Физические упражнения для восстановления работоспособности .
статья по физкультуре на тему

Аман Юрий Анатольевич

                   Физические упражнения для восстановления работоспособности .

"Хочешь быть сильным – бегай,

хочешь быть красивым – бегай,

хочешь быть УМНЫМ – бегай."

Афоризм, высеченный на Олимпе

2,5 тысячи лет тому назад

 

Вы когда-нибудь пробовали сидеть 45 минут неподвижно? Согласитесь - это сложная задача, особенно для детей! Перемена между уроками становится пиком двигательной активности! Ребенку жизненно необходимо движение! В этом суть его развития. Но, я не думаю, что ошибусь, если скажу о том, что перемена также становится одним из самых опасных промежутков времени в учебном процессе. Более травмаопасного периода сложно себе представить. Контролировать такой «поток энергии» практически невозможно, остается только направить его в нужное русло. Для того что бы справиться с этой сложной задачей, необходимо приучить детей к выполнению несложных упражнений, работе в команде, а также научить их слушать и слышать. Для этого нужно совсем немного, достаточно помнить о том, что физкультминутки на уроках – это неотъемлемая часть урока! Длительная умственная деятельность для детского организма это достаточно серьезный стресс, чередуя умственные и физические нагрузки можно добиться не только хороших результатов в обучении, но и, что очень важно, сохранить здоровье ребенку. Физкультура для ума – это не просто слова, чем больше обогащен организм кислородом, тем лучше работает организм, уменьшается утомляемость, повышается эффективность умственной деятельности. Энергичные движения являются стимулом для активного кровообращения, обеспечивает приток кислорода в мозг. Упражнения на координацию являются хорошим стимулов для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга. Тренинг памяти повышает творческие способности. Процесс дыхания, контролируемый человеком, усиливает способность сосредотачиваться. Умение переключится с умственной работы на физическую и, главное, вернуться в режим урока, станет со временем привычным и перестает быть поводом срыва урока, приходит понимание необходимости физических упражнений, которые повышают эффективность умственной деятельности и одновременно закладываются привычка следить за своим здоровьем, понимание необходимости соблюдения режима дня.

Для учителей предметников подбор упражнений для урока, отвечающий всем требованиям безопасности, порой достаточно сложная задача. Цель моей работы, помочь учителям предметникам подобрать определенный комплекс упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся, техника безопасности, состояние здоровья, психологической и физической подготовки. Ну и конечно перемены. Игры, проводимые на переменах, должны быть увлекательными и безопасными. Вовлечение детей в такие динамические перемены решает ряд задач: повышается коммуникативная культура, умение работать в команде.

Динамические паузы выполняют следующие функции: Релаксационная функция (снимают напряжение, вызванное утомлением), коммуникативная функция (объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива), воспитательная функция (формируют моральные и нравственные качества), обучающая функция (дают новые знания, умения, навыки), развивающая функция (развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление).

Итак, позвольте предложить вашему вниманию простые, но достаточно эффективные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения спины и шеи, улучшение кровообращения и уменьшает утомляемость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultura_dlya_uma.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №391

Красносельского района Санкт-Петербурга

Работа на тему

Физкультура для ума

     Автор: Аман Юрий Анатольевич

учитель физической культуры

Санкт-Петербург

2012


Физкультура для ума

Хочешь быть сильным – бегай,

хочешь быть красивым – бегай,

хочешь быть УМНЫМ – бегай.

Афоризм, высеченный на Олимпе

2,5 тысячи лет тому назад

Вы когда-нибудь пробовали сидеть 45 минут неподвижно? Согласитесь - это сложная задача, особенно для детей! Перемена между уроками становится пиком двигательной активности! Ребенку жизненно необходимо движение! В этом суть его развития. Но, я не думаю, что ошибусь, если скажу о том, что перемена также становится одним из самых опасных промежутков времени в учебном процессе. Более травмаопасного периода сложно себе представить. Контролировать такой «поток энергии» практически невозможно, остается только направить его в нужное русло. Для того что бы справиться с этой сложной задачей, необходимо приучить детей к выполнению несложных упражнений, работе в команде, а также научить их слушать и слышать. Для этого нужно совсем немного, достаточно помнить о том, что физкультминутки на уроках – это неотъемлемая часть урока! Длительная умственная деятельность для детского организма это достаточно серьезный стресс, чередуя умственные и физические нагрузки можно добиться не только хороших результатов в обучении, но и, что очень важно, сохранить здоровье ребенку. Физкультура для ума – это не просто слова, чем больше обогащен организм кислородом, тем лучше работает организм, уменьшается утомляемость, повышается эффективность умственной деятельности. Энергичные движения являются стимулом для активного кровообращения, обеспечивает приток кислорода в мозг. Упражнения на координацию являются хорошим стимулов для совместной работы левого и правого полушарий головного мозга. Тренинг памяти повышает творческие способности. Процесс дыхания, контролируемый человеком, усиливает способность сосредотачиваться. Умение переключится с умственной работы на физическую и, главное, вернуться в режим урока, станет со временем привычным и перестает быть поводом срыва урока, приходит понимание необходимости физических упражнений, которые повышают эффективность умственной деятельности и одновременно закладываются привычка следить за своим здоровьем, понимание необходимости соблюдения режима дня.

Для учителей предметников подбор упражнений для урока, отвечающий всем требованиям безопасности, порой достаточно сложная задача. Цель моей работы, помочь учителям предметникам подобрать определенный комплекс упражнений с учетом возрастных особенностей учащихся, техника безопасности, состояние здоровья, психологической и физической подготовки. Ну и конечно перемены. Игры, проводимые на переменах, должны быть увлекательными и безопасными. Вовлечение детей в такие динамические перемены решает ряд задач: повышается коммуникативная культура, умение работать в команде.

Динамические паузы выполняют следующие функции: Релаксационная функция (снимают напряжение, вызванное утомлением), коммуникативная функция (объединяют детей в группы, способствуют сплочению детского коллектива), воспитательная функция (формируют моральные и нравственные качества), обучающая функция (дают новые знания, умения, навыки), развивающая функция (развивают пространственные представления, речь, внимание, память, мышление).

Итак, позвольте предложить вашему вниманию простые, но достаточно эффективные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения спины и шеи, улучшение кровообращения и уменьшает утомляемость.

Комплекс упражнений для детей младшего школьного возраста.

Упражнения для снятия утомления с мышц:

  1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, спинку ровно, кисти к плечам, вращение в плечевых суставах назад.
  2. И.п. – сидя на стуле, спинку ровно, кисти к плечам, повороты туловища направо и налево.
  3. И.п. – сидя на стуле, спинку ровно, руки на поясе, повороты туловища направо и налево.

Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти:

  1. И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

  1. И. п. руки вытянуть перед собой, развести в стороны под углом сорок пять градусов. Поднимаем руки вверх — вдох. Возвращение в и. п. — выдох.
  2. И.п. – сидя на стуле, спинку ровно, руки на поясе, на счет раз голову наклонить вправо; 2 - и. п.; 3 - голову наклонить влево; 4 - и. п.; 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 - и. п. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
  3. И. п. - сидя, руки на поясе, 1 - поворот головы направо, 2 - и. п., 3 - поворот головы налево; 4 - и. п. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.

Упражнение для мобилизации внимания:

  1. И. п. — сидя, левой рукой взяться за кончик носа, правой рукой за противоположное ухо, одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Выполняя упражнения, важно соблюдать их последовательность. Это позволит сосредоточиться и перейти в режим урока.

На перемене можно выполнять корригирующие упражнения для нормализации осанки:

  • ходьба обычная, следя за осанкой;
  • ходьба на носках, руки за головой;
  • ходьба на пятках, руки на поясе;
  • ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.

Комплекс упражнений для детей среднего школьного возраста.

Упражнения для снятия утомления с мышц:

  1. И. п. - сидя Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд.

Упражнение для глаз:

Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно.

  1. И. п. - сидя, широко открыть глаза, посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду, затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз - против часовой стрелки.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

  1. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 - развести локти в стороны, сводя лопатки - вдох; 3-4 - исходное положение - выдох.
  2. И. п. – сидя, растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд).

Упражнение для мобилизации внимания:

  1. И. п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую руку на пояс; 3 - правую руку на плечо; 4 - левую руку на плечо; 5 - правую руку вверх; 6 - левую руку вверх; 7-8 - хлопки руками над головой; 9 - опустить левую руку на плечо; 10 - правую руку на плечо; 11 - левую руку на пояс; 12 - правую руку на пояс; 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный; 2-3 раза - средний; 3-4 -быстрый; 1-2 - медленный.

Комплекс упражнений для детей старшего школьного возраста.

Упражнения для снятия утомления с мышц:

  1. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. 1 - повернуть туловище направо; 2- повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
  2. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе, 1 - поднять плечи. 2 -опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе.

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

  1. И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, 1 - руки за голову, 2 - локти широко развести, глубокий вдох, 3 - локти подаются вперед, выдох, 4 - руки расслабленно опускаются вниз. Упражнение в медленном темпе повторяется 4-6 раз.
  2. И. п. - стоя, ноги врозь, 1 - встать на носки, потянуться вверх за руками, глубокий вдох, 2 - опустить руки дугами через стороны вниз, выдох. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз.

Упражнение для мобилизации внимания:

  1. И. п. – сидя, положить перед собой лист бумаги (раскрыть тетрадку в конце), взять в руки карандаши или ручки, рисовать обеими руками симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга.

Что можно предложить старшеклассникам на перемене? Не простой вопрос… если есть возможность, то это, конечно же, музыкальные перемены. Их можно сделать тематическими. Незаменимый «Ручеек»! Напомню правила: количество играющих должно быть нечетным, все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор, выбирает себе пару из играющих и встает в конец. Освободившийся игрок становится водящим. Кто не играл в «Испорченный телефон»? Обычно играют две команды. Ведущий загадывает слово и шепотом говорит его на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобы никто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний член команды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла» слово ведущего через всех игроков. Порой можно услышать уморительные варианты загаданного слова, которое неверно передал «испорченный телефон». Многие усложняют игру: ведущий загадывает не слово, а целую фразу.

 

        И конечно же спортивный инвентарь! Скакалки, обручи, теннисный стол, все это можно применять на переменах под пристальным наблюдением учителя. Казалось бы, нагрузка на учителя во время перемены увеличивается, но это не так! Те положительные эмоции, которые получает учитель при общении в неформальной обстановке включаясь в игру, дает колоссальный заряд положительных эмоций, позволяет снять стресс, поднимает настроение. А замечательная пословица «Делу время, а потехе час» может стать началом урока.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Баранов В.А., Венгкинский Т.П., Столяр К.Э. Теория и практика физической
  2. Веселая З.А.Игра принимает всех. Минск, Полымя. 2009 – 58 с., ил.
  3. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс,2010, - 384 с.
  4. Ермак А.А. Организация физкультурного досуга. М.: «Просвещение». 2007 – 130 с., ил.
  5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – Издательский центр «Академия», 2002, - 264 с.
  6. Крюкова В.С. «Книга учителя физической культуры». М – “Ф – ра и спорт” 2009.
  7. Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 2009.
  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М.: «Просвещение» 2010 – 175 с., ил.
  9. Микулич П. В., Орлов Л. П., «Гимнастика», М.: Физкультура и спорт,2009 г.
  10. Оливова В. Люди и игры. У истоков современного спорта. - М.: ФиС, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Применение специальных упражнений для восстановления зрения, исправления осанки и снижения веса»

Урок по теме «Применение  специальных упражнений для восстановления зрения, исправления осанки и снижения веса» разработан на основе раздела «Гимнастика» комплексной программы физического в...

ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ МАССАЖЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭФИРНЫХ МАСЕЛ

Занятия спортом подразумевают выполнение  физических нагрузок различной   направленности,    интенсивности   и продолжительности. В определенный  период вы...

Средства восстановления работоспособности юных боксеров

Восстановление спортивной работоспособности и нормального функционирования организма после тренировочных и соревновательных нагрузок неотъемлемая составная часть системы подготовки спортсменов. В...

Упражнения на восстановление дыхания

Упражнения на восстановление дыхания...

Физические упражнения для восстановления работоспособности

Вы когда-нибудь пробовали сидеть 45 минут неподвижно? Согласитесь - это сложная задача, особенно для детей! Перемена между уроками становится пиком двигательной активности! Ребенку жизненно необходимо...

Массаж, как средство восстановления работоспособность

Массаж, как средство восстановления работоспособность...