Информационно-поисковый исследовательский проект: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».
проект по биологии (10 класс) по теме

Гаязова Гузель Наилевна

    Физическое воспитание имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду, кроме того, он развивает ценные-психологические качества.

   Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно – сосудистой системы, ожирение.  Поэтому цель моей работы – выявить роль физического воспитания в укреплении здоровья, с помощью использования метода самоконтроля и коррекции осанки, определить уровень потребления кислорода как биохимический критерий гиподинамии.

  На первом этапе изучила теоретические основы, где выяснила физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно - сосудистую, дыхательную), обеспечивает нормальную деятельность двигательного аппарата, процессы обмена веществ, укрепляется его воля. С помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура. Занятия физкультурой, спортом, трудом способствует формированию скелета.

  На втором этапе провела практическую часть, где сначала измерили максимального потребления кислорода (МПК) каждого учащегося класса.

Затем провели самоконтроля осанки и ее коррекции.

   По результатам практической части были даны рекомендации.

  Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tip_proekta.docx463.51 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Базарно-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского района Республики Татарстан.

 открытый  (заочный)  конкурс

                                                                  исследовательских и проектных работ учащихся

           «Экология и жизнь»

                                                                          Номинация «Будьте здоровы!»

Информационно-поисковый исследовательский проект:

«Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».

Работу выполнила: Гаязова Энже Альбертовна

17 лет, 11 А класс

Руководитель Гаязова Гузель Наилевна

2014 год

Тип проекта: информационно-поисковый, исследовательский.

Участники: 11 класса.

Учебные предметы: биология, валеология, физическая культура.

 Продолжительность: средней продолжительности.

Цели: изучить физическое состояние учащихся, выявить влияние физической культуры на здоровье школьников.

Задачи: 1.Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.

2. Изучить методы самоконтроля и коррекции осанки.

3. Определить уровень потребления кислорода как биохимический критерий гиподинамии.

Введение.

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду. Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость) при этом развиваются ценные -психологические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях(утренняя гимнастика - зарядка), в школе(уроки физической культуры), в спортивных и туристических секциях, детских и юношеских спортивных школах.

    Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходят в сердечно – сосудистой и дыхательной системах.

      Определив уровень потребления кислорода, можно оценить функциональные возможности кардиореспираторной системы.

     Гиподинамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию сердечно – сосудистой системы. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усилие двигательной активности растущего организма. Поэтому цель моей работы – выявить роль физического воспитания в укреплении здоровья.

                 Этап работы.

I этап: Изучение теоретических основ.

     Регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок усиленно развивает их функцию и координацию.  Физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно - сосудистую, дыхательную), обеспечивает нормальную деятельность двигательного аппарата, процессы обмена веществ. Ежедневное выполнение определённого количества разнообразных упражнений, стремление делать их правильно и в заранее намеченном объеме, не давая себе никакого послабления, формирует привычку, а затем и потребность твёрдо соблюдать правила поведения. Благодаря этому возрастает дисциплинированность человека, укрепляется его воля.

    Школьники 8 -11 классов совершенствуют основные виды движений, основные ранее, развивают силовой, статический и скоростные виды выносливости, овладеют знаниями по основам спортивной тренировки, методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, формируют умения подбирать и выполнять физические упражнения, вырабатывают способность вести самонаблюдение за качеством движений, анализировать их. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но необходимо помнить важную особенность организма старших школьников: выносливость их отстает от силы. Кроме того, возможности опорно-двигательной системы в этом возрасте нередко превышают возможности сердечно – сосудистой системы.

    Физические возможности мужского и женского организмов не одинаковы. Мужчины легче справляются с интенсивной физической нагрузкой, обладают большой силой, амплитудой движений. Женщины выносливее, хорошо переносят длительную монотонную работу. Поэтому методы физического воспитания мальчиков и девочек несколько различаются. Упражнения на развитие выносливости , быстроты , точности движений одинаков полезны школьникам обоего пола, но мальчикам упражнения необходимы для развития силы, девочкам – для развития гибкости.

    Многие девочки-подростки и девушки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически. Не случайно по многим показателям физические возможности девочек 10-12 лет порой оказываются выше, чем девушек 16-17 лет, что отрицательно сказывается на формировании женского организма.

              Роль физического воспитания в улучшении внешности человека.

Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее воздействие. Оно позволяет устранить дефекты осанки - искривление позвоночника, сутулость; с помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры, как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура.

Значения и правила выполнения зарядки.

Зарядка является важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию. Зарядка имеет так же и воспитательное значение, так как регулярное ее выполнение требует определенного волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря зарядке человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.

     Делать зарядку следует 10-15 минут после пробуждения, в хорошо проветриваемом помещении не более 10-20 минут. Начинают ее с легких разминочных упражнений, затем выполняют ходьбу, увеличивая нагрузку. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса.

 Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц происходят между 14 и 17 годами, и к 18 годам мышечная масса становится такой же, как у взрослого человека.

 По мере роста и развитии ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными. Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения.

    Занятия физкультурой, спортом, трудом способствует формированию скелета. В местах, где к костям прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большее натяжение или сжатие.

 Таким образом, чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.

2 этап: Практическая часть.

Практическая работа №1:« Определение показателя максимального потребления кислорода (МПК)».

      В последние годы разработан безинструментальный метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» (или прогнозирования) максимального потребления кислорода по мощности выполняемой работы и данным частоты сердечных сокращений, зарегистрированных при ее выполнение. Эти два показателя ( частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы) можно определить по числу восхождений по ступенькам гимнастической скамейки и спусков с нее.

В спортивном зале вдоль стены ставят гимнастические скамейки высотой 35 см. Зная вес (Р) тела испытуемого (например 70, кг) высоту (h) ступеньки (0,35м) и количество (n) циклов в минуту (20), можно рассчитать мощность ( W) работы по формуле:

W=P* h*n*1,5,

где 1,5 –коэффициент подъема и спуска для взрослых людей.

     В нашем примере получаем:

                         W 70(кг)*0,35(м)*20*1,5—735(кгм/мин).

    Исходя из этих величин - мощности и ЧСС( например, в первые 10 с  подсчитано 24 удара, значит, в 1 мин ЧСС_ 24*6 то есть 144 удара)- рассчитываем МПК по формуле Добельна:

                                  МПК= 1,29 W/H-60*K

   Где W – мощность, H-ЧСС( частота сердечных сокращений), К- возрастной коэффициент(для подростка в возрасте 15 лет он составляет 0,878, а для детей школьного возраста более высокий)

Результат работы: При обследовании учащихся 11 «А» класса получила следующие показатели МПК: девочки 2 человека неудовлетворительно, 2 человек удовлетворительно, 3 человека хорошо, 2 человек отлично.         Мальчики удовлетворительно 1 человек, хорошо 2 человека, отлично 3 человека.

Практическая работа №2.
«Методы самоконтроля осанки и ее коррекции».

Для самоконтроля осанки необходимо стать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между стеной и поясницей проходит кулак, нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь, осанка нормальная.

Результат работы: Было обследовано 15 учащийся. В нашем классе нарушение осанки у 9 человек  сколиоз у  2 человек.

Практические рекомендации.

  • Довести до сведения учащихся полученные результаты.
  • Продолжить определение МПК.
  • Провести классные часы среди7-8 классов «Влияние физической культуры на здоровье».
  • Подготовить выступления для родителей о влиянии гиподинамии на организм человек.
  •  Рекомендовать включать в уроки физической культуры специальные упражнения для укрепления мышц спины.

ВЫВОДЫ: Низкие показатели МПК/кг свидетельствуют о неудовлетворительной физической работоспособности учащихся.

Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей, как это происходит сегодня.

Здоровье - великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой

Использованная литература:

  • Козачек, Т. В. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина, МР. Сапина/ Т. В. Козачек.-Волгоград: Учитель, 2007.
  •  Хрипкова, А.Г. Гигиена и здоровье/ А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов,-М.: Просвещение, 1984.
  •  Журнал «Биология в школе»,-2004-№ 4.

                                                Приложение.

C:\Documents and Settings\001\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN2144.jpg   C:\Documents and Settings\001\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN2145.jpg

C:\Documents and Settings\001\Рабочий стол\DSCN2143.jpg

C:\Documents and Settings\001\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\DSCN2140.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...

Информационно – поисковый исследовательский проект. «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»

Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке ч...

статья "Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников"

Как влияет занятие спортом на деятельность организма обучающихся...

Роль физической культуры в укреплении здоровья учащихся

На сегодняшний день слово «гиподинамия» знакомо каждому. Малоподвижный образ жизни стал настоящей катастрофой в современном мире.Большинство людей считают, что в течение дня они двигаются ...

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Спорт - залог здоровья»

Проект помогае решить множество важных задач, поставленных для сохранения здоровья ....