Игровые технологии на уроках физкультуры
статья
Доклад выступления на семинаре учителей физкультуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровые технологии на уроках физкультуры | 181.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроках физической культуры
Уважаемые учителя, коллеги, в своем выступлении я хотел бы раскрыть вам как мы в своей работе используем и применяем игровые технологии для повышения интереса к учебному предмету, создания ситуаций, наполненных эмоциональными переживаниями детей, стимулирования деятельности учащихся.
Игра считается одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся и является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг реальных проблем и отношений.
Слайд 3 Подвижные игры на уроках физической культуры решают следующие задачи:
1) образовательные (закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности уроков);
2) воспитательные (Подвижные игры развивают чувство солидарности, товарищества, честность и ответственность за действия друг друга, дают возможность школьникам реализовать накопившуюся энергию. Кроме того, они развивают воображение, прививают участникам умение достигать цели, приходить на помощь другу при разных обстоятельствах)
Слайд 4
3) оздоровительные (Игры на местности укрепляют здоровье, оказывает закаливающее воздействие на организм в любое время года, важно лишь соблюдать при этом определенные правила и условия: форма одежды, время воздействия погодных условий, применение профилактических мер.)
В ходе игр вырабатывается и взаимопонимание партнёров в коллективе необходимое в командных и лично-командных соревнованиях. Важнейший результат игры — это радость и эмоциональный подъём детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует сохранению у него интереса к игре.
Практика показывает, применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей не теряет актуальности. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала.
Слайд 5
Подвижные игры подразумевают различный принцип взаимоотношений участников и связанную с этим структуру. Их можно условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности и назначение.
К первой группе можно отнести игры, где участники вступают в активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный контакт с соперником. Это вид игр наиболее сложный по характеру выражения двигательных действий («Охотники и утки», различные виды салок, «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др.). Такие игры имеют, как правило, определенное сюжетное выражение. Изменчивость игровой обстановки, внезапно возникающие разнообразные условия борьбы за победу требуют от участников этих игр верных решений и быстрых действий, то есть проявления уже выработанных двигательных навыков, применяемых в различных условиях и сочетаниях.
Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды действуют согласованно между собой, нередко применяют различные варианты тактики, но не могут оказывать непосредственного (прямого) влияния на действия игроков другой команды (например, игры на площадке, разделенной средней линией или сеткой: «Пионербол», «Перестрелка», и т. п.).
Третья группа - игр — игровые эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в порядке очередности и по возможности с наибольшим мастерством (точностью и быстротой). В игровых эстафетах также нет непосредственного контакта с соперником, однако борьба, как правило, бывает острой и упорной.
Слайд 6-7
Требования к отбору игр следующие:
- игра должна давать новые понятия;
- в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;
- дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала;
- степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам.
При организации и проведении игры необходимо придерживаться следующих правил:
- простота и доступность правил;
- каждый ребенок должен быть активным участником игры;
- исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей;
- безопасность используемого инвентаря;
- игра не должна унижать достоинства играющих.
Общим структурным элементом игры, независимо от её типа, является вступительное слово учителя, оно нацеливает учащихся на активную и творческую познавательную деятельность. Во вступительном слове учитель формулирует цель игры, ещё раз знакомит с правилами, создаёт необходимую эмоциональную и рабочую обстановку. Активность участников игры во многом зависит от контакта учителя со школьниками.
Слайд 8 Для достижения высокой результативности игры следует соблюдать ряд условий:
- формирование мотива деятельности.
- формирование системы знаний на основе управления ходом игры.
- включение каждого школьника в процесс по самореализации в ходе игры.
Слайд 9 Далее я немного расскажу о методике проведения подвижных игр.
Любую игру нужно объяснять примерно по следующей схеме:
1) название игры (можно сказать, с какой целью игра проводится);
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) обьясняется ход игры;
4) цель игры (кто будет назван победителем);
5) правила игры. ( Что можно и что нельзя )
Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы играющих.
Чтобы убедиться, понятна ли игра, учитель спраши вает у одного-двух учащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. При проведении знакомой детям игры следует лишь напомнить ее содержание и правила. Лучше, если это сделают сами дети. Учащиеся всегда должны знать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра, они .должны быть уверены, что игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мускулы, формирует смекалку, инициативу и самостоятельность. Всегда важно нацеливать учеников на то, чтобы они критически анализировали сущность игры и свое поведение в ней.
Обязанность руководителя не только начать игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить.
Слайд 10
Для регулирования физической и эмоциональной нагрузки на уроке можно использовать следующие приемы
а) изменить продолжительность и количество повторений игры;
б) увеличить уменьшить размеры площадки;
в) усложнить или упростить правила игры;
г) использовать инвентарь большего или меньшего веса и размера;
д) ввести короткие перерывы, организовать «дома» для отдыха детей в играх с непрерывными действиями и т. д.
В ходе игры ребят приходится сдерживать. На пределе ребячьих возможностей возникает своего рода «самозаводящийся» механизм, основа которого строится на игровом удовольствии. Руководителю важно следить за психологической атмосферой подвижной игры. Нельзя допускать пререканий, грубостей, следует спрашивать помощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Воспитание выдержки, справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели — важная задача руководителя.
Не менее важно следить за выполнением основного приема игры, на закрепление которого она в основном направлена. Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно преду предить словами: «Осталась одна минута», «Играем до одного очка», «Последний водящий» и т. д. Неожиданное для учеников окончание игры, непредвиденный ее конец может вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение играющих.
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. При подведении итогов важно учитывать не только быстроту, но и качество выполнения игровых действий. После игры полезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке.
В силу особенностей детей не всякую игру можно использовать, необходимо учитывать уровень трудности игры и сложность ее во взаимодействии игроков. Игра будет интересна, если доступна и понятна. Для этого можно использовать различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Строго соблюдать правила игры, технику безопасности, как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. Игры с дидактической направленностью учат детей объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности.
Слайд 11-17
В разделе программы «Легкая атлетика» используются эстафеты подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п.
В разделеСпортивных игр - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр - Игра « Передал- садись», Салка и мяч, Перестрелка.
На уроках Гимнастики - подвижные игры с элементами единоборств. Например: Овладей мячом! Борьба за палку, Поединок с шестом
Слайд 18
Наблюдения в процессе игры — один из источников совершенствования педагогического мастерства, связанный с познанием своих учеников.
Во время игры учитель может оценить:
а) общее физическое развитие ребенка;
б) степень развития отдельных физических качеств;
в) способность сочетать в игре эти двигательные качества;
г) способность концентрировать внимание (при наличии посторонних раздражителей);
д) проявление ребенком инициативы и настойчивости;
е) проявление трусости и нерешительности;
ж) отношение к соперникам по игре;
з) отношение к партнерам по своей команде (терпимость, взаимовыручка);
и) отношение к собственным ошибкам и их исправление во время повторной игры;
к) общую дисциплинированность, требовательность к себе;
л) отношение к победе, поражению.
Таким образом, игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их.
Педагогические наблюдения в процессе игры, которыми учитель может не делиться с детьми, имеют важное значение для работы с детским коллективом и каждым учеником в отдельности. Ведь творческая инициатива и энергия детей, заложенные в игре, словно бумеранг, возвращаются к учителю, заставляя искать пути совершенствования самой игры и дальнейшего развития в ней детских способностей. Игровая методика вносит в труд воспитания не только оживление и подъем, но и помогает учителю лучше узнать характер ребенка, распознать его сложный мир, раскрывающийся подчас в простой подвижной игре.
Эстафета с палками и прыжками
Играющие делятся на две-три равные команды, которые выстраиваются в колонны по одному в трех-четырех шагах друг от друга. Они стоят параллельно перед чертой, в руках у головного игрока гимнастическая палка.
По сигналу учителя первые номера бегут до установленной в 12—15 м булавы (набивного мяча), обегают ее и, вернувшись к своим колоннам, передают один из концов палки вторым номерам. Держась за концы палки, оба игрока проводят ее под ногами играющих, двигаясь к концу колонны. Все перепрыгивают палку, толкаясь двумя ногами. Первый игрок остается в конце своей колонны, а другой бежит к стойке, огибает ее и проносит палку под ногами играющих с третьим номером и т.д.
Игра заканчивается, когда все участники пробегут с палкой. Когда начинавший игрок вновь окажется в колонне первым и ему принесут палку, он поднимет ее вверх.
Побеждает команда, игроки которой раньше выполнили задание, не допустив ошибок.
Правилами запрещается отпускать один из концов палки, когда она проносится под.ногами, ронять палку на землю.
Челнок
Игра может проводиться одновременно на разных' половинах зала, команды могут быть смешанными или раздельными по составу.
Две соревнующиеся команды располагаются справа и слева от проведенной линии,Договариваются, что игроки одной команды будут прыгать (толкаясь двумя ногами с места) вправо от линии, а игроки другой команды — влево. Команды выбирают капитанов, которые посылают по очереди игроков к средней линии. После начального прыжка первого номера по пяткам отмечается линия его приземления. Игрок возвращается в свою команду, а от отмеченной линии прыгает в обратную сторону (к средней черте) игрок другой команды. Так же делается отметка его приземления. От этой отметки в другую сторону снова прыгает игрок первой команды и т. д. Контрольной всегда является средняя линия. Если последнему игроку удалось перепрыгнуть через нее, его команда побеждает. Если не удалось, то команда проигрывает тот отрезок, которого недостает до средней линии.
Правилами не разрешается заступать за черту, с которой прыгаешь. Если после приземления игрок оступится назад (оперся об пол рукой), то отметка соответственно переносится « крайней точке приземления. Каждый имеет право только на один прыжок.
ООООО О «У» | «у» Х ХХХХХ |
Сумей догнать
В трех шагах от углов зала ставят четыре стойки. Мальчики класса располагаются возле стен зала, растянувшись по всей его окружности. Они поворачиваются правым боком к стенам. Дистанция между игроками должна быть одинаковой.
По команде «Марш!» все начинают бег против часовой стрелки, обегая с наружной стороны стоек. Задача каждого — не дать себя догнать и постараться коснуться рукой впереди бегущего. Осаленные идут в центр зала, чтобы не мешать остальным. Игру можно закончить, когда будут продолжать бег три самых выносливых ученика. После мальчиков в беге соревнуются девочки. Игру можно" проводить на беговой дорожке школьного стадиона. Если рассчитать перед игрой участников на первый-второй, то игра может носить командный характер. Первые номера догоняют вторых (одна команда), вторые— первых (другая команда).
ООО О О О О О О ООО |
В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр
Игра « Передал- садись»
о о о о о о
х х х х х х |
Играющие стоят в двух-трех колоннах, отстоящих одна от другой на 2—3 м. Расстояние между игроками - длина рук, положенных на плечи. В круги, очерченные в пяти-шести шагах перед командами, выходят по одному представителю команды, хорошо владеющему передачами мяча (капитаны).
По сигналу учителя игроки в кругах передают мяч (двумя руками от груди или другим способом) первому игроку колонны, который ловит его, возвращает обратно и сразу же принимает положение упора присев. Стоящий в кругу перебрасывается мячом со вторым, третьим и другими игроками команды. Каждый игрок, сделавший ответную передачу, приседает. Когда последний в колонне игрок отдаст мяч капитану, тот поднимает его вверх, и вся команда быстро встает. Команда считается победительницей, если закончила передачи мяча раньше остальных и без нарушений правил.
При обучении передачам ребят младших классов можно проводить игру у гимнастических скамеек, находящихся между ногами стоящих в колонне игроков. В этом случае игрок, бросивший мяч капитану, садится на скамейку.
Когда ученики в достаточной мере овладеют передачами мяча, можно усложнить игру, добавив в нее ведение мяча. В этом случае игрок, стоящий в колонне последним, получив от игрока, стоящего в круге, мяч, бежит с ним, ударяя о землю, и становится в круг на место . капитана, а тот становится во главе колонны (все делают полшага назад). .
Игра заканчивается, когда капитан, оказавшись последним в колонне, получит мяч и возвратится с ним в круг.
Салка и мяч
Игроки бегают по площадке и, спасаясь от преследования водящего, передают друг другу баскетбольный мяч. Задача состоит в том, чтобы в конечном итоге послать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. Однако водящий может осалить мяч в руках игрока. Последний в этом случае становится водящим. «Водящему» разрешается в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если он сумел это сделать, его сменяет игрок, виновный в потере мяча.
В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств.
Овладей мячом!
Участники находятся в стойке или опускаются на колени. Они берутся двумя руками за баскетбольный (резиновый) мяч.' Положение их рук при захвате должно быть одинаковым.
По сигналу каждый старается отобрать мяч и поднять его над головой. Если игра проводится стоя, падать на ковер (на пол) запрещается.
Борьба за палку
Встав лицом друг к другу, соревнующиеся берутся руками за деревянную гимнастическую палку, удерживая ее горизонтально прямым хватом. Руки на ширине плеч, правая рука у каждого снаружи. После сигнала игроки выкручивают палку, стремясь заставить соперника отпустить один из ее концов.
Можно использовать также две эстафетные палочки. Игроки держит их вертикально, каждый берется за палочку правой рукой сверху. По сигналу игроки выкручивают палочки, стараясь отнять их у соперника. Кто первый отпустит палочку, тот проигрывает.
Второй вариант игры заключается в том, чтобы, не отпуская палки, вытолкнуть противника за пределы круга (черты),
Поединок с шестом
На шесте длиной 2,5 м делаются в 70 см от центра две отметки. Соревнующиеся входят в круг диаметром 3 м и берутся за концы шеста, причем левая рука находится у отметки, а правая ближе к концу шеста. При этом конец шеста должен выступать наружу из-под правого плеча
По сигналу игроки стараются вытолкнуть друг друга за пределы круга. Запрещается перехватывать руки и вставать на колени. Поединок состоит из двух раундов. Во время второго раунда участники меняют положение рук: у отметки находится правая рука.
Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния.
Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений.
Игры состязания и подвижные игры на улице в широком спектре созданных игр занимают особое место по соревновательности, занимательности и эмоциональности. Они одинаково интересны школьникам, как младших, так и старших классов. Занимательность этих игр является средством привлечения интереса к предмету или процессу обучения. В соревновании – этой специфической форме взаимоотношений в процессе совместной деятельности – школьники сравнивают свои знания, умения, личностные свойства. Во время соревнований ученики, помимо соревнования, учатся делать выбор и выводы, давать самооценку и пересматривать собственные позиции.
Обязательным условием при проведении подвижных игр является соблюдение правил, регулирующих возникновение конфликтов.
Назначение игр-состязаний в учебном процессе многообразно. Их следует рассматривать как первоначальный толчок к развитию познавательного интереса, как средство личностного роста. Игры-состязания являются средством разрядки при напряжённой интеллектуальной работе, их применяют для переключения внимания. Важным мотивом для учащихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках физкультуры
использование подвижных игр при обучении игры баскетбол...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Использование игровых технологий на уроках физкультуры
Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью м...
Использование игровой технологии на уроках физкультуры.
Как используется игровая технология на уроках физкультуры в начальных классах коррекционной школы 8 - вида, об особенностях использования игр, с учетом возможностей детей....
Использование игровых технологий на уроках физкультуры
Использование игровых технологий на уроках физкультуры...
Игровые технологии на уроках физкультуры
Игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой.Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игр...
Применение педагогических игровых технологий на уроках физкультуры
Физическое развитие является важным компонентом образовательного процесса, но, к сожалению, интерес к физкультуре у детей часто невелик. В таких условиях геймификация и педагогические игровые технолог...