КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКА"
план-конспект урока (физкультура и спорт, 7 класс) по теме
Данный материал позволяет:
- формировать новые анатомо-физиологические понятия (сколиоз,плоскостопие, остеохондроз);
- формировать гигиенические понятия;
Данный материал раскрывает:
- роль двигательной активности и активного отдыха;
- правила предупреждения и исправления позвоночника, плоскостопия, сколиоза;
- воспитать потребность в ЗОЖ;
- личностную ответственность за свое здоровье;
- развивать умение работать с учебной и дополнительной литературой;
- умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 22
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ШКОЛЬНИКА
7 КЛАСС
Разработали и провели:
учитель биологии
Бастракова Ю.А.
учитель физической культуры
Глушкин СЕ.
Тамбов
2009г.
Чтобы быть здоровым,
нужны собственные усилия,
постоянные и значительные,
заменить их нельзя ничем.
Н.Н. Амосов
Цели: образовательная
- формирование новых анатомо-физиологических понятий (сколиоз,
плоскостопие, остеохондроз);
- формирование гигиенических понятий; значение труда и спорта
для правильного формирования ОДА; - роль двигательной активности и активного отдыха;
- правила предупреждения и исправления позвоночника,
плоскостопия, сколиоза;
воспитательная
- воспитать потребность в ЗОЖ;
- личностную ответственность за свое здоровье;
развивающая
- развивать умение работать с учебной и дополнительной
литературой; - логическое мышление;
- умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Метод: словесно-наглядный, лабораторная и практическая работы.
Оборудование: таблицы по ОДА, скелет, штанга, сантиметровая лента,
эластичные мячи. ТСО - телевизор, видеомагнитофон.
Ход урока.
Учитель биологии: Юлия Анатольевна. Здравствуйте, садитесь. Спинка прямая, локти на парте. Каждый день мы слышим эти слова, да и по несколько раз в день, начиная с первого класса и по окончанию школы. Дома нам тоже говоря эти слова. Почему? К какой системе органов относят осанку? И темой нашего урока будет: «Предупреждение заболеваний ОДА школьника». Эпиграфом нашего урока я взяла слова Н.И. Амосова, у меня в руках книга этого врача-хирурга «Раздумье о здоровье». Мне хочется зачитать вам некоторые фразы, из которых можно сделать вывод: «Чтобы быть здоровым, нужно знать как им быть», вот поэтому этот урок мы проводим вместе с Сергеем Евгеньевичем - учителем физической культуры.
Сегодня мы должныответить на следующие вопросы:
- Значение ОДА.
- Строение ОДА.
- Особенности, связанные с происхождением.
- Какие нарушения ОДА возникают из-за этой особенности.
- Как эти нарушения можно предупредить (профилактика) и
использовать (коррекция). - Причины нарушения в ОДА.
Восстановление опорных знаний.
- Строение ОДА.
- Функции ОДА.
- Строение кости
- Опыт по хим.составу.
- Строение скелета.
- Строение позвоночного столба. Тип соединения. Значение.
- Особенности, связанные с прямохожденцем.
- Работа по карточкам.
Формирование новых понятий, умений, навыков.
Сейчас мыс вами разберем нарушения в ОДА, связанные с прямохождением. Сообщение о нарушении ОДА школьников нашей школы и заполнение таблицы.
нарушения ОДА | учащиеся 1 класса-152 | всего-1408 чел. |
сколиоз | 1 | 56 |
нарушение осанки | 24 | 256 |
плоскостопие | 4 | 57 |
всего | 29 | 369 |
% | 10 | 26 |
Из сообщения и таблицы видно, что выпускники школы, просидев 10 лет в школе, имеют нарушения ОДА. И сейчас мы с вами совместно с Сергеем Евгеньевичем разберем основные нарушения ОДА и меры предупреждения. Посмотрев, вслед человеку говорим: «Какая у него осанка». Найдите в тексте учебника определение «осанка» и ответьте на вопрос, зачем нужна правильная осанка? Нарушение осанки приводит к: близорукости, нарушению нормальной работы легких и сердца и т.д. Как же предупредить нарушение осанки и сколиоз?
Учитель физ-ры: Сергей Евгеньевич. Длительное пребывание тела в неправильном положении вызывает развитие таких заболеваний позвоночника как;
- Сутулость.
- Нарушение осанки.
- Остеохондроз.
- Сколиоз.
Но эти заболевания могут развиться в том случае, если мышцы спицы (позвоночника) слабо развиты. Прежде чем мы с вами коснемся подробнее средств профилактики и коррекции осанки, нужно отметить, что за своей осанкой необходимо следить регулярно. Сейчас мы с вами научимся, как можно оценить свою осанку по формуле:
Ширина плеч по линии ключ(см)
Величина дуги спины (см) Х 100%
Шкала: от 100% до 110% - осанка в норме; от 90% до 100% - осанку необходимо корректировать; менее 90% или более 120% - обратитесь к врачу.
Данную практическую работу оформите в тетрадке.
Главной профилактической и корректирующей целью физических упражнений является укрепление мышц позвоночного столба. Существует два вида профилактики и коррекции: традиционная и нетрадиционная. Сначала давайте посмотрим традиционные упражнения, которые мы с вами делаем на уроках физической культуры. (Просмотр видеоматериала. Комплекс упражнений ОВФД)
Главной задачей при составлении упражнений является симметричное выполнение, а так же статическое и динамическое усилие мышц спины.
Теперь остановимся на нетрадиционных формах и посмотрим упражнения, которые можно выполнить на эластических мячах, которые вы видите перед собою. Пока вы будете смотреть видеоматериал, я приглашу одного ученика, и мы с ним покажем часть упражнений. Просмотр видеоматериала (комплекс упражнений на эластических мячах - ТГУ им. Г.Р. Державина).
Биолог. Сидеть на стуле неправильно можно долго, но при этом позвоночный столб уже не имеет S-образную форму, а следовательно и нагрузка на межпозвоночные диски идет неравномерно, что приводит к истончению этих дисков, защемляется нерв - это заболевание остеохондроз. При занятиях на эластических мячах, да и просто сидении на них нагрузка на межпозвоночные диски идет равномерно.
Мы с вами разобрали такие понятия, как нарушение осанки, сколиоз. Но человек, как вы сказали, существо прямоходящее! На какой отдел тоже идет большая нагрузка? Сколько сводов имеет стопа и зачем? Как называется нарушение сводов стопы? Найдите в тексте учебника определение плоскостопия.
ПЛОСКОСТОПИЕ
ПРОДОЛЬНОЕ ПОПЕРЕЧНОЕ
опирается на пяточную кость между костями плюсны
и на кости плюсны Нога опирается на все
плюсневые косточки, а не на 1 и 5, как в норме.
Лабораторная работа № 2.
Дома вы приготовили след стопы и сейчас мы с вами определим, есть ли у вас плоскостопие или нет (методика описана в учебнике).
Продольное плоскостопие:
- в норме не более 30%, т.е. 1/3 от поперечника стопы;
- 50% - 60% - стопа уплощена;
- более 70% - изменение стопы, нужно идти к врачу.
Поперечное плоскостопие:
- нога опирается на 1 и 5 плюсневые косточки, если нагрузка на 2, 3 и 4 плюсневые косточки и приводит к смозоливанию кожи.
К поперечному плоскостопию приводит раннее обувание каблуков. Проверьте стопу своей мамы.
Почему в армию, на строевую службу, не берут юношей с плоскостопием? Раньше обувь шили на заказ с учетом особенностей стоны, а теперь можно купить специальные стельки-супинаторы. Но ведь можно и не покупать, а самому исправить плоскостопие. А как это сделать вам расскажет Сергей Евгеньевич.
Учитель физической культуры. Мы с вами рассмотрели вопрос об осанке, так вот нарушение осанки зависит от состояния нижних конечностей, в частности - плоскостопия.
Сейчас мы с вами разберем комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.
Комплекс упражнений с гимнастической палкой и кубиком.
Обобщение.
Биолог. Мы с вами разобрали нарушения в ОДА, связанные с прямохождением. Каковы же причины нарушения ОДА? Причины:
- Гиподинамия.
- Неправильное ношение тяжестей.
- Неправильная посадка за партой, столом.
- Организация ночного отдыха.
- Походка.
- Обувь.
- Невнимание взрослых.
Урок заканчивается сообщением: «Извращения цивилизации над ОДА».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок в 10 классе (Физическая культура и ОБЖ)
Урок предназначен для учителей физической культуры и ОБЖ работающих в общеобразовательных школах. На уроке использованы здоровьесберегающие технологии....
ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА в 8 классе (физическая культура и биология): Гигиена сердечно-сосудистой системы
Интегрированный урок в 8 классе (физическая культура и биология). С учениками решили провести исследование о значении нашей сердечно - сосудистой системы в течении трёх месяцев записывали результаты Ч...
интегрированный урок по биологии и физической культуре на тему : "ЗНАЧЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ"
Данный урок хорошо вписался в планирование, как интегрированный урок биологии и физической культуры. Урок традиционный, но в него вне...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМА УРОКА “WE CAN SPEAK ENGLISH DOING SPORT “
Этапы и задачи урокаСодержание урока Приёмы и методыФормы работыСтадияДеятельность учителяДеятельность ученика 1. Организационный момент Даётся команда рассчитаться по порядку: one, two...
Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...
Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...
Влияние физической культуры на опорно-двигательный аппарат
У учащихся, в ходе профилактических осмотров, было выявлено достаточное количество проблем со здоровьем, но ведущей оказалась проблема нарушения опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречающ...