НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
статья по физкультуре на тему
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства». Е. А. Покровский подчеркивал, что игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели».
В современных условиях развития ребёнка окружённого компьютерной техникой, на первый план выходит проблема недостаточной двигательной активности и живого, а не виртуального общения детей.
В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальная модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности. В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и природы: изображает животных, окружающий его мир. Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество. В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли. У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.
Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр. Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т.д. Истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
Вот одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. Для младших школьников игры направленные на подвижность и выстраивание модели общения со сверстниками. Основная школа - игры с состязательным элементом и ролевым акцентом. Практика показывает, что и старшие школьники не останутся равнодушными к народным играм, отражающим их душевное состояние. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре.
Подведем итог вышесказанному: игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи учителя, мог изобретать подобные игры.
Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической литературе обусловили выбор темы исследования «Народная подвижная игра, как способ повышения мотивации на занятиях физической культурой».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ.
Предмет исследования – Игра как способ повышения мотивации на занятиях физической культурой.
Цель – развитие мотивации у детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой через использование народных игр.
Гипотеза – если развитие физических качеств у младших школьников осуществлять средствами народных подвижных игр с позиции современных подходов апробация игровых технологий, то следует ожидать рост мотивации у детей к занятиям физической культурой.
Задачи:
- исследовать научно методическую литературу по внедрению игровых технологий в практике общеобразовательных учреждений.
- изучить состояние практики народных подвижных игр в учебно-воспитательном процессе.
- разработать практические подходы к организации учебно-воспитательном процессе с использованием народных игр.
- описать технологию применения народных игр.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
-Анализ и обобщение научно-методической литературы.
- Анкетирование, беседы.
Организация исследования
Исследование было организовано на базе МБОУ «СОШ №6» г. Ангарска в период с 05 сентября 2013 года по 26 мая 2016года. В исследовании приняли участие учащиеся 7-8 лет в количестве 40 человек, по 20 человек в каждой группе. В предварительной беседе с учащимися и их родителями, было получено их добровольное согласие на участие в педагогическом исследовании. Выбор возрастной группы проводился, исходя из мнения о том, что именно в этом возрасте происходит становление и закладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вредным привычкам.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - 3 сентября 2013 г- 28 мая 2014г. (прогностический)анализ научно-методической литературы. Разработка анкеты.
2 этап – 6 сентября 2014 г- 25 мая 2015г. ( практический) проведение анкетирования, бесед с учащимися и их родителями, использование народных игр в образовательном процессе.
3 этап – 02 сентября 2015г.-26 мая 2016г.( обобщение) анализ экспериментальных данных.
Группа, принявшая участие в формирующем эксперименте состояла из 20 учащихся 1 «а» класса посещающих занятия по физической культуре в сетке часов по физическому воспитанию образовательного учреждения 3 раз в неделю. В экспериментальной группе уроки физического воспитания проводятся по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов(В.И.Лях, А.А.Зданевич - М .Просвещение 2009г)и дополнительно проводились занятия с использованием народных игр.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
ЛИТЕРАТУРА.
- В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
- Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Татьяна Овчинникова, Ольга Черная, Людмила Баряева — Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 248 с.
- Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
- С.П. Лукинов, М. М. Мирошниченко; Энциклопедия досуга. Ростов-на-Дону; Изд-во «Феникс», 1996г. – 608 стр.
- Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева — Москва, Детство-Пресс, 2007 г.- 32 с.
- Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой: Т. С. Овчинникова — Москва, КАРО, 2006 г.- 144 с.
- Энциклопедический словарь. Под ред. Б.А. Введенского: 1967г. – в трёх томах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_gubar_nu.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Н.У. Губарь, С.А. Губарь, Н.В. Антипина, А.А. Королева
Россия, г. Ангарск Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №6», «Средняя Общеобразовательная Школа №19»
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей педагогики видел в организации и создании из народных игр «превосходного и могущественного воспитательного средства». Е. А. Покровский подчеркивал, что игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели».
В современных условиях развития ребёнка окружённого компьютерной техникой, на первый план выходит проблема недостаточной двигательной активности и живого, а не виртуального общения детей.
В современной отечественной и зарубежной психологии развивается новое направление использования игры - игротерапия. Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии). Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальная модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности. В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом. В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и природы: изображает животных, окружающий его мир. Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество. В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли. У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.
Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр. Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т.д. Истинная школа народной игры: синтез ловкого и сильного движения, драматического ролевого действия, пения. А подспудно давалась масса сведений о том, что, допустим, редьку надо сеять, полоть, следить за всходами, а потом, как вырастет, рвать «с конца, да не сорвать с кореньца», чтобы не повредить.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество.
Вот одна из таких зазывалок:
Приглашаю детвору
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные.
До того прекрасные.
Народные подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культурой. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. Для младших школьников игры направленные на подвижность и выстраивание модели общения со сверстниками. Основная школа - игры с состязательным элементом и ролевым акцентом. Практика показывает, что и старшие школьники не останутся равнодушными к народным играм, отражающим их душевное состояние. В связи с тем, что время проведения подвижных игр несколько ограничивается рамками занятия, лучше подбирать игры, не требующие длительного объяснения или уже знакомые детям, чтобы не тратить много времени на ожидание начала действий. Одна и та же игра может повторяться на 2–3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно, снова возвратиться к первой игре.
Подведем итог вышесказанному: игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей. Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи учителя, мог изобретать подобные игры.
Актуальность, социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической литературе обусловили выбор темы исследования «Народная подвижная игра, как способ повышения мотивации на занятиях физической культурой».
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ.
Предмет исследования – Игра как способ повышения мотивации на занятиях физической культурой.
Цель – развитие мотивации у детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой через использование народных игр.
Гипотеза – если развитие физических качеств у младших школьников осуществлять средствами народных подвижных игр с позиции современных подходов апробация игровых технологий, то следует ожидать рост мотивации у детей к занятиям физической культурой.
Задачи:
- исследовать научно методическую литературу по внедрению игровых технологий в практике общеобразовательных учреждений.
- изучить состояние практики народных подвижных игр в учебно-воспитательном процессе.
- разработать практические подходы к организации учебно-воспитательном процессе с использованием народных игр.
- описать технологию применения народных игр.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
-Анализ и обобщение научно-методической литературы.
- Анкетирование, беседы.
Организация исследования
Исследование было организовано на базе МБОУ «СОШ №6» г. Ангарска в период с 05 сентября 2013 года по 26 мая 2016года. В исследовании приняли участие учащиеся 7-8 лет в количестве 40 человек, по 20 человек в каждой группе. В предварительной беседе с учащимися и их родителями, было получено их добровольное согласие на участие в педагогическом исследовании. Выбор возрастной группы проводился, исходя из мнения о том, что именно в этом возрасте происходит становление и закладка основных физических и духовных качеств, приобщение к вредным привычкам.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап - 3 сентября 2013 г- 28 мая 2014г. (прогностический)анализ научно-методической литературы. Разработка анкеты.
2 этап – 6 сентября 2014 г- 25 мая 2015г. ( практический) проведение анкетирования, бесед с учащимися и их родителями, использование народных игр в образовательном процессе.
3 этап – 02 сентября 2015г.-26 мая 2016г.( обобщение) анализ экспериментальных данных.
Группа, принявшая участие в формирующем эксперименте состояла из 20 учащихся 1 «а» класса посещающих занятия по физической культуре в сетке часов по физическому воспитанию образовательного учреждения 3 раз в неделю. В экспериментальной группе уроки физического воспитания проводятся по комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов(В.И.Лях, А.А.Зданевич - М .Просвещение 2009г)и дополнительно проводились занятия с использованием народных игр.
Народные подвижные игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
ЛИТЕРАТУРА.
- В часы досуга. Составитель И. Н. Крайнева – СПб: «Кристалл», 1996. – 544 стр.
- Занятия, упражнения и игры с мячами, на мячах, в мячах. Обучение, коррекция, профилактика: Татьяна Овчинникова, Ольга Черная, Людмила Баряева — Санкт-Петербург, КАРО, 2010 г.- 248 с.
- Игры на воздухе/ Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 1998г. – 288стр.
- С.П. Лукинов, М. М. Мирошниченко; Энциклопедия досуга. Ростов-на-Дону; Изд-во «Феникс», 1996г. – 608 стр.
- Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: Л. Б. Гавришева, Н. В. Нищева — Москва, Детство-Пресс, 2007 г.- 32 с.
- Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой: Т. С. Овчинникова — Москва, КАРО, 2006 г.- 144 с.
- Энциклопедический словарь. Под ред. Б.А. Введенского: 1967г. – в трёх томах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автореферат «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов».
Объект исследования – мотивация к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов.Предмет исследования – повышение мотивации учащихся 6-7 классов к занятиям физической культ...
игра как способ повышения мотивации учащихся
презентация...
Педагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка»
едагогический проект «Игра как способ повышения мотивации школьников на уроках немецкого языка» для аттетстации на 1 категорию...
Подвижная игра как средство повышение мотивации к занятиям физической культурой
Психофизическое развитие детей младшего школьного возраста. Исследование проблемы формирования культуры движений в процессе занятий физической культурой. Исследование исходного состояния проблемы разв...
Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры
Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...
Повышение мотивации к занятиям физической культурой в школе
В статье рассматривается комплекс действий, которые направлены на повышение мотивации к урокам физической культуры школьников. Отражена целесообразность применения всех видов мотивации (внешняя и внут...
Способы повышения мотивации на уроках физической культуры младшего школьного возраста
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня стоит важная задача: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школь...