Проблемы развития физических способностей в начальной школе
методическая разработка по физкультуре ( класс) по теме
О физическом развитие детей младшего возраста в целом. И как эту проблему мы решаем в своей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_razvitiya_fizicheskih_sposobnostey.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития физических способностей
младших школьников.
Из опыта работы
учителя физической культуры
Кузнецовой Н. И. ГБОУ школы №238.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников. Физическое воспитание младших школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологичес-кими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться и привыкнуть. С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничи-вается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В свя-зи с этим, по решению педагогического совета в школе организована динамическая пауза для учащихся 1 – 4 классов с 10 ч. 25 мин. до 11 ч. 30 мин., за время которой дети успевают гулять на улице, играя в разные игры и позавтракать в столовой. Правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. На протяжении целого учебного года все учащиеся с 1 по 4 классы посещают один раз в неделю бассейн, следовательно, происходит повышение двигательной активности в нетрадиционной форме и этот день в расписании учебных занятий считается облегченным в плане умственного труда, так как школа специализированная повышена нагрузка учащихся.
Какие двигательные способности развивать? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Это далеко не полный перечень вопросов, которые возникли передо мной решая проблему физических способностей.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Практика показывает, что многие школьники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках, метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости.
Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности на своих уроках, дало мне возможность повысить знания детей о том, как научиться управлять своими движениями; развивать само умение управлять своими двигательными действиями, формировать положительное отношение к урокам физической культуры. Я поняла, что основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем оптимальнее будет развиваться ученик.
Особое внимание в начальной школе уделяется развитию разнообразных координационных, скоростных способностей, ловкости и выносливости, а также овладению школой движений. Обучение двигательным действиям при развитии физических способностей младших школьников тесно связано между собой.
Основными компонентами координационных способностей являются способности к ориентированию, равновесию, реагированию, дифференцированию параметров движений, способности к ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярная устойчивость, произвольное расслабление мышц. Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени. Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет, можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемой скоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому что детям не доступна координация движений в полете, для примера возьмем опорный прыжок, а потому что они еще не могут оттолкнуться ногами и руками с достаточной силой.
В 1 классе для совершенствования координации движений и их точности в уроки включаю подвижные игры, как «Карлики и великаны», когда дети по команде «Великаны» должны выпрямиться и подняться на носки, как можно выше, а по команде «Карлики» - присесть, как можно ниже; игра «Запрещенное движение» - учитель предлагает играющим выполнять за ним все движения, кроме запрещенного; игра «Быстро по местам», «Ловишки» и т. д. На первых уроках использую игровые эстафеты, чередуя задания на сохранение равновесия при ходьбе и прыжках с преодолением небольших препятствий.
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений. Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач. При обучении обязательным требованием является новизна разучиваемого упражнения и условий его применения. Я сама применяю такой метод, когда повторяю одну и ту же игру, но меняю в ней правила или какие-то действия, детям опять становится интересно играть. Для развития ловкости очень хорошо использовать подвижные игры, а также бег с преодолением каких либо препятствий.
При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, отдельных движений и способность увеличивать их темп без отягощений. С этой целью я использую различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал. Наиболее эффективны разнообразные варианты «скоростных» игр. ( Я не буду перечислять все эти подвижные игры, потому что каждый из нас применяет их на своих уроках).
Для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенности уроками физической культуры стараюсь использовать игровые и соревновательные методы и во внеурочной деятельности. В настоящее время физкультурно-оздоровительная работа с младшими школьниками строится в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В результате для 1 – 2 классов организованы спортивная секция – футбол; факультативы – пластический танец, «Театр +», «Музыкальный салон», где дети также проявляют не только умственные, артистические, но и физические способности. До начала уроков в младших классах проводится физ-зарядка в музыкальном сопровождении. Ежегодно осенью все учащиеся с 1 – 4 класс выезжают на школьный «Туристический слет», где готовим специальную соревновательную программу, а весной выездное мероприятие «Туристическая тропа».
Известно, что элементарные двигательные умения и навыки, приобретенные детьми в игровых условиях, не только сравнительно легко перестраиваются при последующем, более углубленном изучении техники движений, но и облегчают овладение ею. У большинства детей младшего и среднего школьного возраста показатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже если рассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчик быстро пробегает короткую дистанцию, тот это еще не значит, что он сможет быстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровень силовой выносливости у одного и того же ребенка в большинстве случаев не совпадает с уровнем статической и динамической выносливости и т. д.).
В заключении хочется сказать, что воспитание физических качеств достигается через решение разнообразных двигательных задач, а развитие физических способностей – через выполнение двигательных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология деятельностного метода – инструмент эффективного развития способностей учащихся начальной школы»
Деятельностный метод обучения - это метод, при котором ребёнок не получает готовые знания, а добывает их сам в процессе собственной учебно - познавательной деятельности....
Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в процессе изучения английского языка.
Иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства....
Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр
В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...
Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»
Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. Эту ос...
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий...
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий на уроках физической культуры...
Проблема развития двигательных способностей учащихся в школе.
технология применения начальной методики обучения традиционному у-шу для развития координационных способностей и гибкости у средних школьников....