МОУ «Разметелевская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №__ от ______20__ года Председатель педсовета _____________ _____
Комплексная целевая программа «Образование и здоровье школьника»
Составитель: Кунташова Надежда Ильинична, учитель физической культуры.
д. Разметелево Всеволожского района Ленинградской области Одной из наиболее остро стоящих, перед современным обществом и нашей школой, проблем является состояние физического здоровья молодого поколения. На протяжении последних лет наблюдается рост числа детей, имеющих отклонения в здоровье. Серьёзную озабоченность вызывает распространение негативных явлений в молодёжной среде, таких как алкоголизм, наркомания, табакокурение. По-прежнему на низком уровне находится показатель физической готовности молодых людей в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Состояние здоровья детей и подростков является общей государственной задачей, но значительное место в осмыслении этой задачи принадлежит системе образования. Для реализации потенциала образовательной системы в первую очередь необходимо объективно выявить наиболее негативные тенденции, влияющие на состояние здоровья. Выявляются следующие наиболее тревожные тенденции в нашем государстве: 1.снижение возрастного порога начала табакокурения; 2.увеличение числа подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические средства 3.до 40% влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны с условиями обучения;
4.неоправданно высокая степень интенсификации учебного процесса, малая двигательная активностью. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы осуществлять спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность. Статистические данные за последние три года показывают достаточно высокую заболеваемость детского населения. Анализ показал, что это обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объявляется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни. В такой ситуации как никогда актуальной для любого человека становится задача сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста.
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость и для нашей школы - Высокий уровень хронических заболеваний-органов пищеварения , патологии органов зрения , дыхания, эндокринной системы, а также заболевания нервной системы.
- Растет число детей с нарушениями осанки – на сегодняшний день 33,86% учащихся имеют эти нарушения, при этом 48,78% таких детей – ученики начальной школы.
- Увеличивается число учащихся освобожденных от занятий физкультуры.
- Имеются дети инвалиды.
- 10 человек в этом учебном году обучаются на дому на основании решения ВКК Всеволожской ЦРБ.
- При переходе со ступени начального образования к ступени основного образования уменьшается количество детей, имеющих 1 и 2 группы здоровья, и увеличивается число детей, имеющих 3 и 4 группы здоровья:
| 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | Начальное образование | 10,8% | 59,8% | 27,5% | 1.9% | Основное образование | 9.05% | 39,07% | 49,8% | 2,08% | Среднее образование | 8,69% | 34,78% | 47,84% | 8,69% |
Беседы с обучающимися и их родителями показали отсутствие глубоких знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни учащихся образовательного процесса. 70% учащихся 5-11-х классов считают, что необходима программа здорового образа жизни в школе и соответствующие занятия. Таким образом, наше исследование подтверждает необходимость изменения работы школы по основным направлениям деятельности и создание комплексной целевой программы «Образование и здоровье школьника». Целью данной программы является: - создание условий для сохранения, укрепления и восстановления здоровья учащихся школы, - формирование системы воспитания, основанной на устойчивой мотивации школьников к здоровому образу жизни, как к одному из главных путей в достижении успеха. Задачи программы: 1. Сохранение здоровья детей. 2. Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей. 3. Профилактика вредных привычек. 4. Создание и апробация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. 5. Создание условий для привлечения к занятиям физической культурой и спортом учащихся 6. Формирование у учащихся устойчивых навыков здорового образа жизни. 7. Снижение уровня заболеваемости учащихся 8. Организация здорового питания в школьных столовых. Перечень программных мероприятий: Организационно-методическая деятельность Развитие материально-технической базы школы. Организация здорового питания Оздоровление средствами физической культуры и спорта Медицинское сопровождение образовательного процесса Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья Оздоровление детей в каникулярное время Оздоровление детей в семье.
Основные направления и содержание деятельности по реализации
^ Основные направления
| Содержание деятельности программы
| Рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями.
| Учебный план разрабатывать с учетом соблюдения норм максимально допустимой нагрузки школьников Составление расписания учебных занятий в соответствии с нормами СанПиН. Соблюдение динамической паузы Контроль за соблюдением гигиенических требований к организации и условиям обеспечения учебно-воспитательного процесса Соблюдение норм и требований СанПиН при планировании домашних заданий.- Особый контроль за соблюдением гигиенических требований к компьютерному классу
Соблюдение учителями четких гигиенических требований к уроку: продолжительность 45 минут, в середине урока – 2-х минутная физкультурных пауза с обязательным включением упражнений для снятия спазма глазных мышц, соблюдение режима освещения и проветривания, Соблюдение правила для всех: перемена – время отдыха и разгрузки. Организация рационального питания учащихся.
| Рациональная организация двигательной активности учащихся.
| Составление календарно-тематического планирования уроков физкультуры с учетом условий школы. Повышение качества образования в области физической культуры, использование потенциальных воспитательных и общеобразовательных возможностей предмета в решении проблемы укрепления здоровья и физического развития учащихся. Организация занятий физической культурой с максимальным пребыванием на свежем воздухе. Уменьшение негативных последствий гиподинамии: введение физкультминуток, утренней зарядки, динамических перемен и физкультурных пауз в течение учебного времени. Занятия настольным теннисом во время перемен и во внеурочное время. Проведение традиционных Дней здоровья (раз в четверть). Проведение туристических и лыжных походов Обеспечение участия учащихся в спортивных мероприятиях, эстафетах, играх, кроссах класса, школы, Всеволожского района ,поселка Разметелево . Организация оздоровительной работы в каникулярное время. Направление детей в оздоровительные загородные учреждения. Комплектование спортивных секций и кружков во внеурочное время. Содействие по набору учащихся в спортивные секции и обеспечение участия детей в спортивных соревнованиях, оценка их достижений. Увеличение объема двигательного режима с помощью 3-х уроков физкультуры, динамической паузы в 1-ых классах по программе ФГОС, кружков по подвижным играм во 1-3 классах по программе ФГОС Внедрение малых форм двигательной активности в начальной школе: упражнения двигательного характера, сопровождающиеся рифмованными строками, скороговорками, стихами, миниатюрами. Отдых учащихся с максимальным пребыванием на свежем воздухе.- Привлекать в спортивно- оздоровительную работу центр «Ладога».
| Система работы школы по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности.
| Включение в план работы классных руководителей 1-11 классов раздела «Спортивно-оздоровительное» направление.
Традиционный День здоровья. Традиционная Неделя профилактики вредных привычек День защиты детей. Международный День здоровья. Проведение акций: «Чистая обувь», «Чистые руки», «Здоровая пища», «Умей отдыхать», «Спокойствие, только спокойствие», «Чистый воздух»,»Солнце ,воздух и вода наши лучшие друзья». Экологические конкурсы и викторины. «Рыцарский Турнир». Акция «Раскрась мир в свои цвета» Проектные работы учащихся 6-11 классов по экологии, духовной культуре ,здоровому образу жизни,
- Развитие и саморазвитие личности ребенка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни. Проекты «Будь здоров», «Здоровое питание» «Здоровому все здорово», « О, спорт- ты мир»,» Лучшие спортсмены нашей школы», «Учащиеся нашей школы-победители и призеры районной олимпиады по физкультуре»,»Сочи-2014»
Библиотечные уроки, выставки, обзоры книг по темам нравственного и физического развития учащихся. Создание физкультурного актива учащихся школы как органа самоуправления. Создание учащимися 1-11 классов коллекции медиатеки по профилактике вредных привычек и воспитанию здорового образа жизни. Работа кружка «Юный социолог» по проведению исследований, опросов, самопознания, анкетирования учащихся с целью формирования жизненных установок на здоровый образ жизни. Проведение акций «Помоги птицам», «Наши меньшие братья», «Посади дерево», «Любимые цветы», «Школа – твой родной дом».- Праздник спорта с общественностью п.Разметелево.
|
Создание условий для совершенствования оздоровительных мероприятий. |
- Организация взаимодействия с амбулаторией: стоматологический кабинет .
Организация школьных уголков отдыха. Пополнение спортивного инвентаря и оборудования. Оборудование спортивных площадок на пришкольной территории. Заливка катка, создание ледяных горок, крепостей, лыжных трасс. Приобретение медикаментов для оказания первой медицинской помощи. Своевременная замена электросветильников в классах. Ремонт помещений, окраска стен и оформление кабинетов в соответствии с требованиями для поддержания естественного микроклимата внутри классных комнат. Генеральные уборки кабинетов, субботники по уборке территории школы. Ремонт и реконструкция столовой, оформление буфета для обеспечения здорового режима питания. Оборудование игрового пространства для группы продленного дня. Обеспечение доступа к порталам здоровья, онлайн -тестирования, консультациям психологов через Интернет -технологии. Приобретение компьютеров и программного обеспечения для проведения диагностики учащихся и мониторинга
| Повышение компетентности учителей в вопросах использования здоровье сберегающих технологий для профилактики учащихся.
| Определение методической темы «Здоровье -сберегающие технологии» и ее разработка в рамках МО и творческих групп.
Освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся. Проведение мастер-классов с целью обмена опытом по здоровье сберегающим технологиям. Подготовка и проведение тематических педагогических советов, круглых столов, семинаров, лекториев, конференций по вопросам здоровья. Приглашение специалистов в рамках действия лекторских групп. Организация творческих лабораторий в рамках методических объединений по вопросам внедрения здоровье сберегающих технологий. Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
| Совместная работа с родителями учащихся по вопросам создания условий для сохранения и укрепления здоровья.
| Организация педагогической родительской школы по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления. Организация и проведение традиционных спортивных соревнований «Папа, мама и я – спортивная семья» Организация круглых столов - встреч родителей с врачами-специалистами. Консультирование родителей школьным психологом.
Общешкольный родительский комитет
| Совершенствование мониторинга успешности обучения и физического здоровья учащихся с целью динамического наблюдения за их развитием и выделение «групп риска».
| - Мониторинг качества образования учащихся 1-11 классов
- Мониторинг состояния физического и психического здоровья учащихся
- Мониторинг состояния психологической комфортности учащихся на отдельных уроках
- Мониторинг занятости учащихся в объединениях дополнительного образования физкультурно-оздоровительного направления
- Мониторинг уровня физической подготовленности учащихся (по результатам «президентского тестирования»)
|
Ожидаемые результаты Программы.
Деятельность педагогического коллектива, основанная на реализации комплексной целевой программы «Обучение и здоровье школьника», приведет к:
улучшению здоровья участников образовательного процесса, формированию потребности к ведению здорового образа жизни, повышению качества знаний учащихся, готовности выпускников к социально значимой деятельности. Достижение реального повышения уровня здоровья школьников за весь период действия Программы: - увеличение численности детей, привлеченных к систематическим занятиям физической культурой и массовым спортом; - укрепление здоровья, содействие гармоническому и физическому развитию; - приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта; - сознательное применение физических упражнений в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; - воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности - уменьшение случаев нарушения зрения; - уменьшение случаев появления нарушения осанки; - уменьшение числа курящих школьников; - профилактика алкоголизма и наркомании; - улучшение питания школьников среднего и старшего звена; - увеличение охвата горячим питанием до 100 процентов школьников - приведение в соответствие с санитарными правилами гигиенических аспектов организации учебно-воспитательного процесса; - соблюдение санитарно-гигиенических, санитарно-медицинских,
противопожарных норм в образовательных учреждениях; - реализация государственных стандартов общего образования, обеспечивающих разгрузку содержания школьного образования в интересах сохранения здоровья учащихся - укрепление материально-технической базы школы через обеспечение новыми комплектами школьной мебели, - активизация деятельности образовательного учреждения по усилению просветительской работы в области здорового образа жизни; - активизация деятельности по укреплению здоровья педагогов; - формирование здорового образа жизни в семье. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 3 года.
|