Использование игровой технологии на уроках физкультуры.
статья по физкультуре по теме

Багизаева Роза Басыровна

Как используется  игровая технология на уроках физкультуры в начальных классах коррекционной школы 8 - вида, об особенностях использования игр, с учетом возможностей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровой технологии на уроках физической культуры.

         Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.

        Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится познавать себя, познавать окружающий его мир и свое место в нем.

       Педагогическая игра имеет существенный признак- четко поставленную цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, которые характеризуются учебно- познавательной направленностью.

       Г. К. Селевко отмечает: «Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия темы и даже раздела;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технология внеклассной работы.

       Основным видом деятельности младших школьников на уроках физкультуры являются игры. Кроме того, что мы используем игры на каждом разделе программного материала, подвижные игры  выделены в программе в отдельный раздел, что говорит о важности подвижных игр. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников. Игры на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Для успешного решения задач урока дидактическая цель ставится перед учащимися  в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве его средства,  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с результатом игры.

         Подвижные игры это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме. Главный признак подвижных игр наличие двигательных действий, благодаря чему они являются отличным средством и методом физического развития.

        Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только физических качеств, таких как: быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость. Развиваются еще и интеллектуальные качества: память, наблюдательность, сообразительность.

       

Характерной особенностью детей с нарушением  интеллекта является наличие у них разнообразных дефектов психического и физического развития, обусловленных органическим поражением Ц.Н.С. различной этиологии.

Снижение тонуса коры головного мозга ведет к усилению познотонических рефлексов, что затрудняет выполнение движений учащимися, приводит к неравномерному распределению силы мышц, создает скованность в движениях и статических позах.

Нередко у этих детей встречаются стертые двигательные нарушения, которые незаметны в бытовых условиях, но проявляются при значительной физической нагрузке. Эти нарушения могут создавать большие трудности при овладении программным  материалом.

Поэтому игра для них является жизненно важной потребностью и способствует развитию ориентировки в пространстве, координации ,выработке и закреплению движений, делая их автоматизированными. Кроме того, игра несет радость и эмоциональный подъем, поэтому больше чем  другие формы физической культуры способствуют разностороннему, физическому и умственному развитию, воспитанию морально- волевых качеств, укреплению организма ребенка.

Игровая деятельность уникальна в возможности развивать познавательные интересы. Игра заставляет ребенка мыслить, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, выбирать из множества действий одно, которое, по его мнению, наиболее целесообразно.

Использование игровой технологии на уроках физкультуры помогает мне повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи. Процесс обучения становится радостным, ( отзанимавшись урок, ребята просят : «Давайте еще поиграем», способствует желанию заниматься (даже у освобожденных).

Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физкультуры заключается в следующем.

Если на уроке мы решаем задачу развития силы, то включаю игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно- силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются  наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета « Гонка мяча». В данном случае  мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами .Сюда же можно отнести  и очень полезные для силового развития метания  различных предметов на дальность. С удовольствием мы играем в игру « Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие пластмассовые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника .Мячи легкие, летят недалеко  и для того, чтобы добиться нужного результата приходиться затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени ( игра длится всего 1 мин.).

Для развития такого качества, как быстрота, я подбираю игры в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы ( хлопок, свисток, поднятая вверх рука).  Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения ,направленны на сознательное опережения соперника. Такие игры как : «Воробьи – вороны, Займи кружок, День и ночь».

В силу особенностей наших детей не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень  трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна им. Поэтому я следую принципу от простого к сложному . Для этого использую  различные варианты одной игры  , которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей  с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например : в 1 – 2 классе мы играем в игру « Охотники и утка», т. к. первоклассники еще не могут бегать врассыпную так, чтобы это было безопасно. А  потом мы усложняем игру, добавляя « уток» и переходим к игре « Охотники и утки». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление сноровки, развивается координация  движений, ориентировка в пространстве. В игре необходимо быстрое согласование действий со своими партнерами по команде. Происходит развитие глазомера, чувства  мяча, точности движений. В этой игре проявляются  и такие качества, как воля, умение взять игру на себя, смелость, способность преодолевать свои слабости. Подчас если игра « не пошла»  у сильного, даже нерешительные ребята ведут себя очень уверенно.

Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности ,как для играющих, та и для наблюдающих за игрой. И, еще, стоит  проводить игру с дидактической направленностью. В этом случае дети учатся объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.

Требования к отбору игр следующие:

- игра должна давать новые понятия;

- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения , быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;

-дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;

- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.

При  организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Простота и доступность правил.
  2.  Каждый ребенок должен быть активным участником игры.
  3.  Исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей.
  4.  Безопасность используемого инвентаря.
  5.  Игра не должна унижать достоинства играющих.
  6.  При проведении нескольких игр следует учитывать принцип: от трудного к легкому, то

сложного, к простому

Использованная литература:

Ковалько В. И.- Здоровьесберегающие технологии 1-4 класс М: Вако,2004

Конради С. В.-Игровые технологии

Кременская Т. Ф.-сборник игр  Альфа- Материк

Н. В. Чаморова-Подвижные игры АСТ –Сталкер.2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках физкультуры

использование подвижных игр при обучении игры баскетбол...

Использование игровых технологий на уроках физкультуры

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью м...

Презентация к уроку физкультуры "Использование компьютерных технологий на уроках физкультуры"

Презентация предназначена , в первую очередь, для учителей физической культуры, она раскрывает необходимость применения современных технологий при изучение предмета. Урок проводиться в режиме онлайн ,...

Использование игровых технологий на уроках физкультуры

Использование игровых технологий на уроках физкультуры...

Игровые технологии на уроках физкультуры

Игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игр...

Применение педагогических игровых технологий на уроках физкультуры

Физическое развитие является важным компонентом образовательного процесса, но, к сожалению, интерес к физкультуре у детей часто невелик. В таких условиях геймификация и педагогические игровые технолог...

Игровые технологии на уроках физкультуры

Доклад выступления на семинаре учителей физкультуры...