Повышение мотивации к занятиям физической культурой в школе
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)
В статье рассматривается комплекс действий, которые направлены на повышение мотивации к урокам физической культуры школьников. Отражена целесообразность применения всех видов мотивации (внешняя и внутренняя, а также минимизация факторов, понижающих уровень мотивации).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Артемчук Екатерина Борисовна
Магистр 2-ого курса, факультета физической культуры
Повышение мотивации к занятиям физической культурой в школе
Аннотация. В статье рассматривается комплекс действий, которые направлены на повышение мотивации к урокам физической культуры школьников. Отражена целесообразность применения всех видов мотивации (внешняя и внутренняя, а также минимизация факторов, понижающих уровень мотивации).
Особую роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности. Поэтому одной из основных задач физического воспитания является сформированная потребность школьника к занятиям физической культурой и спортом. [1]
В физической культуре и спорте под мотивацией принято понимать процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности. Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследователей, являются:
- укрепления здоровья;
- получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение);
- общение;
- желание родителей участвовать в дополнительном образовании ребенка.
Привлечение учащихся к занятиям физической культурой является одной из основных социально-педагогических проблем. Решение этой задачи должно рассматриваться с двух позиций – личностно значимой и общественно необходимой. Е. П. Ильин в своих трудах говорит о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для учащихся потребностью, не превратилась в личностный интерес, а значит, не появилась мотивация к занятиям физической культурой [2].
Повышение мотивации обучающихся будет неэффективным, если применение различных приемов будет основано только на внешних мотивах: использование игровых моментов, активных форм обучения, интересной информации, замена реальной отметки действий учащихся потенциальной.
Активный интерес к занятиям физической культурой формируется в результате сочетания различного вида мотиваций: внутренней; внешней; связанной с перспективой и минимизированием факторов, во всем понижающих её уровень.
Внутренняя мотивация порождается предметной деятельностью и связана с конкретным содержанием учебной дисциплины. Для формирования положительной мотивации к занятиям физическими упражнениями важно учитывать индивидуальные особенности и личностный интерес учащихся. Внутренний мотив возникает при соответствии внешних мотивов целям и возможностям личности [3]. По этой причине учебно-воспитательная работа должна осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к уроку физической культуры. Соблюдение педагогических принципов является одним из способов повышения заинтересованности школьников в занятии физической культурой. В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию: предположим, ребенок не справляется с теми или иными видами физических упражнений или количеством повторений, а педагог зачастую не разбирается в причине их невыполнения и ставит неудовлетворительную оценку. Поскольку физические упражнения бывают разными по сложности выполнения, очень важно соблюдать на уроках принцип доступности, заключающийся в индивидуальной адаптации материала под ученика. Урок должен выстраиваться так, чтобы сложность заданий соответствовала уровню физической подготовленности занимающихся. Кроме этого внутренние мотивы ребенка будут укрепляться, если он будет ощущать плоды своих стараний, а это говорит о том, что на уроках физкультуры должен соблюдаться принцип систематичности.
Кроме этого педагогический процесс необходимо строить, опираясь на половозрастные особенности занимающихся, которые, в свою очередь, определяют физические способности организма. Также важно отслеживать и стараться подкреплять мотивы и потребности учеников.
Соблюдение принципов сознательности формирует у занимающихся осмысленное отношение, устойчивый интерес к физической культуре и спорту, а кроме этого побуждает их к оптимальной активности. На практике данный принцип должен приводить к полному пониманию техники различных упражнений, к обогащению знаниями, воспитанию сознательного и активного отношения, не только к урокам физической культуры, но и ко всему процессу физического воспитания в целом. Если педагогические принципы будут полноценно соблюдаться при проведении уроков физкультуры в школах, то уровень внутренний мотивации будет неизменно подниматься.
Однако существуют и внешние мотивы, например, такие как, состояние и размер спортивного зала, качество и количество спортивного инвентаря, а также коллектив. Немаловажное значение имеют мотивы дружеской солидарности: общение со сверстниками на занятиях физической культурой и спортом имеет определенные психологические функции. Во-первых, это особый канал информации, источник дополнительных знаний. Во-вторых, это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Групповые формы занятий, например, подвижные и спортивные игры, вырабатывают навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Это все те факторы, которые так же имеют влияние на уровень заинтересованности к физкультурно-спортивной деятельности.
Таким образом, на данный момент в рабочих программах по физической культуре, практикуется реализация программно-нормативного подхода к организации физического воспитания подрастающего поколения. Это демонстрирует отсутствие всякого учета индивидуальных особенностей и личностного интереса учащихся. Если принять во внимание, что развитие двигательных способностей имеет значительную генетическую обусловленность, а темпы биологического созревания различаются у детей одного возраста, то становится очевидно – успеваемость по физической культуре не является объективным показателем затрачиваемых учащимися усилий.
Данная точка зрения высказывалась и спортивными физиологами. Так, Р. Хедман отмечал, что учителя и спортивные руководители при вы-ставлении оценок за выполнение физических упражнений должны осно-вываться на анализе причин различий в результатах выполнения физиче-ских упражнений. Они могут зависеть от тренировки, но «одна из причин может быть биологической…» [4]
Невозможность самоутверждения на уроках физической культуры, получение низких оценок по результатам сдачи контрольных нормативов приводят к негативному отношению к этим занятиям, другими словами, к утрате мотивации их посещения. Данный фактор может предопределить безразличие к своей физической форме в течение всей жизни. В случае, когда уроки физической культуры не приносят удовлетворенность учащимся и у них не появляется желание их посещать, все усилия по повышению эффективности занятий могут считаться безуспешными.
Факторы, которые могут понизить уровень мотивации к урокам физической культуры, в основном заключаются в самой специфике урока. Необходимость переодеваться перед одноклассниками, страх выглядеть глупо при выполнении упражнений, наличие физического соперничества и применения физических действий при игровых ситуациях, и т.д. – все эти факторы оказывают отрицательное влияние на уровень мотивации к урокам физической культуры.
Изучив теоретические основы мотивации, можно придти к следующему выводу, что для поддержания высокого уровня заинтересованности школьников в уроках физической культуры, необходимо использовать все виды мотивации в комплексе.
Список литературы
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
- Ильин А. А., Марченко К. А., Капилевич Л. В., Давлетьярова К. В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестник Томского государственного университета, 2012. – № 360.
- Хедман Р. Спортивная физиология: пер. со швед. Москва: Физкультура и спорт, 1980. 149 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автореферат «Спортивный праздник как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов».
Объект исследования – мотивация к занятиям физической культурой среди учащихся 6-7 классов.Предмет исследования – повышение мотивации учащихся 6-7 классов к занятиям физической культ...
НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского и др. К.Д. Ушинский задачу будущей пе...
Повышение мотивации на уроках физической культуры
Статья на тему "Повышение мотивации на уроках"...
Практические рекомендации для повышения мотивации на уроках физической культуры
Рекомендации по повышению мотивации на уроках физической культуры...
Мотивация учащихся к занятиям физической культурой в школе.
Одна из самых острых проблем - уменьшение мотивации к занятиям физкультурой при переходе от класса к классу. Младшие школьники активно занимаются физкультурой, участвуют в соревнованиях, спортивных пр...
Подвижная игра как средство повышение мотивации к занятиям физической культурой
Психофизическое развитие детей младшего школьного возраста. Исследование проблемы формирования культуры движений в процессе занятий физической культурой. Исследование исходного состояния проблемы разв...
Формирование положительной мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников через применение системы сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры
Одним из ресурсов, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса, является игровая педагогика – как одно из направлений в педагогической науке, в которой ведущим методом воспитания и ...