ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА спортивного объединения «АЭРОБИКА»
учебно-методический материал по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ
спортивного объединения «АЭРОБИКА»
Программа разработана
учителем физической культуры
Сергеевой Натальей Андреевной
г. Москва
2013
Пояснительная записка.
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Программа спортивного объединения «Аэробика» является программой дополнительного образования. Программа составлена в соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.
В настоящее время физкультурно-спортивная направленность предполагает воспитание физических качеств и овладение базовыми (жизненно важными) движениями. Аэробика является одним из физкультурно- оздоровительных направлений и предполагает не только общую физическую подготовку, но коллективе, но и прежде всего укрепление здоровья, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области аэробики, мотивы и способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном сочетании и на выполнение различных комплексов упражнений под музыку.
Аэробика - одна из основ общей физической подготовленности, это вид спорта, которому отдаётся приоритет в данном спортивном объединении.
В данной программе приоритет отдаётся танцевальной аэробике и гимнастике. В настоящее время интерес к здоровому образу жизни резко увеличился: строятся спортивные комплексы, открываются новые направления спортивных секций, возрастает количество желающих заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, а аэробика в наше время является актуальным видом спорта.
Новизна - предполагает включение комплекса основных танцевальных упражнений по аэробике, гимнастике и общую физическую подготовку.
Актуальность данной программы в том, что она может трактоваться, как социальный заказ - занятия строятся таким образом, чтобы в их содержании учитывались пожелания детей и родителей, а сам результат занятий аэробикой содействует развитию общества в целом, потому что физкультурно-оздоровительные мероприятия создают условия для того, чтобы ребёнок осознал необходимость занятий спортом, сам пришёл к выводу о том, что только системные занятия спортом изменят его жизнь.
Педагогическая целесообразность - физкультурно-оздоровительные мероприятия являются средствами формирования и мотивации к занятиям физическими упражнениями, а также влияют положительно общее развитие личностных качеств ребёнка, на его духовное, нравственное, творческое развитие.
Целью данной программы является формирование здорового образа жизни у учащихся, профилактика асоциальных проявлений.
Достижение этой цели требует решения взаимосвязанных задач:
Образовательные:
1.Формирование общих представлений об аэробике.
2.Формирование навыков по аэробике.
Воспитательные:
1.Развитие интереса к систематическим занятиям аэробикой.
2.Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к спорту, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.
3.Воспитание эмоционально-положительного отношения к аэробике.
Развивающие:
1.Развитие активной спортивной личности ребёнка.
2.Развитие двигательных навыков и умений ребёнка.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что занятия проходят под музыку и предполагают общую физическую подготовку, а также постановку танцевальных номеров для выступлений. Данная программа предназначена для учащихся 6-9 классов, реализуется в форме практических занятий во второй половине дня один раз в неделю по 2часа, всего 72 часа в год. Занятия проходят в группе до 10 человек, поскольку программа предполагает индивидуальный подход к каждому ребёнку.
В результате этих занятий у детей должна сформироваться мотивация активного участия в соревнованиях, показательных выступлениях. Разумное использование двигательной активности должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной нагрузки, увеличение уровня ежедневной двигательной активности школьников, совершенствование их физических возможностей и интеллектуальных способностей, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма, чтобы способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Содержание образовательной программы.
Введение в предмет. Техника безопасности на занятиях аэробикой.
Понятие «аэробика». Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Техника безопасности в спортивном зале и при работе со спортивным инвентарём. Основные причины травматизма на занятиях.
Знать: роль и значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья человека; правила техники безопасности и поведения на занятиях аэробикой.
Уметь: соблюдать правила личной гигиены на занятиях аэробикой, технику безопасности на занятиях.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ, о здоровом образе жизни и готовности к занятию общей физической подготовкой.
Образ жизни и его влияние на здоровье человека. Вредные привычки. Способы укрепления здоровья.
Знать: роль физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек
Уметь: противостоять ассоциативным проявлениям;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для укрепления своего здоровья и его профилактику.
Значение осанки в жизни человека.
Упражнения на профилактику и коррекцию осанки.
Роль здорового позвоночника в жизни человека. О формировании осанки и походки у человека. Нарушения осанки.
Знать: роль и значение правильной осанки в жизни человека; правила и последовательность выполнения упражнений на профилактику и коррекцию осанки;
Уметь: выполнять комплексы упражнений на профилактику и коррекцию осанки;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения упражнений, формирующих правильную и здоровую осанку.
Знакомство с правильной постановкой корпуса в танце.
Основные позиции.
Правильность постановки корпуса в танце. Шесть основных позиций в танце.
Знать: значение правильной постановки корпуса при выполнении всех танцевальных упражнений;
Уметь: соблюдать правильную постановку корпуса;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной профилактики осанки.
Ходьба под музыку.
Выполнение ходьбы под музыку. Приставной шаг вперёд, в сторону, шаг с подскоком, шаг галопа, шаг галопа в сторону, переменный шаг.
Музыкальные игры.
Знать: правила и способы ходьбы под музыку; правила передвижения в музыкальных играх;
Уметь: ходить под музыку с соблюдением дистанции, правильности постановки ноги в заданном темпе и ритме, сохранение осанки с соблюдением мягкого и слитного выполнения движений.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного совершенствования двигательных упражнений, формирование походки и осанки.
Воспитание у детей чувства ритма, рациональная организация движений, быстрое овладение двигательными навыками и умениями. Ходьба, бег, скачки под заданный темп, счёт, под музыку. Выполнение комбинаций разной длительности.
Знать: комплекс простейших ритмических упражнений и правила их выполнения;
Уметь: выполнять ритмические упражнения под музыку с заданным темпом; Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для усовершенствования двигательной активности под музыку, формирования правильной осанки;
Правила по предупреждению травматизма на занятиях гимнастикой.
Техника безопасности на занятиях гимнастикой. Основные причины травматизма.
Группировки: из положения стоя. Сидя, лёжа: перекаты в группировке из различных исходных положений - влево. Вправо, вперёд, назад, лёжа на животе, спине («лодочка», «корзиночка»). Прогибание из положения лёжа на спине с опорой рук и головы. Перекаты: перекаты назад из упора присев перекатом вперёд - встать; из упора стоя на коленях сед вправо, влево, меняя положение рук; лёжа на животе, спине катить своё тело Кувырки, стойки, «мост».
Знать: правила техники безопасности на занятиях гимнастикой; правила и последовательность выполнения акробатических упражнений;
Уметь: выполнять акробатические действия; соблюдать безопасность при выполнении акробатических упражнений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения правил и норм поведения, выполняя акробатические упражнения самостоятельно.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной организации активного отдыха и досуга; соблюдения правил и норм поведения в индивидуальной и коллективной двигательной деятельности;
Упражнения по художественной гимнастике.
Акробатические упражнения.
Акробатические упражнения: стойка на лопатках, стойка на руках, переворот вперёд, переворот назад, мост, шпагат, полушпагат.
Художественная гимнастика: волна туловищем, шаг с носка, шаг выпадом, пружинный шаг.
Знать: правила и последовательность выполнений комплекса упражнений по художественной гимнастике, при выполнении акробатических упражнений;
Уметь: выполнять простейшие комплексы упражнений по художественной гимнастике и комплексы акробатических упражнений;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекцию осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений.
Оздоровительная аэробика.
Общеразвивающие упражнения в положении стоя.
Общеразвивающие упражнения в положении стоя:
— упражнения для рук и плечевого пояса в разных направлениях;
— упражнения для туловища и шеи;
— упражнения для ног (поднимание-опускание, сгибание-разгибание в разных суставах, полуприседы, выпады).
Игры средней подвижности.
Знать: общее представление об оздоровительной аэробике; правила и последовательность выполнения общеразвивающих упражнений в положении стоя в оздоровительной аэробике.
Уметь: выполнять общеразвивающие упражнения оздоровительной аэробики в положении стоя;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования осанки, растяжения и напряжения мышц.
Основные шаги в аэробике.
Выполнение основных шагов под музыку.
Разучивание основных шагов в аэробике: подъём колена, мах голенью, шаги с подскоками, приставной шаг (Step-touch, Touch-step, Scoop, Double step touch. Push touch, toe tap) , V-step, полька, шаги, выполняемые со скольжением стопой по полу (Slide), "перекрестный" шаг в сторону (Grape wine), "крест" — вариант перекрестного шага с перемещением вперед (Cross), Leg Back — поднимание прямой ноги назад. Leg Side — поднимание прямой ноги в сторону.
Знать: названия и правила выполнения основных шагов аэробики;
Уметь: правильно выполнять основные шаги аэробики; давать правильные названия шагам и отличать между собой;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования походки и осанки;
Оздоровительная аэробика.
Общеразвивающие упражнения в положении сидя и лежа.
- упражнения для стоп;
- упражнения для ног в положении лежа и в упоре на коленях;
- упражнения для мышц живота в положении лежа на спине;
- упражнения для мышц спины в положении лежа на животе и в упоре на
коленях.
Игры средней подвижности.
Знать: правила и последовательность выполнения общеразвивающих упражнений в положении сидя в оздоровительной аэробике.
Уметь: выполнять общеразвивающие упражнения оздоровительной аэробики в положении сидя и лёжа;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для совершенствования осанки, растяжения и напряжения мышц
Движения рук, используемые в аэробике.
Walking arms - обычные движения рук при ходьбе, Clap hands - хлопки перед телом на высоте груди. Biceps curl - сгибание pyк, pumping arms - "качание руками" , Side laterals - поднимание рук в стороны, Swinging arms - "маятник": поочередные сгибания и разгибания рук круговыми движениями перед телом., Butterfly - "бабочка". Chest press - скрещения согнутых рук на уровне плеч или выше, Punching arms - "толчки, удары руками", Diagonal Punch - "диагональный удар" Semicircle arm - "полукруг" рукой перед телом.. Pendulum arm - "маятник руками" и т.д.
Знать: названия и правила выполнения движений рук в аэробике;
Уметь: правильно выполнять основные движения рук в аэробике; давать правильные названия этим движениям и отличать между собой;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного совершенствования упражнений;
Вариации танцевального шага.
Выполнение основных шагов аэробики под музыку.
Вариации танцевального шага в аэробике; Cha-cha-cha — часть танцевального шага "ча-ча-ча",slide — скольжение, то есть шаги, выполняемые со скольжением стопой по полу, роlkа — упрощенный вариант танцевального шага польки, mambo — вариация танцевального шага мамбо и т.д. Выполнение уже выученных основных шагов под музыку в сочетании с танцевальным шагом.
Знать: названия и правила выполнения танцевального шага в аэробике;
Уметь: правильно выполнять основные танцевальные шаги в аэробике; давать правильные названия танцевальным шагам и отличать между собой;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного совершенствования упражнений;
Прыжки в аэробике.
На двух ногах :
- с переменой положения ног: в стойку ноги врозь, на одну ногу, в выпад;
- сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными движениями рук.
Знать: названия и правила выполнения прыжков в аэробике;
Уметь: правильно выполнять основные прыжки в аэробике;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного совершенствования упражнений;
Танцевальные связки в базовой аэробике.
Выполнение связок под музыку.
Разучивание танцевальных связок аэробики. Выполнение связок под музыку. Постановка малого танца.
Знать: последовательность выполнения танцевальных связок в аэробике;
Уметь: правильно выполнять танцевальные связки в аэробике; выполнять танцевальные связки синхронно с группой;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для показательных выступлений и на соревнованиях.
В процессе занятий используются следующие формы работы:
- групповые;
- индивидуальные;
- коллективные;
- открытые формы занятий;
- показательные выступления;
Методы работы.
- педагогические наблюдения;
- педагогическое поощрение;
- взаимопроверка;
Критерии диагностики сформированности личностных качеств обучающихся:
- собранность;
- собранность;
- аккуратность;
- умение быстро принимать решение;
- воля к победе;
Ожидаемый результат.
На каждом занятии дети получают знания, умения, навыки, результатом которых являются занятия аэробикой. В течении года дети выступают с показательными номерами, демонстрируя свои достижения.
Список литературы:
1 .Федеральный закон «Об образовании».
2.Должностная инструкция руководителя творческого объединения.
3. «План мероприятий по развитию дополнительного образования детей в Москве».
4. Инструкция по технике безопасности.
5. Виру А.А., Юримяэ Г.А., Смирнова Г.А. Аэробные упражнения, - М.: Физкультура и спорт, 1989.
6. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. - М.: Терра- Спорт, Олимпия пресс, 2001.
7. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М., 1989.
8. Лисицкая Т.С. Ритмическая гимнастика. - М. Физкультура и спорт, 1985.
9. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002.
10. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная и профилактическая гимнастика. Практическая энциклопедия. - М.:Эксмо, 2004.
11.Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. - М.: Терра- Спорт, 2000.
12. Шипилина И.А. Аэробика. Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа музыкального объединения "Каприз"
Программа предусматривает изучение двух направлений музыкального искусства: авторская песня (обучение игры на гитаре) и вокальное искусство....
Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"
Эта программа станет хорошим подспорьем педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Кулинария издоровье"
Цель программы: дать школьникам знания о рациональном питании, сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, развить способность критически относиться к разного рода модным ...
Дополнительная образовательная программа детского объединения "Компьютерная грамотность"
В настоящее время – время информационного века - нельзя без знания компьютерной грамотности.Основное назначение курса "Компьютерная грамотность" состоит в выполнении социального заказа современного об...
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр»
В приложение 1 «Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы кружкового объединения «Пресс-центр» включены теоретические материалы, рекомендуемые педагогам при подготовке занятий....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХИП-ХОП-АЭРОБИКА
ПРОГРАММА "ХИП-ХОП-АЭРОБИКА". ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ....
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...