Исследовательский проект «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
проект по физкультуре
Предварительный просмотр:
Городская научно-практическая конференция
молодых исследователей научно-социальной программы
«Шаг в будущее».
«РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор работы:
Борисов Иван Юрьевич,
г. Нефтеюганск
МБОУ «СОКШ №14»
8 «а» класс
Руководитель:
Мустафин Альфред Альбертович,
Должность: учитель физической культуры
Место работы: МБОУ «СОКШ №14
НЕФТЕЮГАСК
2020
«Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
Аннотация.
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет большое значение в подготовке человека к производительному труду. Решающую роль в развитии физических и психических качеств (силы, быстроты, ловкости, воли, настойчивости и др.) играют физические упражнения, подвижные игры, спорт. Ими занимаются в домашних условиях (утренняя гимнастика, зарядка), в школе (уроки физической культуры), в спортивных, туристических секциях, детских и юношеских спортивных школах.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что обществу важно иметь здоровое подрастающее поколение. Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходит в сердечно – сосудистой и дыхательной системах. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма.
Что касается влияния гиподинамии на костно-мышечный аппарат, то в данном случае наблюдается уменьшение мышечной массы, развитие дегенеративно-дистрофических изменений и возникновение прослоек жировой ткани между мышечными волокнами. Все эти изменения становятся причиной очень сильного снижения тонуса мышц, что в свою очередь приводит к нарушению осанки, а, следовательно, и к смещению внутренних органов.
Гиподенамия отрицательно влияет как на взрослых, так и на детей и подростков. Систематическое обследование детей школьного возраста позволило у трети из них обнаружить патологию. Это указывает на необходимость принятия срочных мер, направленных на усилие двигательной активности растущего организма.
Цель нашей работы - выяснить роль физического воспитания в укреплении здоровья.
Задачи:
- Раскрыть влияние физических упражнений на формирование системы опоры и движения.
- Изучить метод самоконтроля и коррекции осанки.
- Определить уровень потребления кислорода как биохимический критерий гиподинамии.
Методы исследования: изучение и анализ литературы, прогнозирование максимального потребления кислорода, метод самоконтроля осанки и ее коррекция, анализ полученных данных.
План исследования.
Исследование по теме «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников» можно разделить на два этапа:
- Начальный (аналитико-организационный) этап.
На этом этапе мной были изучены теоретические основы труды и научно-популярная литература по теме исследования:
- Козачек Т. И. Биология 8 класс [Текст]: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина / Т. В. Козачек. - Волгоград: Учитель. 2007.
- Хрипкова А. Г. Гигиена и здоровье [Текст] / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов, - М : Просвещение, 1984.
- Журнал «Биология в школе». 2004 - № 4.
- Практико-обобщающий этап.
На этом этапе мной проведена опытно-поисковая работа по теме исследования, подготовлены и проведены исследовательские процедуры. Суть данного этапа – доказать или опровергнуть первоначальную гипотезу сопоставимостью роли физической культуры в укреплении здоровья школьников.
Для проведения исследования на этом этапе я использовал такие методы, как определения максимального потребления кислорода (МПК), метод самоконтроля осанки и ее коррекция.
На заключительной стадии данного этапа осуществлялись обобщение и описание результатов исследовательской работы, систематизация и анализ результатов исследования, соотнесение предполагаемого и реального результатов реализации исследования, формулирование, оформление работы и подготовка презентации исследования.
Основная статья.
Глава 1. Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников
Регулярное упражнение различных групп мышц, суставов и связок усиленно развивает их функции и координацию. Физическая нагрузка тренирует органы и системы организма (сердечно-сосудистую. дыхательную), обеспечивает нормальную деятельность двигательного аппарата, процессы обмена веществ. Ежедневное выполнение определенного количества разнообразных упражнений стремление делать их правильно и в заранее намеченном объеме, не давая себе никакого послабления, формирует привычку, а затем и потребность твердо соблюдать правила поведения. Благодаря этому возрастает дисциплинированность человека, укрепляется его воля.
В разном возрасте физическое воспитание имеет разные задачи.
Школьники 1-3 классов совершенствуют мышечное чувство-способность различать темп и размах движений, степень напряжения и расслабления мышц. Они овладевают правильной техникой движений, то есть учатся выполнять упражнения в нужных направлениях, ритме, темпе, с соответствующим напряжением мышц. Если школьники не научены правильно выполнять основные элементы движений (прыжки, метания и др.), не стремятся довести движения до конца, то, во-первых, они никогда не достигнут в спорте хороших результатов, и во-вторых, у них не разовьются дисциплинированность и самоконтроль. Совершенствование техники движений тесно связано с формированием личности человека.
Школьники 4-7 классов помимо закрепления достигнутого, овладевают основными видами движений, выполняемых в различных по сложности условиях, и спортивной техникой (лыжи, коньки, плавание и др.) В этом возрасте формируется и закрепляется привычка систематически заниматься физическими упражнениями. В целом физическая нагрузка у школьников подросткового возраста может быть больше чем у младших школьников, но силовые упражнения должны быть ограничены.
Школьники 8- 11 классов совершенствуют основные виды движений, освоенные ранее, развивают силовой, статический и скоростной виды выносливости, овладевают знаниями по основам спортивной тренировки, методикой самостоятельных занятий физическими упражнениями, формируют умения подбирать и выполнять физические упражнения, вырабатывают способность вести самонаблюдения за качеством движений, анализировать их. В этом возрасте может быть увеличена силовая нагрузка, но необходимо помнить важную особенность организма старших школьников выносливость их отстает от силы. Кроме того, возможности опорно-двигательной системы в этом возрасте нередко превышают возможности сердечно-сосудистой системы.
Физические возможности мужского и женского организмов не одинаковы. Мужчины легче справляются с интенсивной физической нагрузкой, обладают большей силой амплитудой движений. Женщины выносливее, хорошо переносят длительную монотонную работу. Поэтому методы физического воспитания мальчиков и девочек несколько различаются. Упражнения на развитие выносливости, быстроты, точности движений одинаково полезны школьникам обоего пола, но мальчикам упражнения необходимы для развития силы, девочкам для развития гибкости.
Многие девочки-подростки и девушки недооценивают роль физических упражнений. Они недостаточно активны физически. Но случайно по многим показателям физические возможности девочек 10-12 лет порой оказываются выше, чем девушек 16-17 лет, что отрицательно сказывается на формировании женского организма.
Роль физического воспитания в улучшении внешности человека.
Физическое воспитание оказывает на организм развивающее, совершенствующее и исправляющее воздействие. Оно позволяет устранить дефекты осанки - искривление позвоночника, сутулость, с помощью физических упражнений можно исправить такие недостатки фигуры как впалая грудь, узкие плечи, слабо развитая мускулатура.
Значение и правила выполнения зарядки.
Зарядка является важным фактором сохранения и укрепления здоровья. Она способствует быстрому переходу организма от состояния сна к бодрствованию. Зарядка имеет также и воспитательное значение, так как регулярное ее выполнение требует определенного волевого усилия, особенно поначалу. Благодаря зарядке человек привыкает точно рассчитывать время, что тоже весьма полезно.
Делать зарядку следует через 10-15 минут после пробуждении, в хорошо проветриваемом помещении не более 10-20 минут. Начинают ее с легких разминочных упражнений, затем выполняют ходьбу, постепенно увеличивая нагрузку. После зарядки не должно быть признаков утомления и значительного учащения пульса.
Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц происходят между 14 и 17 годами, и к 18 годам мышечная масса становится такой же, как у взрослого человека.
По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными. Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения.
Занятия физкультурой, спортом, трудом способствуют формированию скелета. В местах, где к костям прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, буфы, гребни. Кость растёт усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большее натяжение или сжатие.
Таким образом, чем сильнее развиваются мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета. Но существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и соответственно возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает опорный аппарат в детском возрасте и приводит к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровоснабжения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.
Ещё великие мыслители древности - Платон, Аристотель, Сократ - отмечали влияние движения на организм. Они сами до глубокой старости занимались гимнастикой.
Ожиревших римлян знаменитый врач Гален заставлял копать землю, косить, бегать, делать гимнастику.
Под влиянием идей передовых людей древности и зарождается гимнастика. Как средство физического воспитания она возникла еще в Древнем Китае и Индии, но особенно развилась в Древней Греции. Греки обнажёнными занимались спортом под лучами южного солнца. Отсюда, собственно, и происходит понятие «гимнастика»: В переводе с древнегреческого слово «гимнос» значит обнаженный.
Для укрепления мышц тела существует много различных комплексов упражнений.
Существуют и упражнения для укрепления иммунной системы.
Например, сесть ягодицами на пятки, спина прямая, бёдра вместе. На медленном выдохе начать плавно наклонять туловище вперёд, стараясь положить предплечья на пол. Подышать глубоко 20 секунд, затем на вдохе поднять туловище Упражнение выполнять 1-3 раза в день.
Глава 2. «Определение показателя максимального потребления кислорода (МПК)»
В последние годы разработан метод определения МПК. Это так называемый «метод предсказания» (или прогнозирования) максимального потребления кислорода по мощности выполняемой работы и данным частоты сердечных сокращений, зарегистрированных при ее выполнении. Эти два показателя (частота сердечных сокращений и мощность выполняемой работы) можно определить по числу восхождений по ступенькам гимнастической скамейки и спусков с неё.
Таблица 1
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ПОКАЗАТЕЛЮ МПК
Показатель МПК/кг | Оценка работоспособности | |
мальчики | девочки | |
55- 60 | 45-50 | отлично |
50-54 | 40-44 | хорошо |
45-49 | 35-39 | удовлетворительно |
44 и ниже | 34 и ниже | неудовлетворительно |
Ход работы
В спортивном зале вдоль стены ставят гимнастические скамейки высотой 35 см. Предварительно всех испытуемых обучают подсчитывать по команде собственный пульс. Затем группа из 10-12 человек выстраивается вдоль скамеек, и школьники начинают подъём и спуск на четыре счёта (один цикл). На последней ( 4-й) минуте подсчитывается количество циклов, и после последнего спуска по команде «начали» каждый из учащихся, приложив руку к области сердечного толчка приступает к подсчёту собственно частоты сердечных сокращений (ЧСС) и продолжает измерять пульс до тех пор, пока не прозвучит команда «закончили».
Испытуемый в течение 4 мин выполняет работу, совершая 20 подъёмов и спусков. На 4-й минуте точно подсчитывает количество циклов и сразу после последнего спуска измеряет пульс в течение первых 10 с, а затем, умножив полученную величину на 6, рассчитывает ЧСС - частоту сердечных сокращений в 1 мин.
Записав данные каждого ученика, приступаем к расчётам.
Зная вес (P) тела испытуемого (например, 70 кг), высоту (h) ступеньки (0,35 м) и количество (n) циклов в минуту (20), можно рассчитать мощность (W) работы по формуле
W= P • h • n • 1,5,
где 1,5 - коэффициент подъёма и спуска для взрослых людей.
В нашем примере получаем:
W = 70 (кг) • 0, 35 (m) • 20 • 1,5= 735 (кг-м/мин).
Исходя из этих величин - мощности и ЧСС (например, впервые 10 с подсчитано 24 удара, значит, в 1 мин ЧСС = 24•6, то есть 144 удара) - рассчитываем МПК по формуле Добельна: МПК= 1,2• K
где W - мощность, Н - ЧСС (частота сердечных сокращений), К возрастной коэффициент (для взрослого человека 20 лет он составляет 0,839, а для детей школьного возраста более высокий- см. табл. 2).
Таблица 2
ВОЗРАСТНОЙ KОЭФФИЦИЕНТДЛЯ ФОРМУЛЫ ДОБЕЛЬНА
Возраст | Коэффициент (К) | Возраст | Коэффициент (К) |
8 | 0,931 | 13 | 0,891 |
9 | 0,922 | 14 | 0,883 |
10 | 0,914 | 15 | 0,878 |
11 | 0,907 | 16 | 0,868 |
12 | 0,900 |
Таким образом, в нашем примере показатель
МПК = 1,29 • 0,839 = 3202 (мл/мин).
Следовательно:
МПК/кг= —- = 45,7 (мл/мин • кг).
Для определения показателей МПК детей школьного возраста в формулу Добельна вносятся поправки, так как у них процент массы скелетных мышц к общей массе тела ниже, чем у взрослых, и чем младше ребенок, тем меньше его мышечная масса. Кроме того, известно, что на мышечные нагрузки дети отвечают более высокой ЧСС, чем взрослые. (см. табл. 3)
Возраст | Вместо 1,5 | Вместо 1,29 | Вместо Н-60 | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
9 | 1,2 | 1,2 | 1,11 | 0,85 | H-30 | H-30 |
10 | 1,2 | 1,2 | 1,11 | 0,95 | H-30 | H-30 |
11 | 1,2 | 1,2 | 1,15 | 0,95 | H-40 | H-30 |
12 | 1,2 | 1,2 | 1,15 | 0,98 | H-50 | H-30 |
13 | 1,3 | 1,3 | 1,20 | 0,98 | H-50 | H-40 |
14 | 1,3 | 1,3 | 1,15 | 1,01 | H-60 | H-40 |
15 | 1,4 | 1,3 | 1,27 | 1,05 | H-60 | H-40 |
16 | 1,4 | 1,3 | 1,29 | 1,10 | H-60 | H-40 |
Эти особенности растущего организма необходимо учитывать, внося поправки в коэффициент подъёма и спуска, а также в формулу расчёта МПК - индексы 1,29 и Н-60. (Эти поправки по специальной программе на ЭВМ определены статистической обработкой данных.)
Например, испытуемому 11 лет, следовательно возрастной коэффициент у него равен 0,907 (см табл. 2), масса тела 37 кг; он выполнил минимум 20 циклов (подъём и спуск) на скамейке высотой 0,35 м. ЧСС - 150 уд/мин. Учитывая все возрастные поправки (см. табл. 3), его данные будут следующими:
W = 37 (кг) • 0,35 (м) • 20 • 1,2 = 311 (кг•м/мин)
МПК = 11,5 • 0,907= 1754(мл/мин)
МПК/кг == 47,4 (мл/мин • кг).
Таким образом, его работоспособность удовлетворительная.
При определении МПК методом прогнозирования следует соблюдать два правила во-первых, следить, чтобы подъём и спуск осуществлялись вертикально, и, во-вторых, испытуемые в день определения МПК должны находиться в обычном состоянии. Без эмоционального возбуждения или угнетения. Соблюдение этих условий обеспечит достоверные величины МПК.
Результаты работы
При обследовании учащихся 7«В» и 7«Б» классов получили следующие показатели МП:
отлично - 29 % учащихся;
хорошо 21% учащихся;
удовлет 29 % учащихся;
неудовл. - 2 1% учащихся.
Причем отличные и хорошие результаты были отмечены у тех учащихся, кто регулярно занимается в спортивных секциях.
Практическая работа № 2
«Методы самоконтроля осанки и ее коррекция»
Для самоконтроля осанки необходимо стать спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Если между стеной и поясницей проходит кулак, нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь, осанка нормальная.
Результаты работы
Было обследовано 450 учащихся. В пашей школе нарушение осанки есть у 121 уч., сколиоз у - 57 учеников.
Выводы
Низкие показатели МПК/ кг свидетельствуют о неудовлетворительной физической работоспособности учащихся.
Практические рекомендации
- Довести до сведения учащихся полученные результаты.
- Продолжить определение МПК
- Подготовить выступления для родителей о влиянии гиподинамии на организм человека.
- Рекомендовать включать в уроки физической культуры специальные упражнения для укрепления мышц спины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
В настоящей работе предпринята попытка обоснования эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что увеличен...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"...
Информационно – поисковый исследовательский проект. «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников»
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособности. Оно имеет важное значение в подготовке ч...
Информационно-поисковый исследовательский проект: «Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников».
Физическое воспитание имеет важное значение в подготовке человека к производительному труду, кроме того, он развивает ценные-психологические качества. Систематическое обследо...
статья "Роль физической культуры в укреплении здоровья школьников"
Как влияет занятие спортом на деятельность организма обучающихся...
Роль физической культуры в укреплении здоровья учащихся
На сегодняшний день слово «гиподинамия» знакомо каждому. Малоподвижный образ жизни стал настоящей катастрофой в современном мире.Большинство людей считают, что в течение дня они двигаются ...
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Спорт - залог здоровья»
Проект помогае решить множество важных задач, поставленных для сохранения здоровья ....