи). Приседания. Комплексы № 1-3 | 36 |
3. | Технико-тактическая подготовка. | Изучение и закрепление техники базовых упражнений. | 32 |
4. | Контрольно-переводные испытания. | В начале учебного года и в конце учебного года. | 4 |
5. | Контрольные соревнования. | Соревнования в декабре и апреле. | 4 |
ИТОГО: | 134 | ||
Итого по I году обучения: | 144 | ||
Вне учебная работа | |||
1. | Посещение соревнований по бодибилдингу, пауэрлифтингу, гиревому спорту. | 8 | |
2. | Ремонт зала и оборудования. | 6 | |
3. | Участие в спортивных мероприятиях школы. | 6 |
Учебно-тематический план секции «Бодибилдинг»
2 год обучения
В отличие от первого года обучения, предусматривающего освоение техники упражнений, на второй особое внимание уделяется составлению тренировочных программ с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.
№ п/н | Тема | Содержание | Кол-во часов |
Теоретические занятия | |||
1. | Техника безопасности при занятиях бодибилдингом. | Техника безопасности при работе с оборудованием и снарядами в гимнастическом зале. | 2 |
2. | Самоконтроль в системе занятий бодибилдингом. | Частота сердечных сокращений (ЧСС). Артериальное давление (Ад). Период восстановления. | 2 |
3. | Спортивное питание. | Сбалансированное питание (белки, жиры, углеводы). Протеиновые смеси. Витамины. Запрещенные препараты. | 2 |
4. | История развития силовых видов спорта. | История развития атлетической гимнастики в дореволюционной России. История развития пауэрлифтинга в России. История, развитая бодибилдинга в России. | 2 |
5. | Способы регулирования нагрузки. | Период отдыха, интенсивность выполнения упражнений. Дозировка. | 2 |
6. | Первая медицинская помощь при травмах. | Первая медицинская помощь при кровотечениях. Первая медицинская помощь при растяжении связок, разрыве мышц, вывихах. | 2 |
7. | Правила соревнований. | Правила и организация соревнований по бодибилдингу. Правила и организация соревнований по гиревому спорту. | 2 |
Итого: | 14 | ||
Практические занятия | |||
1. | Общая физическая подготовка. | Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов. Общеразвивающие упражнения с предметом. Упражнения из акробатики. Лёгкая атлетика. Спортивные игры. Подвижные игры. | 95 |
2. | Специальная физическая подготовка. | Включение в тренировочные программы упражнений, выполняемых с учетом того или иного принципа тренировки. Работа по комплексам № 4, 5. | 45 |
3. | Технико-тактическая подготовка. | Технические и тактические приемы базовых упражнений. | 54 |
4. | Контрольно-переводные испытания. | В начале учебного года и в конце учебного года | 4 |
5 | Контрольные соревнования. | Соревнования в декабре и апреле. | 4 |
Итого: | 202 | ||
Итого по II году обучения: | 216 | ||
Вне учебная работа | |||
1. | Посещение соревнований по бодибилдингу, пауэрлифтингу, гиревому спорту. | 8 | |
2. | Ремонт зала и оборудования. | 6 | |
3. | Участие в мероприятиях школы. | 6 |
Список литературы
Литература для обучающихся
1. Акопянц М.Б. «Мы атлеты» М.-«Просвещение», 1994
2. Дворкин Л.С. «Силовые единоборства» Ростов-на-Дону «Феникс», 2001 г.
3. Дж. Вейдер «Бодибилдинг. Фундаментальный курс» М.-«Терра-спорт» 1997 г.
4. Курт Брунгардт «Идеальные мышцы рук» «Попурри», Минск 2003 г.
5 .Мамонов В. «Атлетическая гимнастика» Ростов-на-Дону «Феникс», 2001 г.
6. Оскар Хейденштам «Бодибилдинг для начинающих» ИТД «Гранд» М.-2002 г.
7. Романовский В.Е., Руденко Е.И. «Бодибилдинг для всех»
Ростов-на-Дону «Феникс», 2003 г.
Литературы педагога
1. Акопянц М.Б. «Сила плюс грация» М.-Физкультура и спорт, 1990 г.
2. Ашмарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания»
М.-«Просвещение», 1990 г.
3. Вайнбаум Я.С. «Дозирование физических нагрузок школьников»
М.-«Просвещение», 1991 г.
4. Гусев Е.И. «Полный курс бодибилдинга от начинающих до профессионалов»
Минск «Харвест», 2002 г.
5. Дж. Вейдер «Система строения тела» М.-Физкультура и спорт, 2004 г
6. Зверев С.М. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Спортивные кружки и секции». М.-Просвещение, 1986 г.
7. Кузнецов. В.С., Колодницкий Г.А. «Прикладная физическая подготовка 10-11 класс» М.-«Владос пресс» 2003 г.
8. Скрипкина О.М. «О себе и о Дворце» Сборник образовательных программ.
Омск - 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...