Лапта на уроках легкой атлетики
статья по физкультуре на тему
статья. Лапта на уроках физической культуры, как средства повышения скоростных качеств учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lapta_na_urokakh.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Лапта на уроках легкой атлетики»
А.В. Воронков учитель физической культуры
МОУ «СОШ с. Михайловка »
Лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и, особенно в их легкоатлетический цикл. Поэтому я использую эту русскую игру на уроках легкой атлетики, расширяя арсенал средств легкоатлетической подготовки школьников. Включаю лапту в уроки, с осени начиная с начальных классов.
После приема тестовых нормативов в младших классах приступаем к изучению, а в средних и старших — к совершенствованию техники и тактики игры. Если с младшими школьниками при обучении играем в подвижные игры с элементами лапты, то в V—IX в саму лапту. На этих уроках осенью отвожу по 15—17 мин. для освоения техники легкоатлетических упражнений, не входящих в технику игры (высокий и низкий старт, финиширование, прыжки в длину с разбега, передача эстафеты и др.). На уроках весной главный упор делаю на легкую атлетику, а лапта является дополнением к ней. Она помогает мне в спокойной обстановке принимать учебные нормативы у одной из групп в то время, когда другая играет в лапту (например, мальчики — сдают нормативы, девочки — играют).
Лапта, подвижная игра с ее элементами, упражнения на освоение игровой техники являются прекрасными средствами подготовки к метаниям и бегу. Метание выполняем на дальность и в цель — вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет большую эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Одним из слабых мест в метании, особенно у девочек, является выпуск мяча из рук. Упражнения, используемые при обучении лапте, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, все это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.
Перебежки в лапте аналогичны повторному методу тренировки в беге на средние дистанции. Однако у меня на уроках лапты школьники выполняют значительно больший объем работы, чем при обычном беге по кругу. Причем перебежки ребята выполняют в соответствии со своими индивидуальными физическими возможностями (скорость и расстояние).
Игра в лапту не требует сложного инвентаря и оборудования. Для игры достаточно иметь один мяч (теннисный) и биту. Но для обучения в спортивном зале и на открытой площадке я использую наборы мячей и бит на каждого ученика или на пару занимающихся в соответствии с их возрастом; веревки для разметки площадок; флажки для установки на площадке; манишки для отличия команд.
Накапливая картотеку упражнений для обучения лапте, я подбирал их с таким расчетом, чтобы учащиеся от начала и до конца были в парах (тройках), из пар удобно сделать четверки. В индивидуальных упражнениях желательно иметь каждому мяч. Но в большинстве случаев достаточно одного
мяча на двоих, поскольку игра — это всегда взаимодействие и ему надо учить сразу.
При выполнении заданий учащиеся, как правило, располагаются в шеренгах, расстояние между которыми зависит от содержания упражнения. Интервал между парами 2-3 м, так мне удобнее осуществлять контроль, а ученикам —
слышать мои объяснения. Все упражнения выполняем в течение ограниченного времени (15-30 сек.), что заставляет занимающихся работать активно, не отвлекаясь.
Я не даю распределения материала по классам, так как считаю, что каждый учитель должен исходить, прежде всего, из подготовки детей. Большинство из предлагаемых мною упражнений можно использовать как в младших, так и в старших классах. Они будут полезны и тем и другим.
В старших классах достаточно двух-трех уроков для повторения ранее изученного материала, уделяя больше внимания слабо получающимся элементам. Это позволяет быстрее войти в игру и проводить ее достаточно интенсивно. В средних классах больше внимания обращаю на технику игры, а также на игровые упражнения и подводящие игры. В младших классах основное время отдаем упражнениям в парах и подвижным играм, подводящим к лапте.
По опыту знаю, что одно из слабых мест в игре начинающих - ловля мяча. Особенно это относится к младшим школьникам, хотя не всегда и старшие чувствуют себя на площадке уверенно при выполнении данного приема. Поэтому приведенные ниже упражнения полезны всем. Упражнения 1-7 выполняют в течение 15-30 сек. каждое. При работе в парах - смена по команде учителя. Малое время, отпущенное на выполнение упражнения, заставляет учащихся работать более активно, не отвлекаясь. Игрок без мяча должен наблюдать за партнером, контролировать его и помогать исправлять ошибки, если таковые имеются.
Ловля и броски (передачи).
1.Имитация положения рук при ловле мяча (показать и опробовать).
2.Ловля мяча с собственного подбрасывания на небольшую высоту, постепенно ее увеличивая.
3Ловля мяча с акцентом на амортизацию.
4.Подбросив мяч перед собой, поймать его после отскока от пола (земли).
5.Подбросив мяч чуть вперед (на 1 шаг), переместиться и - поймать его. Вернуться на исходное положение и повторить упражнение.
6.То же, что в упр. 5, но подбрасывая мяч в стороны.
7.Подбросив, мяч вверх перед собой и быстро наклонившись, дотронуться обеими руками до пола, выпрямляясь поймать мяч.
8.Бросок мяча в площадку перед собой, стараясь попасть в определенную точку.
9. В парах. Передача и ловля, стоя на месте:
а) с близкого расстояния (4-5 м);
б) постепенно увеличивая расстояние до 10—12 м. Добиваться того, чтобы мяч летел по небольшой траектории.
10.В парах. Передача и подбор мяча, катящегося по площадке (полу).
11.То же, что упр. 10, но, подобрав мяч с площадки.
12.В парах. Бросок партнеру мяча: а) лежащего около ног бросающего (впереди, справа, слева, сзади); б) лежащего в 0,5—1 м от передающего; в) лежащего в 2—5 м от игрока, который, выполнив ускорение, остановку и подбор мяча, передает его партнеру.
13.В парах. Передача мяча в сочетании перемещениями игроков: а) ловец стоит, а передающий выполняет передачу в движении - встречном, перемещаясь параллельно, слева или справа от партнера; игроки, выполнив несколько передач, меняются ролями; б) оба игрока обмениваются передачами, передвигаясь в заданном направлении; в) оба игрока передвигаются свободно по всей площадке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ УРОКА Учитель физической культуры МБОУ «СОШ № 30» Марочкина Е.Н. Тема урока: легкая атлетика.
Место проведения: спортивная площадка....
Лёгкая Атлетика. Руская Народная игра " Лапта"на уроке лёгкой атлетике
Содержит план конспект урока и презентацию...
Статья: «Лапта на уроках легкой атлетики»
Всем известно, что лапта по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры и, особенно в и...
Конспект урока по физической культуре.Тема урока: «Легкая атлетика в 6-м классе.»
Конспект урока по физической культуре .Тема Лёгкая атлетика в 6 классе....
Конспект урока по физической культуре . Тема урока: «Легкая атлетика в 6-м классе.»
«Легкая атлетика в 6-м классе.»Задачи урока:Обучение технике низкого старта и стартового разгона.Обучение технике метания малого мяча.Развитие быстроты, ловкости, координационных способностей посредст...
Мини-лапта в разделе легкая атлетика
Урок физической культуры – это не нормативы и рекорды, а работа учителя над укреплением здоровья детей через интерес ребенка к физической активности. А поддержать интерес можно, в том числе, и ч...
Лапта на уроках легкой атлетики
В данной работе изложена история, а также правила игры "Лапта". Материал можно использовать на уроках легкой атлетики для приобщения учащихся к народным играм и повышению интереса к урокам....