Статья: «Лапта на уроках легкой атлетики»
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Витовтова Вера Михайловна

         Всем известно, что лапта по своему игровому содержанию, беговым и мета­тельным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и, особенно в их легкоатлетический цикл. Поэтому вот уже ряд лет я использую эту русскую игру на уроках легкой атлетики, расши­ряя арсенал средств легкоатлетической подготовки школьников. Включаю лапту в уроки, с осени начиная с начальных клас­сов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Статья: «Лапта на уроках легкой  атлетики»

Витовтова В.М. учитель физической культуры

МАОУ «СОШ №1с УИОП»

         Всем известно, что лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и, особенно в их легкоатлетический цикл. Поэтому вот уже ряд лет я использую эту русскую игру на уроках легкой атлетики, расширяя арсенал средств легкоатлетической подготовки школьников. Включаю лапту в уроки, с осени начиная с начальных классов.

        После приема тестовых нормативов в младших классах приступаем к изучению, а в средних и старших — к совершенствованию техники и тактики игры. Если с младшими школьниками при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, то в VIX в саму лапту. На этих уроках осенью отвожу по 15—17 мин. для освоения техники легкоатлетических упражнений, не входящих в технику игры (высокий и низкий старт, финиширование, прыжки в длину с разбега, передача эстафеты и др.). На уроках весной главный упор делаю на легкую атлетику, а лапта является дополнением к ней. Она помогает мне в спокойной обстановке принимать учебные нормативы у одной из групп в то время, когда другая играет в лапту (например, мальчики — сдают нормативы, девочки — играют).

Лапта, подвижные игры с ее элементами, упражнения на освоение игровой техники являются прекрасными средствами подготовки к метаниям и бегу. Метание выполняем на дальность и в цель — вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет  большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Одним из слабых мест в метании, особенно у девочек, является выпуск мяча из рук. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.

  Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции. Однако у меня на уроках лапты школьники выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге по кругу. Причем перебежки ребята выполняют в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями (скорость и расстояние).

Игра в лапту не требует сложного инвентаря и оборудования. Для игры достаточно иметь один мяч и лапту (биту). Но для обучения в спортивном зале и на открытой площадке я использую наборы мячей и бит на каждого ученика или  на пару занимающихся  в соответствии с их возрастом;  веревки для разметки площадок; ящик для переноски инвентаря; флажки для установки на площадке и один для судьи; накидки для отличия команд (1—2 комплекта по 7—-8 штук в каждом).  

Весь инвентарь для лапты можно изготовить своими силами, в том числе и мячи для тренировки.

   Я применяю теннисные и резиновые, поролоновые и бумажные мячи для метания (150—250 г) и воланчики. Подбираю их так, чтобы они были яркими по цвету и хорошо видны издалека.

  На открытой площадке надежнее использовать теннисные мячи, поскольку они не теряют своих свойств при изменении температуры и влажности.

  Резиновые мячи лучше применять в спортивном зале. Они легче и мягче теннисных мячей, что очень важно при игре на уменьшенной площадке,

ограниченной стенами (меньше отскок и слабее удар при выбивании). По размерам они должны соответствовать теннисным или быть близкими к ним.

Есть у нас и поролоновые мячи. Их мы используем только для тренировок и учебных игр в спортивном зале. Они хороши в игре учащихся I—IV классов на начальном этапе обучения, для облегчения подбора мяча с пола. Применяем их и для развития скорости движения руки при броске и в упражнениях с выбиванием игроков (для уменьшения болевых ощущений, что придает уверенность перебегающим). Поролоновые мячи мы делаем сами, используя небольшие куски поролона и обшивая их любым материалом, чтобы поролон не крошился. Вовсе не обязательно придавать таким мячам правильную круглую форму, в условиях школы это сложно, да и нет особой необходимости. Кроме того, такой мяч далеко не укатывается.

    Бумажные мячи тоже хороши при тренировках. Изготовить такой мяч просто: взяв целую газету и скомкав ее в шар, надеть сверху крестиком два резиновых кольца, вырезав их от использованной велокамеры. Бумажный мяч хорошо летает, слабо отскакивает и далеко не укатывается. Его можно с успехом использовать и при выполнении домашних заданий.

  Тяжелые и жесткие мячи применяю при совершенствовании ловли мяча, а также для развития силы метающих мышц.

На отдельных этапах тренировки использую и воланчики. С их помощью развиваем скорость сокращения метающих мышц и способность игрока уворачиваться от летящего мяча. Волан летит значительно медленнее мяча, поэтому метающему, надо прокладывать значительное усилие. Учиться уворачиваться также полезно, так как есть время сообразить и вовремя уклониться от мяча.

Накапливая картотеку упражнений для обучения лапте, я подбирала их с таким расчетом, чтобы учащиеся от начала и до конца были в парах (тройках), из пар удобно сделать четверки. В индивидуальных упражнениях желательно иметь каждому мяч. Но в большинстве случаев достаточно одного

мяча на двоих, поскольку игра — это всегда взаимодействие и ему надо учить сразу.

При выполнении заданий учащиеся, как правило, располагаются в шеренгах, расстояние между которыми зависит от содержания упражнения. Интервал между парами 2-3 м, так мне удобнее осуществлять контроль, а ученикам —  

слышать мои объяснения. Все упражнения выполняем в течение ограниченного времени (15-30 сек.), что заставляет занимающихся работать активно, не отвлекаясь.

       Я не даю распределения материала по классам, так как считаю, что каждый учитель должен исходить, прежде всего, из подготовки детей. Большинство из предлагаемых мною упражнений можно использовать как в младших, так и в старших классах. Они будут полезны и тем и другим.

     В старших классах достаточно двух-трех уроков для повторения ранее изученного материала, уделяя больше внимания слабо получающимся элементам. Это позволяет быстрее войти в игру и проводить ее достаточно интенсивно. В средних классах больше внимания обращаю на технику игры, а также на игровые упражнения и подводящие игры. В младших классах основное время отдаем упражнениям в парах и подвижным играм, подводящим к лапте.

По опыту знаю, что одно из слабых мест в игре начинающих - ловля мяча. Особенно это относится к младшим школьникам, хотя не всегда и старшие чувствуют себя на площадке уверенно при выполнении данного приема. Поэтому приведенные ниже упражнения полезны всем. Упражнения 1-13 выполняют в течение 15-30 сек. каждое. При работе в парах - смена по команде учителя. Малое время, отпущенное на выполнение упражнения, заставляет учащихся работать более активно, не отвлекаясь. Игрок без мяча должен наблюдать за партнером, контролировать его и помогать исправлять ошибки, если таковые имеются.

Ловля и броски (передачи).

1.Имитация   положения  рук  при  ловле мяча (показать и опробовать).

2.Ловля мяча с собственного подбрасывания  на небольшую  высоту,  постепенно ее увеличивая.

3Ловля мяча с акцентом на амортизацию.

4.Подбросив мяч перед собой, поймать его после отскока от пола (земли).

5.Подбросив мяч чуть вперед (на 1 шаг), переместиться и - поймать его. Вернуться на исходное положение и повторить упражнение.

6.То же, что в упр. 5, но подбрасывая мяч в стороны.        

7.Подбросив, мяч над головой и сделав, шаг назад, поймать его.

8.То же, что упр. 7,  но мяч  подбросить чуть за голову и  отбежав спиной  вперед, поймать его.  

9.Подбросив мяч на 2-3 м вперед, выбежать к мячу, и, выполнив остановку скачком или шагом, поймать его.

10. Подбросив мяч за голову на 2-3 м назад, повернуться кругом и, подбежав, поймать мяч (не забывая об остановке).

11.Подбросив, мяч вверх перед собой и быстро наклонившись, дотронуться обеими руками до пола, выпрямляясь поймать мяч.  

12.Подбросив  мяч   перед собой   вверх, поймать его в прыжке как можно выше.

13.Подбросив мяч перед собой, повернуться кругом и поймать его. Повороты следует разнообразить, выполняя их в разные стороны.

14.Имитация положения рук при броске мяча (показать и опробовать).

15.Мяч в метающей руке прижат к ладони и удерживается всеми пальцами. Перекатить его пальцами, прижимая сверху большим - в положение перед броском. Затем мяч вернуть в и. п.

16.То же, что упр. 15, но, предварительно подбросив  мяч   вверх,   поймать  его двумя руками; то же, но поймать его одной рукой.

17.Бросок мяча в площадку перед собой, стараясь попасть в определенную точку.

18. В парах. Передача и ловля, стоя на месте:

а) с близкого расстояния (4-5 м);

б) постепенно  увеличивая   расстояние  до 10—12 м. Добиваться того, чтобы мяч летел по небольшой траектории.

19.В  парах.   Передача  и  подбор  мяча, катящегося по площадке (полу).

20.То же, что упр. 19, но, подобрав мяч с площадки, дополнительно выполнить упр. 15, затем передать мяч партнеру.

21.В  парах.   Бросок  партнеру мяча:  а) лежащего около ног бросающего (впереди, справа, слева, сзади); б) лежащего в 0,5—1 м от передающего; в) лежащего в 2—5 м от игрока, который, выполнив ускорение, остановку и подбор мяча, передает его партнеру.

22.В парах. Ловля катящегося мяча при встречном движении партнеров.

23.То же, что упр. 22,  но мяч катят в стороне от игрока, заставляя его перемещаться в разные стороны.

24. В парах. Передача после ловли катящегося от игрока мяча: а) игрок катит мяч вперед броском снизу и сразу сам же стартует за ним, догоняет, подбирает с пола и передает партнеру, перемещающемуся параллельно;  б)  то же,  но,  подобрав мяч  и передав его партнеру, игрок возвращается на свое прежнее место.

25. В парах. Передача мяча после скачка в два шага. Выполняют с близкого и дальнего расстояния.

26.В парах. Передача мяча в сочетании перемещениями игроков: а) ловец стоит, а передающий выполняет передачу в движении - встречном, перемещаясь параллельно, слева или справа от партнера; игроки, выполнив несколько передач, меняются ролями; б) оба игрока обмениваются передачами, передвигаясь в заданном направлении; в) оба игрока передвигаются свободно по всей площадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лапта на уроках легкой атлетики

статья. Лапта на уроках физической культуры, как средства повышения скоростных качеств учащихся....

Русская лапта» на уроке физической культуры

•Данная презентация представляет собой демонстрационную часть урока для учителей по физической культуры•Целью работы являлась популяризация «Русской лапты» •Презентация выполнена в программе Microsoft...

Использование народной игры «Русская лапта» на уроках физической культуры в 8-ых классах в рамках национально-регионального компонента

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало...

Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.

Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...

Русская народная игра «Лапта» на уроках физической культуры

Данный проект направлен на внедрение «Русской лапты» в школьную программу, что способствует проявлению интереса к занятиям, активизирует двигательную деятельность учащихся и развивает воле...

Лапта на уроках легкой атлетики

В данной работе изложена история, а также правила игры "Лапта". Материал можно использовать на уроках легкой атлетики для приобщения учащихся к народным играм и повышению интереса к урокам....