Здоровьесберегающая среда на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме
Предварительный просмотр:
Создание здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры и во внеурочное время в МБОУ «Начальная школа-детский сад № 44» г. Белгорода
На сегодняшний день вопрос о сохранении и укреплении здоровья младших школьников в образовательных учреждениях является одним из актуальных в системе современного образования.
Его актуальность заключается в том, что по данным многочисленных исследований, именно образовательная среда является одним из наиболее сильных факторов отклонений в здоровье и развитии детей.
В связи с этим, введение в действие нового Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, оказало на содержание теоретической и практической части урока физической культуры особое влияние. В учебниках увеличилось число заданий теоретического и практического характера, появилось большое разнообразие упражнений для развития силы, ловкости, быстроты, увеличилось число упражнений, пробуждающих и развивающих интерес учащихся к данному предмету, активнее стали использоваться здоровьесберегающие технологии.
В нашем образовательном учреждении на уроках по физической культуре мы стараемся не только решить проблему организации физической активности учащихся, но и профилактику возникновения гиподинамии и различных заболеваний, так как поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью.
В связи с увеличение количества уроков физической культуры (3 часа в неделю) и изменением содержания уроков (каждый урок стал новой «тропинкой здоровья»), мы активно реализуем такие здоровьесбергающие технологии, как физкультурно-оздоровительные технологии.
К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного ученикаот физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
1. Стимулирующие: они позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния (температурное закаливание, физические нагрузки);
2. Защитно-профилактические технологии: выполнение санитарно-гигиенических норм и требований;ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление; использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизма.
3. Компенсаторно-нейтрализующие технологии: физкультминутки, физкультпаузы, которые нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
4. Информационно-обучающие технологии обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье [1].
«Физкультура без освобожденных» - это принцип, которым руководствуются в нашем образовательном учреждении, поэтому физическая активность организуется двумя направлениями:
1) Занятия больших форм - уроки физической культуры и работы в спортивных секциях во внеурочное время.
2) Занятия малых форм, вводимые в структуру учебного дня (вводная гимнастика до учебных занятий, физкультминутки и физкультпаузы, физические упражнения на удлинённой перемене).
Двигательная активность наших обучающихся складывается из ежедневной утренней зарядки в 8.20, ходьбы, подвижных перемен, пауз в режиме дня.
Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема внеурочной занятости детей, организации досуга, дополнительного образования. Наше учреждение является школой полного дня, поэтому у нас есть все условия для того чтобы сохранять и укреплять здоровье детей не только в урочное время, но и во внеурочное.
К основным мероприятиям здоровьесберегающей деятельности, которые мы реализуем, относятся:
- физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия;
- просветительской работы с учениками по формированию культуры отношения к своему здоровью;
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни;
- развитие и саморазвитие личности ребёнка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
В методике обучения физической культуре основной задачей является: сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся [2].
Поэтому на уроках физической культуры особое место мы отводим формированию физического развития младших школьников. Интерес к ней в начальных классах поддерживается применением на уроках игр, общеразвивающих упражнений, вопросов, заданий. Интересные игры и практические задания, проведение соревнований привлекают внимание детей, усиливают и развивают их физически, служат основой для занятий спортом.
К основным принципам, которым мы придерживаемся в рамках организации здоровьесберегающей среды для детей, относятся:
1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося (подбирается такой уровень учебной нагрузки, который соответствует тренирующему режиму и является щадящим (ниже утомляющего). Для каждого ученика составляется оптимальный уровень нагрузки.
2. Помнить о формировании ответственности учащихся за свое здоровье. Способствовать формированию собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты здоровья, культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья [3].
Как показывает практика, здоровье детей во многом зависит от среды в образовательном учреждении, поэтому применение нами здоровьесберегающих технологий способствуют сохранению и укреплению здоровья детей младшего школьного возраста. Поэтому в нашем учреждении мы стареемся создать такие условия, чтобы каждый ученик чувствовал себя психологически и физически комфортно.
Литература:
1.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11. С. 75.
2. Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2011. - 444 с.
3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО, 2012.-121с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.
}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...
Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"
В уроке использованы множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся начальной школы к своему физическому и психическому здоровью.
Основная задача школы и педагогов заключается. в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколен...
Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича
Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для формирования осознанного отношения обучающихся школы к своему физическому и психическому здоровью.
Данная статья будет полезна педагогам, учителям и родителям....
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина
ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...