Основные условия среды создания здоровьесберегающей технологии
статья по физкультуре по теме
формированию здорового образа жизни обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_usloviya_sredy_sozdaniya_zdorovesberegayushchey_tekhnologii.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные условия среды создания здоровьесберегающей технологии.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно, проблемы здоровья, образования, воспитания, защиты труда и отдыха детей в XXI веке являются главными и неотложными как для России в целом, так и для ее регионов, а также для каждого образовательного учреждения в частности, потому что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети . Образовательное учреждение с повышенным уровнем внимания к здоровью работают по направлениям:
- формирование у обучающихся и их родителей здорового образа жизни;
- создание здоровой и безопасной среды
- совершенствование материально-технической базы для физического развития и воспитания;
В школе по формированию здорового образа жизни необходима работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;
- организация и проведение «дней здоровья»;
- лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья школьников;
- спортивно - массовые мероприятия.
- использование оздоровительных методик, регулирующих двигательную активность, и приемов реабилитации умственной и физической работоспособности.
Необходимо установить режим работы школы, наиболее благоприятный для осуществления поставленных задач по оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного процесса в образовательный, создать комфортные условия для пребывания детей в школе ,и для реализации оздоровительной программы.
Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:
- учет периодов работоспособности детей на уроках (период врабатываемости, период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);
- учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях
- наличие эмоциональных разрядок;
Работа всех образовательных учреждений заключается в воспитании гармонично развитой личности, а это несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы. Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе. Этому способствуют спортивно массовые мероприятия проводимые коллективом педагогов - общешкольные Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни, ярмарки здоровья, туристические походы, спортивно - оздоровительные мероприятия.
Одним из основных направлений в воспитательной работе образовательных учреждений является внедрение здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе необходимо строить на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Степень оснащенности школы новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие в школе целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого воспитанника. Основная цель, которую преследует современное воспитание,
- воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ школы. Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. 11о данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.
Поэтому педагогам и администрации школы необходимо подходить к данной проблеме комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе необходимо разработать комплексный подход и найти средства воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни. Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии» имеет цели и задачи. В настоящее время воспитательная работа опирается на основное направление - сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача - создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников, но и изменить психолого-педагогическую среду учреждения.
В рамках внедрения здоровьесберегающих технологий можно использовать следующие подходы к воспитанию учащихся:
- аксиологический - «Воспитание у ученика личной системы ценностей». ( В.А.Караковский )
- личностно-ориентированный - создание атмосферы уважительного отношения к различным особенностям личности,
- гуманистический - поддержка и защита ребенка( социальная, правовая, педагогическая, медикопсихологическая ),
- системный - вся воспитательная и учебная работа проходят по общей системе, разработана программа развития школы. Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают свою самооценку, не верят в свои способности, но и страдают различными заболеваниями, в том числе и психическими. Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком - создать такую среду, которая способствовала бы развитию талантов, способностей, умений и навыков при наименьших психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и родителей.
Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.-
Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа должна быть направлена педагогами, администрацией школы и психологами в первую очередь с родителями учащихся -ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.
При постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям лучше всего провести анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.
Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который
благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. Проведение дней здоровья в основном на свежем воздухе, даёт возможность учащимся отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.
Большое внимание необходимо уделять профилактической работе с учащимися и их родителями. Создание и успешное реализация программы профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни, в результате которой учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений. Проведение конкурсов, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними усилят положительный эффект.
Существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся вносит дополнительное образование. Современная система дополнительного образования находится в поиске новых моделей обучения, направленных на разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка. Цель дополнительного образования - содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, содействие в понимании человеком самого себя. Культуру здоровья человека можно рассматривать как критерий личностного роста, условие и фактор его полноценной жизнедеятельности, коммуникабельности, показатель творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности школы, работающей над проблемой здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании общего и дополнительного образования.
Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего и дополнительного образования обусловлена рядом объективных причин:
® фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, необходимых
и осознаваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее ВАЖЕН В формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Здоровье - это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно - организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.
Во время занятий физической культурой и спортом успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств и нравственно-волевых черт личности. Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психологами проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях в блоке дополнительного образования в группе общения. Занятия в спортивных группах служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности.
Надо отметить, что сохранение здоровья, тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки наших детей. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за разными аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае образовательные учреждения и педагогический коллектив должны взять на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий.
Оптимизация учебно-воспитательного процесса по физической культуре в основной школе на основе здоровьесберегающих технологий....
Создание ситуации успеха ученика как одно из условий создания здоровьесберегающей среды.
Педагогические приемы создания ситуации успеха....
Основные условия среды создания здровьесберегающих технологий
О здоровьесберегающих технологиях...
Доклад на тему: "Участие медицинской службы в создании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, одно из условий достижения качественного здоровья"
В мире существует две главные проблемы: здоровье нашей планеты и здоровье людей, живущих на ней. От решения этих проблем зависит и настоящее, и будущее человечества. Не случайно, одним из направлений ...
Средства и условия для реализации здоровьесберегающих технологий.
laquo;Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто» Сократ ...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....
«Создание здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Ориентация на здоровьесберегающие технологии в обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Актуальность темы предопределена тем, что здоровье – основная ценно...