Основные условия среды создания здровьесберегающих технологий
методическая разработка по физкультуре по теме

Булгакова Ирина Павловна

О здоровьесберегающих технологиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные условия среды создания

здоровьесберегающей технологии

Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательного учреждения. Общеизвестно, проблемы здоровья, образования, воспитания, защиты труда и отдыха детей в XXI веке являются главными и неотложными как для России в целом, так и для ее регионов, а также для каждого образовательного учреждения в частности, потому что состояние здоровья детей в современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети .

Образовательное учреждение с повышенным уровнем внимания к здоровью работают по направлениям:

- формирование у обучающихся и их родителей здорового
образа жизни;

  • создание здоровой и безопасной среды
  • совершенствование материально-технической базы для
    физического развития и воспитания;

В школе по формированию здорового образа жизни необходима   работа с обучающимися и их родителями по формированию здорового образа жизни;

  • организация и проведение «дней здоровья»;
  • лечебно-профилактические мероприятия по укреплению
    здоровья школьников;
  • спортивно - массовые мероприятия.
  • использование оздоровительных методик, регулирующих
    двигательную активность, и приемов реабилитации
    умственной и физической работоспособности.
    Необходимо установить режим работы школы, наиболее
    благоприятный для осуществления поставленных задач по
    оздоровлению детей, по интеграции оздоровительного
    процесса в образовательный, создать комфортные условия
    для пребывания детей в школе ,и для реализации
    оздоровительной программы.

Образовательный процесс регламентируется Типовым базисным планом образовательного учреждения, утвержденными программами Министерства образования РФ,

адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами. Важнейшим условием деятельности педагогического коллектива образовательных учреждений стало обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения. Это предполагает:

  • учет периодов работоспособности детей на уроках (период
    врабатываемости, период высокой продуктивности, период
    снижения продуктивности с признаками утомления);
  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка
    на занятиях
  • наличие эмоциональных разрядок;

Работа всех образовательных учреждений заключается в воспитании  гармонично развитой личности, а это несет в себе обязательный оздоровительный компонент и является частью оздоровительной программы. Дополнительное образование обеспечивает развитие творчески активной личности ребенка, что способствует, в свою очередь, получению базового образования, а также возможности социально адаптироваться в современном обществе. Этому способствуют спортивно массовые мероприятия проводимые коллективом педагогов -общешкольные Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни, ярмарки здоровья, туристические походы, спортивно -оздоровительные мероприятия.

Одним из основных направлений в воспитательной работе образовательных учреждений является внедрение здоровьесберегающих технологий. Воспитательный и образовательный процесс в школе необходимо строить на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий. Степень оснащенности школы новейшим оборудованием, в том числе и медицинским, наличие в школе целеустремленного и творческого педагогического коллектива, позволяет наладить работу всех структурных подразделений и служб на высоком научном и методическом уровне для системной организации по внедрению здоровьесберегающих технологий не только в воспитательную работу школы, но и в повседневную жизнь каждого воспитанника. Основная цель, которую преследует современное воспитание,

- воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни. Поэтому основной задачей воспитательной работы в школе становится внедрение и распространение здорового образа жизни через реализацию различных программ  школы. Данная тема актуальна, так как общество отмечает неутешительную статистику: прогрессирующее ухудшение состояния здоровья населения в целом, и учащихся средних школ в частности, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми. По данным Министерства Здравоохранения, у подростков 15-17 лет в 95 случаев из 100 зарегистрированы различные заболевания. Все выявленные заболевания ограничивают учащихся в выборе будущей профессии.

Поэтому педагогам  и администрации школы необходимо подходить к данной проблеме комплексно. С целью приостановки ухудшения состояния здоровья школьников в воспитательной работе необходимо разработать комплексный подход и найти средства воздействия педагогов на учащихся и их родителей с целью укрепления здоровья и внедрения в повседневную жизнь здорового образа жизни. Воспитательная работа в школе по направлению «здоровьесберегающие технологии» имеет цели и задачи. В настоящее время воспитательная работа опирается на основное направление - сохранение здоровья школьников в современных условиях, поэтому главная задача - создание системы воспитательной работы, направленной на кардинальное изменение и улучшение социальной среды, образовательной среды и среды межличностных отношений. Внедрение такой модели воспитательной системы позволит не только сохранить физическое и психическое здоровье воспитанников, но и изменить психолого-педагогическую среду учреждения.

В рамках внедрения здоровьесберегающих технологий можно использовать следующие подходы к воспитанию учащихся:

  1. аксиологический - «Воспитание у ученика личной системы
    ценностей». ( В.А.Караковский )
  2. личностно-ориентированный - создание атмосферы
    уважительного отношения к различным особенностям
    личности,
  3. гуманистический - поддержка и защита ребенка(
    социальная, правовая, педагогическая, медико-
    психологическая ),
  4. системный - вся воспитательная и учебная работа проходят
    по общей системе, разработана программа развития школы.
    Ребенок должен воспитываться в благоприятной и целостной
    психолого-педагогической среде. Когда в семье и школе детей
    унижают, оскорбляют, занижают их способности, - все это
    приводит к тому, что дети не только неадекватно занижают
    свою самооценку, не верят в свои способности, но и страдают
    различными заболеваниями, в том числе и психическими.
    Поэтому важно правильно построить диалог с ребенком -
    создать такую среду, которая способствовала бы развитию
    талантов, способностей, умений и навыков при наименьших
    психоэмоциональных затратах со стороны ребенка и
    родителей.

Все здоровье детей основано в первую очередь на семейном положении: взаимоотношение между родителями, понимании ребенка, характеру занятий с ребенком, социально-бытовых условиях, наличие доброжелательной атмосферы взаимодействия и сотрудничества. Взаимоотношения между родителями и детьми должны быть доверительно-дружескими, товарищескими, но при этом ребенок должен понимать и уважать родителей, их мнение, суждение, и в большей степени отражать их на себе.-

Поэтому основная воспитательно-разъяснительная работа должна быть направлена педагогами,  администрацией школы и психологами в первую очередь с родителями учащихся -ведь от них зависит, при каком состоянии здоровья ребенок начнет обучение в школе.

При постановке целей и задач воспитательной работы по здоровьесберегающим технологиям лучше всего провести анкетирование родителей и учащихся, которое показывает не только общее состояние данной проблемы, но и возможные пути ее решения.

Формирование правильных представлений о здоровом образе жизни должно начинаться именно с режима дня, который наиболее благоприятствует сохранению здоровья с раннего возраста и культуре самоорганизации. Любое мероприятие в школе носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который

благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом. Проведение дней здоровья в основном на свежем воздухе, даёт возможность учащимся отдохнуть, расслабиться, сменить обстановку.

Большое внимание необходимо уделять профилактической работе с учащимися и их родителями. Создание и успешное реализация программы профилактики вредных привычек и содействия здоровому образу жизни, в результате которой учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений. Проведение конкурсов, отражающие вредные привычки и методы борьбы с ними усилят положительный эффект.

Существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся вносит дополнительное образование.

Современная система дополнительного образования находится в поиске новых моделей обучения, направленных на разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка. Цель дополнительного образования - содействие и помощь человеку в овладении способами культурного самоопределения, самореализации и самореабилитации, содействие в понимании человеком самого себя. Культуру здоровья человека можно рассматривать как критерий личностного роста, условие и фактор его полноценной жизнедеятельности, коммуникабельности, показатель творческого потенциала. Культура здоровья в деятельности школы, работающей над проблемой здоровья учащихся, занимает достойное место в содержании общего и дополнительного образования.

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего и дополнительного образования обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
  • в этом же возрасте закладываются и основы здорового

      образа жизни, как система норм и правил, необходимых      

     и осознаваемых ребенком в специально проецируемой
    деятельности;        

  • школьный период в развитии наиболее важен  в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Здоровье - это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно - организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности.

Во время занятий физической культурой и спортом успешно решается задача охраны и укрепления здоровья школьников, особенно нервной системы и опорно-двигательного аппарата, полноценного физического развития, формирования положительных качеств и нравственно-волевых черт личности.

Здоровьесберегающая деятельность школы включает и психологическое здоровье учащихся. Психологами проводятся индивидуальные беседы и консультации с детьми, испытывающими трудности в учебе и в общении. Коррекция проблем некоторых учащихся решается путем психологических тренингов, которые проводятся на занятиях в блоке дополнительного образования в группе общения. Занятия в спортивных группах служат основой в закладке фундамента здоровья, высокого уровня физической и умственной работоспособности.

Надо отметить, что сохранение здоровья, тема наиболее благодарная и благодатная в создавшейся обстановке повышенной учебной нагрузки наших детей. В создавшихся социально-экономических условиях, родители не всегда могут проследить за разными аспектами жизнедеятельности ребенка, важными для его роста и развития. И в этом случае образовательные учреждения и  педагогический коллектив должны взять на себя заботу о подрастающем поколении, чтобы вырастить здоровых и сильных членов общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные условия среды создания здоровьесберегающей технологии

формированию здорового образа жизни обучающимися....

Приемы здровьесберегающей технологии

Некоторые приемы, способствующе здоровьесбережению обучающихся (из опыта применения)...

«Основные экологические факторы. Условия среды».

Тип учебного занятия: Урок изучения нового материала.        Форма проведения: Технология  групповой  формы работы с использованием    ...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ – КАК ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения....

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса)

Сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в цифровой образовательной среде с применением технологии творческих мастерских (на примере создания онлайн-комикса в рамках учебного ...