Программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Здоровячек"
рабочая программа по физкультуре по теме
порограмма расчитана на внеурочную деятельность в младшей школе (1-4класс) ее направление лечебная физическая культура направленая на профилактику дефектов опроно-двигательного аппарата. что бы детки росли здоровыми необходим крепкий фундамент эта программа поможет его создать
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по внеурочной деятельности | 192 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласованно УТВЕРЖДАЮ:
Заместителя директора МБОУ СОШ №20 Директор МБОУ СОШ№ 20
____________________ Сергомасова С.А. ________________ Вяткин Е.В.
«____»__________________2012г «___»_____________________2012г
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СПОРТВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«Здоровячек
Автор-составитель:
Городничева А.С.
учитель физической культуры
2012-2013гг
Пояснительная записка
Актуальность
Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.
В образовании существуют разные программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению:«Оздоровительная аэробика», программы по различным видам спорта. Дети младшего школьного возраста с неокрепшим еще мышечным корсетом подвержены искривлению позвоночника формирование плоскостопии и поэтому им больше подходит программа «Здоровячек.» Программа «Здоровячек» включает в себя упражнения из лечебной физической культуры упражнения с предметами , стрейчинг упражнения, игры.
Учитывая требования, предъявляемые к содержанию программ федеральными государственными стандартами, разработана программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Здоровячек» для обучающихся 1-4 классов.
Цель программы: разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
- Обучать двигательным действиям, направленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
- Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, пластичности в суставно-связочном аппарате.
- Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
- Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
- Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;
- Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами ЛФК с предметами, упражнениями на гибкость;
- Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
Программа «Здоровячок» для младших школьников рассчитана на 4 года обучения (270 часов). Программа предполагает проведение занятий со школьниками 2 часа в неделю. Продолжительность занятий 30-40 минут.
Занятия по программе «Здоровячок» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий ЛФК, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики играх, истории физичкой культуре .
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям лечебной гимнастики с предметами и без , подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Содержание программы включает в себя 4 раздела:
- Оздоровительная гимнастика
- Подвижные игры для профилактики нарушения осанки
- Лечебная гимнастика с предметами .
- Стрейчинг
Даная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):
- гимнастические коврики - 20шт.
- гимнастическая палки - 20шт.
- гимнастические обручи - 20шт.
- гимнастические маты - 8 шт.
- скакалки (верёвочная) - 20 шт.
- мячи большие резиновые (фитбол) - 8 шт.
Результатом освоения программы «Здоровячек» будет являться формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Планируемые результаты освоения программы.
Программа по внеурочной деятельности «Здоровячек» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «лечебная физическая культура», «здоровье» характеризовать значение занятий по оздоровлению;
- выявлять связь занятий ЛФК с досуговой и урочной деятельностью;
- характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
- установка на здоровый образ жизни;
- основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
- знание основных моральных норм на занятиях ЛФК и ориентации на их выполнение;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
- оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ;
- договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
- контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
- задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:
- зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками и первоклассниками;
- защиту игровых программ и проведение их на переменах и в группах продлённого дня;
- заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности;
Примерные контрольные вопросы:
1 класс
1. Что такое ЛФК?
2. Какая бывает гимнастика?
3. Как занятия ЛФК влияют на организм?
4. Чем занимаются на ЛФК?
5. Какие предметы используют в гимнастике?
2 класс
1. Что влияет на здоровье?
2. Какие физические качества мы развиваем на занятиях?
3. Техника безопасности на гимнастике?
4. Какие виды гимнастики ты знаешь?
5. Чему учат игры?
3 класс
- Здоровый образ жизни включает в себя?
- Что включает в себя занятие ЛФК?
- Что такое сила?
- Что такое гибкость?
- Что такое выносливость?
- Назови 3 игры на внимание.
- Что такое пульс? ЧСС?
- Как измеряют ЧСС?
4 класс
1.Здоровье – это:
1) отсутствие болезней;
2) отсутствие физических недостатков;
3) состояние полного духовного, физического, социального благополучия;
2. Приведи несколько примеров релаксационных упражнений на снятие мышечной утомляемости?
3. Как определить уровень нагрузки во время занятия?
5. Как составить комплекс утренней гимнастики ?
6. Какие продукты питания лучше употреблять до и после тренировки?
7. Питьевой режим до и после занятий.
8. В какие игры нужно играть на переменах?
Учебный план программы «Здоровячек»
№ п/п | Раздел | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||||
теория | практ | теория | Практ | теория | практ | теория | практ | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 |
2. | Оздоровительная гимнастика. | 4 | 12 | 4 | 12 | 4 | 12 | 4 | 12 |
3. | Подвижные игры для профилактики нарушений осанки | 5 | 21 | 7 | 21 | 7 | 23 | 7 | 23 |
4. | Лечебная гимнастика с предметами . | 3 | 17 | 4 | 16 | 4 | 16 | 4 | 14 |
Всего | 16 | 52 | 16 | 52 | 17 | 51 | |||
Итого | 33 | 68 | 68 | 68 |
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Количество часов по программе | Дата проведения | |
Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | ||
1.1 | Ориентация в пространстве | 1 | 1 | 1 | |
2. | Оздоровительная гимнастика | 10 | 1 | 9 | |
2.1. | Упражнения на укрепление мышц спины | 4 | 1 | 3 | |
2.2. | Упражнения на укрепления мышц стопы | 4 | 3 | ||
2.3. | Упражнения на укрепления мышц брюшного пресса | 4 | 3 | ||
3. | Подвижные игры для профилактики нарушений осанки | 10 | 0 | 10 | |
3.1. | .игра Колобок | 1 | 1 | ||
3.2. | Игра Совушка | 1 | 1 | ||
3.3. | Игра Космонавты | 1 | 1 | ||
3.4. | Игра маленькие мышки | 1 | 1 | ||
3.5 | Игра волшебное зеркало | 1 | 1 | ||
3.6 | Пузырь богатырь | 1 | 1 | ||
3.7 | Игра Лошадки | 1 | 1 | ||
3.8 | Игра Веселые ребята | 1 | 1 | ||
3.9 | Игра быстро шагай | 1 | 1 | ||
3.10 | Игра воробьи вороны | 1 | 1 | ||
4 | Лечебная гимнастика с предметами | 11 | 1 | 10 | |
4.3. | Упражнения с мячом | 4 | 4 | ||
4.5. | Упражнения с фитболом | 3 | 1 | 4 | |
4.7 | Упражнения с канатиком | 3 | 3 | ||
Всего: | 33 | 6 | 27 |
Содержание программы «Здоровячек»
Содержание программы (первый год обучения)
Тема 1. Вводное занятие (2 часа)
Общие правила техники безопасности на занятиях фитнесом и в спортивном зале. Что такое Здоровье?
Практическое занятие:
- игра «Делаем правильно»;
-определение структуры занятия (поклон, разминка, основная часть, партер, игра, релаксация, оценка).
Тема 2. Оздоровительная гимнастика (10 часов)
Что такое гимнастика ? для чего там нужна оздоровительная гимнастика? Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Сила, выносливость, гибкость – как мы их развиваем? Релаксация – восстановление..
Практические занятия:
Практические занятия направлены на укрепление мышечного корсета ребенка при помощи веса собственного тела.
Тема 3 . Подвижные игры для профилактики нарушений осанки (10 часов)
Практические занятия:
Включают себя игра в которых внимание ребенка направленно не только на правила игры но и как он передвигается при выполнении задания. Детям прививается потребность в хождение сидении правильно.
Тема 4. Лечебная гимнастика с предметами (11 часов)
Гимнастика оздоровительная и спортивная. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической палкой и фитболом. Акробатика. Техника безопасности на акробатике.
Практические занятия:
Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Элементы акробатики: стойка на лопатках, мост, перекаты на спину, упражнения в лазании и перелезании (на матах, скамейках). Прыжки на фитболе. Упражнение с канатиком для профилактики лоскостопии
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п | Разделы, темы | Всего часов | Количество часов по программе | Дата проведения | |
Теория | Практика | ||||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1.1. | Ориентация в пространстве | 2 | 1 | 1 | |
2. | Оздоровительная гимнастика и гимнастика с партнером | 30 | 5 | 25 | |
2.1 | Комплекс на упражнений на мышцы спины | 6 | 1 | 5 | |
2.2. | Комплекс упражнений на мышцы живота | 6 | 1 | 5 | |
2.3. | Комплекс упражнений на мышцы ног | 6 | 1 | 5 | |
2.4. | Комплекс упражнений на мышцы рук | 6 | 1 | 5 | |
2.5 | Базовые элементы акробатики | 6 | 1 | 5 | |
3. | гимнастика с предметами, акробатика | 23 | 4 | 19 | |
3.1. | Упражнения с гимнастической палкой в парах | 4 | 1 | 3 | |
3.2. | Упражнения с мячом в парах. | 5 | 1 | 4 | |
3.3. | Круговая тренировка. | 5 | 1 | 5 | |
3.4. | Комплекс упражнений на фитболе. | 5 | 1 | 4 | |
3.5. | Комплекс упражнений со скакалкой | 4 | 4 | ||
4. | Подвижные игры | 15 | 0 | 15 | |
4.1. | Игра зайцы на снегоходах | 1 | 1 | ||
4.2. | Игра не урони мешочек | 1 | 1 | ||
4.3. | Игра большая кошка | 1 | 1 | ||
4.4. | Игра цапля и лягушки | 1 | 1 | ||
4.5 | Игра попрыгунчик воробей | 1 | 1 | ||
4.6 | Зоопарк | 1 | 1 | ||
4.7 | Стадион | 1 | 1 | ||
4.8 | Морозко | 1 | 1 | ||
4.9 | Угадайка | 1 | 1 | ||
4.10 | Салки по линиям | 1 | 1 | ||
4.11 | Картошка | 1 | 1 | ||
4.12 | Белые медведи | 1 | 1 | ||
4.13 | Горелки | 1 | 1 | ||
4.14 | Гуси-гуси | 1 | 1 | ||
4.15 | Выручай-ка | 1 | 1 | ||
Всего: | 68 | 10 | 58 |
Содержание программы (второй год обучения)
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).
Общие правила техники безопасности на занятиях. Где я использовал летом те умения, которым научился на занятиях? Здоровье и его составляющие.
Практические занятия:
- определение режима и работы занятий;
- игра «Минута славы»;
Тема 2. Оздоровительная гимнастика и партерная гимнастика
(30 часов)
Виды акробатика? Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Дыхание и способы его восстановления. Как измерить пульс?
Практические занятия:
Комплексы упражнений на все группы мышц.
Тема 3 . Подвижные игры (15 часов)
Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности.
Тема 4. Гимнастика с предметами акробатика (23 часа)
Узкий, широкий и узкий хваты гимнастической палки, комплекс упражнений с палкой, направленный на профилактику плоскостопия, партерная гимнастика с палкой. Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерёдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс упражнений с обручем. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем
Гимнастика и её виды. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической палкой и фитболом. Акробатика. Техника безопасности на акробатике. Гимнастика как вид спорта.
Практические занятия:
Комплекс упражнений с гимнастической палкой в парах. Прыжки через скакалку на одной ноге, скрестно (на месте и в движении). Вращение двух и более обручей, прыжки через обруч и в обруч. Элементы акробатики: мост, упражнения в лазании на гимнастической стенке. Комплекс упражнений с мячом в парах. Эстафеты с фитболом.
Список литературы
Литература для учителя
Основная
- Матвеев А.П., Физическая культура 1-4 классы [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2009. – 32 с.
- Ковалёва Г.С., Логинова О.Б., Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Г.С.Ковалёва, О.Б. Логинова.-2-е изд., - М. Просвещение, 2010. – 120 с.
- Асмолова А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А.Г. Асмолова – М: Просвещение, 2010. – 221 с.
Вспомогательная
- Одинцова И.Б., Аэробика, шейпинг, стретчинг, калланетика: современные методики. Рекомендации специалиста [Текст] / И.Б.Одинцова – М: Эксмо, 2003. – 160 с.
- Бабенкова Е.А, Как помочь детям стать здоровыми. Методическое пособие [Текст] / Е.А. Бабенкова - М: Астрель, 2006. – 208 с.
- Пензулаева Л.И., Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики [Текст] / Л.И. Пензулаева – М: Мозаика-Синтез, 2010. – 128 с.
- Петров П.К., Методика преподавания гимнастики в школе [Текст] / П.К. Петров - М: Владос, 2000. – 448 с.
- Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А., Методика преподавания физической культуры 1-4 классы. Методическое пособие и программа [Текст] / Л.Д. Глазырина, Т.А. Лопатик - М: Владос, 2002. – 208 с.
Литература для обучающихся
Основная
1. Матвеев А.П., Физическая культура 1 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2009. – 111 с.
2. Матвеев А.П., Физическая культура 2 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2010. – 143 с.
3. Матвеев А.П., Физическая культура 3-4 класс. Учебник [Текст] / А.П. Матвеев – М: Просвещение, 2008. – 160 с.
Вспомогательная
- Скребцова Л., Сркебцова М. , Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родтелей. Т-1., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова – М:Амрита-Русь, 2004. – 272 с.
- Скребцова Л., Сркебцова М. , Сказочный справочник здоровья. Для детей и их родтелей. Т-2., [Текст] / Л. Скребцова, М. Скребцова – М:Амрита-Русь, 2006. – 224с..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Лечебная физическая культура» 1 - 4 класс
Программа по курсу внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образован...
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка» 5 - 9 класс
Программа по курсу внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (ОФП) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению "Подвижные игры" для 5 класса
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:·...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению на тему: «Культура здоровья»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению на тему: «Культура здоровья» 34 часа 8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Баскетбол » (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Баскетбол», спортивного направления...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Волейбол » (спортивно-оздоровительное направление)
Общая характеристика учебного предмета, курса.Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа курса по воле...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика» Для 5-6 классов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Оздоровительная гимнастика»Для 5-6 ...