ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.
методическая разработка по физкультуре по теме
Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ.
В.К. Коробов, учитель физкультуры
МКОУ «СОШ № 2» п. Сывдарма ЯНАО
Введение
Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры.
Анализ литературы по проблеме учебной мотивации, а также собственные наблюдения указывают на то, что успеха в учебе добиваются те ученики, мотивация которых вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, умениями, процессом обучения и ожидаемыми результатами, а не внешними мотивами (отметками, признанием). Именно у этих учащихся формируются потребности в самообразовании и самосовершенствовании
В классе сельской малочисленной школы, где обучается от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состязаться, сравнивать свои достижения, что в условиях малочисленного класса невозможно. Возникает необходимость объединять классы и проводить уроки с учениками разных возрастов.
Технология.
У меня существует своя программа по физическому воспитанию, которую я разработал исходя из уровня физического развития учащихся, климатических условий района, где находится школа, а также от оборудования, которым располагает школа.
При подготовке к урокам я опираюсь на поурочный четвертной план: уточняю сформулированные в нём учебно-воспитательные и оздоровительные задачи, разрабатываю содержание урока с учётом результатов предыдущих занятий, выбираю методы и методические приёмы, подбираю необходимый инвентарь и оборудование.
Готовясь к уроку, я подбираю соответствующий программный материал для всех частей урока: вводной, основной, заключительной. Сначала подбираю материал для основной части, так как именно в ней решаются ведущие учебные задачи, а затем для вводной и заключительной.
Уроки физической культуры в школе проводятся по общепринятой структуре — с вводной,
основной и заключительной частями.
Первая часть урока (8—10 мин) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке во второй, основной, части.
В этой части урока используются упражнения в ходьбе, беге, построениях, перестроениях, несложные игровые задания, игры малой интенсивности. Я акцентирую внимание учащихся на четкое выполнение команд и распоряжений, умение сохранять правильную дистанцию в ходьбе и беге.
В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся (побледнение лица или чрезмерное покраснение, одышка, отказ от выполнения упражнений).
Во второй части урока (25—30 мин) решаются наиболее сложные задачи обучения — прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.
Принципы организации разновозрастных занятий
Организация учебных занятий в разновозрастных группах проходит с учетом следующих общедидактических принципов:
1.Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.
В зависимости от дифференциации содержания, связанной с возрастом детей, могут быть проведены уроки для учащихся разных классов, либо организована совместная работа под руководством старших. Последнее имеет смысл в том случае, если старшие повторяют, закрепляют, актуализируют материал, необходимый им для усвоения новых знаний и способов деятельности.
2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей
Данный принцип означает поручение старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности.
3. Принцип взаимообучения
Принцип взаимообучения означает овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может времен но выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе общения применяет имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.
4. Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста.
Как показал анализ опыта проведения разновозрастных занятий, организация совместной деятельности и общения детей разного возраста — это один из самых сложных для решения вопросов. Часто такое занятие представляет собой объединение двух или нескольких классов, где каждый ученик выполняет свою часть работы; при этом взаимодействие, общение старших и младших по существу отсутствует, что снижает воспитательную эффективность занятия. В то же время организация совместной деятельности детей не является самоцелью, а реализует воспитательный и образовательный потенциал занятия.
5. Принцип оптимального подбора учащихся по возрасту на учебном занятии.
Педагогу важно решить, учащихся какого возраста лучше всего объединить на занятии. Психологи считают, что оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся не должен превышать 3—4 года (Е.И. Дымов и др.). При таком диапазоне ученики могут сотрудничать, достаточно высока срабатываемость детей в группе. Больший диапазон может привести к излишней опеке, а иногда и подавлению инициативе младших старшими, создать дополнительные проблемы в организации совместной работы учащихся разного возраста.
В то же время возможны занятия, когда возрастной диапазон учащихся увеличивается. Это целесообразно в том случае, когда старшие заменяют учителя или помогают при проведении занятия в младшем классе. Возрастной диапазон зависит от того, какие задачи являются приоритетными на конкретном занятии, как соотносится содержание материала в различных классах и сочетаются способности и подготовленность детей разных классов по конкретному предмету и по данной теме, какими педагогическими средствами и методиками пользуется учитель.
Все вышеизложенные принципы взаимосвязаны и должны быть реализованы в комплексе. От этого зависит эффективность разновозрастного занятия.
Заключение.
Физическое воспитание в сельской школе имеет свои отличительные особенности по сравнению с таковым в городской. Эти особенности обусловлены слабым развитием сферы дополнительного образования по удовлетворению физкультурных интересов и потребностей учащихся. Данное обстоятельство, а также результаты сравнительного анализа позволяют сделать вывод: реализация идеи спортивно ориентированного физического воспитания в условиях сельской малокомплектной школы может иметь свои способы решения. Одним из способов может быть вариант организации спортивно ориентированного физического воспитания.
Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.
В условиях обучения учащихся разного возраста и не одинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.
Литература
1.Байбородова Л.В. Бутин И.М. Леонтьева Т.Н. Масленников С.М. Методика обучения физической культуре М., 2004
2.Железняк Ю. Д. Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. М. 2001
3.Настольная книга учителя физической культуры. Автор-составитель: Погадаев Г.И., . М. 2000. 445с.
4.Пензулаева Л.И. Физическое воспитание в малокомплектной школе. Книга для учителя. М. 1990.
5.Физическое воспитание в малокомплектной школе. Пособие для учителей. 2-е изд.доп. и перераб. М. 1983
6.Янсон Ю.А. Педагогика физического воспитания школьников. Ростов-на-Дону, 1993. 235с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Опираясь на традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса Дубровская детская музыкальная школа решает такие задачи, как: увлечение детей освоением нового музыкального репертуа...
Статья "Особенности полихудожественного воспитания школьников в сельской малокомплектной школе во время внеурочной деятельности"
В статье рассказывается о политехническом подходе к преподаванию предметов эстетического цикла....
Методика интенсификации процесса физического воспитания учащихся малокомплектных сельских школ на основе инновационных технологий
Ключевые слова: физическое воспитание, спортивно ориентированный подход, инновационная программа, игровые средства.Аннотация: В системе рассматриваются вопросы модернизации школьного физического воспи...
Дипломная работа «Тестирование физических качеств учащихся в сельской малокомплектной школе».
Методика преподавания физической культуры в объединённых классах сельской малокомплектной школы....
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»
Доклад на тему "Организация физкультурно-оздоровительной работы в сельской малокомплектной школе»...
Особенности организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью
В статье содержится информация об особенностях организации физического воспитания младших школьников с умственной отсталостью...
Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы
Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы...