Лапта на уроках легкой атлетики
статья по физкультуре на тему

Воронков Андрей Владимирович

статья. Лапта на уроках физической культуры, как средства повышения скоростных качеств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lapta_na_urokakh.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Статья: «Лапта на уроках легкой  атлетики»

А.В. Воронков учитель физической культуры

МОУ «СОШ с. Михайловка »

          Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и, особенно в их легкоатлетический цикл. Поэтому  я использую эту русскую игру на уроках легкой атлетики, расширяя арсенал средств легкоатлетической подготовки школьников. Включаю лапту в уроки, с осени начиная с начальных классов.

        После приема тестовых нормативов в младших классах приступаем к изучению, а в средних и старших — к совершенствованию техники и тактики игры. Если с младшими школьниками при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, то в V—IX в саму лапту. На этих уроках осенью отвожу по 15—17 мин. для освоения техники легкоатлетических упражнений, не входящих в технику игры (высокий и низкий старт, финиширование, прыжки в длину с разбега, передача эстафеты и др.). На уроках весной главный упор делаю на легкую атлетику, а лапта является дополнением к ней. Она помогает мне в спокойной обстановке принимать учебные нормативы у одной из групп в то время, когда другая играет в лапту (например, мальчики — сдают нормативы, девочки — играют).

        Лапта, подвижная игра с ее элементами, упражнения на освоение игровой техники являются прекрасными средствами подготовки к метаниям и бегу. Метание выполняем на дальность и в цель — вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет  большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Одним из слабых мест в метании, особенно у девочек, является выпуск мяча из рук. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.

          Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции. Однако у меня на уроках лапты школьники выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге по кругу. Причем перебежки ребята выполняют в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями (скорость и расстояние).

Игра в лапту не требует сложного инвентаря и оборудования. Для игры достаточно иметь один мяч (теннисный) и биту. Но для обучения в спортивном зале и на открытой площадке я использую наборы мячей и бит на каждого ученика или  на пару занимающихся  в соответствии с их возрастом;  веревки для разметки площадок; флажки для установки на площадке; манишки для отличия команд.  

 

Накапливая картотеку упражнений для обучения лапте, я подбирал их с таким расчетом, чтобы учащиеся от начала и до конца были в парах (тройках), из пар удобно сделать четверки. В индивидуальных упражнениях желательно иметь каждому мяч. Но в большинстве случаев достаточно одного

мяча на двоих, поскольку игра — это всегда взаимодействие и ему надо учить сразу.

При выполнении заданий учащиеся, как правило, располагаются в шеренгах, расстояние между которыми зависит от содержания упражнения. Интервал между парами 2-3 м, так мне удобнее осуществлять контроль, а ученикам —  

слышать мои объяснения. Все упражнения выполняем в течение ограниченного времени (15-30 сек.), что заставляет занимающихся работать активно, не отвлекаясь.

       Я не даю распределения материала по классам, так как считаю, что каждый учитель должен исходить, прежде всего, из подготовки детей. Большинство из предлагаемых мною упражнений можно использовать как в младших, так и в старших классах. Они будут полезны и тем и другим.

     В старших классах достаточно двух-трех уроков для повторения ранее изученного материала, уделяя больше внимания слабо получающимся элементам. Это позволяет быстрее войти в игру и проводить ее достаточно интенсивно. В средних классах больше внимания обращаю на технику игры, а также на игровые упражнения и подводящие игры. В младших классах основное время отдаем упражнениям в парах и подвижным играм, подводящим к лапте.

        По опыту знаю, что одно из слабых мест в игре начинающих - ловля мяча. Особенно это относится к младшим школьникам, хотя не всегда и старшие чувствуют себя на площадке уверенно при выполнении данного приема. Поэтому приведенные ниже упражнения полезны всем. Упражнения 1-7 выполняют в течение 15-30 сек. каждое. При работе в парах - смена по команде учителя. Малое время, отпущенное на выполнение упражнения, заставляет учащихся работать более активно, не отвлекаясь. Игрок без мяча должен наблюдать за партнером, контролировать его и помогать исправлять ошибки, если таковые имеются.

Ловля и броски (передачи).

1.Имитация   положения  рук  при  ловле мяча (показать и опробовать).

2.Ловля мяча с собственного подбрасывания  на небольшую  высоту,  постепенно ее увеличивая.

3Ловля мяча с акцентом на амортизацию.

4.Подбросив мяч перед собой, поймать его после отскока от пола (земли).

5.Подбросив мяч чуть вперед (на 1 шаг), переместиться и - поймать его. Вернуться на исходное положение и повторить упражнение.

6.То же, что в упр. 5, но подбрасывая мяч в стороны.        

7.Подбросив, мяч вверх перед собой и быстро наклонившись, дотронуться обеими руками до пола, выпрямляясь поймать мяч.  

8.Бросок мяча в площадку перед собой, стараясь попасть в определенную точку.

9. В парах. Передача и ловля, стоя на месте:

а) с близкого расстояния (4-5 м);

б) постепенно  увеличивая   расстояние  до 10—12 м. Добиваться того, чтобы мяч летел по небольшой траектории.

10.В  парах.   Передача  и  подбор  мяча, катящегося по площадке (полу).

11.То же, что упр. 10, но, подобрав мяч с площадки.

12.В  парах.   Бросок  партнеру мяча:  а) лежащего около ног бросающего (впереди, справа, слева, сзади); б) лежащего в 0,5—1 м от передающего; в) лежащего в 2—5 м от игрока, который, выполнив ускорение, остановку и подбор мяча, передает его партнеру.

13.В парах. Передача мяча в сочетании перемещениями игроков: а) ловец стоит, а передающий выполняет передачу в движении - встречном, перемещаясь параллельно, слева или справа от партнера; игроки, выполнив несколько передач, меняются ролями; б) оба игрока обмениваются передачами, передвигаясь в заданном направлении; в) оба игрока передвигаются свободно по всей площадке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Лапта на уроках легкой атлетики»

Всем известно, что лапта по своему игровому содержанию, беговым и мета­тельным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и, особенно в и...

Конспект урока по физической культуре.Тема урока: «Легкая атлетика в 6-м классе.»

Конспект урока по физической культуре .Тема Лёгкая атлетика  в 6 классе....

Конспект урока по физической культуре . Тема урока: «Легкая атлетика в 6-м классе.»

«Легкая атлетика в 6-м классе.»Задачи урока:Обучение технике низкого старта и стартового разгона.Обучение технике метания малого мяча.Развитие быстроты, ловкости, координационных способностей посредст...

Мини-лапта в разделе легкая атлетика

Урок физической культуры – это не нормативы и рекорды, а работа учителя над укреплением здоровья детей через интерес ребенка к физической активности. А поддержать интерес можно, в том числе, и ч...

Лапта на уроках легкой атлетики

В данной работе изложена история, а также правила игры "Лапта". Материал можно использовать на уроках легкой атлетики для приобщения учащихся к народным играм и повышению интереса к урокам....