мой тренерский подход к работе с детьми и молодежью
методическая разработка по физкультуре по теме
в данной работе решаются задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств и тактических построений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_trenerskiy_podhod.doc | 127.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Курганинск
МОЙ ТРЕНЕРСКИЙ ПОДХОД К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ И МОЛОДЕЖЬЮ
Работу выполнил
учитель физической культуры
Матюнин Юрий Викторович
2013
Еще древние идеалисты и материалисты понимали историческое значение учебно-воспитательного процесса средствами физической культуры.
Древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.) одним из первых призывал познать себя и свои силы.
Материалиста Гиппократа (460-367 гг. до н.э.) называют отцом медицины. По его мнению, врач обязан помогать организму человека избегать болезней и преодолевать их. Он рекомендовал лечить больного физической культурой, диетической пищей, режимом дня.
Идею о единстве формы и содержания обосновал воспитатель Александра Македонского Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он говорил, что трем родам души человеческой - растительной, разумной и волевой - должны соответствовать физическое, умственное и нравственное воспитание. Вместе с другими выдающимися философами, врачами и писателями своего времени Аристотель считал, что излишние пища и питье вредны для здоровья, и высоко оценивал искусство развивать у детей ловкость тела и силу посредством физический упражнений.
Этические и эстетические взгляды древних римлян и греков были неоднозначны, но крылатое изречение римского поэта Ювенала «В здоровом теле - здоровый дух» известно и не потеряло остроты смысла и сегодня.
В наше время, главная цель занятий физкультурой и спортом - не победы на высоком уровне, а воспитание здорового поколения. Пусть из тысячи мальчишек и девчонок, ежедневно посещающих спортивные секции, лишь единицы станут профессионалами и добьются больших достижений, главное, чтобы потребность в занятиях спортом была заложена в детях с малых лет. Ведь спорт не только улучшает здоровье и отвлекает от наркотиков, алкоголя, сигарет, но еще объединяет, воспитывает и дисциплинирует.
Основа организации занятий в спортивных секциях - установление частных закономерностей управления обучением, развитием, воспитанием учащихся.
Цель занятий физической культурой и спортом в спортивных секциях - формирование у учащихся знаний и умений, определяющих их личностные качества и обеспечивающих успешность практической деятельности по физическому развитию и совершенствованию.
В настоящее время в литературе обсуждается широкий круг вопросов, связанных с такой проблемой: какое воздействие спорт может оказывать и реально оказывает на нравственного человека, его эстетические способности, на социальные отношения.
Особое значение приобретают проблемы, связанные со становлением личности учащихся, занимающихся физической культурой спортом. Большое значение придается изучению вопросов, связанных с организацией совместной деятельности учащихся спортивных секций - участников спортивных мероприятий в составе команд. Практическое осуществление развития всех форм восприятия и переработки информации, совершенствование работы памяти, воображения, мышления, внимания и речи, является важнейшим компонентом в учебном процессе методов обучения.
К специфическим методам физической культуры относятся:
- методы строго регламентированного упражнения;
- использование упражнений в игровой форме;
- соревновательный метод.
В свой работе, с помощью этих методов, я решаю задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и двигательных навыков, а также воспитанием физических качеств и тактических построений.
На протяжении последних двенадцати лет мой воспитанницы являются бессменными чемпионками района, а также участницами краевых соревнований по баскетболу, и поэтому я хочу поделиться методами, которые я использую в своих тренировках для технической подготовки баскетболисток.
Техническая подготовка.
Техника нападения.
Хороший пас - основа успеха в нападении. Тренируя передачи, следует уделять внимание отвлекающим действиям, финтам, научиться видеть все поле и партнеров широким периферическим зрением. До ловли мяча следует решить, что делать с мячом дальше, и стремиться предугадать развитие событий, передвижения и действия партнеров, а главное-быть готовым к выполнению передачи в отрыв.
Упражнения для тренировки ловли и передачи мяча.
- Ловля отскочившего от щита мяча в прыжке на вытянутые вверх руки.
- Передачи у стены. Выполняются двумя или тремя мячами в течении 30-40 секунд. Упражнение проводится как соревнование: побеждает тот, кто за этот отрезок выполнит большее количество передач.
- Передача у стены двумя мячами с ударом о пол. Задается время или количество передач.
- Передачи из-за спины левой и правой рукой. Упражнение выполняется у стены или в парах, одним или двумя мячами.
- Передача мяча снизу после отскока от пола. Упражнение выполняется в парах или двумя мячами, поочередно левой и правой рукой.
- Передачи в парах двумя мячами. Первый игрок выполняет подброс над собой, второй игрок выполняет одновременно с этим передачу. Задача первого игрока - поймать и отдать «чужой» мяч и после этого поймать свой.
- То же, что и упражнение 6, но передачи выполняются в движении.
Атакующие действия центрового.
Хороший игрок отличается от плохого прежде всего тем, что он знает, когда можно и нужно бросать по кольцу, а когда нет.
Отрабатывть нужно главным образом те броски, которые игрок будет применять в ходе матчей, приближая тренировки к игровым ситуациям.
Вера в свой бросок основывается на стабильной технике исполнения, на отличной физической подготовленности. Уверенность в своих силах рождается не сама по себе, она вырабатывается кропотливым трудом. Надо помнить также о своевременности броска, расслабленности при его выполнении и умении отвлечься от помех, создаваемых противником и зрителями.
Атакующие действия центрового можно подразделить на ситуации, когда он нападает, находясь спиной к кольцу, и когда он располагается лицом к корзине.
Упражнения для тренировки элементов атаки лицом к кольцу.
- Ловля мяча и крюк правой рукой с шагом правой ногой.
- Ловля мяча и полукрюк правой рукой без поворота к кольцу.
- Ловля мяча и крюк левой рукой с шагом левой ногой и поворот к кольцу.
- То же, что и упражнение 2, но полукрюк левой рукой.
- Ловля мяча и крюк правой рукой, после финта влево на бросок.
- То же, что и упражнение, но крюк левой рукой после финта вправо.
Упражнения для тренировки элементов атаки лицом к кольцу.
- Броски по кольцу с трех-четырех излюбленных точек, дистанция - 3-4-5 м.
- Финт на бросок с любой из излюбленных точек и проход к кольцу с двумя-тремя ударами в пол.
- Проход к щиту с поворотом (пивотом) в левую или правую сторону.
- Подбор мяча, отскочившего от щита в нападении. Движение к щиту с поднятыми вверх руками, опережая защитника, с применением финтов и без них.
Передачи мяча.
Передача мяча - один из важнейших и технически сложных элементов баскетбола. Каждому баскетболисту необходимо знать и применять следующие основные правила передачи мяча:
1. Не уверен, не отдавай. Игрок, передающий мяч партнеру, отвечает за то, чтобы
передача дошла до адресата. Другими словами, в 95% случаев в потери мяча виноват
пасующий.
2. Как при выполнении передачи, так и при приеме мяча необходим полный обзор поля и
осмысление игровой ситуации.
- Передающий отвечает за точность, своевременность, быстроту паса, его неожиданность для соперников.
- Передачи тренируются вместе с ловлей мяча и работой над цепкостью. Небрежность при тренировке передач недопустима.
Начинающим баскетболистам полезно работать над передачами до 30 минут на каждой тренировке.
Упражнения для тренировки передачи мяча.
- Передачи мяча двумя руками максимально вверх из положения сидя. Пока мяч находится в полете, нужно успеть встать на ноги без помощи рук и поймать мяч уже стоя.
- Передачи мяча в стену после имитации финта.
- Передачи мяча на точность с расстояния 6-8 м. в круг диаметром 1 м., 60 см., 30 см.
- Передача и ловля двух мячей в ребристую стенку (жонглирование).
- Передачи в углу зала в две стены двумя мячами с расстояния 4-5 м.
- Передача мяча в парах сидя, лежа, стоя на коленях.
- Передача мяча в стену с сопротивлением. На стене мишень. Защитник мешает выполнению передачи. Расстояние до стены 5-6 метров.
- ловля очень сильной передачи (передачу выполняет тренер) и передача мяча двигающемуся партнеру.
- «Салки» в передачах. Пара водящих передает мяч, все остальные игроки с мячами выполняют самое разнообразное ведение. Задача водящих - «осалить» игрока, не выпуская мяч из рук. «Осаленный» игрок выбрасывает свой мяч и присоединяется к водящим.
- 10. Передачи мяча в квадрате с сопротивлением. Выполняется как соревнование между командами 3x3, 4x4. Передающей команде можно двигаться только по линиям квадрата. Команда, которая забирает мяч, находится внутри квадрата.
Ведение мяча.
Ведение мяча - один из основных технических элементов баскетбола, второй после передачи, - способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча - фундамент стабильного контроля за ним.
Упражнения для отработки ведения мяча.
- Сидя на скамейке. Очень низкое ведение, высока отскока - около 10 см. от пола.
- Стоя на месте. Ведение вокруг корпуса.
- Стоя на месте. Ведение между ногами.
- Стоя на месте. Разновысокое ведение.
- Стоя на месте. Ведение двух мячей с одновременными и поочередными ударами в пол.
- Бег с высоким подниманием бедра и ведением мяча.
- Бег с захлестом голени и ведением мяча.
- Непрерывное ведение мяча с одновременным выполнением команд тренера: «Сесть!», «Встать!», «Лечь!».
- Челночный бег с ведением мяча на время. В каждой точке разворота фиксируется остановка прыжком на обе ноги.
- Игра «Выбивной». Одна команда в кругу выполняет ведение баскетбольными мячами, вторая команда за кругом с одним волейбольным мячом. Игра проводится как соревнование между двумя командами на время.
Броски по кольцу.
Броски по кольцу - важнейший технический элемент игры, конечеая цель всех действий на площадке. Броски различают по типу их исполнения: одной или двумя руками; по способу исполнения: с места, в прыжке, в движении, после прохода, после обманного движения, крюком, полукрюком; по расстоянию от кольца: близкие (0-3 метра), средние (3-5 метров) и дальние (трехочковые броски).
Ценный опыт можно получить, наблюдая, как бросают по кольцу лучшие игроки НБА, Европы, России.
Упражнения для тренировки бросков.
- Броски с 1,5-2 метров. Направлять мяч в кольцо так, чтобы он проходил сквозь него, не касаясь дужек. Упражнение вырабатывает чувство кольца.
- Броски из-под кольца с частичным сопротивлением. Цель упражнения - обучение нападающих управления мяча корпусом и выполнению прохода при контакте с защитником и мелких фолах с его стороны. Защитник дает нападающему возможность получить мяч, входит с ним в контакт, стараясь выбить мяч из рук, может слегка его подталкивать. Нападающий должен укрыть мяч корпусом, не выпустить его из рук и забить в кольцо. Ему разрешен короткий дриблинг 9не более 2-3 ударов), два шага и бросок.
Смена мест происходит по кругу.
- «Упражнение снайпера» с трех точек в радиусе 180 см. от кольца. Каждый игрок выполняет по десять бросков с каждой точки. Успешными считаются только те броски, при которых мяч влетает в кольцо не коснувшись дужки.
- То же, что и упражнение 3, но с пяти точек в радиусе 320 см. от кольца.
- Игра 1x1 без подбора. Защитник отдает мяч нападающему и сразу занимает защитную позицию. Нападающий может пробить по кольцу сразу с той точки, на которой он получил мяч или после одного удара в пол. Выигрывает тот, кто больше забьет из десяти попыток.
- «25+10». Выполняется в парах. В радиусе 4,5-5,5 метров. От кольца размечается пять точек. Игрок совершает пять бросков с каждой точки и после каждой серии пробивает 2 фола. Побеждает тот, чья сумма окажется лучшей.
- Средние и дальние броски в парах или тройках. Соревнование между парами (тройками): кто быстрее наберет 21,31,51 попадание.
- Игра в баскетбол 3x3 или 4x4 по всей площадке. Быстрый прорыв разрешается завершать броском из под кольца, а позиционное нападение - только средним или дальним броском.
- Бросок с дистанции 3-4 метров после кувырка вперед с мячом в руках.
- Бросок по кольцу с дистанции 3-4 метров после кувырка назад.
Упражнения для тренировки штрафных бросков.
При выполнении штрафного броска следует соблюдать следующие правила;
- расслабить тело (особенно руки и кисти) и одновременно сосредоточить внимание на цели;
- принять правильную стойку;
- почувствовать мяч, покрутить его в руках, 2-3 раза ударить в пол, взять его в руки так, чтобы последние фаланги пальцев бросковой руки оказались на черной полоске мяча;
- сконцентрировать внимание на дужке кольца, мысленно представить, как мяч проскакивает сквозь нее, сделать глубокий вдох, выдохнуть - и только после этого бросать.
- Штрафные броски в парах. После каждых трех бросков игроки делают рывок к центру площадки и обратно и совершают новую серию бросков. Выигрывает тот, у кого больше попаданий за три минуты.
- Соревнование в парах. Первый партнер бросает штрафные до первого промаха. Второй должен превзойти или повторить его результат. Упражнение продолжается до трех побед одного из партнеров.
- Тренировка штрафных бросков тремя мячами. Выполняется в четверках. Один игрок бросает, трое других подают ему мяч. Бросающий получает мяч в руки, как только освобождается от предыдущего. Подсчитывается количество попаданий за 1 - 1,5 минуты.
- Штрафные броски в парах сериями по десять. При нечетных бросках мяч должен попасть в кольцо, не задевая, щита; при четных - после удара о щит. Упражнение воспитывает уверенность в своем броске.
- Искусственное повышение значения штрафных бросков на тренировке: за каждое нарушение правил во время игры пробивать не 2, а 4 штрафных.
- Штрафные броски в состоянии утомления. В конце тренировки 3-4 штрафных попаданий подряд.
А методы воспитания рассматриваю, как способы взаимодействия воспитателя и воспитуемого, направленные на достижение воспитательных целей.
Я считаю, что творчество тренера выражается не только в его высоких профессиональных качествах, но и прежде всего в умении самостоятельно решать нетипичные задачи, находить пути развития нестандартных ситуаций, критически воспринимать аксиомы и догмы, сколь бы авторитетны ни были источники. Извлекать из лучших образцов передового опыта не готовые рецепты, а трансформировать их к конкретным условиям данной команды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мой тренерский подход к работе с детьми и молодёжью.
Сущность и специфика деятельности тренера, по моему мнению, заключаются в умении найти особый подход к каждому спортсмену; создать необходимые условия для его развития; вселить веру в воспитанника, во...
"СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА" В РАМКАХ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПСИХОЛОГА, УЧИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ".
выступление на педагогическом совете...
Эссе на тему: "Мой тренерский подход к работе с детьми и молодёжью"
Моё педагогическое кредо и убеждения....
«Мой тренерский подход к работе с детьми и молодежью»
Из опыта многолетней работы...
Мой тренерский подход к работе с юными спортсменами
Из опыта работы тренера - преподавателя отделения дзюдо ДЮСШ Шпаковского района...
Фото: награждение учителей физической культуры, тренеров-преподавателей, представителей спортивных клубов, общественности по работе с детьми и молодежью.
С4 по 9 мая 2017 года в Мурманской области проходила региональная акция "Олимпийские легенды - детям и молодежи Мурманской области" в рамках благотворительной программы Олимпийские легенды - детям и м...
«Применение музыкотерапии в логопедической работе, как одного из методов инновационного подхода в работе с детьми с ОВЗ». Из опыта работы учителя-логопеда
Инновационное развитие современной наукиxviii всероссийская научно-практическая конференцияЯнварские педагогические чтенияМузыкотерапия – метод психотерапии и Арт-терапии (лечение музыкой),...