Комплексная целевая программа"Образование и здоровье школьника"
рабочая программа по физкультуре по теме

Кунташова Надежда Ильинична

Программа рассчитана на учащихся школы (1-11кл) на 3 года.Программа  с определенными направлениями( организация учебного процесса в соответствии с Санпином, двигательный режим школьника,использование здоровье сберегающих технологий,связь школы и общественности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdorovya.docx33.87 КБ

Предварительный просмотр:


МОУ «Разметелевская средняя общеобразовательная школа»

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__   года

Председатель педсовета

    _____________                 _____

Комплексная целевая программа

«Образование и здоровье школьника»

                                                                             

                   

 Составитель:

 Кунташова Надежда Ильинична,

 учитель физической культуры.

д. Разметелево

Всеволожского района

Ленинградской    области


                  Одной из наиболее остро стоящих, перед современным обществом и нашей школой, проблем является состояние физического здоровья молодого поколения. На протяжении последних лет наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в здоровье.
               Серьёзную озабоченность вызывает распространение негативных явлений в молодёжной среде, таких как алкоголизм, наркомания, табакокурение. По-прежнему на низком уровне находится показатель физической готовности молодых людей в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Состояние здоровья детей и подростков является общей государственной задачей, но значительное место в осмыслении этой задачи принадлежит системе образования.  Для реализации потенциала образовательной системы в первую очередь необходимо объективно выявить наиболее негативные тенденции, влияющие на состояние здоровья.
        Выявляются следующие наиболее тревожные тенденции в нашем государстве:
1.снижение возрастного порога начала табакокурения;
2.увеличение числа подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические средства
3.до 40% влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с условиями обучения;

4.неоправданно высокая степень интенсификации учебного процесса, малая двигательная активностью.
       Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы осуществлять спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность.
Статистические данные за последние три года показывают достаточно высокую заболеваемость детского населения. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объявляется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.
В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.

Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость и для нашей школы

  • Высокий уровень хронических заболеваний-органов пищеварения , патологии органов зрения , дыхания,  эндокринной системы, а также заболевания нервной системы.
  • Растет число детей с нарушениями осанки – на сегодняшний день 33,86% учащихся имеют эти нарушения, при этом 48,78% таких детей – ученики начальной школы.
  • Увеличивается число учащихся освобожденных от занятий физкультуры.
  • Имеются дети инвалиды.
  • 10 человек в этом учебном году обучаются на дому на основании решения ВКК Всеволожской ЦРБ.
  • При переходе со ступени начального образования к ступени основного образования уменьшается количество детей, имеющих 1 и 2 группы здоровья, и увеличивается число детей, имеющих 3 и 4 группы здоровья:

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Начальное образование

10,8%

59,8%

27,5%

1.9%

Основное образование

9.05%

39,07%

49,8%

2,08%

Среднее образование

8,69%

34,78%

47,84%

8,69%                  

     Беседы с обучающимися и их родителями показали отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни учащихся образовательного процесса.
   70% учащихся 5-11-х классов считают, что необходима программа здорового образа жизни в школе и соответствующие занятия.
          Таким образом, наше исследование подтверждает необходимость изменения работы школы по основным направлениям деятельности и создание комплексной целевой программы «Образование и здоровье школьника».
Целью данной программы является:

- создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья учащихся школы,

- формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации школьников к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи программы:
1. Сохранение здоровья детей.
2. Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
3. Профилактика вредных привычек.
4. Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.                                                                                                        

5. Создание условий для привлечения к занятиям физической культурой и спортом учащихся                                                                                                                6. Формирование у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни.
7. Снижение уровня заболеваемости учащихся  
8. Организация здорового питания в школьных столовых.


Перечень программных мероприятий:
Организационно-методическая деятельность
Развитие материально-технической базы школы.
Организация здорового питания
Оздоровление средствами физической культуры и спорта
Медицинское сопровождение образовательного процесса
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса
Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья
Оздоровление детей в каникулярное время
Оздоровление детей в семье.


Основные направления и содержание деятельности по реализации


^ Основные направления


                 Содержание деятельности программы


Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.


  • Учебный план разрабатывать с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников

  • Составление расписания учебных занятий в соответствии с нормами СанПиН.

  • Соблюдение динамической паузы

  • Контроль за соблюдением гигиенических требований к организации и условиям обеспечения учебно-воспитательного процесса

  • Соблюдение норм и требований СанПиН при планировании домашних заданий.
  • Особый контроль за соблюдением гигиенических требований к компьютерному классу

  • Соблюдение учителями четких гигиенических требований к уроку: продолжительность 45 минут, в середине урока – 2-х минутная физкультурных пауза с обязательным включением упражнений для снятия спазма глазных мышц, соблюдение режима освещения и проветривания,

  • Соблюдение правила для всех: перемена – время отдыха и разгрузки.

  • Организация рационального питания учащихся.


Рациональная организация двигательной активности учащихся.


  • Составление  календарно-тематического планирования уроков физкультуры с учетом условий школы.

  • Повышение качества образования в области физической культуры, использование потенциальных воспитательных и общеобразовательных возможностей предмета в решении проблемы укрепления здоровья и физического развития учащихся.

  • Организация занятий физической культурой с максимальным пребыванием на свежем воздухе.

  • Уменьшение негативных последствий гиподинамии: введение физкультминуток, утренней зарядки, динамических перемен и физкультурных пауз в течение учебного времени.

  • Занятия настольным теннисом во время перемен и во внеурочное время.

  • Проведение традиционных Дней здоровья (раз в четверть).

  • Проведение  туристических и лыжных походов

  • Обеспечение участия учащихся в спортивных мероприятиях, эстафетах, играх, кроссах  класса, школы, Всеволожского района ,поселка Разметелево .

  • Организация оздоровительной работы в каникулярное время.

  • Направление детей в оздоровительные загородные учреждения.

  • Комплектование спортивных секций и кружков во внеурочное время.

  • Содействие по набору учащихся в спортивные секции и обеспечение участия детей в спортивных соревнованиях, оценка их достижений.

  • Увеличение объема  двигательного режима с помощью 3-х уроков физкультуры, динамической паузы в 1-ых классах по программе ФГОС, кружков по подвижным играм во 1-3 классах по программе ФГОС

  • Внедрение малых форм двигательной активности в начальной школе: упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками, скороговорками, стихами, миниатюрами.

  • Отдых учащихся с максимальным пребыванием на свежем воздухе.
  • Привлекать в спортивно- оздоровительную работу центр «Ладога».


Система работы школы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.


        Включение в план работы классных    руководителей 1-11 классов раздела «Спортивно-оздоровительное» направление.


  • Традиционный День здоровья.

  • Традиционная Неделя профилактики вредных привычек

  • День защиты детей.

  • Международный День здоровья.

  • Проведение акций: «Чистая обувь», «Чистые руки», «Здоровая пища», «Умей отдыхать», «Спокойствие, только спокойствие», «Чистый воздух»,»Солнце ,воздух и вода наши лучшие друзья».

  • Экологические конкурсы и викторины.
    «Рыцарский Турнир».

  • Акция «Раскрась мир в свои цвета»

  • Проектные работы учащихся 6-11 классов по экологии, духовной культуре ,здоровому образу жизни,
  • Развитие и саморазвитие личности ребенка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни. Проекты «Будь здоров», «Здоровое питание» «Здоровому все здорово», « О, спорт- ты мир»,» Лучшие спортсмены нашей школы», «Учащиеся нашей школы-победители и призеры районной олимпиады по физкультуре»,»Сочи-2014»

  • Библиотечные уроки, выставки, обзоры книг по темам нравственного и физического развития учащихся.

  • Создание физкультурного актива учащихся школы как органа самоуправления.

  • Создание учащимися 1-11 классов коллекции медиатеки по профилактике вредных привычек и воспитанию здорового образа жизни.

  • Работа кружка «Юный социолог» по проведению исследований, опросов, самопознания, анкетирования учащихся с целью формирования жизненных установок на здоровый образ жизни.

  • Проведение акций «Помоги птицам», «Наши меньшие братья», «Посади дерево», «Любимые цветы», «Школа – твой родной дом».
  • Праздник спорта с общественностью п.Разметелево.


Создание условий

для совершенствования

оздоровительных мероприятий.

  • Организация взаимодействия с амбулаторией: стоматологический кабинет .

  • Организация школьных уголков отдыха.

  • Пополнение спортивного инвентаря и оборудования.

  • Оборудование спортивных площадок на пришкольной территории.

  • Заливка катка, создание ледяных горок, крепостей, лыжных трасс.

  • Приобретение медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

  • Своевременная замена электросветильников в классах.

  • Ремонт помещений, окраска стен и оформление кабинетов в соответствии с требованиями для поддержания естественного микроклимата внутри классных комнат.

  • Генеральные уборки кабинетов, субботники по уборке территории школы.

  • Ремонт и реконструкция столовой, оформление буфета для обеспечения здорового режима питания.

  • Оборудование игрового пространства для группы продленного дня.

  • Обеспечение доступа к порталам здоровья, онлайн -тестирования, консультациям психологов через Интернет -технологии.

  • Приобретение компьютеров и программного обеспечения для проведения диагностики учащихся и мониторинга


Повышение компетентности учителей в вопросах использования здоровье сберегающих технологий для профилактики учащихся.


  • Определение методической темы «Здоровье -сберегающие технологии» и ее разработка в рамках МО и творческих групп.

  • Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся.

  • Проведение мастер-классов с целью обмена опытом по здоровье сберегающим технологиям.

  • Подготовка и проведение тематических педагогических советов, круглых столов, семинаров, лекториев, конференций по вопросам здоровья.

  • Приглашение специалистов в рамках действия лекторских групп.

  • Организация творческих лабораторий в рамках методических объединений по вопросам внедрения здоровье сберегающих технологий.

  • Обобщение и распространение передового педагогического опыта.


Совместная работа с родителями учащихся по вопросам создания условий для сохранения и укрепления здоровья.


  • Организация педагогической родительской школы по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.

  • Организация и проведение традиционных спортивных соревнований «Папа, мама и я – спортивная семья»

  • Организация круглых столов - встреч родителей с врачами-специалистами.

  • Консультирование родителей школьным психологом.

  • Общешкольный родительский комитет


Совершенствование мониторинга успешности обучения и физического здоровья учащихся с целью динамического наблюдения за их развитием и выделение «групп риска».


- Мониторинг качества образования учащихся 1-11 классов

- Мониторинг состояния физического и психического здоровья учащихся

- Мониторинг состояния психологической комфортности учащихся на отдельных уроках

- Мониторинг занятости учащихся в объединениях дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления

- Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся (по результатам «президентского тестирования»)



Ожидаемые результаты Программы.

Деятельность педагогического коллектива, основанная на реализации комплексной целевой программы «Обучение и здоровье школьника», приведет к:

улучшению здоровья участников образовательного процесса,

формированию потребности к ведению здорового образа жизни,

повышению качества знаний учащихся,

готовности выпускников к социально значимой деятельности.


Достижение реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы:
- увеличение численности детей, привлеченных к систематическим занятиям физической культурой и массовым спортом;
- укрепление здоровья, содействие гармоническому и физическому развитию;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- сознательное применение физических упражнений в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности
- уменьшение случаев нарушения зрения;
- уменьшение случаев появления нарушения осанки;
- уменьшение числа курящих школьников;
- профилактика алкоголизма и наркомании;
- улучшение питания школьников среднего и старшего звена;
- увеличение охвата горячим питанием до 100 процентов школьников
- приведение в соответствие с санитарными правилами гигиенических аспектов организации учебно-воспитательного процесса;
- соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских,

      противопожарных норм в образовательных учреждениях;
   - реализация государственных стандартов общего образования,          обеспечивающих разгрузку содержания школьного образования в интересах    сохранения здоровья учащихся
   - укрепление материально-технической базы школы через обеспечение      новыми комплектами школьной мебели,
   - активизация деятельности образовательного учреждения по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни;
   - активизация деятельности по укреплению здоровья педагогов;
   - формирование здорового образа жизни в семье.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на  3 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа организации каникулярного отдыха и занятости школьников «Ура, каникулы!»

Программа «Ура, каникулы!» направлена на развитие и совершенствование системы  организации полезной и активной деятельности учащихся во время школьных каникул. Это  управленческий документ, ...

Комплексно-целевая программа Здоровье

1.      Автор – разработчик программы: Коваленко Наталья Николаевна 2.      Номинация: «Физическая культура и здоро...

Комплексная целевая программа по воспитательной работе "УОР "Мастер -Сатурн"-территория здоровья".

В программе раскрываются вопросы организации образовательного процесса, воспитательной, методической работы, направленной на формирование здоровьесбережения и доминанты на ЗОЖ....

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».

КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ».  ВВЕДЕНИЕ. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из все...

Комплексно-целевая программа "Дорога к доброму здоровью"

Программа предназначена для педагогов, работающих с детьми в общеобразовательных учреждениях....

Комплексно-целевая программа «Здоровье»

Комплексно-целевая программа «Здоровье» охватывает всех  обучающихся 1-11 классов,  направлена  на укрепление их здоровья. Программа утверждена педагогическим советом школы и реализуетс...

Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"

Комплексно-целевая программа "Здоровье и физическая культура"...