Статья "Особенности полихудожественного воспитания школьников в сельской малокомплектной школе во время внеурочной деятельности"
статья по алгебре по теме
В статье рассказывается о политехническом подходе к преподаванию предметов эстетического цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st-s1.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности полихудожественного воспитания школьников в сельской малокомплектной школе во время внеурочной деятельности.
Швечко Л.И., Бахмутская Е.В.
Цель современной системы образования ориентировать ребенка к самостоятельному и активному познанию мира. Сегодня одной из её важнейших задач является формирование личности ребенка, способного творчески подойти к освоению сложности современного мира. Творческий потенциал человека можно развивать в течение всей его жизни. Формирование личности человека наиболее активно происходит в детском, подростковом и юношеском возрасте. Образование играет роль сундука с сокровищами: таинственным миром непознанного и неведомого ребенку. Достать из этого сундука и дать ребенку эти знания, развить его навыки и его умения - не главное. Гораздо важнее для современного мира - пробудить в нём желание к познанию, желание самостоятельно добыть эти знания и желание их творчески применить, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества, т.е. самостоятельно найти эти сокровища. Воспитание такой активной творческой личности, которая сможет не только самосовершенствоваться, но и творчески изменить мир, невозможно без искусства. Искусство обладает особыми законами художественно-образного познания, что помогает раскрыть ребенку мир через образы. Искусство обладает значительным воспитательным потенциалом, оно формирует духовный мир ребенка, влияет на его ум, чувства, мировоззрение, помогает приобрести ему опыт хороших и плохих впечатлений. Встает вопрос об организации художественного образования детей, которое позволило бы ребенку понять и принять всё разнообразие художественной составляющей различных видов творчества. Ребенок всегда хочет и может, в той или иной мере, выразить себя и свое отношение к миру посредством рисунка, танца, слова, песни, музыки. Необходимо задуматься, как сделать современное образование союзником ребенка в творческом процессе.
Полихудожественное воспитание может объединить на духовном уровне для ребенка в его творческом процессе слова и цвета, пространство и образы, жесты и звуки. Все эти спектры полихудожественного воспитания раскрываются в процессе внеурочной деятельности. В школах с небольшим количеством учащихся на педагогов ложится огромная нагрузка по реализации федерального государственного образовательного стандарта. Они проводят не только учебные занятия, но и в условиях монопоселения, создают условия для достижения учениками необходимого для жизни в обществе социального опыта и условия для многогранного развития каждого обучающегося в свободное от учёбы время. В нашей школе на внеурочную деятельность отводится по 10 часов в 1-ом и во 2-ом классах. Направления развития личности и названия объединений:
- Духовно-нравственное: «Зёрнышки», «Праздники, традиции, ремёсла народов России»;
- Социальное: «Я - пешеход и пассажир», «Православная культура»;
- Общекультурное: «Смотрю на мир глазами художника», «Учим английский вместе», «Декоративно-прикладное искусство», «Школьный театр Петрушка», «Народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников»;
- Интеллектуальное: «В мире книг».
- Спортивно-оздоровительное: «Юный турист: изучаю родной край».
На занятиях преподаватели раскрывают в ребятах нравственные, творческие, организаторские и музыкальные способности, которые являются неотъемлемой частью духовного развитии младших школьников.
Полихудожественное воспитание во внеурочной деятельности помогает ребенку понять силу чувств, ярко представлять себе образы героев произведений, получать удовольствие от прочитанной литературы, вживаться в ситуацию и в образы, сопоставлять себя с героями, расширять свой словарный запас, развивать воображение и мышление, эстетически развиваться. Второй год в нашей школе проводиться такая работа. Уже есть некоторые результаты этого воспитания. Были выявлены особенности развивающего влияния полихудожественного воспитания во внеурочном процессе. Мы определили несколько критериев, по которым определяли влияние полихудожественного воспитания на ребенка на протяжении 2лет:
1. Как и средствами чего ребенок умеет изложить свои мысли и настроение – а) заученными общими фразами от 86% в начале, до 24% сейчас;
б) аргументировать свои убеждения от 15% в начале, до 74% сейчас;
2. Наличие творческого воображения -
а) способность предложить собственный сюжет от 11% до 70%;
3. Понимание структуры художественного произведения -
а) понимание глубины текста от 5% в начале, до 65% сейчас;
б) художественная речь от 18% в начале, до 86% сейчас
На этих результатах внеурочной деятельности были определены развивающие этапы полихудожественного воспитания: от 6 до 9 лет – физическое освоение мира; накопление знаний через игру, действие; 9-13 лет – художественно - эстетическое восприятие мира, развитие собственных фантазии, осознание себя как личности, умение понять суть вещей; старше 13 лет – интеллектуально - осознанное познание мира, формирование способности к размышлению, выводам, обобщениям, развитый интеллект, культура мысли и речи; правовая культура; творческое познание мира.
Основными требованиями к полихудожественному воспитанию во время внеурочной деятельности в школе: развитие и укрепление полученных результатов на занятиях; полноценное эстетическое развитие каждого ребенка. Полихудожественное воспитание формируется не только в общешкольном образовании через урок, но и в рамках внеурочной деятельности, которая помогает проводить проектно - исследовательскую, поисковую и творческую работу. Для этой деятельности необходимы педагоги высокой компетентности, которые смогут обеспечить её: качество, доступность, эффективность, новые формы. Создадут творческую среду в едином эстетическом пространстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКИХ МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ШКОЛ
Презентация "Организация научно-исследовательской деятельности по географии в условиях сельских малокомплектных школ"...
Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе
Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...
Статья «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»
Выступление на РМО учителей русского языка и литературы по теме: «Исследовательская и проектная деятельность учащихся в условиях сельской малокомплектной школы»...
«Использование элементов краеведения, экологии, этнографии для развития творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»
Презентация о специфики работы учителя географии в малокомплектной, малочисленной школе....
Формирование патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала(из опыта работы)
В данной статье раскрывается опыт работы по формированию патриотизма на уроках и внеурочное время в условиях сельской малокомплектной школы на основе краеведческого материала...
Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы
Организация внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы...