Мастер-класс. К самостоятельности - через движение.
методическая разработка по физкультуре по теме
Мастер-класс. К самостоятельности - через движение. Методические приёмы подвижных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_samostoyatelnosti_-_cherez_dvizhenie._master-klass.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К самостоятельности - через движение.
Методические приемы обучения подвижным и спортивным играм.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркнуто, что очень важно воспитывать молодое поколение физически развитым, закаленным, готовым к работе и обороны нашей Родины. Подвижные игры, как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности, непрерывности изменений и условий деятельности.
Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения.
Содержание игр изменяется вместе с ростом и развитием ребенка. Если на первых этапах игровая деятельность носит упрощенный характер, то более поздний она значительно обогащается как по форме, так и по содержанию. Эти изменения определяются возрастающей ролью сознания в жизни ребенка. Исключительная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, ведь играм всегда присущий элементы здорового соперничества, интересного соревнования. Игровая деятельность всегда связана с возникновением и развитием определенных отношений. Она оказывает содействие активному общению детей, установлению контактов. Не во всех детей, в особенности на первых порах, одинаковый наклон к сближению. Одни дети товарищеские, другие запертые, стыдливые. Во время игры удается включить всех учеников в коллективную деятельность, помочь занять надлежащее место среди своих ровесников. Очень важно научить детей не хвалиться, если они выиграют и, наоборот, если поражение – не впадать в отчаяние. В особенности следует добиваться, чтобы дети сохраняли дружеское отношение к победителям и ктех, кто проиграл, причем все отношения должны грунтоваться на доброжелательности, глубокому уважению к одноклассникам, товарищам. С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего скорость и выносливость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки.
Мы взяли две группы одинаковые по возрасту и половому соотношению, в уроки физической культуры экспериментальной группы (7 «а» кл.) были включены подвижные игры для развития физического качества выносливость. Игры включались каждый урок после выполнения задачи урока. Сначала дети удивились новым играм, относились к ним с некоторым недоверием. Но потом им понравились игры и они стали усерднее выполнять задачу урока, чтобы осталось время поиграть.
Задачи работы выполнены. Гипотеза подтвердилась, то есть у учащихся 7 «а» класса на конец эксперимента выносливость стала выше, чем на начало эксперимента.
Благодаря внедрению подвижных игр уроки стали разнообразнее и интереснее.
Известно, что бег – эффективное средство развития выносливости. Во время бега тратится много энергии, усиливается работа органов кровообращения и дыхания. Однако не все формы бега равноценны в воспитании этого качества. Наиболее высокие сдвиги в развитии органов кровообращения и дыхания наблюдаются при длительном беге. Но ученики испытывают при этом неприятные ощущения усталости. Однообразие длительного бега усиливает это чувство. Часто слабовольные ребята прекращают бег, а более сильные теряют интерес к бегу на выносливость, начинают его избегать.
Все это заставило искать новые формы организации занятий бегом, чтобы пробудить интерес к нему и благодаря этому увеличить объем беговых упражнений на уроке. Выбор пал на специальные игры, основное содержание которых – бег.
Условия игрового соревнования требуют от участника довольно больших физических погрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнять большой объем работы. Сменный характер погрузки больше всего отвечает вековым особенностям подрастающего организма и потому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхание.
Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов:
- умение доходчиво и интересно объяснить игру;
- размещение игроков во время ее проведения;
- определение ведущих;
- распределение на команды;
- определение помощников и судий;
- руководства процессом игры;
- дозирование погрузки в игре;
- окончание игры;
Характерными видами движений для этих игр есть ходьба, бег с выполнениями дополнительных упражнений. Основная часть - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части должны оказывать содействие изучению и усовершенствованию техники выполнения тех или других движений.
Подвижные игры, используемые на уроках физической культуры
Примерные игры, методика и последовательность их применения по годам обучения (длина дистанций, темп бега, число повторений пробежек, указанное в тексте, - наиболее оптимальные.)
V –VI классы. Дети 10 – 13 лет, по данным научных исследований, хорошо реагируют на правильно дозированную работу на выносливость. Лучшее средство развития выносливости в этом возрасте – продолжительный бег в невысоком темпе. Целесообразно использовать такие игры.
“Смена лидеров”. Класс делят на 3 – 4 группы, равные по силам. Ученики получают задание пробежать указанную дистанцию. По сигналу учителя впереди бегущий ученик (лидер) замедляет темп и пропускает вперед (справа от себя) всю группу бегунов, после чего пристраивается сзади бегущих товарищей. По новому сигналу снова происходит смена лидеров. Интервалы смены лидеров преподаватель определяет сам и объявляет ученикам. Учитель заранее устанавливает и тем бега для каждой группы, который должен быть легко доступным для ребят. Дети склонны переоценивать свои возможности и часто превышают скорость бега. Необходимо следить за темпом и учеников, превышающих установленную скорость бега, отстранять от лидерства. Важно, чтобы каждый ученик обязательно побывал в роли лидера.
Игру проводят в I четверти в конце урока. Начинают с 300 м и постепенно доводят длину дистанции в VI – до 700 м (девочки) и 900 м (мальчики). Игру можно проводить как на стадионе, так и на местности.
“Следуй за мной”. В игре наряду с развитием выносливости вырабатывается умение изменять темп бега.
В группе из 5 – 10 человек назначается старший – ведущий бег. Ученики бегут (на дорожке стадиона или на местности) в темпе, предложенном старшим группы. Бегуны не имеют право обгонять его, строго следуя за ним, в точности изменяя темп и ритм бега. Время бега определяется преподавателем в зависимости от подготовленности учеников. Если общий темп бега излишне завышен, учитель немедленно устанавливает должный темп. Полезно назначать старшим более слабых ребят. Это придает им уверенность и делает темп бега приемлемым для всей группы. Изменения в темпе бега не должны быть частыми и длительными. Ориентировочно – 20 – 30 м на 100 – 120-метровом отрезке. Примерные дистанции: VI класс – до 500 – 600 м (девочки) и до 600 – 700 м (мальчики).
“Круговорот”. Предложите ученикам, построенным в колонну по 8 – 12 человек, бежать по дорожке в заданном темпе. Каждый последний бегун должен выходить вперед, чтобы вести бег. Предупредите бегунов, чтобы они не ускоряли темпа бега. Дистанция бега (300 – 500 м) определяется преподавателем и заранее объявляется ученикам. Каждый раз, когда последнему ученику нужно выйти вперед, он должен выполнить ускорение. Число ускорений, их длина и скорость находятся в прямой зависимости от числа учеников в группе и от темпа бега, заданного всей группе. В V – VI классах число ускорений и их продолжительность не должны быть большими. В связи с этим в VI – из 10 – 12 человек.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Очевидно, что существует немало причин, препятствующих педагогу осуществлять свои замыслы. Давайте определимся и ответим на вопросы небольшой анкеты.
Цель: Выявить способность учителя к саморазвитию.
Ответьте на следующие вопросы, поставив баллы:
«5»- если данное утверждение полностью соответствует действительности;
«4»- скорее соответствует, чем нет;
«3»- и да и нет;
«2»- скорее не соответствует;
«1»- не соответствует.
Я стремлюсь изучать себя.
Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
Возникающие препятствия стимулируют мою активность.
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
Я релаксирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.
Я анализирую свои чувства и опыт.
Я много читаю.
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.
Я верю в свои возможности.
Я стремлюсь быть более открытым.
Я осознаю то влияние, которое оказывает на меня окружающая среда.
Я занимаюсь своим профессиональным развитием, участвую в конкурсах, имею положительные результаты.
Я получаю удовольствие от освоения нового.
Возрастающая ответственность не пугает меня.
Я положительно отнесся бы к моему продвижению по службе.
Подсчитайте сумму баллов.
75-55 – активное развитие
54-36 –отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие сильно зависит от условий.
35-15- остановившееся развитие.
Есть только один вид мотивации - самомотивация. или найти то, что мотивирует другого человека и использовать это в качестве подъемной силы.
Вот несколько советов от по самомотивации педагога:
1. Поддерживайте контакт с другими мотивированными учителями, это заразительно.
2. Имейте под рукой "педагогическую аптечку".
3. Всегда ищите способы стать еще более хорошим учителем (читайте книги и сайты по педагогической тематике).
4. Учите других делать то, что ВЫ любите. Помогайте другим учителям мотивироваться.
5. Помогайте учителям-коллегам совершенствоваться. Мы становимся сильнее, когда делаем сильнее других.
6. Поступайте так, будто у вас непоколебимая вера в себя. Если вы просите и верите, вы это получите. Проверено!
Коллективные подвижные игры развивают чувство товарищества, привычку критически относиться к своим действиям и действиям других участников.
Возможность видеть и оценивать красоту ловких, точных, быстрых целенаправленных движений и дружных согласованных действий способствует эстетическому воспитанию играющих.
Занятия играми содействуют совершенствованию координированных, экономных и согласованных движений: приобретению умений быстро
входить в нужный темп и ритм работы; целесообразно ловко и быстро
выполнять разнообразные двигательные задачи (возникающие иногда
неожиданно), проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость.
Все это важно в жизни.Дети способны проявлять большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы с кратковременными перерывами, с активным отдыхом. Лапта — известная русская народная командная игра с мячом и битой, которая была популярна со времен Петра I.
Цель игры — ударом биты послать мяч, подбрасываемый игроком команды противника, как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки. Выигрывает команда, набравшая больше очков за установленное время. Все вы хорошо знаете эту игру и используете ее в своей практике. Дело в том что , чаще всего данная игра проходит осенью на спортивной площадке и весной. Я видоизменил данную игру и использую ее и в зимний период немного упростил. В своем спортивном зале я устанавливаю четыре обруча, в которых могут остановиться метальщики.
Одна команда (водящие или «городские») размещается в поле, другая — становится за чертой города. Команда метальщиков устанавливает очередность ударов по мячу.
Игрок берет лапту (биту) и выходит на площадку подающего. Он сам подбрасывает мяч, и стремится отбить его лаптой как можно дальше в поле. Он может пробежать до конца и вернутся обратно в город, принеся своей команде одно очко и получает право на очередной удар. Поэтому, сделав удар, метальщик рассчитывает — бежать или не бежать?
Предположим, побежал, а водящие, схватив мяч, осалили его. В таком случае они все устремляются в город и, если их не успевают перепятнать, то становятся бьющей командой, а неудачники идут в поле водить.
Особым шиком у водящих считается поймать летящий мяч. Тут уж никаких переосаливаний быть не может — команда, поймавшая мяч спокойно направляется в город, а бывшие «горожане» становятся водящими.
Таким образом, в лапте идет постоянная борьба за город, за возможность стать метальщиками, но и без наращивания очков (перебежек до кона и обратно) тоже не обойтись.
Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Победителем является та команда, которая наберет больше очков. Игрокам категорически запрещено:
1. Находиться в городе, ближе 2 метров от игрока с битой, исключение допустимо для подающего игрока, водящей команды.
2. Осаливание игроков в область головы, паха, солнечного сплетения и др.
3. Оскорбление игроков и других участников и зрителей игры во время проведения игры.
4. Пользоваться в игре битой превышающей следующие параметры: Вес 2 кг. Длина: 90 см. Ширина 15 см.
5.Задерживать перебегающего игрока.
6.Использовать в игре бейсбольные ловушки (лапы).
7. Играть без отличительной футболки той команды, цвет которой определил судья (например, в белой футболке зачерных, или любой другой пестрой футболке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...
Мастер-класс "Формирование действия моделирования через решение текстовых задач"
презентация к мастер-классу на тему: "Формирование действия моделирования через решения текстовых задач"...
Мастер класс «Развитие познавательной активности через практическую деятельность »
Мастер - класс в рамках конкурса "Учитель года"...
мастер-класс по теме "ФГОС через призму своего опыта: формируем метапредметные и личностные результаты"
Данный мастер-класс содержит теоретический материал о классификации результатов ООП и практический материал по построению заданий в формате ФГОС...
Мастер - класс «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом».
Как научить учащихся самостоятельно находить знания? Как научить отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом? Как развить базовые качества личнос...
Мастер-класс "Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины"
.В данной работе представлено выступление на мастер-классе по теме "Формирование УУД школьников через дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины" (19.11.14)...
Мастер-класс «Повышение эффективности урока через развитие творческих способностей обучающихся»
Цель: представление наиболее эффективных элементов собственной системы работы по развитию творческих способностей обучающихся.Задачи:передача своего опыта путем комментированного показа методов, прием...