КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКА"
план-конспект урока (физкультура и спорт, 7 класс) по теме

Глушкин Сергей Евгеньевич

Данный материал позволяет:

  • формировать новые анатомо-физиологические понятия (сколиоз,плоскостопие, остеохондроз);
  • формировать гигиенические понятия;

Данный материал раскрывает:

  • роль двигательной активности и активного отдыха;
  • правила    предупреждения    и    исправления   позвоночника, плоскостопия, сколиоза;
  • воспитать потребность в ЗОЖ;
  • личностную ответственность за свое здоровье;
  • развивать   умение   работать   с   учебной  и   дополнительной литературой;
  • умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  СОШ  № 22

С  УГЛУБЛЕННЫМ  ИЗУЧЕНИЕМ  ОТДЕЛЬНЫХ  ПРЕДМЕТОВ

      КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ

ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКА

7 КЛАСС

Разработали      и    провели:

учитель биологии

Бастракова Ю.А.

учитель физической культуры

Глушкин СЕ.

Тамбов

2009г.

Чтобы быть здоровым,
нужны собственные усилия,
постоянные и значительные,
заменить их нельзя ничем.
Н.Н. Амосов

Цели:        образовательная

-        формирование новых анатомо-физиологических понятий (сколиоз,

плоскостопие, остеохондроз);

  • формирование гигиенических понятий; значение труда и спорта
    для правильного формирования ОДА;
  • роль двигательной активности и активного отдыха;
  • правила    предупреждения    и    исправления   позвоночника,
    плоскостопия, сколиоза;

воспитательная

  • воспитать потребность в ЗОЖ;
  • личностную ответственность за свое здоровье;

развивающая

  • развивать   умение   работать   с   учебной  и   дополнительной
    литературой;
  • логическое мышление;

-        умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Метод: словесно-наглядный, лабораторная и практическая работы.
Оборудование: таблицы по ОДА, скелет, штанга, сантиметровая лента,

эластичные мячи. ТСО - телевизор, видеомагнитофон.

Ход урока.

Учитель биологии: Юлия Анатольевна. Здравствуйте, садитесь. Спинка прямая, локти на парте. Каждый день мы слышим эти слова, да и по несколько раз в день, начиная с первого класса и по окончанию школы. Дома нам тоже говоря эти слова. Почему? К какой системе органов относят осанку? И темой нашего урока будет: «Предупреждение заболеваний ОДА школьника». Эпиграфом нашего урока я взяла слова Н.И. Амосова, у меня в руках книга этого врача-хирурга «Раздумье о здоровье». Мне хочется зачитать вам некоторые фразы, из которых можно сделать вывод: «Чтобы быть здоровым, нужно знать как им быть», вот поэтому этот урок мы проводим вместе с Сергеем Евгеньевичем - учителем физической культуры.

Сегодня мы должныответить на следующие вопросы:

  1. Значение ОДА.
  2. Строение ОДА.
  3. Особенности, связанные с происхождением.
  4. Какие нарушения ОДА возникают из-за этой особенности.
  5. Как   эти   нарушения   можно   предупредить   (профилактика)   и
    использовать (коррекция).
  6. Причины нарушения в ОДА.

Восстановление опорных знаний.

  1. Строение ОДА.
  2. Функции ОДА.
  3. Строение кости
  4. Опыт по хим.составу.
  5. Строение скелета.
  6. Строение позвоночного столба. Тип соединения. Значение.
  7. Особенности, связанные с прямохожденцем.
  8. Работа по карточкам.

Формирование новых понятий, умений, навыков.

Сейчас мыс вами разберем нарушения в ОДА, связанные с прямохождением. Сообщение о нарушении ОДА школьников нашей школы и заполнение таблицы. 

нарушения ОДА

учащиеся 1 класса-152

всего-1408 чел.

сколиоз

1

56

нарушение осанки

24

256

плоскостопие

4

57

всего

29

369

%

10

26

Из сообщения и таблицы видно, что выпускники школы, просидев 10 лет в школе, имеют нарушения ОДА. И сейчас мы с вами совместно с Сергеем Евгеньевичем разберем основные нарушения ОДА и меры предупреждения. Посмотрев, вслед человеку говорим: «Какая у него осанка». Найдите в тексте учебника определение «осанка» и ответьте на вопрос, зачем нужна правильная осанка? Нарушение осанки приводит к: близорукости, нарушению нормальной работы легких и сердца и т.д. Как же предупредить нарушение осанки и сколиоз?

 Учитель  физ-ры: Сергей Евгеньевич.  Длительное пребывание тела в неправильном положении вызывает развитие таких заболеваний позвоночника как;

  1. Сутулость.
  2. Нарушение осанки.
  3. Остеохондроз.
  4. Сколиоз.

Но эти заболевания могут развиться в том случае, если мышцы спицы (позвоночника) слабо развиты. Прежде чем мы с вами коснемся подробнее средств профилактики и коррекции осанки, нужно отметить, что за своей осанкой необходимо следить регулярно. Сейчас мы с вами научимся, как можно оценить свою осанку по формуле:

Ширина плеч по линии ключ(см)

Величина дуги спины (см)                                  Х       100%

Шкала:                                                                                                        от 100% до 110% - осанка в норме;                                                       от 90% до 100% - осанку необходимо корректировать;             менее 90% или более 120% - обратитесь к врачу.

Данную практическую работу оформите в тетрадке.

Главной профилактической и корректирующей целью физических упражнений является укрепление мышц позвоночного столба. Существует два вида профилактики и коррекции: традиционная и нетрадиционная. Сначала давайте посмотрим традиционные упражнения, которые мы с вами делаем на уроках физической культуры. (Просмотр видеоматериала. Комплекс упражнений ОВФД)

Главной задачей при составлении упражнений является симметричное выполнение, а так же статическое и динамическое усилие мышц спины.

Теперь остановимся на нетрадиционных формах и посмотрим упражнения, которые можно выполнить на эластических мячах, которые вы видите перед собою. Пока вы будете смотреть видеоматериал, я приглашу одного ученика, и мы с ним покажем часть упражнений. Просмотр видеоматериала (комплекс упражнений на эластических мячах - ТГУ им. Г.Р.  Державина).

 Биолог. Сидеть на стуле неправильно можно долго, но при этом позвоночный столб уже не имеет S-образную форму, а следовательно и нагрузка на межпозвоночные диски идет неравномерно, что приводит к истончению этих дисков, защемляется нерв - это заболевание остеохондроз. При занятиях на эластических мячах, да и просто сидении на них нагрузка на межпозвоночные диски идет равномерно.

Мы с вами разобрали такие понятия, как нарушение осанки, сколиоз. Но человек, как вы сказали, существо прямоходящее! На какой отдел тоже идет большая нагрузка? Сколько сводов имеет стопа и зачем? Как называется нарушение сводов стопы? Найдите в тексте учебника определение плоскостопия.

                    ПЛОСКОСТОПИЕ

ПРОДОЛЬНОЕ        ПОПЕРЕЧНОЕ

опирается на пяточную кость        между костями плюсны

           и на кости плюсны                                                 Нога опирается на все

                                                              плюсневые косточки, а                                не на 1 и 5, как в норме.

Лабораторная работа № 2.

Дома вы приготовили след стопы и сейчас мы с вами определим, есть ли у вас плоскостопие или нет (методика описана в учебнике).

Продольное плоскостопие:

  • в норме не более 30%, т.е. 1/3 от поперечника стопы;
  • 50% - 60% - стопа уплощена;
  • более 70% - изменение стопы, нужно идти к врачу.

Поперечное плоскостопие:

 - нога опирается на 1 и 5 плюсневые косточки, если нагрузка на 2, 3 и 4 плюсневые косточки и приводит к смозоливанию кожи.

К поперечному плоскостопию приводит раннее обувание каблуков. Проверьте стопу своей мамы.

Почему в армию, на строевую службу, не берут юношей с плоскостопием? Раньше обувь шили на заказ с учетом особенностей стоны, а теперь можно купить специальные стельки-супинаторы. Но ведь можно и не покупать, а самому исправить плоскостопие. А как это сделать вам расскажет Сергей Евгеньевич.

Учитель физической культуры. Мы с вами рассмотрели вопрос об осанке, так вот нарушение осанки зависит от состояния нижних конечностей, в частности - плоскостопия.

Сейчас мы с вами разберем комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой и кубиком.

Обобщение.

Биолог. Мы с вами разобрали нарушения в ОДА, связанные с прямохождением. Каковы же причины нарушения ОДА? Причины:

  1. Гиподинамия.
  2. Неправильное ношение тяжестей.
  3. Неправильная посадка за партой, столом.
  4. Организация ночного отдыха.
  5. Походка.
  6. Обувь.
  7. Невнимание взрослых.

Урок заканчивается сообщением: «Извращения цивилизации над ОДА».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 10 классе (Физическая культура и ОБЖ)

Урок предназначен для учителей физической культуры и ОБЖ работающих в общеобразовательных школах. На уроке использованы здоровьесберегающие технологии....

ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы

Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...

интегрированный урок по биологии и физической культуре на тему : "ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"

Данный урок хорошо вписался в планирование, как интегрированный урок  биологии и физической культуры.  Урок традиционный, но в него вне...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА УРОКА “WE CAN SPEAK ENGLISH DOING SPORT “

Этапы и задачи урокаСодержание урока Приёмы и методыФормы работыСтадияДеятельность учителяДеятельность ученика 1. Организационный момент Даётся команда рассчитаться по порядку: one, two...

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...

Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат

У учащихся, в ходе профилактических осмотров, было выявлено достаточное количество проблем со здоровьем, но ведущей оказалась проблема нарушения опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречающ...