Программа по плаванию для учащихся 5-9 классов.
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме
Прграмма обучения плаванию на уроках физической культуры при наличии 25-метрового бассейна в школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_plavaniyu.docx | 46.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
5-9 КЛАССОВ
ВЫПОЛНИЛА ПЕТРОВА С.А.,
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МОУ СОШ № 52.
МОУ СОШ № 52
Г. ТВЕРЬ
Плавание
(апробация деятельности по углублённому изучению предметов физкультурно-оздоровительной направленности)
V – IX классы
Распределение учебного времени на виды программного материала по четвертям и месяцам.
№ п/п | Виды программного материала | Всего часов | Четверти | I | II | III | IV | ||||||||
I | II | III | IV | Сент. | Окт. | Ноя. | Дек. | Янв. | Февр. | Март | Апр. | Май | |||
1. | Теоретическая подготовка | В процессе занятий | |||||||||||||
2. 3. 4. | Общефизическая подготовка: -спортивные и подвижные игры; -лёгкая атлетика. Специальная физическая подготовка. Плавательная подготовка: | 12 6 52 | 6 6 6 | 14 | 21 | 17 | 6 3 | 6 3 | 6 | 8 | 6 | 8 | 7 | 9 | 8 |
Всего: | 70 | 18 | 14 | 21 | 17 | 9 | 9 | 6 | 8 | 6 | 8 | 7 | 9 | 8 |
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение.
2. Основная часть:
а) факторы определяющие содержание
программы по плаванию;
б) этапы программы;
в) условия реализации программы;
г) перечень разделов программы.
3. Литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Умение плавать так же естественно, как и умение ходить. Об этом не надо забывать ни взрослым, ни детям. Но для многих неумение плавать считается, чуть ли не нормой. Эти люди сами себя обделяют. Плавание укрепляет тело и душу, дарит силу и способствует физическому совершенствованию. О значении плавания, о его возможности можно говорить много и долго. Не зря во всем мире плавание по своей значимости стоит на первом месте среди других видов спорта. Умение плавать – жизненно необходимый навык для каждого человека.
Огромное количество несчастных случаев происходит по причине неумения плавать. Одна из причин гибели людей на воде – низкий уровень плавательной подготовленности. Принимая во внимание бесценность человеческой жизни, любая смерть по причине утопления – трагедия. По данным ЮНЕСКО ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих планету, тонет 120 человек (в основном дети и подростки). В нашей стране вода ежегодно уносит жизни более 5 тысяч детей разного возраста.
Немало было создано комиссий, принято решений по организации массового обучения плаванию. Однако плавать умеет лишь один школьник из трех. Основная роль в решении этой проблемы принадлежит школе.
По статистике в нашей стране ежегодно обучают плаванию 5 млн. школьников. Но обучать – не значит научить! Плавающим можно считать только того, кто может преодолеть водное пространство при любых условиях.
Даже не став большим спортсменом, ребенок научится основам техники спортивного плавания, правильному выполнению упражнений в скольжении, дыхании, движения рук и ног, заинтересуется этим видом спорта, захочет заниматься им дальше и научится плавать кролем, брассом, дельфином или просто научится плавать - это ему не раз пригодится в жизни. Весь материал по плаванию изучается на теоретических и практических занятиях. В раздел теоретических занятий включены следующие темы: вводное занятие, исторический обзор развития плавания, общие основы техники плавания, основы техники спортивного плавания, основы техники прикладного плавания. На практических занятиях учащиеся овладевают общеразвивающими и специальными упражнениями, техникой спортивных способов плавания, техникой прикладного плавания, играми и развлечениями на воде.
Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают такие физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют “мышечный корсет”, способствуя выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Факторы, определяющие содержание программы по плаванию:
1. Задачи обучения на каждом этапе.
2. Продолжительность этапов обучения, возраст занимающихся.
3. Условия.
Распределение учебного материала по этапам.
1 этап – 5 класс.
Изучение основ техники плавания кролем на груди и спине, стартов и
поворотов.
Всего: 70 часов, из них 18 часов на суше.
2 этап –6 класс.
Совершенствование техники плавания на груди и спине, стартов и
поворотов. Изучение техники плавания брассом. Ознакомление с элементами техники прикладного плавания.
Всего: 70 часов, из них 18 часов на суше
3 этап –7 класс.
Совершенствование техники плавания на груди и спине, стартов и
поворотов. Освоение техники плавания брассом. Изучение элементов техники прикладного плавания. Изучение одного из видов прикладного плавания – брасса на спине
Всего: 70 часов, из них 18 часов а суше
4 этап –8- класс.
Совершенствование техники плавания изученных способов, стартов,
поворотов. Изучение видов прикладного плавания, приемов и
действий, связанных с прикладным плаванием.
Всего: 70 часов, из них 18 часов а суше
5 этап –9- класс.
Совершенствование техники изученных способов плавания, стартов, поворотов.
Разучивание техники плавания дельфином, техники поворотов в комплексном плавании.
Закрепление техники прикладных способов плавания, способов спасания
утопающих.
Всего: 70 часов, из них 18 часов а суше
Условия реализации программы:
Наличие двух бассейнов: 25-метровый с тремя дорожками, ванны (6х10) для обучения плаванию в начальной школе, двух спортивных залов (36х18 и 24х12), стадиона (с беговыми дорожками, площадками для игр, гимнастическим городком) позволяют проводить уроки с высокой эффективностью, а практическая ценность уроков несомненна.
Занятия в бассейне начинаются со второй четверти (это связано с началом отопительного сезона), поэтому в первой четверти уроки проводятся на улице и в зале с целью улучшения физической подготовленности учащихся.
В это же время предусматривается обучение специальным плавательным упражнениям на суше, а затем имитационные упражнения выполняются на занятиях избирательно.
Программа рассчитана на 5 лет - это 350 часов (260 часов плавательной подготовки и 90часов на суше).
Перечень разделов программы.
1.Теоретическая подготовка
2.Общефизическая подготовка:
-спортивные и подвижные игры;
-лёгкая атлетика.
3.Специальная физическая подготовка.
4.Плавательная подготовка:
5 КЛАСС
№ п/п | Виды программного материала | Кол-во часов | Содержание |
1. 2. 3. 4. | Теория (в процессе уроков) ОФП: -спортивные и подвижные игры: баскетбол -лёгкая атлетика. Специальная физическая подготовка Плавательная подготовка | 12 6 6 6 52 | Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Гигиена плавания и купания. Вспомогательные средства для занятий плаванием(ласты, плавательные доски, надувные круги). Дистанции в соревнованиях по плаванию. Ловля, передача, ведение, броски мяча в баскетболе Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении в парах. Ведение мяча в низкой высокой стойках на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения и ловли). Вырывание и выбивание мяча. Навыки игры Игра по упрощенным правилам в мини-баскетбол. Бег на короткие дистанции развитие скоростных качеств, координационных способностей Высокий старт, отрезки от 10 до 40 м.Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением. Челночный бег, бег с изменением направления движения, скорости, способа перемещения. Бег на длинные дистанции, развитие общей выносливости Бег в равномерном темпе до 10 минут. Бег до1000 м. Общеразвивающие, специальные и имитационные плавательные упражнения.
Сидя на полу согнуть одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево. В упоре сидя сзади выполнять ногами движения, как при плавании кролем. Круговые движения согнутыми в локтевых суставах руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя, с притопыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд. То же упражнение, в положении наклона вперёд. Упражнения для совершенствования в плавании кролем на спине. Все перечисленные упражнения для кроля на груди. Разучивание основ техники плавания на груди и спине по элементам и со связками элементов. Разучивание стартового прыжка из воды и с тумбочки. Разучивание техники простейших поворотов на груди и спине. Игры, прыжки в воду. Проплывание за урок до 300 м. Требования к учащимся. Проплыть 25 м, 50 м на время, 100 м без учета времени (в конце учебного года). |
6 КЛАСС
№ п/п | Виды программного материала | Кол-во часов | Содержание |
1. 2. 3. 4. | Теория (в процессе уроков) ОФП: -спортивные и подвижные игры: баскетбол пионербол -лёгкая атлетика. Специальная физическая подготовка Плавательная подготовка | 12 6 4 2 6 6 52 | Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Меры предосторожности при нырянии, правила и способы ныряния. Меры предосторожности при купании в открытых водоемах. Правила оказания помощи утопающему с берега и лодки. Ловля, передача, ведение, броски мяча в баскетболе Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении в парах. Ведение мяча в низкой высокой стойках на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения и ловли). Вырывание и выбивание мяча. Навыки игры Игра по упрощенным правилам в мини-баскетбол. Броски, ловля, подача мяча в пионерболе Ловля мяча двумя руками, броски одной и двумя с места в движении, в прыжке. Подача сверху, снизу, сбоку одной рукой. Навыки игры Игра в пионербол. Бег на короткие дистанции развитие скоростных качеств, координационных способностей Высокий и низкий старт, отрезки от 10 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 80 м. Бег на результат 60 м. Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением. Челночный бег, бег с изменением направления движения, скорости, способа перемещения. Бег на длинные дистанции, развитие общей выносливости Бег в равномерном темпе до 12 минут. Бег до1200 м. Общеразвивающие, специальные и имитационные плавательные упражнения.
Сидя на полу согнуть одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево. В упоре сидя сзади выполнять ногами скрестные движения, как при плавании кролем. Круговые движения согнутыми в локтевых суставах руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя (с постепенным увеличением темпа), с притопыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд. То же упражнение, в положении наклона вперёд. Упражнения для подготовки к плаванию брассом. В упоре сидя сзади выполнять ногами движения, как при плавании брассом.
Изучение техники плавания брассом. Изучение поворота в брассе («маятник»). Ознакомление с элементами прикладного плавания: -ныряния в длину брассом и кролем; -ныряния в глубину. Игры, прыжки в воду. Проплываемое расстояние за урок до 500 м. Требования к учащимся Преодоление дистанции 50 м на груди, спине, брассом на время; 100 м вольным стилем без учета времени, 200 м без учета времени на спине или брассом ( в конце учебного года.). |
7 КЛАСС
№ п/п | Виды программного материала | Кол-во часов | Содержание |
1. 2. 3. 4. | Теория (в процессе уроков) ОФП: -спортивные и подвижные игры; баскетбол волейбол, пионербол -лёгкая атлетика Специальная физическая подготовка Плавательная подготовка | 12 4 2 6 6 52 | Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Меры предосторожности при нырянии и при купании в открытых водоема. Правила оказания помощи утопающему с берега и лодки Ловля, передача, ведение, броски мяча в баскетболе Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой высокой стойках на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения и ловли). Вырывание и выбивание мяча. Навыки игры Игра по упрощенным правилам в мини-баскетбол. Передачи и приём мяча в волейболе, броски и ловля в пионерболе. Приём и передача двумя руками снизу индивидуально и в парах. Приём и передача мяча двумя руками сверху индивидуально и в парах. Броски одной и двумя руками и ловля мяча двумя руками. Подача мяча в волейболе, пионерболе Нижняя прямая подача в волейболе. Нижняя верхняя, боковая подача в пионерболе. Навыки игры Игра в пионербол по правилам волейбола Бег на короткие дистанции развитие скоростных качеств, координационных способностей Высокий и низкий старт, отрезки от 10 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 80 м. Бег на результат 60 м. Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением. Челночный бег, бег с изменением направления движения, скорости, способа перемещения. Бег на длинные дистанции, развитие общей выносливости Бег в равномерном темпе (мальчики до 20 минут, девочки до 15 минут). Бег 1500 м. Общеразвивающие, специальные и имитационные плавательные упражнения.
Сидя на полу согнуть одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево. В упоре сидя сзади выполнять ногами скрестные движения, как при плавании кролем. Круговые движения согнутыми в локтевых суставах руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя (с постепенным увеличением темпа), с притопыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд. То же упражнение, в положении наклона вперёд. Упражнения для подготовки к плаванию брассом. В упоре сидя сзади выполнять ногами движения, как при плавании брассом.
Изучение стартов, поворотов. Изучение элементов прикладного плавания: ныряние в длину, глубину. Изучение прикладного способа плавания – брасс на спине. Игры, прыжки в воду. Расстояние, проплываемое за урок – до 600 м. Требования к учащимся Плавание на время: 25 м вольный стиль; 50 м вольный стиль; 100 м брасс; 100 м на спине; 200 м брассом . Плавание без учёта времени любым стилем 400 м. |
8 КЛАСС
№ п/п | Виды программного материала | Кол-во часов | Содержание |
1. 2. 3. 4. | Теория (в процессе уроков) ОФП: -спортивные и подвижные игры: баскетбол волейбол, пионербол -лёгкая атлетика Специальная физическая подготовка Плавательная подготовка | 12 6 4 2 6 6 52 | Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Правила плавания в открытом водоеме Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Ловля, передача, ведение, броски мяча в баскетболе Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой высокой стойках на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения и ловли). Навыки игры Игра в баскетбол. Передачи и приём мяча в волейболе. Приём и передача двумя руками снизу индивидуально и в парах. Приём и передача мяча двумя руками сверху индивидуально и в парах. Подача мяча в волейболе. Нижняя прямая подача в волейболе. Навыки игры Игра в пионербол по правилам волейбола Бег на короткие дистанции развитие скоростных качеств, координационных способностей Высокий и низкий старт, отрезки от 10 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 80 м. Бег на результат 60 м. Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением. Челночный бег, бег с изменением направления движения, скорости, способа перемещения. Бег на длинные дистанции, развитие общей выносливости
Бег в равномерном темпе (мальчики до 20 минут, девочки до 15 минут). Бег 2000 м – мальчики, 1500 м - девочки, кросс до 3 км. Общеразвивающие, специальные и имитационные плавательные упражнения.
Сидя на полу согнуть одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево. В упоре сидя сзади выполнять ногами скрестные движения, как при плавании кролем. Круговые движения согнутыми в локтевых суставах руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя (с постепенным увеличением темпа), с притопыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд. То же упражнение, в положении наклона вперёд. Упражнения для подготовки к плаванию брассом. В упоре сидя сзади выполнять ногами движения, как при плавании брассом.
Освоение видов прикладного плавания, пройденных в VII классе (ныряния, брасс на спине), Изучение нового вида прикладного плавания – на боку. Изучение приемов и действий, связанных с прикладным плаванием; применение спасательных средств; спасание тонущих, освобождение от захватов, способы транспортировки, оказание первой помощи. Игры, прыжки в воду. Расстояние, проплываемое за урок, увеличивается до 700 м. и более (для успешно освоивших изученные стили). Требования к учащимся Плавание на время: -100 м на спине - 100 м кролем на груди - 200 м брассом . Плавание без учёта времени: - 400 м избранным способом - 500 м в одежде; - в течение 20 минут. |
9КЛАСС
№ п/п | Виды программного материала | Кол-во часов | Содержание |
1. 2. 3. 4. | Теория (в процессе уроков) ОФП -спортивные и подвижные игры; баскетбол волейбол -лёгкая атлетика. Специ- альная физическая подготовка Плавательная подготовка | 12 6 4 2 6 6 52 | Теоретические сведения о технике плавания дельфином. Правила соревнований по плаванию, определение победителей Влияние занятий плаванием на развитие выносливости, координационных способностей. Ловля, передача, ведение, броски мяча в баскетболе Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, квадрате, круге). Ведение мяча в низкой, средней, высокой стойках на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение с пассивным сопротивлением защитника Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения и ловли). Навыки игры Игра в баскетбол. Передачи и приём мяча в волейболе. Приём и передача двумя руками снизу и сверху индивидуально, в парах, тройках. Подача мяча в волейболе. Нижняя прямая подача в волейболе. Верхняя прямая подача в волейболе. Навыки игры Игра в волейбол. Бег на короткие дистанции развитие скоростных качеств, координационных способностей Высокий и низкий старт, отрезки от 10 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 80 м. Бег на результат 60 , 100 м. Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением. Челночный бег, бег с изменением направления движения, скорости, способа перемещения. Бег на длинные дистанции, развитие общей выносливости Бег в равномерном темпе до 20 минут. Бег 2000 м, кросс до 3 км. Общеразвивающие, специальные и имитационные плавательные упражнения.
Сидя на полу согнуть одну ногу, взяться руками за пятку и носок стопы и вращать её вправо и влево. В упоре сидя сзади выполнять ногами движения, как при плавании кролем. Круговые движения согнутыми в локтевых суставах руками вперёд, назад. Руки двигаются одновременно и попеременно. «Мельница» - вращение руками поочерёдно и одновременно в положении стоя (с постепенным увеличением темпа), с притопыванием и без него, на месте и с продвижением вперёд. То же упражнение, в положении наклона вперёд. Упражнения для подготовки к плаванию брассом. В упоре сидя сзади выполнять ногами движения, как при плавании брассом. Упражнения для подготовки к плаванию дельфином. Имитация движений рук, как при плавании дельфином: - круговые движения руками вперед; - стоя в положении наклона, руки впереди, имитация движений рук, как при плавании дельфином, дыхание произвольное; - то же, но выполнить вдох, когда руки у бедер; голова движется подбородком вперед- вверх. Круговые движения тазом, держа в вытянутых руках полотенце. Стоя на одной ноге и, вытянув руки вверх, волнообразные движения туловищем и другой ногой. "Волна". Лежа на скамье имитация движений руками и ногами дельфином в ритме двухударной слитной координации Совершенствование техники изученных способов плавания (кроля на груди, на спине, брасса), стартов, поворотов в этих способах плавания. Разучивание техники плавания дельфином. Разучивание поворотов в комплексном плавании. Освоение техники прикладных способов плавания (брасс на спине, плавание на боку), ныряния в длину, глубину, которые изучались в VIII классе. Игры, эстафеты на воде. Требования к учащимся Плавание на время: 100 м вольный стиль; 100 м на спине; 100 м брассом; 200 м брассом. Плавание без учёта времени: -800 м брассом -1000 м любым стилем - 400 м комплексным плаванием - 30 минут, чередуя стили -25 м дельфином
|
ЛИТЕРАТУРА.
1."Плавание" / под ред.Н.Ж. Булгаковой/.
"ФиС". 1979 год.
2."Юный пловец". Макаренко Л. П.
"ФиС". 1983 год.
3."Плавание". Никитский Б. Н..
"ФиС".1975 г.
4."Плавать должен каждый". Короп Ю.А.
Киев. "Здоров`я". 1985 г.
5."Научите меня плавать".
Минск. "Полымя". 1983 г.
6."Учите детей плавать". Черняев Э.Г.
Киев. "Радянська школа". 1984 год.
7."Мы учимся плавать". Белиц-Гейман С.В.
М ." Просвещение". 1987 г.
8."Плавание для начинающих". Вильке Курт.
Подписная серия "ФиС". 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа по плаванию для учащихся СМГ 1-4, 5-9, 10-11 классы
Данная учебная программа содержит материал по оздоровительной работе в условиях плавательного бассейна со школьниками, имеющими заболевания кардиореспираторной системы и опорно-двигательного аппарата....
Конспект по плаванию для учащихся 3-5 классов "Обучение плаванию способом кроль на груди (движение ног, рук, дыхание)"
Цель: обучить согласованной работе рук, ног и дыхания в кроле на груди.Задачи урока: 1. Образовательная: • обучать технике гребка...
"Рабочая программа по физической культуре (модуль плавания) для учащихся 6-х классов"
Рабочая программа по физической культуре (модуль плавания) для учащихся 6-х классов....
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» на основе учебной программы «Физическая культура» для учащихся 1-4 классов.
Пояснительная запискаРабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Юниор» разработана на основе Федерального государственного образо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ ДЛЯ 5-11-х КЛАССОВ НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы. Укрепление здоровья детей является важнейшей задачей педагогов и родителей. По данным медицинских сп...
Рабочая программа физического воспитания по плаванию для учащихся 1-11 классов
В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся в условиях школы....
Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе
Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...