Использование игровой технологии на уроках физкультуры.
статья по физкультуре по теме
Как используется игровая технология на уроках физкультуры в начальных классах коррекционной школы 8 - вида, об особенностях использования игр, с учетом возможностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovoy_tekhnologii_na_urokakh_fizicheskoy_kultury.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровой технологии на уроках физической культуры.
Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.
Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем.
Педагогическая игра имеет существенный признак- четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно- познавательной направленностью.
Г. К. Селевко отмечает: «Игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части;
- как технология внеклассной работы.
Основным видом деятельности младших школьников на уроках физкультуры являются игры. Кроме того, что мы используем игры на каждом разделе программного материала, подвижные игры выделены в программе в отдельный раздел, что говорит о важности подвижных игр. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников. Игры на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Для успешного решения задач урока дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве его средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.
Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.
Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность.
Характерной особенностью детей с нарушением интеллекта является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением Ц.Н.С. различной этиологии.
Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащимися, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.
Нередко у этих детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые незаметны в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке. Эти нарушения могут создавать большие трудности при овладении программным материалом.
Поэтому игра для них является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации ,выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными. Кроме того, игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше чем другие формы физической культуры способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально- волевых качеств, укреплению организма ребенка.
Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Игра заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.
Использование игровой технологии на уроках физкультуры помогает мне повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи. Процесс обучения становится радостным, ( отзанимавшись урок, ребята просят : «Давайте еще поиграем», способствует желанию заниматься (даже у освобожденных).
Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физкультуры заключается в следующем.
Если на уроке мы решаем задачу развития силы, то включаю игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно- силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета « Гонка мяча». В данном случае мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами .Сюда же можно отнести и очень полезные для силового развития метания различных предметов на дальность. С удовольствием мы играем в игру « Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие пластмассовые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника .Мячи легкие, летят недалеко и для того, чтобы добиться нужного результата приходиться затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени ( игра длится всего 1 мин.).
Для развития такого качества, как быстрота, я подбираю игры в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы ( хлопок, свисток, поднятая вверх рука). Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения ,направленны на сознательное опережения соперника. Такие игры как : «Воробьи – вороны, Займи кружок, День и ночь».
В силу особенностей наших детей не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому я следую принципу от простого к сложному . Для этого использую различные варианты одной игры , которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например : в 1 – 2 классе мы играем в игру « Охотники и утка», т. к. первоклассники еще не могут бегать врассыпную так, чтобы это было безопасно. А потом мы усложняем игру, добавляя « уток» и переходим к игре « Охотники и утки». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление сноровки, развивается координация движений, ориентировка в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Происходит развитие глазомера, чувства мяча, точности движений. В этой игре проявляются и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости. Подчас если игра « не пошла» у сильного, даже нерешительные ребята ведут себя очень уверенно.
Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности ,как для играющих, та и для наблюдающих за игрой. И, еще, стоит проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
Требования к отбору игр следующие:
- игра должна давать новые понятия;
- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения , быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;
-дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.
При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:
- Простота и доступность правил.
- Каждый ребенок должен быть активным участником игры.
- Исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей.
- Безопасность используемого инвентаря.
- Игра не должна унижать достоинства играющих.
- При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного к легкому, то
сложного, к простому
Использованная литература:
Ковалько В. И.- Здоровьесберегающие технологии 1-4 класс М: Вако,2004
Конради С. В.-Игровые технологии
Кременская Т. Ф.-сборник игр Альфа- Материк
Н. В. Чаморова-Подвижные игры АСТ –Сталкер.2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках физкультуры
использование подвижных игр при обучении игры баскетбол...
Использование игровых технологий на уроках физкультуры
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью м...
Презентация к уроку физкультуры "Использование компьютерных технологий на уроках физкультуры"
Презентация предназначена , в первую очередь, для учителей физической культуры, она раскрывает необходимость применения современных технологий при изучение предмета. Урок проводиться в режиме онлайн ,...
Использование игровых технологий на уроках физкультуры
Использование игровых технологий на уроках физкультуры...
Игровые технологии на уроках физкультуры
Игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игр...
Применение педагогических игровых технологий на уроках физкультуры
Физическое развитие является важным компонентом образовательного процесса, но, к сожалению, интерес к физкультуре у детей часто невелик. В таких условиях геймификация и педагогические игровые технолог...
Игровые технологии на уроках физкультуры
Доклад выступления на семинаре учителей физкультуры...