Рабочая программа по ЛФК 1-11 класс
рабочая программа по физкультуре по теме
Рабочая программа по ЛФК 1-11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lfk.docx | 231.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Рассмотрено на заседании МО
протокол №_____ от _______ г.
Согласованно МС
протокол №____от ________г.
Утверждено приказом директора
№_________от_____г.
Рабочая программа по специальной медицинской группе
для 1- 11 -х классов
2012-2013учебный год
Составил учитель физической
культуры Воробьева О.В.
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, подготовлена с учетом Обязательного минимума содержания образования в области физической культуры и Минимальных требований к качеству подготовки учащихся гимназии по физической культуре. В программе использованы материалы Примерной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов школы (под общей ред. А. П. Матвеева).
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в гимназии является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у школьников совершенствуется не только их физическая природа, но и активно развивается психическая сфера, формируются сознание и мышление, творчество и самостоятельность.
Известно, что содержание учебного предмета и его поэтапное освоение учащимися фиксируются в соответствующих учебных программах по физической культуре, которые отрабатываются в соответствии с Государственным стандартом, определяющим основы содержания образования для всех видов и типов средних общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Рабочая программа по физической культуре для учащихся гимназии, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе решает следующие задачи:
• повышение физиологической активности систем организма, ослабленных болезнью, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
• совершенствование прикладных жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и плавании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
• повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
• обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью, простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма на занятиях физической культурой;
• формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, включая утреннюю гимнастику, физкультминутки и подвижные игры.
Разработанная в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся гимназии по физической культуре, предлагаемая учебная программа характеризуется:
• направленностью на усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных оздоровительных системах и комплексах упражнений, используемых и режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
• направленностью на реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание уроков учебного материала с учетом характера и специфики заболевания школьников, особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенности учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн);
• направленностью на соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
• направленностью на достижение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов.
Структура и содержание
Рабочая программа включает в себя четыре раздела:
1. «Основы знаний о физической культуре» - включает в себя знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
2. «Способы деятельности» в своем учебном содержании соотносится с представлениями о предметности двигательной деятельности и отражается в соответствующих способах ее организации: планировании и регулировании деятельности.
3. «Физическое совершенствование» ориентировано на укрепление здоровья школьников, их гармоничное физическое развитие и всестороннюю двигательную и физическую подготовленность. Данный раздел включает комплексы оздоровительной и корригирующей гимнастики, двигательные действия (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика, лыжные гонки, подвижные игры) и упражнения на развитие основных физических качеств.
4. «Требования к качеству освоения программного материала» включает в себя проверку подготовленности учащихся по основным позициям программы. Комплексы упражнений из ЛФК разрабатыва ются в соответствии с рекомендациями врача и ме тодиста ЛФК с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания болезни.
Осуществление целей образовательной программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий:
- Классно-урочная.
- Индивидуальные.
- Групповые.
- Дифференцированного
обучения.
- Объяснительно-
иллюстративные.
- Информационные.
- Игровые.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы знаний о физической культуре
Физическая культура как система разнообраз ных форм занятий физической подготовкой и ук реплением здоровья человека.
Возникновение физической культуры у древних людей, связь физической подготовки с трудовой де ятельностью.
Жизненно важные способы передвижения чело века: сходство и различия.
Режим дня и личная гигиена.
Правила поведения и техники безопасности на уроках физической культуры.
Способы деятельности
Оздоровительные занятия в режиме дня: про ведение утренней зарядки, физкультминуток, ды хательной гимнастики, подвижных игр, комплек сов упражнений для формирования правильной осанки, профилактики нарушения зрения.
Физическое совершенствование Оздоровительная и корригирующая гимнастика
Комплексы упражнений: упражнения на форми рование правильной осанки (без предметов и с пред метами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с раз личным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые сидя, стоя на мес те и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабление мышц.
Ходьба: с изменяющейся скоростью и направле нием передвижения; левым и правым боком; спи ной вперед; на носках и пятках; парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе; «гусиным шагом»).
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения.
Физическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики: органи зующие команды и приемы; выполнение команд «Смирно!», «Вольно!», «Равняйся!», «Налево!», «Направо!», «Шагом марш!», «На месте!», «Стой!»; повороты налево и направо, стоя на месте; постро ение в шеренгу, колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Акробатические упражнения: упоры (присев; согнувшись; лежа на возвышенности; сзади; на локтях); седы (ноги вместе и врозь; на пятках; углом); группировка в положении лежа на спине; раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад в груп пировке (с помощью); перекаты из упора присев на зад и боком. Прикладно-гимнастические упражне ния: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; пе редвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-плас тунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастиче ской скамейке; лазание по наклонной гимнастиче ской скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); ими тационные упражнения (подражание передвиже нию животных). Кувырки вперёд, назад. Лазание по шесту. Упражнения с гимнастическими снарядами.
Легкая атлетика: бег в спокойном темпе в чере довании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений; высокий старт с последующим небольшим ускоре нием. Прыжки на месте с поворотами вправо и вле во, с продвижением вперед и назад, в длину и вы соту с места; спрыгивание с горки матов, с мяг ким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди, малого мяча в вертикальную цель способом «с ко лена». Бег с равномерной скоростью по дистанции; прыжки в высоту с прямого разбега; метание малого мяча на точность и дальность стоя на месте.
Лыжные гонки: организующие команды и прие мы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; связка лыж и их переноска на плече и под рукой; подготовка к пере движению на лыжах (расчехление лыж и их за крепление на ноге). Передвижения на лыжах сту пающим и скользящим шагом. Повороты: переступанием на месте на пологом склоне за счет движений туловища. Подъемы ступающим шагом. Спуск в основной стойке. Передвижения на лыжах с рав номерной скоростью попеременным двухшажным ходом; повороты при спуске способом «полуелочка»; торможение способом «полуплуг».По выбору, по погодным условиям.
Подвижные игры1: на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись-разойдись», «Смена мест»); игры («У медведя во бо ру », « Раки », « Тройка », « Бой петухов », « Совушка », «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»); на материале легкой атлетики — эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мя чом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»); на материале лыжной подго товки («Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире»); на материале спор тивных игр: футбол — удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу (с места, с одного-двух шагов), по мячу, катящемуся на встречу и после ведения; подвижные игры типа «Точная передача»; баскетбол — ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы); подвижные игры («Брось-поймай», «Вы стрел в небо», «Охотники и утки»).
1 Игры включаются в учебный процесс по усмотре нию учителя в зависимости от условий проведения заня тий, логики планирования основного материала и подго товленности учащихся.
Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специ альных медицинских групп должны иметь пред ставления:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• о способах изменения направления и скорости передвижения;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о правилах составления комплексов утренней зарядки;
• о правилах поведения на занятиях физической культурой;
• о правилах подготовки мест для самостоятель ных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предме тами и без предметов), направленно воздействую щие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локаль ное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плос костопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражне ний;
• выполнять комплексы упражнений на профи лактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические дейст вия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыж ках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовлен ность по годовому приросту результатов в разви тии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — ходьба в течение одной мину ты, м;
• сила — прыжок в длину с места (демонстриро вать технику);
• координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
Учебно-тематический план
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
| 20 | |
| 20 | |
| 14 | |
| 14 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков по физкультуре для специальной медицинской группы
Классы 1-11
Учитель Воробьева О.В.
Количество часов на год: 68
Всего 68 часов, в неделю 2 часа.
Тематическое планирование составил(а) ВоробьеваО.В.(_________________)
№№ п.п. | Содержание | Кол-во часов по теме |
1-2 | Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. Оказание первой помощи. Строевая подготовка. Лёгкий бег в сочетании с ходьбой. Прыжки | 2 |
3-4 | Построение. Дежурство. Ходьба, лёгкий бег Коррекционная гимнастика.. Общеразвивающие упражнения. Игровая эстафета. Выполнение строевых упражнений (повороты на месте) | 2 |
5-6 | Коррекционная гимнастика. Техника выполнения высокого старта. Выполнение команд: «На старт», «Внимание», «Марш». Игра «Пионербол» | 2 |
7-8 | Коррекционная гимнастика. Прыжок в длину с места. Метание малого мяча в цель. Подвижные игры | 2 |
9-10 | Коррекционная гимнастика. Метание мяча. Прыжковые упражнения. Игры | 2 |
11-12 | Коррекционная гимнастика. Бег в сочетании с ходьбой. Упражнения с набивными мячами. Подвижные игры | 2 |
13-14 | Коррекционная гимнастика. Игра «Попади в цель». Подвижные игры. Развитие ловкости и координации | 2 |
15-16 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с баскетбольными мячами. Подвижные игры | 2 |
17-18 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с обручем, скакалкой. Подвижные игры. Прыжки в длину с места | 2 |
19-20 | Гимнастика. Техника безопасности на занятиях, теоретические сведения. Коррекционная гимнастика. Упоры, перекаты, группировка. | 2 |
21-22 | Коррекционная гимнастика. Строевые упражнения, построение из одной шеренги в две, из колоны по одному в колону по два. Упражнения, лёжа на спине. Ходьба на носках. | 2 |
23-24 | Коррекционная гимнастика. Совершенствование изученных строевых упражнений. Упражнения с гимнастическими палками. Висы, упоры, кувырки. Подвижные игры. | 2 |
25-26 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с набивными мячами, у гимнастической лестницы. Подвижные игры. | 2 |
27-28 | Коррекционная гимнастика. Ходьба по гимнастической скамейке. Подвижные игры. Подготовительные упражнения опорного прыжка. | 2 |
29-30 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с мячами, с гимнастическими предметами, Подвижные игры. | 2 |
31-32 | Коррекционная гимнастика. Упражнения на гимнастической скамейке, лестнице. Лазание по шесту. Подвижные игры. | 2 |
33-34 | СПОРТ.ИГРЫ. Техника безопасности на занятиях по спорт. Играм. Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча с изменением направления и скорости. | 2 |
35-36 | Стойки и перемещения игрока.Ведение с изменением направления и скорости. | 2 |
37-38 | Ведение с изменением высоты отскока.Остановка двумя шагами. | 2 |
39-40 | Ведение с изменением скорости и высоты отскока .Остановка в два шага. | 2 |
41-42 | Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. | 2 |
43-44 | Бросок одной от плеча после остановки. | 2 |
45-46 | Передачи иловля мяча в тройках в движении. | 2 |
47-48 | Подвижные игры. Техника безопасности по спортивным играм. Коррекционная гимнастика. Пионербол. Подвижные игры. Баскетбольные эстафеты. | 2 |
49-50 | Коррекционная гимнастика. Подвижные игры. Броски баскетбольного мяча в кольцо. Ведение баскетбольного мяча. | 2 |
51-52 | Коррекционная гимнастика. Пионербол. Упражнения с мячами. Подвижные игры. Эстафеты с мячами. | 2 |
53-54 | Лёгкая атлетика. Техника безопасности на занятиях. Коррекционная гимнастика. «Весёлые старты». Метание малого мяча на дальность. | 2 |
55-56 | Коррекционная гимнастика. Упражнения для развития быстроты движений, гибкости. Прыжки в высоту. Подвижные игры. | 2 |
57-58 | Коррекционная гимнастика. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой. Подвижные игры. Прыжки в высоту, в длину, бег в медленном темпе в сочетании с ходьбой. | 2 |
59-60 | Коррекционная гимнастика. Бег в сочетании с ходьбой. Пионербол. Техника низкого старта. Прыжки в высоту. Выбегание из различных положений | 2 |
61-62 | Коррекционная гимнастика. Прыжки в длину с места. Метание мяча в цель. Подвижные игры. Упражнения на гибкость. | 2 |
63-64 | Коррекционная гимнастика. Техника высокого старта в сочетании с бегом . Игры. Метание малого мяча в цель. Развитие силовых качеств. | 2 |
65-66 | Коррекционная гимнастика. «Весёлые старты». Бег с равномерной скоростью по дистанции. Прыжки в высоту. Метание малого мяча на дальность. Подвижные игры. | 2 |
67-68 | Коррекционная гимнастика. Развитие ловкости и координации. Прыжки через скамейки. Бег в равномерном темпе.Подвижные игры. Подведение итогов года. Индивидуальное задание каждому ученику на лето | 2 |
Приложение
Признаки утомления НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Степени утомления | Небольшое. I степень | Значительное. II степень | Очень большое. III степень |
Признаки | |||
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Неравномерное покраснение, бледность или синюность |
Потливость | Пот на лице, шее, ступнях | Пот в области плечевого пояса и туловища | Появление налета соли на одежде и висках |
Дыхание | Учащение дыхания, при сохранении относительной его глубины | Смешанный тип дыхания с сохраняющейся ритмичностью | Дыхание поверхностное, неритмичное |
Движения | Бодрые, хорошо скоординированные | Неуверенные, с небольшими ошибками по пространственным и временным характеристикам | Вялые, с опущенными плечами, с существенным нарушением координации |
Внимание | Концентрированное на заданиях учителя | Незначительные отвлечения, ошибки при выполнении команд и учебных заданий | Концентрация внимания при громких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошибки при выполнении учебных заданий |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, сердцебиение и одышку | Жалобы на болезненные ощущения в ногах, головную боль, тошноту |
Литература
1. Обязательный минимум содержания начально го общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1235).
2. Обязательный минимум содержания основно го общего образования (Приказ Минобразования РФ от 19.05.98 г. № 1236).
3. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразо вания РФ от 19.05.98 г. № 1236).
4. Требования к уровню подготовки учащихся на чальной школы, выпускников основной и средней (полной) школы по физической культуре.
5. Примерные программы по дисциплине «Физи ческая культура» для начальной, основной и сред ней школы (А. П. Матвеев и др.).
6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
7. М. Д. Рипа; В.К. Велитченко; С.С. Волкова «Занятия физической культурой со школьниками отнесёнными к специальной медицинской группе». – М.; Просвещение, 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...