Обучение правильному дыханию на уроках гимнастики в III классах
статья по физкультуре по теме
Важная задача учителя обучению учащихся согласованности основных двигательных действий(в прыжках это момент отталкивания ногами)с выдохом, а подготовительных действий (приседания,мах руками и др.) с вдохом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nisptr_sibgatullina_r.r.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОМУ ДЫХАНИЮ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В III КЛАССАХ
Сибгатуллина Р.Р.- учитель физической культуры
МАОУ Кадетская школа №82
В разделе «Гимнастика» важное место на уроках отводится простым и опорным прыжкам.
Основными видами прыжков в начальных классах являются простые прыжки (на одной и двух ногах на месте, с продвижением, с поворотом, в группировке, в длину с места, «высоко-далекие», с высоты от 30 до 50 см, со скакалкой, через набивные мячи и др.), и начиная с III класса в программу включен уже опорный прыжок.
Доступность и простота двигательной структуры простых прыжков, их прикладность, многообразие и широкая возможность использования на уроках, переменах, при самостоятельных занятиях дома ставят их в ряд наиболее эффективных средств физической и прикладной подготовки школьников.
Как показывает многолетний опыт работы с учащимися, отличительной особенностью дыхания при выполнении простых прыжков являются различной длительности его задержки, особенно при выполнении прыжков с высоты, и несогласованность движений с дыханием. Поэтому важной задачей учителя является обучение учащихся согласованности основных двигательных действий (в прыжках это момент отталкивания ногами) с выдохом, а подготовительных действий (приседания, мах руками и др.) - с вдохом. В практике же имеет место следующая схема согласования движений с дыханием: вдох осуществляется в подготовительных действиях, основные двигательные действия выполняются на задержке дыхания вплоть до приземления, т. е. воздух как бы «вырывается» из грудной клетки в момент приземления. Дыхание восстанавливается лишь после него. Следует отметить, что в процессе обучения при многократном выполнении прыжков такой режим дыхания не экономичен и дети быстро устают.
Обучение согласованию движений с фазами дыхания при разучивании простых прыжков особых трудностей не вызывает. Учитель, имитируя прыжок, акцентирует внимание учащихся на своевременности осуществления вдоха и выдоха. Вдох согласуется с подготовительными действиями, выдох - с основными. Поскольку длительность фазы полета в простых прыжках невелика, то выдох заканчивается в момент приземления, причем выдох завершается резко, с кратковременной задержкой дыхания. Этот методический прием позволяет добиться хорошего амортизационного эффекта при приземлении, а также дети не расслабляются в момент приземления. Эффективным дыхательным упражнением при этом является медленный, удлиненный вдох с резким коротким акцентированным выдохом через рот, который завершается плотным смыканием губ.
Непосредственно к обучению опорным прыжкам приступают в III классе. Это вскок (на гимнастические маты, козел, конь) в упор стоя на коленях и соскок со взмахом рук. Особенностью дыхания при выполнении опорных прыжков являются длительные его задержки. При разбеге у учащихся (как и при выполнении всех циклических движений) каждому вдоху и выдоху соответствует определенное количество беговых шагов. Задержки дыхания имеют место лишь при напрыгивании на мостик не с толчковой ноги, а при неуверенности в своих силах или боязни высоты снаряда. А вот непосредственно сам прыжок выполняется абсолютным большинством учащихся на задержке дыхания.
Обучение согласованию движений с фазами дыхания осуществляется в той же последовательности, как и при обучении, самому прыжку. Вначале обучают согласованию соскока со взмахом рук из упора стоя на коленях с выдохом. Вдох осуществляется в и. п., выдох - в момент разгибания ног и туловища и взмаха руками. Затем приступают к согласованию толчка ногами о мостик и вскоку в упор стоя на коленях с кратковременной задержкой дыхания. Наконец, обучают разбегу и напрыгиванию на мостик. Учителю необходимо объяснить учащимся, что последний беговой шаг согласуется с вдохом, а напрыгивание на мостик осуществляется на кратковременной задержке дыхания.
Практика показывает, что особых трудностей в обучении согласованию движений с фазами дыхания не возникает. Третьеклассники довольно быстро, как правило, в течение 2-3 уроков, успешно осваивают технику опорного прыжка в согласовании с указанным режимом дыхания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Щетинин М.Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой", Москва 2002, изд. "Физкультура и спорт"
2. И.Н.Кочетковская "Парадоксальная гимнастика Стрельниковой", Москва, 1989 г.
3. "Метод Бутейко. Опыт внедрения в медицинскую практику".-- Москва: Патриот, 1990.
4. "Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под. Ред. Никитиной А.К. и Лосева В.Н., Москва "Здоровье", 1993
5. Диагностика и классификация // Русский Медицинский журнал http://www.rmj.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель-разработка урока гимнастики в 7 классе по теме: "Развитие координационных способностей на уроке гимнастики"
В целях получения информации учащимися на уроке используется применение ИКТ, что способствует более успешному восприятию и запоминанию. Для развития КС были выбраны и физические упраж...
Обучение правильному дыханию в плавании кролем на груди
I. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Обучение технике выполнения правильного дыхания в плавании кролем на груди.Обучение общему согласованию движений (непрерывно чередуемые гребки руками, движение ногами в ...
Обучение гимнастическим стойкам на уроках гимнастики.
В статье рассказывается, как правильно учить ребят различным стойкам, в которых требуется на несколько мгновений удержать свое тело в непривычном для него положении....
Разработка урока гимнастики в 8 классе с использованием средств нетрадиционных видов гимнастики.
Урок с применением нетрадиционных видов гимнастики....
Обучение правильному дыханию на уроках гимнастики
Учебный материал по гимнастике является наиболее трудным. Глубокое освоение его наиболее важно, так как средства основной гимнастики широко используются в других разделах программы, физкультурно-оздор...
Обучение акробатическим элементам на уроках гимнастики
Последовательность в обучении акробатическим элементам на уроках гимнастики...