Рабочая программа по физической культуре для 6 класса 2012- 2013 учебный год
рабочая программа по физкультуре (6 класс) по теме
Рабочая программа по физической культуре для 6 класса 2012- 2013 уччебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_6_klass_3_chasa.docx | 51.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" (6 класс) разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов под руководством доктора педагогических наук В.И. Лях и кандидата педагогических наук А.А. Зданевич, действующей с 2008 года, охватывающая все основные компоненты системы физического воспитания. Рабочая программа создана на основе основных разделов физической культуры: теория, гимнастика (с элементами акробатики), легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка с учетом материально-технической базы учебного учреждения. Общее количество учебного времени равномерно распределено между всеми видами физической подготовки. Большой удельный вес приходится на организацию и проведение занятий на свежем воздухе. В системе используются по данной программе различные виды мониторингов, которые помогают наблюдать в динамике за физическим развитием каждого школьника.
Содержание данного календарно – тематического планирования при 3 (трех) учебных занятиях в неделю основного общего образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.
Помимо выполнения обязательного минимума содержания программного материала, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, возможностей материальной физкультурно – спортивной базы школы, включена дифференцированная (вариативная) часть физической культуры. Она направлена на изучение раздела «Подвижные игры» и на увеличение часов на раздел «Спортивные игры» (волейбол, баскетбол).
Целью физического воспитанияв школе является содействие всестороннему развитию личности обучающихся. Слагаемые физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи физического воспитания обучающихся 6 классов
Решение задач физического воспитания учащихся направленно на:
- содействие гармоничному физическому развитию, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влияний занятий физическими упражнениями на основе системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Каждый из практических разделов рабочей программы составлен в соответствии с задачами обучения и имеет единую структуру: теоретические сведения по виду спорта, умения, навыки, составляющие содержание обучения, упражнения для развития двигательных качеств и навыков, требования к учащимся.
Теоретические сведения призваны расширить кругозор обучающихся в области физического воспитания, дать им необходимые знания по использованию средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности. Теория изучается на уроках, лекциях при прохождении материала соответствующего раздела программы. Методы сообщения теоретических знаний определяют учитель. При изучении вопросов теории используется учебник «Физическая культура», программно-методический материал.
Гимнастика с основами акробатики. Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 5 классе, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных и кондиционных способностей. Начиная с 6 класса усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при дозировке гимнастических упражнений. После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках. Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма
Уроки легкой атлетики направлены на закрепление основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы. Продолжается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину, метаниям. Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей.основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию. Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает благоприятные возможности, позволяющие обучить гимназистов проведению самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.
В разделе «Спортивные игры» в 6 классе продолжается обучение технико-тактическим действиям спортивных игр баскетбола и волейбола. Обучение сложной технике игр основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным развитием ребенка. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, способность к согласованию отдельных действий и др.) и кондиционных способностей (силовых, выносливости, скоростных). Спортивные игры благоприятно влияют на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств. На учебных занятиях закрепляются и совершенствуются ранее освоенные элементы техники перемещений, остановок, владения мячом, защитных действий, усложняется набор технико – тактичеких взаимодействий в нападении и защите.
Лыжная подготовка посвящена изучению поперечного двухшажного и одновременного бесшажных ходов. Подъем "елочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции до 3 км без учета времени. В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2- 3 км (вкатывание).Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих во время выполнения занятий. Переход с хода на ход, тренировка комбинированных ходов, формирование правильного дыхания.
В целях контроля за результативностью урока физической культуры, проверки уровня общей физической подготовленности обучающихся два раза в год проводится мониторинг физического развития учеников: бег 30м, прыжок в длину с места, наклон на гибкость, бег 1 км, подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и вис (девочки)
Успеваемость. Знания, умения, навыки, уровень развития физических качеств оцениваются по пятибалльной системе. Может оцениваться как абсолютный результат, так и степень прироста того или иного физического качества у конкретного учащегося.
Предварительный учет осуществляется для выявления и уточнения условий проведения занятий, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, характера производственной деятельности учащихся.
Текущий учет – это учет показателей учебной работы: посещаемости, успеваемости, выполнения программы, а также учет данных врачебного контроля и выполнения учебных нормативов.
Итоговая оценка – за четверть, за год выставляется за сдачу конкретных нормативов. Преподаватель имеет право как повышать, так и понижать учебный норматив, в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного учащегося, а также учитывать его отношение к учебе, соблюдение норм здорового образа жизни.
Содержание данной рабочей программы предназначено для учащихся основной и подготовительных медицинских групп. Учащиеся освобожденные от уроков физической культурой, присутствуют на уроках в спортивной обуви и выполняют отдельные поручение учителя.
Общее количество часов в год - 102 (3 часа в неделю)
Комплексная программа физического воспитания.
6 класс
Основы знаний
Нужды (потребности ) организма для правильного функционирования. Взаимосвязь между выбором стиля жизни и уровнем благополучия. Питание и его значение для роста и развития.
Сущность девиза «Один за всех и все за одного!».
Взаимоотношения людей в коллективе и влияние коллектива на личность и личности на коллектив.
Что нельзя в баскетболе? Различия между стритболом и баскетболом.
О.Ф.П.
Старт из положения с опорой на одну руку. Эстафета, челночный бег 4+10м и 6+10 м .
Прыжки в длину с места и разбега, напрыгивание и прыжки в глубину, опорные прыжки, прыжки через скакалку.
Метание набивного мяча (1 кг) из различных исходных положений двумя и одной рукой. Метание малого мяча и гранаты весом в 300 г (мальчики), метание в цель.
Силовые упражнения с гантелями. Подъём переворотом в упор из виса стоя толчком двух ног. Подтягивание на высокой перекладине. Упор на брусьях. Размахивание в упоре.
Одновременный двухшажный ход; одновременный одношажный ход ; основной и стартовый варианты. Преодоление уступов и выступов при спуске. Прохождение отрезков до 400 м на скорости. Прохождение дистанции до 6-7 км.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Ведение мяча с изменением направления и скорости. Остановка в два шага. Ловля и передача двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении; передача двумя руками от груди при встречном беге в колоннах. Передача мяча одной рукой от плеча. Броски мяча в корзину в движении; бросок в кольцо одной рукой после ведения; броски мяча в движении после двух шагов. Учебная игра по упрощённым правилам.
ПРИМЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Распределение учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры (сетка часов) в 6 классе
Вид программного материала | Кол-во часов (уроков) | ||||
1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4 четверть
|
год | |
| часы | ||||
Основы знаний | В процессе урока | ||||
Навыки и умения: |
| ||||
Легкая атлетика | 15 |
|
| 14 | 30 |
Гимнастика | 6 | 8 |
|
| 14 |
Лыжная подготовка |
| 9 | 12 |
| 21 |
Спортивные игры: |
|
|
|
|
|
Баскетбол | 3 | 7 | 9 |
| 19 |
Волейбол |
|
| 9 | 10 | 19 |
Подвижные игры | В процессе урока |
| |||
Развитие двигательных качеств |
В процессе урока | ||||
ВСЕГО: | 24 | 24 | 30 | 24 | 102 |
Навыки, умения, развитие двигательных качеств
Легкая атлетика (_30 часов_)
Основная направленность | Содержание материала |
На овладение техникой спринтерского бега | Высокий старт. Бег с ускорением от 30 до 40м. Скоростной бег до 40м. Бег на результат 60м. |
На овладение техникой длительного бега | Бег в равномерном темпе от 10 до 12 минут. Бег 1000м |
На овладение техникой прыжка в длину | Прыжки в длину с 7-9 шагов разбега |
На овладение техникой метания | Метание теннисного мяча на дальность , в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 6-8 м. Бросок набивного мяча (1кг) двумя руками из-за головы из положения сед ноги врозь на полу |
На развитие выносливости | Кросс до 15 мин, бег с препятствиями на местности, 6-минутный бег, эстафеты, круговая тренировка. |
На развитие скоростно-силовых способностей | Эстафеты, старты из различных и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью |
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, прыжки через препятствия |
На знания о физической культуре | Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой. |
На овладение организаторскими умениями | Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в подготовке места проведения соревнований. |
Самостоятельные занятия | Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых , скоростных, координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены. |
Учебные нормативы по освоению навыков, развитию двигательных качеств по легкой атлетике.
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | |
Бег 30м,с | 4.9 и ниже | 5.0-5.6 | 5.7 и выше | 5.0 и ниже | 4.9 - 6.2 | 6.3 и выше |
Бег 60м,с | 9,8 | 10,4 | 11,1 | 10,3 | 10,6 | 11,2 |
Бег 1 км | 4.30 и ниже | 4.31-6.01 | 6.00 и выше | 5.10 и ниже | 5.11-7.00 | 7.01 и выше |
Прыжок в длину с места, см | 190 и выше | 189-160 | 159 и ниже | 170 и выше | 169-140 | 139 и ниже |
Прыжок в длину с разбега, см | 360 | 330 | 270 | 330 | 280 | 230 |
Метание малого мяча на дальность, м | 36 | 29 | 21 | 23 | 18 | 15 |
Гимнастика с элементами акробатики (14часов)
Основная направленность | Содержание материала |
На освоение строевых упражнений | Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте |
На освоение ОРУ без предметов на месте и в движении | Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, поворотами. Простые связки. ОРУ в парах. |
На освоение ОРУ с предметами | ОРУ с набивным мячом, гимнастическими палками |
На освоение и совершенствование висов и упоров | Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа |
На освоение акробатических упражнений | Два кувырка вперед слитно; Мост из положения стоя с помощью. |
На развитие координационных способностей | ОРУ с предметами и без предметов; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой. Эстафеты с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. |
На развитие силовых способностей | Упражнения со скакалкой, броски набивного мяча, подтягивание на перекладине, отжимания. |
На развитие гибкости | ОРУ с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных , коленных суставов и позвоночника. Упражнения в парах, с гимнастической скамейкой, стенкой. Упражнения с предметами. |
На знания о физической культуре | Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий.упражнения для разогревания. |
На овладение организаторскими способностями | Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнение обязанностей командира отделения; установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. |
Самостоятельные занятия | Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей, гибкости с предметами и без, акробатические. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки. |
Учебные нормативы по освоению навыков, развитию двигательных качеств по гимнастике.
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | |
Наклон на гибкость, см | 10 и выше | 9-6 | 5 и ниже | 16 и выше | 15-9 | 8 и ниже |
Подтягивание, раз в/п мальчики, н/п - девочки | 7 и выше | 6-4 | 3 и ниже | 19 и выше | 18-10 | 9 и ниже |
Вис (девочки) с | - | - | - | 15 и выше | 14-7 | 6 и ниже |
Поднимание туловища лежа на спине, раз |
|
|
|
|
|
|
*комбинация из изученных ранее акробатических элементов.
*перестроение из одной шеренги в две, из колонны по одному в колонну по два в колонну по одному
Спортивные игры
Баскетбол (17 часов)
Основная направленность | Содержание материала |
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). |
На освоение ловли и передач мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника ( в парах, тройках, квадрате, круге). |
На освоение техники ведения мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости |
На овладение техникой бросков | Броски одной и двумя руками с места и в движении.максимальное расстояние до корзины 3,60м |
На освоение индивидуальной техники защиты | Вырывание и выбивание мяча |
На закрепление техники владения мячом | Комбинация из освоенных элементов |
На закрепление техники перемещений, владения мячом | Комбинация из освоенных элементов |
На освоение тактики игры | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом. |
На овладение и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3 |
*вырывание и выбивание мяча; бросок двумя руками от груди; ведение мяча с изменением направления; ловля и передача мяча
Волейбол (15 часов)
Основная направленность | Содержание материала |
На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба и бег с выполнением заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, ускорение). |
На освоение техники приема и передач мяча | Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. Тоже через сетку. |
На освоение техники нижней прямой подачи | Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки |
На овладение игрой | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков |
На развитие координационных способностей | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом (челночный бег, всевозможные упражнения с мячом и т.д.) |
На развитие выносливости | Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры |
На развитие скоростных и скоростно - силовых способностей | Бег с ускорением, изменением направления, из различных и.п.. Подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения. |
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей, техники перемещений | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
На овладение организаторскими умениями | Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игр.
|
Учебные нормативы по освоению навыков, развитию двигательных качеств по спортивным играм.
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | |
Челночный бег 3Х10м.с | 8.3 и ниже | 8.4-9.0 | 9.1 и выше | 8.8 и ниже | 8.9-9.6 | 9.7 и выше |
Челночный бег 10Х5 м, с | 17.7 и ниже | 17.8-20.7 | 20,8 и выше | 18.7 и ниже | 18.8-22,7 | 22.8 и выше |
Верхняя передача мяча двумя руками от стены | 10-6 | 5-4 | 3 и ниже | 10-6 | 5-4 | 3 и ниже |
Нижняя прямая подача в пределах площадки из-за лицевой линии из 10 попыток | 5 | 4 | 3 | 4 | 3 | 2 |
*перемещения и стойка игрока;
Лыжная подготовка (23 часа)
Основная направленность | Содержание материала |
На освоение техники лыжных ходов | Попеременный двухшажный и одновременный двухшажный ходы. Подъем "полуелочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3 км. |
На знания о физической культуре | Правила самостоятельного выполнения упражнений. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях. |
Учебные нормативы по освоению навыков, развитию двигательных качеств по лыжным гонкам
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
"5" | "4" | "3" | "5" | "4" | "3" | |
30м с хода Кол-во шагов на отрезке | 5.9 12 | 6.3 14 | 6.6 16 | 6.6 13 | 7.0 15 | 7.4 17 |
2 км | 14.00 | 14.30 | 15.00 | 14.30 | 15.00 | 15.30 |
Раздел: «Подвижные игры».Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий и др.). В содержание включены игры с бегом, метанием, на координацию, с прыжками. Основными продолжают оставаться игры применяемые на последующих уроках: «Два капитана» и «Лапта».
Литература:
- Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов.В.И Лях. А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2008г;
- Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006;
- Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. – М. Физкультура и спорт, 1991.
- Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум - М.: Просвещение, 1992;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 5-7 классы, 2012-2013 уч.г.г.
Программа включает:1. Пояснителная записка2. Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 5-7 классов3. Учебно-тематический план4. Содержание обучения по классам5. Т...
Рабочая программа по информатике 8-9 классы, 2012-2013 уч.г., автор Н.Угринович
Программа включает:1. Пояснителная записка2. Содержание курса информатики и информационных и коммуникационных технологий для 5-7 классов3. Учебно-тематический план4. Содержание обучения по классам5. Т...
Рабочая программа История Древнего мира 5 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории Древнего мира (5 класс) включает в себя: пояснительную записку; содержание рабочей программы; требования к уровню подготовки учащихся 5 класса;планируемые результаты освое...
рабочая программа по русскому языку 6 класс 2012-2013 год
Рабочая программа составлена по программе РазумовскойМ.М и образовательному стандарту 2004...
рабочая программа по русскому языку 7 класс 2012-2013 год
Рабочая программа соответствует образовательному стандарту 2004 года и программе Разумовской М.М....
рабочая программа по русскому языку 9 класс 2012-2013 год
Рабочая программа соответствует образовательному стандарту 2004 года и программе Разумовской М.М. 2009 года...
Рабочая программа по новейшей истории 9 класс 2012-2013 уч. год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2007 г., Приказа Министра образования и науки «Об утверждении федеральных перечн...