НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
статья по физкультуре на тему

Губарь Наталья Александровна

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства». Е. А. Покровский подчеркивал, что игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели».

В современных условиях развития ребёнка окружённого компьютерной техникой, на первый план выходит проблема недостаточной двигательной активности и живого, а не виртуального общения детей.

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальная модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности. В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и природы: изображает животных, окружающий его мир. Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество. В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли. У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.

Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр. Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т.д. Истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.

Вот одна из таких зазывалок:

Приглашаю детвору

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные.

Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. Для младших школьников игры направленные на подвижность и выстраивание модели общения со сверстниками. Основная школа -  игры с состязательным элементом и ролевым акцентом. Практика показывает,  что и старшие школьники не останутся равнодушными к народным играм, отражающим  их душевное состояние. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре.

Подведем итог вышесказанному: игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи учителя, мог изобретать подобные игры.

Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической литературе обусловили выбор темы исследования «Народная подвижная игра, как способ повышения мотивации на занятиях физической культурой».

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ.

Предмет исследования – Игра как способ повышения мотивации на занятиях физической культурой.

Цель – развитие мотивации у детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой через использование народных игр.

Гипотеза – если развитие физических качеств у младших школьников осуществлять средствами народных подвижных игр с позиции современных подходов апробация игровых технологий, то следует ожидать рост мотивации у детей к занятиям физической культурой.

Задачи:
- исследовать научно методическую литературу по внедрению игровых технологий в практике общеобразовательных учреждений.

- изучить состояние практики народных подвижных игр в учебно-воспитательном процессе.

- разработать практические подходы к организации учебно-воспитательном процессе с использованием народных игр.

- описать технологию применения народных игр.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

-Анализ и обобщение научно-методической литературы.

- Анкетирование, беседы.

Организация исследования

      Исследование было организовано на базе МБОУ «СОШ №6» г. Ангарска в период с 05 сентября 2013 года по 26 мая 2016года. В исследовании приняли участие учащиеся 7-8 лет в количестве 40 человек, по  20 человек в каждой группе. В предварительной беседе с учащимися и их родителями, было получено их добровольное согласие на участие в педагогическом исследовании. Выбор возрастной группы проводился, исходя из мнения о том, что именно в этом возрасте происходит становление и закладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вредным привычкам.           

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап - 3 сентября 2013 г- 28 мая 2014г. (прогностический)анализ научно-методической литературы. Разработка анкеты.

2 этап – 6 сентября 2014 г- 25 мая 2015г. ( практический) проведение анкетирования, бесед с учащимися и их родителями, использование народных игр в образовательном процессе. 

3 этап – 02 сентября 2015г.-26 мая 2016г.( обобщение)  анализ экспериментальных данных.

Группа, принявшая участие в формирующем эксперименте состояла из 20 учащихся 1 «а» класса посещающих занятия по физической культуре в сетке часов по физическому воспитанию образовательного учреждения 3 раз в неделю. В экспериментальной группе уроки физического воспитания проводятся по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов(В.И.Лях, А.А.Зданевич - М .Просвещение 2009г)и дополнительно проводились занятия с использованием народных игр.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
  2. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Татьяна Овчинникова, Ольга Черная, Людмила Баряева — Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 248 с.
  3. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
  4. С.П. Лукинов, М. М. Мирошниченко; Энциклопедия досуга. Ростов-на-Дону; Изд-во «Феникс», 1996г. – 608 стр.
  5. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева — Москва, Детство-Пресс, 2007 г.- 32 с.
  1. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой: Т. С. Овчинникова — Москва, КАРО, 2006 г.- 144 с.
  2. Энциклопедический словарь. Под ред. Б.А. Введенского: 1967г. – в трёх томах.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_gubar_nu.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Н.У. Губарь, С.А. Губарь, Н.В. Антипина, А.А. Королева

Россия, г. Ангарск  Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №6», «Средняя Общеобразовательная Школа №19»

Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства». Е. А. Покровский подчеркивал, что игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели».

В современных условиях развития ребёнка окружённого компьютерной техникой, на первый план выходит проблема недостаточной двигательной активности и живого, а не виртуального общения детей. 

В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальная модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности. В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и природы: изображает животных, окружающий его мир. Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество. В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли. У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.

Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр. Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т.д. Истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить. 

В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.

Вот одна из таких зазывалок:

Приглашаю детвору

На весёлую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные.

До того прекрасные.

Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. Для младших школьников игры направленные на подвижность и выстраивание модели общения со сверстниками. Основная школа -  игры с состязательным элементом и ролевым акцентом. Практика показывает,  что и старшие школьники не останутся равнодушными к народным играм, отражающим  их душевное состояние. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре.

Подведем итог вышесказанному: игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи учителя, мог изобретать подобные игры.

Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической литературе обусловили выбор темы исследования «Народная подвижная игра, как способ повышения мотивации на занятиях физической культурой».

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ.

Предмет исследования – Игра как способ повышения мотивации на занятиях физической культурой.

Цель – развитие мотивации у детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой через использование народных игр.

Гипотеза – если развитие физических качеств у младших школьников осуществлять средствами народных подвижных игр с позиции современных подходов апробация игровых технологий, то следует ожидать рост мотивации у детей к занятиям физической культурой.

Задачи:
- исследовать научно методическую литературу по внедрению игровых технологий в практике общеобразовательных учреждений.

- изучить состояние практики народных подвижных игр в учебно-воспитательном процессе.

- разработать практические подходы к организации учебно-воспитательном процессе с использованием народных игр.

- описать технологию применения народных игр.

Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:

-Анализ и обобщение научно-методической литературы.

- Анкетирование, беседы.

Организация исследования

      Исследование было организовано на базе МБОУ «СОШ №6» г. Ангарска в период с 05 сентября 2013 года по 26 мая 2016года. В исследовании приняли участие учащиеся 7-8 лет в количестве 40 человек, по  20 человек в каждой группе. В предварительной беседе с учащимися и их родителями, было получено их добровольное согласие на участие в педагогическом исследовании. Выбор возрастной группы проводился, исходя из мнения о том, что именно в этом возрасте происходит становление и закладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вредным привычкам.            

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап - 3 сентября 2013 г- 28 мая 2014г. (прогностический)анализ научно-методической литературы. Разработка анкеты.

2 этап – 6 сентября 2014 г- 25 мая 2015г. ( практический) проведение анкетирования, бесед с учащимися и их родителями, использование народных игр в образовательном процессе.  

3 этап – 02 сентября 2015г.-26 мая 2016г.( обобщение)  анализ экспериментальных данных.

Группа, принявшая участие в формирующем эксперименте состояла из 20 учащихся 1 «а» класса посещающих занятия по физической культуре в сетке часов по физическому воспитанию образовательного учреждения 3 раз в неделю. В экспериментальной группе уроки физического воспитания проводятся по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов(В.И.Лях, А.А.Зданевич - М .Просвещение 2009г)и дополнительно проводились занятия с использованием народных игр.

Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
  2. Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Татьяна Овчинникова, Ольга Черная, Людмила Баряева — Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 248 с.
  3. Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
  4. С.П. Лукинов, М. М. Мирошниченко; Энциклопедия досуга. Ростов-на-Дону; Изд-во «Феникс», 1996г. – 608 стр. 
  5. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева — Москва, Детство-Пресс, 2007 г.- 32 с.
  6. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой: Т. С. Овчинникова — Москва, КАРО, 2006 г.- 144 с.
  7. Энциклопедический словарь. Под ред. Б.А. Введенского: 1967г. – в трёх томах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автореферат «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов».

Объект исследования  – мотивация к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов.Предмет исследования –  повышение мотивации учащихся 6-7 классов к занятиям физической культ...

Педагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка»

едагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка» для аттетстации на 1 категорию...

Подвижная игра как средство повышение мотивации к занятиям физической культурой

Психофизическое развитие детей младшего школьного возраста. Исследование проблемы формирования культуры движений в процессе занятий физической культурой. Исследование исходного состояния проблемы разв...

Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры

Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...

Повышение мотивации к занятиям физической культурой в школе

В статье рассматривается комплекс действий, которые направлены на повышение мотивации к урокам физической культуры школьников. Отражена целесообразность применения всех видов мотивации (внешняя и внут...

Способы повышения мотивации на уроках физической культуры младшего школьного возраста

Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоит важная задача: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школь...