Описание опыта работы
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Мурзакова Анжелика Антоновна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta-anzhelika.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание  опыта  работы

учителя физической культуры

МОУ СОШ № 4г. Барыша

Мурзаковой  Анжелики  Антоновны.

Тема: «Оптимизация  физического воспитания  как  ведущий  фактор формирования  здорового  образа жизни  и  повышения  мотивации  к занятиям  физической  культурой».

 

2008 год

Модуль №1.

Теоретическая интерпретация опыта.

Сохранение  и укрепление  здоровья  людей  является одной из основных  задач  физического  воспитания.  В формулировке Всемирной организации здравоохранения, здоровье  - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.  Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Их численность в общей массе населения уменьшилась на 4,2 млн. и составляет к сегодняшнему дню 35 млн. Около75% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения в уровне здоровья. Здоровые дети среди школьников младших классов составляют 10-12%, а среди старших - всего 5%. Более чем у 50% детей разного возраста диагностируются хронические заболевания. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипертонии юношей-подростков. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10-15 лет назад, в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью. Около 50%юношей и девушек выходят из школы, уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Общая заболеваемость среди 15-17-летних подростков за последние 3 года увеличилась на14,7%. При этом количество подростков с болезнями эндокринной системы, расстройствами питания возросло на 25,5%, с психическими расстройствами - на24,5%, заболеваниями костно-мышечной системы - на 20,9%, системы кровообращения- на 17%.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России, поскольку это - наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации. Однако в настоящее время физической культурой и спортом в стране занимаются всего 8-10%населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40 - 60%. Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.

  Составной частью физического воспитания является развитие двигательных качеств, которые содействуют всестороннему развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к окружающей среде. Основными средствами воспитания физических качеств являются физические упражнения. Увеличение доли умственного труда неизбежно связано с сокращением физических нагрузок. Недостаток двигательной активности приводит, в первую очередь, к детренированности опорно-двигательного аппарата, неоправданному увеличению массы тела и многим другим заболеваниям. Медицинское обследование детей показало, что более 80% детей имеют заболевания, что нацеливает работу учителя физической культуры на оздоровительную направленность.

Совместная   учебная   деятельность   с   детьми    невозможна   без   владения   учителем   системы   основных   знаний    по   теории   методике   физического   воспитания,   без   собственного   педагогического   мышления,  творческого   поиска   для   решения   проблем   физического   воспитания   на   различных   уровнях,    без  наличия   смежных   научных   дисциплин.

Свою   задачу,   как  учителя   и   воспитателя,  я   вижу   в  том,  чтобы   каждый   учащийся   освоил  доступное   ему   содержание   физической    культуры. Следовательно,   через   физическое   воспитание,   учащиеся   превращают   общее   развитие   физической   культуры   в   личные   достижения (повышение   уровня   физического   развития,  укрепление   здоровья   и  т.д.).  И  только  тогда,  когда  изменяется  личность  учащихся   под   воздействием   физического   воспитания,  достигаются  главные  цели  физической  культуры.    

Модуль № 2

Обобщенное  описание системы работы педагога.

Часто   быть   здоровым   зависит   от   самого   человека,   от   его   режима   дня, от   правильного  чередования  труда  и  отдыха,  разумного сочетания  умственного  и  физического  труда.  И  очень   важно  каждому  понимать,  что  в  сохранении   и   укреплении   здоровья,  в    правильном  развитии   важнейшую     роль    играет  физическое   развитие  и  спорт.

Физическому  развитию   должно  помогать  правильно  проводимое   и  хорошо организованное   физическое   воспитание.

Единственным обязательным документом для учителя является программа.

Программный материал распределен следующим образом:

Разделы программы


1четверть


2четверть


3четверть


4четверть

Легкая атлетика

Гимнастика

Баскетбол

Волейбол

Лыжи

Уроки физической культуры проводятся в основном на открытом воздухе, что немаловажно для здоровья учащихся, эффективнее осуществляется закаливание организма, повышается его сопротивляемость к простудным заболеваниям.

В начале учебного года проводится мониторинг физической подготовленности, который включает в себя тесты для определения скоростных, координационных, скоростно-силовых качеств, гибкости и  выносливости. Мониторинг позволяет выявить сильные и слабые стороны, что помогает скорректировать подбор методов и средств физического воспитания. После  проведенного мониторинга выявляется уровень физической подготовленности учащихся.

Учебная работа сочетается с другими формами занятий:

 

В основе данной системы лежит следующее:

  1. оценка результатов тестов по типологическим шкалам;
  2. оценка успеваемости по всему комплексу показателей физического развития и двигательной подготовленности (с учетом соответствия результата возрастно-половому типологическому нормативу и годичной динамики результатов);
  3. типологически адекватный режим тренировки «Навстречу природе» (принцип природосообразности);
  4. регулярное информирование учеников и их родителей о результатах тестирования и оценки физического состояния.

Появится ли у детей уважение к предмету, разовьется ли в детском сознании потребность заботиться о своём физическом здоровье, станет ли для них физическая культура частью их личности, зависит от работы учителя на уроке.

В связи с этим современный урок физической культуры предъявляет следующие требования:

  1. внедрение диагностики и комплексного контроля за физическим развитием и физической подготовленностью обучающихся;
  1. включение в урок теоретической части и домашнего задания;
  2. учет уровня мотивации обучающихся при определении содержания   урока (особенно в старших классах);
  3. создание здорового психологического климата на уроках за счет учета индивидуальности учащихся.

В результате сложились основные направления в работе, главным из которых является формирование физического здоровья каждого ученика через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников. Современный школьник систематически недополучает необходимый объём моторики. Существуют определённые гигиенические  нормы суточной двигательной активности школьников (по А. Г. Сухареву).


Возрастные группы

Локомоции (тыс.шагов)

Величина энергозатрат (ккал/сут.)

Продолжительность двигательной активности (ч.)

Младшая

(мальчики и девочки)

15-20

2500-3000

3,0-3,6

Средняя (мальчики и девочки)

20-25

3000-4000

3,6-4,8

Старшая:

юноши


25-30


3500-4300


4,8-5,8

девушки

25-30

3000-4000

3,6-4,8

Государственные программы физического воспитания обучающихся чётко определяют стандартные требования к формированию двигательных умений и навыков. Требования же к физической подготовленности школьников не имеют столь выраженных регламентаций. В физическом воспитании учащихся следую  принципу: движение навстречу природе, иными словами –  принципу природосообразности. Это означает, что дети на уроках получают такие задания, выполнение которых становится для них приятным и интересным благодаря совпадению с биологической ориентацией организма. Так, например, для детей астено-торакального телосложения предлагаю задания, требующие выносливости:  длительный бег, другие не очень интенсивные, но продолжительные упражнения. Для детей  дигестивного телосложения, напротив, интересны задания, связанные с проявлением силы, так как в этом они чувствуют своё превосходство или хотя бы равенство с остальными учениками. Для детей мышечного телосложения естественны движения скоростно-силового характера.

Не вызывает сомнений, что результативность системы проявляется в стойком повышении уровня физического здоровья учащихся всех классов,  у таких учеников появляются уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, формируется умение организовывать себя на достижение поставленной цели.   

Для активизации познавательной деятельности учащихся использую на уроках физической культуры теоретические сообщения. Теоретическим сведениям уделяю 2-3 минуты и в течение каждого урока: это могут быть краткие сообщения из истории спортивных игр, о возникновении новых видов спорта, о спортивной жизни страны и мира.

 Введение теории в урок позволило внедрить в практику  домашние задания. Ребятам предлагаются темы рефератов, сообщений и проектов. Такие работы по теории старшеклассники выполняют с удовольствием, в итоге улучшается посещаемость занятий, появляется интерес к  занятиям.

 Так как сейчас увеличивается число юношей, не готовых к армии физически и морально, большое значение придаю подготовительной работе военно-спортивного  характера, формирую у подростков необходимые для воинской службы навыки и умения.    

Проводятся тренировки в режиме секций, спортивные соревнования и спортивные праздники. Регулярно проводятся дни здоровья, турниры по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, школьные спартакиады. В целях пропаганды здорового образа жизни привлекаются в организацию и участие не только учащиеся, но и родители учащихся, учителя.

Внеклассная работа является продолжением учебной работы. Внеурочные занятия можно рассматривать как предоставление учащимся дополнительного образования в избранном виде спорта и как существенный фактор повышения уровня двигательной активности.

В   процессе   систематических   занятий   физической   культурой   человек   приобретает   полезные   знания,    укрепляет   здоровье,   совершенствует   двигательные     навыки,    улучшает    телосложение.  Кроме   того,    повышается   быстрота    мышечной   и   двигательной    реакции,   укрепляется   воля,   расширяется    диапазон   положительных    эмоциональных   переживаний      (радостное   настроение всегда   предопределяет физические   изменения в   организме   ребенка, усиливается   обмен   веществ,  повышается   деятельность   дыхания   и   кровообращения; сильное   эмоциональное   возбуждение    в   значительной    степени   положительно   влияет  на    нервную   систему).  Благодаря      физическому   воспитанию   человек     приобретает   также  эстетические   и    нравственные   ценности.   Для   занимающегося   физической   культурой   характерной    чертой   является   трудолюбие,   смелость,  решительность,  а  честь,  совесть, благородство   становятся   нормой   поведения.

Оздоровительные   задачи    предусматривают   рост   всех  форм   и   функций   организма   учащихся,  что    содействует   укреплению  здоровья   и  совершенствованию  физических  качеств.

Степень обученности учащихся составляет  81%. Ежегодно, участвуя в олимпиаде по физической культуре, учащиеся становятся победителями  и призерами.

Результаты олимпиады по физической культуре (за три года)

Год

Фамилия, имя

Класс

Место

1

2006г

Уткина Татьяна

9

2

2

Башкиров Максим

9

2

3

2007г

Брусова Наталья

10

1

4

Латынина Елена

10

3

5

Калинкин Игорь

10

3

6

2008г

Латынина Елена

11

1

7

Шляпников Радион

10

2

Результаты участия  в городских и областных  соревнованиях.

Год

Вид соревнований

Уровень

Место

2006-2007г

1. « Весёлые старты».

2.Лёгкоатлетическая эстафета.  

3. Мини- футбол

4. «Весёлые старты»

5. Лыжные гонки.

6. Лыжная эстафета.

Областные

Районные


Городские



 

2

3



2

1

2

2

2007-2008г

1. «Весёлые старты».

2. Баскетбол (Д)

3. Лёгкоатлетическая эстафета. (2 команды)

4. Осенний кросс

5. Футбол (3-4 кл.)

6. «Весёлые старты»

7.Футбол (1996 год)

8.Баскетбол (девушки)

9.Соревнования допризывной подготовки

10.Лыжные гонки

11.Волейбол (юноши)

12.«Весёлые старты»

13.Лёгкая атлетика

14.Президентские соревнования

Областные


Районные


Городские


3

3

2

3

2

1

1

1

2

1


1

2

1

2

1

В 2008 году на базе школы мной были подготовлены и проведены соревнования

«Семейная олимпиада», городские соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Мои воспитанники приняли участие в соревнованиях по бадминтону и стали призёрами соревнований:

Мизуров Анатолий -2 место; Гнусарёв Денис -3 место

В соревнованиях по настольному теннису команда школы заняла – 2место.

Модуль №3

            Цели педагогического  процесса

                                                                 

« Здоровый  ребенок – здоровое будущее».

Физическое   воспитание   является   одной   из   самых   основных   ступеней   в   развитии человека. Без физического развития невозможно   воспитать   гармоничную   личность.   Оно   ставит  своей   целью   вырастить   здоровое,  сильное,  всесторонне   развитое   молодое   поколение. На  основе  полноценного   использования факторов   физической   культуры   реализовать   возможности   оптимального  физического   развития   людей,   всестороннего  совершенствования   свойственных   каждому   человеку   физических   качеств    и   связанных   с   ними   способностей   в   единстве с  воспитанием   духовных   и   нравственных    качеств,   характеризующих    общественно    активную   личность.

Такая цель может быть достигнута путем реализации ряда конкретных задач:

Считаю, что комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в процессе физического воспитания в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации – основа формирования мотивации к занятиям физической культурой и ведению здорового образа жизни.

 Рассмотрим подробнее  компоненты  мотивации к занятиям физической культурой

Образовательный компонент физического воспитания

Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на образовательный компонент (что будет знать и уметь обучающийся)

1.

Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппарата

Знать:

  1.  средства формирования правильной осанки;
  1. средства формирования правильной стопы;
  2. методы управления своим двигательным аппаратом.

Уметь:

  1. выполнять упражнения, направленные на формирование правильной осанки и стопы; на развитие движений всех частей тела;
  2. осуществлять контроль за соблюдением правильной осанки и постановки стопы при ходьбе

2.

Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей

Знать: 

координационные, скоростные и силовые способности и их значимость для жизнедеятельности организма.

Уметь:

  1. различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц;
  2. осуществлять контроль за состоянием гибкости, телосложения

3.

Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию

Знать:

  1. значимость внимания, восприятия, ориентирования для овладения движениями и двигательными действиями;
  2. теорию об основных системах организма, обеспечивающих здоровье и движение;
  3. формирование способностей идеомоторного представления движений, аутотренинг.

Уметь:

  1. переключать внимание;
  2. ориентироваться во времени, пространстве, ситуации;
  3. формировать двигательное мышление, воображение;
  4. управлять напряжением и расслаблением мышц;
  5. овладевать способами релаксации за счет дыхания и мышечного расслабления

4.

Закаливание

Знать: активные средства закаливания (солнце, воздух, вода).

Уметь: самостоятельно применять простейшие процедуры

5.

Массаж (самомассаж)

Знать:

  1. движения производят по ходу тока крови;
  2. нельзя массировать лимфоузлы.

Уметь: владеть простейшими приемами массажа

Решение образовательных задач я вижу в овладении, воспроизведении и целенаправленном использовании разнообразных форм и способов физкультурной деятельности, обеспечивающих формирование собственного индивидуального опыта. Образовательный компонент помогает школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни.

Воспитательный компонент физического воспитания

Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на воспитательный компонент (что будет уметь обучающийся)

1.

Физические упражне-ния, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппа-рата

Уметь: 

  1. держаться свободно, естественно, красиво;
  2. развивать организованность, дисциплинированность

2.

Физические упражне-ния, способствующие развитию физических качеств и двигатель-ных способностей

Уметь: 

  1. преодолевать физические трудности; проявлять волевые качества;
  2. снижать эмоционально-психическую напряженность;  
  3. своевременно находить и принимать обдуманные решения

3.

Физические упражне-ния, способствующие психическому разви-тию

Уметь: 

  1. утверждать нравственные нормы в различных ситуациях физкультурной деятельности;
  2. сосредотачивать внимание длительное время

4.

Закаливание

Уметь: 

  1. положительно влиять на психоэмоциональную сферу школьника

5.

Массаж (самомассаж)

Уметь: 

  1. оказывать тонизирующее влияние на центральную нервную систему

Убеждена, что воспитательный компонент физического воспитания осуществляется через активное усвоение и воспроизведение знаний, умений и двигательных действий, когда процесс воспроизведения опосредуется своеобразием и совокупностью индивидуальных физических способностей и личностных особенностей, приобретаемых обучающимися как в учебной, так и  физкультурно-спортивной деятельности.

Оздоровительный компонент физического воспитания

Средства физического воспитания

Влияние средств физического воспитания на оздоровительный компонент

1.

Физические упражнения, способствующие формированию осанки и развитию опорно-двигательного аппарата

Приобретение обучающимися стойких структурных основ осанки: предотвращение дефектов осанки; укрепление мышц, способствующих правильному положению позвоночника; укрепление мышц стопы; двигательного аппарата; регулирование аппарата; регулирование роста костей, мышц, связок

2.

Физические упражнения, способствующие развитию физических качеств и двигательных способностей

Развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата; предупреждение и устранение изменений мышечной напряженности; совершенствование функций вестибулярного аппарата; сопротивление утомляемости при разнообразных видах двигательной деятельности

3.

Физические упражнения, способствующие психическому развитию

Развитие уравновешенности, подвижности нервной системы, нервных процессов возбуждения и торможения

4.

Закаливание

Повышение защитных сил организма обучающихся к воздействию неблагоприятных  факторов; улучшение обмена веществ; укрепление иммунной системы организма

5.

Массаж (самомассаж)

Повышение подвижности связочного аппарата, улучшение циркуляции крови и лимфы, обменных процессов, профилактика заболеваний

Однако при современной организации учебного процесса  физическая культура не в силах решить эти задачи. Свою задачу я вижу в том, чтобы физическая культура не была лишь школьным предметом, она должна быть образом жизни детей. В школе необходимо обеспечить овладение на уровне привычек, привычного и естественно возможного образа жизни культурой оздоровления своего тела.

В   рамках   одного   урока   физической   культуры   невозможно   развить   сразу   несколько   двигательных   качеств.

Рассмотренная   цель   конкретизируется    в   целом   комплексе   задач,  которые,  являясь   как   бы    отдельными   слагаемыми   цели,   выражают   ее   применительно  

к  разделам   многократного   процесса   воспитания,   этапом   возрастного   развития   воспитываемых,   уровню   их   подготовленности,   конкретным   условиям   достижения    результатов. Основными  специфическими  задачами   являются:

1) задачи   по   оптимизации   физического   развития   человека   в    направлении   всестороннего развития свойственных ему физических  качеств,  совершенствования    двигательных   способностей,   упрочнение   и   многолетнего   сохранения   здоровья.

2) специфические   образовательные   задачи,   предусматривающие   системное   формирование   необходимого  в   жизни   индивидуального   фонда   двигательных   умений,  навыков   и   связанных   с   ними   знаний.

  В   единстве  с  специфическими   задачами   в  процессе   физического   воспитания  решаются   задачи    социального   формирования   личности.

 Только   в   единстве    они   становятся   действительными    гарантами     всестороннего     гармоничного    развития   человека.    

Главная  цель моей деятельности – это приобщение всей массы школьников к спортивно-оздоровительному образу жизни.

Модуль №4

Принципы  педагогической  деятельности

     Позиции, определяющие наиболее общие отправные положения управления процессом физического воспитания, в методике получили название принципов.

Для   того,  чтобы   построить   процесс   преподавания    в   соответствии  с   требованиями   физического   воспитания   необходимо   знать   содержание    принципов   учебной   деятельности

Группировка принципов  педагогической  деятельности

 

                   ПРИНЦИПЫ   ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для успешного развития двигательных качеств учащихся, в своей педагогической деятельности я применяю принцип индивидуализации. Под   индивидуализацией   здесь   подразумевается   использование   частных   средств   и   методов   физического   воспитания    и   такое   построение    системы    занятий,   при   которых     учитываются   индивидуальные    развития   занимающихся,    осуществляется   индивидуальный   подход   к   ним    и   тем  самым   создаются благоприятные    условия    для   развития    индивидуальных    способностей.

    Функциональные      возможности     организма,   а   также  его   морфологические  свойства   у   разных   людей   всегда   различны.  Даже   в    группе,    однородной   по   возрасту,   полу    и   уровню   предварительной    подготовленности,    не   найти       двух   лиц     с    абсолютно   одинаковыми   возможностями.    

Индивидуальный   подход   на   уроках   физической   культуры    необходим   в   решении     всех   основных    задач,   будь   то   задачи   по   формированию    знаний,   умений  и   навыков   или   по   воспитанию   физических   духовных   качеств.  Он   выражается   в   дифферентации   соответственно   индивидуальным    особенностям   занимающихся   учебных   заданий   и   путей   их   выполнения,   норм   нагрузки   и   способов    ее    регулирования,    форм    занятий   и  приемов   педагогического   воздействия.

Для   применения   этого   принципа    необходимо:

  1. учет   уровня   развития   современного   ребенка;
  2. учет  характера   индивидуальных   различий    учащихся  (деление  школьников   на   медицинские   группы;   неодинаковый   возраст  в  пределах   одной   учебной    группы;   различие   в    объеме   знаний   и   двигательных    умений;   различность   физической   работоспособности   детей).

В   правилах   реализации   принципа   индивидуализации   лежат:

  1.  видение   в   каждом   ребенке   перспективы   развития;
  2. преодоление   слабых   сторон  ребенка,   опираясь   на   сильные;
  3. построение   индивидуального    подхода   на   общих   закономерностях.

Условия   эффектности   данного   принципа    осуществляется   двумя   путями:

1) по типовому подходу -  дети обладают  некоторыми схожими характерами;                                                        

2) по   персональному   подходу -  учет  характеристик, присущих конкретной   личности.

Для успешного обучения физической культуре во взаимоотношениях с детьми руководствуюсь принципами гуманистической педагогики:

  1. каждый ребёнок – это личность;
  2. каждый ребёнок – это индивидуальность;
  3. каждый ребёнок имеет право на ошибку.

Придерживаясь этих принципов, формирую у обучающихся различные спортивные и личностные качества, которые отражены в таблице:

СПОРТИВНЫЕ  И  ЛИЧНОСТНЫЕ  КАЧЕСТВА  ВОСПИТАННИКА


Возрастные группы


Спортивные качества


Личностные качества

Младшие школьники

  1. интерес к спорту, формирование спортивного коллектива

  1. чувство товарищества
  2. честность
  3. бережливость
  4. трудолюбие

Подростки

9-12 лет

  1. ведение здорового образа жизни
  2. развитие выносливости, силы и координации

  1. толерантность
  2. уважение к чужому мнению
  3. интерес к людям
  4. инициативность


Подростки 13-16 лет

владение стратегией, тактикой и техникой игры


  1. устойчивая потребность в здоровом образе жизни

  1.  патриотизм
  2. способность к самосовер-шенствованию
  3. мобильность
  4. коммуникабельность
  5. надежность
  6. ответственность
  7. креативность
  8. умение противостоять негативным воздействиям социальной среды
  9. подготовка к службе в армии

Модуль № 5

Методы   педагогической   деятельности.

Организация и методика проведения уроков в начальной школе во многом зависит от возрастных особенностей учащихся. При обучении двигательным действиям, предпочтение отдается целостному методу, уделяя основное внимание овладению школой движения и  методам стандартно- повторного и вариативного упражнения, которые сочетаются с широким применением игрового и соревновательного методов. Младших школьников отличает большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность, поэтому сюжетные уроки, уроки, опирающиеся на межпредметные связи очень эффективны.

Подростковый возраст-это переломный период в развитии двигательной функции ребенка. К 11-12 годам учащиеся в основном овладевают базовыми двигательными действиями. При выборе методов необходимо учитывать половые особенности. Применение подводящих и подготовительных упражнений, расчлененного и целостного методов обучения. Необходимо  постепенно увеличивать требования к быстроте и рациональности изучаемых двигательных действий, находчивости при выполнении упражнений в изменяющихся условиях.

В старшем школьном возрасте интенсификация обучения идет по пути усиления тренировочной направленности уроков, более широкого применения учебных бесед, дискуссий, исследовательских методов, познавательных игр и упражнений, самостоятельной работы, метода сопряженного развития кондиционных и координационных способностей.

Для воспитания физических качеств используются различные методы: равномерный, повторный, игровой, соревновательный и др.

Соревновательный   метод  применяется   при   решении разнообразных   педагогических   задач: воспитание   физических,  волевых  и  моральных  качеств,  совершенствование   умений,  навыков,  формирование способности  рационально    использовать их в  усложненных   условиях. По  сравнению   с  другими   методами   физического   воспитания   он  позволяет   предъявлять   наиболее  высокие   требования   к  функциональным  возможностям   организма  и   тем   способствовать    их   наивысшему   развитию.    

Соревновательный   метод   применяется  в   форме  различных   тренировочных   состязаний  и  финальных   соревнований.

Эффективность   данного   метода   очень   высока,  поскольку   ученикам   различной   подготовленности   предоставляется   возможность   бороться  друг   с   другом   на   равных   основаниях,  с   эмоциональным   подъемом,   предпринимая   максимально   волевые   усилия.

Игровой   метод   необязательно   связан  лишь  с     какими-либо  общепринятыми  играми,  например  футболом,  волейболом  или   элементарными   подвижными   играми.  В  принципе   он   может   быть   применен   на  материале   любых   физических   упражнений,  при   условии,  конечно,  что   они   поддаются   организации   в   соответствии   с   особенностями   этого    метода.

Игровой   метод   обеспечивает   всестороннее,   комплексное    развитие   физических  качеств    и   совершенствование  двигательных   умений   и навыков,  т.к.  в  процессе   игры  они   проявляются   не   изолированно,  а  в  тесном взаимодействии,   в   случае   же   педагогической   необходимости   с  помощью   игрового   метода   можно   избирательно   развивать    определенные     физические   качества.

Наличие   в  игре  элементов  соперничества   требует  от     детей     значительных  

физических  усилий,  что   делает   ее   эффективным  методом   воспитания   физических   способностей.

Модуль №6

Приемы   работы  автора.

Основными приемами моей педагогической деятельности являются:

-Прием  умений составления комплексов физических упражнений для утренней гимнастики и динамических пауз с учетом возрастных особенностей.

-Прием контроля домашнего задания.

-Прием умения определять уровень своей физической подготовленности.

-Прием умения планировать для себя комплексы физических упражнений для улучшения своего физического состояния.

-Прием измерений или испытаний проводимых для определения способностей школьников. Таких   измерений  может  быть  много,  в  том  числе  на  основе  использования  самых  разнообразных   физических   упражнений.  Однако  далеко  не  каждое  физическое   упражнения   или   испытание   можно  рассматривать  как  тест.  В  качестве  тестов  могут  использоваться  лишь  те   испытания (пробы),  которые  отвечают  специальным  требованиям:

1)  должна  быть  определенная  цель   применения  любого  теста;

2)  следует  разработать  стандартизированную  методику  измерения  результатов      в  тестах  и  процедур   тестирования;

3)  необходимо  определить  надежность  и  информативность  тестов;

4)  результаты  тестов  могут  быть  представлены   в  соответствующей  системе  оценки.

Система   использования  тестов  в  соответствии  с  поставленной  задачей,  организацией  условий, выполнения  тестов  испытуемыми,  оценка  и  анализ   результатов  называется  тестированием. Тестирование  двигательных  возможностей  человека   помогает  решению ряда  сложных  задач:

- выявление уровня развития  кондиционных  и   координационных  способностей

   - оценивать   качества  технической  и   тактической   подготовленности.         

На  основе  результатов  тестирования  можно сравнить  подготовленность отдельных    учащихся,    так  и    целых    групп.   Проводить  спортивный  отбор  для  занятий  тем  или  иным  видом  спорта, для  участия  в  соревнованиях;  осуществлять  в  значительной  степени  объективный  контроль  за  обучением  школьников ;  выявлять преимущество  и  недостатки  применяемых  средств,  методов  обучения  и  форм  организации  занятий;  обосновывать  нормы  (возрастные,  индивидуальные)  физической  подготовленности  детей  и  подростков.

-  Прием активизации  умений  и  навыков, то есть объяснение  техники  физического  упражнения  по  ходу  выполнения  его   одним  из  учеников. У  учащихся  возникает  представление  на  основе  того,   что  они  слышат  и  видят,  опираясь  при  этом  на   умения  использовать  свои  знания.  Чем   глубже  поймет  ученик   значение  и  сущность,  тем  выше  будет  его  познавательная  и  двигательная  активность. Этот прием  будет  результативным  при  соблюдении главных  условий:

  1. фиксированное  внимание  учащихся  на  решение  двигательной   задачи,  а  невозможных  препятствий;
  2. эмоциональное  и  доступное  изложение  программы  действий;
  3. соблюдение  оптимального  режима  (быстрого, умеренного, медленного) движений;

В результате   учащиеся  приучаются  к  активности  на  протяжении  всего  урока,  приобретают  умения  выделять  объекты  наблюдения,  стремятся  к  образцовому   выполнению  двигательных  действий,  сравнивая  себя  с  другими.

Модуль №7

Формы педагогической деятельности.

                                                                                            Вы ничему не можете

                                                                                            научить человека. Вы

                                                                                             можете только помочь

     ему открыть это в себе.

Г. Галилей

В теории и практике физического воспитания выделяют 2 группы. Одна представляет собой преимущественно учебно-образовательный процесс, осуществляемый на уроках; другая - комплекс воспитательных воздействий вне уроков.

1.Урок физической культуры - основная форма организации физического воспитания школьников. При организации взаимодействия учащихся и учителя, учащегося и класса выделяют такие формы работы как коллективная, групповая, парная, индивидуальная.

        Индивидуальная применяется нами при cдаче контрольных упражнений, тестов, домашних заданий, написании реферата, (используется для работы как со “слабыми”, так и “сильными” учащимися).

         Парная используется при выполнении общеразвивающих упражнений, эстафетах, при страховке и помощи в выполнении сложных упражнений.

        Групповая форма используется при подвижных и спортивных играх.

       Коллективная форма используется во время подготовительной и заключительной части урока.

             2. Самостоятельная работа – это выполнение домашнего задания, занятия физическими упражнениями, направленные на развитие определенного качества.

3.Внеурочные формы занятий – это гимнастика до занятий, игры на переменах, работа с физкультурным активом, секции, соревнования, физкультурные праздники, вечера.

4.Внешкольные мероприятия по физической культуре – участие в различных соревнованиях

      В  теории   и  практике   физического  воспитания   школьников   все   формы  занятий   принято   разделять  на  две  группы.  Одна  представляет  собой  преимущественно  учебно - образовательный   процесс,  осуществляемый  на  уроках; другая – комплекс  воспитательных  воздействий  вне  уроков.

Физическая  культура   является  учебным   предметом,  предусмотренным  учебным  планом  во  всех   классах   общеобразовательной   школы.  Таким  образом,  посещение  уроков    является   обязательным  для   всех   учащихся   школы. Урок   проводится  по  твердому   расписанию   с   постоянным  контингентом  учащихся.

  На  уроках   физической  культуры    учитель  создает  условия  для  решения  всех  задач  физического   воспитания,   направляет   самостоятельную  работу  учащихся.  Уроки  в  значительной  мере  определяют   содержание других  форм  физического  воспитания.  Все  эти  обстоятельства  и  выводят  урок  в  ранг    главной   и  самой  основной    системой   взаимосвязанных   форм   организации   занятий  школьников.

К  построению   урока   физической  культуры   предъявляются  как  общедидактические,  так  и  специфические  требования. Важное  значение  здесь  имеют: индивидуальный  подход  к  учащимся,  с  учетом  их  здоровья,  физического  развития  и  двигательной   подготовленности; достижение  высокой  моторной  плотности,  образовательной  и  инструктивной   направленности  учебных       занятий;       формирование  у  учащихся       умений      и        навыков  самостоятельных  занятий   физической  культурой.

Характерными  чертами  уроков,  отличающими   их  от  других  форм  физического   воспитания,  являются  следующие:  

  1. явно  выраженная  дидактическая  направленность,  обусловленная  решением  образовательных  задач;
  2. руководящая  роль  учителя,  направленная   на    преподавание   предмета  и  воспитания  учащихся;

строгая    регламентация    деятельности    учащихся     и   дозирование  нагрузки;

  1. постоянный    состав    занимающихся    и  их  возрастная  однородность.

Уроку  присущи    все    перечисленные  черты,  что  создает   благоприятные  цели   обучения   в  школе – подготовки     всех   учащихся    к  самостоятельной  трудовой   жизни,  формирования  у  них  потребности  и умений  регулярно  заниматься   физическими   упражнениями   для  укрепления  здоровья  и  поддерживания  высокого  уровня  физической  подготовленности  в  течении  всей   жизни.

Неурочные  формы  организации  занятий     не  обладают   всеми  признаками  урока.  Например,  проведение   соревнования  не  имеет   строгого   ограничения  во  времени,    состав  занимающихся   непостоянен.

Развивать  двигательные   качества  в  рамках  одного   урока   невозможно.  Тогда  возникает   необходимость  систематичного   проведения  занятий  по    стабильному  расписанию.   Наличие  систематичности  делает  урок   наиболее  экономной   и   эффективной   организацией   деятельности   учащихся.  

Результатом  деятельности  детей,   направляемой  учителем,   являются   изменением  в  физическом   и  психическом   состояние  учащихся,  в  их   знаниях,  умениях,  навыках  и  поведении.  Эти  внутренние  процессы  и  изменения,  вызванные   организованным   выполнением   физических   упражнений, составляют  еще  одну  сторону   содержания  урока  физической   культуры.

Таким   образом,    понятие  «содержание  урока  физической  культуры»  многогранно.  Оно  составляет  определенный   набор   физических  упражнений,  деятельность  учащихся,  работу  учителя  и  результаты,  отражающие  эту  работу.

С каждого  урока  дети  должны  уносить  новые  знания,  умения,  должны  видеть,  что  в  процессе  целенаправленных  занятий   физическими  упражнениями   улучшается  их  физическое  развитие.  

Конспект сюжетного урока для учащихся 2-х, 3-х классов.

«Юные следопыты или необыкновенные приключения».  

Задачи урока:

  1. Учить преодолевать естественные препятствия.
  2. Развивать ловкость, быстроту, координацию движений в подвижных играх.
  3. Воспитывать коллективизм, доброту, взаимопомощь.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: скамейки – 3, кубы – 6, планки – 6, конь – 1, козел – 2, мячи тряпичные – 30, избушка – 1, костюм Красной Шапочки – 1, корзины – 4, маска волка – 1, наглядные пособия.

Тип урока: учебно – тренировочный.

ПЛАН УРОКА.

  1. Подготовительная часть – 8 минут.
  1. Ходьба.
  2. Поезд – бег в колонне, положив руки на пояс впереди стоящего.

Учитель:  «Машинист, готов состав!

                     Все ребята – по местам».

  1. Ходьба на восстановление дыхания.
  2. Расчет на 1-3-й

Танец Красной Шапочки, похищение ее волком.

Судьи: Мишка Квакин, фигура, Петька Пятаков.

Учитель: «Ребята, нам кто-то подбросил записку».

  (подброшенная записка: «Вы школярята, паршивые ребята.

                                              Красной Шапочке – хана,

                                              Не найдете никогда».

Учитель: «Ребята, давайте выручим Красную Шапочку».

  1. Основная часть – 22 минуты.

         1. Полоса препятствий. (вставить схему)

Учитель: «1) Мы сейчас в поход уходим, по тропинке а лес заходим, руки за спину кладем, друг за дружкою идем.

                   

                    2) Вот предстал овраг преградой, перейти его нам надо.

                   

                    3) Все в затылок подравнялись, на носки быстро поднялись, на бревно тихо взошли и овраг мы перешли.

                   

                    4) По тропинке вновь шагаем, вдруг реку в пути встречаем. Неужели поворот? Нет, пройдем речушку вброд.

                   

                    5) дружно на берег крутой забираемся гурьбой, перешли на четвереньки и спустились по ступенькам».

ОМУ:

  1. Дети готовятся к преодолению – на месте разминаются.
  2. Учитель говорит слова и сам показывает.
  3. Дозировка – 3 раза.
  4. Судьи оценивают. В корзину: за 1 место – 3 гриба,

                                                         за 2 место – 2 гриба,

                                                         за 3 место – 1 гриб,

                                                         штрафное – мухомор.

Уборка снарядов.

Подведение итогов.

2. Подвижная игра «Сбор ягод и грибов».

Учитель:   «Посмотри-ка, погляди-ка,

                    Ах, какая земляника.

                   А какие здесь грибы,

                   Поскорее их бери».

ОМУ:

  1. Стоят в 3-х колоннах.
  2. Учитель выбрасывает из корзины тряпичные мячи без сигнала.
  3. После сбора подсчет.
  4. Судьи оценивают команды, как в предыдущем задании.

3. Подвижная игра «Яга идет».

Учитель:   «Эй, ребята, выходите,

                     На старушку поглядите.

                     Спит усталая Яга,

                     Не боится детвора».

Ученики:  «Га – га – га, гу – гу – гу,

                     Не боимся мы Ягу».

ОМУ:

  1. Игра идет по принципу игры «День – Ночь».

(Баба Яга в избушке на курьих ножках, с окошком для лица. Баба Яга – водящий. При сигнале «День», дети бегают, прыгают. Сигнал «Ночь» – все замирают в той позе, при которой из застал сигнал. Баба Яга ходит между детьми и ищет тех, кто шевелится).

  1. «Ягу» заранее консультируют.
  2. Дозировка 3 – 4 раза.
  3. Подведение итогов: выбираются и отмечаются самые внимательные ребята.

4. Игра «Записка».

ОМУ:

  1. Заранее учителем прячется записка под куб или другое место в зале.
  2. По сигналу дети начинают искать записку.
  3. Следопыту, нашедшему записку судьями присуждается 2 очка для команды.
  4. Записку читает сам учитель. (записка: «Ребята, волк готовится идти на охоту. Будьте осторожны»).

5. Подвижная игра «Волк идет».

Волк:  «Что за шайка здесь всегда?

             Разбегайтесь кто куда».

Учитель и дети:  «Мы не шайка и не банда,

                                  Не ватага сорванцов,

                                  Мы веселая команда

                                  Пионеров – молодцов».

ОМУ:

  1. Игра проводится по типу «Салки». Волк – водящий.
  2. Осаленные находятся в доме волка (обруче).
  3. Можно выручать осаленных.
  4. Красную Шапочку выручают из плена, как только волк отбежит далеко (после 1-2 минут бега).

Заключительная часть – 5 минут.

  1. Построение.
  2. Подведение итогов.
  3. Игра на внимание «Плетень».

Конспект сюжетного урока для учащихся 3-х классов.

«Юнги северного флота».

Задачи урока:

  1. Прививать устойчивый интерес к занятиям физической культурой.
  2. Развивать быстроту, ловкость, координацию движений в подвижных играх «Спасатели», «Невод», «перетягивание каната».
  3. Воспитывать чувство товарищества и ответственность в командных действиях.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: канат, круги – 2, бескозырки и воротнички – по количеству учащихся, одежда разбойников, одежда папуаса и снаряжение острова Чунга-Чанга, обручи, бутылка с посланием.

Тип урока: учебно – тренировочный.

ПЛАН УРОКА.

Подготовительная часть – 8 минут.

  1. Построение, расчет по порядку, сдача рапорта. (построение на всю длину зала, рядом с канатом).

Учитель – капитан:    «Дети, вы слышали о корабле

                                 Самом прекрасном на всей земле.

                                 Этот корабль называется так:

                                 Сингл-Бангл -Тингл-Таг.

                                 Матросом на борт поднимается тот,

                                  Кто быстро название произнесет.

                                  Внимание, каждый из вас

                                  Может попробовать хоть сейчас».

Хором:   И … Синглбанглтинглтаг.

Капитан: «Можно поднять корабельный флаг».

2.Учащиеся поворачиваются направо и берут в руки канат.   (Подготовленный заранее ученик поднимает флаг).

Капитан:  «Внимание, пароход отправляется в поход.»

3.Ходьба с канатом, учащиеся изображают звук парохода.

Капитан:   «Этот дым голубой, он летит за трубой,

                      Ой, смотрите, капитан озирает океан.

                      За бортом сверкают чайки, блещет неба синева

                      И разносятся и рубки капитанские слова:

                      Набираем полный ход, побыстрее пароход.»

  1. Бег с канатом под музыку. Музыка прекращается учащиеся переходят на шаг.

Капитан:  «Капитан глядит вперед и команду подает:

                 Все матросы по местам, подплываем к островам.»

  1. Учащиеся проходят через середину зала, во всю длину зала выстраиваются. (Напротив учащихся остров Чунга-Чанга с сидящим папуасом. Остров – обруч.)

Капитан:  «Юнги, напра-во!»

                    «И куда же это мы приплыли?

                      Да это же остров Чунга-Чанга и его местные жители.     Поприветствуем жителей этого острова матросским танцем.

       6. ОРУ с канатом в руках в виде танца «Яблочко».

Основная часть – 22 минуты.

Капитан:  «В белой рубке капитан уловил сейчас сигнал:

 (заранее подготовленный ученик с флажками выполняет различные      движения).

                 Готовьте спасателей, за бортом человек.

  1. Подвижная игра «Спасатели».

Команды по сигналу капитана становятся:

  1. команда «Тельняшка» возле якоря.
  2. команда «Бескозырка» возле штурвала.

(Якорь и штурвал – картонные, крепятся к кубику.)

По сигналу капитаны передают надувной круг над головой своим товарищам по команде. Последний, получивший круг, бежит справа и становится перед капитаном. Выполняет тоже самое. Как только капитан будет последним и получит круг, он бежит и спасает утопающего (надевает на него круг). Возвращается бегом на место.

Капитан: «Молодцы юнги».

                    «Но после трудненькой работы отдохнуть теперь охота.»

  1. Подвижная игра «Перетягивание каната».

Команды по сигналу капитана становятся:

  1. команда «Тельняшка» возле синей ленты на канате.
  2. команда «Бескозырка» возле красной ленты.

 Капитан:  «А теперь перетягивание каната покажет какая команда стала сильнее в нашем походе-плавании.

Перетягивание каната.

Капитан: «А теперь готовьте сеть, в море много рыбы есть.»

                   «Теперь капитаны покажут свое умение ловить рыбу».

  1. Подвижная игра «Невод».

Капитаны берутся за руки и становятся неводом. Все остальные учащиеся – рыбки. По сигналу рыбки разбегаются по залу. «Невод» старается их догнать. Пойманные рыбки превращаются в сеть. (Напомнить, что «невод» не должен разрываться.)

ОМУ:

  1. невод не должен разрываться.
  2. Поменять невод 3 – 4 раза.

Капитан: «А теперь юнги в одну шеренгу – становись!»

 Учащиеся становятся в шеренгу в противоположном углу зала.

Капитан: «Но постойте, что это? Море выбросило нам бутылку с посланием. Ну-ка прочитаем!». (Читает текст из бутылки: «Спасайся, кто может. На острове появились разбойники, Папуас Негрит».

4.Ловля разбойников.

Появляются разбойники и танцуют под музыку разбойников из «Бременских музыкантов» (Разбойники из числа присутствующих или взять на помощь из другого класса).

Учащиеся, взявшись все за руки, ловят разбойников, организовывая вокруг них круг. Связывают (легко) разбойников.

Заключительная часть – 5 минут.

  1. Построение.
  2. Подведение итогов.
  3. Игра на внимание.

Капитан:  «А теперь проверим, не утратили ли вы свою бдительность и внимание. Каждая команда должна поочередно проложить молча подсчет и при цифре 10 дружно выполнить притоп. Победит та команда, которая сделает это дружнее».

Капитан: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 -           дети: - . - . - . - . – 10 (притоп)

Капитан: «Наше пребывание на острове заканчивается. Всем подняться на корабль и занять свои места. Исправившихся разбойников возьмем в команду. Отдать швартовы! К родным берегам, шагом марш!  До свидания. До следующего плавания».

  1. Учащиеся под музыку уходят из зала.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ

Внеклассные и внешкольные спортивно-массовые  мероприятия

  1. дни здоровья
  2. школьные соревнования
  3. соревнования по видам спорта
  4. спортивные вечера, праздники

  1. уроки физической культуры
  2. секции ОФП
  3. спортивные секции
  4. спортивно-оздоровительный  клуб "Олимп"

Учебные

занятия

  1. гимнастика до занятий
  2. физкультпаузы и физкультминутки на уроках
  3. подвижные игры на переменах
  4. динамические паузы

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

Образовательные

Формировать специальные теоретические знания

Обучать жизненно-важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и способностей ребенка

Воспитательные

Воспитывать потребность и умение самостоятельно заниматься физической культурой

Формировать у

юношей

необходимые для военной службы навыки и умения, внутреннюю готовность к службе в Вооруженных Силах России

Формировать личностные качества школьников

через воспитание патриотизма, чувства товарищества, взаимоуважения, честности,

ответственности за свои поступки

Оздоровительные

Укреплять

здоровье,

содействовать нормальному физическому

развитию

Развивать жизненно-важные физические качества: выносливость, силу, координацию

и др.

Формировать у детей установку на здоровый образ жизни:

оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, отказ

от вредных привычек

 ПРИНЦИПЫ

ПОСТРОЕНИЯ

*  повторности  

* системности    

* последова-тельности

ПРИНЦИПЫ

ОТНОШЕНИЯ

*сознатель-ности

* активности

ПРИНЦИПЫ

ОЦЕНИВАНИЯ

* научности

* прочности

ПРИНЦЫПЫ

СООТВЕТСТВИЯ

* индивидуа-лизации

* доступности    

* наглядности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

описание опыта работы учителя физкультуры

учителя физической культуры и ОБЖ Iквалификационной категории МОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» Рахманова Инсафа Рамиловича....

описание опыта работы по т.:"Интенсификация обучения посредством релаксации"

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил.  Возможность иностранного язы...

Описание опыта работы "Обучение написанию сочинений как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы".

Описание опыта работы на обобщение по теме  "Обучение  написанию  сочинений как  способ  формирования  коммуникативной  компетенции учащихся  основной  шко...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы «Использование элементов фольклора на уроках музыки в начальной школе как средства для развития критического мышления и музыкальных способностей учащихся» Белоус В.Ю., место работы МБОУ СОШ № 75(филиал)

Знание фольклора осознаётся современным обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщения к национальной культуре и истории народа. Фольклор о...