Рабочая программа по волейболу дополнительного образования
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа по волейболу для учителей дополнительного образования (ОДОД). Данная программа выполнена по всем требованиям. Расчитана на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по волейболу (ОДОД) | 362.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 193
Центрального района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета ___________________________________ Протокол № от 20__ | УВЕРЖДЕНО: директор ГБОУ СОШ №193 Санкт-Петербурга _____________________Е.Е.Хохлова |
Образовательная программа
по волейболу
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 13-18 ЛЕТ.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ - 2 ГОДА.
Автор-составитель:
Фролова Наталия Евгеньевна,
Педагог дополнительного образования.
Санкт - Петербург
2013-2014
Содержание
№ п/п | Содержание программы | |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Учебно-тематический план и содержание программы 1-ого года обучения | 10 |
III. | Учебно-тематический план и содержание программы 2-ого года обучения | 15 |
IV. | Методическое обеспечение ДОП | 20 |
V. | Список литературы | 32 |
I. Пояснительная записка
1.1. Краткая характеристика изучаемого предмета
Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.
В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.
В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получив
большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье. Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой.
1.2. Направленность образовательной программы
Направленность дополнительной образовательной программы волейбола физкультурно-спортивная. В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата. Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Воспитывая в школьниках самостоятельность, тренер помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте.
Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей в:
- Самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, определении своих возможностей);
- Самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств);
- Самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам);
Педагогам важно создать для учащихся такое пространство, которое отвечало бы их возрастным потребностям и при этом благоприятно отражалось на нравственном развитии. Тренеры-преподаватели поддерживают природное любопытство учащихся, неуёмную физическую энергию, желание заниматься спортом. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями.
При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим.
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, принятая Правительством Российской Федерации 7 августа 2009г., определяет основные направления развития и значение физической культуры и спорта в стране как создание условий для здорового образа жизни граждан, приобщение к систематическим занятиям физической культурой и спортом, повышение массовости физической культуры и спорта, обеспечение доступа к развитой спортивной инфраструктуре, повышение конкурентоспособности российского спорта, пропаганду нравственных ценностей физической культуры и спорта.
Создавая программу учебно-тренировочных занятий по волейболу для детей 13-18 лет, мы опирались на типовую учебную программу по волейболу для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (авторы - составители: Ю.Д. Железняк, доктор пед. наук; А.В. Чачин, кандидат пед. наук; Ю.П. Сыромятников, доктор мед. наук). Программа разработана на основе нормативных требований по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, сформированные на основе научно-методических материалов и рекомендаций по подготовке спортивного резерва, опыт работы спортивных школ по волейболу. Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ по волейболу.
1.3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается использование тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск информации в интернете, просмотр учебных программ, видеоматериала и т. д.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 13-18 лет и реализуются в течение учебного года. Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.
Педагогическая целесообразность
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено на основе общих методических положений;
-от простого к сложному,
-от частного к общему,
- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с сенситивными возрастными периодами.
1.4. Цель образовательной программы
Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
1.5. Задачи образовательной программы
Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Основной показатель работы спортивной школы по волейболу - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и юношеских сборных команд страны, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях школы.
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;
- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
1.6. Отличительные особенности данной программы
При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.
3. воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.
1.7. Условия приема в программу
В программу принимаются дети в возрасте 13-18 лет, проявляющие интерес к занятиям по волейболу, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.
Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке. При условии выполнения разрядных норм возможно зачисление подростка сразу в группу 2-го года обучения (минуя 1-й год).
1.8. Сроки реализации программы
Программа курса волейбол рассчитана на два года. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-18 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры. В данной программе представлено содержание работы на двух этапах: 1 – начальной подготовки, 2 – учебно-тренировочной.
Первый год - 144 часа, второй год-144 часа. Форма реализации программы – очная.
Условия приема детей: в секцию принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.
1.9. Режим занятий
Программа по волейболу реализуется на базе ГБОУ СОШ №193. Занятия проводятся в спортивном зале два раза в неделю по два часа.
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях школы.
Режим учебно-тренировочной работы
и требования по физической и технической подготовке
по волейболу
Этапы подготовки | Год обучения | Минимальный возраст для зачисления | Минимальное число учащихся в группе | Максимальное кол-во учебных часов в неделю | Требования по физической, технической подготовке |
Начальной подготовки | 1 2 | 13 | 15 15 | 4 4 | Выполнение нормативов по физической и технической подготовке |
Учебно- тренировочный | 1 2 | 13 | 15 15 | 4 4 | Выполнение нормативов по ОФП, СФП, технико-тактической подготовки,
|
Режим занятий, наполняемость групп на разных этапах подготовки.
Наименование этапа | Год Обучения | Возраст для зачисления | Кол-во обучающихся | Кол-во в неделю | |
занятий | Часов | ||||
Начальная подготовка | 1-ый год | 13-18 лет | 15 | 2 | 4 |
Учебно-тренировочный режим | 2-ой год | 13-18 лет | 16 | 2 | 4 |
1.10. Формы организации занятий
Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются:
- Групповые, теоретические и практические занятия,
- Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
- Подвижные игры,
- Эстафеты,
- квалификационные испытания.
Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по волейболу. Главная задача педагога дать учащимся основы владения мячом, тактики и техники волейбола. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.
1.11. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности Учащиеся должны
Знать:
- основы строения и функций организма;
- влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
- правила оказания первой помощи при травмах;
- гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и
- спортивной одежде;
- правила игры в волейбол;
- места занятий и инвентарь.
Уметь:
- выполнять программные требования по видам подготовки;
- владеть основами техники и тактики волейбола;
- правильно применять технические и тактические приемы в игре.
Формы и способы проверки результативности
Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
Содержание программы
В основу отбора и систематизации материала содержания программы положены принципы комплексности, преемственности и вариативности. Принцип комплексности программы выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон учебно- тренировочного процесса: теоретической, практической, физической и психологической подготовки, педагогического и медицинского контроля. Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями возрастающего мастерства спортсменов, постепенном, от этапа к этапу усложнений содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, единстве задач, средств и методов подготовки. Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для подготовки спортсменов. Исходя из конкретных обстоятельств, при решении той или иной педагогической задачи учитель может вносить свои коррективы в построении учебно-тренировочных занятий, не нарушая общих подходов. Учебный материал усложняется в зависимости от года обучения. Образовательный компонент программы предполагает обучение подростков 13-18 лет, параллельно которому идёт включение воспитательного процесса, организованного через тренировку. Данный процесс происходит не стихийно, а в результате целенаправленного педагогического воздействия. Программа предполагает: индивидуальное консультирование в течение учебного года и предсоревновательную подготовку обучающих.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
1.12. Формы подведения итогов реализации программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.
По итогам этих испытаний обучающиеся, выполнившие нормативные требования, переводятся в группы следующего года обучения. Не выполнившие норматив остаются в группе на повторный курс обучения.
МОНИТОРИНГ
реализации образовательной программы
Вид контроля | Форма и содержание | Дата проведения |
1.Вводный контроль. | Собеседование, тренировочные занятия | Сентябрь |
2.Текущий контроль. | Соревнования, тренировочные занятия | В течение года. |
3.Промежуточный контроль | Соревнования | Ноябрь, апрель |
4.Контрольно-оценочные и переводные испытания | Контрольные испытания. Соревнования. | Декабрь Май |
II. Учебно-тематический план 1-го года обучения
2.1. Задачи 1-го года обучения
- Познакомить с историей возникновения данного вида спорта и его развития, с правилами игры и соревнований;
- Научить специальным упражнениям для овладения первоначальными навыками игры;
- Знакомство с игровой специализацией по функциям игроков;
- Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
- Содействие правильному физическому развитию детей и подростков;
- Повышение общей физической подготовленности;
- Развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;
- Развитие двигательной активности, координации движений, выносливости;
- Развитие навыков игры в волейбол, тактических знаний, приёмов владения мячом и игровой ситуацией;
- Приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- Подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.
2.2. Учебно-тематический план 1-го года обучения
№п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение. История возникновения и развития волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена. | 5 | 5 | |
2. | Общеразвивающие упражнения (ОРУ) | 20 | 20 | |
3. | Общая физическая подготовка (ОФП) (Подготовительные упражнения.) | 56 | 1 | 55 |
4. | Техническая подготовка (ТП) (Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки). | 14 | 1 | 13 |
5. | Специальная физическая подготовка (СФП) (Подвижные игры. Эстафеты). | 36 | 36 | |
6. | Тактическая подготовка (ТП) (Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча). | 9 | 1 | 8 |
7. | Контрольно-оценочные и переводные испытания | 4 | 4 | |
Итого: | 144 | 8 | 136 |
2.3. Содержание программы 1-го года обучения
Введение (4 часа)
История возникновения и развития волейбола.
Правила безопасности при занятиях волейболом.
Правила игры.
Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной.
Режим дня спортсмена.
Общеразвивающие упражнения (20 часов)
ОРУ на месте без предметов
ОРУ в движении без предметов
ОРУ с набивными мячами
ОРУ с волейбольными мячами
ОРУ в парах
Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория (1 час)
Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика (55 часа)
Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим.
Эстафеты. Подвижные игры.
«Салки по месяцам». Дети строятся в шеренгу. В 12–15 м от них обозначается линия. Выбирается водящий. Он говорит: «Все, кто родился в январе, – вперед!» Ребята, день рождения которых падает на этот месяц, бегут к противоположной линии, а водящий пытается их осалить. Из тех, кто осален, выбирается новый водящий. Он вызывает детей, родившихся в феврале, и т.д. Победителями становятся игроки, не осаленные водящим.
«Азбука». Две команды образуют шеренги на противоположных сторонах площадки, каждая за своей линией. Воспитатель называет одну букву алфавита. Это служит началом игры. Все ребята одновременно, не толкаясь, перебегают на противоположную сторону площадки и выстраивают названную букву (основанием к центру площадки), после чего принимают положение упора присев. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз задается другая буква.
«Делай наоборот». Ребята строятся в шеренгу, либо колонну. Учитель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, педагог выполняет наклон вперед, а ученики должны выполнить наклон назад и т. д. Побеждает тот, кто ни разу не перепутает направление движения.
«Вызов номеров». Ребята делятся на две равные по числу команды и выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В каждой команде игроки рассчитываются по порядку. На расстоянии 10–12 м против каждой команды ставится поворотная стойка. Учитель произвольно называет различные номера. Игроки, номер которых назвали, добегают до стойки, огибают ее и возвращаются на свое место. Тот, кто сделает это первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.
Правило 1: Если оба игрока прибежали одновременно, то очко не присуждается никому.
Правило 2: Если игрок не добежал до конечного пункта, то очко засчитывается его сопернику из другой команды.
«Эстафета цветов (зверей, птиц)». Подготовка и инвентарь те же, что в предыдущей игре. Игроки, стоящие в каждой команде первыми, вторыми и т. д., принимают название цветка (зверя, птицы). Учитель называет любой цветок (зверя, птицу). Участники игры, носящие данное название, бегут к стойке, огибают ее и возвращаются обратно. Тот, кто прибежит первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.
«Пустое место». Играющие становятся в круг на расстоянии полушага друг от друга, руки за спиной. За кругом – водящий. Он бежит за спинами участников игры, дотрагивается до кого-либо, после чего бежит по кругу в другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на пустое место. Водящим становится тот, кто не успел занять свободное место.
«Удочка». Дети становятся в круг, а водящий с веревкой в руках – в центр круга. Водящий вращает веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами игроков. Ребята внимательно наблюдают за движением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек оказывается около их ног. Задевший мешочек или веревку ногами становится водящим, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто за установленное время ни разу не зацепил веревку с мешочком.
«Охотники и утки». Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» образуют круг, перед их носками проводится линия. «Утки» располагаются произвольно внутри круга. У одного из «охотников» в руках мяч. По сигналу учителя «охотники», перебрасывая мяч в разных направлениях, стараются осалить («подстрелить») им «уток», которые свободно передвигаются внутри круга. «Утки» увертываются от мяча. «Охотник», «подстреливший утку», меняется с ней ролями, и игра продолжается. Выигрывают те, кто дольше пробыл в роли «уток».
Игру можно проводить и на время: 3 мин. «стреляют» одни «охотники», затем 3 мин. – другие. Отмечается, кто больше «настрелял уток» за это время.
«Дни недели». Один конец шнура, резинки привязывается к дереву, либо стойке на высоте 40 см, другой конец держит учитель. Он называет первый день недели: понедельник. Дети один за другим с разбега перепрыгивают через шнур. С каждым днем недели высота шнура увеличивается на 5 см. Выигрывают дети, за 7 прыжков меньшее число раз задевшие шнур.
«Кто дальше прыгнет». Дети строятся в две колонны перед прыжковой ямой. Сбоку от ямы делаются отметки, соответствующие 5, 10, 15 очкам. Ребята из первой команды выполняют каждый по одному прыжку и подсчитывают сумму набранных очков. После этого аналогичное задание выполняет вторая команда. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.
«Подвижная цель». Дети строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводится окружность. Один из играющих получает мяч. Выбирается водящий, который идет в середину круга. Участники игры, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего, а водящий – увернуться от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, меняется с ним местами. Игра продолжается 5–7 мин., после чего отмечаются наиболее ловкие водящие, сумевшие продержаться в кругу дольше других, и самые меткие игроки.
Правила:1.Засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища. Попадание в голову не засчитывается. 2. Попадание мяча, отскочившего от земли, не засчитывается. 3. При броске мяча в водящего нельзя заступать за линию круга.
«Вращение обручей». Дети располагаются по кругу, в руках у каждого обруч. По сигналу учителя они начинают вращать обручи. Побеждает тот, чей обруч вращается дольше. Игра повторяется 2–3 раза, после чего определяются победители. Если обручей на всех не хватает, дети выполняют задание по очереди.
«На новое место». Дети строятся в 2–4 колонны перед линией старта. В 15–20 м от нее проводится еще линия. По сигналу учителя первые и вторые номера в каждой колонне, взявшись за руки, бегут за линию. Первые номера остаются на новом месте, а вторые возвращаются, берутся за руки с игроками, стоящими третьими, и опять бегут до линии. Вторые номера остаются, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т. д. Побеждает команда, все игроки которой раньше окажутся за второй линией.
Игровые задания с элементами спортивных игр:
волейбол: «Точный пас», «Вверх-вниз», «Навстречу через сетку»;
футбол: «Мяч в сетку», «Порази в цель», «Послушный мяч».
Техническая подготовка (ТП)
Теория (1 час)
Значение технической подготовки в волейболе.
Практика (13 часов)
Стойки игрока.
Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху).
Подачи снизу.
Прямые нападающие удары.
Защитные действия (блоки, страховки).
Специальная физическая подготовка (СФП)
Практика (37 часов)
Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к другим.
Акробатические упражнения.
Подвижные и спортивные игры.
Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).
Тактическая подготовка (ТП)
Теория (1 час)
Правила игры в волейбол.
Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика (8 часа)
Тактика подач.
Тактика передач.
Тактика приёмов мяча
2.4. Ожидаемый результат.
1 год обучения
По окончании первого года обучения, учащийся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширять представление о технических приемах в волейболе;
3. Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
8.Освоить технику верхних передач;
9.Освоить технику передач снизу;
10.Освоить технику верхнего приема мяча;
11.Освоить технику нижнего приема мяча;
12.Освоить технику подачи мяча снизу;
Оценка результатов.
Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.
III. Учебно-тематический план 2-го года обучения
3.1. Задачи 2-го года обучения
На втором году обучения групп начальной подготовки происходит логическое продолжение изучения технического, тактического арсенала и физической подготовленности занимающихся.
По-прежнему основное внимание уделяется физической и технической подготовке, но уменьшается количество часов на физическую подготовку и увеличивается — на тактическую.
Основной задачей работы в учебно-тренировочных группах является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.
- Чередование подготовительных и подводящих упражнений к техническим приемам.
- Чередование подготовительных упражнений для развития специальных качеств и выполнения изученных технических приемов.
- Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях: в нападении, в защите, в нападении и защите.
- Чередование изученных тактических действий: индивидуальных, групповых, командных - в нападении, защите, в нападении и защите.
- Многократное выполнение изученных технических приемов - отдельно и в сочетаниях.
- Многократное выполнение изученных тактических действий.
- Учебные игры с заданиями на обязательное применение изученных технических приемов и тактических действий.
- Контрольные и календарные игры с применением изученного технико- тактического арсенала в соревновательных условиях.
В процессе занятий в этих группах решаются следующие задачи: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований; подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.
3.2. Учебно-тематический план 2-ого года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение. (Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях. История развития волейбола в России. Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня. Врачебный контроль. Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология). | 4 | 4 | |
2. | Общеразвивающие упражнения (ОРУ) Общая физическая подготовка. Повторение правил выполнения разминки: ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в движении. | 10 | 10 | |
3. | Общая физическая подготовка (ОФП) (Подготовительные упражнения.) Упражнения с набивными мячами. Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки. Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями. Упражнения на ловкость. | 30 | 30 | |
4. | Техническая подготовка и тактическая подготовка (ТТП). Техника владения мячом нижняя прямая подача нижняя боковая подача верхняя боковая подача верхняя прямая подача верхняя передача мяча передача мяча в прыжке прямой нападающий удар Техника овладения мячом прием мяча снизу двумя руками прием мяча снизу одной рукой прием мяча сверху двумя руками блокирование Техника игры в нападении командные действия система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4 групповые действия индивидуальные действия – выбор места, тактика подачи, тактика передачи, тактика нападающего удара Тактика игры в защите система защиты 3-1-2 углом вперед, 3 -2-1 углом назад, смешанная защита групповые действия взаимодействие защитников взаимодействие блокирующих взаимодействие страхующих индивидуальные действия: выбор места, прием подачи, прием нападающего удара, одиночное блокирование. Итоговый контроль – подача на точность. | 78 24 24 14 14 | 2 | 76 24 3 3 3 3 3 4 5 24 7 6 7 4 14 6 4 4 14 5 4 4 1 |
5. | Специальная физическая подготовка (СФП) Двухсторонние игры соревновательного характера. Отработка навыков судейства, ведение протоколов, жестикуляция, терминология Игры по волейболу между классами Соревнования по волейболу | 18 | 1 1 | 16 4 6 |
7. | Контрольно-оценочные и переводные испытания | 4 | 4 | |
Итого: | 144 | 8 | 136 |
3.3. Содержание программы 2-ого года обучения
Введение (4 часа)
Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях.
История развития волейбола в России.
Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.
Врачебный контроль.
Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология.
Общеразвивающие упражнения
Практика (20 часов)
ОРУ с предметами.
ОРУ без предметов.
ОРУ на месте.
ОРУ в движении.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Практика (40 часов)
Упражнения с набивными мячами.
Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.
Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.
Упражнения на ловкость.
Техническая подготовка и Тактическая подготовка (ТТП)
Теория (2 часа)
Значение технической подготовки в волейболе.
Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика (76 часов)
Нижняя прямая подача
Нижняя боковая подача
Верхняя боковая подача
Верхняя прямая подача
Верхняя передача мяча
Передача мяча в прыжке
Прямой нападающий удар
Прием мяча снизу двумя руками
Прием мяча снизу одной рукой
Прием мяча сверху двумя руками
Блокирование
Командные действия:
Система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4
Индивидуальные действия:
Выбор места
Тактика подачи
Тактика передачи
Тактика нападающего удара
Тактика игры в защите
Система защиты 3-1-2 углом вперед,
3 -2-1 углом назад, смешанная защита
Групповые действия:
Взаимодействие защитников
Взаимодействие блокирующих
Взаимодействие страхующих
Двухсторонняя игра по правилам.
Контрольные испытания по тактическим действиям в защите.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория (2 часа)
Отработка навыков судейства, жестикуляционной терминологии
Оформления протоколов и заявок на участие в соревнованиях.
Практика (16 часов)
Специальные упражнения для развития выносливости
Бег на длинные дистанции, эстафетный бег, челночный бег
Двухсторонние игры соревновательного характера
Отработка качества передачи и приёмов мяча.
Контрольно-оценочные и переводные испытания (4 часа)
Планирование на следующий учебный год.
Ожидаемый результат.
По окончании второго года обучения, учащиеся должны:
1. Уметь играть по правилам;
2. Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
3. Освоить технику нападающего удара;
4. Овладеть навыками судейства;
5. Уметь управлять своими эмоциями;
6. Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
7. Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
8. Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
9. Овладеть техникой блокировки в защите;
10. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.
IV. Методическое обеспечение ДОП
4.1. Методическое обеспечение 1-го года обучения
№ п/п | Тема занятия | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ | ||||
Форма занятия | Методы / приемы | ТСО наглядность | Форма контроля | |||
текущий | итоговый | |||||
1. | Вводное занятие. | Коллективная | Словесные (беседа, инструктаж, история, игры – знакомства) | Инструкция по технике безопасности | опрос | - |
2. | История волейбола в России. | Коллективная | Словесные (беседа, просмотр кинофильма). | Видеомагнитофон | Анализ в ходе просмотра | опрос |
3. | Гигиена и санитария, врачебный контроль. | Коллективная | Беседа. | Плакаты | Медицинская комиссия | - |
4. | Оказание первой медицинской помощи. | Коллективная Групповая | Рассказ, показ | Плакаты, презентации. | Опрос | - |
5. | Правила игры и соревнования. | Коллективная | Рассказ | Плакаты, презентации | Опрос | Собеседование |
6. | Сведения о строении организма | Коллективная | Рассказ | Плакаты, презентации | Опрос | - |
7. | Оборудование и инвентарь | Коллективная | Беседа | Наглядный материал | - | Обсуждение |
8. | Техника безопасности | Коллективная | Беседа | - | - | - |
9. | ОФП | Коллективная | Рассказ, показ | Наглядный материал | Контроль | - |
10. | СФП | Коллективная Групповая | Словесные (объяснения) | Необходимые спортивные атрибуты | Контроль | Обсуждение |
11. | Техническая подготовка | Групповая | Рассказ, показ, демонстрация | Наглядный материал | Контроль | Обсуждение |
12. | Тактическая подготовка | Групповая | Рассказ | Наглядный материал | Контроль | Обсуждение |
13. | Интегральная подготовка | Коллективная | Рассказ | - | Контроль | Обсуждение |
14. | КПИ | Командная | - | - | Контроль | - |
4.2. Методическое обеспечение 2-го года обучения
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата | Графа учёта |
1 | Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры и методика судейства | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная | Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства. | Вводный, положение о соревнованиях по волейболу. | |
2 | Общефизическая подготовка Волейболиста | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, поточная, фронтальная | Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки | Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего | Тестирование, карточки судьи, протоколы | |
3 | Специальная подготовка | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест. | |
4 | Техническая подготовка волейболиста | Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Терминология, жестикуляция. | Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование | |
5 | Игровая подготовка | групповая, подгрупповая, коллективно-групповая | практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. | Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи | Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование |
Формы и методы обучения
Образовательный процесс включают в себя:
Словесные методы:
1.Обзорные беседы;
2.Обсуждение игровых моментов.
Наглядные методы:
1.Самостоятельный разбор тактических действий игроков;
2. Просмотр видеокассет игр по волейболу
Необходимые умения и навыки для реализации программы
1. Создать стабильный коллектив в группе.
2. Уметь применять полученные знания на практике.
3. Уметь оценивать различные ситуации.
4. Развивать устойчивый интерес к занятиям по волейболу;
5. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни.
6. Прививать умение выполнять правила личной гигиены.
7. Умение организовать рабочее место.
8. Умение выбирать способ деятельности.
9. Умение сравнивать, обобщать, анализировать свои действия.
Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности
Эмоциональные методы:
- Поощрение;
- Порицание;
- Создание ситуации успеха:
- Стимулирующее оценивание.
Познавательные методы:
- Познавательный интерес;
- Выполнение творческих заданий;
- Развивающая кооперация.
Волевые методы:
- Предъявление учебных требований;
- Информация об обязательных результатах обучения;
- Познавательные затруднения;
- Прогнозирование деятельности.
Социальные методы:
- Создание ситуации взаимопомощи;
- Поиск контактов и сотрудничества;
- Заинтересованность в результатах.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов. В основу программы легли определенные педагогические принципы: принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.
Принцип дополнительности - монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности. Принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности. Принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению,
условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения. Принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития. Принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".
Контрольные и календарные игры:
- Участие в первенстве школы по волейболу;
- Участие в товарищеских играх своего микрорайона;
- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу;
- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств;
- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по волейболу.
Дидактические материалы:
- Правила игры в волейбол.
- Правила судейства в волейболе.
- Положение о соревнованиях по волейболу.
Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.
- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.
- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.
- Инструкции по охране труда.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.
Контрольные нормативы
По технической подготовке
Этап начальной подготовки.
- Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4.
- Передача сверху у стены, стоя и сидя (чередования).
- Подача нижняя прямая на точность.
4. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3.
Учебно- тренировочный этап.
- Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
- Подача верхняя прямая на точность.
- Подача в прыжке на точность (в правую и левую половины площадки).
- Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.
- Нападающий удар прямой:
- из зоны 4 в зоны 4 и 5 с высоких и средних передач;
- из зоны 3 в зоны 4 и 5;
- из зоны 2 в зоны 1 и 2.
6. Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5.
7. Одиночное блокирование прямого удара по ходу.
По физической подготовке
Этапы начальной подготовки и учебно-тренировочной.
- Бег 30 м.
- Бег с изменением направления (5x6 м).
- Прыжок в длину с места.
- Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
- Бег 92 м с изменением направления («елочка»).
6. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
По игровой подготовке
Этап начальной подготовки.
1. Мини-волейбол (по специальным правилам).
2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
Учебно-тренировочный этап. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
Физическое развитие и физическая подготовленность 1-го года обучения
№ п/п | Содержание требований (вид испытаний) | Девочки | Мальчики |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. 4. 5. | Бег 30 м с высокого старта (с) Бег 30 м (6х5) (с) Прыжок в длину с места (см) Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см) Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками: сидя (м) в прыжке с места (м) | 5,0 11,9 150 35 5,0 7,5 | 4,9 11,2 170 45 6,0 9,5 |
Формой подведения итогов 1-го года обучения являются: тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы
Приемные нормативы по технической подготовке
для зачисления на учебно-тренировочный этап
№ п/п | Контрольные упражнения | Девочки | Мальчики |
1. | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | 4 | 4 |
2. | Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены (чередование) | 4 | 4 |
3. | Подача верхняя прямая в пределы площадки | 3 | 3 |
4. | Прием подачи и первая передача в зону 3 | 3 | 3 |
5. | Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания тренера | 3 | 3 |
6. | Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий) | 10 | 10 |
Контрольно-переводные нормативы по технической подготовке на учебно-тренировочный этап (девушки и юноши)
№ п/п | Контрольные нормативы | Этап начальной подготовки (на конец учебного года) | Учебно-тренировочный этап (на конец учебного года) | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | ||
1. | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | 4 | 4 | 5 | 5 |
2. | Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4 | 3 | 4 | ||
3. | Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование) | - | - | 3 | 4 |
4. | Подача на точность: 10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет-верхняя прямая по зонам; 16-17 лет- в прыжке | 3 | 3 | 3 | 4 |
5. | Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи) | 3 | 3 | ||
6. | Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову) | 2 | 3 | ||
7. | Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность | 2 | 3 | ||
8. | Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность | 2 | 3 | 4 | |
9. | Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали | 2 |
Контрольные нормативы по физической подготовке
по годам обучения (юноши)
№ п/п | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочные группы | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | ||
1. | Длина тела, см | 160 | 164 | 175 | 180 |
2. | Бег 30 м, с | 5,5 | 5,3 | 5,0 | 4,8 |
3. | Бег 30 м (5х6м), с | 12,0 | 11,5 | - | - |
4. | Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с | — | — | 26,0 | 25,5 |
5. | Прыжок в длину с места, см | 185 | 200 | 216 | 230 |
6. | Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | 40 | 45 | 58 | 63 |
7. | Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м: -сидя -стоя | 5,8 11,0 | 6,6 11,5 | 7,7 13,0 | 8,2 13,8 |
8. | Становая сила, кг | 70 | 86 | 106 | 117 |
Контрольные нормативы по физической подготовке
по годам обучения (девушки)
№ п/п | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочные группы | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | ||
1. | Длина тела, см | 157 | 162 | 174 | 176 |
2. | Бег 30 м, с | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,6 |
3. | Бег 30 м (5х6м), с | 12,2 | 11,9 | - | - |
4. | Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с | - | - | 28,7 | 28,0 |
5. | Прыжок в длину с места, см | 165 | 175 | 200 | 210 |
6. | Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | 34 | 38 | 46 | 50 |
7. | Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м: -сидя -стоя | 4,0 8,0 | 5,0 9,0 | 5,7 10,8 | 6,5 13,5 |
8. | Становая сила, кг | 55 | 61 | 84 | 94 |
Контрольно-переводные нормативы по технической подготовке (девушки и юноши)
№ п/п | Контрольные нормативы | Этап начальной подготовки (на конец учебного года) | Учебно-тренировочный этап (на конец учебного года) | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | ||
1. | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | 3 | 3 | 5 | 5 |
2. | Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4 | 3 | 4 | ||
3. | Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование) | - | - | 3 | 4 |
4. | Подача на точность: 10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет-верхняя прямая по зонам; 16-17 лет- в прыжке | 3 | 3 | 3 | 4 |
5. | Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи) | 3 | 3 | ||
6. | Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову) | 2 | 3 | ||
7. | Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность | 2 | 3 | ||
8. | Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность | 2 | 3 | 4 | |
9. | Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали | 2 |
Контрольно-переводные нормативы по тактической подготовке (девушки и юноши)
№ п/п | Контрольные нормативы | Этап начальной подготовки (на конец учебного года) | Учебно-тренировочный этап (на конец учебного года) | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | ||
1. | Вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом | 3 | 3 | ||
2. | Вторая передача в прыжке из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом | ||||
3. | Нападающий удар или «скидка» в зависимости от того, поставлен блок или нет | 3 | 4 | ||
4. | Командные действия: прием подачи, вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (по заданию) и нападающий удар (с 16 лет вторая передача выходящим игроком) | 3 | 4 | ||
5. | Блокирование одиночное нападающих ударов из зон 4, 3, 2 со второй передачи. Зона не известна, направление удара диагональное | 4 | 5 | ||
6. | Командные действия организации защитных действий по системе «Углом вперед» и «углом назад» по заданию после нападения соперников | 4 | 5 | 6 |
Контрольно-переводные нормативы по интегральной подготовке (девушки и юноши)
№ п/п | Контрольные нормативы | Этап начальной подготовки (на конец учебного года) | Учебно-тренировочный этап (на конец учебного года) | ||
1-й год | 2-й год | 1-й год | 2-й год | ||
1. | Прием снизу, верхняя передача | 5 | 6 | 8 | 6 |
2. | Нападающий удар, блокирование | 4 | |||
3. | Блокирование - вторая передача | 5 | |||
4. | Переход после подачи к защитным действиям, после защитных действий к нападению | 3 | 3 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.
Спортивный инвентарь:
волейбольные мячи -15-20 штук;
набивные мячи - на каждого обучающегося;
перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
волейбольная сетка;
гимнастические маты;
баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 3-5 штук;
гимнастическая стенка – 6 пролетов.
Примечание: В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 144 занятия по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных. Можно также исключать некоторые уроки или заменить на другие, которые хуже усваиваются.
V. ЛИТЕРАТУРА
5.1. Литература для педагога
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.
14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
5.2. Литература для учащихся:
1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989.
3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа детского объединения дополнительного образования
Занятия проводятся в форме обучения выпуска газет, проведении исследовательских работ, участие в конкурсах юных корреспондентов....
Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии
В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительного поддержания статистической позы нарушается осанка, увеличивается те...
Рабочая программа в системе дополнительного образования по хореографии 2класс
Предмет хореография способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Задача пре...
Рабочая программа учебной дисциплины дополнительного образования "ГАНДБОЛ"
Программа дополнительного образования спортивной секции "Гандбол"...
Рабочая программа внеурочной деятельности (дополнительного образования) направление: (пред) профессиональная деятельность Вопросы – казусы в ЕГЭ по обществоведению для 11 классов общего образования
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 36 часов...
Рабочая программа для педагогов дополнительного образования-2018г.
Рабочая программа по русской лапте физкультурно – спортивной направленности разработана на основе примерной программы спортивной подг...
Рабочая программа по английскому дополнительное образование в 5 классах
" У Биг Бена".Рабочая программа для 5- х классов по английскому языку. Дополнительное образование. Рассчитана на 1 час в неделю.Позволяет расширить знания и компетенции по предмету, гармонично развива...