Эксперимент по прыжковой подготовленности старших школьников
по физкультуре по теме

Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества,  а предоставление возможностей для удовлетворения  потребностей старших школьников в полноценной физической подготовке даже в условиях сельской местности и труднодоступных районов России  закреплено в положениях государственной политики.  При этом, одним из приоритетных направлений моей деятельности по физической культуре является обеспечение качественного уровня физической культуры  и физической подготовленности учащихся на уроках физкультуры и в спортивных секциях.

Опыт работы  учителем физической культуры и тренером в школьной волейбольной секции позволил выделить трудности, возникающие в профессиональной деятельности (невысокий рост и низкий уровень скоростно-силовой подготовленности школьников при устойчивой мотивации к регулярным занятиям волейболом).Таким образом, было  сформулирована проблема исследования: как в условиях школьной секции улучшить специальную прыгучесть старших школьников, занимающихся волейболом? Причем, я подразумеваю, что прыжковая подготовленность относится к факторам,  определяющим  эффективность выполнения  нападающего удара и, следовательно,  результативности игры в волейбол.

Цель работы – совершенствование прыжковой подготовки у юношей-волейболистов старшего школьного возраста.

Объект исследования – юноши-волейболисты старшего школьного возраста.

Предмет исследования – прыжковая подготовка юношей-волейболистов старшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pryzhkovaya_podgotovka.doc328.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГОРКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Эксперимент

По теме «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА»

Учителя физической

культуры, педагога

дополнительного образования

Шибова Артема Владимировича

с.Горки

2013 год

ОГЛАВЛЕНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

1.  Специальная физическая подготовка волейболистов ……………......4

2. Волейбол в школьной программе ……………………………..……….8

2.     ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРЫЖКОВОЙ  

        ПОДГОТОВКИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В  

        СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА…………………………………….…………….….12

2.1. Тестирование физической подготовленности старших школьников ,

 занимающихся в секции волейбола до начала эксперимента……………12

2.2. Организация эксперимента по совершенствованию прыжковой

подготовки старших школьников, занимающихся в секции

 волейбола…………………………………………………………………… 17

         2.3. Результаты эксперимента и их обсуждение……………...….…...........23

ВЫВОДЫ ……………………………………………………………………..……27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………...……………….28

ВВЕДЕНИЕ

Физическое воспитание является одной из составляющих культуры общества,  а предоставление возможностей для удовлетворения  потребностей старших школьников в полноценной физической подготовке даже в условиях сельской местности и труднодоступных районов России  закреплено в положениях государственной политики.  При этом, одним из приоритетных направлений моей деятельности по физической культуре является обеспечение качественного уровня физической культуры  и физической подготовленности учащихся на уроках физкультуры и в спортивных секциях.

Опыт работы  учителем физической культуры и тренером в школьной волейбольной секции позволил выделить трудности, возникающие в профессиональной деятельности (невысокий рост и низкий уровень скоростно-силовой подготовленности школьников при устойчивой мотивации к регулярным занятиям волейболом).Таким образом, было  сформулирована проблема исследования: как в условиях школьной секции улучшить специальную прыгучесть старших школьников, занимающихся волейболом? Причем, я подразумеваю, что прыжковая подготовленность относится к факторам,  определяющим  эффективность выполнения  нападающего удара и, следовательно,  результативности игры в волейбол.

Цель работы – совершенствование прыжковой подготовки у юношей-волейболистов старшего школьного возраста.

Объект исследования – юноши-волейболисты старшего школьного возраста.

Предмет исследования – прыжковая подготовка юношей-волейболистов старшего школьного возраста.

В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:

- изучение учебной и научно-методической литературы по теме исследования,

- исследование специальной физической подготовленности  юношей – волейболистов старшего школьного возраста,

- поиск путей совершенствования специальной прыжковой подготовленности  юношей старшего школьного возраста, занимающихся в секции волейбола;

- экспериментальная оценка эффективности предложенной методики прыжковой подготовки.

На решение задач дипломной работы были направлены следующие методы исследования:

  • анализ научно-методической и специальной литературы,
  • педагогические наблюдения,
  • педагогическое тестирование,
  • педагогический эксперимент.

1.2. Специальная физическая подготовка волейболистов

Данные науки и практики показывают, что высокий уровень физической подготовленности является базовым фундаментом, на котором строится мастерство спортсменов. Поэтому процесс развития двигательных качеств в спортивной тренировке в целом является ведущим, но осуществляется он в неразрывном единстве с другими видами подготовки.

Специализированные занятия волейболом начинают в 10-12 лет, а высшего мастерства достигают после 20 лет, то есть, после 8-12 лет тренировки.

В общеобразовательной школе волейбол включен в уроки физической культуры в 5-11-х классах, во внеклассную работу - спортивные секции и занятия групп начальной подготовки ДЮСШ на базе школы.

Специальная физическая подготовка юношей – волейболистов старшего школьного возраста предполагает совершенствование физических качеств, наиболее характерных для игры в волейбол: выносливость, силу, координационные способности,  гибкость.

В волейболе физические качества условно делятся на общие и специальные. Общие — сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость — в значительной мере определяют всесторонность физического развития и здоровье спортсменов. На высокоразвитой базе выше перечисленных физических качеств развиваются специальные физические качества, необходимые для игры в волейбол: «взрывная» сила, быстрота перемещения и прыгучесть, скоростная, прыжковая и игровая выносливость, акробатическая и прыжковая ловкость.

Общая сила — способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Проявление мышечной силы зависит от концентрированности нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата; от физиологического поперечника мышц; биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах и степени их утомления; от биомеханических характеристик движения (длины плеч рычагов, включение в работу наиболее крупных мышц и пр.).

Величины проявления силы могут возрастать либо за счет большой массы при небольших ускорениях (собственно силовые способности, например жим или приседания со штангой околопредельного веса), либо за счет увеличения скорости при постоянных массах (скоростно-силовые движения).

Для волейбола наиболее значимы скоростно-силовые способности. Для развития силы большое значение имеет увеличение мышечной массы с помощью упражнений с отягощениями. Характерная черта развития силы — возможность избирательного воздействия на отдельные мышечные группы.

«Взрывная» сила — способность нервно-мышечной системы преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. Большинство технических приемов в волейболе требуют проявления «взрывной» силы. Для выполнения передачи двумя руками сверху необходим определенный уровень развития силы мыши, кистей; подачи — силы мышц кисти, плечевого пояса и мышц туловища; нападающего удара — комплексное развитие «взрывной» силы мышц кисти, плечевого пояса, туловища и ног. Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления мышечных усилий (метания, ударные движения, прыжки, броски и др.).

Прыгучесть - способность волейболиста прыгать оптимально высоко для выполнения нападающих ударов, блокирования и вторых передач. Для появления прыгучести необходима «взрывная» сила, проявление которой зависит от развития силы определенных мышечных групп и скорости сокращения мышечных волокон. Основными средствами развития прыгучести волейболистов являются прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные упражнения.

Общая быстрота — способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Быстрота обуславливается подвижностью нервных процессов (возбуждение — торможение), биохимическими процессами в работающих мышцах (скорость расщепления и восстановления энергии), степенью владения техническими приемами, силовой подготовленностью, подвижностью в суставах и эластичностью сухожилий и мышц. Для развития «общей» быстроты движений целесообразно использовать комплексный метод тренировки, который предусматривает применение подвижных и спортивных и1р, эстафет, рывков и ускорений, гладкого бега, игровых упражнений. Наиболее эффективной для развития быстроты движений является разносторонняя физическая подготовка с акцентированием внимания на упражнениях скоростно-силового характера.

Специальная быстрота. В волейболе быстрота проявляется в трех основных формах:

а) быстрота двигательной реакции (на сигнал партнера, на изменение игровой ситуации и др.);

б) предельная быстрота отдельных движений (выполнение технических приемов);
в) быстрота перемещений — максимально быстрое перемещение по площадке к мячу с последующим выполнением технико-тактических действий.

Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования (появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в ЦНС, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности).

Различают простые и сложные реакции. Простые реакции — ответ заранее известным движением на заранее известный (но внезапно появляющийся) сигнал.

Сложные реакции. Почти все игровые действия волейболиста относятся к типу сложных реакций. К сложным реакциям относятся: реакция на движущийся объект и реакция с выбором.

Реакция на движущийся объект (мяч) проявляется следующим образом:

- игрок должен увидеть мяч, оценить скорость и направление полета, выбрать план действий и начать осуществлять его. Быстрота реакции на движущийся объект занимает от 0,25 до 1 секунды. Основная доля этого времени приходится на фиксацию движущегося мяча глазами. Эта способность тренируема. Для этого используют:

а) увеличение скорости полета мяча;

б) внезапное появление мяча;

в) сокращение дистанции.

Реакция с выбором — выбор нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или игровой обстановки (предельная быстрота отдельных движений). Быстрота перемещений — способность волейболиста максимально быстро переместиться по площадке для выхода к мячу с последующим выполнением технического приема. Проявление быстроты перемещения зависит от скорости протекания нервных процессов в работающих мышцах, от силовой подготовленности спортсмена и других факторов. Средствами развития быстроты перемещений могут быть рывки и ускорения, имитационные упражнения, упражнения с мячами, фрагменты игры и игра. В волейболе все эти разновидности скоростных качеств проявляются в сочетании.

Общая выносливость — способность длительное время выполнять любую мышечную работу без снижения ее эффективности. Иначе говоря, выносливость можно определить как способность противостоять утомлению. Можно выделить 4 основных типа утомления:

1. Умственное (при игре в шахматы и др.).

2. Сенсорное (утомление анализаторов, например, зрительного).

3. Эмоциональное (после ответственных соревнований).

4. Физическое (вызванное мышечной деятельностью). Для волейбола наибольший интерес представляют третий и четвертый тип утомления.

Физическое утомление делится на:

а) локальное (в работе заняты менее 1/3 мышц тела);

б) региональное (в работе заняты от 1/3 до 2/3 мышц тела);

в) глобальное (в работе заняты свыше 2/3 мышц тела).

Волейбольные упражнения проводятся на удлиненных переменах, игровые упражнения и игры в волейбол включаются в программу дней здоровья, физкультурных праздников и соревнований, туристских походов и слетов.
         Главная направленность уроков - средствами волейбола содействовать решению задач физического воспитания школьников, обучить их основам навыков игры в волейбол и привить привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Хорошим средством интегральной тренировки по выработке специальной выносливости и совершенствованию технико-тактического мастерства, являются игры с уменьшенными составами.  

2. Волейбол в школьной программе

В учебном процессе  волейбол  используется как важное средство общей физической подготовки учащихся.

       Данная программа  по волейболу направлена на приобретение  учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий.

      В ходе изучения  данной программы по волейболу учащиеся приобретают знания о месте и значении игры в системе физического воспитания, о структуре рациональных движений в технических приёмах игры, изучают взаимодействие игрока с партнерами в групповых действиях для успешного участия в игре.

Практический раздел программы предусматривает:

  • овладение техникой основных приёмов нападения и защиты;
  • формирование навыков деятельности игрока совместно с партнёрами на основе взаимопонимания  и согласования;
  • приобретения навыков организации и проведения самостоятельных занятий  по волейболу;
  • содействие  общему физическому развитию и направленное совершенствование физических качеств применительно к данному виду спорта.

            Программа рассчитана на закрепление, совершенствование полученных навыков и освоение более глубоких приёмов в течение года, избранного вида спорта, по следующим разделам:        
1. Общие основы волейбола.

2. Совершенствование   основ  техники волейбола. (Передача мяча вдоль сетки после перемещения, передача мяча в прыжке, нападающий удар «по ходу» в зонах 2 и 4, нападающий удар по линии. Одиночный и двойной блоки. Подстраховка нападающего и блокирующего. Подачи нацеленные с вращением и без вращения мяча. Прием мяча с подачи и нападающего удара. Взаимодействие линий нападения и защиты)
3  Совершенствование основ  тактики игры (учебная игра в усложненных условиях (уменьшенным составом). Эстафеты и подвижные игры с элементами волейбола).

4. Воспитание физических качеств  занимающихся волейболом (учебные и контрольные игры, участие в соревнованиях различного ранга).

Уровень современного образования требует от молодых людей общего образования во всех сферах деятельности. Физическая подготовка юношей – волейболистов старшего школьного возраста на современном этапе предполагает постоянное совершенствование, развитие профессиональных навыков, общего развития молодого поколения нашей страны. Одним из методов повышения уровня специальной физической подготовки волейболистов являются тесты и соответствующие измерения

Спортивное совершенствование техники сопряжено со значительным повышением нагрузок, на фоне которых происходит выполнение упражнений. Кроме этого, здесь расширяется арсенал различных способов (вариантов) основных технических приемов. Например, нижние передачи начинают выполняться не только из опорных исходных положений, но и в приседе, с колена, с падением-перекатом на голень-бедро-спину.

Одной из главных задач технической подготовки на этом этапе является выработка вариативности наиболее рационального способа действий в зависимости от игровой ситуации.

 Например, тренировка в защите будет более продуктивной, когда два спортсмена производят удары на тренирующегося. При этом, если при ударе одного из них мяч при приеме отскочил в сторону, то сразу же, без всякой паузы, удар производит второй игрок, и упражнение продолжается.
Рассмотрим примеры различной организации упражнений при работе над техникой.
        Индивидуальный тренинг следует считать наиболее эффективным способом организации упражнений. Он может осуществляться индивидуально (работа у тренировочной стенки), с тренером или с партнером (с двумя и тремя партнерами, участвующими в тренинге одного спортсмена).

Особо следует выделить индивидуальную тренировку игрока с тренером. Во-первых, здесь на первый план выступает повышенная эмоциональная настроенность игрока, стимулируемая присутствием тренера, во-вторых, к тренирующемуся непрерывно поступает срочная речевая информация тренера, корректирующая ошибки и подкрепляющая похвалой удачно выполненные действия. И, наконец, в контакте тренер - спортсмен всегда присутствуют волевые команды тренера, стимулирующие спортсмена тренироваться в полную силу и с полной отдачей.

Общие задания в отдельных подгруппах предусматривают периодическую смену заданий. Например, две подгруппы выполняют подачи через сетку, затем - переходят к нападающему удару.

Развитие прыгучести - одна из главных задач физической подготовки волейболиста. Прыгучесть зависит от сочетания скорости и силы разгибания мышц бедра и голени, сгибателя стопы и длинного сгибателя большого пальца. При этом большая нагрузка ложится на суставы стопы, голени и коленного сустава, а также мышечно – связочно - сухожильный аппарат, обеспечивающий работу этих суставов. Не случайно большинство травм у волейболистов приходится именно на эти суставы. В связи с этим многие развивающие упражнения одновременно и профилактически-укрепляющие и предохраняющие от травм. В частности, для стопы и голеностопного сустава систематически должны применяться такие упражнения, как ходьба на пятках, носках, наружном и внутреннем сводах стопы. Данные упражнения повторяются многосерийно и проводятся с постепенным увеличением темпа.

Методика развития прыгучести описана во многих учебных пособиях. Значительного эффекта в развитии прыгучести можно достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов. Значительному увеличению высоты прыжка способствуют упражнения с использованием кинетической энергии веса собственного тела (например, многократные напрыгивания и спрыгивания на гимнастические маты и разновысокие тумбы). Во всех этих упражнениях нужно стремиться к закреплению биомеханической основы прыжка волейболиста: в фазе напрыгивания, амортизации и отталкивания от опоры .

Развитие силы ударного движения правой (левой) руки обеспечивается многократным и многосерийным выполнением динамических упражнений с резиной и амортизаторами, имитирующими ударное движение в преодолевающем режиме. Для этой же цели выполняются броски набивных мячей различного веса и размера с акцентированным их выбросом. Особенного эффекта достигают парные упражнения с двумя набивными мячами. При этом один из партнеров выбрасывает мяч из-за головы двумя руками по высокой траектории, а другой по более пологой. Это делается для того, чтобы мячи не сталкивались в воздухе. Через некоторое время партнеры меняются ролями, затем отдыхают и вновь выполняют очередную серию бросков. Используются также броски теннисных мячей, метание камней на дальность.

Развитие специальной скоростно - силовой выносливости юноши - волейболиста  старшего школьного возраста осуществляется в многосерийной интервальной тренировке, моделирующей фрагменты атакующих и защитных действий. Такая тренировка предусматривает чередование интенсивного тренинга в защите с многократными ударами через сетку и кратковременными интервалами отдыха. Количество серий и длительность отдыха могут изменяться в зависимости от уровня функциональной подготовленности юноши - волейболиста.

Повышение уровня развития ловкости, подвижности, гибкости, точности, равновесия, прыгучести и других двигательных координаций позволяет добиться существенного увеличения показателей физического развития и физической подготовленности подростков при меньших усилиях и за более короткий промежуток времени.

        

2. ИССЛЕДОВАНИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРЫЖКОВОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ,

ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ ВОЛЕЙБОЛА

2.1. Тестирование физической подготовленности старших школьников, занимающихся   в  секции волейбола до начала эксперимента

Изучение литературных источников по теме исследования позволило сформулировать:

- проблему исследования;

- рабочую гипотезу;

- определить цель работы;

- сформулировать задачи исследования.

 Кроме того, анализ программного материала и педагогической литературы помогли определить связь физического воспитания с определенным видом спорта – игрой в волейбол и упражнениями прикладного характера.

Необходимо отметить, что игра в волейбол характеризуется проявлением разносторонней  физической деятельности, что способствует развитию основных физических качеств игры в волейбол подростков старшего школьного возраста.

Применение специализированных занятий волейболом в спортивных секциях  способствует мотивационной сфере подростков для активных занятий  на уроках физической культуры, кроме того способствует:

- повышению прыжковой подготовленности;

- повышению скоростно-силовых качеств;

-двигательной координации;

- развитию гибкости;

Для оценки физического развития старших школьников были произведены антропометрические измерения (результаты представлены в таблице 3).

В программе антропометрических измерений в экспериментальной группе, отобранной среди учеников 9-11 классов Горковской МОС школы  нами использовались весо - ростовые показатели антропометрических измерений и замеров обхвата ноги и жировой складки учащихся.

Таблица 3 - Результаты  антропологических измерений и замеров обхвата ноги и жировой складки учащихся Горковской средней школы, посещающих секцию "Волейбол" до начала эксперимента в сентябре 2009 г.

 

Ф.И.О.

класс

вес, кг

Рост, см

Обхват бедра, см

Толщина жировой складки,см

1

А. Д.

11

61

169

47

1,2

2

Т. А.

11

58

174

48

1

3

Х. В.

11

63

182

49

1,8

4

А. А.

11

57

168

51

1,2

5

Б. М.

11

109

192

57

2,4

6

Г. И.

11

67

171

51

1,2

7

М. И.

11

55

174

48

1,2

8

Т. И.

11

61

160

46

1,6

9

М. В.

11

57

169

45

1,3

10

Ч. Н.

9

73

174

49

1,3

11

М. О.

9

57

175

44

1,3

12

Р. В.

9

68

167

45

1,2

13

Е. А.

9

64

166

46

1,2

14

З. М.

10

61

174

48

1,3

15

Р. А.

10

60

162

49

1,5

16

Е. М.

10

69

172

53

1,4

17

Т. Т.

10

69

175

49

1,6

18

Б. Б.

10

71

179

50

1,5

Для оценки физической подготовленности использовались нормативы школьной программы для учащихся 9-11 классов  по физической культуре          ( таблица 4).

         Тестирование физической подготовленности школьников, отобранных в экспериментальную группу,  проводилось в условиях спортивного зала и школьного стадиона. Тесты включали в себя прыжки в высоту с разбега,  бег  30 м, челночный бег 3х10 м бег 1000 м, прыжки на скакалке за 1 минуту, прыжки в длину с места (таблица 5) .

Прыжковая подготовленность, основу которой составляют силы мышечных групп и скорость мышечного сокращения.

Установлено, что в период с 10 до 18 лет уровень развития прыгучести (юноши) повышается в среднем на 48,6 сантиметров ( в год в среднем на 6,07 см.).

Самый значительный прирост наблюдается в возрасте от 10 до 12 лет (увеличение на 12,5 см.).

В период от 12 до 13 лет  увеличение результата прыжка в высоту на 5 см., с 13 до 14 лет и с 14 до 15 лет темпы прироста результата снижаются  и составляют соответственно 3,5 см. и 2 см.

Далее постепенное увеличение высоты прыжка на 4 см.- от 15 до 16 лет, на 9 см.-от 16 до 17 лет и на 5,5 см – от 17 до 18 лет. [3, с. 159]

Учитывая данные обстоятельства, при проведении эксперимента, особое внимание было уделено  совершенствованию силы мышечных групп, а так же скорости мышечного сокращения, что получило свое подтверждение в приведённых ниже примерных планах тренировочных занятий.

         

Таблица 4 – Нормативы школьной программы по физической культуре

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Бег 30 м

4,0

4,8

5,1

Бег 1000 м

3,50

4,15

5,00

Челночный бег 3х10, сек

7,2

8,0

8,8

Прыжки в длину с места, см

223

210

190

Прыжки на скакалке, кол-во раз

150

140

130

Таблица 5 -Результаты тестирования физической подготовленности  старших школьников до эксперимента

№ п/п

Ф.И.О.

Результат

 

 

Бег 30, м

Челночный бег 3х10, сек

Бег 1000, м

Прыжок на скакалке за 1 мин

Прыжок в длину с места, см

1

А. Д.

4,7 

8,4 

4,10 

142 

222

2

Т. А.

 4,5

 8,0

 4,13

 154

219

3

Х. В.

 4,5

 7,9

 3,58

 157

243

4

Ай. А.

 4,9

 8,1

 4,07

 149

218

5

Б. М.

 5,1

 8,3

 5,12

 139

210

6

Гр. И.

 5,0

 8,3

 4,27

 146

241

7

М. И.

 4,6

 8,0

 4,36

 157

253

8

Т. И.

 4,9

 7,9

 4,39

 135

213

9

М. В.

 5,0

 8,2

 5,02

 146

227

10

Ч. Н.

 5,1

 8,4

 4,47

 158

219

11

М. О.

 4,7

 7,9

 4,32

 166

229

12

Р. В.

 4,8

 7,6

 4,37

 159

211

13

Е.А.

 4,9

 7,7

 5,04

 141

231

14

З. М.

 4,6

 7,5

 3,59

 162

243

15

Р. А.

 5,2

 8,2

 4,29

 160

228

16

Е. М.

 4,6

 7,8

 4,41

 163

222

17

Т. Т.

 4,8

 7,9

 4,54

 148

217

18

Б. Б.

 4,7

 7,7

 4,38

 146

230

Для определения показателя высоты прыжка вверх мы использовали прыжок вверх с вытянутой рукой ( фиксирование прыжка от отметки с вытянутой  рукой без учета роста школьника с вытянутой рукой) и для этого были проведены исследования ( таблица 6).

Таблица 6 - Результаты тестирования специальной физической подготовленности старших школьников – волейболистов до начала эксперимента в сентябре 2009 г.

№ п/п

Ф.И.О.

Результат

Попытки нападающего удара

%

Рост учащегося с вытянутой рукой, см

Прыжок с вытянутой рукой, см

Высота прыжка, см

Всего

Результативные

Не результ.

Результативных попыток

1

А. Д.

229

262

33

17

8

9

     47

2

Т. А.

223

260

37

18

10

8

     56

3

Х. В.

241

273

32

18

9

9

     50

4

А. А.

215

250

35

13

6

7

     46

5

Б. М.

245

271

26

12

7

5

     58

6

Г. И.

214

251

37

14

8

6

     57

7

М. И.

217

257

40

15

8

7

     53

8

Т. И.

216

248

32

13

7

6

     54

9

М. В.

231

251

20

16

9

7

     56

10

Ч. Н.

227

253

26

16

7

9

     44

11

М. О.

230

261

31

9

4

5

     44

12

Р. В.

225

243

18

9

5

4

     56

13

Е. А.

231

247

16

19

10

9

     53

14

З. М.

234

250

16

14

6

8

     43

15

Р. А.

211

248

37

14

8

6

     57

16

Е. М.

216

243

27

12

7

5

     58

17

Т. Т.

226

262

36

13

7

6

     54

18

Б. Б.

243

261

18

10

6

4

     60

Данные приведенные в таблицах 5,6  свидетельствуют о выполнении учениками установленных им нормативов на среднем уровне и как следствие- низкая результативность игры в волейбол.

2.2. Организация эксперимента по совершенствованию прыжковой

подготовленности старших школьников,

занимающихся в секции волейбола

Экспериментальное  исследование проводилось на базе общеобразовательной школы п. Горки. В эксперименте принимали участие школьники 9-11 классов в количестве 18 человек, посещающие занятия в секции  по волейболу.

Настоящее исследование длилось с сентября 2012г. по март 2013 г. и проводилось в четыре этапа:

1. В сентябре 2012 года осуществлено предварительное тестирование, в котором был исследован уровень физического развития и физической подготовленности основных физических качеств, а также дана оценка физической подготовленности школьников, участвующих в эксперименте.

2. На втором этапе эксперимента был проведен подбор средств прикладной направленности для формирования координационных способностей, скоростно-силовых качеств и гибкости на уроках физической культуры учащихся 9-11 классов.

В результате исследования была разработана методика круговой тренировки с применением физических упражнений прикладной направленности с целью воспитания основных физических качеств и  навыков игры в волейбол юношей старшего школьного возраста:

1)  прыжковая подготовка:

- прыжок в высоту с разбега,

- прыжок на скакалке,

- прыжок с места;

2) скоростно-силовая подготовка:

-бег 30 м,

-челночный бег 3х 10 м,

-бег 1000 м.

3. Трижды в неделю проводились занятия в экспериментальной группе школьников по 90 минут.  Были применены следующие средства физического развития:

-для развития прыгучести:

  • прыжки на прямых ногах с поднятыми вверх руками 3 - 4 раза по 1 минуте (интервал 5 - 7 мин) толчками 2 ног, приземление на заряженную стопу. Затрата времени на отталкивание от пола - минимальная.
  • То же самое, но толчок и приземление выполняется с левой ноги на правую, и наоборот, - поочередно (ноги чуть шире плеч). То же вперед - назад на расстояние нормального шага - "маятник".
  • Прыжки с поворотом на 180, 360 градусов с поднятыми вверх руками.
  • Прыжки в приседе (иногда выполнялись в парах - спиной друг к другу, руки сцеплены в локтях). Продвижение в стороны, вперед - назад.
  • Толчки боком, спиной, грудью, выполняемые 2 учениками примерно одного роста и веса.
  • Прыжки с уступающе - преодолевающим воздействием: запрыгивание на тумбу и спрыгивание на пол.
  • Прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 5 мин.
  • Запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой 50 см толчком голеностопов, не сгибая ног в коленях. Сериями по 23 - 30 прыжков подряд.
  • Серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Игрок выполняет прыжки, одновременно удерживая мяч в вытянутых над головой руках. Сериями по 30 - 35 с.
  • Серийные прыжки на двух ногах с доставанием определенной отметке на стене. Сериями по 20 -25 с. Высота отметок на стене зависит от ростовых данных каждого игрока.

Кроме того необходимо укрепление голеностопного сустава: сгибание и разгибание голеностопного сустава двумя ногами одновременно; вращение стопы 1,5 - 2 мин;  выполнение упражнений левой и правой ногами медленно - по 100 - 150 движений. Сгибание стопы с амортизатором, с отягощением или преодолевая сопротивление партнера. Использовались  медицинболы  (катание их стопами). Ходьба и прыжки на носках с отягощением в руках или на плечах. Прыжки на  песке.

-для развития скоростно-силовых способностей:

  • -прыжки на время через скакалку с ускорением по свистку,
  • бег на 10-15 м с низкого (высокого) старта на скорость,
  • челночный бег,
  • бег по глубокому снегу,
  • бег в гору,
  • бег по лестнице 70 м (по каждой ступеньке) на скорость и на время,
  • выпрыгивание с отягощением,
  • прыжки на скакалке с отягощением

-для улучшения координации движения:

  • кувырки вперед, назад,
  • выпрыгивание вверх с поворотом в обе стороны на 90, 180 (по возможности 360),
  • метание теннисного мяча в цель,
  • выпрыгивание вверх на высоту с касанием подвешенного предмета,
  • бег по направлению движения,
  • бег «змейкой»,
  • бег с нагибанием между препятствиями (мячами, стойками), а также с уменьшением расстоянием между препятствиями (0,5  1 м),
  • эстафетно-игровой способ тренировки (в спортивном зале на лицевой линии волейбольной площадки два учащихся ложатся на живот (старт происходит из разных исходных положений: лежа на спине, упираясь руками в стену), упираясь руками в стену и по сигналу тренера бегут к противоположной штрафной линии, где расположены два баскетбольных мяча. Ученики должны на скорость схватить мяч и бросить).

Примерные планы тренировочных занятий

Конспект занятия по совершенствованию прыжковой подготовленности.

Верхняя прямая подача.

Цель занятия: Совершенствование прыжковой подготовленности.

Задачи урока:  

  • развитие скоростно-силовых способностей
  • совершенствование прямой подачи сильной и нацеленной

Таблица 7 - Структура занятия

Часть занятия

Содержание занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

Построение ,  сообщение задач занятия. ОРУ в движении

15 мин

Следить за правильностью выполнения

Основная часть

Выпрыгивание с низкого старта.

Прыжки в длину с места.

Выпрыгивание с отягощением ( 30% от массы тела школьника).

Прыжки в глубину.

Подачи на точность.

Подача на силу.

Чередование подачи на точность и силу

Учебная игра

4 мин

5 мин

3 мин

5 мин

10 мин

10 мин

10 мин

13 мин

Глубокий присед.

Присед глубже, прыжок выше.

Установка:

1. Первая подача в зону 6, вторая- в 5 и 1

Заключительная часть

Построение , разбор и подведение итогов за занятие

10 мин

Конспект занятия по скоростных качеств. Нападающий удар.

Цель занятия: совершенствование скоростных качеств старших школьников.

Задачи урока:  

  • развивать скоростных качеств и быстроты
  • совершенствование нападающего удара против блока

Таблица 8 - Структура занятия

Часть занятия

Содержание занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

Построение ,  сообщение задач занятия. ОРУ в движении

15 мин

Наличие спортивной формы. Следить за правильностью выполнения

Основная часть

Челночный бег 3х10

Бег с максимальным ускорением на короткие дистанции

Циклический бег с ускорением ( фартлек)

Прыжки на скакалке на скорость

Выполнение нападающего удара на точность

Блокирование нападающего удара

20 мин

5 мин

5 мин

4 мин

15 мин

16мин

Темп максимальный

Установка:

 Следить за правильностью выполнения: плечо назад ,туловище прогибается, ноги сгибаются в коленных суставах

Заключительная часть

Построение , разбор и подведение итогов за занятие

       Координационные способности также являются важным качеством, поскольку спортсменам необходимо прыгать и реализовывать точностно-целевые движения ударного и броскового характера.

Конспект занятия по скоростных развитию координации.

Цель занятия: улучшение координации движения.

Задачи урока:  

  • развивать координацию  у старших школьников

Таблица 9 - Структура занятия

Часть занятия

Содержание занятия

Дозировка

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

Построение ,  сообщение задач занятия. ОРУ в движении

15 мин

Наличие спортивной формы. Следить за правильностью выполнения

Основная часть

Кувырки вперед, назад

Выпрыгивание  вверх с поворотом в обе стороны на 90, 180 (по возможности 360).

Метание  теннисного мяча в цель.

Выпрыгивание  вверх на высоту с касанием подвешенного предмета.

Бег  «змейкой».

Бег  с нагибанием между препятствиями (мячами, стойками), а также с уменьшением расстоянием между препятствиями (0,5  1 м).

Учебная игра

5 мин

2 мин

15 мин

4 мин

7 мин

7мин

25 мин

Темп максимальный

Контроль за выполнением упражнений

Заключительная часть

Построение , разбор и подведение итогов за занятие

За время проведения эксперимента было проведено 66 тренировочных занятий : 28 обычных, 22 специальных и 16 соревновательных.

2.3. Результаты эксперимента и их обсуждение

Для оценки эффективности проведения исследования было проведено повторное тестирование антропометрических  ( таблица 10 ), физической подготовленности( таблица 11), а также специальной физической подготовленности ( таблица 12 ).

Таблица 10 - Результаты  антропометрических измерений и замеров обхвата ноги и жировой складки учащихся Горковской средней школы, посещающих секцию "Волейбол" после эксперимента в марте 2013 г.

 

Ф.И.О.

класс

вес, кг

Рост, см

Обхват бедра, см

Толщина жировой складки,см

1

А.Д.

11

63

171

48

1,1

2

Т. А.

11

60

176

49

1

3

Х. В.

11

64

181

50

1,7

4

А. А.

11

59

169

51

1,18

5

Б. М.

11

107

192

58

2,4

6

Г. И.

11

64

173

51,5

1,13

7

М. И.

11

58

175

48,5

1,2

8

Т. И.

11

63

161

47

1,58

9

М. В.

11

58

169

46,3

1,3

10

Ч. Н.

9

73

175

49,8

1,2

11

М. О.

9

58

176

45

1,28

12

Р. В.

9

70

168

45,7

1,2

13

Е. А.

9

61

168

46,3

1,18

14

З.М.

10

64

176

48,9

1,26

15

Р. А.

10

63

164

49,1

1,48

16

Е. М.

10

68

173

53,6

1,36

17

Т. Т.

10

71

176

49,3

1,59

18

Б. Б.

10

71

179

50,7

1,45

Таблица 11 -Результаты тестирования физической подготовленности  старших школьников после эксперимента

№ п/п

Ф.И.О.

Результат

 

 

Бег 30, м

Челночный бег 3х10, сек

Бег 1000, м

Прыжок на скакалке за 1 мин

Прыжок в длину с места, см

1

А.Д.

4,1

8,0

4,01

163

235

2

Т. А.

3,9

7,6

4,00

169

242

3

Х. В.

4,0

7,1

3,33

173

271

4

А. А.

4,2

7,6

3,49

160

235

5

Б. М.

4,9

7,7

4,49

147

215

6

Г. И.

4,6

7,6

3,51

156

269

7

М. И.

3,8

7,5

4,01

172

271

8

Т. И.

4,6

7,2

3,57

156

233

9

М. В.

4,4

7,8

4,37

163

239

10

Ч. Н.

4,2

7,1

3,55

167

233

11

М. О.

4,0

7,2

4,01

171

251

12

Р. В.

4,1

7,4

4,23

166

219

13

Е. А.

4,6

7,4

4,32

156

252

14

З. М.

3,9

7,0

3,51

174

267

15

Р. А.

4,7

7,3

4,06

169

263

16

Е. М.

3,9

7,2

4,11

172

249

17

Т. Т.

4,4

7,3

4,13

159

231

18

Б. Б.

4,0

7,0

4,07

160

242

Таблица 12 - Результаты тестирования специальной физической подготовленности старших школьников – волейболистов после эксперимента в марте 2010  г.

№ п/п

Ф.И.О.

Результат

Попытки нападающего удара

%

Рост учащегося с вытянутой рукой, см

Прыжок с вытянутой рукой, см

Высота прыжка, см

Всего

Результативные

Не результ.

Результативных попыток

1

А. Д.

229

258

29

17

13

5

72

2

Т. А.

223

252

29

18

12

7

63

3

Х. В.

241

268

27

18

10

8

56

4

А. А.

215

253

38

13

7

6

54

5

Б.М.

245

278

33

12

11

7

61

6

Г. И.

214

253

39

14

8

6

57

7

М. И.

217

269

46

15

8

7

53

8

Т. И.

216

252

43

13

10

6

63

9

М. В.

231

271

31

16

12

7

63

10

Ч. Н.

227

268

40

16

14

4

78

11

М. О.

230

273

29

9

10

3

77

12

Р. В.

225

254

17

9

9

0

72

13

Е. А.

231

253

18

19

8

1

89

14

З. М.

234

268

17

14

6

8

72

15

Р. А.

211

257

46

14

10

5

67

16

Е. М.

216

258

42

12

9

3

75

17

Т. Т.

226

273

17

13

11

3

79

18

Б. Б.

243

275

28

10

8

4

72

Таким образом, в результате проведенной работы с экспериментальной группой были выявлены улучшения результатов по тестируемым показателям.

Таблица 13 – Результат по тестируемым показателям

До эксперимента

После эксперимента

Среднестатистический результат

Стандартное отклонение

Среднестатистический результат

Стандартное отклонение

Прыжок в высоту с места, см

242,00

8,43

259,17

11,30

Бег 1000 м

4,40

0,36

3,93

0,34

Челночный бег 3х10, сек

7,99

0,26

7,39

0,28

Бег 30 м

4,81

0,21

4,24

0,32

Прыжки на скакалке за 1 мин

151,56

8,91

164,06

7,31

Прыжок в длину с места

226,44

11,80

245,39

16,91

 В результате проведенной работы улучшились параметры игры (нападающий удар, прыжковая подготовка. блокирование нападающего удара, подача) , что в результате позволило в апреле 2013 года школьникам экспериментальной группы занять первое место по волейболу на районной спартакиаде школьников по игровым видам спорта.

ВЫВОДЫ

      Результаты полученные при проведении эксперимента  позволяют сделать следующие выводы, касающиеся прыжковой подготовленности и скоростно-силовых навыков на результативность игры в волейбол:

  • до проведения эксперимента, дети посещающие спортивную секцию, показывали среднестатистические результаты среди всех учеников 9-11 классов, оцениваемые в 3- 4 балла;
  • после проведения эксперимента улучшились показатели прыгучести и скоростно-силовых навыков у школьников , посещающих секцию по волейболу.

 В результате проведенного эксперимента в апреле 2013 года учащиеся экспериментальной группы заняли первое место по волейболу на районной спартакиаде школьников по игровым видам спорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беляев А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование./ А. В. Беляев М.:ВФВ,1995. 246 с.
  2. Беляев А.В. Тактическая подготовка волейболистов. / А. В. Беляев М.:ВФВ,1995. 124 с.
  3. Беляев А.В. Прыжковая подготовка квалифицированных волейболистов в подготовительном периоде. / А. В. Беляев М.:ВФВ,2004.239 с.
  4. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая атлетика для юношей. Б. В. Валик М., Физкультура и спорт, 1969. 132 с.
  5. Виноградов  В. Праздник скакалки/В. Виноградов// Спорт в школе. – 2009.   №9. с. 4-6
  6. Войцеховский С.М. Книга тренера./ С. М. Войцеховский  М.:ФиС,1971. 89 с.
  7. Головкин В.А. Волшебная веревочка/В.А. Головкин//Физическая культура в школе. – 1999. - №3. с. 23-26
  8. Лях В.И.Развивая координационные способности / В.И. Лях //ФК в школе.1988.№12. с 7-8
  9. ПТБ 01-03 Правила пожарной безопасности в РФ.
  10. .Семенов В.П. Методика преподавания легкой атлетики в школе // Лекция для студентов институтов физической культуры. / В.П. Семёнов Смоленск, 1987. 64 с.
  11. СН 2.2.4/2.1.8.566-96 Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий.
  12. Холодов Ж.К. и др. Волейбол в школе: Пособие для учителя / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов — М.: Просвещение, 2008. — 128 с.
  13. Шарабарова И.Н.-Упражнения со скакалкой./ И. Н. Шарабарова М.:Советский спорт,1991. 98 с.
  14. .Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе. Новые педагогические технологии/ Ю.А. Янсон. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 Одной из важных проблем физического воспитания детей по-прежнему остается эффективность физического образования на начальном его этапе. Именно  в младшем школьном возрасте отличающим...

«ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Разработан и систематизирован комплекс подвижных игр, направленных на развитие свойств внимания ( переключение, объем, концентрация, распределение и устойчивость внимания), быстроты сложной двигательн...

Методические рекомендации: «Игры на внимание, как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников»

Формирование у детей привычки здорового образа жизни и выработки у них правильных двигательных действий с помощью подвижных игр...

ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО-2014: ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Актуальность. В настоящее время тема возрождения комплекса «ГТО» является актуальной, так как содержит нормативную основу физического воспитания и является критерием определения уровня физич...

Состояние здоровья и функциональная подготовленность младших школьников, занимающихся плаванием

Состояние здоровья и функциональная подготовленность младших школьников, занимающихся плаванием....

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики!

Повышение уровня физической подготовленности у школьников младших классов на уроках физической культуры средствами аэробики....